За что белорус не любит россиянина. За что беларусы должны ненавидеть русских, и за что украинцы ненавидят русских

"Никогда не видел, чтобы в Беларуси так не любили русских!" - восклицает 23-летний Миша, который прислал в редакцию TUT.BY фотографии своего покореженного Merсedes. Миша, хоть и белорус, но немало работал в России, любит эту страну, особенно за игру сборной по хоккею. В знак особого отношения ездит с российской символикой "на борту". В последнее время эту символику стали срывать, а машину - уродовать. С такой же агрессией сталкиваются в Минске и россияне.

Вечером 20 июля Миша обнаружил свою изуродованную машину на стоянке возле Парка Горького. "Были пробиты два колеса. На шиномонтаже мне сказали, что в колесах - три дырки шилом сделали. У меня машина яркая. Флажки российские на капоте, по бокам наклейки в цвет флага российского. Их тоже шилом сдирали. На шиномонтаже даже не удивились, рассказали, что я не первый такой. Мастер рассказал, что до нас человек на русских номерах приезжал с такими же тремя дырками, один в один. Тот клиент, оказалось, приехал заделывать дырки, а на следующий день ему еще раз пробили, и он снова был вынужден ехать менять шины" , - рассказал TUT.BY Миша. В понедельник он написал заявление в Партизанский РУВД Минска.


Молодой человек - белорус, однако много времени работал в России, там у него много родственников. Он и его родители считают, что вандализм в отношении машин с российской символикой связан с событиями в Украине.

"Говорят, что сейчас русских не любят. А чего не любить? Правильно, они поддерживают своего президента. Но даже если вы хотите поддержать Украину, то поддержка Украины не должна выражаться в том, чтобы сделать другому народу плохо. Это не поддержка. Поддержка - это обратиться к государству. Обращайтесь к Путину! Зачем вы русским делаете плохо? Я вообще болельщик, я не националист. Я не лезу в политику", - говорит Миша.

По его мнению, вопросы политические должны решать на уровне правительств и президентов, а не на уровне простых людей. "Пусть правительства решают, кто там кому должен, кто виноват и т.д., - говорит молодой человек, добавляя, что "раньше такого в Беларуси никогда не было" .

"Я не думал, что такое отношение к русским у нас вообще может быть, хотя ", - говорит Миша. Именно во время чемпионата мира по хоккею он впервые увидел агрессию по отношению к российской символике. Тогда Миша рассказывал TUT.BY, что в один из вечеров вынужден был прятаться в машине, потому как его чуть не побили. Кроме того, из машины вырвали все российские флаги. Но заявление в милицию он написал только после последнего случая: "Я вижу, что эти хулиганства становятся регулярными" , - говорит он.

В середине мая шины в машине с российскими номерами пробили супермодели Екатерине Доманьковой . Она обнаружила у подъезда свою машину с исколотыми шинами и четырьмя выбитыми стеклами. Рядом стоящие машины с белорусскими номерами не пострадали. "Что это, люди??? Откуда в вас столько ненависти??? Почему из-за таких уродов я должна себя чувствовать небезопасно в МОЕЙ БЕЛАРУСИ??? Эта страна не для подонков. <…> Меня решают наказать за то, что я связана с Россией? Да будьте вы не связаны с ней 1000 раз. Ваше наказание уже стучится к вам в двери в виде бородатой "женщины" , - писала тогда модель в своем Instagram.

"В Москве адекватные, сильные, нормальные люди, у нас в Беларуси наглее. Там люди целеустремленные, крутятся, если хотят заработать. Никто не ждет помощи от государства, стараются заработать сами. Мне нравится в России, я там чувствую себя спокойно. Я не думаю, что меня там убьют или что-то еще ".

Еще один молодой человек - 28-летний Михаил - несколько лет назад приехал в Беларусь из России. Сейчас у него белорусский паспорт, а на машине хоть и белорусские номера, символика - российская. В тот же день, что и 23-летний Миша, он обнаружил дыру от пули в лобовом стекле. "Впервые такое вижу, - говорит Михаил.- Никогда в Беларуси не было раньше такой враждебности".


