Дева из гарема водяного. Как проходили ночи любви. Почему рабыни спали в одной комнате

Маленькие тайны большого гарема Османской империи

Харем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.

Восточный гарем - тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.


Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом


Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.


Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.

Гарем султанов Османской империи

Харем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.

Восточный гарем - тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.


Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом


Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.


Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.

Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.

Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.

Охраняемый рай

Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.

Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».

Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.

Кастинг

В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).

Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.

Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.

Курсы соблазнения

Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы - старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.

Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.

На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.

Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.

Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.

Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.

Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.

Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.

По Золотому пути

Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек. Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.

Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова. Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.

Хамам

Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.

Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.

В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.

Тело, достойное султана

После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.

Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.

Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.

После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.

Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой - гвоздики.

Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.

Макияж

Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы. Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель - пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.

Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры. Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.

В отличие от христианства, в исламской религии удовольствие от интимной близости не считалось грехом. Но Коран запрещал анальный, групповой и однополые отношения. Поэтому, представляемые многими европейцами оргии и лесбийские утехи между скучающими наложницами, скорее всего, были сказочной выдумкой.

Сериал «Великолепный век» на несколько лет погрузил российских зрительниц в восточные сказки. Романтика и интр

Как готовили наложниц: секреты султанского гарема

 17:30 29 декабря 2016

Сериал «Великолепный век» на несколько лет погрузил российских зрительниц в восточные сказки. Романтика и интриги! Десятки красивых женщин и, что особенно важно, мужчин. Во многом под влиянием многосерийного шедевра молодая москвичка уехала в Турцию, вышла замуж за местного мачо и поступила в стамбульский университет. Здесь-то она и обнаружила сенсационные документы, которые помогли разработать уникальный комплекс для похудения. Яна Бай-Лилик поделилась подробностями.

Минус 10 кило

«Университет построен на месте Старого дворца, где в Средние века обучали наложниц султанов. В том числе и Сулеймана Первого, которого показывают в сериале. Мне захотелось изучить все документы того периода, которые сохранились до наших дней.

Когда прочла хозяйственные книги гарема, поняла: как много выдумок в «Великолепном веке». То есть писатели, художники, а теперь и режиссеры всё приукрашивают. Ради красивого сюжета.

Реальная жизнь наложниц была в триста раз скучнее. Но зато сколько полезного они с собой делали, чтобы оставаться красивыми и стройными! У них уже тогда были разработаны целые комплексы правильного питания (в гареме действовало правило семи трапез) и разумных физических нагрузок. Чтобы красавицы не перекачивали пресс, а оставались женственными.

Я на этой диете сбросила 10 кило лишнего веса. Надеюсь, бесценный опыт средневековых красавиц пригодится и современным женщинам».


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

Брюнетки в тренде

На самом деле слово «гарем» переводится как охраняемая зона. То есть место, куда запрещен вход всем мужчинам, кроме султана. Ну и евнухов (хотя они не считаются). Это не просто общежитие. Здесь были фитнес-центр, салон красоты и институт благородных девиц в одном флаконе.

В книгах записано, что в гаремах чётко следили за селекцией. Не просто так свозили красавиц со всей империи. Или там пленниц захватывали в набегах на соседние страны. Был чёткий план: сколько нужно новых девушек в год. Какого цвета должны быть волосы. По статистике, 85–90 процентов отдавалось брюнеткам. Блондинок было существенно меньше. А вот рыжеволосые красавицы считались табу: в Средние века правители видели в них воплощение демонических сил. Кстати, посмотрите, как выглядят все победительницы конкурса «Мисс мира», например. Увидите такую же тенденцию!


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

Где будем талию делать

Вы удивитесь, но рост девушек был не особенно важен. Главное, чтобы они были стройными. Многие российские туристы наверняка видели толстушек-аниматоров, которые исполняют в турецких отелях танец живота. Так вот они не имеют ничего общего с теми прекрасными наложницами, что жили в гареме.

Султаны ценили бёдра и талию. И, как ни странно, почти не обращали внимания на грудь. Идеальная разница между талией и бёдрами описывалась как 2/3. Это вполне совпадает с современным идеалом красоты 60/90.


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

Ходить пешком, а лучше бегать

В гареме султана было около 500 комнат. А также огромный парк. Наложницам запрещалось ездить в карете (за исключением любимой жены правителя). Приходилось всюду ходить пешком. И это было только первым из занятий средневекового фитнеса.

