Существуют ли дикие племена в наше время. Дикие племена африки. Обитают ли подобные племена в других местах

В современном мире на Земле с каждым годом становится все меньше и меньше укромных мест, куда не ступала нога цивилизации. Она наступает повсюду. И дикие племена часто вынуждены менять места своих поселений. Те же из них, что идут на контакт с цивилизованным миром постепенно исчезают. Они, либор растворяются в современном обществе, либо попросту вымирают.

Все дело в том, многовековая жизнь в полной изоляции не позволила должным образом развиться имунной системе этих людей. Их организм не научился вырабатывать антитела, способные противостоять самым распространенным инфекциям. Банальная простуда может оказаться для них смертельной.

Тем не менее, ученые-антропологи продолжают изучать, по мере возможности дикие племена. Ведь каждое из них – не что иное, как модель древнего мира. Своего рода, возможный вариант человеческой эволюции.

Индейцы племени Пиаху

Образ жизни диких племен в общем-то укладывается в рамки нашего представления о первобытных людях. Живут они, преимущественно, полигамными семьями. Занимаются охотой и собирательством. Но вот образ мышления и язык некоторых из них способен поразить любое цивилизованное воображение.

Как-то раз, известный антрополог, лингвист и проповедник Даниэл Эверетт в научных и миссионерских целях отправился в амазонское племя Пираха. Прежде всего, его поразил язык индейцев. В нем было всего три гласных и семь согласных звуков. Они не имели ни малейшего понятия о единственном и множественном числе. В их языке вообще не существовало числительных. Да и зачем им они, если Пираха даже не имели понятия о том, больше и меньше. А еще выяснилось, что народ этого племени живет вне всякого времени. Ему были чужды такие понятия, как настоящее, прошлое и будущее. В общем, полиглоту Эверетту с изучением языка Пираху пришлось очень нелегко.

Миссионерскую же миссию Эверетта и вовсе ждал большой конфуз. Во первых, дикари поинтересовались у проповедника был ли тот лично знаком с Иисусом. А когда узнали, что не был, то сразу потеряли всякий интерес к Евангелие. А, когда Эверетт сообщил им, что Бог сам сотворил человека, они и вовсе впали в полное недоумение. Это недоумение можно было перевести примерно так: «Ты что? Такой глуп не , как делаются люди?».

В итоге, после посещения этого племени, несчастный Эверетт, по его словам, из убежденного христианина едва не превратился в законченного .

Каннибализм еще существует

Существует у некоторых диких племен и каннибализм. Сейчас людоедство среди дикарей встречается не так часто, как лет, примерно, сто назад, но все же случаи поедания себе подобных еще не редки. Больше всех преуспевают в этом деле дикари острова Борнео, они славятся своей жестокостью и неразборчивостью. Эти каннибалы с удовольствием поедают , и туристов. Хотя последняя вспышка каккибализма датируется началом пошлого столетия. сейчас это явление у диких племен носит эпизодический характер.

Но в целом, по мнению ученых, участь диких племен на Земле уже решена. Всего через несколько десятилетий они окончательно исчезнут.

Интересно, была бы наша жизнь намного спокойнее и менее нервной и суетливой без всех современных технологических достижений? Наверное, да, но вот комфортней – вряд ли. Теперь представьте себе, что на нашей планете в 21 веке преспокойно живут племена, которые запросто без всего этого обходятся.

1. Ярава

Это племя живет на Андаманских островах в Индийском океане. Считается, что возраст Ярава от 50 до 55 тысяч лет. Они мигрировали туда из Африки и сейчас их осталось около 400 человек. Живут Ярава в кочевых группах по 50 человек, охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мед. В 1990-е годы индийское правительство хотело предоставить им более современные условия для жизни, но Ярава отказались.