Тем не менее, заявление в милицию он писать не собирается, поскольку надеется, что это все же единичный случай. "А стекло мне и так надо было менять, вот появился повод" , - говорит он.

Параллельно в Беларуси наблюдается еще одно явление - массовое как в Минске, так и в регионах: Гродно, Орше, Витебске, Бресте. С какой целью это делается, сами распространители не говорят, но то, что раньше у нас такого явления не наблюдалось, - факт. Милиция таких распространителей, в свою очередь, как правило, не задерживает. Правда, несколько дней назад в Орше все же пресекли распространение российских флажков на железнодорожном переезде "Хороброво". Тогда выяснилось, что символику распространяли глухонемые жители Борисова. Один из них сообщил милиционерам, что флажки им привозят из России и отдают на распространение бесплатно.

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы — один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда — среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения — максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле — антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса — эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» — кумирофилия. Белорусская любовь — возвеличивать лидеров — выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Контекст

Мигранты в ЕС: чем отличаются друг от друга белорусы, молдаване и украинцы

14.12.2014

Слово «Россия» все время вызывает тревогу

Белорусские новости 04.08.2017

Въедет ли Путин в Минск на танке?

Белорусские новости 28.02.2017

Белорусы будут работать до смерти

Белорусский партизан 12.04.2016

Мультимедиа

БЕЛТА 26.08.2016 Русский — анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, — фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы — позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, — кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Белоруссию и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более — этническим русским. Невольничество в России — продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота — следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия — это фундамент, на котором строится автократическая власть в Белоруссии. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство — эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощённость русского и зажатость белоруса — ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство — органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские — два разных народа, поэтому националисты из Белоруссии абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Белоруссии, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Белоруссии.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы – это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня


Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские – это никакие не восточные славяне, а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, - это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах. Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака»[этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются. Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве – извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских


Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета


«Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» - утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально - европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи - Великом княжестве Литовском, - которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета - ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» – также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ


Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган – 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже – среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности - один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше - 96.

«Працуй пільна - ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой


Самый обычный герой русских сказок – Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна - ды будзе Вільня!». В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской . В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки - про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык


В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше. Доказать же то, что белорусский – самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.

Прочитали: 4234

Большое поколение нас, прибрежных южных украинцев воспитанно на таком мнении, что белорусы и россияне ребята дружные, больше того, даже братские. С нашей стороны, конечно, всего не понять, но, если уж им не безразлична наша национальная судьба, то почему нам должно быть наплевать на их?

«Самое страшное, что можно себе представить в Украине - это проснуться в Беларуси», любопытное название для статьи разместившейся в одном из белорусских интернет изданий. kyky.org . Именно оно и непобрезговало опубликать несколько неожиданные высказывания в поддержку того мнения, что россияне, несколько поднадоели жителям их страны.

Известные Минску белорусы помогают разобраться, зачем к ним едут русские туристы, что обижает в их поведении, и как с этим бороться.

Владимир Мацкевич, философ и политолог:

Лично я к русским равнодушен. У меня нет к ним любви, и нет нелюбви. Но порой приходится резко высказываться в адрес русских. Попробую объяснить, чем это вызвано. Видите ли, любовь - это самое большое чудо в этом мире, и, как лучшее, что в мире есть, она редко встречается. Это дар, которому следует радоваться, быть благодарным. Но любви нельзя требовать! Самое глупое и безобразное - вымогать подарки, требовать дары. Русские часто повторяют, что их никто не любит, и в отсутствие дара домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь, хотя это обычное отношение. Ну, есть русские в этом мире. Есть папуасы, пигмеи, люксембуржцы, вепсы и русские. И хватит с них. Но нет же! Приедет заурядный русский в какую-нибудь страну. А ему отвечают там не по-русски! «Ах, тут русских не любят?» Да тут просто дела нет до русских, все равны. И в Беларуси русских НЕ не любят. Просто мы хотим в каждом видеть человека, и если человеку важно, что он армянин, поляк, еврей, турок, гасконец или каталонец - мы поймем. Этого довольно. Почему-то некоторые русские ведут себя недостойно любви, и, не получив ее, думают о себе не как о человеке, они подразумевают под собой целую нацию - русских. Будь человеком, и, может быть, тебя кто-нибудь полюбит.