Каждый день в парке устраивались состязания – одна девушка убегала, сжимая в руке шарф или платок. Остальные ловили. Та, кому удавалось ловко выхватить платок у водящей, становилась королевой дня. Ей разрешались хамам, массаж и прочие умасливания. Награда шикарная, поскольку к подобным процедурам допускались только победительница забега и та наложница, которая готовилась к ночи с султаном. Оно и понятно, толпа народу (в гареме проживало до тысячи женщин одновременно), все в парилку не поместятся.


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

Танцуй, пока молодая

А ещё были танцы. Танцевали много, пока оркестр не падал от усталости. Вопреки распространённому мнению, что кроме бэллидэнса наложницы ничего не умели. Но в книгах записано, что на занятиях они разучивали до 20 разных танцев, причём все – с нагрузками.

И на репетициях, и перед султаном девушки носили тяжёлые браслеты на запястьях и лодыжках, а иногда ещё и ожерелья. Либо могли просто держать в руках апельсины, плоды граната… Попробуйте потанцевать в таком режиме хотя бы 2–3 раза в неделю – потрясающий эффект.


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

Не заплывать за буйки

Ещё одна разновидность физических нагрузок – плавание. Наложницы плескались в трёх больших бассейнах на территории гарема. Считается, что в XV веке уже были некие элементы аквааэробики: девушки занимались растяжками в паре друг с другом. Кстати, именно у бассейна султан наблюдал за своими красавицами и составлял список претенденток. На среду – четверг – пятницу, например.

Но главное, все эти упражнения – ходьба, бег, плавание и танцы – не требовали каких-то сверхчеловеческих усилий. Всё происходит как бы само собой, а эффект потрясающий. Современные девушки могут получать от этого удовольствие и при этом становиться стройнее.


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

Правило семи трапез

1. Утром натощак девушки выпивали айран. В Турции его предпочитают солёным, но можно заменить и обычным.

2. Завтрак: варёные яйца, курица, овощи, фрукты. И опять айран, но уже с нарубленной в него зеленью.

3. Кофе-брейк. Кофе в те годы считался напитком только для элиты. А женщинам его вообще запрещали пить. Только для наложниц султана делали исключение. К кофе обычно подавали финики и изюм.


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

4. Обед. Здесь присутствовал обязательный суп – овощной (типа Минестроне) или чечевичный. Также подавали мясо, маслины и тонкие рулетики из лаваша с начинкой из брынзы и зелени. Кстати, сейчас очень популярны фаршированные маслины (с лососем, лимоном и другими вкусностями), так вот эту идею придумали именно в гареме султана Сулеймана. Исторический факт.

5. Ещё один обед. Но уже рыбный. А также осьминоги и прочие морепродукты. И опять же овощи, сыр (чаще всего – брынза) и маслины.

Важно! В гаремных книгах обозначен расход порций. Девушкам не разрешалось съедать больше 250 граммов за один приём пищи. И тарелочки были маленькие, чтобы не вводить в искушение.


Фото: кадр из сериала «Великолепный век»

6. Ужин. Чаще всего просто фрукты. Но тем, кто отправлялся в опочивальню к султану (и нескольким запасным наложницам), разрешали пить кофе.

7. На ночь снова стакан айрана с зеленью.

Наложницы ограничивали себя только в части сладкой выпечки. Она разрешалась только наутро, после ночи в покоях султана. До полудня! Учитывая, как редко наложницы попадали в спальню владыки, многие из них годами не ели пирожных.

Особенности национальной кухни

Турецкая кухня идеально подходит для тех, кто хочет сесть на диету.

Во-первых, всё готовят на оливковом масле, что не только вкусно, но и очень полезно.

Во-вторых, используют самое диетическое мясо – баранину, телятину и курицу.

Овощи в больших количествах – это тоже плюс. Особенно запечённые баклажаны (ведь бабагануш тоже изобрели в гареме султана).

Можно отметить также пристрастие турецких поваров к йогурту, которым они активно сдабривают всё. Даже мясо в йогурте готовят.

