Музей дом достоевского часы работы. Дом Достоевского. Пять мемориальных музеев на карте России. Где находится музей

Коломыя - симпатичный город с выразительным австро-венгерским характером застройки. Побродите тесными улочками средместья несколько часов - и почувствуете себя в другом столетии. Сецессия, модерн и историзм - именно то время, когда город приобрел свой теперешний облик.

Название города увековечили коломыйки - веселые куплеты, которые с неистовой скоростью поют на Покутье уже не одну сотню лет. Коломыя - симпатичный город с выразительным австро-венгерским характером застройки. Побродите тесными улочками средместья несколько часов - и почувствуете себя в другом столетии. Сецессия, модерн и историзм - именно то время, когда город приобрел свой теперешний облик.

Коломыя - город древний, еще в Галицко-Волынской летописи в записях за 1241 год сказано... не можеши отдати ю сима, яко велиции князи держат сию Коломыю на роздавание оружникам... Была здесь и крепость на горе над Черным Потоком. Укрепления постигла судьба их братьев в Черновцах и Обертине: монгольское нашествие, которое пролетело краем, опустошилогорода и снесло замки. Замок восстановили лишь во времена польского господства (Коломыя вошла в Речь Посполитую в середине XІV столеттия). Но разместилась твердыня уже не на холме, а в районе современной коломыйськой ратуши. Это был так называемый Старый двор. В 1405 г. город получил Магдебургское право, а уже за 6 лет здесь хозяйничали волохи: город и все Покутье было продано на 25 лет молдавскому господарю Александру - как бакшиш за обещание выступить на стороне Польши против соседней Венгрии. Дипломатические игры, где пешками были простые жители города.

В 1490 г. Коломийський замок пал под напором 10 000 бунтовщиков восставшего Ивана Мухи. А следующие 150 лет были тяжелейшим периодом в истории Коломыи. Отряды татар, турков, волохов практически каждый год грабили город. Только пожары Коломыи имели место в 1502, 1505, 1513, 1520, 1531, 1589, 1594 годах. Не удивительно, что с тех времен так мало сохранилось городских сооружений - лишь деревянная церковь на кладбище. В 1612 году турки и татары нападали на Покутье трижды, в 1618 году было четыре нападения. Но город фениксом восстанавливался, понемногу отступая от бушующего весной Прута. Замок, уже третий в истории Коломыи, строят на защищенном прудом холме, где позднее разместиттся городская гимназия.

Площадь Рынок в то время была большой незастроенной площадью с ратушей посредине. В 1865 г. пожар уничтожил весь центр Коломыи. В 1877 г. городские власти построили новую ратушу, выбрав для этого непривычное расположение: на углу. Больше в Украине нет ни одного магистрата, который стоял бы в полоборота к главной площади. На том месте, где бы должна была стоять - по традиции - ратуша - построили дома для погорельцев.

В 1781 г. на окраине города возникла немецкая колония, о которой сегодня напоминает кирха. В 1866 г. через Коломыю пролегла железная дорога Львов-Черновцы.

Как и много других прикарпатских городов, Коломыя богатела на соли. Солью торговали, соль добывали в селах возле города. В 1565 г. в городе было 50 варщиков соли. А еще город был транзитным пунктом на пути к Львову или Киеву. Город пользовался особыми привилегиями, которые запрещали купцам под угрозой потери товара торговать по селам, а исключительно Коломыи. Более того, купцам категорически запрещали проезжать Коломыю стороной.

ХХ столетие принесло Коломыи много изменений. 15 декабря 1918 г. город провел на фронт 3-й Коломийський курень. Сотни жителей города пошли добровольцами в УГА. С сентября 1939 года Коломыя стала городом в УССР. Дальше была Вторая мировая. 28 марта 1944 г. советские войска освободили Коломыю.

Город снова припомнил, как восстанавливаться и жить дальше. Коломыя возвратила себе славу промышленного города, хотя ее главным богатством была уже не соль: в городе работали машиностроительные предприятия, завод стройматериалов, гардинная, щетинная и бумажная фабрики. Работает профессиональный театр - и это в городе с 60 000 населением! Городу вернули Народный дом. Функционируют Музей народного искусства Гуцульщины, музей писанки (в виде уникального дома-писанки высотой в 13 м), музей истории Коломыи. Город выглядит вполне европейским и чистеньким.

