Жизнеописание шейха махмуд афанди из алмало. Биография Махмуда Афанди (къ.с.). Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Вернуть народу имена великих сыновей

Многих лезгин интересует, почему известный шейх Мухаммад Ярагви похоронен в аварском ауле Согратль? Это вопрос из того же ряда, почему в легендарной битве на окраине аварского Гимры, в которой погиб первый имам Дагестана Гази-Мухаммад, плечом к плечу с ним сражались Хаджи-Али эфенди из Вини Ярага, Нурмухаммад из Каха и Ахмед-мулла из Кубы?

В прежние века наши народы не были так жестко разделены на национальные группы - лезгины, табасаранцы, агулы, лакцы, аварцы…Они видели друг в друге не человека другой национальности, а прежде всего узденя - вольного горца - и мусульманина.

Оттого, в жилах многих аварских героев текла лакская кровь, а жилах многих лезгинских ученых - арабская кровь, а в жилах многих лакских удальцов - лезгинская… В этом свете будет понятнее удивительная история о крупном ученом из селения Алмали, которого многие историки считают лезгином, имеющим татарских потомков…

Татарский и лезгинский мир

За последние годы более-менее стало известно о влиянии, которые оказали религиозные деятели Урало-Поволжья на ислам в Дагестане в конце XIX- начале XX в. Прежде всего, в этой связи речь обычно идет о шейхе Сайфулле-кади Башларове, который учился и прошел суфийское воспитание у татарских и башкирских устазов.

Но об обратном эффекте, дагестанцев на мусульман внутренней России, известно меньше. Хотя наш сайт уже писал о великих лезгинских ученых, трудившихся и преподававших далеко за пределами своих родных земель.

Так, знаменитый арабский энциклопедист Йакут писал о великом ученом 12 века из Хиналуга - Хакиме ибн Ибрахиме ибн Хакиме аль-Лакзи аль-Хунлики ад-Дербенди, который был шафиитским факихом. Он изучал мусульманское право у аль-Газали - крупнейшего исламского мыслителя средних веков.

Он до самой своей кончины жил в Бухаре. Другой лезгинский ученый Муса ибн Юсуф ибн Хусейн ал-Лакзи долго жил и обогащал свои знания на Арабском Востоке. Еще один сын лезгинской земли - Мехмет Шукруллах Ширван был в 15 веке влиятельным государственным деятелем при дворе Фатихха Султан Мехмета. Его могила находится на территории мавзолея шейха Вафа в Стамбуле.

Лезгинские ученые и мыслители, проповедники и искатели знаний в прежние века широко расселились по всему Востоку и Северной Евразии. Даже в довольно закрытом для пришлых ингушском обществе один из тейпов - Алиевы - возводит свое происхождение к потомкам Мухаммада Ярагви.

Но вот влияние лезгинских и дагестанских ученых именно на татар еще не было подробно освещено. На конференции в Махачкале в апреле 2008 г. ныне уже покойный ректор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд-хаджи Садиков затрагивал этот вопрос.

«Роль Сайфуллы-кади для Дагестана и для России огромна. Он является связующим звеном между Кавказом и остальной страной в целом, а также между татарами, башкирами - и дагестанскими народами.

Сайфулла-кади был учеником известного суфийского шейха Зайнуллы Шарифи, башкира по национальности, также он был последователем Мухаммада-Закира Чистави из Чистополя, также татарина. У него были очень плотные контакты с представителями общин мусульман Волго-Уральского региона», - отмечал он.

Путь шейха

Вместе с тем, было и движение в обратную сторону. Речь сейчас идет об известнейшем в Дагестане шейхе Махмуд-эфанди из селения Алмали, которое раньше относилось к Дагестану, а ныне относится к территории Азербайджана.

Так, недавно выяснилось, что, шейх, будучи в ссылке в Астрахани, обзавелся семьей. Более того, его потомки до сих пор живут в этом городе на Волге и гордятся своим происхождением. Это интереснейший пример связей мусульман Российской империи.

