Шерлок Холмс: краткая характеристика и киновоплощения. Исследовательская работа по литературе "интерпретации образа шерлока холмса "

Лондон на рубеже эпох или

формирование образа Шерлока Холмса.

Существует множество литературных школ, течений, направлений, которые сменяют друг друга в истории мировой литературы, но основную роль в формировании художественного мировоззрения писателя все равно играет эпоха, в которой он живет. Под влиянием внешних факторов образуются факторы внутренние, которые уже в свою очередь влияют на образование более-менее устойчивых литературных взглядов, которые могут быть общими - точнее, весьма похожими, - для ряда писателей. Итак, какой же была Англия на рубеже XIX и XX веков, когда Конан Дойл создавал свой самый знаменитый образ? Конан Дойл писал произведения о Шерлоке Холмсе с 1886 по 1917 годы, и действие этих произведений происходит примерно с 1874 по 1914 годы. Вместе с автором герои пережили расцвет Британской империи под правлением королевы Виктории и начало ее распада, смерть королевы, преступления Джека-Потрошителя, англо-бурскую и первую мировую войну, технический прогресс... Первое слово, которое приходит на ум при описании мира, в котором жили автор и герои - противоречивый. С одной стороны - Англия сильна, как никогда, происходят преобразования в ее устройстве, развивается наука и техника. с другой - это время войн и восстаний, борьбы народа за свою независимость и разгула преступности в Лондоне. С одной стороны - в это время появляется принцип "сделай себя сам", а с другой - как никогда сильны традиции, в частности - аристократии. Эта противоречивость неизбежно сказывается и на литературе. Практически одновременно сосуществуют такие полярные литературные направления, как викторианский роман и декадентство, и такое синтетическое явление, как неоромантизм. Все они находят свое отражение в произведениях о Шерлоке Холмсе. И возникает интересный феномен - эти произведения можно отнести к любому из этих направлений, и это не будет ошибочным. Но это будет неполным определением. Помимо характеристики произведений по литературному направлению, рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе необходимо определять как представителей особого литературного жанра - детективной истории, - также существующего по своим собственным законам. Викторианский роман пропагандировал семейные ценности - большой дом, большая семья - и определенные правила поведения, обязательные для воспитанных людей. Правила разнились в соответствии со статусом следующего им, но с введением в Англии закона о всеобщем образовании гораздо больше людей получили возможность ознакомиться с этикетом, принятым в высшем обществе. Границы сословий искажались, дефиниции понятий также трансформировались. По законам детективного жанра, детектив не мог иметь семью - та была фактором, отвлекающим от поисков преступников, - так что семейные ценности в произведениях Конан Дойла не пропагандировались - по крайней мере, самим сыщиком, как известно, его верный друг Ватсон был женат, притом несколько раз. Более того, опять же благодаря особенностям жанра, мы видим разоблачение внешне благопристойных викторианских семейств, в которых не все так ладно, как хотелось бы морализаторам. Однако несмотря на это, образ Шерлока Холмса все же испытывает влияние викторианства, и выражается оно в двух основных образах: образе города и образе главного героя. Город, который показывает Конан Дойл - это современный ему Лондон, город викторианской эпохи, показанный со вниманием к мелочам - но об этом городе написаны целые книги, так что не будем углубляться в него в данном докладе. Образ Шерлока Холмса в сознании жителя нашей страны неизменно сливается с образом, созданным на экране Василием Ливановым, и этот Шерлок Холмс - истинный викторианский джентльмен. Хотя в произведениях Конан Дойла все не так однозначно, однако Шерлок Холмс действительно испытывает довольно сильное влияние такого понятия, как "джентльмен". Прежде всего, необходимо дефинировать само понятие "джентльмен". Изначально эта категория имела достаточно жесткий социальный смысл. В XV веке в Англии джентльменом считался человек благородного происхождения, владеющий землей или ценным имуществом, не нуждающийся в работе, чтобы обеспечивать свою жизнь. Однако со временем эти критерии стали размываться, и на первый план вышли косвенные признаки: воспитание и образование, сопровождающие знатн ое происхождение и владение собственностью. Особый акцент делается на кодекс чести и этикет, манеры и стиль времяпрепровождения. Так как исторически джентльменами были богатые землевладельцы, у которых не было потребности зарабатывать себе на жизнь, все их занятия имели оттенок любительства. В джентльмене приветствовались способности к импровизации, экспериментам и нетривиальным решениям в любой ситуации, демонстрирующие незаурядный характер и свободный ум. Это - портрет истинного джентльмена, каким его видели в средневековой Англии. Однако в викторианскую эпоху в обществе происходили немалые изменения, в частности, огромную роль сыграл подъем новой социальной