Название города увековечили коломыйки - веселые куплеты, которые с неистовой скоростью поют на Покутье уже не одну сотню лет.

Фотографии взято с сайта Коломия ВЕБ Портал

Город Коломыя, находящийся в Ивано-Франковской области Украины, известен с 1241 года. Первые столетия в жизни города были неспокойными. Его продавали, дарили нужным людям, полностью разрушали... В 1772 году, во время первого раздела Польши, Коломыя отошла к Австро-Венгрии. После Первой мировой войны она опять в составе Польши, затем, после Второй мировой, стала одним из городов СССР. Коломыя находится на пересечении торговых путей. Это не пустые слова, т.к. дальше уже начинаются Карпаты, и в любом месте дорогу не проложишь. Если ехать в Коломыю из Черновцов (есть такой поезд), то не миновать расположенной рядом с ней станции Заболотов. Откуда появилось такое название? Дело в том, что между Коломыей и Заболотовым когда-то была болотистая местность (что сейчас, сказать трудно). Торговые обозы проезжали болота и останавливались чистить свою амуницию. Так это место и стало Заболотовым. Я обратил внимание, что зажиточность и ухоженность в сельской местности этого региона возрастает по мере приближения к Карпатам, так что вероятность того, что можно будет увидеть что-нибудь интересное была весьма велика.
В посёлке главная улица начинается прямо от вокзала. Вид первых домов говорил о том, что и они были когда-то красивы и привлекательны. Но теперь это в прошлом. Хотя, здания, ведь, как люди. У них тоже может быть и вторая молодость и третья...


Библиотека. Думаю, что в посёлке проведён Интернет. Но в книге есть своя, особая, прелесть...

Часовня у одного из домов. Вход снаружи. Видимо, чтобы пользовались все желающие.

Бросается в глаза умение (и стремление) местных жителей делать красивую металлическую кровлю. На всём.

Рядом с колодцем памятник членам УПА.

Рядом советское воинское захоронение. Всё в порядке, даже каски покрашены.

Политическое равновесие в Заболотове достигается ещё одним памятником борцам за свободу Украины. Во время фашистской окупации, с их поиощью, в Заболотове было уничтожено всё еврейское население.

Музей освободительной борьбы. В советское время был музеем комсомольской и боевой славы. Недавно музей обокрали. Были унесены старинные блюда.

Храм Святого Михаила.

Численность населения посёлка менее 5 тысяч человек. Общественного транспорта не видно. Передвигаются жителм в соответствии со своими возможностями. Автомобили, велосипеды... Есть и более эксклюзивные транспортные средства.

В центре расположились различные заведения и рынок. Продавец-мужчина, у которого я купил пару яблок, проявил неплохое знание истории своей малой родины. Это встречалось в Западной Украине не раз. Процент жителей, которые ценят и уважают своё прошлое в этом регионе достаточно высок. Что касается архитектуры и духовности, то тут собрано всё лучшее в Заболотове.

Женщина, скорее всего, изображает Украину. Стоит согласиться, что похоже. Несмотря на то, что новое время внесло разлад в экономику стран бывшего СССР, украинское сельское хозяйство живо.

По-моему, в центре находится и похоронное бюро.

За посёлком протекает река Прут.

Сразу за ней находятся деревни. Но внешне они практически ничем не отличаются от Заболотова. Один из домов.

И интересные ворота. Подобные вещи всегда украшают улицу.

Недалеко от дороги можно увидеть аиста.

Вернёмся назад. В Заболотове австрийцами была построена табачная фабрика. В этих больших зданиях жили представители руководства и инженеры.

Фабрика успешно работала и в советское время. Но теперь, после обретения нового хозяина, производство прекратилось. Обширная территория зарастает травой и кустарником, превращаясь в джунгли.

Церковь на местном кладбище.

Два частных дома, находящихся неподалёку.

В Заболотове было замечено несколько строящихся особняков. Но выглядят они как-то странно. Рядом ни души.

Поезд до Коломыи идёт недолго. За окном мелькает что-то, но состояние оконного стекла делает попытки фотографирования бессмысленными. Первый интересный объект в городе - новая часовня.

И ещё одна часовня, вплотную к нему, надпись на которой гласит, что она освящена в честь Святого Архистратига Михаила.

Небольшой новый район подсказал, что это окраина города.