О том, как жили первые османские султаны известно не так много. Турецкие учёные по сей день, буквально, по крупицам собирают информацию о самих правителях, их ближайших родственниках, женах и т.д.

Чем больше времени проходит, тем сложнее отыскать правдивую инфорацию, касающуюся первых османов.

Так, до сих пор точно не известно, сколько жён и детей имели первые правители – Осман и его сын Орхан. Однако, согласно обнаруженным историческим данным можно предположить, как именно происходило заключение браков в раннем османском бейлике.

Известно, что племя Османа было не таким сильным, в следствие чего соседние государства не желали выдавать своих знатных девушек за сыновей султана. Мужчинам приходилось выбирать между соседними племенами, а так же некоторыми христинскими народами, с которыми либо велась война, либо же наоборот – были добрососедские отношения.

Как мы знаем, мусульманин имеет прав иметь четыре жены, однако в условиях, когда брак – это, порою, единственная возможность заключить мирный союз, такое ограничение весьма проблематично.

Соответственно, было принято решение, брать чужестранок в свой гарем, предоставляя женщинам все те же права, что и официальным жёнам, с которыми был заключён никях.

Один из европейских учёных, увлекающийся историей османской империи – А.Д. Олдерсон утверждает, что Орхан, сын Османа, имел в своём гареме 6 женщин. Все они были женщинами знатного происхождения: часть из них были византийками, в том числе дочь византийского императора Иоанна VI, одна – дочерью сербского короля Стефана и две местные женщины, в том числе двоюродная сестра по дяде.

Таким образом, гаремы были необходимостью, которая позже стала традиций. По мере роста империи, в гаремах становилось всё больше женщин, причем большинство из них приезжали не по собственной воле, как в случае с семьёй Орхана, а привозились из военных походов и были пленницами.
Но, как мы знаем, у каждой такой рабыни был шанс всё же стать госпожой.

Султану нужны были только девственницы?

Во дворец Топкапы попадали девушки с разных концов планеты. Отовсюду, куда доходило османское войско, воины привозили в Турцию женщин разного происхождения и возраста. Были среди них и богатые купчихи, и бедные крестьянки, и знатные дамы, и безродные девки.

Однако в гарем султана попадала далеко не каждая. Девушек для правителя выбирали сразу по нескольким критериям, помимо красоты. Это и здоровое тело, здоровые зубы, красивые волосы и ногти. Очень ценились светлые девушки, с русыми волосами и незагорелой кожей.

Фигура так же была важна – рабыня не должна была быть слишком худой или полной. Ценилась тонкая талия и широкие бёдра, небольшой животик, а вот размер груди особо никого не волновал.

Изучив хорошенько девушек на невольничьем рынке, отбирали самых лучших. Их отправляли на обследование к врачу, где ещё раз проверяли здоровье, а так же девственность. Последний параметр был особенно важен, ведь каждая из рабынь могла в последующем стать наложницей султана.

Да, для султана была важна чистота женщины. Несмотря на то, что рабыня – далеко не законная жена, основным её предназначением оставалось рождение наследника. Как и любой восточный мужчина с горячим темпераментом, султан не мог допустить возможности связи с ранее использованной девушкой.

Более того, девушкам приходилось держать в тайне даже то, что, живя на Родине, они были помолвлены или влюблены. Следовало сохранять видимость, что султан – единственный мужчина, интересующий своих наложниц.

Однако помимо девственниц в гарем брали и женщин более старшего возраста, либо молодых, но уже живших семейной жизнью. Они были нужны для хозяйственных работ, уборки, готовки еды.

Были ли в гареме султана не девственницы?

Девушки для гарема султана отбирались тщательным образом. Важны были не только красота, но ум и умение подать себя. Разумеется, были определенные стандарты, которым должна соответствовать наложница. Эти стандарты были общеизвестными, так что если к работорговцам попадала подходящая девушка, они уже знали, кому её предложить.

Как правило, отбирали девушек не старше 14 лет. Хюррем попала в гарем в 15 лет – и это довольно поздно, по этой причине и ходит множество слухов вокруг её жизни до Сулеймана. Но в гарем она попала уже обученная всему необходимому, именно поэтому так быстро и оказалась на хельвете у молодого султана.