силы - среднего класса, аристократия же вытеснялась: никогда не работавшие аристократы оказались не готовы к новой эпохе с девизом "Сделай себя сам". Под влиянием пуританских идеалов образ джентльмена стал более "чопорным" и "благопристойным". Однако при всей эволюции общественных норм менее всего, пожалуй, изменился джентльменский кодекс чести: не добивать слабого, галантно опекать женщин, вызывать за оскорбление на дуэль, не жульничать в карточной игре, верить равному по происхождению на слово. Традиционными для джентльмена оставались спортивная закалка и требование оставаться невозмутимым, невзирая на внешние обстоятельства. Шерлок Холмс в ранних рассказах предстает пред читателями эксцентричным джентльменом: он достаточно обеспечен, чтобы жить, не работая (хотя при самом первом своем появлении, в "Этюде в багровых тонах", он еще работал лаборантом в университете, но в более поздних произведениях это ни разу не упоминалось); он детектив-любитель, расследующий преступления, чтобы избежать скуки, причем делает это в большинстве случаев не ради оплаты, отказывая выгодным клиентам в пользу интересного случая какого-нибудь бедняка; при поимке преступников он руководствуется скорее своим собственным кодексом чести, чем буквой закона, и нередко отпускает преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях (в 14 из 60 произведений). Шерлок Холмс не имеет систематического образованияно он достаточно начитан и интеллигентен, чтобы общаться с людьми из высшего общества (он обучался в университете, но достоверно неизвестно, закончил ли он образование, и если да - то по какому направлению. Можно предположить, что он - химик, но в те времена существовал определенный набор дисциплин, некоторые из которых Холмс не знает) . Он равно приветливо общается с бедными и богатыми, с преступниками и политиками - к последним он относится даже хуже. Холмс - человек, который "сам себя сделал", сам добился признания за свой острый ум. Судя по всему, Холмс - потомок сельских сквайров, однако он оставил семью и переехал в Лондон, чтобы поступить в Оксфордский университет, где и стал известен в кругу своих знакомых благодаря своему дедукти вно му методу, который он сам и разработал. К тому же, его физическая форма и способность к противостоянию внешним обстоятельствам соответствуют идеальному изображению джентльмена. Но хотя Холмс следует кодексу джентльменов и, судя по всему, знает его, он спокойно может нарушать этикет - он груб с людьми высокого положения, он спокойно говорит неправду. Несмотря на невозмутимость в моменты опасности, он может быть чрезвычайно возбужден в моменты бездействия, он подвержен сменам настроения, что недопустимо для истинного джентльмена. Хотя одно из правил кодекса поведения он выполняет неукоснительно - он безупречно вежлив с дамами, от аристократок до служанок. Дама может ему не нравиться, но он неизменно галантен и готов помочь. Холмс - человек, "сделавший себя сам", истинное дитя викторианской эпохи, но он не является джентльменом в полном значении этого понятия. Противоположность викторианской эстетике - эстетика "конца века", fin de siХcle, более известная как "декадентство". Говоря о культуре fin de siХcle в ее декадентском характере, можно выделить следующие творческие установки: индивидуализм, стремление к искусственности и изощренности, часто переходящие в эстетизм, манерность, культ чувственности и аристократическое презрение ко всему обыденному, тяготение к демонической мистике и морализаторству. Шерлок Холмс не считает необходимым придерживаться "нормального", привычного обывателям, распорядка дня: большинство его приключений разворачиваются вечером или ночью, что связано и с характером его деятельности, так как именно в темное время суток проявляют активность преступники, и с самой натурой героя: Холмс активен вне зависимости от времени суток, когда его что-то интересует . Постоянное стремление развеять скуку - вот основная причина мотивации Шерлока Холмса. Образование Холмса, как уже упоминалось, не отличается упорядоченностью: " ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ 1. Знания в области литературы - никаких. 2. Знания в области философии - никаких. 3. Знания в области астрономии - никаких. 4. Знания в области политики - слабые. 5. Знания в области ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве. 6. Знания в области геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образу различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона. 7. Знания в области химии - глубокие. 8. Знания в области анатомии - точные, но бессистемные. 9. Знания в области уголовной хроники - огромные, Знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке. 10. Хорошо играет на скрипке. 11. Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер. 12. Основательные практические знания английских законов". Химия, к слову, - еще одна черта героя fin de siХcle. Химия связана с понятием синтеза, который является мировоззренческой категорией направления, именно в нём было запечатлено ощущение эпохи - идущей к своему концу, но и началу чего-то нового; эпохи активного взаимодействия всех компонентов жизни и культуры. Еще одна черта эпохи - это наркотики. "- Что сегодня, - спросил я, - морфий или кокаин? Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. - Кокаин, - ответил он. - Семипроцентный. Хотите попробовать? - Благодарю покорно! - отрезал я. - Мой организм еще не вполне оправился после афганской кампании. И я не хочу подвергать его лишней нагрузке. Холмс улыбнулся моему возмущению. - Возможно, вы правы, Уотсон, - сказал он. - И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь". Наркотики для Холмса - средство яснее видеть детали, избегать скуки, которая вызвана отсутствием детективных дел, искусственный симулятор его неординарного ума. Из более поздних работ наркотики исчезнут, как и другие "мелочи", составлявшие образ Холмса, но если остальное убрано из соображений компактности произведения, то наркотики не соответствовали типу литературы для семейного чтения, к которой принадлежат произведения о Холмсе - тут мы с вами возвращаемся к понятию "викторианской литературы", в которой должны пропагандироваться этикет и семейные ценности, а не наркотическая зависимость - от конкретного наркотика ли, от решения ли преступлений. Кроме всего прочего, Холмс - эстет. Он не только любит скрипичную музыку и после решения преступления отправляется на скрипичный концерт, он еще и играет сам выдавая этим творческую натуру. Холмс - герой-одиночка, у него не самые лучшие отношения с семьей (в лице брата Майкрофта, помимо которого мы встречаем на страницах книг лишь одно упоминание родственника Холмса - племянника, который купил практику доктора Ватсона после мнимой смерти Холмса), его не вполне понимают окружающие, даже умнейшие из них. Но несмотря на отчасти романтический, отчасти декадентский образ одинокого героя, в жизни Холмса присутствует верный друг - доктор Уотсон, хоть и не понимающий великого ума друга, но принимающий его таким, каков он есть. Это противоречит образу декадентского героя-одиночки, таким образом и к декадентскому направлению Шерлока Холмса нельзя отнести со всей определенностью. Еще одно направление, к которому исследователи причисляют произведения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе - это неоромантизм. Неоромантизм вытекает из двух типов творчества - реалистического и романтического, существует на их стыке. Специфика творческого метода неоромантизма - в использовании тех или иных романтических приемов при ведущей роли реалистического метода. В отличие от романтиков, в творчестве неоромантиков идеальное не отдалено во времени и пространстве, а находится рядом, хотя и требует от человека особых усилий для обнаружения. Положительный герой неоромантизма в какой-то мере соответствует романтическому культу выдающейся личности (классическое "необычный герой в необычных обстоятельствах"), однако он гораздо демократичнее. Герой неоромантизма - выходец из массы, он представляет собой активное человеческое начало. Он не замахивается на миропорядок, действует в рамках своего микромира - и Шерлок Холмс не пытается изменить порядок вещей, он лишь исправляет человеческие ошибки в зоне своей непосредственной деятельности - разгадывании преступлений. Герой неоромантизма самодостаточен, самодеятелен, независим в суждениях и поступках - и Шерлок Холмс подходит под описание идеально. Неоромантический герой отстаивает себя и своих близких в одиночных акциях борьбы с единичными представителями зла, часто побеждает - но ни победа, ни поражение не означают для него конца деятельности. Так и Шерлок Холмс - он сражается с отдельными преступниками, пусть и такими могущественными, как профессор Мориарти, и после разрешения одной загадки ищет следующую, так как прекращение деятельности для него неприемлемо. Чаще всего активность неоромантического героя внешняя - он не размышляет над мировым порядком, не стремится решить мировые проблемы, хотя и выносит четкие суждения по поводу того, с чем он непосредственно сталкивается: Холмс если и размышляет над картиной мира, то свои измышления предпочитает оставлять при себе, делясь с Ватсоном лишь рассуждениями о деле, причем по большей части уже после его раскрытия. Неоромантизм также разрабатывает проблему духовной деградации человека - отрицательные персонажи воплощают собой тот или иной морально-этический порок: жадность, человеконенавистничество, властолюбие... И пороки эти отображаются в их преступлениях. Однако далеко не всегда виновные в произведениях о Шерлоке Холмсе соответствуют этому утверждению: они убивают и воруют, чтобы спати чью-то жизнь, отомстить за близких, наказать нечестного человека. И противостояния добра и зла в таких произведениях нет. Таким образом произведения о Шерлоке Холмсе действительно можно относить к разным направлениям, но так ли важно - декадентский Шерлок Холмс герой, викторианский или неоромантический? Время показало, что образ, созданный Конан Дойлем на стыке этих направлений получился такой притягательной силы, что пережил свое время и популярен до сих пор. И так ли важно повесить на него ярлык, если на нем уже висит один - "Великий детектив"?