2. Яномами

Яномами ведут свой привычный древний образ жизни на границе между Бразилией и Венесуэлой: 22 тысячи живут на бразильской стороне и 16 тысяч на венесуэльской. Некоторые из них освоили обработку металлов и ткачество, но остальные предпочитают не контактировать с внешним миром, который грозит нарушить их многовековой быт. Они отличные знахари и даже умеют ловить рыбу с помощью растительных ядов.

3. Номоле

Около 600-800 представителей этого племени живут в тропических лесах Перу, и только примерно с 2015 года они начали показываться и осторожно контактировать с цивилизацией, не всегда успешно, надо сказать. Они называют себя «номоле», что означает «братья и сестры». Считается, что у людей Номоле отсутствует понятия добра и зла в нашем понимании, и если они хотят что-либо, то не задумываюсь убьют оппонента, дабы завладеть его вещью.

4. Ава-Гуайя

Первый контакт с Ава-Гуайя произошел в 1989 году, но вряд ли цивилизация сделала их счастливее, так как вырубка лесов фактически означает исчезновение этого полукочевого бразильского племени, которых насчитывается не более 350-450 человек. Они выживают с помощью охоты, живут небольшими семейными группами, заводят много домашних питомцев (попугаев, обезьян, сов, зайцев агути) и обладают собственными именами, называя себя в честь любимого лесного животного.

5. Сентинельцы

Если другие племена хоть как-то идут на контакт с внешним миром, то обитатели Северного Сентинельского острова (Андаманские острова в Бенгальском заливе) особым дружелюбием не отличаются. Во-первых, они предположительно каннибалы, а во-вторых, они попросту убивают всех, кто приходит на их территорию. В 2004 году после цунами пострадало немало людей на соседних островах. Когда же антропологи пролетели над Северным Сентинельским островом, чтобы проверить, как там его странные обитатели, из леса вышла группа аборигенов и угрожающе помахала в их сторону камнями и луками со стрелами.

6. Хуаорани, Тагаэри и Тароменане

Все три племени проживают в Эквадоре. Хуаорани имели несчастье жить в области, богатой нефтью, потому в 1950-х годов большинство из них были переселены, а вот Тагаэри и Тароменане отделились от основной группы Хуаорани в 1970-е годы и ушли в тропические леса, чтобы продолжить кочевой, древний образ жизни. Племена эти довольно недружелюбные и мстительные, потому особых контактов с ними налажено не было.

7. Кавахива

Оставшиеся представители бразильского племени Кавахива – это в основном кочевники. Они не любят контактировать с людьми и просто стараются выжить с помощью охоты, рыбалки и периодически земледелия. Кавахива находятся под угрозой исчезновения из-за незаконной вырубки леса. Кроме того, многие из них погибли после общения с цивилизацией, подцепив от людей корь. По скромным оценкам осталось их сейчас не более 25-50 человек.

8. Хадза

Хадза – одно из последних племен охотников-собирателей (около 1300 человек), живущих в Африке недалеко от экватора около озера Эяси в Танзании. Они по-прежнему обитают в одном и том же месте последние 1,9 миллионов лет. Только 300-400 Хадза продолжают жить по старинке и даже официально отвоевали часть своих земель в 2011 году. Их образ жизни основан на том, что все находится в совместном использовании, а имуществом и питанием следует всегда делиться.

Считается, что в мире есть ни много ни мало около ста «изолированных племён», до сих пор живущих в самых дальних уголках мира. Члены этих племён, которые сохранили традиции, давно оставленные позади остальным миром, дают антропологам прекрасную возможность детально изучить пути развития различных культур на протяжении многих веков.

10. Народ Сурма (The Surma People)

Эфиопское племя Сурма избегало контактов с западным миром на протяжении многих лет. Тем не менее, они довольно известны миру благодаря своим огромным пластинам, которые они ставят в губы. Однако они и слышать не хотели ни о каком правительстве. Пока вокруг них полным ходом шла колонизация, мировые войны и борьба за независимость, народ Сурма жил в группах по нескольку сотен человек в каждой, и продолжал заниматься своим скромным разведением крупного рогатого скота.