Шейх Махмуд-эфенди Алмали

Махмуд-эфенди - очень почитаемая фигура в тарикатских кругах Дагестана, своего рода шейх шейхов. После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его преемников с его разрешения наставляли верующих на суфийский путь.

Именно образ Махмуда-эфенди служит центральным объектом для последователей накшбандийского тариката в современном Дагестане. О его жизни на Кавказе известно достаточно хорошо, есть масса п1иров - памятных посещаемых мест, связанных с именем устаза.

Но об астраханском периоде жизни выдающегося религиозного деятеля сведений меньше. Хотя именно в этом городе он похоронен. Махмуд-эфенди, будучи весьма образованным человеком, являлся секретарем у Елисуйского правителя Даниял-бека.

А сам Даниял-бек был владетелем на территории Джаро-Белоканской зоны, ныне находящейся на севере Азербайджана. В период Кавказской войны Даниял-бек был наибом имама Шамиля. А шейх Махмуд-эфенди был сослан царскими властями в ссылку в Пермь за участие в газавате под предводительством имама Шамиля.

Шейх в этот период посетил Казань и другие города внутренней России. Тогда же у него суфийское воспитание прошел будущий татарский шейх Мухаммад-Закир Чистави из Чистополя, к которому через несколько десятилетий приедет получать разрешение на наставничество лакец Сайфулла-кади Башларов, сегодня второй по значимости для дагестанских суфиев шейх, живший в конце XIX - начале XX в.

Вообще среди дагестанцев Астрахань слывет «ссыльным городом», наверное, потому, что именно через нее отправлялись в ссылку участники многочисленных восстаний и возмущений.

Для многих она была не пунктом пересылки, а конечным местом пребывания, к таким относится не только Махмуд-эфенди, но также и Сайфулла-кади Башларов. В этой ссылке Махмуд-эфенди, будучи пожилым человеком, скончался, здесь же и был похоронен. Но у него остались в этом городе потомки.


Мечеть им. Махмуда-эфенди в Астрахани

Татарские внуки

Могилу Махмуда-эфенди постоянно посещают дагестанские верующие. Одна из мечетей Астрахани носит его имя (в народе ее еще называют «дагестанской»). Но жизнью шейха в Астрахани с точки зрения истории никто не занимается.

Впервые более-менее серьезно о татарских потомках Махмуда-эфенди стало известно несколько лет назад. Их случайно встретил и написал о них московский историк Ахмад Макаров.

«Самый большой сюрприз ожидал меня в татарских слободах Земляного города Астрахани. Меня пригласили здесь на маджлис. Само по себе событие не особо знаменательное, если бы не одно интересное обстоятельство - меня пригласили на маджлис к татарским потомкам дагестанского суфийского шейха Махмуда-эфенди из Алмали», - пишет ученый.

«Самое же интересное в этой ситуации то, что эти потомки дагестанского шейха - татары! Я сам лично был у них в гостях на маджлисе, - продолжает ученый, - проведенном по всем татарским правилам и адатам, разговаривал и общался с прямыми потомками Махмуда-эфенди - правнучкой и праправнуками».

Могила шейха Махмуда-эфенди в Астрахани

Все они, считая себя татарами, разговаривая по-татарски, соблюдая все обычаи, помнят своего славного предка и гордятся им. Более того, они общаются со своими родственниками по дагестанской линии (нельзя же родство забывать, говорят они). Но и этот момент отнюдь не мешает им сохранять свою татарскую идентичность.

Кем был шейх Махмуд-эфенди?

Несмотря на то, что в прежние века вопрос национальности никого из верующих практически не интересовал, сегодня вокруг вопроса об этнической принадлежности Махмуда-эфенди, и населения Алмали идут споры.

Одни источники утверждают, что он лезгин, другие, что он аварец. Наконец, в интернете имеется версия об ингилойском (группа грузин-мусульман) происхождении жителей этого села. Впрочем, как это часто бывало, феодальная знать и интеллектуальная верхушка села в прошлом могла и не относиться к основному населению.

