Развивающие игры для детей от 2 лет дома

Уже через месяц вашей крохе исполнится 2,5 года. С какими навыками, знаниями и физиологическими показателями ребенок приближается к этой дате? Узнаем, что должен уметь малыш в 2 года и 5 месяцев и чему его еще нужно научить.

Физиологические параметры ребенка в 2 года и 5 месяцев

Рост, вес и другие показатели развития малыша в 2 года 5 месяцев мало отличаются от физиологических параметров ребенка в 25 или 30 месяцев.

Наш малыш приблизительно должен соответствовать показателям, указанным в этой таблице

Ничего страшного, если параметры вашего чада не совсем соответствуют цифрам в таблице. Каждый малыш по-своему индивидуален, а с возрастом он сравняется со своими сверстниками.

На что способен ребенок в 2 года и 5 месяцев

В этом возрасте малыш становится очень активными. Он не просто ходит, а передвигается с необыкновенной скоростью, не забывая при этом перешагивать через попадающиеся препятствия. Кроха без проблем поднимается и спускается по ступенькам переменными или чередующимися шажками. Любознательность и активность малыша возрастает с каждым днем .

Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

В этом возрасте кроха может заучивать небольшие стишки, продолжать предложение из сказки, которую ему рассказывают, или напевать знакомую песенку. В 2 года и 5 месяцев малыш должен уметь вести диалог с взрослыми или сверстниками, не только отвечая на их вопросы, но и задавая встречные.

Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

В таких случаях речь малыша нужно терпеливо поправлять, чтобы неверное произношение слов не вошло в привычку.

Эмоциональное и психическое развитие ребенка

К 2,5 годам у малыша начинается фаза активного отстаивания своего «Я». Психологически он постепенно отделяется от родителей, начиная осознавать себя отдельной личностью. Наблюдая за окружающим миром, ребенок формирует собственные взгляды на все, что происходит вокруг. В 2 года 5 месяцев начинается формирование характера малыша.

  • Эмоциональное развитие . Когда вашему чаду чуть более 2-х лет, у него активно начинают проявляться различные эмоции. Он испытывает нежность и проявляет заботу о близких людях, радуется или злится, тоскует, завидует или боится, очень гордится своими достижениями. Пока он еще не может понять до конца поведение других людей и оценить их поступки. Ближе к 2,5 годам малыш восторгается всем, что происходит вокруг — увиденным на прогулке цветков или порывом ветра, который быстро мчит по воздуху осенний листок. Проявляет активный интерес к животным и растениям. В маленькой головке уже существуют эмоциональные ассоциации с тем, что происходило с ним раньше — во время праздника бывает весело, играть одному скучно, а идти к доктору страшно.
  • Привязанность к близким людям . Дети по-прежнему очень привязаны к родным, но уже четко осознают индивидуальность каждого из них и к каждому относятся по-разному. Кроха понимает, что папа строгий, мама добрая, а бабушка самая заботливая. Малыш теперь относится к ним по-разному, кого-то слушается, а кого-то нет. Настороженность, с которой он встречает незнакомого человека проходит, как только ребенок почувствует к себе доброжелательное отношение. В этом возрасте дети становятся более любознательными и легко идут на контакт.
  • Проявление самостоятельности . В 2-3 года любимой фразой маленького человечка становится «Я сам!» К сожалению, не все у малыша может получаться сразу, поэтому неудачи вызывают у ребенка бурю эмоций. Взрослым нужно проявлять терпение, не отбивая у крохи стремления к самостоятельности, а тактично помогать справиться с этим. У ребенка должно сложиться впечатление, что он справился с задачей сам.

Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев

Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.

К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.

  • Он успешно преодолевает препятствия на пути.
  • Прыгает на 1-2 ножках.
  • Умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает и подпрыгивает.
  • Удерживает равновесие, стоя на носочках.
  • Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
  • Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Самостоятельно открывает и закрывает дверь.

Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.

