Ян матейко картины с названиями. Репродукции картин яна матейко. Великие работы художника

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Матейко. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Яна Матейко на натуральном холсте.
Ян Алоизий Матейко родился в 1838 году в Кракове в многодетной семье учителя музыки, органиста Франциска Матейко. Был девятым ребенком из одиннадцати детей.
С детства проявлял большой художественный талант, рисовал повсюду на чем только было можно.
В 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у Войцеха Корнеля Статтлера, продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи. Но с изучением польской истории у него появилось желание создавать и исторические полотна.
В 1862 году появилось первая знаменитая картина- «Станчик», в которой он выразил свое «идейное кредо».
Желая оказать максимальную помощь родине, Матейко вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено. Неудача восстания, воспринятая им как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики и посвятить себя исторической живописи.
Вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине «Проповедь Скарги»
Над этой картиной художник работал около двух лет. Польское общество приняло ее восторженно. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов.
Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу».
Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль.
По приезде домой Матейко сразу же приступает к новой работе – «Рейтану»
Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. Эту картину купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый.
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории.
Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867), где он под видом воссоздания эпизода из жизни XVI века изобразил самого себя, осужденным на казнь.
Одна из самых известных картин, посвященных истории Польши – «Люблинская уния», написанная в 1969 году.
Таким образом первый период творчества Матейко (60-70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки.
В знак признания мастерства художника Матейко был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.
В 1874 г. Матейко выставляет своего «Батория под Псковом» в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.
В 1878 году написана картина «Грюндвальдская битва», по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, эта картина «по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета».
И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869), «Баторий под Псковом» (1871), «Грюнвальдская битва»(1878), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
В 80-90-х гг. творчество Матейко становится все более традиционно-официальным.
Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.
К 1890 году Матейко менее чем за год выполнил огромную и многоплановую работу над росписями Мариацкого костела в Кракове.
Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве.
Умер знаменитый польский художник в 1893 году от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Яна Матейко не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Отец художника, Франциск Ксаверы Матейко, по происхождению был чехом. В Галицию он приехал как гувернер и учитель музыки. Сначала он работал в Косчельниках (сейчас это – часть Новой Хуты вблизи Кракова), а затем переехал в сам Краков, где женился на Иоанне Каролине Россберг, происходящей из польско-немецкой семьи ремесленников. Франциск был католиком, Иоанна – протестанткой.
Ян родился 24 июня 1838 года и был девятым ребёнком из одиннадцати детей Франциска и Иоанны. Когда мальчику было семь лет, его мать умирает, а детьми с тех пор занимается её сестра. Смерть матери сильно повлияла на личность Яна. Он был практически лишён чьей-либо любви и заботы. Дошло даже до того, что, когда он сломал нос, на это никто не обратил внимания, в результате чего рана зажила неправильно и нос приобрёл некоторую кривизну. Отец проявлял слабый интерес к детям и уж тем более никак не разделял творческих пристрастий сына. Мальчик начинает рано проявлять способности к рисованию, хотя при этом сильно отстаёт в остальных предметах.
Недостаток тепла со стороны взрослых частично компенсировали отношения с семьёй Гебултовских. К Полине Гебултовской он относился как ко второй матери. Через несколько лет это чувство окажется пророческим.

Юные годы

Когда Яну было 13 лет, его приняли в Краковскую школу изящных искусств. Там он проявлял большую заинтересованность и трудолюбие. Правда, учёба не всегда шла гладко. Одной из причин тому были финансовые сложности и проблемы со зрением. Большое влияние на Яна оказывают его учителя – Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич. Именно они вдохновили его на то, чтобы делать зарисовки краковских памятников.
В 1858 году Ян Матейко получил стипендию на учёбу в Мюнхене. Там он знакомится с работами выдающихся художников, в том числе и современных. Он восторгается творчеством Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти, создавших знаменитые работы на исторические темы. В те годы Ян Матейко осознаёт, что именно исторической живописи он хотел бы посвятить себя. Схему Делароша, основанную на выбранном из истории наиболее драматичном моменте и изображении этого момента максимально эмоционально, молодой Матейко создаёт в 1859 году картину «Отравление королевы Боны». В эти же годы он издаёт публикацию «Польский костюм», в которой содержатся гравюры, изображающие людей в исторических костюмах. Позднее этот опыт он не раз использует в своих картинах. Публикация послужила и ещё одной цели – благодаря полученному гонорару Яну удалось поправить материальное положение.
Было однако одно обстоятельство, которое сильно расстраивало Яна. Это неразделённая любовь к Теодоре Гебултовской – дочери той самой Полины, к которой относился как к матери. Она была младшим ребёнком в семье. Молодые люди знали друг друга с раннего детства. Отец будущего художника, Франциск, учил Теодору и её братьев и сестру музыке.
В 1862 году 24-летний Матейко пишет одну из своих самых известных работ – «Станчик». Станчик – это придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. На картине Станчик изображён в тот момент, когда во время бала скорбит о поражении литовской армии.
22 января 1863 года два брата Яна Матейко присоединились к январскому восстанию. Ян не пошёл с ними – отчасти потому, что не очень хорошо видел и не мог управляться с оружием. Однако он как мог помогал повстанцам – привозил им оружие и помогал материально. Надо сказать, что хотя по происхождению его семья была на половину были чехами, в душе они всегда чувствовали свою принадлежность именно к польскому народу и были настоящими патриотами Польши.
В 1863 году Ян Матейко и Теодора Гебултовска наконец сближаются, а осенью 1864 года начинается подготовка к свадьбе.
Поводом к тому, что о женитьбе пара всерьёз подумала именно в это время, стал успех картины «Проповедь Скарги», написанной в 1864 году. На доход от её продажи и была организована свадьба.

