Западная крепость славян славенбург. Аркона – последняя языческая крепость славян

«Мимо острова Буяна», который красочно описал Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане», проплывала не только пресловутая бочка с героем произведения Александра Сергеевича, но и армада датских конунгов, желавших покорить земли свободных прибалтийских славян. Именно такую связь между островами Буян и Руян проводил историк Вилинбахов, доказывая тождество названий легендарного острова.

Культ Святовита

Руян со столицей Арконой был одной из последних языческих крепостей древнейшей и автохтонной славянской цивилизации, западного её крыла - земель полабско-ободритских славян.

В современной Германии реконструировано много славянских святилищ, и это неудивительно, ведь вся её территория за Одером (славянское название - Одра) и Эльбой (Лаба) вплоть до Средних веков была населена многочисленными славянскими племенами, известными под именами лютичей, вильцев, бодричей, поморян, сербов-сорбов и многих других. Немцы и остальные германские и романские народы называли прибалтийских славян вендами. Часто венды-венеды упоминаются в качестве прародителей славян.

Со временем почти все эти племена были ассимилированы мощнейшим германско-католическим натиском на восток. Но до сих пор в Германии сохранили свою идентичность славяне-сорбы (их численность - порядка 250 000 чел.). Этот реликтовый этнос остался нам в память о былой славянской гегемонии в том регионе и упорном длительном сопротивлении полабских славян немецкой колонизации. Ассимиляция носила кровавый характер, наблюдался мощный отток славянского населения этих земель в соседние братские страны - Польшу и Чехию. Но особенно ожесточённая борьба происходила на самом севере земель полабских славян – на острове Руян (Рюген), у мыса Аркона.

Там находился одноимённый культовый центр славян балтийского пространства. Посвящён он был славянскому божеству Свентовиту. Бог этот отвечал за плодородие и был центральным в пантеоне божеств жителей Руяна.

Датский хронограф XIV века Саксон Грамматик в своей работе «Деяния данов» дал подробное описание Арконы и капища с жрецом Святовита (Свентовита). Идол Святовита имел четыре лика, обращённые по сторонам света, и держал в своей длани рог с вином. По уровню вина в нём служитель культа определял степень урожайности на грядущий год.

Центральным праздником в солярном языческом цикле был день осеннего равноденствия - именно в сентябре начинался славянский новый год и организовывались гуляния с пиршествами и хороводами прямо в святилище Свентовита. Руяне готовили большой медовый пирог высотой с человеческий рост. Жрец становился за него и вопрошал собравшихся: «Видно ли меня?» Если было видно, то он желал, чтоб на следующий год пирог полностью затмил его.

На территории Арконы размещался склад всех богатств. Руяне отдавали жрецу Свентовита около трети добытых средств. В его амбарах и закромах находились драгоценности и одежда, много тканей и иные ценности. В конюшне при капище были около 300 лошадей. Жрец был центральной фигурой в государстве непокорного острова. Именно он планировал маршруты и тактику военных походов, в том числе, пользуясь широко применяемой гадательной практикой. Саксон Грамматик описывал ритуал, связанный с белым конём, который перешагивал через символические ворота, сделанные из трёх копей. Если конь ступал правой ногой, то поход будет удачным, если левой, то стоит пересмотреть направление движения войска. Конь был неприкосновенен, ухаживать за ним мог только сам жрец, а вырвать даже волосок из его гривы считалось тяжелейшим проступком.

Натиск на Восток

Руяне занимались не только земледелием и скотоводством, но были поистине покорителями морских просторов. Они контролировали огромную территорию Балтийского моря, ведя постоянные войны с викингами. Некоторые датские провинции даже платили дань славянам Руяна.

Возможно, экспансионистская политика прибалтийских славян была отчасти связана с их ответной реакцией на известную германскую идеологическую парадигму Drang nach Osten - «Натиск на Восток» - ведь попытки колонизировать земли руян и обратить их в христианство имели место практически на всём протяжении славяно-германских контактов, начиная с франкских времён. Существует мнение, что киевский князь Владимир Святославович (Красное Солнышко) воздвиг языческий пантеон в Киеве, на Подоле, в 980 году из солидарности с восставшими славянскими родичами Арконы.

Находясь в окружении агрессивных соседей, Аркона сопротивлялась долго, пока в 1168 году не была разрушена войском датского конунга Вальдемара I, победившим руянского князя Яромира.

Камни святилища Арконы пошли на строительство католической церкви в Альтенкирхене в 1185 г. Один из них - с изображением жреца Свентовита - хранится там до сих пор.

Величайший деятель Реформации Филипп Меланхтон писал, что после падения Арконы и её полного разграбления колонизаторами – католиками - большинство славян-руян мигрировало на восток, туда, где сейчас побережье Рижского залива. Он также этимологически связывал имена Риги и руян. Вполне возможно, что руяне нашли пристанище у родственных им язычников-балтов, предков современных латышей. Ведь известно, что балтские и славянские племена наиболее близки генетически, культурно и лингвистически по сравнению с иными индоевропейскими народами.