Лужи на дороге напоминают о вчерашнем ливне и предоставляют новеньким зданиям возможность лишний раз полюбоваться на свою красоту и опрятность.

Коломыя, 2013

Ивано-Франковская область

Первые воспоминания о Коломые датируются 1241 годом. В Галицко-Волынском крае это - центр добычи соли и торговли ею. Уже в те времена в торговых операциях с солью активное участие принимали немецкие купцы-евреи. А в конце XV в. на окраинах города начинают компактно селиться евреи из Львова. Они активно участвовали в торговле и хозяйственной жизни, за что им в 1569 г. были даны королевские привилегии, утвержденные Коронным сеймом в Люблине. О лояльном отношении властей к евреям говорит такой факт: после переписи населения в 1616 г. королевская комиссия приказала коломыйскому старосте Петру Корыцинскому выделить место для еврейского кладбища и построить синагогу, с освобождением этих участков от налогов.

После разрушения города в 1621 г. вследствие набега татарской орды евреи активно участвовали в его восстановлении. На средства общины частично отстроили оборонительные валы Замковой горы, за что городские власти в 1626 г. выхлопотали грамоту о том, что за евреями города должны быть сохранены их права и повинности, а также разрешение селиться у рыночной площади.

В 1664 г. на средства еврейской общины построена Большая каменная синагога; евреи начали застраивать каменными домами рыночную площадь. Главным раввином города был Авроом Вольф.
В первой половине XVIII в. Покутье охватывает новое религиозно-мистическое движение - хасидизм. В 1734 г. основатель хасидизма Баал Шем Тов посетил коломыйскую синагогу, беседовал с главным раввином города и благословил этот край.

Со второй половины XVIII века при правлении Австрийской империи евреи города были лишены королевских привилегий. В 1778 г. община открывает хедер, ставший первым стационарным учебным заведением всего региона. В 1787 г. при Большой синагоге открывается иешива.
В 1798 г. после реставрации вновь открыта Большая синагога. Раввин города в то время был Hoax Эфраим Фишл бен Мойше.

Открытие в 1865 г. железнодорожного сообщения между Львовом и Черновцами с узловой станцией в Коломые стимулировало бурное развитие экономики города: ремесленные кустарные мастерские преобразуются в промышленные предприятия, практически все возглавляемые евреями.
В 1870 г. начала работать ткацкая фабрика Йонаша Сагера - один из крупнейших в Европе изготовителей талесов: их экспортировали в Венгрию, Германию, Францию, Англию, Румынию и даже в Америку.
В 1880 г. дала первую продукцию фабрика Гегера Кальмана по производству щеток - их поставляли в страны Западной Европы. Фабрика «Геллер Самсон и сыновья» производила шерстяные костюмные ткани, пледы, а также готовые талесы, в 1889 г. на ней трудилось до 150 рабочих.
Самыми мощными в регионе были заводы по производству кирпича и керамических изделий «Рамлер и зятья». Крупными предприятиями пищевой промышленности стали пивоварни Якуба Бреттлера: там в 1913 г. выпускали 32 600 галлонов пива, а у конкурента - Стефана Вайеса - 30 000 галлонов.
Мельницы Якуба Байдаффа, Якуба Бреттлера, Мойзеса Гартенберга, Марека Шилляха ежегодно намолачивали 60 000 центнеров муки, которая шла в Германию.
В 1879 г. нефтяные прииски у села Слобода дают первую нефть. В их освоении участвуют евреи Геллер, Берко, а в 1885 г. в пригороде Коломыи, Сопове, заработал нефтеперерабатывающий завод семьи Вензель.

Середину XIX - начало XX вв. можно считать пиком экономического расцвета и политического подъема общины. Основным стимулом такой активности послужила принятая в 1868 году новая конституция Австрийской империи, уравнявшая евреев в правах.

Согласно переписи населения, в 1869 году в Коломые проживало 15 000 горожан, из них 9019 - евреи.

С 1876 года административно-правовыми отношениями общины занималась специально созданная Израильская гмина. В ее правление входили известные люди: Соломон Висельберг, Давид Криес. А Иосиф Функенштайн - председатель гмины - также входил в руководство магистрата и Повитовой Рады и даже неоднократно избирался бургомистром.
На средства общины в 1854 году была открыта больница на 20 коек, а в1898 году Израильская гмина открыла приют для престарелых и инвалидов.

