Почему рене магритт был помешан на шляпах. Рене Магритт: картины с названиями и с описанием. "Сын человеческий" картина Рене Магритта. Картина "Влюбленные" Рене Магритта

Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. Также несколько фактов и характере и философии этого человека. Желающим узнать поближе биографию этого художника я советую посмотреть фильм «Монсеньор Магритт».

Я долго откладывал этот пост, не потому, что я не люблю Рене Магритта, а скорее наоборот из-за значимости этого явления. Собственно, в моем понимании, столпы сюрреализма в живописи — это два человека: Сальвадор Дали и Рене Магритт. Они как Толкиен и Льюис в фэнтези. Магритт и Дали оказали и продолжают оказывать влияние на всех сюрреалистов.

Тем не менее, это были два совершенно разных человека, различающихся настолько, насколько различаются их картины. Рене Магритт, в противоположность Дали, да и всем остальным сюрреалистам, не любил эпатировать публику, не устраивал драк, не употреблял мухоморов для вдохновения и всю свою жизнь провел с одной женщиной — своей женой Жоржеттой, главной музой, родной душой и натурщицей.

Философия Рене Магритта

Что любопытно — человек, которого наряду с Дали, считают классиком сюрреализма даже не признавал философии этого течения, в котором одно из главных мест занимал психоанализ. Бельгиец считал, что творчество не возможно подвергнуть анализу, что это загадка, философская головоломка, но никак не предмет фрейдистского анализа.

Учитываю подобную философию, не удивительно, что многие его работы часто вызывают недоумение и ощущение, что художник подшучивает над тобой. Очевидно, такая неоднозначность и символизм способствовали тому, что на его картины создано множество пародий и инсталляций. Особенно популярна в этом плане картина «сын человеческий».

Вполне себе благопристойный бюргер:) Это вам не Дали со своим скафандром:)

В общем, Магритт был человеком тихим, спокойным и самое интересное происходило у него в голове. Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов.

Я не стану здесь сухо перечислять факты из его биографии, за меня это уже сделали 100500 других людей. Я думаю, люди не за этим идут на блог, в конце концов для этого есть педивикия. Если вы хотите поближе познакомится с биографией этого художника, советую посмототреть фильм Monsieur Rene Magritte (мсье Рене Магритт) 1978. Это интереснее, чем читать сухой википедичный текст (при всем моем уважении к педивикии).

Картины Рене Магритта с названиями

Все, что хотел нам сказать этот человек — он сказал своими картинами. Картины Рене Магритта, в противоположность бурному напору причудливых видений Дали, более спокойные и философские. Кроме того полотна Магритта пронизаны весьма своеобразным чувством юмора. Чего стоит только его картина с изображением трубки, с подписью внизу — это не трубка.


La Philosophie dans le boudoir (Философия в будуаре)

La Magie noire (Чёрная магия) Говорят, что все женские изображения на его картинах — это изображения жены. Глядя на эту картину начинаешь понимать, почему он прожил всю жизнь с одной женщиной. По моему, гораздо симпатичнее, чем Гала.
La Memoire (Память).
Cosmogonie Elementaire (Элементарная космогония).
La Naissance de l’idole (Рождение идола).
La Belle captive (Прекрасная пленница).
L’Invention collective (Коллективное изобретение), картина Рене Магритта.
Les Amants (Любовники), Рене Магритт, картины, сюрреализм. Le Therapeute II (Терапевт II), Рене Магритт, художники, сюрреализм.

Le Fils de l’homme (Сын человеческий), Рене Магритт. Одна из наиболее известных картин художника.
Le Faux miroir (Фальшивое зеркало),
Le Coup au coeur (Удар в сердце)
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Рене Франсуа Гислен Магритт, бельгийский художник

Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene François Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин - 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин .

Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой. В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года). Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967. Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи . В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку . Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды. После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара : художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду. Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Белла Адцеева

Бельгийский художник Рене Магритт, несмотря на несомненную принадлежность сюрреализму, в движении всегда стоял особняком. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона - психоанализу Фрейда. Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста. Магритт использовал, в основном, обычные повседневные образы - деревья, окна, двери, фрукты, фигуры людей - однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху. Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, бельгийский художник делал то, что Лотреамон называл искусством - устраивал "встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе", небанально сочетая банальные вещи. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива.

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Терапевт". 1967

Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом, и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами - рассматривать их.

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Размышления одинокого прохожего". 1926


С этого момента Магритт периодически возвращался к образу загадочного незнакомца в котелке, изображая его то на песчаном берегу моря, то на городском мосту, то в зеленом лесу или лицом к горному пейзажу. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда - как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как "Высокое общество" — прим. ред.) - художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Наиболее известные картины, изображающие незнакомца - "Голконда" (1953) и, конечно, "Сын человеческий" (1964) - самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Изначально Рене Магритт писал картину как автопортрет, где фигура мужчины символизировала современного человека, утратившего индивидуальность, но оставшегося сыном Адама, который не в силах устоять перед искушениями - отсюда яблоко, закрывающее лицо.