Первыми людьми, которым удалось наладить контакт с народом Сурма, были несколько русских врачей. Они познакомились с племенем в 1980 году. Из-за того, что врачи были белокожими, члены племени сначала подумали, что они живые мертвецы. Одним из немногих предметов техники, которые адаптировали в свою жизнь члены народа Сурма, является AK-47, который они используют для защиты своего скота.

9. Перувийское племя, обнаруженное туристами


Блуждая в джунглях Перу, группа туристов внезапно столкнулась с членами неизвестного племени. Всё происшествие было снято на плёнку: племя пыталось общаться с туристами, но из-за того, что члены племени не знали ни испанского, ни английского, они вскоре отчаялись наладить контакт и оставили озадаченных туристов там, где они их нашли.

После изучения плёнки, записанной туристами, перувийские власти вскоре поняли, что группа туристов столкнулась с одним из тех немногих племён, которые до сих не были обнаружены антропологами. Учёные знали об их существовании и безуспешно искали их долгие годы, а туристы нашли их, даже не ища.

8. Одинокий бразилец


Журнал «Slate» назвал его «самым изолированным человеком на планете». Где-то в зарослях Амазонки есть племя, состоящее только из одного человека. Также как и Снежный человек, этот загадочный человек исчезает тогда, когда учёные должны вот-вот его обнаружить.

Почему же он пользуется такой популярностью, и почему же его не оставят в покое? Оказывается, по данным учёных он является последним представителем изолированного племени Амазонии. Он единственный человек в мире, который сохранил обычаи и язык своих людей. Общение с ним будет равносильно нахождению драгоценного клада информации, частью которой является ответ на вопрос о том, как ему удалось прожить в одиночку столько десятилетий.

7. Племя Рамапо (Ramapough Mountain Indians или The Jackson Whites)


В течение 1700-х годов, европейские поселенцы завершили свою колонизацию восточного побережья Северной Америки. К этому моменту, каждое племя между Атлантическим океаном и рекой Миссисипи было добавлено в каталог известных народов. Как оказалась, в каталог были занесены все, кроме одного.

В 1790-е годы, никому до этого не известное племя индейцев вышло из леса всего в 56 километрах от Нью-Йорка. Им каким-то образом удалось избежать контактов с поселенцами, несмотря на одни из крупнейших сражений, таких как Семилетняя война и Война за независимость, которые фактически проходили у них на задворках. Их стали называть «Белые Джексона» (Jackson Whites) из-за того, что у них был светлый цвет кожи, а также благодаря тому, что считалось, что они произошли от «Jacks» (сленговое слово, обозначающее Британцев).

6. Вьетнамское племя Рук (Vietnamese Ruc)


В ходе вьетнамской войны прошли беспрецедентные бомбардировки изолированных на тот момент регионов. После одной из особенно мощных американских бомбёжек, солдаты Северного Вьетнама были шокированы, увидев группу членов племени, выходящую из джунглей.

Это был первый контакт племени Рук с людьми, обладающими развитой технологией. Из-за того, что их дом в джунглях был сильно повреждён, они решили остаться в современном Вьетнаме и не возвращаться в свои традиционные жилища. Однако ценности и традиции племени, передаваемые из поколения в поколение на протяжении многих веков, не понравились вьетнамскому правительству, что привело к взаимной враждебности.

5. Последние из коренных американцев


В 1911 году, последний коренной американец, нетронутый цивилизацией, спокойно вышел из леса в Калифорнии, в полном племенном одеянии - и был тут же арестован шокированной полицией. Его звали Иши (Ishi), и он был членом племени Яхия (Yahia).

После допроса проведённого полицией, которой удалось найти переводчика из местного колледжа, выяснилось, что Иши был единственным выжившим представителем своего племени, после того как его племя было уничтожено поселенцами тремя годами ранее. После того, как он попытался выжить в одиночку, пользуясь только дарами природы, он, наконец, решил обратиться к другим людям за помощью.