В 1872 году в городе действовало 16 синагог и 35 молитвенных домов. Духовными наставниками евреев в XIX столетии были раввины Нахман Зев, Ицхок Себ, Ицхок Траубес, Гершон бен Еуда, Яков-Эфраим Темин.
В 1896 году был открыт второй хедер, а также еврейский детский сад. Спустя два года «Венский альянс» открыл еврейское училище, впоследствии патронируемое фондом барона Гирша. В 1902 году в украинскую гимназию поступают первые ученики-евреи, а с 1906 года в женской гимназии учатся еврейские девочки.
В конце 1890 годов в Коломые действовал еврейский драматический театр, и на его сцене был поставлен спектакль «Бренделес - казак с Коломыи».

В систему политических партий Восточной Галиции входили партийные организации, возглавляемые евреями Покутья. Они развернули активную деятельность в регионе, борясь за места в рейхстаге - парламенте Австро-Венгриии и в местных органах власти, а также протестуя против антисемитизма. Сионистская партия «Мизрахи» еще в 1880 г. открыла в Коломые отделение; его председателем был избран Израиль Фанденхрехт. Сионисты начали издавать региональную газету «Исраэль». В 1914 г. сионист Л. Траубес стал выпускать летопись «Volks Zeitung».
На первом Всемирном сионистском конгрессе в Базеле в 1897 г. Коломыю представляли Соломон Сингер и Росенхехт, в то время, как от Львова там был только один делегат. В Коломые также развернули деятельность и ортодоксальная партия «Агудас Исроэл», и сионистская «Поалей-Цион».

В 1876 г. на муниципальных выборах бургомистром был избран представитель Израильской гмины доктор М. Трахтенберг, впоследствии, в 1895 - 1900 годы, бывший депутатом рейхстага. В этот высший законодательный орган государства избирались представители коломыйской еврейской общины О. Генигзман, И. Блох - редактор «Австрийского еженедельника», Н. Сейнфлед. В Галицком сейме депутатами от Коломыи заседали Л. Дубе, М. Ландсбергер, и тот же О. Генигзман.

Позитивную роль в развитии украинской национальной культуры сыграли издательские предприятия Коломыи, возглавляемые евреями Вильгельмом Браунером и Якубом Оренштайном. Их типографии с 1903 по 1939 год издавали украинский еженедельник «Поступ», летопись для народа «Хлопська правда», орган украинско-русского учительства «Прапор», политэкономическую летопись «Право народу», сельский еженедельник «Плуг», журнал молодой литературы «Зеркало». Они же выпускали книги классиков Т. Шевченко, И. Франко, И. Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, П. Кулиша, Л. Толстого, Л. Андреева, А. Франса, Бернарда Шоу...

На рубеже веков в 1900 г. в Коломые проживало 34 188 человек, и 16 868 из них - чуть менее половины - были евреи. В 1906 г. по дороге в Женеву город посетил Шолом-Алейхем и описал жизнь тамошних евреев в рассказе «Враки».

В первую мировую войну с1915 по 1917 год город оккупировала Россия. Еврейское население было доведено до нищеты, многие погибли в погромах, были осквернены и разграблены синагоги. Революционные события 1917 года заставили русские войска отойти назад.
1 ноября 1918 года австрийская администрация передала власть украинцам и во Львове провозгласили Западно-Украинскую республику. Председатель коломыйского кагала Е. Ротенштрейх от имени общины заявил о сотрудничестве с новыми властями. Для координации власти на местах были созданы окружные советы, в их состав входили представители еврейского, польского и немецкого населения.
Для защиты населения от мародерства и грабежей была сформирована еврейская милиция в системе Коломыйской окружной воинской команды. Во Львов на борьбу с польскими войсками выслали из Коломыи бригаду сичовых стрельцов под командованием австрийского полковника Ф. Тинкеля, и еврейская община укомплектовала их амуницией, продовольствием, обозами, лошадьми, фуражом, а также горюче-смазочными материалами.

В мае 1919 г. Коломыю оккупировали румынские войска, но уже в августе Галичина опять отошла под протекторат Польши. Общественную жизнь еврейского населения и взаимоотношения с властями по-прежнему координировала Израильская гмина, которой руководил ее комиссар д-р Леон Функенштайн, его заместитель Авроом-Шмуэл Геллер и помощник раввина Осинас Сиблер.

