Самый гостеприимный народ. бутан. Кто из российских этносов не любит гостей Самые гостеприимные народы

Не существует научного метода, чтобы измерить дружелюбие местных жителей - можно опираться лишь на свои субъективные впечатления. Тем не менее, есть страны, претендующие на звание самых гостеприимных в мире. Где же нас ждут с распростертыми объятиями?


5. Грузины


По результатам различных рейтингов и опросов, на 5-м месте оказались грузины. По мнению западных путешественников, это кавказское государство достойно внимания не только из-за ошеломляющей красоты природы, чистейших горных источников, древних церквей, но и благодаря веселым и дружелюбным местным жителям, считающим, что гостей посылает Бог. Поэтому не удивительно, что любой приезжий чувствует себя в грузинском доме царем. Наслаждайтесь своим положением, но старайтесь ничем не обидеть радушных хозяев: так, в одним из самых больших оскорблений считается, если вы откажетесь от вина. Правда, последние действия грузинских политиков слегка подпортили гостеприимный имидж Грузии.


4.Иранцы


Самой большой драгоценностью Ирана считают его народ. Lonely Planet называет этих людей «теплыми» и «интересными», а сотрудничающий с Times известный журналист Уилл Хайд, вернувшись из поездки по Ирану, написал, что жители этого государства - самые дружелюбные люди на планете. Постоянно улыбающиеся иранцы искренни и просты - они всегда готовы помочь путешественникам, предложить им выпить чашку чая, оплатить их обед или пригласить их к себе домой на ужин, а то и предложить принять участие в праздниках: если вы не были в Иране, то даже предположить не можете, насколько зажигательными могут быть местные танцы!


3.Канадцы


По данным исследования, проведенного в 2008 году Nation Brand Index, в котором приняли участие 20 тысяч совершеннолетних граждан из 20 стран, из предложенных респондентам 50 государств самым дружелюбным была признана . Этот научный подход к выбору самой гостеприимной нации может показаться несколько формальным, но, по сути, канадцы вполне достойны такого звания. Lonely Planet даже удивляется, как люди, живущие в таком суровом северном климате, могут быть столь приятны и легки в общении. Ведь существовать в холодных странах сложнее, и потому дружелюбные, не смотря на мороз, жители Страны кленового листа, безусловно, заслуживают награды.


2.Австралийцы



1.Ирландцы


Lonely Planet в издании Bluelist 2008 признала самой дружелюбной нацией в мире ирландцев. Вряд ли имеет смысл обсуждать, насколько ирландцы приветливее канадцев или иранцев - истина в том, что жители Страны Святого Патрика, действительно, очень славные и добрые. И пусть они нередко жалуются на погоду, на экономические трудности и высокие цены - несмотря на все это они остаются добродушными и симпатичными людьми, готовыми всегда прийти на помощь туристу. И потому, каким бы неприветливым не был местный климат, приятный характер жителей делает эту страну одним из самых лучших мест для путешествий.

Впрочем, возможно, наши читатели не согласятся с этим рейтингом. У каждого свой список самых гостеприимных стран. Нам будет интересно услышать, жителям каких государств можно дать титул самых дружелюбных, по вашему мнению.


По материалам opentravel.com

Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.

Русское гостеприимство

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Н.М. Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.

Гостеприимство по-грузински
«Гость – посланник Бога», — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное значение придается и нравственности гостя.

Казахский дастархан

Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Гостеприимный дух Сабантуя
Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем. Сабантуй дорог и ценен прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Это аксиома!
Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.
Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.

Гость — посланник Аллаха
Многие народы славятся своим гостеприимством, особенно на Кавказе. Но в Дагестане существует культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру ни исповедовал… Он — Гость…
Гостеприимство как традиционная форма взаимного общения людей имело и имеет до сих пор широкое распространение у всех народов Кавказа. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».
«Гость — посланник Аллаха», — говорят горцы. Так относятся к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.
Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.

Спорить о том, какой народ самый гостеприимный, можно бесконечно долго. И победителя в споре не будет. В результате каждый из спорщиков окажется прав, поскольку вооружён только индивидуальным жизненным опытом и только личной «неопровержимой» доказательной базой…)

Посему и я решила немного порассуждать на эту тему. Как говорится, добавить в общую копилку с собственной колокольни свои три копейки...)

Не побоюсь утверждать, что самый гостеприимный народ – это народ московский. Прозвище - москали. Так в шутку зовут московских обитателей украинцы, белорусы и поляки.

Однако некоторые «москали» своё прозвище воспринимают как пренебрежительное, поэтому я заменю его на более благозвучное - «московиты». Или ещё лучше - «московитяне».

Думаю, более гостеприимного народа, чем московитяне, то есть мы, не найти на земле. И я попробую это сейчас доказать - не углубляясь в старину глубокую, когда Московия по всей Руси славилась своим хлебосольством и гостеприимством.