Счастье не было безоблачным

Она состоялась 21 ноября 1864 года. Свадебное платье для Теодоры шил портной из города Бохня (неподалёку от Кракова) Рыпарк по рисунку Яна. Хотя братья художника не особо радовались этому союзу, на торжество пришла вся семья Матейко. Вскоре после этого молодожёны поехали в Париж, а по возвращении Ян Матейко написал «Портрет жены в свадебном платье».

У Яна и Теодоры родится пятеро детей. Одна из них – Хелена – пойдёт по стопам отца и тоже станет художницей.
По воспоминаниям современников, Теодора была весьма деспотичной и эгоистичной натурой. Когда у неё возникали опасения, что её роли музы что-то угрожает, она придумывала разнообразные авантюры, делала вид, что болеет, и прибегала к другим уловкам. На неё похожи едва ли и не все женские образы, изображённые на полотнах художника. Именно Теодору он изобразил на одной из известнейших своих картин «Прусская дань» в образе королевы Боны Сфорцы…
В марте 1876 года Ян Матейко начал писать картину «Кастелянша». Позировала ему племянница Теодоры – Станислава Серафинска. Зная, что Теодора будет ревновать, Ян писал портрет в тайне от неё. Сама Теодора путешествовала в то время во Франценсбад и Карлсбад. Ян писал жене письма, описывая свои творческие занятия, но не упоминая о «Кастелянше». Однако, вернувшись в Краков, Теодора обо всём узнала. Она устроила сцену мужу и уехала к матери. А когда снова приехала в Краков, в гневе уничтожила свой «Портрет в свадебном платье». Опасаясь, что она уничтожит и портрет Станиславы, Ян сказал жене, что полотно сгорело.
С того момента в доме Яна и Теодоры всё чаще царило достаточно унылое настроение. Ян не раз говорил, что совершит самоубийство или разведётся с женой.
Несмотря на семейный кризис в сентябре 1877 года Теодора сопровождает мужа с его первой поездки в Варшаву. 12 февраля на свет появился их последний, пятый ребёнок – дочка Регина. Девочка не прожила и месяца и умерла 7 марта того же года.
В феврале 1882 года сильно ухудшилось психическое состояние Теодоры, и врачи посоветовали поместить её в психиатрическую клинику. Во время своего пребывания в клинике, Теодора писала письма сестре с просьбой вызволить её. Вышла из больницы она спустя полтора года, однако оставалась под постоянным наблюдением, от чего пыталась избавиться всеми возможными способами. Дошло даже до того, что она заявила своей семье о нежелании давать благословение собственной дочери на брак, если те не помогут ей выйти из-под опеки. Вскоре Теодора оказывается в клинике вновь.
С годами у Яна Матейко накапливались финансовые проблемы. Они были связаны не только с болезнью жены, но и с его отношением к своим заработкам, которое подчас было чересчур свободным, по мнению некоторых современников. Написанную в 1863 году картину «Ян Собеский под Веной» он передал Папе Римскому, Франции он подарил полотно «Жанна Д’Арк», многие великие работы подарил Польше…


Свои картины он часто дарил и знакомым – обычно это были достаточно богатые люди. Не жалел он средств на помощь бедным. Не одну свою работу он продал фактически за бесценок…