При первой встрече с Шерлоком Холмсом («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека: "Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере."

Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча (2010)

По образованию Шерлок Холмс - биохимик. Работает лаборантом в одной из лондонских больниц. Но об этом говорится лишь в начале "Этюда в багровых тонах". "Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице... По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически". Однако ни в одном из произведений фельдшер-лаборант на работе не появляется. Равно, как и автор больше не говорит об основной работе своего главного героя. Холмс - многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё.

Холмс - житель викторианской Англии , лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон , называя их «делами на одну трубку».


Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего (2009)

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивает выстрелами вензель королевы Виктории на стене комнаты.

Холмс - убеждённый холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс, можно сказать, не то чтобы был влюблен, но проникся большим уважением к некой Ирэн Адлер , героине рассказа «Скандал в Богемии».

Холмс курит крепкий табак. В повести «Этюд в багровых тонах» доктор Уотсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно. Это объясняется тем, что до начала ХХ века кокаин считался медицинским средством.

Об отношениях Холмса с алкоголем сложно сказать что-то определённое, хотя строгим трезвенником он явно не является.


Шерлок Холмс в Василия Ливанова (1980)

Холмс в принципе не тщеславен, и в большинстве случаев благодарность за раскрытое преступление его мало интересует:
- Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам?
- Мне? - сказал Холмс. - А мне - ампула с кокаином.

- «Знак четырёх»

Хотя в ряде случаев Холмс выражает свою досаду по поводу такого положения вещей:
- Но ведь, наверное, нельзя терять ни секунды, - встревожился я. - Пойти позвать кэб?
- А я не уверен, поеду я или нет. Я же лентяй, каких свет не видел, то есть, конечно, когда на меня нападет лень, а вообще-то могу быть и проворным.
- Вы же мечтали о таком случае!
- Дорогой мой, да что мне за смысл? Предположим, я распутаю это дело - ведь все равно Грегсон, Лестрейд и компания прикарманят всю славу. Такова участь лица неофициального.