Аркона и Рюрик

С Арконой связана также антинорманистская доктрина Ломоносова, в которой великий русский учёный постулировал версию о руянских славянских корнях Рюрика и его окружения. Михаил Васильевич считал, что призванные в 862 году новгородцами варяги были выходцами с Руяна либо иных земель прибалтийских славян и никакого отношения к германцам не имели.

В легенде о новгородском старейшине Гостомысле упоминается о родах прибалтийских славянах, находящихся в тесном родстве с кланами ильменских словен. Так, по этому сказанию Гостомысл призвал послов из всех соседних со словенами племён княжить его внука Рюрика, рождённого от Умилы-дочери легендарного старейшины.

Таким образом, находясь на более высоком уровне социальной, культовой организации, Аркона могла быть ещё и «кузницей управленческих кадров» для соседних славянских земель.

Славянская цитадель Балтики Аркона напоминает нам о великой эпохе господства развитой духовной культуры наших предков.

Славянская крепость Раддуш сама по себе уникальна и только ради нее уже можно ехать под Берлин, но специальная композиция, которая открыта в строении – небесный диск из Небры стала настоящей сенсацией и заставила тысячи туристов посетить это незабываемое место.

Великая крепость Раддуш и небесный диск

Славянскую крепость Раддуш возвели предки теперешних лужичан в IX-X веках. Крепость представляет собой оборонительное сооружение круглой формы. В давние времена она не раз спасала жизни населения и служила им защитным убежищем от врагов. Для того чтобы крепость смогла выполнять максимально полноценно свои оборонительные функции ее внутренние полости заполняли глиной, землей и песком.

В Лужице ранее таких строений было немало. Но к 963 г. маркграф по имени Геро, атаковал и захватил всю территорию Нижней Лужицы, таким образом, поставив точку на Раддуше, как на крепости стратегического и военного значения. Шли года, и крепость теряла свой внешний облик. На этом ее великая история могла бы и закончится, но ей была уготовлена повторная известность и слава.

В начале двадцатого столетия ее еще можно было распознать как крепость кольцевидной формы с деревянной основой. Далее была реконструкция. Сегодня же сооружение выполнено с помощью технологий, которые максимально приближены к технологиям старинного оригинала.

Археология в Нижней Лужице

Туристы могут увидеть не только крепость, но и посетить в любое время года. Ежедневно там открыта интересная композиция «Археология в Нижней Лужице», благодаря которой можно много узнать о необыкновенной истории крепости, страшных сражениях и истории всего данного региона, в общем. Также вы увидите интересную выставку, что посвящена так называемому «небесному диску из Небры». Это старинный артефакт, который был обнаружен нелегальными археологами и кто знает, чтобы с ним было, если бы не работа швейцарской полиции. Благодаря задержанию нарушителей, археологическая ценность была изъята и доставлена для всеобщего обозрения в музей.

Диск выполнен из бронзы с элементами золота. На нем изображена Луна, Солнце и тридцать две звезды, в том числе и известные Плеяды, про которых в древние времена было сложена немало легенд. Ученые до сих пор не знают, для чего именно мог использоваться этот диск. Также вы увидите древний колодец, браслеты, мечи, топора, игрушки, которые ранее служили славянскими ритуальными фигурками и многое другое.

Музей в крепости Раддуш. Славянские находки. July 30th, 2012



Внутри реконструированной славянской крепости 9-10 вв. Раддуш расположился довольно большой и интересный музей, в котором представлена вся долгая и богатая история этих мест начиная с первобытных охотников и собирателей и кончая средневековьем. Особенно заинтересовали коллекции древнеславянских находок и более древней лужицкой культуры.

Макеты крепости Раддуш.

и реконструкция её окрестностей

Особый интерес представляет найденная при раскопках колодца деревянная деталь, интерпретируемая археологами как "идол". Действительно, очень похожие по стилю изделия были найдены при раскопках языческих храмов в Гросс Радене, Пархиме в Мекленбурге и святилища в Ральсвике на Рюгене. Деталь не содержала каких-либо изображений или резьбы, кроме сквозного отверстия в центре, по предположениям археологов, служившего для закрепления этой детали. Верхняя часть напоминает человеческую голову и шею, но довольно условно. Едва ли это идол в прямом смысле этого слова, скорее деталь украшения какого-то здания, вполне возможно, языческого храма. На заднем плане ещё одна деталь со сквозным отверстием и углублениями неясного назначения, также найденная при раскопках колодца.

Также в музее было немало керамики типа Торнов, среди которых один горшок заслуживает особого внимания. Это ещё один из редких примеров нанесения на славянскую керамику не стандартных орнаментов, а детально прорисованных сцен. известны также из Мекленбурга. Одни исследователи предполагают, что такая керамика могла использоваться для особых ритуалов, "чародейства", другие же видят в ней лишь обычные бытовые сцены. Как бы то ни было, находка довольно редкая.

Следующую находку интерпретируют как "деталь резного подноса".

К редким находкам из крепости Раддуш можно отнести и искустно отделанное маталлом ведёрко. Подобные ведёрки известны и в других западно-славянских землях, в основном из погребений. Оригинал и реконструкция.