Слава художника

Уже при жизни он пользовался огромной славой – как в своей стране, так и во всём мире. Он получал большое число почётных наград. С годами ему всё-таки удалось поправить своё финансовое положение и он переехал на Флорианскую улицу 41 – сейчас по этому адресу в Кракове расположен дом-музей Яна Матейко. Он стал также директором Школы изящных искусств в Кракове, а также почётным членом Академий художеств в Париже, Берлине, Праге, Вене…
Отдельным творческим увлечением Яна Матейко было сохранение краковских памятников. Этому делу он посвятил не один год жизни…
В течение всей жизни история была страстью Яна Матейко. Он не умел о ней писать или рассказывать, зато умел её рисовать. Многие говорили, что он чересчур свободно подходит к истории. Однако сам Матейко трактовал свои образы как голос в споре, касающемся прошлого и будущего страны, а не выражение идеологии. Другой страстью Яна была сама Польша. Он был настоящим патриотом. Матейко жертвовал деньги на развитие города и культуры, помогал бедным.
Критики часто писали о том, что на своих полотнах он изображал персонажей, которых на самом деле в конкретный исторический момент в этих ситуациях не было. Однако целью Матейко была не передача фактов, и изображение исторических пластов и связи времён.
Одна из причин популярности художника заключалась в том, что ему была присущ своего рода «кинематографический» подход к истории. Сцены словно разобраны на кадры, а Матейко словно монтирует картину из разных сцен.
Особое внимание Матейко уделял изображению старинных костюмов, элементов интерьеров и других исторических деталей.

Расставание

В сентябре 1892 года состоялась свадьба Беаты, младшей дочери Теодоры и Яна. Как и в случае со свадьбой Хелены, не обошлось без язвительных выпадов со стороны Теодоры, которая не дала своего благословения и опоздала на торжество.
1 ноября 1893 года от внутреннего кровотечения умирает Ян Матейко. Теодора была с ним в последние минуты его жизни. Ян Матейко был похоронен на Раковицком кладбище в Кракове 5 ноября 1893 года. Во время траурной церемонии бил колокол Зигмунд, звон которого раздаётся в дни самых важных событий. А в последний путь его провожали тысячи людей…
Теодора тяжело пережила его смерть. Она ещё больше страдала от мучавшего её в последние годы сахарного диабета, из-за чего ей сложно было ходить, и постоянно находилась на лечении. Умерла она в апреле 1896 года и была похоронена рядом с Яном.

Формирование национальной идентичности в Польше в картинах Яна Матейко

На рубеже XIX –XX веков в ряде государств народ начинает бороться за собственную национальную свободу, а так же политическую независимость. Происходят изменения в искусстве. Искусство всегда зависит от запросов потребителя. Оно складывается из общественно-культурных интересов. Так в произведениях искусства меняется идейно-художественное описание. Музыканты, писатели, художники изображали традиционные уклады своей нации, важные исторические события, повествующие о доблести и славе, а так же создавали национальных героев.

Для Польши такая тенденция не стала исключением, первым художником, который в своей живописи стал отражать национальную идею, был Ян Матейко. Этот живописец писал картины на исторические польские сюжеты. Именно поэтому в своей работе я хочу рассмотреть картины Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши». Я хочу проанализировать полотна, понять: какие методы воздействия использует Ян Матейко для создания национального единства в Польше с помощью картин.

«Стефан Баторий под Псковом»

На картине изображены события Ливонской войны, произошедшие в 1581 году. Польско-ливонская армия осаждала Псков, в течение пяти месяцев. На картине изображено, как псковские посланники пришли к Баторию заключать мир от имени Ивана Грозного. Они стоят перед королем польским и великим князем литовским на коленях с просьбой о мире.

Центральная фигура картины – Стефан Баторий. Он величественно сидит, его поза властна, а меч в правой руке готов повергнуть стоящего на коленях посла в любой момент. На нём рыцарские доспехи, атласная золотая мантия, он сидит на походном троне. У него высокомерный взгляд полузакрытых глаз. В его позе видно величие и превосходство. Герой контролирует все, что происходит вокруг. Батория можно сравнить со зверем, который готовится перед прыжком. По правую руку от него выделенный королем краковский дворянин Ян Замойский. Он изображен в полный рост. В его позе тоже заметна власть и превосходства. Замойский напряжен, он в любой момент готов сорваться с места, левая нога стоит чуть впереди, что означает готовность спасти своего государя. Так же заметна на картине фигура папского легата Поссевина. Он пытается навязать папскую власть в России. Можно сказать, что его фигура разделяет картину на две половины. Художник изображает его, как бы на русской стороне. Он не стоит за спиной польского короля, он скорее к нему обращается. Он как бы уговаривает не рубить русских послов уже приготовленным оружием, а выслушать их. В его позе читается напряжение, а руки, сложены крестом, как бы просят короля остановиться.