- «Этюд в багровых тонах»

Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами.

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. Даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии, приходят лично к нему на приём. Холмс - театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона).

Есть кино- и книжные персонажи настолько популярные, настолько любимые и живые, что мы совершенно искренне воспринимаем их как реально существовавших людей. Их немало, все они – яркие индивидуальности, но наверно самую “живую” и насыщенную историю имеет персонаж писателя Артура Конан Дойля – знаменитый детектив Шерлок Холмс. Я постаралась собрать разные пазлы, из которых состоит этот феноменальный миф, начиная с прототипа и заканчивая узнаваемой шляпой охотника на оленей:)

  • Прототип Шерлока Холмса

Как очень многие знаменитые люди, писатель Артур Конан Дойл начинал свою карьеру совсем в другой сфере деятельности. По образованию он был медиком, достаточно долго практиковал по этой специальности. И даже приобрёл бесценный жизненный опыт во время службы корабельным врачом в арктических и африканских морских экспедициях. Работая в Эдинбургской клинике, врач Дойл попадает в ассистенты к известному профессору и хирургу Джозефу Беллу. Известен он был не только своими профессиональными достижениями, но и необыкновенной наблюдательностью и логическими умозаключениями. К нему за консультацией обращались сыщики самого Скотланд-Ярда! Какая редкая удача для будущего писателя: он мог ежедневно наблюдать и за самим профессором, и за его уникальным методом точного определения характера пациентов. Именно это и вдохновило Конан Дойла на создание персонажа-детектива. К 50-летию своего коллеги и наставника Джозефа Белла, врач и начинающий писатель Артур Конан Дойл “родил”:) знаменитого Шерлока Холмса. Это было в 1887 году, а в 1900 году писатель превратился уже в самого высокооплачиваемого автора в мире – благодаря необыкновенно популярным рассказам о сыщике-детективе.

Артур Конан Дойл

Джозеф Белл

  • Музей Шерлока Холмса в Лондоне

Как известно, адрес лондонской квартиры детектива Холмса и его верного друга и компаньона доктора Ватсона таков: Бейкер-стрит 221В. Автор назвал этот номер произвольно, тогда на Бейкер-стрит его просто не существовало. Однако в более поздние времена улицу продлили и номер “достался” дому, который занимала строительная компания Abbey National. Не знаю: было ли у бедных сотрудников время заниматься собственными строительными делами или они должны были только отбиваться от поклонников Холмса?:))) Во всяком случае известно, что в Abbey National существовала должность специального секретаря, который разбирал корреспонденцию на имя Шерлока Холмса. Когда в 1990 году был основан музей-квартира знаменитого персонажа, строители, надо полагать, вздохнули с облегчением. На этом казусы, однако, не заканчиваются. В Британском Королевстве существует ритуал под названием “синяя табличка”. То есть мемориальная табличка синего цвета отмечает какое-либо место, связанное с известной исторической персоной или событием. И процесс присвоения такого памятного знака контролируется несколькими Обществами высокого ранга (полагаю – Королевскими:)) Что вы думаете? На доме № 221В по улице Бейкер-стрит имеется такая синяя табличка!

  • Внешний вид Шерлока Холмса

Первые рассказы о знаменитом сыщике иллюстрировались разными художниками, в том числе и родным отцом Конан Дойла. Это не были удачные иллюстрации, они не удовлетворили ни автора, ни – смею думать! – нас с вами. И только когда за работу взялся друг писателя художник Сидни Пэджет, популярный детектив получился такой как надо: высокий, подтянутый и щеголеватый интеллектуал. Именно на изображениях Сидни Пэджета впервые появляется и знаменитая кепка с двумя козырьками. так называемая шляпа охотника на оленей. Художник и сам носил такую кепку:

Но настоящую известность этот головной убор получил несомненно из-за принадлежности Шерлоку Холмсу!

