Эльфы в мифологии и истории. Великая цивилизация эльфов - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Реальны ли эльфы

Эльфы, альвы (нем., единственное число Elf, Elfe, др.-исл. alfr), в германо-скандинавской мифологии духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Иногда различаются "чёрные Э." (живущие в земле карлики — гномы) и светлые Э. Последние в народных поверьях обычно представляются как благожелательные к людям, лёгкие, воздушные существа, ведущие весёлые хороводы и пляски при луне.
Яндекс. Словари›Большая советская энциклопедия

Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы.

Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, в особенности фэнтези, наряду с гномами, гоблинами и троллями. Во многих произведениях фактически нет различий между эльфами и феями.

Различия образов эльфов в произведениях Вильяма Шекспира и Джона Толкиена объясняются, тем, что Шекспир включал в свои произведения персонажей английского фольклора и народных сказок, в то время как Толкиен в своих романах использовал материал, взятый из «Эдды» и других германских сказаний.

Под влиянием времени мифы об эльфах, описания их внешности и нравов менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлений об этом волшебном народе.

Само слово «эльф», по сути, является неким обобщением — эльфами называют лесных духов, фей, фейри, гномов и даже троллей. Забавных существ, сопровождающих Санта-Клауса и помогающих ему разносить подарки, называют рождественскими эльфами. Существует огромное количество описаний эльфов.

Альвы в Эддах

Альвы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В германской мифологии происхождение эльфов тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные «разряда» эльфов: альфы — белые, светлые, добрые эльфы, и дверги — мрачные и угрюмые, хитрые карлики (скорее всего, это просто другое название гномов).

Согласно «Младшей Эдде» альвы и дверги зародились в мясе Имира, как черви, но по воле богов восприняли в себя часть человеческого разума и наружный вид людей. Однако «Старшая Эдда» рассказывает о появлении двергов несколько иначе. Там говорится, что боги создали двух карликов «из крови Бримира, из кости Блаина», а остальных вылепили из глины. Хотя в этом нет ничего удивительного, поскольку Бримир и Блаин — просто другие имена Имира.

Альвы — духи природы. Они живут в своей стране Альвхейме. Обликом своим они прекраснее солнца. Правит альвами бог-кузнец Велунд. Они являются «светлыми эльфами».

Туаты у кельтов

Во времена глубокой древности в Ирландии появились туата де Даннан (племена богини Дану или дети Дану). Своим колдовством они укрыли землю густыми туманами и безраздельно властвовали островом, сражаясь с другими племенами и демонами-фоморами приплывшими из-за моря.

Впоследствии туата де Даннан уступили власть над Ирландией милезам (сыновьям Миля). Милезы заключили с туатами договор, по которому милезы получают остров во владение, а дети Дану могут остаться в Ирландии, но жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых сидами. Отсюда и новое название туатов — сиды (S’idhe) или ши (Shee).

Образ сидов почти полностью совпадает с современными представлениями об эльфах, возникшими благодаря современной и классической литературе.

Сиды высоки ростом и прекрасны лицом. Но одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб — красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведется увидеть её, умрет от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей не малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы — они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября) — древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие.

Эльфы в английском фольклоре

Англичане, в отличие от жителей Скандинавского полуострова и Германии, не разделяют эльфов на «светлых» и «тёмных». Эльфы видятся англичанам скорее в образе фейри — не злых, но и не добрых существ, со своими странностями, пристрастиями и пороками. В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же — в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами. Чаще всего их обозначают одним словом — пикси (pixie).

У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Еще пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом, либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина! Но нет — они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорожденных детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.

Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.

Эльфы в датском фольклоре

В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле. Описания их схожи — мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелеными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно заметить, что спина и затылок у неё — полые.

Эльфы в шведском фольклоре

Хотя легенды об эльфах не слишком распространены у шведов, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому — лесной народ.

Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берет начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.

В Швеции, как и во всех странах северной Европы, есть сказание о волшебных существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа так же широко распространена в Европе.

В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.

Эльфы в искусстве

Эльфы глубоко укоренены в европейской традиции. Эльфы присутствуют в произведениях лорда Дансени и Джона Рональда Руэла Толкиена. Интересен образ эльфов у Шекспира. Эльфы часто составляют свиту Санта Клауса. Также об эльфах упоминается у Гете («Фауст»).

Эльфы в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена

Эльфы (самоназвание квенди — англ. Quendi) — в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена — один из свободных народов Средиземья, старшие дети Илуватара, Перворождённые, сотворённые Илуватаром вместе с людьми в третьей теме Музыки Айнур.

Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ Арды. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. Они никогда не спят, а чтобы отдохнуть, грезят наяву. Кроме того, они умеют общаться мысленно, без слов (по некоторым сведениям, однако, этим умением обладают только эльдар). Более всего эльфы почитают воды Ульмо и звёзды Варды, под которыми родились. Они жадно стремятся к знаниям и со временем достигли великой мудрости.

Тёмные эльфы

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах» уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами.