Андрей Кабанов, предприниматель:

Как правило, я обращаю внимание на плохо законспирированные понты русских туристов. Меня не обижает, я ржу с этого. Беларусь - своеобразный туристический мем для россиян: приехать на праздники без виз, хорошие дороги и дешевый автосервис. Они часто поправляют здоровье своих коней, были случаи среди моих московских друзей, с сезонными заболеваниями иномарок. Но у меня нет среди близких коренных москвичей, все мои знакомые, как правило, живут на съемных квартирах, а сюда приезжают, чтобы оперативно просрать некую часть бабла за ограниченное время, ибо гулять в подгламуренных ценах с таким размахом в Москве - больновато.

Евгений Курленко, программист:

Белорусы ведут себя парадоксально по отношению к русским — декларативно почти никто не скажет, что русские чем-то лучше, но в то же время ни перед кем больше белорусы не стремятся настолько сильно выглядеть «хорошо». Почти каждый из туристов, естественно, сравнивает Минск с Москвой: вот это «чистенько», «нет рекламы», «нет людей на улицах» и другие совершенно точные замечания, но каждый приезжий сообщает об этом, как об открытии Америки, что нам, местным, несколько поднадоело. Вообще, русским есть куда ехать, и Беларусь в приоритетах стоит далеко не на первом месте. Но есть категория россиян, и не такая уж маленькая, которая органически просто не может ехать туда, где бы их банально не понимали на уровне языка. В итоге их география дальше xUSSR и Турции с Египтом не распространяется. Что отличает москвича-туриста (именно туриста, а не человека, который ездит из Минска в Москву регулярно) — субъективное восприятие дешевизны Минска во всём. Московские туристы считают, что всё у нас стоит копейки и начинают сорить деньгами даже там, где это и не скромно, и им не выгодно. В остальном все зависит, конечно, от культурного уровня гостя. Если он низкий, мы замечаем бесцеремонность, низкую эмпатию, сверхэгоцентризм. И есть еще отдельный тип туристов, которые едут посмотреть на страну победившего Лукашенко. Не думаю, что это хоть сколь статистически значимый процент, но как раз на медиа-поле такие делают погоду, поэтому их игнорировать нельзя. Этот тип туриста самый неприятный для нас — человек специально едет наступить на больной нам мозоль и, мало того, написать после об этом.

Ольга Родионова, блогер:

Мы относимся к русским, как румынские пограничники к Остапу Бендеру. Помните, в фильме «Золотой теленок», когда герой Юрского нелегально шел по льду через границу, обвешанный золотом, и пытался дать взятку таможенникам? А они хором: «Бран-зу-лет-ка!» И начинают его «ощипывать». Финальным кадром мы видим Юрского, заслоняющего рукой камеру: «Миллионера из меня не получилось, придется переквалифицироваться в управдомы!» Я, пожалуй, не очень люблю русских, невзирая на то, что это основные читатели моего бложека, и я даже умудрилась как-то вляпаться в матримониальные отношения с гражданином РФ. Постоянно вижу в Минске приехавших из Москвы на выходные покутить, как «барин из Парыжу», опираясь на мифы и легенды «о Белоруссии». Они до сих пор полагают, что купюра в 5000 рублей им тут сейчас же сделает сцену из к/ф «Евротрип», а потом громко ругаются, глядя в счёт. И сразу всё вплоть до 50 белорусских рублей понимают, несмотря на обычное «в этих ваших фантиках не могу разобраться». Но м ы ведь знаем, ни в одном российском городе нет такой обыденной для нас достопримечательнсти, как ратуша: «когда у нас уже было Магдебургское право - москаль морду кирпичом умывал!» Так что лично себя я считаю вполне вправе троллить гостей столицы чемпионата мира по хоккею 2014, например, предложив что-то взять из шуфлядки, потому что «выдвижной ящик письменного стола» - это долго произносить!