Но, вне зависимости от того, кто был известный ученый и суфий по своей этнической принадлежности, поразительным является сохранение памяти о нем среди его татарских потомков. Этот факт еще раз показывает, каким причудливым образом переплетаются наши корни, и как могут объединиться кажущиеся несовместимыми идентичности.

Махмуд-эфенди - это общее наследие мусульман всей России, и народов Дагестана, и поволжских народов - татар и башкир. Кроме того, он является историческим примером того, как благочестивый человек, отдавший свою жизнь духовному служению, может объединить на долгие века людей самых разных национальностей из самых разных регионов.


Селение Алмали на карте Азербайджана

Анвер Агаев

Корреспондентский корпус ФЛНКА

ас саламу гIалайкум
Помимо лезгинской аварской и ингилойской версиях происхождения Махмуда-эфенди слышале еще и цахурскую возможно она вытекает из ингилойской в некоторых кругах ингилоцев считают цахур которые не перешли в ислам и ушили в Грузию.

Меня интересует информация о потомках Яраги из числа ингушей откуда такие данные и где проживает этот тейп потому как тейп Алиевых не один в Ингушетии


Османов (рус) - 3:176 Да не опечалят тебя те, которые усердствуют в неверии, - ведь они нисколько не повредят Аллаху. Не желает Аллах даровать им долю в загробной жизни, и уготовано им великое наказание.
Порохова (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те,
Кто учиняет гонки на пути к неверью, -
Ведь ни малейшей доли огорченья
Они Аллаху причинить не могут;
Но в жизни будущей Он волею Своей
Не даст им ничего, кроме суровой кары.
Крачковский (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те, которые устремляются к неверию: ведь они ни в чем не повредят Аллаху. Аллах желает не дать им доли в последней жизни, и для них – великое наказание!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 3:176 (Ресулым) Инкярда ярышкъанлар санъа къайгъы бермесин, чюнки, олар Аллаhкъа ич бир зарар бералмазлар. Аллаh оларгъа ахиреттен бир насип бермемек истемекте. Олар ичюн чокъ буюк бир азап бар.
Ас-Саади (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те, которые спешат к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их доли в Последней жизни, и им уготованы великие мучения.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал все возможное, чтобы наставить людей на прямой путь, и сильно печалился, когда они отказывались прислушаться к верному руководству. Именно поэтому Аллах велел ему не печалиться от того, что неверующие испытывают непреодолимое желание исповедовать неверие. Они нисколько не навредят Аллаху, Который обязался укрепить Свою религию, оказать поддержку Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и завершить Свое начинание без их содействия. О Мухаммад! Не обращай на них внимания и не придавай значения их поступкам. Они вредят только самим себе, потому что лишаются веры в этом мире и обрекают себя на мучительное наказание в Последней жизни. Аллах презирает их и не желает одарять их наградой в будущей жизни. По этой причине Аллах не помогает им совершать поступки, на которые Он вдохновляет Своих возлюбленных рабов и тех, кому Он желает добра. Он поступает с ними справедливо и мудро, ведь Ему известно, что они не достойны следовать прямым путем и не желают прислушиваться к верным наставлениям. А причина этого заключается в их порочных нравах и дурных намерениях.

Аль-Мунтахаб (рус) - 3:176 Не огорчайся (о Мухаммад!), увидев тех, которые устремляются к неверным. Ведь они не повредят Аллаху ни в чём. Поистине, Аллах - Владыка над Своими рабами! Он не желает дать им доли в награде в последней жизни. И, более того, для них уготовано великое наказание!

смысл не нуждается значит, у Него нет изъянов, Он не нуждается в твоих назамах (в том смысле что нужда не та, которая у тебя присутствует при твоем голоде к примеру) .