© Фото: Volkswagen / Advertising Agency: DDB, Berlin, Germany

"Влюбленные"

Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных - "Влюбленных" (1928) - оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Первые вновь увидели в картине отсылку к детству художника и переживаниям, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова женщины была укрыта подолом ночной сорочки - прим. ред.). Самая простая и очевидная из существующих версий - "любовь слепа" — не вызывает доверия у специалистов, которые чаще трактуют картину как попытку передать изолированность между людьми, неспособными преодолеть отчуждение даже в моменты страсти. Другие видят здесь невозможность понять и узнать до конца близких людей, третьи понимают "Влюбленных" как реализованную метафору "потерять голову от любви".

В том же году Рене Магритт написал вторую картину под названием "Влюбленные" — на ней лица мужчины и женщины так же закрыты, но изменились их позы и фон, а общее настроение с напряженного сменилось на умиротворенное.

Как бы то ни было, "Влюбленные" остаются одной из самых узнаваемых картин Магритта, загадочную атмосферу которой заимствуют сегодняшние артисты — к примеру, к ней отсылает обложка дебютного альбома британской группы Funeral for a Friend Casually Dressed & Deep in Conversation (2003).

© Фото: Atlantic, Mighty Atom, Ferret Альбом группы Funeral For a Friend, "Casually Dressed & Deep in Conversation"


"Вероломство образов", или Это не …

Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением — тема для отдельного изучения. "Стеклянный ключ", "Свершение невозможного", "Человеческий удел", "Препятствие пустоты", "Прекрасный мир", "Империя света" — поэтичные и таинственные, они почти никогда не описывают то, что видит на холсте зритель, а о том, какой смысл хотел вложить в название художник, в каждом отдельном случае приходится только догадываться. "Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство", — объяснял Магритт.

В 1948 году он создал картину "Вероломство образов", которая стала одной из самых известных работ Магритта благодаря надписи на ней: от несоответствия художник пришел к отрицанию, под изображением трубки написав "Это не трубка". "Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной "Это трубка", я бы солгал!" — говорил художник.

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Две тайны". 1966


© Фото: Allianz Insurances / Advertising Agency: Atletico International, Berlin, Germany

Небо Магритта

Небо с плывущими по нему облаками - настолько повседневный и употребляемый образ, что сделать его "визитной карточкой" какого-то конкретного художника кажется невозможным. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим - чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия "Человеческий удел"). Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке ("Декалькомания", 1966), заменяет серые стены комнаты ("Личные ценности", 1952) и преломляется в объемных зеркалах ("Элементарная космогония", 1949).

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Империя света". 1954


Знаменитая "Империя света" (1954), казалось бы, совсем не похожа на работы Магритта - в вечернем пейзаже, на первый взгляд, не нашлось места непривычным предметам и загадочным сочетаниям. И все же такое сочетание есть, и оно делает картину "магриттовской" - ясное дневное небо над погруженными во тьму озером и домом.

За свою жизнь Магритт нарисовал около 2000 картин, в 50-ти из которых появляется шляпа. Художник рисовал ее в промежутке между 1926 и 1966 годами, и она стала отличительной чертой творчества Рене.

Раньше шляпу-котелок носили обычные представители буржуазии, которые не особо желали выделяться из толпы. «Котелок... не удивляет», – сказал Магритт в 1966 году. «Это – головной убор, который не оригинален. Человек с котелком – это просто человек среднего класса, [спрятанный] в своей анонимности. Я тоже его ношу. Я не стремлюсь к тому, чтобы выделяться».


Рене Магритт. 1938 год

Шляпы-котелки были введены в моду специально для британского среднего класса, во второй половине 19 века. В начале 20 века котелок стал одной из самых популярных шляп. Головной убор считался неформальным и практичным одновременно, что делало его обязательной частью мужского гардероба.

Правда, в 1920-е годы тоже были эпизоды, когда аксессуар фигурировал в карьере Магритта. В те времена художник оставил свою работу в качестве иллюстратора для модного каталога. Ранние картины содержат в себе отсылки к поп-культуре, которая тогда ассоциировалась со шляпой-котелком. Магритт, который был страстным любителем криминальной литературы, работал над картиной «Убийца в опасности», где два детектива в котелках готовятся войти в комнату, где было совершено убийство.


Убийца в опасности. 1927 год

Затем художник отказался от «шляпного» мотива, не используя его несколько десятилетий. Шляпы вновь изобразились на холсте в пятидесятые-шестидесятые годы, став важной частью поздней карьеры Рене. К тому времени ассоциации с человеком в шляпе кардинально изменились: от четкой отсылки к профессии (к детективам, в основном), до символа среднего класса.