Николай Ходасевич, телеведущий:

Их часто выдает акцент, походка и слегка надменный взгляд россиянина - все это продолжение привычного имперского представления наших восточных соседей о самих себе. Россияне по-прежнему считают свою страну великой, успешно продолжая про*бывать все данные природой богатства. Убеждение отдельных типажей, что можно купить все и всех - оно вызывает самое большое недоумение. Буквально два года назад случился какой-то бум. Мои друзья из России звонили с просьбой заказать жилье, составить им культурную программу и так далее. Там пошел какой-то шухер, что в Беларуси очень низкие цены буквально на все. Ну, одного приезда оказалось достаточно, чтобы развеять миф. А вообще, наверное, приехать к нам здорово по многим причинам: недалеко, нет языкового барьера - такой маленький островок тишины в центре Европы. Правда, у самих россиян огромный выбор этой тишины - любой город за пределами Питера и Москвы. Но мне не нравится, что обслуживают в ресторанах и кафе Минска гостей (не только россиян) на порядок выше уровнем, нежели своих. Такова уж наша ментальность.

Филипп Чмырь, музыкант:

Снобизм всегда обижает, когда он идет от того, кого ты считаешь другом. Потом он начинает раздражать, а потом ты начинаешь за него наказывать. Мне кажется, мы находимся уже на стадии раздражения. Я бы не обобщал всех российских туристов, но у людей низкой культуры есть общие черты. Проблема в том, что в последнее время появилось много туристов из России с этими чертами. Они не соблюдают ПДД, игнорируют правила парковки, громко разговаривают в общественных местах и позволяют себе громкие оценочные заявления. На которые всегда есть, что ответить. Любой ответ начинается так: «Великая нация…» А дальше варианты: 1) Построй дорогу Москва-Питер. 2) Сделайте сами мобильник, автомобиль, и так далее… Белорусское гостеприимство - это миф. Белорусы не толерантны, они еще более неприемлют появление других видов, они мстительны: пример - партизанское движение. А потому ответом на хамство может стать спецоблуживание в наших кафе (медленно), порча на парковках их машин, последующий ремонт в тридорога на наших СТО и разбирательства спустя рукава самими ментами. Думаю, менты и сами скоро начнут их штрафовать за такое катание. Как говорится, «земля горела под ногами оккупантов».


Василий Андреев, дизайнер:

Я хотел написать что-то плохое. Я точно это знал. Помню, первый пункт советов российскому туристу начинался со следующего: «Перед обменником не стоит доставать 20 тысяч рублей и с ухмылкой спрашивать: «А...сколько это вообще денег?» Потому что (суки) один доллар - это ваших 30 рублей!» Но поездка в Барселону изменила меня. С утра под балконом вижу издевательскую надпись: «А теперь посмотрите на этот прекрасный балкон, на нем стоит житель Барселоны». И события в Киеве изменили меня. И то, как мы въезжали из Швеции в Данию, изменило меня. «Добро пожаловать в арабскую Скандинавию», - произнес Штефан, имея в виду то, что датчане, по мнению шведов, нифига не соблюдают законов, правил движения и вообще много и везде бухают. У нас пока не появилось того, с чем живет та же Скандинавия: куча иммигрантов, которые спрашивают в очереди в обменник: «А почему у них монеты с дырками?» Но это Скандинавия, холодная, белая и ветреная. Теперь вспомните количество туристов на юге Европы. У меня есть сильные сомнения в навязываемой нами самим себе толерантности. Мы просто не знаем, толерантны ли мы, потому что пока никого к себе так и не пустили. А у нас уже много вопросов. Потому что мы раздражаемся в очереди, слыша вопрос: «Ха-ха, а что можно с этими пятью тысячами сделать?» И россияне, приезжающие смешной цифрой туристов в Минск, - это наш тест на полоску терпимости. Боюсь, мы его уже не прошли».