Режим дня малыша

В пользе соблюдения распорядка дня маленьким человечком сомневаться не приходится. Ребенок становится дисциплинированным и приучается делать то, чего ему в данный момент и не хочется.

Что входит в режим дня малыша?

  • Прием пищи.
  • Развивающие занятия с ребенком.
  • Подвижные и пассивные игры.
  • Прогулки.
  • Дневной сон.
  • Утренние и вечерние водные процедуры.

Время, отведенное на каждый из пунктов, родители к этому возрасту могут определять самостоятельно. Кто-то из детей любит побольше поспать, другие весь день проводят в непрерывном движении, а некоторые дети предпочитают спокойно поиграть в песочнице.

Составьте своему чаду распорядок дня исходя из его эмоционального и физического развития.

Питание малыша в 2 года 5 месяцев

Чтобы кроха нормально развивалась, нужно правильно сбалансировать . Кормить ребенка этого возраста нужно 4 раза в день, включая в его рацион продукты, богатые белками, жирами, витаминами, минералами и микроэлементами, необходимыми для нормального развития.

  1. Мясные продукты — нежирная свинина, курица, говядина, печень, а также рыбные продукты должны составлять 7-8 % суточного рациона малыша.
  2. Молочные и кисломолочные продукты — кефир, молоко, сметана, сыр, йогурт и творог составляют около 40 % в ежедневном питании крохи.
  3. Мучные и крупяные изделия — выпечка и каши составляют около 15 % за сутки.
  4. Овощи и фрукты непременный атрибут детского меню. Являющиеся кладезем витаминов для детского организма, они должны составлять не менее 35 % от общего объема пищи за сутки.
  5. Сахар, масло и жиры растительного и животного происхождения являются для малыша источником энергии. Их суточный рацион должен быть не более 3 %.
  6. Потребность в жидкости ребенка в 2 года 5 месяцев составляет до полутора литров в сутки. Это может быть чай, сок, компот или кисель.

Все продукты включаются в рацион маленького человечка в различных сочетаниях, чтобы его меню было разнообразным, и малыш кушал с удовольствием.

Занятия для физического и умственного развития в 2 года и 5 месяцев

Чтобы ребенок гармонично развивался, нужно продолжать начатые в более раннем возрасте занятия. Все они, как и прежде, должны проходить в увлекательной игровой форме. Маленький почемучка все активнее познает окружающий мир, задача родителей — помогать ему в этом.

Учим кроху осознанному выбору. Приближаясь к 2,5 летнему возрасту, ребенок должен иметь возможность сам выбирать, в какие игрушки поиграть, какую одежду надеть или какую книжку ему должны почитать.

Задавайте крохе вопросы, чтобы поставить его перед разным выбором

  • Скажем, что он будет сейчас делать — рисовать или складывать пазлы.
  • Какой напиток ему принести — сок или кисель.
  • Какие носочки он наденет — синие или зеленые.

Учите делать выбор не только из 2-х предметов, но и из нескольких. Попросите объяснить, почему он выбрал именно это, а не другое.

Учите малыша быть самостоятельным

В возрасте 2-х лет и 5 месяцев нужно приучать кроху убирать за собой разбросанные игрушки. Придя с прогулки, покажите, куда он должен поставить обувь и повесить курточку. Если малыш отвлечется и забудет, объясните ему, что наводить порядок в своих вещах он должен самостоятельно, так как уже подрос и умеет все делать сам.

Помогите человечку выбрать интересную для него , немного поучаствуйте в ней, а потом пусть кроха играет самостоятельно. В этом возрасте он спокойно должен играть один не менее получаса.

Обращайте внимание крохи на то, что в семье каждый занят своим делом. Предложите малышу самому выбрать то, чем он будет заниматься сам, без помощи взрослых.

Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

Пора приучать кроху выполнять последовательно 2 или более действий. К примеру, уложить куклу спать и спеть ей песенку, скушать ложечку каши и запить ее чаем. Если ребенок забывает о второй части просьбы, напомните ему об этом. К этому возрасту он должен научиться справляться со сложными заданиями, ничего не забывая при этом.