***************

Лично для меня природа этих "существ" абсолютно ясна. Они точно из противоположного Богу мира.

Человекоподобные светловолосые создания, живущие среди лесной природы - такими их изображают мифы и легенды. Древние кельты и скандинавы не сомневались в существовании эльфов. В их фольклоре имеется много упоминаний о взаимодействии между эльфом и человеком. Некоторые авторитетные исследователи убеждены в реальности эльфийской расы.

Характерные черты внешнего облика

В кельтских преданиях они называются сидами, скандинавская мифология именует их альвами. В легендах разных народов существуют некоторые отличия в описании эльфов, однако можно проследить общие черты, характерные для внешнего облика этих существ.

Как они выглядят:

  • велико сходство лесного волшебника с человеком;
  • высокий рост эльфа - первое, что привлекает внимание;
  • очень светлая кожа;
  • утонченное лицо с заостренными чертами;
  • цвет глаз - серый или голубой: у духов природы большие выразительные глаза;
  • заостренные уши;
  • светлые волосы;
  • стройное телосложение: встретить упитанного или неопрятного эльфа практически невозможно;
  • среди обитателей лесов встречаются как существа мужского пола, так и женщины-эльфийки;
  • от эльфа может исходить сияние;
  • в одежде преобладают зеленые тона.

Каждый эльф - прирожденный колдун. Если нужно, светлый дух может превратиться в птицу или в змею. Изготовленные им предметы могут долгие годы оберегать человека от опасностей. Характеристика лесных обитателей будет неполной, если не упомянуть об их долголетии. Средняя продолжительность жизни эльфа - не менее 500 лет. Все это время существо не стареет.

Нрав и предназначение

Согласно ранней германоскандинавской мифологии существует раса альвов (т.е. эльфов), наделенная колоссальными знаниями и магическими способностями. Они могут исцелять, но если человек заденет интересы эльфа, тот может наслать на неприятеля болезнь. В «Старшей Эдде» волшебные создания противопоставляются высшим богам - асам.

Если верить англо-саксонским легендам, скандинавские валькирии произошли от альвов. Валькирии - бессмертные духи, которые доставляли погибших героев в Валгаллу. Вероятно, альвы и их родственницы поддерживали дружеские связи.

Альвами правил Велунд - эльф-кузнец. Женой храброго и справедливого повелителя была валькирия. Эльфийские существа хорошо разбираются в поэзии, музыке. Эльф может петь необыкновенно красивые песни. Из этих созданий получаются непревзойденные кузнецы. Если возникает необходимость, лесные духи могут проявить себя, как отважные воины. Они всегда сражаются на стороне добра.

Во многих легендах сохранились упоминания об эльфийских танцах. Обитатели лесов танцуют по ночам. Если человек увидит их пляску, он присоединится к ней даже против собственной воли. Они бывают не только добрыми. В «Младшей Эдде» описываются 2 основных типа загадочных существ.

  1. Доброжелательные и прекрасные альвы. Они обитают в волшебном царстве. Это царство, как и его мудрые обитатели, в раннем скандинавском эпосе описывалось как нечто реальное, физически осязаемое.
  2. Коварные и злые существа маленького роста. Темная кожа и ехидное выражение лица - характерные приметы злого эльфа. Эти изгои живут под землей. Скандинавы называли их свартальвами.

Многие исследователи фольклора убеждены: плохие альвы не имеют ничего общего с эльфийскими сущностями. По их мнению, темнокожие духи являются гномами. В поздних германо-скандинавских преданиях эльфы изображались бесплотными духами природы. Они бодрствуют и развлекаются ночью, а в дневное время спят. Встретить эльфа или услышать его пение человек мог в лесу и в горах.

Обитатели сказочной страны неохотно подпускают к себе простых смертных. Высокоразвитые существа держатся независимо и отстраненно, но в скандинавских преданиях упоминается о любовных связях между эльфийками и земными мужчинами. Сохранились и древние рассказы о людях, которые, посетив страну альвов, стали обладать даром предвидения.

Главное предназначение светловолосых созданий - делиться с человеком своими умениями и знаниями, способствовать поддержанию порядка в мире.

Эльфы в кельтском и ирландском эпосе

Часто упоминаются эльфы в мифологии кельтов. Нестареющие магические создания вселяли благоговейный страх в сердца простых смертных. Древние ирландцы называли их «сидами» - существами, живущими в холмах. Слово «сид» означает «холм».

Волшебным народом правила королева Медб - могущественная женщина-эльф. Как выглядела царственная особа:

  • стройная;
  • с прекрасным гармоничным лицом;
  • цвет глаз - голубой;
  • локоны светло-золотистого оттенка;
  • за плечами эльфийской правительницы развивалась шелковая мантия.

Земного мужчину, повстречавшего Медб, ожидала печальная участь: любовная тоска сводила его в могилу.

Огромной магической силой обладали как девушки, так и юноши эльфийского племени. Красивые и недосягаемые существа прикосновением руки могли отнять у смертного рассудок.

Если в земли сидов забредал человек, они превращали незадачливого путника в своего слугу. И все же находились смельчаки, стремящиеся проникнуть в царство вечной молодости.