Русские послы преклоняются и протягивают хлеб, как просьбу о пощаде. В ярком золотом облачении пристает полоцкий владыка Киприян. Он опасается литовского князя. Но его голова не опущена, он смотрит на своего собеседника. Он открыт перед ним. Но его поза отражает, что война с его стороны закончена. Вторая фигура только слегка наклоняется. Он ещё не пал на колени. Скорее его поза это старческая усталость, чем повиновение и ропот перед врагом. Но в его взгляде тоже видна тревога и озадаченность. Этот персонаж – Иван Нащокин.

На заднем фоне мы видим осажденный город – Псков. Над городом уже собрались птицы и ждут, когда же кто-нибуть умрет. Так автор изображает полное истощение сил города, его слабость и беспомощность. Но русские войны не стоят на коленях, они не согласны со сложившейся ситуацией. Не смотря на то, что художник воспевает славу польского оружия, он показывает достоинство соперника. Противник был силен, и не может признать поражение из-за своей гордости. Но сильного врага победить намного приятнее.

Нужно сказать, что художник прорисовывает все детали с исторической четкостью. Известно, что все костюмы и предметы быта полностью соответствуют периоду на картине. Можно сказать, что картина становится хорошим историческим источником для изучения костюма.

Но этого сюжета не было в истории. Не смотря на изображения исторических фигур, картина не подтверждает не один исторический факт. Для Матейко в работе важно не историческая достоверность, а изображение польской победы над русскими. К счастью осталось немало источников, которые посвящены данному событию: русский «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» и польские дневники участников событий.

В первую очередь, такого сюжета в истории не было. Известно, что встреча проходила не под стенами Пскова, а Стефан Баторий на ней не присутствовал. Нащокин не договаривался о мире, он встречался с польским королем всего один раз в Литве, намного раньше представленных на картине событий. А Киприян был взят в плен во время осады Полоцка в 1579 году.

Если сложить все описания картины, то видно, что художник изобразил силу и мощь польского короля. Перед ним русские стоят на коленях. В своей работе он пытается пробудить национальную гордость за своё прошлое. Пытается вернуть былую славу. Подарить возможность действовать. Призыв к действию, попытка разбудить нацию.

«Рейтан – упадок Польши»

На этой картине художник изображает уже не славные моменты истории Польши, а её упадок. Но в данном сюжете для него важен национальный герой – Тадеуша Рейтона. Он противостоял разделу Речи Посполитой.

Картины иллюстрирует третий день «Разделительного сейма», когда Россия, Пруссия и Австрия поделили Речь Посполитую. Рейтон, когда участники шли подписывать договор о разделе, лег в дверях, чтобы их не выпустить и произнес слова: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

В позе Рейтона изображено отчаяние и самопожертвование. Герой картины уверен в своих действиях, в его глазах страх. Но это не эгоистичный страх, он с ужасом смотрим на стоящих перед ним людей, готовых подписать унизительный договор. Он противостоит хаосу. Стоит заметить, что картина поделена на две части. Это толпа собирающаяся подписать сейм и Рейтон. Хаос и здравый смысл. На фоне видно множество людей, которые занимаются разными делами. Кто-то хватается за голову, кто-то в ужасе прячется в толпе или в шторах, картины лежат на полу, стулья перевернуты, на полу валяются документы – все это показывает крах государства. И только Рейтон пытается спасти его.

Человек в красном костюме – Адам Понинский. Его рука уверено показывает на русских генералов, которые стоят за дверью. Он уверен в своих действиях, для него нет другого пути. Его поза, кажется даже властной. Но если присмотреться, то видно, что его держит, чья то рука и он опирается на трость. На самом деле он слаб, в его действиях нет никакой храбрости и уверенности. Рядом с ним потупив глаза, стоит Станислав Щесный Потоцкий. Он не уверено и небрежно держит, какую то бумагу. Третья фигура - гетман Франциск Ксаверий Браницкий. Он закрыл лицо руками. Его поза означает весь крах, потерю, неизбежность. Он слабый и беспомощный.

С исторической точки зрения картина снова имеет не точности. Например, Потоцкого не присутствовал на подписание договора. Так же в верхнем левом углу изображен посол Николай Васильевич Репин, который надменно наблюдает за происходящим, в тот момент послом был другой человек.