Чтобы развитие ребенка соответствовало его возрасту, крохе нужно уделять каждую свободную минуту. Не отмахиваться от его бесконечных «Почему», а доступно и интересно объяснять ребенку все, что его интересует.

Нужно разговаривать с маленьким человечком как можно больше и учить его осваивать новые навыки и знания в непринужденной и доступной для него игровой форме, подталкивая к самостоятельным действиям.

Игры для детей от 2 до 5 лет, направленные на формирование правильной модели поведения у детей.

Вначале рассмотрим особенности поведения детей от 2 до 5 лет

Детей этого возраста так же, как и малышей помладше, привлекают новые вещи. Однако интересуются они уже не столько внешними характеристиками предмета, сколько пытаются выяснить его назначение и познакомиться с его свойствами — лёгкий, тяжёлый, горячий, холодный, мягкий, твёрдый и т. д. Они обязательно попробуют использовать предмет каким-нибудь образом. Дети от 2 до 5 лет охотно исполняют поручения, помогают взрослым. Они копируют поведение взрослых и выполняют различные, взятые из повседневной жизни действия с игрушками — кормят, лечат, укладывают спать, готовят еду, стирают кукольную одежду. Дети умеют распознавать настроение окружающих, сопереживают, стремятся утешить того, кто расстроен.

Старайтесь не показывать малышу, что сердитесь на него за непослушание, но не скрывайте, что вы расстроены. С заупрямившимся ребёнком говорите негромким голосом, объясняя, почему надо поступить именно так, как говорите вы (потому что иначе папа останется без обеда, поскольку у вас не будет времени его приготовить, или сам малыш не сможет надеть любимую кофточку, поскольку она не постирана). Пообещайте, что вместе с ним постираете, приготовите и потом, конечно, поиграете: «Пойдём скорее, дома ты мне поможешь включить стиральную машину (разложить ложки, покормить кошку, полить цветы). А потом мы почитаем книжку с красивыми цветными картинками», «Хочешь я тебе дам посмотреть глобус (старый мобильный телефон, поварёшку, шланг от пылесоса), когда мы придём домой?»

Дать выход накопившейся негативной энергии ребёнка помогут игры.

Игры на переключение внимания

Место проведения. Дома или на улице.

Как играть. Попробуйте поиграть в догонялки, присев на корточки.

Споём вместе!

Место проведения . Дома или на улице.

Как играть . Начните вполголоса напевать любимую вами песню, заменяя все или почти все слова на «ля-ля-ля». Попросите ребёнка подпевать вам: «Давай петь вместе». Почти все детки любят что-нибудь мурлыкать, они с удовольствием составят вам компанию.

Бросалки на улице

Место проведения. На улице.

Что необходимо . Камешек.

Как играть . Бросайте по очереди камешек. Дойдя до него, поднимите и бросайте снова.

Примечание . Играйте по направлению движения, будьте внимательны, чтобы не попасть в прохожих.

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Резиновая игрушка.

Как играть. Аналогично игре «Бросалки на улице».


Не заблудись!

Место проведения . На улице.

Что необходимо . Мел.

Как играть . Дайте ребёнку мелок, пусть он отмечает путь, оставляя на асфальте метки (полосочки или крестики), чтобы «не заблудиться».

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Кубики или карандаши.

Как играть. Переходя из одной комнаты в другую, кладите кубики или карандаши, отмечая путь.


Игры для снятия отрицательных эмоций

Топ-хлоп

Место проведения. Дома или на улице.

Как играть. Встаньте напротив друг друга. Начинайте одновременно хлопать в ладоши, а потом топать ногами. Сначала по одному разу, потом по два раза, потом по три и т. д. Считайте хлопки вслух.

Место проведения. Дома.

Что необходимо. Небольшие по размеру клубки ниток.