Кулиев (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те, которые спешат к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их доли в Последней жизни, и им уготованы великие мучения.
Абу Адель (рус) - 3:176 И пусть не печалят тебя (о, Пророк) те, которые спешат в (исполнении) неверия [стараются всячески противодействовать Исламу]: ведь поистине, они [неверующие] (этим) ни в чём не навредят Аллаху. Аллах желает не дать им [неверующим] доли в Вечной жизни, и для них – великое наказание!


Для ответа на Ваш вопрос главным является 12-й аят 31-й суры Корана. Он гласит, что верующий благодарит Аллаха (совершает молитвы и другие религиозные ритуалы) «только для самого себя», т.е. ни для Аллаха, ни для других людей, а только для себя. А если кто не благодарен (не молится), ничего для Аллаха в этом сложного нет: как показано выше, Аллах ни в чем не нуждается, в том числе в «благодарности» людей. Пусть «не опечалят тебя те, которые усердствуют в неверии, – ведь они нисколько не повредят Аллаху » (Коран, 3:176).
То, что молитвы и другие формы поклонения Аллаху одних людей не имеют никакого значения для других, сказано еще здесь: «О те, которые уверовали! На вас - забота только о ваших душах. Не повредит вам тот, кто заблудился, если вы идете прямо » (Коран, 5:105). То есть Аллах, говорит каждому, чтобы он занимался только своими отношениями с Аллахом, а не отношениями других с богом, ибо Аллах сказал, что это «Аллах сбивает с прямого пути или ведет по нему того, кого пожелает » (Коран, 14:4). «Тот, кого направил Аллах на прямой путь, не собьется с дороги » (Коран,39:37), а «кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь » (Коран,7:186).
Значит, согласно Корану только Аллах сбивает людей с истинного пути и только Аллах может вернуть на истинный путь сбившегося. По этому Аллах верующим как бы говорит: «На вас забота только о ваших душа, заблудшие вам не помешают – ими могу заниматься только Я».
В свете изложенного попытки некоторых верующих учить других "правильно верить" является претензией с их стороны на исполнение роли Аллаха, ибо согласно Корану только Аллах может вернуть сбившегося на прямой путь и больше никто!
Потому давайте не будем пытаться других возвращать на "правильный путь", сбитых с этого пути Аллахом, споря с его волей, а будем заботиться только » (Коран, 39:7). Там сказано, что молитва – это благодарность человека Аллаху. "

Согласно Корану каждый правоверный молится исключительно в своих интересах: ни Аллаху, ни окружающим его молитвы не нужны.
В свете этого, чем же знаменит этот Махмуд? Чего полезного для людей он сделал? Известно, только Аллах ставит на путь истины, кого пожелает, и сбивает с пути того, кого пожелает. То есть своим примером он на путь истины людей тоже не мог поставить: это только Аллах делает...
Может он был мыслителем, как Ярагский, который от себя сказал: "Молитвы рабов не будут услышаны"?


  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5
Подробности Категория: Биографии Опубликовано: 07.09.2013 23:21

Великий шейх, Кутб, муршид Накшубандийского тариката Махмуд-афанди, куддисса сирруху, родился примерно в 1810 году в с. Алмало1 .

В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одаренностью и умом Махмуда-афанди, куддисса сирруху.

Вилаятус-Сугра - это первая ступень в достижении уровня любимца Всевышнего. До этой ступени Махмуда-афанди, куддисса сирруху, довел шейх Юнус-афанди, куддисса сирруху.

Шейх Юнус, куддисса сирруху, ему сказал: «Я тебя довел до моего уровня. Если найдешь другого шейха, более высокого уровня, иди к нему, стань под его воспитание, пока ты не приобретешь тот уровень, который тебе предписан «.

После этого Махмуд-афанди, куддисса сирруху, встретился с Хашимом-афанди из Ямашани, куддисса сирруху, и Хашим пригласил его к себе в гости.

Махмуд-афанди шел к нему пешком пять дней. Хашим сказал ему: «Ты не дошел до того уровня, который предписан тебе, и если хочешь достичь этого уровня, можешь стать под мое наставничество».

Махмуд-афанди ответил; «Я очень хотел быть твоим учеником, и я согласен».