  • Лучший в мире Шерлок!

Сюжеты про детектива и его напарника настолько популярны, что и по сей день вдохновляют на создание всё новых и новых кино-версий. Факт: количество экранизаций попало в Книгу рекордов Гиннесса, а список актёров, исполняющих две главные роли весьма внушителен. Но лучшей актёрской парой всех времен считается тандем советских исполнителей Василий Ливанов и Виталий Соломин. Это тоже можно считать фактом поскольку в 2006 году Василий Ливанов был награждён Орденом Британской империи за исполнение роли Шерлока Холмса. Английские кинокритики подтверждают, что советские актёры лучше всех остальных реализовали образы их знаменитых соотечественников. Помимо этой почётной награды о признании говорят и другие знаки внимания. Так, например, в лондонском музее на Бейкер-стрит портрет Шерлока Холмса – это собственно портрет Ливанова. В Москве недалеко от посольства Великобритании установлен памятник героям Конан Дойла, внешнее сходство с Ливановым и Соломиным не вызывает никаких сомнений:). В Новой Зеландии в 2007 году были выпущены четыре мемориальных монеты с изображениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона в исполнении советских же актёров. Не правда ли, достойные подтверждения актёрских заслуг?


Шерлок Холмс
(в английском оригинале пишется как Sherlock Holmes ) - литературный персонаж, главный герой серии произведений Артура Конан Дойла (Дойля), по праву считающихся классикой не только детективного жанра, но и мировой литературы в целом. По общепризнанному мнению прототипом великого сыщика послужил коллега Конан Дойля Джозеф Белл, врач, работавший в Эдинбургском королевском госпитале вместе с сэром Артуром.

Личность Холмса

При первой встрече с Шерлоком Холмсом («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека: "Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере."

По образованию Шерлок Холмс - биохимик. Работает лаборантом в одной из лондонских больниц. Но об этом говорится лишь в начале "Этюда в багровых тонах". "Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице... По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически". Однако ни в одном из произведений фельдшер-лаборант на работе не появляется. Равно, как и автор больше не говорит об основной работе своего главного героя. Холмс — многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё.

Холмс — житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивает выстрелами вензель королевы Виктории на стене комнаты.

Холмс — убеждённый холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс, можно сказать, не то чтобы был влюблен, но проникся большим уважением к некой Ирэн Адлер, героине рассказа «Скандал в Богемии».

Холмс курит крепкий табак. В повести «Этюд в багровых тонах»доктор Уотсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно. Это объясняется тем, что до начала ХХ века кокаин считался медицинским средством.

Об отношениях Холмса с алкоголем сложно сказать что-то определённое, хотя строгим трезвенником он явно не является.

Холмс в принципе не тщеславен, и в большинстве случаев благодарность за раскрытое преступление его мало интересует:
— Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам?
— Мне? — сказал Холмс. — А мне — ампула с кокаином.

— «Знак четырёх»

Хотя в ряде случаев Холмс выражает свою досаду по поводу такого положения вещей:
— Но ведь, наверное, нельзя терять ни секунды, — встревожился я. — Пойти позвать кэб?
— А я не уверен, поеду я или нет. Я же лентяй, каких свет не видел, то есть, конечно, когда на меня нападет лень, а вообще-то могу быть и проворным.
— Вы же мечтали о таком случае!
— Дорогой мой, да что мне за смысл? Предположим, я распутаю это дело — ведь все равно Грегсон, Лестрейд и компания прикарманят всю славу. Такова участь лица неофициального.

— «Этюд в багровых тонах»

Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами.

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. Даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии, приходят лично к нему на приём. Холмс — театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона).