Как играть . Если участников игры много, разделитесь на две команды. Каждой команде выдайте одинаковое количество клубков. По сигналу одновременно бросайте клубки друг в друга.


Дискотека

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Быстрая музыка.

Как играть. Танцуйте вместе с ребёнком как хочется, главное, чтобы было весело и побольше движений. Возьмите малыша за руки и руководите его движениями.

Делай, как я!

Место проведения . Дома.

Как играть. Выполняйте различные упражнения, чередуя движения на напряжение и расслабление мышц. Сначала потянитесь высоко-высоко, потом сядьте на пол, как будто кукловод отпустил ниточки, привязанные к вашему телу. Покажите как вы, например, надуваете воздушный шар, бьёте по мячу, подметаете пол, обнимаетесь, прощаетесь, переключаете каналы на пульте телевизионного управления, играете на пианино, протираете окно и т. д.

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Несколько листов бумаги или старая газета.

Как играть. «Давай намусорим немножко, а потом всё уберём!». Возьмите приготовленную бумагу и вместе с ребёнком порвите её на много-много кусочков. Когда бумага закончится, так же вместе уберите обрывки.


Попади в цель — 1

Место проведения . Дома.

Что необходимо . Маленький мячик, обруч (тазик, ведёрко).

Как играть . Бросайте мячик, пытаясь попасть внутрь обруча.

Попади в цель — 2

Место проведения . На улице.

Что необходимо. Камешки, нарисованный на земле или выложенный по контуру камешками круг.

Как играть. Бросайте по очереди камешки, пытаясь попасть ими в круг.

Рисование мелками

Место проведения. На улице.

Что необходимо. Мелки, асфальт или любая другая поверхность, позволяющая рисовать на ней мелом.

Как играть . Пусть ребёнок много и разнообразно рисует, чертит различные линии, не заботясь о точности изображаемого.

Футбол

Место проведения. На улице.

Что необходимо. Футбольный мяч или мяч похожего размера.

Как играть. Пинайте мяч друг другу. Если кто-то из вас не смог поймать мяч, значит, забит гол.

Волейбол

Место проведения. На улице.

Что необходимо. Мяч среднего размера. Невысокий турник, скамейка, ветка дерева.

Как играть . Перебрасывайте мяч через преграду.

Место проведения . На улице.

Что необходимо . Игровой комплекс на детской площадке.

Как играть. Проложите маршрут: где пробежать, под чем проползти, через что перелезть. Зафиксируйте время, затем по команде ребёнок начинает преодолевать препятствия.

Примечание. При составлении маршрута помните, что он должен быть безопасен для здоровья ребёнка.


Игры и занятия, формирующие положительную модель поведения

Место проведения . Дома.

Что необходимо . Листы белой бумаги, цветные карандаши или восковые мелки.

Как играть . Предложите ребёнку нарисовать ветер, грозу, много-много травы, деревья и т. п. Главный принцип выбора сюжета — возможность рисовать, не заботясь о точности изображаемого.

Сюрприз для...

Место проведения. Дома. Что необходимо. Например, пластилин.

Как играть. Предложите ребёнку сделать подарок, например, для папы: «Папа придёт домой с работы уставший, а мы с тобой вылепим из пластилина красивую фигурку и подарим ему. Папе будет очень приятно».

Маятник

Место проведения . Дома.

Как играть. Посадите ребёнка на корточки. Встаньте у него за спиной и тихо раскачивайте его вперёд-назад, вправо-влево. Игру можно проводить, завязав глаза. Чтобы малыш не боялся, покажите ему, как это интересно: пусть папа покачает вас.

Место проведения . Дома.

Что необходимо . Подшефный объект (игрушка или растение).

Как играть. Начинать рекомендуется с игрушек — мыть, ставить на место, подбирать для них друзей и т. д. Затем переключаем внимание ребёнка на комнатные растения — поливаем, протираем от пыли, следим, чтобы им хватало света. Разумеется, взрослый всегда должен быть рядом.