Вывод

Таким образом, я рассмотрела две работы польского художника Яна Мотейко. Обе картины отображают значимые исторические события для Польши. Но если первая –прославляет мощь и силу польского оружия, то вторая скорее показывает слабость общества и силу одного человека. Но обе эти картины пропитаны национальным патриотизмом. В картине «Стефан Баторий под Псковом» для художника важно показать национальную гордость и силу. Стефан Баторий внушает страх и ужас, но это означает, что его государству нечего боятся. При просмотре этой картине поляк должен почувствовать гордость за свой народ, вспомнить свою историю. На картине «Рейтан – упадок Польши» сюжет не заставит почувствовать гордость за свой народ. Но на картине присутствует национальный герой. Человек, который готов потерять жизнь за своё государство. Каждый должен сравнить себя с ним, прочувствовать гордость за этого человека и полюбить свою родину так же как он.

Оба эти сюжеты, не смотря на их разницу, призваны побуждать национальные чувства. Внушать людям, что они должны создать своё собственное национальное государство. Востребованность создания национального духа в стране появляется примерно в то же самое время, что в других Европейских государствах. Методы воздействия тоже похожи на общеевропейские.

Коперник. 1873 г. Холст, масло. 225×315. Краков. Ягеллонский университет

Ян Матейко художник

Вся деятельность Матейко была проникнута горячим чувством любви к своей родине, к Польше. Угнетение ее было источником страданий Матейко: он непоколебимо верил в великое будущее своей страны, ее прошлым вдохновлялся ради этого будущего.

Талант живописца и фантазию импровизатора он сочетал с беспощадной требовательностью к себе и неутомимой работоспособностью. Матейко оставил после себя около 100 картин, примерно, 90 портретов и свыше 6000 рисунков, набросков и зарисовок.
Исключительно высокую оценку творчеству польского художника- * патриота давали такие виднейшие деятели русской прогрессивной реалистической школы, как Крамской, Репин и Стасов. Они не ограничивались только передачей непосредственно эстетических впечатлений от виртуозного мастерства восхитившего их живописца, но и указывали на историческую и политическую роль его искусства.
Восстание 1863 года было последней героической попыткой польского народа вооруженной силой сбросить с себя иго русского царизма.
Искусство Матейко возникло и сформировалось под влиянием идей и чувств, одушевлявших польский народ в 60-80-е годы. В это время в Польше историческая живопись приобретала исключительное значение. В героических образах прошлого Матейко находил положительные примеры для своих современников, на уроках истории подвергал критике малодушных руководителей польского дворянства, таких же классово ограниченных и близоруких, как многие их предки; своими произведениями он укреплял веру польского народа в его грядущее освобождение.
Биография Яна Алоизия Матейко (родился в Кракове 24 июня 1838 года, умер там же 1 ноября 1893 года) не богата внешними событиями. Вехи его жизни - его картины. Обычно творческий путь Матейко делят на три этапа. Первый период - с 1852 по 1862 год - период учения, поисков, первых опытов, он заканчивается картиной «Станьчик», в которой творческое лицо художника выступает уже в значительной степени определившимся. Двадцатилетие с 1863 по 1883 год можно рассматривать как период самого яркого расцвета дарования художника. В это время им по существу создана вся ценнейшая часть его художественного наследия. В последние десять лет (с 1883 по 1893 год) в работах мастера сильнее выступают черты стилизации и декоративизма.

Прусская дань. 1882 г. Холст, масло. 388×785. Краков. Народный музей

В 1852 году, четырнадцатилетним мальчиком, он поступил в Краковскую художественную школу, в 1858-1859 годы учится в Мюнхенской Академии художеств, а затем, после краткого пребывания в Вене, снова возвращается в Краков.
Уже в годы учения Матейко рисовал на тему польской старины. Эту работу он не прекращал всю жизнь, постоянно пользуясь документальным материалом для своих композиций. Свое собрание зарисовок (около 2000 рисунков) художник называл «Малой сокровищницей».
В 1862 году, имея уже значительный опыт композиционных работ, Матейко пишет «Станьчика», картину, сразу обратившую на себя внимание общественности и критики.
Станьчик, придворный шут короля Сигизмунда I, изображен на балу у королевы Боны, во время которого пришла весть о сдаче Смоленска. Он только что прочел забытую на столе грамоту и бессильно опустился в кресло; его умное лицо, полное тревоги и скорби за отчизну, резко контрастирует с его шутовским нарядом. В еще большем контрасте находится его горе с весельем раззолоченной и беззаботной придворной толпы, которая изображена на заднем плане в далеком зале. Напряженным колоритом картины, целой гаммой красных и бурых тонов, усиленных контрастом зеленоватых и зеленовато-оливковых оттенков, художник передает ощущение тревоги, охватившей Станьчика, трагичности переживаемых событий.
Еще сильнее звучит обличительный голос художника против тех, кто довел страну до упадка,- против своекорыстных магнатов Речи Посполитой в следующей большой, многофигурной картине Матейко- в «Проповеди Скарги» (1864).
Сюжетом своей картины художник взял так называемую Третью сеймовую проповедь (1592) ксендза-иезуита Скарги, обращенную к крупнейшим польским магнатам и самому королю Сигизмунду III, и предупреждавшую их о пропасти, к которой они ведут страну: «Сердца ваши раскололись, вы теперь погибнете,- говорил в своеобразном «пророчестве-проклятьи» Скарга. Эти внутренние раздоры приведут вас к пленению, во время которого погибнут и будут посрамлены все ваши свободы…»