Рассказы и повести Артура Конан Дойля.
Среди произведений Конан Дойля о Шерлоке Холмсе насчитывается 56 рассказов и 4 повести. Практически все произведения написаны от лица верного спутника, друга и компаньона Холмса - доктора Уотсона (в России, ввиду лингвистических особенностей его чаще называют доктором Ватсоном).
Первая книга о великом сыщике была написана в 1887 году. Это была повесть «Этюд в багровых тонах». Сэр Артур считал произведения о Холмсе легким, развлекательным чтивом, и в первую очередь позиционировал себя мастером исторического романа. Видя, что читатели предпочитают произведения о Шерлоке другим его трудам, Конан Дойл устранил популярнейшего сыщика в бою с профессором Мориарти. Однако волна писем от недовольных читателей буквально захлестнула писателя. В этих письмах, среди которых встречались и письма членов королевской семьи, содержалась только одна просьба - «оживить» Шерлока Холмса, что Конан Дойл и был вынужден сделать. Последним же произведением про знаменитого сыщика стал вышедший в 1927 году сборник под названием «Архив Шерлока Холмса». Таким образом, период Шерлока Холмса занял в литературном творчестве сэра Артура Конан Дойла ни много ни мало 40 лет.

Биография Шерлока Холмса.
Артур Конан Дойл особо не затрагивал прошлое своего героя и его семейные дела. Однако по крупицам информации, разбросанной по всем произведениям, можно установить более или менее целостную картину жизни Холмса.

Предположительно, Шерлок Холмс родился в 1854 году - эта дата следует из рассказа «Его прощальный поклон». Точную дату рождения не смотря на множество исследований, в том числе и астрологических, подтвердить не удалось, хотя среди поклонников великого сыщика бытует популярное предположение о дате 6 января.

Про семью и предков Холмса также известно не много. В «Случае с переводчиком» Холмс вскользь упоминает, что предки его были захолустными помещиками, а в одном из произведений следует высказывание, что его бабушка была сестрой Ораса Верне, французского художника. В части произведений среди действующих героев появляется старший брат детектива, Майкрофт Холмс, служащий Министерства Иностранных Дел, а в «Подрядчике из Норвуда» коротко рассказывается о некоем докторе Вернере, дальнем родственнике Холмса, занявшего место Ватсона в Кенсингтоне.

Из произведений Конан Дойла можно выделить ряд ключевых дат жизни великого сыщика:
. В 1881 происходит знакомство Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Холмсу в это время 27 лет и он ищет человека для совместного съема жилья. В этом же году они поселяются на Бейкер Стрит 221-б в доме миссис Хадсон
. 1888 год. После женитьбы Уотсон покидает квартиру на Бейкер Стрит, где Холмс остается один, не считая хозяйки.
. В 1891 у Рейхенбахского водопада после схватки с Мориарти, крестным отцом английской мафии, Холмс пропадает без вести.
. С 1891 в течении трех лет Шерлок Холмс скитается по миру, пешком преодолевает Альпы и во Флоренции связывается с братом, посещает далай-ламу в Лхасе (Тибет), объезжая Персию совершает визит к калифу в Хартум, затем вернувшись в Европу проводит некоторое время в Монпелье, на юге Франции.
. В 1894 году Холмс внезапно появляется в Лондоне и поселяется, как и прежде на Бейкер Стрит вместе с Ватсоном
. К 1904 году Шерлок Холмс оставляет работу сыщика и отбывает в Суссекс, где посвящает время разведению пчел.
. Из рассказа «Человек на четвереньках» можно предположить, что благополучно пережив Первую Мировую войну, Холмс и Ватсон, хоть и живут порознь но живы и здоровы в 1923 году.

Роли Шерлока Холмса в кино исполняют Николай Волков, Василий Ливанов, Бэйзил Рэтбоун, Альгимантас Масюлис, Джонатан Прайс, Джереми Бретт, Роберт Дауни-младший, Бенедикт Камбербэтч, Мэтт Фрюэр и многие другие.