Нежность

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Медленная музыка или запись пения лесных птиц.

Как играть. Положите ребёнка на пол, попросите его закрыть глаза, раскинуть в стороны руки и вытянуть ноги. Слегка поглаживайте или дотрагивайтесь до малыша, с тем, чтобы он научился расслабляться.

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Несколько игрушек, коробка.

Как играть . Берите по очереди игрушки и кладите на место в коробку: «Игрушки резвились, с нами играли, устали. Положим их спать». Можно спеть им колыбельную.

Воздушный шарик

Место проведения. Дома или на улице.

Что необходимо . Воздушный шарик.

Как играть . Надуйте воздушный шарик и плавно перекидывайте его друг другу. Во время игры не допускайте резких движений.

Букет

Место проведения. На даче, в лесу, в парке.

Как играть. Соберите букет из полевых цветов или листьев (осенью). Не забывайте обращать внимание ребёнка на красоту окружающей природы. Когда букет будет готов, подарите его кому-нибудь из родных.

Воспитание, занятие, игры с ребенком 2.5 года
Малыш, не спеша, подходит к кризису 3-х лет. Родителям нужно набраться терпения и найти баланс между «можно» и «нельзя». Не должно быть вседозволенности, но недопустим и тотальный контроль.

Организация жизни ребенка

Нужно прививать, повторять и закреплять навыки гигиены: умываться утром и вечером, чистить зубы (ребенок вполне может делать это самостоятельно под присмотром взрослых), мыть руки перед едой и после нее. Полезно проводить утреннюю зарядку и процедуры по закаливанию малыша. Неплохо, если родители сами будут закаляться и заниматься гимнастикой, так как личный пример – самый действенный.

Очень важны прогулки на свежем воздухе. Зимой достаточно 1 часа, а летом можно гулять весь день. На улице будут уместны подвижные игры. Закаливающее действие оказывает ходьба босиком по траве и песку.

Развитие моторики

Хорошее упражнение для мелкой моторики – игра с клизмой и пипеткой. Дети любят возиться с водой, поэтому малыш с радостью возьмется за наполнение клизмой небольших емкостей (коробки-клетки для яиц) или пипеткой крошечных ячеек (упаковки из-под таблеток). Для большего интереса воду можно подкрасить.

Крупная моторика укрепляется ходьбой по лестнице, лазанием, игрой с мячом. Иногда ребенок сам придумывает себе упражнения, которые отлично развивают и оттачивают моторику.

Игры

Ребенок строит башни из кубиков и простых конструкторов, но затем нередко сразу же разрушает свое творение. Стремление все ломать скоро пройдет, поэтому родителям не стоит зацикливаться на этом.

Многим детям нравится строить домики и прятаться в них. На строительство идут стулья, покрывала, подушки. Важно проследить, что, из чего и где затеял строительство малыш и обезопасить его.

Обучение

Ребенок начинает интересоваться буквами и цифрами. Родители могут попробовать выучить с малышом самые простые из них.

Важно ежедневно тренировать детскую память: можно попросить ребенка рассказать, как прошел его день, что случилось утром и вечером. Хорошая игра в картинки: ребенку показывается рисунок с простым сюжетом и прячется, а ребенок должен рассказать, о чем картинка, можно помогать ребенку вопросами.

Малыш умеет включить телевизор, телефон и компьютер.

Поведение и чувства

Ребенку нравится играть с другими детьми, но он предпочитает общение со взрослыми. Малыш подолгу рассматривает себя в зеркале, оценивает и сравнивает свой внешний вид с другими детьми и взрослыми. Девочки волнуются по поводу платьев, причесок, а мальчики – умения и мастерства что-либо делать.

Развитие речи

Речь стала понятной, в разговоре используются все части речи. Ребенок может контролировать громкость своего голоса. Малыш становится почемучкой, желая побольше узнать об устройстве мира и мучая окружающих вечным вопросом «Почему?».