Скажу лишь своё впечатление о сегодняшнем дне и о теперешнем московском народе. Народ наш за последние несколько лет в силу политических и социальных обстоятельств обогатился множеством представителей других народов (и больших, и малых).

Мы, московитяне, ежедневно видим таджикских дворников в собственном дворе, тщательно выметающих сор с дорожек. И мы - довольны, и ЖКХ - не жалуется…

Все спальные районы и рабочие окраины нашего города заполнены представителями стран бывшего СССР, которые традиционно арендуют жилплощадь в лежачих небоскрёбах.

На всех стройках, во всех торговых павильонах и на городских рынках вкалывают труженики ближнего и дальнего зарубежья.

В наших дворовых сквериках и на детских площадках играют иностранные дети всех цветов и оттенков кожи, порой даже не скажешь: кого тут больше? Московитянских деток - или молдавско-армянско-казахско-туркменско-таджикских...

И - слава богу! Мы-то, московитяне, радуемся. Смотрим на деток других национальностей, которые уже успели тут подрасти за последнее десятилетие, и мы - радуемся.

Только вот иногда мы, московитяне, задумывается над степенью своего московитянского гостеприимства. Ну, так, вскользь задумываемся - не по-серьёзному...

Например, сидя тёплым вечерком на лавочке, в своём привычном московитянском дворике нет-нет какой-нибудь пожилой московитянин или московитянка преклонных годов тихо спросит соседа:

Интересно, а вот если бы мы с тобой, Марьванна, вдруг приехали жить в какой-нибудь чужой южный город… Как думаешь, нам бы удалось там хоть немного чем-нибудь поторговать на ихней городской площади?.. Или нет?

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Русские традиции гостеприимства

Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

Хлеб да соль

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.

Красному гостю красное место

После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.

Изба красна углами, а обед пирогами

По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Напоил, накормил и спать уложил

Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.

В добрый путь – скатертью дорога!

Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Что точно отличает русских от других народов, так это традиционное гостеприимство, считают представители самого большого российского этноса. Кавказские мудрецы любят говорить: "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать". Телеут предложит гостю чай, стол разделить, а потом уже только согласится поговорить о делах. Но, если все кругом уверены, что они – самые гостеприимные, где-то должен быть и тот, кто гостей не очень-то жалует. Попробуем его найти.

На Кавказе до сих пор в семье во время трапезы принято ставить на стол лишний прибор. Вдруг во время еды кто придёт. По обычаю человека сразу же нужно усадить за стол. А ещё во многих домах есть специальная комната, которая всегда готова к приёму гостя. В старину здесь, даже если в гости пришёл враг, обиды на время забывались. Хозяин дома брал гостившего под свою защиту, опекал. Грузинская пословица гласит: "Гость – посланник Бога". И каждый гость является дорогим. А ценится гостеприимство больше, чем умение владеть оружием и храбрость.

Татары стелили на стол праздничную скатерть, выставляли на стол лучшие угощения. "Негостеприимный человек – неполноценный", – говорят представители этого народа, потчуя гостя помимо прочего чак-чаком, мёдом, шербетом. Отобедавшему могли после ещё и подарок вручить – такие традиции.

Башкирский хозяин встречает гостей на пороге, провожает в дом, предлагает занять за столом почётное место. Если пришедший пытается отказаться от еды, ему вежливо напоминают, что "нельзя быть выше пищи". Считается, что совместная трапеза – лучшее средство для установления дружеских отношений с другими людьми.

В еврейском праве гостеприимство – норма. А неприветливое отношение к гостям – зло, нарушение запретов и, конечно, просто недостойное поведение. "Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами", – гласит закон.

Раньше в любой якутский дом можно было зайти и в отсутствие хозяев, остаться на ночь, приготовить себе поесть. Суровые условия жизни диктовали подобное отношение к путникам.

Про русских и говорить нечего. Даже с детства родная нам славянская Баба-яга, встречающая поначалу Иванов-царевичей не очень дружелюбно, быстро вспоминает, что гостя накормить, напоить надо, спать уложить. И только потом свои вопросы задавать. Кстати, раньше на Руси обычай диктовал кормить и поить гостя чуть ли не насильно. Селения находились довольно далеко друг от друга. Нечасто на огонёк кто-нибудь заглядывал, и, конечно, гостям искренне радовались и старались, чтобы человек пробыл подольше. Потому, накрывая на стол, следовали правилу: "Всё на стол мечи, что есть в печи".

Возможно, не очень гостеприимных представителей отдельных народов сегодня всё-таки можно встретить, но зачем о них вообще говорить. Лучше просто не забывать о том, сколь замечательны наши многовековые традиции гостеприимства. Ведь гости дают возможность проявить наши лучшие качества. А ежели самих кто пригласил к столу, полезно помнить, что "мил гость, что недолго гостит", а заодно и – "у себя, как хочешь, а в гостях, как велят".

Федор Маков