Махмуд-афанди говорил: «Я своими глазами наяву видел пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, когда я был в Казани, а сейчас, находясь в Дагестане, я его вижу глазом сердца. Я встретился с рухани пророка Хизри, алейхи ссалям, он научил меня зикру».

Он был воспитанником рухани пророка Мухаммада ﷺ. Также его воспитывали Юнус-афанди, будучи живым и после смерти, рухани имама Раббани, Мухаммада Ма’сума, Абдулкадыра Джилани, Халидшаха Багдади, Мухаммада Накшубанди, т.е. Махмуд-афанди был увайси2 .

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, не боялся никого кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате, он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду.

Он говорил. Со мной всегда находится Пророк ﷺ. С правой стороны от меня Халид-шах, с левой стороны - Хаважах Багаудин, вокруг меня шейхи, т.е. их души».

Однажды Махмуд-афанди, куддисса сирруху, со своими мюридами отправился на зиярат. В дороге было жарко, их мучила жажда. Махмуд-афанди, куддисса сирруху, спросил своих спутников, нет ли сосуда для воды. Кто-то вытащил сито, Maxмуд-афанди, куддисса сирруху, взял его в руки и произнес: «С именем Всевышнего Аллаха будет благословенным», - и велел наполнить сито водой. Сито наполнили водой, и ни одна капля воды не вытекла из него. Все по очереди выпили воду. И только после этого сито начало пропускать воду.

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, мог делать таваджух (связь с сердцем) ста мюридам одновременно. Однажды он им сказал: «Будьте здесь, в мечети, поминая Всевышнего, а я пойду домой и сделаю вам таваджух». Через некоторое время, когда Махмуд-афанди, куддисса сирруху, делал таваджух, из мечети стали раздаваться громкие крики.

Лицемеры придумывали про него ложные слухи. Однажды ночью он во сне увидел, что к нему подошли две черные собаки, которые стали кусаться. Проснувшись ночью же, он разбудил свою жену, отправил ее нанять фаэтон и сказал, что до рассвета он должен покинуть это село. На этом фаэтоне они отправились в сторону Астрахани. Когда они проезжали через речку, фаэтон сломался. У Махмуда-афанди, куддисса сирруху, стал светиться палец, и при этом освещении они отремонтировали фаэтон и поехали дальше.

Однажды некий юноша из Астрахани, сын богатого человека, собрался в Хадж. По возвращении из Хаджа его отец пригласил много людей и устроил мавлид. Среди приглашенных был и Махмуд-афанди. Юноша, побывавший в Хадже, увидев Махмуда-афанди, обнял его и расплакался. Все очень удивились этому. Когда его спросили, в чем дело, он рассказал: «Корабль, на котором мы были, тонул. Но пришел этот человек, в этой же одежде, в этих же башмаках, и спас нас».

В своем завещании Махмуд-афанди, обращаясь к своим мюридам, сказал:

«Во всех своих делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.

Старайтесь поминать АЛЛАХА и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся.

Постоянно поминайте АЛЛАХА; отдаляйтесь от нововведений (бид’а); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, грязных мыслей, взгляда на запретных для вас женщин».

Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.

После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы своей жизни Махмуд-афанди, куддисса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. Его зиярат в Астрахани и сегодня посещают многочисленные мюриды.

_______________________________

1. - В то время Алмало было на территории Дагестана. Сейчас находится на территории Азер¬байджана

2.- Увайси – это муршид, которого помимо его живого наставника воспитали рухани Пророка души великих устазов прошлого

Великий шейх, Кутб, муршид Накшбандийского тариката Махмуд-афанди, куддисса сирруху, родился примерно в 1810 году в с. Алмало .

В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одарённостью и умом Махмуда-афанди, куддисса сирруху.

Вилаятус-Сугра – это первая ступень в достижении уровня любимца Всевышнего. До этой ступени Махмуда-афанди, куддисса сирруху, довел шейх Юнус-афанди, куддисса сирруху.