Причины, побуждающие человека искать встречи с сидами:

  • желание получить предметы, изготовленные волшебным народом: оружие, украшения и иные вещи, сделанные сидом, обладали колдовской силой;
  • любовь к эльфийке.

Согласно ирландским и шотландским преданиям, земные мужчины нередко заводили романы и даже заключали браки с обольстительными девушками-сидами. Супругой короля Ирландии Конна Ста Битв стала представительница народа альвов - Бекума Белокожая.

От смешанных союзов рождались дети. Потомки альвов и людей отличались проницательным умом и сильно развитой интуицией.

Забытое племя полубогов

Если верить «Воспитанию в Домах двух Чаш» и другим древнеирландским сагам, сидами стали называться представители племени богини Дану. Эти божественные существа некогда населяли Ирландию, Уэльс и север Франции.

Полубожественные создания были побеждены гойделами. В ирландском эпосе гойделами или Сыновьями Миля названо мифическое племя, которое правило этой страной.

Когда представители древнего человеческого племени одолели светлых детей Дану, те решили скрыться в подземном мире. С того времени потомки божеств получили свое новое название «сиды».

Часть племени Дану не захотела скрываться под землей. Эти полубожества уплыли за море и поселились на мифических островах. Исследователи предполагают, что представители эльфийского народа нашли свое пристанище в Америке.

Разновидности эльфов

Среди современных обывателей встречается разное отношение к «эльфийской» теме. Многие считают, что эльф - это выдуманный персонаж из легенд и сказок, однако есть приверженцы теории, что племя остроухих магов существовало в реальности.

В легендах каждого народа имеются характерные дополнения к образу эльфа. В позднем скандинавском фольклоре можно найти упоминания о маленьких крылатых девушках. Эти духи обитали в лесах.

В некоторых сказках эльфийки изображались высокими беловолосыми женщинами, которые превращались в лебедей. Исследователи фольклора выделяют главные виды волшебных существ.

  1. Альвы.
  2. Злобные карлики (свартальвы).
  3. Летающие девушки.
  4. Скоге. Загадочная внешность и колоссальное могущество - главные качества этих духов. Существа мужского пола могут принять какой угодно облик. Обычно скоге выглядит как седой старичок с большой шляпой на голове и посохом в руках. Единственная странность, отличающая эльфа от земного человека: бычий хвост за спиной. Девушка-скоге - стройная белокурая обольстительница с пышной грудью и нежным голосом.

Образ жизни и повадки скоге довольно интересны. Как можно судить из некоторых легенд, духи боятся солнечного света.

Девушки-эльфийки показывались юношам ночью. Завораживающая красота девы может настолько пленить земного мужчину, что он станет ее верным рабом.

Отношение к миру и человеку

Разные виды эльфийских существ могут отличаться по характеру. Альвы вряд ли станут искать дружбы с человеком, но и враждовать с ним не желают. Если простой смертный обратился к эльфу за помощью, тот выручит несчастного.

Летающая девушка могла указать заблудившемуся человеку дорогу из леса. На этом их общение заканчивалось. Эльфийка, влюбленная в земного мужчину, становилась для него вторым ангелом-хранителем. Она оберегала суженого от опасностей, исцеляла его от ран, полученных в битве.

В некоторых легендах и сказках упоминается, что эльфийки увозили своих избранников в волшебную страну. Тем самым они продлевали мужчинам жизнь. В стране альвов время течет очень медленно. Эльфийский год равен нескольким человеческим десятилетиям, поэтому обитатели сказочного царства никогда не сталкивались с признаками старения.

Свартальвы - коварные создания. Они могут пообещать человеку помощь, а потом погубить его. Непредсказуемыми и своенравными изображены эльфы в шотландской мифологии. До наших дней дошли предания о том, что эльф, повстречав в лесу путника, убивал его своим дыханием.

В исландском фольклоре имеются упоминания о краже детей обитателями гор. Представители волшебного народа похищали кроху из колыбели, когда его родителей не было дома. Малыш воспитывался в эльфийской стране.

Второй вариант мошенничества - замена ребенка. Духи крали у крестьян красивых младенцев, а вместо них в кроватку помещали прожорливых длинноносых существ - своих соплеменников. Такие случаи происходили часто. Родители малыша, обнаружив вечно кричащего, несимпатичного гостя, подозревали, что их одурачили.

Существовало два способа заставить духов вернуть дитя:

  • удивить эльфа какой-то глупой выходкой;
  • подвергнуть «малыша» потрясению (поднести к лицу мошенника раскаленные щипцы).

Легенды гласят, что случаи вражды сидов со смертными людьми были спровоцированы человеком, а племена эльфов иногда воевали между собой. Джон Дональд Руэл Толкин много лет изучал свидетельства о расе эльфов. Таинственные существа стали персонажами фэнтези-романов автора.

Письменные свидетельства и современные теории

Сложно дать однозначный ответ, существуют ли волшебные светлокожие создания в реальной жизни, однако бесчисленные упоминания об этих духах в скандинавских, германских, английских и других источниках заставляют ученых снова и снова возвращаться к этой теме.