Сигиэмунда. 1874 г. Холст-масло. 94×189. Варшава. Народный музей

Пламенные глаза Скарги, некоторыми чертами напоминающего облик самого художника, смотрят как бы мимо своих слушателей, «в будущее», руки в жесте проклятия воздеты над головой. Его гневные слова потрясают слушающих.
Разумеется, исторически подлинный Скарга, преданный слуга Ватикана, был далеко не таким. Но призыв Скарги художник использовал для того, чтобы создать образ патриота, приобретавший особый обличительный смысл и силу в годы, связанные с восстанием 1863 года.
В 1867 году картина была показана на Всемирной выставке в Париже и заслужила медаль. Двадцатидевятилетний художник был поставлен рядом с ведущими мастерами европейской исторической живописи того времени.
В работе над «Проповедью Скарги» уже полностью формируется мастерство Матейки, вырабатываются живописные приемы, которыми он достигал столь свойственной ему силы воздействия на зрителя. И в этой картине, и в последующих сказывается присущая художнику необычайная живость воображения и конкретно-убедительная живописная передача задуманной и темпераментно срежиссированной сцены.
Эти же свойства художественной манеры Матейко проявились в следующей его большой картине «Рейтан на Варшавском сейме» (1866). Правда, театральность композиции здесь доходит до мелодраматичности. В этой картине художник снова бичует польскую знать, показывая политическое предательство сейма, готового подтвердить третий раздел Польши.
Путь вельможам, идущим на этот позорный акт, преграждает патриот Рейтан: только через его труп они пройдут в зал голосования. Художник снова противопоставляет представителя народной совести продажным и трусливым магнатам. Позы и движения пышно одетых придворных, выражения их лиц говорят о смущении, стыде и тревоге, о сознании своего унижения, лишь иногда прикрытого деланным, надменным равнодушием. Единственное, чем они пытаются оправдаться, выражено в широком жесте Потоцкого, в его красноречивом указании на царского гвардейца в дверях. Но художник не оставляет Рейтана одиноким. На заднем плане картины он изображает молодого патриота, поднимающего над головой конфедератку и саблю, символизируя этим продолжение борьбы.
Матейко любовно выписывает все аксессуары: сверкающие шелка и золотое шитье кафтанов, декоративное убранство интерьера и т. п. Доведение до полной законченности каждой детали явилось одной из особенностей его живописной манеры. Матейко стремился тысячами документальных подробностей убедить зрителя в подлинности того, что он показывает.