Шейх Юнус, куддисса сирруху, ему сказал: «Я тебя довёл до моего уровня. Если найдёшь другого шейха, более высокого уровня, иди к нему, под его воспитание, пока не приобретёшь тот уровень, который тебе предписан".

После этого Махмуд-афанди, куддисса сирруху, встретился с Хашимом-афанди из Ямашани, куддисса сирруху, и Хашим пригласил его к себе.

Махмуд-афанди шёл к нему пешком пять дней. Хашим сказал ему: «Ты не дошёл до того уровня, который предписан тебе, и если хочешь достичь этого уровня, можешь стать под моё наставничество».

Махмуд-афанди ответил; «Я очень хотел быть твоим учеником, и я согласен».

Махмуд-афанди говорил: «Я наяву видел Пророка Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям, когда я был в Казани, а сейчас, находясь в Дагестане, я его вижу глазом сердца. Я встретился с рухани пророка Хизри, алейхи ссалям, он научил меня зикру».

Он был воспитанником рухани Пророка Мухаммада салляллаху алейхи ва саллям. Также его воспитывали Юнус-афанди, будучи живым и после смерти, рухани имама Раббани, Мухаммада Масума, Абдулкадыра Джилани, Халидшаха Багдади, Мухаммада Накшубанди, т.е. Махмуд-афанди был увайси .

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, не боялся никого кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате, он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду.

Он говорил: "Со мной всегда находится Пророк салляллаху алейхи ва саллям. С правой стороны от меня Халид-шах, с левой стороны – Хаважах Багаудин, вокруг меня шейхи, т.е. их души».

Однажды Махмуд-афанди, куддисса сирруху, с мюридами отправился на зиярат. В дороге было жарко, их мучила жажда. Махмуд-афанди, куддисса сирруху, спросил своих спутников, нет ли сосуда для воды. Кто-то вытащил сито, Maxмуд-афанди, куддисса сирруху, взял его в руки и произнес: «С именем Всевышнего да будет благословенным!», – и велел наполнить сито водой. Сито наполнили водой, и ни одна капля воды не вытекла из него. Все по очереди выпили воду. И только после этого сито начало пропускать воду.

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, мог делать таваджух (связь с сердцем) ста мюридам одновременно. Однажды он им сказал: «Будьте здесь, в мечети, поминая Всевышнего, а я пойду домой и сделаю вам таваджух». Через некоторое время, когда Махмуд-афанди, куддисса сирруху, делал таваджух, из мечети стали раздаваться громкие крики.

Лицемеры распространяли о нём ложные слухи. Однажды во сне он увидел, что к нему подошли две чёрные собаки и стали кусаться. Проснувшись, он разбудил жену, отправил её нанять фаэтон и сказал, что до рассвета он должен покинуть это село. На этом фаэтоне они отправились в сторону Астрахани. Когда они проезжали через речку, фаэтон сломался. У Махмуда-афанди, куддисса сирруху, стал светиться палец, и при этом освещении они отремонтировали фаэтон и поехали дальше.

Однажды некий юноша из Астрахани, сын богатого человека, собрался в Хадж. По возвращении из Хаджа его отец пригласил много людей и устроил мавлид. Среди приглашённых был и Махмуд-афанди. Юноша, побывавший в Хадже, увидев Махмуда-афанди, обнял его и расплакался. Все очень удивились этому. Когда его спросили, в чём дело, он рассказал: «Корабль, на котором мы были, тонул. Но пришёл этот человек и спас нас».

В своём завещании Махмуд-афанди, обращаясь к мюридам, сказал:

«Во всех делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.

Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся.

Постоянно поминайте Аллаха; отдаляйтесь от нововведений (бида); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, грязных мыслей, взгляда на запретных для вас женщин».

Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.

После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы жизни Махмуд-афанди, куддисса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. Его зиярат в Астрахани и сегодня посещают многочисленные мюриды.

1. – В то время Алмало было на территории Дагестана. Сейчас находится на территории Азербайджана.