  1. В шотландских монастырских летописях имеется описание необычного случая. В начале IV века в горах местные жители нашли тяжелораненого мужчину. Странник говорил на необычном языке. Он был очень худым и имел заостренные уши. Когда гость поправился и выучил шотландский язык, он начал рассказывать о своем народе - элве.
  2. В конце прошлого столетия в Исландии были приостановлены строительные работы. Когда местные власти вознамерились сравнять холм Коупавогюре, произошло следующее: в разгар работ бульдозеры начали выходить из строя. Подозревая, что техника портится по вине сидов, рабочие позвали женщину, которая умеет общаться с существами из невидимого мира. Она уговорила обитателей холма прекратить шутки. Вскоре вся техника возобновила работу.
  3. Лет 30 назад в мангровых болотах двое друзей увидели группу маленьких остроухих существ. По описанию они напоминали сидов и скоге.

Смелые предположения:

  • альфы и сиды являются потомками представителей древних цивилизаций - Лемурии и Атлантиды;
  • эльф - гость с другой планеты.

Если представители необычного гуманоидного племени существовали на Земле, не исключено, что за много столетий они уподобились нам. В каждой стране живут потомки альвов, сидов и скоге.

Заключение

О встречах людей с эльфами часто упоминается в ирландском, шотландском и германо-скандинавском фольклоре. Согласно преданиям, эльф - светлое и мудрое человекоподобное создание, обладающее колдовским даром. В современном мире интерес к эльфийским существам не утрачен. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что обаятельные волшебники живут среди нас.

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно - о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» - «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» - «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» - тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene»).

Альвы в Эддах

А́львы - по сути то же слово «эльфы », только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

Туаты у кельтов

Во времена глубокой древности в Ирландии появились туата де Даннан (племена богини Дану или дети Дану). Своим колдовством они укрыли землю густыми туманами и безраздельно властвовали островом, сражаясь с другими племенами и демонами-фоморами приплывшими из-за моря.

Впоследствии туата де Даннан уступили власть над Ирландией милезам (сыновьям Миля). Милезы заключили с туатами договор, по которому милезы получают остров во владение, а дети Дану могут остаться в Ирландии, но жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых сидами. Отсюда и новое название туатов - сиды (Sídhe) или ши (Shee).

Частица «ши» в названиях сверхъестественных существ почти всегда указывает на то, что это существо из германской или кельтской мифологии. Например: бааван ши; баньши ; дини ши; кайт ши; шифра и т. д.

Образ сидов почти полностью совпадает с современными представлениями об эльфах, возникшими благодаря современной и классической литературе.

Сиды высоки ростом и прекрасны лицом. Однако одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб - красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведется увидеть её, умрет от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей не малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы - они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября) - древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие. Именно сиды часто соблазняют и увлекают за собой смертных мужчин (рыцарей, воинов или принцев). В ирландской саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» рассказывается, что девушка из сидов долго соблазняла одного юношу. Она говорила ему:

«-Я пришла из страны живых, из страны, где нет ни смерти, ни невзгод. Там у нас длится беспрерывный пир, которого не надо готовить. В большом сиде обитаем мы, и потому племенем сидов зовемся мы.

Пойдем со мной, мой возлюбленный. Золотой венец покроет твой пурпурный лик, Чтоб почтить твой царственный облик. Пожелай лишь - и никогда не увянут Ни юность, ни красота твоих черт, Пленительных до скончания века». Дважды друидам удавалось рассеять чары сидов, но на третий раз, когда девушка спела: «Давно влечет тебя сладкое желание, Со мной за волну унестись ты хочешь. Если войдешь в мою стеклянную ладью, Мы достигнем царства Победоносного. Есть иная страна, далекая, Мила она тому, кто отыщет её. Хоть, вижу я, садится уж солнце. Мы её, далекой, достигнем до ночи».

Юноша прыгнул в стеклянную ладью и уплыл вместе с девушкой, и больше его среди людей не встречали.

Эльфы в английском фольклоре

В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же - в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами. Чаще всего их обозначают одним словом - пикси (pixie).

У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Еще пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом , либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина!

Но нет - они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорожденных детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.

Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.

Вот несколько типично английских сказок об эльфах:

«У одной матери эльфы унесли ребенка; по крайней мере, она не могла иначе, как подкидыванием, объяснить себе то, что её здоровый, краснощекий малютка в одну ночь побледнел, похудел и изменился в лице и в характере: прежде тихий и ласковый, он теперь постоянно плакал, кричал и капризничал. Бедная мать стала просить помощи у разных умных и опытных людей. Одни советовали ей прямо выбросить ребенка в глубокий снег, другие - схватить его за нос калеными щипцами, третьи - оставить его на ночь при большой дороге, чтобы тем возбудить в эльфах сострадание к их собрату, а, следовательно, и принудить к возвращению настоящего малютки.
Мать решительно не могла согласиться с ними, потому что её тревожила мысль: „А что если это не подкидыш, а действительно мой ребенок, только испорченный чьим-нибудь дурным глазом?“
Наконец, одна старушка над ней сжалилась и сказала:
- Прежде всего нужно узнать наверное, подкидыш ли это или нет. А чтобы это узнать, возьми ты полдесятка яиц, разбей их скорлупу на половинки, положи перед ребенком на очаг и налей в них воды. Что из этого выйдет, сама увидишь. Только смотри, приготовь заранее каленые щипцы, чтобы хорошенько пугнуть эльфа, если ребенок окажется подкидышем.
Мать приняла совет старухи и тотчас по приходе домой, положила в печь щипцы калиться и стала разбивать яйца перед очагом. Увидев это, ребенок вдруг приподнялся, смолк и стал внимательно глядеть на мать.
Когда же она разложила на очаге яичные скорлупки и налила их водой, ребенок вдруг обратился к ней и сказал (хотя двухмесячные дети не говорят вообще ни слова):
- Что это ты, мать, делаешь?
Мать невольно вздрогнула, услышав это, но отвечала как можно равнодушнее:
- Ты, я думаю, сам видишь, что я делаю: воду кипячу.
- Как? - продолжал мнимый ребенок с возрастающим удивлением. - В яичных скорлупах кипятишь воду?
- Ну, да, - отвечала мать, заглядывая в печь, чтобы видеть, готовы ли щипцы.
- Да помилуй, - закричал эльф, всплеснув руками, - я вот уже 1500 лет живу на свете, а никогда еще ничего подобного не видывал!
Тут мать выхватила из печки раскалившиеся докрасна щипцы и с яростью бросилась на подкидыша, но тот быстро выскочил из колыбели, прыгнул к печке и вылетел в трубу.

Когда же мать подбежала к колыбели с раскаленными щипцами, они у неё вдруг выпали из рук: в постельке, на месте безобразного эльфа, лежал её драгоценный малютка, подложив одну ручонку под голову, а другую крепко прижимая к своей грудке, которая слегка подымалась легкими и мерным дыханием. Кто передаст радость матери?»

«Жили-были муж да жена. Эльфы унесли у них ребенка, которого крестины были замедлены какими-то домашними хлопотами, и подсунули им вместо него своего собственного ребенка (подкидыша). Этот безобразный, худой и, по-видимому, хилый ребенок страшно мучил и отца, и мать; пока кто-нибудь был в комнате, он целый день ревел и метался в люльке, а чуть только все из комнаты выходили, как он выскакивал из люльки на пол, начинал карабкаться на стены, подпрыгивать и приплясывать: ел он за четверых и никогда, кажется, не бывал сыт.

Родители вскоре порешили, что это непременно должен быть подкидыш, и положили от него избавиться во что бы то ни стало. По совету опытной знахарки, мать вот как принялась за дело. Взяла поросенка, зарезала его и запекла в пудинг вместе со щетиной, шкурой, копытами и головой.
Когда мнимый ребенок попросил у неё есть, она тотчас же подала ему это странное кушанье. Тот принялся за него со своей обычной жадностью, но, пожевав несколько минут, призадумался, с изумлением поглядел на пудинг и вдруг заговорил:
- Вот странность! Подают мне кушанье со шкурой и щетиной, с копытами, с глазами! Ха! Ха! Ха! Да я уж сколько живу на свете! Уже ведь три раза видел, как вырастал молодой лес, но о таких кушаньях и не слыхивал!

При этом он выскочил из люльки и исчез; а эльфы вернули догадливым родителям их настоящего ребенка».

В Англии называли «локоном эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелы, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.

В Ирландии верят и в «больших», человекоподобных эльфов, которых там называют Туата Де Дананн (по другим источникам так называется один из высших классов фейри) или сидов , а так же и в маленьких крылатых эльфов-фей (как и англичане, ирландцы называют их fairy - под тем же словом они подразумевают и фей).

Эльфы в датском фольклоре

В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле. Описания их схожи - мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелеными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно увидеть что спина и затылок у неё - полые.

Эльфы в шведском фольклоре

Хотя легенды об эльфах не слишком распространены в Швеции, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому - лесной народ.

Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берет начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.

В Швеции, как и во всех странах северной Европы есть сказание о волшебных существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа так же широко распространена в Европе.

В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.

Часто встречаются истории о «ведьминых кольцах»: считается, что в этих местах эльфы или лесные духи по ночам водят хороводы . Существует много легенд у разных народов (чаще всего шотландцев, шведов и ирландцев) о том как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мертвым в центре ведьмина круга. Роджер Желязны в своем эпическом романе «Хроники Амбера » использовал и адаптировал древний кельтский миф о ведьмином кольце: «Мне говорили, что это случилось далеко на западе - появился небольшой круг из поганок. Внутри его нашли мертвую девочку. Место объявили проклятым. Круг стал быстро расти и через несколько месяцев уже был в целую лигу. Внутри кольца трава потемнела и стала блестящей, как металл, но не погибла. Деревья скрючились, их листья померкли. Они гремели, даже если не было ветра, и летучие мыши плясали и метались меж ними. В сумерках там бродили странные тени - но всегда внутри Круга, и какие-то огоньки, словно небольшие костры, горели там по ночам». Интересно, что в некоторых шведских преданиях эльфов разделяют на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха и воды. Лесных эльфов в этом случае относят к стихии земли. Так же в Швеции распространены сказания о горном народце. Об этих существах известно мало (несмотря на обилие сказок и историй): горным народцем называют и эльфов, и гномов и даже иногда троллей; точно так же, как и Норвегии.