Разоблачающие, гневные образы Матейко были тяжким обвинением самым громким аристократическим именам феодальной Польши. В прессе началась травля художника под предлогом антипатриотичности его картин. Художник ответил на это своеобразной фантастической картиной «Приговор Матейке».
Высоко над рыночной площадью старого Кракова с каменного балкона во всеуслышание оглашается приговор Яну Матейко: «Повинен смерти». А там, внизу, на площади, привязанный к тяжелому кованому кольцу позорного столба, в посконной рубахе, рядом с палачом стоит сам художник с поникшей скорбной головой… Но и судьи, вынесшие приговор, изображены далеко не торжествующими. Горестное сомнение, быть может, сознание собственной вины, видно в лице судьи, стоящего рядом с тем равнодушным исполнителем, который читает приговор; раздумье охватило и третьего обвинителя.
Так, в нескольких фигурах, художник выразил свои сложные чувства, вызванные нападками на его патриотические произведения.
Но, разумеется, было бы неверным видеть в Матейко политического радикала или, тем паче, революционера. Шляхтич и католик, влюбленный в величие феодальной Польши, он был человеком своего класса. Однако национально-освободительные тенденции постоянно присутствуют в его творчестве.
Период 1864-1882 годов - время создания Матейко своих самых грандиозных; пышных и эффектных исторических картин. За «Скаргой» и «Рейтаном» последовали: «Колокол Сигизмунда» (1874), «Грюнвальдская битва» (1878), «Речь Посполитая Бабиньская» (1881), «Прусская дань» (1882) и др. Одновременно с этими произведениями Матейко создал еще десятки композиций, портретов, целую серию работ «Дни польской культуры», не говоря уже о многочисленных этюдах и рисунках.
Из больших композиций, прославляющих победы Польши, наиболее выразительными в художественном отношении представляются «Баторий под Псковом», «Прусская дань» и «Грюнвальдская битва».
Картина «Баторий под Псковом» показывает один из эпизодов той, столетиями длившейся борьбы феодальной Польши с феодальной Русью, которая обоим народам приносила столько зла. Картина «Прусская дань» изображает присягу на верность Польше Прусского и Бранденбургского герцога Альбрехта 15 августа 1525 года на главном рынке Кракова. Все фигуры и Сигизмунд I, и Альбрехт, и свита, и зрители включены художником в пышно-декоративную праздничную сцену. Их размеренные движения как будто рассчитаны на то, чтобы лучше и величавей показать зрителям декоративное великолепие их нарядов, тех подарков, которые подносят послы (знамен, оружия, тканей).

Иной характер имеет самое большое по размерам полотно Матейко «Битва при Грюнвальде». Объединенное польско-литовское войско с союзными отрядами чехов (под командованием славного вождя гуситов Яна Жижки), а также русскими полками в 1410 году нанесло решительное поражение тевтонским рыцарям-поработителям.
Матейко с большим мастерством и темпераментом изобразил панораму ожесточенного сражения.
Перегруженность композиции группами и фигурами, выписанными до последней детали, как бы оглушая зрителя обрушивающимся на него потоком впечатлений, затрудняет ясность восприятия замысла.
Картины Матейко, действительно, в большинстве случаев очень большого размера. Это обстоятельство крайне затрудняет не только их восприятие, но и их репродуцирование. Его композиции требуют внимательного, подробного изучения, последовательного рассмотрения деталей, ибо именно таким путем зритель сможет по достоинству оценить живописное совершенство картины и выразительность каждого отдельного образа. Поэтому и в построении иллюстративной части настоящего альбома акцент перенесен с воспроизведения целых картин на показ их отдельных деталей.
Средневековье нередко увлекало Матейко романтикой своих суровых и мощных характеров, яркостью страстей, декоративной пышностью внешней стороны быта.

Проповедь Скарги. 1864 г. Холст, масло. 224×391. Варшава. Народный музей

Одним из колоритнейших созданий Матейко, притом вносящих новые черты в его художественный облик, является его картина «Колокол Сигизмунда» (1874). Картина изображает момент подъема огромного колокола на колокольню Вавельского собора в Кракове в 1521 году в присутствии короля Сигизмунда Старого и всего двора. Группа короля, королевы и придворных, шляхтичей дам и пажей, духовенства и воинов занимает левую часть картины. В ослепительном каскаде тканей, драгоценных камней, оружия и уборов художник выделяет характерные головы исторических участников сцены. Но самым интересным и сильным в картине является ее другая часть - группа рабочих, поднимающих колокол. Художник изображает их в момент максимального напряжения сил, когда они натягивают канат ворота, и тяжелая громада колокола показывается снизу, начиная свой подъем в вышину. Богатство ракурсов, поворотов, движений выражает силу, дружную слаженность движений, подлинную мощь народа. Особенно величавым достоинством исполнена фигура мастера в кожаном фартуке, руководящего всеми работами. Таким образом, в этой картине Матейко вышел за пределы узкого круга исторических действующих лиц, столь часто в его картинах ограничивавшегося вельможной шляхтой.
Примерно ко времени работы над «Колоколом» относится и создание «Коперника» (1873). Ученый изображен в момент высокого душевного подъема, когда для него после ряда вычислений и наблюдений открываются новые установленные им закономерности движения небесных светил. Несмотря на некоторые (редкие у Матейко) недостатки в рисунке и несколько аффектированный театральный жест, художник все же достигает поставленной цели-передать ощущение восторга исследователя перед раскрывающимися ему тайнами природы.