2.- Увайси – это муршид, которого помимо его живого наставника воспитали рухани Пророка души великих устазов прошлого.

Великий шейх, кутб, муршид Накшубандийского тариката Махмуд-афанди, куддиса сирруху, ро¬дился примерно в 1810-м году в с. Алмало1.
В молодости он слу¬жил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхища¬лись одаренностью и умом Махмуда-афанди, куддиса сирруху.

Вилаят ас-Сугра – это первая ступень в достиже¬нии уровня любимца Всевышнего. До этой ступени Махмуда-афанди, куддиса сирруху, довел шейх Юнус-афанди, куддиса сирруху.

Шейх Юнус, куддиса сирруху, ему сказал: “Я довел тебя до моего уровня. Если найдешь другого шейха, более высокого уровня, иди к нему, стань под его воспитание, пока ты не приобретешь тот уровень, который тебе предписан”.

После этого Махмуд-афанди, куддиса сирруху, встретился с Хашимом-афанди, куддиса сирруху, из Ямашани, куддиса сирруху, и Хашим пригласил его к себе в гости.

Махмуд-афанди, куддиса сирруху, шел к нему пешком пять дней. Хашим сказал ему: “Ты не дошел до того уровня, который предписан тебе, и если хочешь до¬стичь этого уровня, можешь стать под мое наставни-чество”.

Махмуд-афанди, куддиса сирруху, ответил; “Я очень хотел быть твоим учеником, и я согласен”.
Махмуд-афанди, куддиса сирруху, говорил: “Я своими глазами на¬яву видел пророка Мухаммада, когда я был в Ка¬зани, а сейчас, находясь в Дагестане, я его вижу глазом сердца. Я встретился с рухани пророка Хизри, алейхи ссалям, он научил меня зикру”.
Он был вос¬питанником рухани пророка Мухаммада. Также его воспитывали Юнус-афанди, куддиса сирруху, будучи живым и после смерти, рухани имама Раббани, Мухаммада Ма’сума, Абдуль-Кадыра Джилани, Халид-Шаха Багдади, Мухаммада Накшубанди, каддассаллаху асрарахум, то есть Махмуд-афанди, куддиса сирруху, был увайси 2.

Махмуд-афанди, куддиса сирруху, не боялся никого, кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволен¬ном и недозволенном в Шариате, не боялся обви¬нения людей и всегда говорил правду.

Он говорил: “Со мной всегда находится Пророк, с правой стороны от меня Халид-Шах, с левой – Хаваджах Багаудин [Накшубанд], вокруг меня шейхи, то есть их души”.

Однажды Махмуд-афанди, куддиса сирруху, со своими мюридами отправился на зиярат. В дороге было жарко, их мучи¬ла жажда. Махмуд-афанди, куддиса сирруху, спросил своих спутников, нет ли сосуда для воды. Кто-то вытащил сито, Maxмуд-афанди, куддиса сирруху, взял его в руки и произнес: “С именем Всевышнего Аллаха, будь благословенным”, – и ве¬лел наполнить сито водой. Сито наполнили водой, и ни одна капля воды не вытекла из него. Все по очере¬ди выпили воду. И только после этого сито начало пропускать воду.

Махмуд-афанди, куддиса сирруху, мог делать таваджух 3 ста мюридам одновременно.

Однажды он им сказал: “Будьте здесь, в мечети, поминая Все¬вышнего, а я пойду домой и сделаю вам таваджух”. Через некоторое время, когда Махмуд-афанди, куддиса сирруху, делал таваджух, из мечети стали раздаваться громкие кри¬ки.

Лицемеры распускали о нем ложные слухи. Однажды ночью он во сне увидел, что к нему подо¬шли две черные собаки, которые стали кусаться. Про¬снувшись ночью же, он разбудил свою жену, отпра¬вил ее нанять фаэтон и сказал, что до рассвета должен покинуть это село. На этом фаэтоне они от¬правились в сторону Астрахани. Когда они проезжа¬ли через речку, фаэтон сломался. У Махмуда-афанди, куддиса сирруху, стал светиться палец, и при этом освещении они отремонтировали фаэтон и поехали дальше.