Эльфы в норвежском фольклоре

В Норвегии широко распространены легенды и сказки о всевозможных низших мифических существах, называемых одним словом - туссеры. Под этим названием могут подразумеваться эльфы, гномы , веттиры (подземный народец, другое название гномов), ульдра (красивые женщины с лентами в волосах, но обладающие так же коровьим хвостом, который они скрывают от людей), тролли или даже ниссе (аналог домовых, с той только разницей, что живут не в домах людей, а по близости в лесу). Особенность норвежского представления об этом сверхъестественном народе в том что, согласно их поверьям, туссеры строят дома и церкви, пасут скот и живут селениями.

Эльфы в искусстве

Тёмные эльфы

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах » уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами .

Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности. Наиболее известным образом современных тёмных эльфов являются дроу из ролевой системы Dungeons & Dragons, вобравшие в себя многие черты как мифических свартальвов (тёмная кожа, жизнь под землей, и т. д.), так и толкиеновских орков (злобность, черная кожа, боязнь света).

Заключение

Само слово «эльф», по сути, является неким обобщением - эльфами называют лесных духов, фей, фейри , подземный народец и даже троллей . Забавных существ, сопровождающих Санта-Клауса и помогающих ему разносить подарки называют рождественскими эльфами.

Различия образов эльфов в произведениях Вильяма Шекспира и Джона Толкиена объясняются, тем, что Шекспир включал в свои произведения персонажей английского фольклора и народных сказок, в то время как Толкиен в своих романах использовал материал, взятый из «Эдды » и других германских сказаний.

Под влиянием времени мифы об эльфах, их внешнсть и нравы менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе.

В преданиях многих народов есть существа, внешне напоминающие людей, но по своей физиологии и возможностям отличающиеся от них. Создания с непостижимым долголетием и магическими способностями - эльфы. Люди всего мира спорят, существовал ли этот древний народ в реальности или только в сказках.

Эльфы присутствуют в культурах разных народов

Доказательства существования эльфов

У разных народов есть мифы, в которых упоминаются эти создания в разных образах и событиях. Но в истории отмечены факты о реальных загадочных находках. У индейцев из Северной Америки есть легенда о малочисленном добром народе со сверхъестественными способностями. Свидетельствуют об этом и раскопки на месте их поселения. Здесь археологи находили предметы с неясным назначением, выполненные из материалов, неизвестных тогда ещё древним людям.

А в 1932 г. в Сан-Педро при раскопках была найдена небольшая мумия. Археологи провели исследование и выяснили, что скелет принадлежал мужчине ростом 30 см, который умер естественной смертью в возрасте около 65 лет. Владелец столь необычной находки прожил недолго, а после его смерти мумия пропала при загадочных обстоятельствах. Коренные жители уверяют, что такие предметы в их местности - не редкость, но документального подтверждения этим словам нет.

В 1837 г. в штате Огайо археологи обнаружили небольшое кладбище, здесь велись исторические раскопки. Рост большинства мумий показался им странным: они не превышали 1 м. Некоторые исследователи утверждают, что это было целое племя пигмеев, а не эльфийское кладбище.

В Исландии в 1996 г. при проведении земельных работ на Холме Коупавогюр произошло удивительное событие. Местные жители верили, что на этом участке было эльфийское поселение и протестовали против разравнивания земли. Во время работ случилось необъяснимое - вся техника за день до раскопок сломалась и пришлось сворачивать деятельность. Больше строительная компания на то место не возвращалась и предпочла возвести здание в другом месте.

В Исландии люди до сих пор верят в существование мифического народа, который живёт в разных участках страны и всеми силами старается не попадаться местным на глаза.

В столице страны даже есть особая школа эльфов, директор которой уже 30 лет общается с людьми, подвергшимся магическому воздействию. Магнус Скарпхединссон собирает истории и учит очевидцев правильно взаимодействовать с мифическими существами при встрече.

Теории происхождения эльфов

Рождение эльфов - это одна из величайших тайн, их даже возводят в ранг божественных существ. Люди спорят до сих пор, откуда эти мифические создания появились. По одной версии - во всем виновата эволюция, по другой - это творение богов.

Первая теория моментально наталкивается на скалы логики, здесь возникают вопросы. Один из них - как эволюция позволила только одному виду человекоподобных существ обрести бессмертие. Для этого должны были соединиться сразу несколько факторов:

  1. Постоянные погодные условия на земле.
  2. Длительный промежуток времени.