Но вернемся к наложницам. Чаще всего то были совсем юные девочки, из которых «лепили» то, что нравится султану. Но так же известно, что были женщины и более старшего возраста, и даже те, кто уже бывал замужем и имел детей.

Разумеется, они не подходили для покоев султана, но все же оставались во дворце в качестве прачек, служанок и поварих.

Однако есть некоторые данные, что все же несколько султанских наложниц, попав во дворец, уже были не девственницами.

Так, например, предполагается, что Сафие Султан изначально принадлежала знатному паше, а потом была передана Мураду II, так как очень понравилась султану.

Так же известно, что и Селим I украл у сефивидского шаха Исмаила одну из его жен – Таджлу, которая оставалась в османском гареме несколько лет, но позже все же была отдана за одного из политических деятелей.

Гаремы были не только у мусульман, но и у православных князей

В народе сложилось мнение, что гаремы – исконно восточная традиция. Предполагается, что полигамия свойственна лишь мусульманам, а у христиан никогда подобного не практиковалось.

Однако, подобное утверждение в корне не верно. Ещё в Библии мы встречаем строки о царе Соломоне, в которых говорится «…и было у него 700 жен и 300 наложниц…». Вообще, царь Соломон считается богатейшим человеком за всю историю существования Земли, так что он вполне мог позволить себе содержание такого огромного количества женщин.
Что касается именно Руси, то здесь моногамия стала прививаться лишь после крещения, и заняло это не одно столетие.
Известно, что князь Владимир своим сладострастием мог бы помериться с любым османским Султаном.

У Владимира было несколько официальных жен: Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей; так же была супруга – гречанка по национальности, родившая сына; были жены из Чехии и Болгарии. Кроме того, по 300-500 наложниц Белгороде и Брестове. Так же известно, что на этом Владимир не останавливался. Он вполне мог указать на любую понравившуюся ему девушку, и ту незамедлительно отводили в его покои.

После крещения Руси Владимир утихомирился. Он распустил свой гарем и даже развёлся с женами, оставив лишь одну из них. Остальных же выдал замуж за своих ближайших соратников.

Самой же Руси потребовалось ещё немало времени, что бы покончить со своим «похотливым» прошлым. Даже спустя несколько столетий многие крестьяне продолжали практиковать полигамные браки, хотя церковь их и не венчала.

Права рабынь в гареме

Несмотря на то, что в обществе сложился стереотип, утверждающий, что на востоке женщина – существо бесправное, в реальности это далеко не так. Разумеется, мы не берем в обсуждение такие страны, как, например, Афганистан, где от религии осталось лишь название.

Если изучить историю развитых мусульманских государств, то становится очевидным, что к женщине там отношение весьма высокопарное. Да, имеются свои особенности, которые европейцу кажутся то ли чудачеством, то ли безнравственностью, но следует понимать, что это совершенно иные законы жизни.

Например, взять хотя бы гаремы. Гарем султана – место, где сотни женщин, собранных под одной крышей, дожидаются своей очереди провести ночь у повелителя. Некоторые ждали годами, и так и оставались ни с чем.

Однако не все так ужасно. Девушки, не попавшие к султану, выдавались замуж за знатных пашей, они обеспечивались богатым преданным. И, более того, при желании могли развестись и даже попроситься обратно в гарем, в качестве служанки или калфы, например.

Каждая девушка получала образование. За годы жизни в гареме она скапливала неплохое состояние, ведь всем выплачивалось жалование.

Дело в том, что мусульманин, не зависимо от положения, беря в свое владение женщину, брал так же на себя обязательства по её содержанию. Он должен был одевать её, вкусно кормить, хорошо относиться.

И, между тем, мусульманин не мог взять свой гарем любую женщину. Либо это должна была быть законная супруга, либо пленница, захваченная на войне. Христианка, иудейка не могла попасть в гарем, будучи свободной женщиной.

И, кстати, рабыни гарема так же могли общаться и со своими родственниками. Это не запрещалось, а даже наоборот – поощрялось. Ислам не одобряет разрыв родственных связей, так что девушки вполне могли вести переписку с родственниками.

Положение рабыни, забеременевшей от Султана

Пределом мечтаний каждой девушки, живущей в султанском гареме, было рождение правителю ребёнка. Беременность открывала перед рабынями совершенно новые возможности, повышала их статус и условия проживания Хотя о девушках гарема и без того заботились самым лучшим образом.