Иши взял под свою опеку исследователь из Университета Беркли (Berkeley University). Там, Иши рассказал преподавательскому составу все секреты своей племенной жизни, и показал им много техник выживания, используя лишь то, что дала природа. Многие из этих техник были либо давно забыты, либо вообще неизвестны учёным.

4. Бразильские племена


Бразильское правительство пыталось выяснить, сколько людей проживает в изолированных районах Амазонской низменности для того, чтобы внести их в реестр численности населения. Поэтому правительственный самолет, оснащённый фотографическим оборудованием, регулярно летал над джунглями, пытаясь обнаружить и подсчитать людей, находящихся под ним. Безустанные полёты действительно дали результат, хотя и весьма неожиданный.

В 2007 году самолет, выполнявший рутинный низкий полёт, с целью получить фотографии, неожиданно попал под целый дождь стрел, которыми ранее неизвестное племя обстреливало самолёт из луков. Затем, в 2011 году, спутниковое сканирование зарегистрировало несколько пятнышек в том углу джунглей, в котором наличие людей даже и не предполагалось: как оказалось, пятнышками всё-таки были люди.

3. Племена Новой Гвинеи


Где-то в Новой Гвинее, скорее всего, остаются десятки языков, культур и племенных обычаев, которые до сих пор неизвестны современному человеку. Однако из-за того, что эта местность почти не изведана, а также из-за того, что характер и намерения данных племён носят неопределённый характер, с нередко проскальзывающими сообщениями о каннибализме, дикая часть Новой Гвинеи исследуется очень редко. Несмотря на то, что новые племена дольно часто обнаруживаются, многие экспедиции, ставящие своей целью выслеживание таких племён, так и не доходят до них, или же иногда просто пропадают.

Например, в 1961 году, Майкл Рокфеллер (Michael Rockefeller), задался целью найти некоторые из потерянных племён. Рокфеллер, американский наследник одного из самых огромных состояний в мире был отделён от своей группы и, по всей видимости, пленён и съеден членами пламени.

2. Пинтупийская девятка (The Pintupi Nine)


В 1984 году, у поселения в Западной Австралии, была обнаружена неизвестная группа аборигенов. После того, как они убежали, Пинупийскую Девятку, как их в последствии назвали, выследили те, кто говорил на их языке, и сказали им, что существует место, где вода бежит из труб и всегда есть достаточный запас еды. Большинство из них решило остаться в современном городе, несколько из них стали художниками, работающими в стиле традиционного искусства. Однако один человек из девяти, по имени Яри Яри (Yari Yari), вернулся в пустыню Гибсона (Gibson Desert), где он живёт и по сей день.

1. Сентинельцы (The Sentinelese)


Сентинельцы это племя, состоящее примерно из 250 человек, которые живут на острове Северный Сентинель (North Sentinel Island), находящимся между Индией и Таиландом. Об этом племени почти ничего не известно, потому что как только сентинельцы видят, что к ним кто-то приплыл, они встречают приезжего градом стрел.

Несколько мирных встреч с этим племенем, произошедших в 1960 году дали нам практически всё, что мы знаем об их культуре. Кокосы, доставленные на остров в качестве подарка, были съедены, а не посажены. Живые свиньи, были застрелены стрелами и похоронены, без того, чтобы их съели. Самыми популярными предметами у сентинельцев были красные вёдра, которые быстро разбирали члены племени - однако точно такие же зелёные вёдра, оставались на месте.

Любой, кто хотел высадиться на их остров, должен был сначала написать своё завещание. Команда «Нэшнл Географик» (National Geographic) вынуждена была развернуться, после того, как руководитель группы получил стрелу в бедро, а два местных гида были убиты.

Сентинельцы завоевали себе репутацию своей способностью переживать природные катаклизмы - в отличие от множества современных людей, живущих в похожих условиях. Например, это племя, живущее на берегу, успешно избежало эффектов цунами, вызванного землетрясением, произошедшим в Индийском океане в 2004 году, которое посеяло хаос и ужас на Шри-Ланке и в Индонезии.