Человеческий организм на протяжении жизни меняется, бессмертие не влияет на этот показатель. Но эльфы не стареют и неразвитые в юности навыки безвозвратно утрачиваются. Поэтому отсутствие прогресса в развитии говорит о том, что создания явились миру в готовом виде.

Божественное сотворение эльфов более логичное, оно обуславливается всеми фактами о них. Появление готовых магических существ, адаптированных для жизни в социуме было продумано.

Виды созданий

Германо-скандинавская мифология соотносит появление эльфов с преданиями о сотворении мира. Нужно, чтобы все было в гармонии, поэтому должны быть и существа, контролирующие неподвластные человеку области.

Исследователи используют в отношении этих созданий сразу несколько наименований: Альвы, Дверги. Первое - подходит для добрых духов природы, чьё призвание помощь людям. Второе более соотносится с тёмными существами, прислуживающими силам зла. Они жители подземелья, прекрасные кузнецы. Слово «Альвы» передавалось из поколения в поколение и приобрело со временем знакомое нам звучание - эльфы.

В английских сказочных произведениях писатели не делят эльфов на тёмных и светлых. Все они нейтральные персонажи: имеют как положительные, так и отрицательные черты в характере.

В мифологии Исландии и произведениях жанра фэнтези эльфы бывают нескольких рас. Отличия видны и по внешним признакам, и в образе жизни.

Главенствующая раса. Другие эльфы в мифологии появились, отделившись от основного племени. Они избрали иное место обитания и в корне изменили образ жизни. Откуда точно взялись высшие существа сказать нельзя, но это самые возвышенные создания из всех. Они надменны, красивы и брезгуют общением с другими мифическими обитателями, кроме себе подобных.

Живут высшие эльфы скрытно, селятся в горных долинах или волшебных лесах. На связь с окружающим миром выходят редко.

У них, как у превосходной расы, есть своё предназначение - помощь собратьям из низшего сословия, когда им угрожает большое зло.

Высшая раса не признаёт смешения кровей, они считают полуэльфов генетическими мутантами. Это настоящие аристократы. Часто используют гоблинов как рабочую силу - они мощные и глупые.

Высшие эльфы наделены особой магией, они искусные мастера. Все вещи, сделанные их руками - сгусток чистого и сверхсильного волшебства.

Внешне эта раса самая высокая, у них золотые волосы и бездонные зелёные глаза. Любят светлые одежды, во время боя надевают шлемы с большими крыльями и кольчуги из сверкающей стали.

Высшие эльфы владеют мощной магией

Серые

Другое название этих эльфов - сумеречные. Они относятся терпимее к собратьям из низших рас, нейтральны к человеческим проблемам. При конфликтных ситуациях, предпочитают искать компромисс. Творить добро им приятнее, чем зло. Но все же они предпочитают сохранять нейтралитет. Внешне они похожи на высших эльфов, но встречаются особи с генетическими мутациями: у них тёмные волосы и карие глаза. Приоритет в одежде - светлые, полупрозрачные тона.

Лесные

Другое их название - эльфы ночи. Любят селиться в лесах, дневному свету предпочитают лунный. Не терпят солнечные лучи, они губительны для их глаз.

Поклоняются Женщине-богине, которая являет собой образ таинственного спутника земли. От луны они черпают магическую энергию и в полнолуние обретают невероятную силу.

Эльфы этой расы самые дружелюбные, любят общение с собратьями и другими мифическими созданиями. Из-за своего желания к коммуникации они и отделились от высшего сословия. Любопытны и всегда ищут приключения. Они очень похожи на главенствующую расу, но их приоритет - тёмные цвета.

Крылатые

Авариэль - одни из самых прекрасных созданий мира эльфов. У них есть крылья и перья. Благодаря такой характеристике люди часто принимали их за ангелов. Крылатые эльфы живут в горах, они предпочитают простор и свободу. Страдают клаустрофобией. Если их пленить в замкнутом пространстве надолго, крылья теряют свою функциональность. Они не любят огонь, поэтому далеки от кузнечного дела. Оружие изготавливают из горного хрусталя магическим образом.

Авариэль — крылатый эльф

Морские

Эти виды существ предпочитают водную среду другим и живут в океане. Обнаружить морского эльфа - настоящая редкость. В солнечный день они могут показаться людям как дельфины. Пресноводные не выходят из глубин наружу никогда. У них есть лёгкие, они могут дышать воздухом, но он им не нужен под водой. Единственное, без чего им не прожить и дня - морская глубина.

В океане им одежда не нужна, наряжаются только при выходе на поверхность. Имеют особенность становиться невидимыми в воде, применяют инфракрасное зрение и эхолокацию. По описанию эти эльфы синие, у них зелёные волосы и есть жабры.

Солнечные

Существа, всей душой любящие солнечный свет, уединились в пустынных оазисах. Черпают энергию от небесного светила и поклоняются ему. У них тёмная кожа и коричневые волосы. Любят светлые тона в одежде.