Тем не менее, рабыни мечтали попасть на хельвет. Для этого пускали вход любые ухищрения и даже подкуп евнухов. Надо отметить, что последние имели весьма неплохой доход с девушек гарема.

Однако в гарем наложницы попадали не в хаотичном порядке, а в соответствии с тем, какая из них способна зачать ребёнка. Каждая девушка должна была вести календарь, где отмечала свой менструальный цикл и его особенности. Если султан вызывал к себе девушку не преднамеренно, а на усмотрение, например, евнуха или Валиде, то в покои к нему отправляли ту, у которой, по подсчётам, овуляция.

Через некоторое время, если наложница сообщала о менструальной задержке, её отводили к врачу, который, по результатам осмотра сообщал, есть ли беременность.

В случае, если рабыня оказывалась беременна, её селили в отдельных покоях. От султана и Валиде она получала подарки и украшения, а в помощь ей давалась служанка.

Сами роды же не редко происходили в присутствии нескольких повитух, врач мужского пола мог общаться с роженицей и отдавать указания лишь через ширму.

О беременной фаворитке заботились наилучшим образом. Сама же девушка молилась о том, чтобы родить султану сына, то есть шахзаде. Девочек в правящей семье любили ничуть не меньше, однако рождение сына выводило рабыню на иную ступень. Мальчик мог участвовать в борьбе за трон. Правда, если эта борьба претерпевала поражение, то шахзаде, как правило, ждала смерть. Но об этом старались не думать.

Почему рабыни спали в одной комнате

Топкапы – это огромный дворцовый комплекс, размер территории которого сравним с небольшим городком. Главный дворец Топкапы был весьма функционален. Здесь располагалась и резиденция правящего султана, и кухня, и гарем. Последний-то и вызывал большего всего интереса, как у самих турков, так и у гостей столицы.

В разное время в гареме насчитывалось до нескольких сотен рабынь. И лишь некоторые из них имели привилегированное положение, всем остальным же приходилось довольствоваться меньшим.

Так, лишь фаворитки султана проживали в собственных покоях. Остальные же спали в одном большом зале. Здесь они и трапезничали, и проводили часы досуга, и даже отмечали праздники.

В сериале Великолепный Век была показана та самая большая комната, где протекала жизнь наложниц. Однако возникает вопрос, по какой причине все девушки жили вместе?

Причин на то было несколько. Во-первых, так было менее затратно в плане благоустройства и отопления.

Но более важно было то, что так было проще следить за рабынями. Калфы и евнухи должны были контролировать всё, что делают наложницы. Правила поведения в гареме были весьма строгими, так что требовался постоянный присмотр. Не дай Бог, наложница совершила бы какой-то непристойный поступок. За это жизнью мог бы поплатиться даже дежурный по гарему.

Если бы у девушек были отдельные комнаты, уследить за ними было бы куда сложнее. Участились бы кражи и ссоры, наложницы, почувствовав свободу, могли бы не бояться связи с евнухами и слугами мужского пола.
Подобных проблем никто не желал. Так что быт рабынь обустраивали, как проще.

Спали ли Султаны с чернокожими рабынями

Первоначальная функция гарема заключалась в продлении рода правящего султана. Каждый повелитель должен был иметь, как минимум, около десяти сыновей, дабы обеспечить себя наследниками.

К сожалению, большое количество шахзаде в итоге приводило к борьбе между ними, и даже братоубийству. Но, видимо, что б братьям не было так обидно убивать друг друга, было введено правило: «Одна наложница – один сын».

Наложница султана могла быть любой национальности. Долгое время на османском престоле восседали светловолосые правителя, рожденные от славянок и европеек. Но со временем в моду вошли черкешенки, и султаны «потемнели».

Тем не менее в гареме никогда не было чернокожих наложниц. То есть в качестве служанок они использовались весьма успешно, так как были выносливыми и неприхотливыми, а вот в покои султана попасть им не было суждено.

Разумеется, дело было именно в престолонаследии. На османский престол не мог взойти чернокожий султан.

Да и вообще негритянки воспринимались турецкими мужчинами как нечто экзотичное, но совершенно несимпатичное. Турки с древних времен испытывали вожделение и интерес к светлокожим и светловолосым женщинам.