Но, как и положено в творчестве Магритта – все не так, как нам кажется. «Он играет с этим чувством: “Мы думаем, что мы знаем, кто этот человек, но знаем ли мы?” – говорит Кайтлин Хаскелл, организатор выставки Рене Магритта в Сан-Франциско. –Тут есть чувство интриги, не смотря на то, что сама фигура – стереотипно-буржуазна и не представляет особого интереса»


Шедевр, или тайны горизонта. 1955 год

«Если вы возьмете гениальность Магритта и должны будете рассказать о ней в одном предложении: “Почему Магритт так важен? Почему его образы являются неотъемлемой частью общественного воображения и сознания?” Все потому, что он создает невероятно понятные и четкие картины, в которых нет четкого смысла», – говорит Энн Умланд, куратор картин и скульптур Нью-Йоркского музея современного искусства. «Шляпа-котелок работает именно таким образом».

Существует теория, что шляпа функционировала в качестве «анонимайзера» для самого Рене. Примерно в те времена, когда на картинах вновь появились головные уборы, Магритт стал надевать шляпу для фотосессий. Вполне возможно, что галантные господа из картин – это автопортреты самого Рене.

Это проиллюстрировано в картине под названием «Сын Человеческий», которая выступает в качестве автопортрета художника. Рене рисует себе шляпу-котелок и крупное яблоко, плавающее перед его лицом, затмевающее его настоящую личность.


Сын человеческий. 1964 год

Тем не менее, в 50-е годы улицы города перестали изобиловать шляпами-котелками. Аксессуар стал старомодным, и следящим за трендами горожанам пришлось от него отказаться. Тогда шляпы Магритта, нарисованные в реалистичном стиле (в разгар абстрактного экспрессионизма), стали символом анонимности. В картинах Рене они выступили на первый план, вместо того, чтобы исчезнуть в безликой толпе.

По сути, шляпы-котелки стали иконографической подписью Магритта. Получается забавная ирония: художник выбрал деталь, которая обеспечит неузнаваемость, но все сработало наоборот. Теперь шляпа-котелок – один из главных объектов творчества легендарного Рене Магритта.

Магритт , Рене

Рене Магритт (Rene Magritte) 1898 - 1967 гг. - бельгийский художник-сюрреалист. Философ сюрреализма в изобразительном искусстве. Известен как автор странных картин, в которых заложена многозначность, загадочность. В отличии от других сюрреалистов, стремящихся исказить сам предмет (форму, образ), в картинах Рене Магритта почти не затронута "предметность" образа - сюрреалистичен смысл, восприятие, понимание, множественность значений.

В каждой своей картине Магритт готовит парадокс. Каждая картина - это комбинация образа, способа его изображения и, даже, названия картины. Названиям картин Магритт уделял особое значение - они как бы "направляют" зрителя в размышления, вводят в "ребус". Они настраивают зрителя на поиск разгадки, но найденные ответы будут парадоксом или апорией для логики. Эта ситуация заставляет зрителя погружаться в мыслительные процессы, выводы из которых могут удивить самого зрителя. Зритель невольно становится философом.

Этого и добивается художник. За подобный эффект своих картин он называет себя "магическим реалистом ". Как говорил сам Рене Магритт, его цель - это заставить зрителя задуматься. А стилистика намеренной примитивной простоты образов заставляет сосредоточиться над их символизмом. Как ни кто другой, Рене Магритт пользовался и "спекулировал" принципом - миром правят символы.

Подобная практика восприятия многозначности и невольного развития процессов мышления существует в практиках дзен буддизма, когда парадоксальные (противоречащие логике) задачи приводят к бурному процессу поиска ответа, а в конечном результате - к пониманию гармоничной красоты ответов. Философии единства и целостности противоположностей.

Но Рене Магритт не стремится развивать интеллектуальную составляющую своего творчества, он цинично эксплуатирует уже полученную популярность. Он останавливается только на эффекте зрительного восприятия, только создаёт парадокс восприятия, а последующие выводы оставляет зрителю.

К сожалению, художник не стал развивать свой уникальный стиль. Хотя у Магритта было много поздних работ в виде "вариаций" прошлых удачных картин, получивших признание. Смысловое наполнение картин фокусирует на идее - парадоксальной разницей восприятия между изображением (образом) и действительностью.

Знаменитый образ человека в котелке становится символом самого художника. Картина - "Сын человеческий ", стала настоящим шедевром всей концепции "магического реалиста" Рене Магритта, породив множество обсуждений, вариаций прочтения. Даже для общества, где модернистское восприятие мира и религии стало нормой, подобное использование символов в картине можно назвать интеллектуальной провокацией. Когда противоречивые выводы рождаются у зрителя в его собственной голове.

Не смотря на внешний примитивизм в технике исполнения, художник и его образы становятся весьма заметной фигурой в культуре Европы. Его работы и их символизм становятся узнаваемы в обществе. Портрет Магритта размещён на банкноте в 500 бельгийских франков.

Картины Рене Магритта:


1928-1929 гг.


1936 год.

1967 г. - Магритт умер от рака поджелудочной железы.