Кровавые

Они практически идентичны высшему сословию, интересуются магическими обрядами, нуждаются в постоянной энергетической подпитке. Кровавые эльфы испытывали постоянный голод, поэтому искали источники подпитки. И нашли: перекачка энергии в собственные тела из демонов. Этих существ они ненавидят и используют только как магические сосуды, из которых можно испить до дна.

Кровавые эльфы имеют розовую кожу и короткие уши. Они любят красные оттенки в одежде. Их глаза светятся зелёным светом как у демонов, а волосы красные или белые.

Кровавые эльфы - путешественники. Они предпочитают использовать хаукстрайдеров (мифических ездовых животных) для поездок на длинные расстояния.

Дикие

Эти существа предпочитают джунгли вдали от цивилизации, они первобытны, как и их магия. Но это не значит, что их жизнь хаотична. У диких эльфов есть иерархия, всем управляют старейшины, но у них нет беспрекословного подчинения и нерушимой власти. Все строится на доверии и взаимном уважении. Дикие эльфы выглядят как лесные, любят природные оттенки в одежде.

До появления разделения, все народы этих мифических существ жили вместе, стараясь поддерживать мир в равновесии. Но были и те эльфы, которые тяготели к чёрным ритуалам и проводили запретные обряды, они делали их сильнее.

Тёмные ставили себя даже выше прародителей и со временем озлобились. Они стали атаковывать эльфийские народы и уничтожать их. За это их изгнали на вечное существование под землю. С того момента их злость только росла и теперь весь мир, и живущие в нём существа, для них - предмет большой ненависти. Иное название тёмных эльфов - дроу.

В этом племени царит матриархат, т. е. народом правят женщины. Города поделены на отдельные диаспоры, во главе которой стоит Мать.

В союзники себе дроу берут только злых и могущественных существ, а пленённых созданий превращают в рабов или используют в боевых действиях как живой щит.

Среди тёмных эльфов тоже находятся отступники, и соплеменники открывают на них охоту. Дроу носят доспехи из адмантина - самого крепкого в мире вещ

Темными эльфами правит женщина

ества. Но их оружие и амуниция при солнечном свете обращаются в пыль.

Полуэльфы

Эти прекрасные создания получились от любви мифических существ к людям. Полуэльфы везде чужаки: человек не отличит их от эльфов, а свои считают полукровками и уродцами. Они по натуре изгои, но очень любопытны, большие выдумщики и изобретатели. И также как чистокровные эльфы, полукровки любят природу и наделены природным артистизмом. Их нельзя отнести к добрым или злым силам - они сохраняют нейтралитет.

Полуэльфы, живущие среди своих чистокровных собратьев, возносят молитвы эльфийским божествам, а те что обитают среди людей молятся Эхлонне - богине лесов. Они не сидят на месте и часто отправляются на поиски новых приключений.

Физиология созданий

Общие приметы для эльфов, как женщин, так и мужчин:

  1. Стройность.
  2. Высокий рост.
  3. Изящные черты.
  4. Лёгкость.
  5. Интеллигентность.
  6. Заострённые уши.

Все эльфы, без исключения, любят музыку и хорошо играют на музыкальных инструментах. Понимают законы жизни и ценят природу. При них всегда острые стрелы и лук.

Их глаза большие и яркие, они хорошо видят на дальние расстояния и в темноте.

Не выносят подземелий, предпочитают другие, скрытые от людей места.

Эльфы отличаются высоким ростом и изящностью

Продолжительность жизни и секреты долголетия эльфов

Большинство считают, что маленькие магические создания бессмертны, но это не так. Эльфы просто долго живут. При благоприятных условиях они способны существовать десятки тысячелетий: нужно большое количество маны и растений, из которых они черпают омолаживающие элементы. Ещё несколько секретов долголетия: здоровый 12-часовой сон и правильное питание. Почти все эльфы - вегетарианцы, но некоторые питаются только добытым и хорошо приготовленным мясом. Единственное, от чего эльф может умереть - накопленная усталость.

Говард Ленхоф, врач из Калифорнии, предположил, что такие истории о мистических существах имеют реальную основу и внешнее описание совпадает с «особенными» людьми. Синдром Вильямса - генетическое отклонение, благодаря которому человек приобретает эльфийскую внешность:

  1. Не меняющиеся со временем детское выражение лица.
  2. Пухлые губы и большой рот.
  3. Непропорционально остальным чертам лица крупные глаза.
  4. Маленький, но широкий нос.

Признаки синдрома Вильямса

Заболевание заключается в утрате 20 определённых генов 7 хромосомы. У больного отмечаются проблемы сердечно-сосудистой системы. Они ведут себя как дети. У всех диагностируется умеренная степень имбецильности. Им сложно учиться в общеобразовательных заведениях, но это очень заботливые, чуткие люди. Все прекрасное им не чуждо, у них врождённая артистичность и красивый мелодичный голос.

Верить в мифических существ или нет - каждый решает сам за себя. Были ли легенды лишь описанием реальных случаев синдрома Вильямса или же это истории о настоящих магических созданиях - сказать сложно.

В Исландии люди до сих пор верят в их существование и пытаются доказать всему миру, что они правы, построив целые сказочные туристические комплексы.