Но, разумеется, исключать того, что изредка султаны все же спали с чернокожими женщинами, исключать нельзя.
Кстати, что касается турецких сериалов о правлении султанов, то в Великолепном Веке негритянок мы не увидели, а вот в империи Кёсем нам все же показали, какое место они занимали в иерархии гарема.

Почему мужчины мечтали жениться на девушке из гарема

Как известно, гарем султана мог насчитывать от нескольких десятков до несколько сотен молодых и прекрасных девушек. Сюда привозили рабынь со всего мира, каждая из которых отличалась не только красотой, но умом и многими талантами.
Казалось бы, если султан вкладывает столько средств на то, что бы его рабыни были самыми лучшими женщинами страны, то и принадлежать они могут исключительно ему самому. Но в этом вопросе не всё так однозначно.

Действительно, в воспитание наложниц вкладывали достаточно много усилий, а на содержание – средств. Но при этом далеко не каждой рабыне перепадала удача попасть в покои султана на хельвет, а уж родить наследника – вообще счастье.

Вот и оставались десятки молодых здоровых женщин, что называется, не удел. Единицам суждено было стать фаворитками, остальные же коротали дни за учёбой, шитьём, уроками музыки.

Вечно такая праздная жизнь продолжаться не могла. К 19-20 годам девушка подходила к тому порогу, когда она уже считалась не молодой. Да –да, на то период девочки созревали к 13-15 годам. В этом возрасте они вполне могли зачинать детей и уже прекрасно справлялись с родами.

В итоге выходило, что десятки девушек «преклонного» возраста просто жили во дворце, без всякой пользы или выгоды. При этом, каждая была умна, образованна, умела играть на музыкальных инструментах, прекрасно танцевала, готовила – ну и вообще, чудо, а не женщина.

Что делать с таким чудом? Единственный выход – отдавать замуж. Как не странно, женихи за такой красавицей выстраивались в очередь. При этом даже не смотрели, девственница ли девушка. Даже если она когда-то была с султаном, но оказалась не в фаворе, для неё всё равно находился жених.

Более того, замуж могли отдавать даже тех наложниц, кто родил султану ребёнка, но тому, скажем так, не была суждена долгая жизнь. Эти девушки так же находили своё семейное счастье вне стен дворца.

Почему жизнь в гареме вам показалась бы адом

В народе бытует ложное мнение о том, жизнь в гареме для женщины была сплошным наслаждением. Никаких забот, вокруг заботливые евнухи – а ты знай себе, кушай сладкий лукум, да удовлетворяй султана, если он вообще вспомнит о тебе, ведь таких, как ты – сотни.

Однако именно последний факт, зачастую, приводил к кровопролитным событиям в гареме. Как не странно, но для рабынь султана главной целью жизни было попасть на хельвет к правителю. Казалось бы, есть все шансы по-тихому отсидеться в гареме, а через 9 лет удачно выйти замуж за какого-нибудь богатого пашу – но нет, наложниц данная перспектива мало устраивала.

Девушки вели ожесточенную борьбу за внимание правителя. Каждая хотела стать его фавориткой и родить наследника, ну или, на худой конец, девочку.

В чем причина столь необузданного желания стать султаншей? Ведь далеко не каждый правитель был красавчиком, а многие так вообще – не только красотой не отличались, но еще и имели массу пагубных привычек – алкоголизм, опиумная зависимость, а некоторые так вообще были умственно отсталыми.

Очевидно, большинство женщин привлекали возможные перспективы. Правда вот почему – то мало кого заботила дальнейшая судьба их детей. Ведь во дворце действовал закон Фатиха, который позволял султану убить всех наследников мужского пола, дабы избавить страну от возможных волнений.

Так или иначе, но женщины использовали все возможности, дабы привлечь к себе внимание. Соперниц же устраняли самыми жестокими способами – отравляли, душили, наводили порчу и прочее.

Согласитесь, весьма сомнительное удовольствие коротать свою жизнь в подобных условиях. Но желающие все равно находились.