Валидность социологических опросов в странах с авторитарными режимами часто ставится под сомнение, задаются вопросы, насколько велик в ответах фактор страха, не отражают ли они всего лишь нежелание респондентов высказывать мнение, идущее вразрез с официальной линией.

Однако практика опросов не подтверждает эти сомнения. В опросах Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), результатами которых я воспользовался, даже в ответах на такой отстрый вопрос, как отношение к президенту Александру Лукашенко, позитивное отношение к нему варьируется примерно от 50% до 20%. Если предположить, что отказ высказать одобрение правителю требует подлинного гражданского мужества, вряд ли население Белоруссии на 50-80% состоит из героев.

Что же касается ответов на вопросы о политике России в Украине, то тут в Белоруссии давления официальной линии нет и вовсе, и власти, и официальные СМИ крутятся ужом, чтобы избежать однозначного «да» или «нет». Так что не приходится говорить о том, что результаты опросов отражают лишь страх белорусов высказать свое мнение. И при поверхностном взгляде это мнение представляется простым и однозначным — белорусы за Россию.

Самый близкий народ

На вопрос об отношении к присоединению Крыма к РФ примерно 60% респондентов на протяжении полутора лет выбирают ответ «Это возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости » и лишь 20-30% — «Это империалистический захват, оккупация», в ответах на вопрос о ситуации в Донбассе относительное большинство — от 40% 50% выбирает ответ «Народ Новороссии имеет право на самоопределение» (около 25% — «нет, я поддерживаю территориальную целостность Украины» и 10-15% — «нет никакой Новороссии, есть российская агрессия против Украины»).

Проще всего объяснить это мощным информационным воздействием белорусских государственных СМИ и российских федеральных электронных медиа. Как уже было сказано, позиция белорусских официальных медиа заметно более сдержанна при освещении конфликта в Украине, чем позиция их российских коллег, но все же она ближе к российской, чем к украинской.

Некоторые права защищены. Белорусские государственные СМИ делают больший акцент на достоинствах белорусской стабильности по сравнению с украинскими неурядицами, чем на существе конфликта на востоке Украины. Впрочем, при этом и российские телеканалы свободно принимаются в Белоруссии, в том числе и «на кнопке».

Так что существует соблазн объяснить подобные мнения белорусов воздействием как отечественного, так и российского телевидения. Объяснение простое, но, на мой взгляд, недостаточное.

Во-первых, даже среди тех, кто российским СМИ не доверяет, баланс оценок ближе к российской интерпретации, во-вторых, стоит обратить внимание на ряд иных, долгосрочных показателей. На вопрос, «к кому Вы ближе культурно — к русским или к европейцам», примерно три четверти из года в год выбирают первый ответ. И так было задолго до начала Евромайдана.

По шкале социальной дистанции русские всегда были для белорусов самым близким этносом, украинцы тоже очень близки, но на 2-3 месте с поляками. Идеологический конструкт о триедином народе белорусов, русских и украинцев стабильно разделяли годами (и опять же — задолго до Евромайдана) и разделяют до сих пор примерно две трети опрошенных.

И это — вдобавок к политическим, экономическим и военным союзам с Россией, тесным экономическим связям, которые несравнимы по тесноте и масштабам со связями с Украиной. Так что в целом перевес в пользу российской интерпретации объясняется большей близостью.