Фото из открытых источников

На планете еще остались нетронутые места, где образ жизни такой же, как и пару тысячелетий назад.

Сегодня насчитывается порядка ста племен, которые враждебно настроены по отношению к современному обществу и не хотят пускать цивилизацию в свою жизнь.

У берегов Индии на одном из Андаманских островов - Северном Сентинельском острове - живет такое племя.

Их так и прозвали ― сентинельцы. Они яростно сопротивляются всем возможным контактам извне.

Первые свидетельства о племени, населяющем Северный Сентинельский остров Андаманского архипелага, относятся к XVIII веку: мореплаватели, оказавшись неподалеку, оставили записи о странных «первобытных» людях, которые не позволяют сойти на свою землю.

С развитием мореходства и авиации возможности наблюдения за островитянами увеличились, но вся информация, известная к настоящему времени, собрана дистанционно.

До сих пор ни одному постороннему не удалось оказаться в кругу племени сентинельцев, не лишившись при этом жизни. Это неконтактное племя подпускает чужака не ближе, чем на расстояние выстрела из лука. Они даже кидают камни в вертолеты, пролетающие слишком низко. Последними смельчаками, попытавшимися пробраться на остров, были рыбаки-браконьеры в 2006 году. Их семьи до сих пор не могут забрать тела: сентинельцы убили незваных гостей, похоронив их в неглубоких могилах.

Однако интерес к этой изолированной культуре не уменьшается: исследователи постоянно ищут возможности контакта и изучения сентинельцев. В разное время им подбрасывались кокосы, посуда, свиньи и многое другое, что могло бы улучшить их условия обитания на небольшом острове. Известно, что кокосы им понравились, однако представители племени не догадались, что их можно посадить, а просто съели все плоды. Свиней островитяне предали земле, сделав это с почестями и не притронувшись к их мясу.

Интересным оказался эксперимент с кухонной утварью. Металлическую посуду сентинельцы приняли благосклонно, а пластиковую разделили по цветам: зеленые ведерки ими были выброшены, а красные им подошли. Объяснений этому нет, как нет ответов и на множество других вопросов. Их язык входит в число самых уникальных и совершенно не понятных никому на планете. Они ведут образ жизни охотников-собирателей, добывая себе пропитание охотой, рыбной ловлей и сбором дикорастущих растений, при этом за тысячелетия своего существования они так и не освоили сельскохозяйственную деятельность.

Считается, что они даже не умеют разводить огонь: пользуясь случайными возгораниями, они затем бережно хранят тлеющие поленья и угли. Остается неизвестной даже точная численность племени: цифры варьируются от 40 до 500 человек; такой разброс также объясняется наблюдениями лишь со стороны и предположениями о том, что часть островитян в этот момент может прятаться в чаще.

Несмотря на то, что сентинельцам нет дела до остального мира, на Большой земле у них есть защитники. Организации, выступающие за права племенных народов, называют жителей Северного Сентинельского острова «самым уязвимым обществом на планете» и напоминает, что у них нет иммунитета ни к одной распространенной в мире инфекции. По этой причине их политика прогонять чужаков может рассматриваться как самозащита от верной смерти.

Многоликая Африка, на огромной территории которой в 61 стране, в укромных уголках этого континента до сих пор проживают более 5 миллионов человек почти ещё совсем диких африканских племен.

Члены этих племен не признают достижений цивилизованного мира и довольствуются теми благами, которые им достались от их предков.

Убогие хижины, скромная пища и минимум одежды их устраивают, и они не собираются менять этот уклад.

Африканские племена

Различных племен и народностей в Африке около 3-х тысяч, но точное их количество назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, кардинально разделены. Население некоторых племен составляет всего по несколько тысяч или даже сотен человек, и часто населяют всего 1-2 деревни. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям конкретного племени. А разнообразие ритуалов, культурных систем, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно и удивительно. К тому же внешний вид людей некоторых племен просто поражает взгляд.