Страница 1

Шерлок Холмс является главным героем в четырёх детективных романах и 56 рассказах (5 сборниках). Среди предшественников Шерлока Холмса были сыщики Дюпен и Легран из рассказов Э.По и Лекок из романов француза Э.Габорио. «Габорио привлекал меня тем, как он умел закручивать сюжет, а проницательный детектив месье Дюпен Эдгара По был ещё с детства моим любимым героем» признался однажды А.Конан Дойл. Третьим «предком» детектива-консультанта можно считать сыщика Каффа из романа У.Коллинза «Лунный камень». Первая книга о Холмсе, повесть «Этюд в багровых тонах», написана в 1887 году. Последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», опубликован в 1927 году. Повествование ведётся от имени друга и спутника Холмса - доктора Уотсона .

При первой встрече с Шерлоком Холмсом в лаборатории при больнице («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает нового знакомого весьма неоднозначно: «Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий…тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий…».

Шерлок Холмс нигде не служит. Его постоянное положение - джентльмен, живущий на свои средства и иногда зарабатывающий тем, что соглашается раскрыть преступление и вернуть пропажу. Расследуя дела, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания («Алое кольцо», и др.). Его бескорыстие подчеркивает автор: «Он был настолько бескорыстен – или настолько независим, - что нередко отказывал в своей помощи богатым и знатным людям, если не находил ничего увлекательного для себя в расследовании их тайн. В то же время он целые недели ревностно занимался делом какого–то бедняка»(«Черный Питер»).

Шерлок Холмс - частный детектив. У него нет конторы, лишь квартира, которую он снимает вместе с Уотсоном у миссис Хадсон на Бейкер-стрит, 221-б. Туда приходят ищущие его помощи. Они могут быть уверены, что получат помощь. Именно здесь, а не в полиции, которая часть обыденной, скучной жизни. Холмс возмущён, когда его принимают за полицейского: «Какая наглость смешивать меня с сыщиками из полиции!» («Пёстрая лента»). Впрочем, к отдельным представителям полицейского сыска Холмс бывает снисходителен: «Джонс тоже нам пригодится. Он славный малый, хотя ничего не смыслит в своей профессии. Впрочем, у него есть одно несомненное достоинство: он отважен, как бульдог, и прилипчив, как рак» («Союз рыжих»). В некоторых делах Холмс использует группу лондонских беспризорных мальчишек в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел. Ещё Холмс ведёт подробную картотеку преступлений и преступников, а также пишет монографии в качестве учёного-криминалиста.

Шерлок Холмс – исследователь в своем роде, он занят логической сложностью задачи. «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай… Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности»(«Знак четырёх»).

Его метод дедукции, то есть логического анализа, часто позволяет ему раскрывать преступления, не выходя из комнаты. Обычный ход его рассуждений таков: «Если отбросить всё совершенно невозможное, то именно то, что останется - каким бы невероятным оно ни казалось - и есть истина!» («Знак четырёх»).

При этом никакой интуиции: правильные выводы гениального сыщика основаны на его глубоких знаниях: «Я не видел … чтобы он систематически читал какую-либо научную литературу…Однако некоторые предметы он изучал с поразительным рвением, и в каких-то довольно странных областях обладал настолько обширными и точными познаниями, что порой я бывал просто ошеломлен.» - замечает Уотсон. Гротескный и несколько комичный рационализм Холмса лишь подчеркивает целеустремленность этого персонажа: «Невежество Холмса было также поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления.» Шерлок Холмс так объясняет это: «Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди…и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них … не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.» . Позже в рассказах Холмс полностью противоречит тому, что писал о нём Уотсон. Несмотря на его равнодушие к политике, в рассказе «Скандал в Богемии» он немедленно признает личность предполагаемого графа фон Крамма; что касается литературы, его речь изобилует ссылками на Библию, Шекспира, даже Гёте. Чуть позже Холмс заявляет, что не хочет знать ничего, если это не имеет отношения к его профессии, а во второй главе повести «Долина страха» он заявляет, что «любые знания полезны для детектива», и ближе к концу рассказа «Львиная грива» описывает себя как «неразборчивого читателя с невероятно цепкой памятью на мелкие детали».