В экспозици музея представлено также немало сельскохозяйственных и ремесленных инструментов и бытовых вещей вроде серпов, ковшей, ключей, гребней или таких вот ножей. Подробнее на них останавливаться не стал.

Женские украшения.

Реконструкция одного из типов древнеславянских курганов.

Фигурки, подписанные в музее как "игрушки". Хотя, с таким же успехом это могли быть и ритуальные фигурки, каких немало известно в славянских землях.

Восковая табличка и стилусы. К сожалению век был не подписан.

» статьёй Западная крепость славян — Славенбург (Slawenburg) . Где расскажем об одной из самых западных крепостей славян, расположенной на территории Германии. Немного истории, ну, и, конечно, фотографии.

Западная крепость славян — Славенбург (Slawenburg) расположен в старинном славянском селе Raddusch, не берегах реки Шпре, в сербско-лужицком регионе Германии - Дольной Лужице - Niederlausitz - федеральная земля Brandenburg. Сейчас здесь находится музей древне-славянской архитектуры - «Slawenburg-Raddusch». Он был открыт в 2001 году в непосредственной близости от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка найденного в ходе разработок бурого угля в конце 80-ых годов 20 века.

Раньше это был славянский город-вара Дольна Лужица (9 век нашей эры). Крепость представляет собой одно из примерно сорока изначально существовавших в Нижней Лужице славянских круглых оборонительных сооружений. Эти крепости сооружались славянами - предками современных лужичан - в IX-X вв. н. э. и служили убежищами проживавшему поблизости населению.

Высокая концентрация данных крепостей в Нижней Лужице связана с постоянным давлением со стороны германцев в этом регионе. Крепость была сооружена из деревянных блоков, вокруг неё был выкопан ров, заполненный водой. Внутренние полости деревянной конструкции были заполнены песком, землёй и глиной.

Музей — это реконструированный славянский замок представляющий собой крепость 50 м в диаметре, имеющую обширное внутреннее пространство (1 200 кв. м).

Круглый вал-стена высотой 8 м сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян проживавших на территории нынешней Германии.

Современное сооружение выполнено при помощи технологии, весьма близкой к технологии средневекового оригинала. Внутри находится музей, где представлена экспозиция «Археология в Нижней Лужице», конференц-зал и ресторан. В экспозиции представлен период за последние 12000 лет истории региона.

Древние славяне в ходе «Великого переселения народов» пришли на земли современной Саксонии в VI века н.э. Сегодня не представляется возможности восстановить события процесса заселения этих мест. Предполагается, что там, где славяне пересекали Эльбу (Лабу), они встречались с германскими племенами и устанавливали с ними добрососедские отношения. Славяне в то время представляли собой несколько этнических групп.

По свидетельству современной истории, примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён лужичан, лютичей, бодричей, поморян и руян, которых сейчас называют полабскими славянами. Эти племена, утверждают ортодоксальные историки, во второй половине VI века сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена.

Однако многие исследователи утверждают, что существует «удивительное совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. А это означает, что славяне жили на территории Германии, как минимум, с этих самых первых веков.

Большую часть западно-славянских племён, постигла незавидная участь. В начале X века начался немецкий Drang nach Osten (поход на Восток), в ходе которого западные славяне были частью вытеснены со своих земель, частью обращены в христианство и ассимилированы, а большая часть их была просто истреблена в ходе Крестовых походов против западных славян.

Раддуш давно утратил своё оборонительное значение, однако ещё в начале XX века отчётливо распознавался как кольцевидное деревянное сооружение. Во время существования Германской Демократической Республики остатки крепости предполагалось снести в связи с планируемой добычей бурого угля. В связи с подготовкой к этому в 1984 и 1989/1990 гг. здесь были проведены археологические раскопки, при этом был обнаружен идол возрастом около 1100 лет.

Восточнее Эльбы (Лабы) и Заале (Залавы) жили славяне — ободриты, лютичи, сербы и лужичане. В регионе Анхальта селились сербы и вильчане. Славяне жили родовыми общинами. У славян того периода были на высоком уровне развиты ремёсла, военное и торговое дело. Районы проживания были поделены на поля и нивы протяжённостью 10-20 километров вдоль рек, озёр и долин. В центре как правило возводилась родовая крепость, которую окружало несколько десятков жилых и хозяйственных дворов с земельными наделами разной величины.

В настоящее время в Восточной Германии известны сотни славянских круглых крепостей. В районах протекания реки Заале известно около 40 славянских крепостей, более 100 крепостей насчитывается в области между реками Эльба (Лаба), Заале (Залава) и Одер (Водра). Строительным материалом всех этих славянских замков, как и в случае с поселением «Slawenburg-Raddusch» являются деревянные брёвна и земля…

Оригинальный замок в Радуше имел в диаметре 58 метров, был окружен рвом шириной 5,5 метров. Имел в семи метровых стенах двое ворот. Во дворе замка находился деревянный срубной колодец глубиной 14 метров и разнообразные жилые и хозяйственные постройки. На крепостном валу находится широкая боевая площадка огороженная с внешней стороны плетнём из веток ивы. Отсюда открывается широкий вид на Лужицкий ландшафт.