В каких случаях наложница могла стать свободной

Зрители Великолепного Века помнят о том, что Сулейман даровал Хюррем свободу, а после женился на ней, сделав её своей законной супругой. На самом деле, подобная практика до Сулеймана была настолько редкой, что о подобных случаях ходят лишь легенды. Это потомки Сулеймана стали один за другим заключать браки, а предки к подобному относились с большим скептицизмом.

Тем не менее, наложница все же могла получить долгожданную свободу и стать независимой женщиной.

Наверняка вы уже догадались, что для этого требовалось. Да, родить султану сына. Однако только этого было мало. Дальше было необходимо дождаться, пока султан покинет этот мир. Отдаст Богу душу, иными словами.

Лишь после смерти своего господина наложница становилась свободной. А вот если её ребенок умирал во младенчестве, а султан все еще был жив, здоров и дело его процветало, она все так же оставалась рабыней.

Явный пример подобных ситуаций – Махидевран и Гюльфем. Как мы знаем, обе потеряли своих детей ещё при жизни султана, так и не получив свободы.

Однако, все это лишь в теории выглядит довольно просто. На деле же выходило так, что после смерти султана, его наложницы, родившие сыновей, не только не получали свободы, но еще и высылались в Старый дворец, не имея возможности видеть своих детей, которые тем временем годами жили в кафесах – золотых клетках.
Лишь немногим рабыням удавалось дожить до того момента, когда сыновья становились султанами. Тогда их с почестями возвращали в столичный дворец, где отныне они были свободны и управляли гаремом.

Реальное положение наложниц в султанских гаремах

Султанские дворцы окутаны множеством тайн, о большинстве из которых не принято вспоминать в турецком обществе. Многое, из того, что известно о быте людей средневекового османского государство, храниться, что называется, за семью печатями. И лишь потомки самих султанов, их придворных и служащих знают о том, как на самом деле жили люди того времени.

Эти истории передаются из поколение в поколение. Их не принято распространять и предавать огласки. Однако мы всё равно с каждым днём узнаём всё больше фактов.

Так, один из самых главных вопросов, волнующих людей современности – как на самом деле жили наложницы в гареме? Во всём мире бытует мнение, что гарем – это некое место разврата и пошлости, где султаны удовлетворяли свою похоть.

Однако на самом деле гарем совершенно не правильно сравнивать с каким-нибудь борделем. В действительности в гареме могли проживать до нескольких сотен женщин одновременно. Это были молодые девушки, которые попадали сюда, как правило, в возрасте 13-15 лет. И если вы сейчас подумали о растлении малолетних, то вы ошиблись.

В средние века, как известно, женщины взрослели раньше. К 15 годам девушка была готова заводить семью и становиться матерью. А в гареме к этому возрасту девушек обучали всему необходимому, что-бы не только уметь ублажать мужчину, но и быть полноценным членом общества.

Девушек обучали языку, грамоте различным навыкам. И к тому времени, как обучение заканчивалось, рабыни настолько привыкали к своему положению, что многие даже и не думали о другой жизни для себя.

К девушкам из гарема относились довольно внимательно, заботясь об их душевном и физическом состоянии. Их прекрасно кормили, одевали в лучшие наряды, дарили украшения. Ведь любая из них была потенциальной фавориткой султана, способной родить шахзаде.

Но были в таком времяпрепровождении и свои минусы. Первое – это огромная конкуренция. А как следствие – постоянные интриги, конфликты, расправы.

При этом за поведением девушек следили довольно строго. Любая оплошность могла привести к удручающим последствиям, вплоть до жестокого наказания.

Что же могло стать причиной гнева надзирателей, роль которых выполняли евнухи и калфы? Любая ссора, не дай Бог – драка, неуважительный взгляд, громкий смех. Да-да, хохотать и громко веселиться во дворце было строжайше запрещено. Причём не только девушкам и слугам, но даже членам султанской семьи.

Что касается тех девушек, которым повезло родить султану ребёнка, то их жизнь была чуть более интересной. Однако, везло далеко не каждой. Плюс существовало правило, согласно которому после рождения сына рабыня больше не могла посещать покои правителя. Лишь единицам удавалось занять значимое место в сердце султана и быть чем-то большим, чем «инкубатор» для вынашивания шахзаде.

Одним словом, участь девушек гарема была не самой завидной. Живя в роскоши, каждая из них была ограничена в собственной воле. Птицы в одной большой золотой клетке.