Однажды некий юноша из Астрахани, сын бога¬того человека, собрался в хадж. По возвращении из хаджа его отец пригласил много людей и устроил мавлид. Среди приглашенных был и Махмуд-афанди, куддиса сирруху. Юноша, побывавший в хадже, увидев Махмуда-афанди, куддиса сирруху, обнял его и расплакался. Все очень удиви¬лись этому. Когда его спросили, в чем дело, он рас¬сказал: “Корабль, на котором мы были, тонул. Но пришел этот человек, в этой же одежде, в этих же башмаках, и спас нас”.

В своем завещании Махмуд-афанди, куддиса сирруху, обращаясь к своим мюридам, сказал:

“Во всех своих делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте ука¬заниям прежних, более праведных алимов; крити¬чески анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.

Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявших¬ся.

Постоянно поминайте Аллаха, отдаляйтесь от нововведений (бид’а); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, гряз¬ных мыслей, взгляда на запретных для вас жен¬щин”.

Не отрицая необходимости заботы о хлебе на¬сущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддиса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот брен¬ный мир, трудно избавиться от лицемерия.

После него как в Азербайджане, так и в Дагеста¬не 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь.

В последние годы своей жиз¬ни Махмуд-афанди, куддиса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294-м году по хиджре.

Его зиярат в Астрахани и се¬годня посещают многочисленные мюриды.
1. В то время Алмало было на территории Дагестана. Сейчас находится на территории Азер¬байджана.
2. Увайси – это муршид, которого помимо его живого наставника воспитали рухани Пророка и великих устазов прошлого.
3. Воздействие на сер¬дце.

Махмуд-эфенди Алмали Дагестани родился в 1225 году по Хиджре в селе Алмало, ранее входившем в состав Дагестана. Сейчас Алмало находится на территории Республики Азербайджан. Он работал писарем в селе Илису. В юношеские годы воспи-тывался у Шейха Юнуса-эфенди Лалали. Разрешение на наставление мюридов и звание устаза-муршида он по-лучил у Хашима Яшмани. Махмуд-эфенди Алмали Дагестани родился в 1225 году по Хиджре в селе Алмало, ранее входившем в состав Дагестана. Сейчас Алмало находится на территории Республики Азербайджан.

В своем завещании Махмуд-эфенди, обращаясь к своим мюридам, сказал: "Во всех своих делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего, следуйте указаниям прежних, более праведных алимов, критически анализируйте желания и поступки своей души, следуйте Сунне, не тратьте бесполезно ни одного мгновения, будьте милосердными к людям, никому не вредите. Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно, не обманывайтесь преходящими благами этой жизни, наставляйте на правильный путь раскаявшихся. Постоянно поминайте Аллаха, отдаляйтесь от нововведений (бида´а), от таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, от грязных мыслей, от взгляда на запретных для вас женщин". Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-эфенди, да освятится имя его, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия. Махмуд-эфенди Алмали Дагестани родился в 1225 году по Хиджре в селе Алмало, ранее входившем в состав Дагестана. Сейчас Алмало находится на территории Республики Азербайджан.

Он работал писарем в селе Илису. В юношеские годы воспитывался у Шейха Юнуса-эфенди Лалали. Разрешение на наставление мюридов и звание устаза-муршида он получил у Хашима Яшмани.

Махмуд-эфенди был глубоко эрудированным ученым, мыслителем, умнейшим и обаятельнейшим человеком. Он постоянно находился под духовным влиянием Пророка Хизри, да приветствует его Аллах, Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, а также Имамов Раббани, Абд Уль-Кадыра Гилани, Мухаммада Накшбанди, Мухаммада Масума.

После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 халифов с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы своей жизни Махмуд-эфенди жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. Его зиярат в Астрахани посещают многочисленные мюриды и сегодня.