Контекст

Лукашенко все труднее балансировать

Göteborgs-Posten 11.05.2016

Праздник 9 мая в бывших республиках СССР

El Pais 10.05.2016

Белоруссия возвращается в «лихие 90-е»

Белорусские новости 20.01.2016 Не наша война

Но более углубленный взгляд если не опровергает поверхностное впечатление, то по крайней мере свидетельствует об амбивалентности отношения белорусов к конфликту.

Цифры поддержки российской позиции все же заметно ниже, чем в самой России. В России они заоблачны, в районе 80-90%, в общественном мнении Белоруссии — около 60%. Кроме того, одобрение российской позиции сочетается с категорическим и при этом единодушным нежеланием, чтобы Белоруссия хоть как-то участвовала в этом конфликте.

По оценкам экспертов от нескольких десятков до нескольких сотен граждан Белоруссии воюют в Донбассе по обе стороны фронта. Как же к этому относятся их соотечественники, оставшиеся дома? 6% одобряют участие в боях на стороне украинских сил, 8% — на стороне ДНР/ЛНР, 77% — не одобряют участия белорусов в боях ни на одной стороне. Похожее единодушие — и в ответах на вопрос, следует ли, если у России будет такое намерение, разрешить ей ввести свои войска в Украину через белорусскую территорию. Ответ «нет» — 75%.

Стоит ли Белоруссии присоединиться к продовольственным контрсанкциям России относительно ЕС? По мнению 65% опрошенных — «Нет, это конфликт России и ЕС, он не касается Белоруссии».

А почему, казалось бы? Если, как сообщает российское ТВ, «русские люди» в Донбассе ведут справедливую борьбу со украинскими «карателями» и «фашистами», и если большинство белорусов в это верит, то почему бы и не помочь «правому делу», почему не потерпеть за него? Ну вот как-то так. Без нас.

Любопытно также сравнить ответы трех народов на вопрос, заданный социологами в нынешнем году — «Идет ли война между Россией и Украиной?». В России (опрос Левада-центра), «да» — 25% («нет» — 65%), в Украине (Киевский международный институт социологии), «да» — 63% («нет» −18%), в Беларуси (НИСЭПИ), «да» — 44% («нет» — 46%). Налицо принципиальное отличие белорусов от обоих соседей.

Те же и Лукашенко

В этом смысле лавирование президента Александра Лукашенко в конфликте довольно точно точно соответствует массовым представлениям. Уровень одобрения такой политики значительно выше, чем, скажем, электоральный рейтинг главы государства, оппозиция критикует его за очень многое, но не за политику относительно Украины.

Почему же общественное мнение, которое вроде бы за Россию в конфликте, не отталкивают шаги власти навстречу Киеву, почему оппозицию, которая симпатизирует Украине, не отвращают маневры в пользу Москвы? Потому что на самом деле есть консенсус — это не наша война. Подтверждением этого консенсуса являются ответы респондентов на вопрос об отношении к политике президента в отношении Украины. Уровень одобрения этой политики заметно выше, чем доли доверяющих ему и готовых за него голосовать.

Кстати, в апреле парламент Белоруссии принял, а в мае вступили в действие поправки в уголовный кодекс, подводящие юридическую базу под уголовное преследование белорусов-участников боевых действий в Украине по обе стороны фронта. Раньше их тоже пытались привлечь к ответственности, оказывали давление на семьи, но в УК была лишь статья о наемничестве. Доказать его было сложно, да и не все, воевавшие и воюющие на востоке Украины — наемники. Теперь криминализуется сам факт участия в боевых действиях независимо от мотива.

Российские действия в Украине (и действия поддержанные Россией) вызывают у многих белорусов опасения — а не окажутся ли они следующими?

Впрочем, как сообщил при обсуждении поправок в Уголовный кодекс министр внутренних дел Игорь Шуневич, по поводу участия в этих действиях ранее было заведено 28 дел, по которым проходят 130 человек. Ну уж это такая особенность белорусской правоохранительной системы: статьи нет, а дела уже есть. Однако теперь и статья есть.