Однако, поскольку все они обитают на одном континенте, у всех африканских племен все же есть что-то общее. Некоторые элементы культуры характерны для всех народностей, проживающих на этой территории. Одной из главных определяющих черт африканских племен является ориентация на прошлое, то есть возведение в культ культуры и жизни предков.

Большинство африканских народов отрицает все новое и современное, замыкается в себе. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.


Сложно представить, но среди них практически нет тех, кто не занимался бы натуральным хозяйством или скотоводством. Охота, рыбалка или собирательство — совершенно обычные для них занятия. Так же, как и много веков назад, африканские племена воюют между собой, браки чаще всего заключаются внутри одного племени, межплеменные браки среди них большая редкость. Разумеется, такую жизнь ведет не одно поколение, каждому новому ребенку с рождения предстоит жить такой же судьбой.


Племена отличаются друг от друга своей собственной, присущей только им системой жизни, обычаями и ритуалами, верованиями и запретами. Большинство племен изобретают свою моду, зачастую ошеломляюще яркую, самобытность которой зачастую просто изумляет.


Из наиболее известных и многочисленных на сегодняшний день можно считать племена: масаи, банту, зулусы, самбуру и бушмены.

Масаи

Одно из самых известных африканских племен. Обитают они в Кении и Танзании. Количество представителей достигает 100 тысяч человек. Чаще всего их можно встретить на склоне горы , которая занимает видное место в мифологии масаев. Может быть, величина этой горы повлияла на мировосприятие членов племени — они считают себя любимцами богов, высшим народом и искренне уверены, что красивее их не найдется людей в Африке.

Такое мнение о себе породило презрительное, зачастую даже уничижительное отношение к другим племенам, что стало причиной частых войн между племенами. К тому же в обычае у масаев воровать животных из других племен, что тоже не улучшает их репутацию.

Жилище масаев строится из веток, обмазанных навозом. Занимаются этим в основном женщины, которые также по необходимости принимают на себя обязанности вьючных животных. Основную долю питания составляет молоко или кровь животных, реже — мясо. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются вытянутые мочки ушей. В настоящее время племя почти полностью истреблено или разогнано, только в отдаленных уголках страны, в Танзании, еще сохранились отдельные кочевья масаев.

Банту

Племя банту обитает в Центральной, Южной и Восточной Африке. По правде говоря, банту даже не племя, а целая народность, в которую включаются множество народов, например, руанда, шоно, конга и другие. У всех них схожие языки и обычаи, почему их и объединили в одно большое племя. Большинство представителей банту говорят на двух и более языках, самым часто употребляемым из которых является суахили. Количество членов народа банту достигает 200 миллионов. По мнению ученых-исследователей, именно банту вместе с бушменами и готтентотами стали прародителями Южноафриканской цветной расы.


Банту обладают своеобразной внешностью. У них очень темная кожа и удивительная структура волос — каждый волос спиралевидно завит. Широкие и крылья носа, низкая переносица и высокий рост — часто выше 180 см — также являются отличительными чертами людей из племени банту. В отличие от масаев, банту не дичатся цивилизации и охотно приглашают туристов на ознакомительные прогулки по своим деревням.

Как у любого африканского племени, основательную часть жизни банту занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, а также ислам и христианство. Жилище банту напоминает дом масаи — такой же круглой формы, с каркасом из веток, обмазанных глиной. Правда, в некоторых районах дома банту бывают прямоугольными, расписными, с двускатными, односкатными или плоскими крышами. Занимаются члены племени в основном земледелием. Отличительной чертой банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски.


Зулусы

Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек. Зулусы пользуются собственным языком — зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки.

Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта.


Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане. Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.


Самбуру

Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место. Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм.

Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке.


У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей. В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования.

Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам. В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты.


Бушмены

Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.


Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.


Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.