Критическая направленность творчества Матейко с годами несколько теряет свою остроту. Однако в 1881 году, он на основе эскиза 1870 года создает свою «Речь Посполитую Бабиньскую». По существу, это картина скорее юмористическая, чем сатирическая. В ней художник изображает попойку у помещика Шпонки (XVII в.), который в годы бедствий своей родины решил жить в своем поместье «Бабья гора», как в особом государстве, ведя даже летопись своим увеселительным деяниям. Среди развлекающихся толп барственных бездельников и их дам подвыпивший «придворный» поэт читает оду, а один из прихлебателей предлагает ему перо для того, чтобы заполнить очередную страницу летописи.
В последнем десятилетии Матейко переживает серьезный кризис. В его большой серии «История польской цивилизации» повествовательный момент вытесняет то драматическое напряжение, которым характеризовались его прежние лучшие произведения. Много внимания в этот период мастер уделяет декоративным работам, эскизам церковных витражей. Относящаяся к этим же годам серия изображений польских королей, в значительной степени имеет надуманный характер, лишена характерной жизненности его лучших ранних работ. И вместе с тем, к этому же периоду относится картина Матейко «Костюшко под Рацлавицами» (1888), одно из значительнейших полотен художника. Поэтому едва ли возможно говорить просто о спаде или тем более об упадке таланта мастера, скончавшегося сравнительно рано - пятидесяти пяти лет. Картина «Костюшко под Рацлавицами» является важным этапом в творчестве Матейко: к нему пришло понимание значения народных масс в борьбе за свободу своей страны.

Картина изображает сцену после первой победы повстанцев, возглавляемых Костюшкой, над отрядом царского генерала Тормасова.
Костюшко в шелковом костюме, молодой, вдохновленный победой, подъезжает к группе своих военачальников и, оборачиваясь, приветствует группу крестьян-галичан в белых свитках, тех бойцов «коссинёров», которые сыграли решающую роль в сражении. Крестьянские типы найдены Матейко чрезвычайно живо. В их низких поклонах и широких жестах приветствия видна гордая радость за успех, достигнутый под руководством любимого вождя. Эта народная сила передана художником чрезвычайно живо и характерно. В данной композиции, как и во многих других, отдельные исторические фигуры по остроте своей индивидуальной характеристики приближаются к портретам.
Матейко вообще обладал данными выдающегося портретиста. К лучшим портретам его кисти принадлежат изображения польской интеллигенции (например, Карла Подлевского, Леонарда Серафиньского ректора Ягеллонского университета Дитла и др.) Очень выразителен его автопортрет 1892 года.

Вся польская общественность еще при жизни художника высоко оценила значение творчества Матейко. Признание получила и пламенная патриотическая направленность этого искусства и яркая эмоциональность его художественной индивидуальности и большое мастерство его живописи.
Произведения Матейко занимают почетное место в национальных музеях народной Польши.
В его искусстве мы можем видеть пример того, что только большие чувства и идеи способны поднять художника на такой поистине подвижнический труд, каким было творчество Матейко.
Превосходный рисовальщик и живописец, Матейко умел создавать образы необычайно выразительные; свойственная его картинам горячая напряженность колорита всегда соответствовала раскрытию замыслов художника; исключительная материальность его живописи передавала с почти иллюзорной убедительностью каждый предмет, каждую деталь - будь то шелк или бархат, металл или дерево. Все эти качества связаны с внутренней взволнованностью, которой художник стремится заразить зрителя. Нельзя не отметить еще одной черты: герои Матейко как положительные, так и отрицательные всегда полны энергии и силы. Художник не мыслит представителей своего народа безобразными или мелкими, даже тогда, когда он негодует и обличает.

Оценивая положительные качества Матейко, не следует однако закрывать глаза и на то, что чрезмерная загруженность многих его композиций нередко утомляет, начинает казаться театрально-ходульной, аффектированной декламацией. Даже самая живопись, живописные средства передачи отдельных элементов картины, в некоторых работах Матейко (особенно если смотреть их в большом количестве) начинает представляться единообразным и несколько условным приемом, повторяющим найденные способы изображения без того разнообразия, которое диктуется природой.
Как ни велики эти недостатки, сужающие значение живописи наследия Матейко, они, тем не менее, не могут зачеркнуть народного значения его творчества. В годы войны польские патриоты с огромными трудностями сумели вывезти из музея «Грюнвальдскую битву» и спрятать ее от фашистских захватчиков до того времени, когда пришло освобождение. Для художников-реалистов всегда останется школой то, что создано этим мастером. Нельзя не вспомнить и того, что в годы сильного отчуждения польского и русского общества Матейко стоял на точке зрения возможности и необходимости сближения Польши и России на основе справедливости и доброй воли.
Творчество Матейко всегда останется одной из самых ярких страниц культуры польского народа.