5 мая за незаконный ввоз оружия и взрывных устройств в Белоруссию был осужден на 5 лет тюрьмы боец добровольческого корпуса «Правого сектора»(террористическая организация, запрещенная в РФ, прим. ред. ) гражданин Беларуси Тарас Аватаров.

Не окажется ли Белоруссия следующей?

Стоит заметить, что российские действия в Украине (и действия поддержанные Россией) вызывают у многих белорусов опасения, а не окажутся ли они следующими.

Тут можно сослаться и на общественные дискусии, и на слова А. Лукашенко о том, что «если сюда придёт Путин, то неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские», и тот факт, что в новой военной доктрине страны наряду с прочими угрозами фигурируют и «гибридные войны». Белорусские власти, при всем недоброжелательном отношении к НАТО, никогда не подозревали альянс в склонности вести подобные войны.

Ну и настрой общественного мнения соответствующий — в опросах примерно четверть белорусов заявляют, что сопротивлялись бы с оружием в руках, «если бы Россия попыталась вооруженным путем присоединить к себе всю территорию Белоруссии или ее часть». При этом любопытно даже не число — не поголовное, но и немалое, а то, что оно почти в точности совпадает с долей готовых дать вооруженный отпор военному вторжению НАТО. Тут ни культурная близость, ни непобедимое российское ТВ почему-то не действуют.

Косвенным отдаленным последствием этих опасений можно посчитать и отрицательный баланс оценок планов разместить в Белоруссии российскую военную базу. Кто его знает, как россияне захотят использовать эту базу?

Советская Белоруссия и несоветская Россия

Говоря о механизмах опасений, следует выделить два. Один — классический, со стороны проевропейской части белорусского общества. У этих людей может даже присутствовать сантимент по отношению к русской культуре, но в целом они против действий России по идеологическим причинам, потому что конфликт в Украине породил конфликт России с Европой, с Западом, а они — за Европу.

Но есть и другая часть, другой механизм — советский. Белорусы вообще остаются гораздо более советским народом, чем россияне. И бурный нациегенез как в Украине, так и в России пугает их своей непонятностью.

Если говорить о позиции большинства, то в его восприятии двое соседей, если угодно братьев, каждый по-разному сошли с ума

Недавно в разговоре с одним российским экспертом я спросил, как в русском массовом сознании совмещаются тезисы «украинцы — те же русские» и Ярош, «Правый сектор» (запрещенная в России организация — прим. ред.) , Савченко, Майдан, прыгающий под речевку «хто не скаче — той москаль». Эти люди — тоже русские для россиян? «Нет, — пояснил собеседник. — Для массового сознания украинцы-русские — это те, что в Донбассе. А это бандеровцы, они раньше сидели у себя на западе, потом захватили Киев и пошли войной на украинцев-русских в Донбассе». «Понятно — говорю, — а по национальности эти бандеровцы кто?» «Да я ж Вам сказал — Бандеровцы» — со смехом ответил эксперт.

Ну а для белорусского большинства с советским мышлением и «бандеровцы» — украинцы и украинцы в Донбассе — украинцы.

Безусловно, в Белоруссии есть люди, которые полностью разделяют либо российскую, либо украинскую позицию, таковы, в частности, те белорусы, которые воюют в Донбассе по обе стороны фронта. Но если говорить о позиции большинства, то в его восприятии двое соседей, если угодно братьев, каждый по-разному сошли с ума. «Старший брат», как более близкий, правее в этом конфликте, но по большому счету неправы оба.

К тому же бесшабашность этого «старшего брата», вообще говоря, опасна, и не только содеянным, но и тем, что находясь на таком драйве, он сам не знает, а тем более белорусы не знают, куда дальше занесет его эта бесшабашность. И как бы она не занесла его в Белоруссию. Поэтому от этого конфликта лучше держаться подальше. А вообще как бы им обоим вновь обрести разум и как-то помириться — и им будет лучше, и белорусам.