Руководство общины старалось задействовать разнообразные коммерческие структуры и предпринимателей для оказания помощи малоимущим евреям. В городе действовали товарищества еврейских купцов, врачей, адвокатов и ученых.
В 1930 г. по рекомендациям кагала и партии «Агудас Исроэл» был избран последний раввин города Йосеф Лау, погибший в период фашистской оккупации в 1942 г.

В сентябре 1939 года по договору между СССР и Германией Красная Армия оккупировала Западную Украину и ее земли были присоединены к УССР. Тогда же были национализированы предприятия и торговая сеть, закрыты синагоги и еврейские школы. Неугодных режиму ссылали в Сибирь.
Перед началом второй мировой войны население города составляло 45 000, из них 19 350 - евреи, не считая еврейских беженцев из Польши, Австрии, Венгрии, Чехословакии.

3 июля 1941 г. город был занят венгерскими войсками. Венгерский военный комендант Коломыи не позволил украинским националистам совершить массовый расстрел евреев, но были введены многочисленные антиеврейские ограничения, в том числе обязательное ношение отличительного знака, ограничение передвижения, конфискация собственности, отправка евреев на тяжелые принудительные работы.
В начале августа 1941 г. город перешел под контроль германской военной администрации. Положение евреев ухудшилось. Евреев заставили заплатить оккупационным властям контрибуцию деньгами и ценными вещами. Был создан юденрат под руководством М. Горовица.
12 октября 1941 г. немецкие военнослужащие и украинские полицейские арестовали около трех тысяч евреев, которые были заключены в тюрьму и через несколько дней расстреляны в роще у деревни Шепанивцы.
6 ноября акция повторилась. 23 декабря в результате провокации гестапо было собрано около тысячи евреев - обладателей иностранных паспортов; они были расстреляны на месте предыдущих казней.
В марте 1942 г. были созданы три гетто, в которые были заключены около 18 тысяч евреев Коломыи и соседних населенных пунктов. В апреле около 5 000 евреев, а в сентябре -
около 7 000 были депортированы в лагерь уничтожения Белжец. Глава юденрата М. Горовиц осенью 1942 г. покончил жизнь самоубийством.
20 января 1943 г. оставшиеся 2 000 евреев были сосредоточены в нескольких домах, а 2 февраля 1943 г. расстреляны.

Коломыя – это небольшой провинциальный украинский город с богатой, интересной и древней историей. Туристов сюда приводит желание увидеть его замечательную архитектуру, вобравшую в себя разные стили от модерна до сецессии, спокойно отдохнуть вдали от суеты и пыли крупных городов, познакомиться с народным искусством, благодаря которому главным культурным центром Покутья испокон веков считается именно Коломыя.

Издревле Ивано-Франковская область прославилась как средоточие культурного достояния заселяющих ее народов – гуцулов, молдаван, поляков и других, но здесь оно представлено особенно ярко – в этом небольшом городке с населением всего около 70 тысяч человек функционирует несколько музеев, а число архитектурных сокровищ достигает нескольких десятков.

Коломыя расположена в юго-восточной части Ивано-Франковской области в красивейшей долине на левом берегу реки Прут . Этот город имеет очень насыщенную историю, уходящую вглубь веков. Считается, что первыми обживать нынешнюю территорию города начали анты, основавшие здесь поселение в IV-V веках нашей эры, однако официально Коломыя существует с 1241 года, когда ее впервые упоминают в Галицко-Волынской летописи.

Поселение играло роль одного из четырех стражей юго-западной границы древнерусского Галицкого государства - его охраняли крепости, возведенные здесь, а также в Олешкове, Черновцах и Снятине. Но Коломые, стоявшей на важном торговом пути – Берладской дороге, суждено было стать не только городом-воином, но и важнейшим культурным и торговым центром Покутья. Свои коррективы в развитие города внесли военные события тех времен – неоднократно его сжигали и разворовывали турки и татаро-монгольские орды, но каждый раз, словно Феникс, он возрождался из пепла. И теперь он стоит на берегу Прута, тихий, спокойный и красивый – кажется, что он, наконец, дождался тех спокойных времен, о которых грезил всегда. Многочисленные трагические события, переход от одних государств к другим – все это осталось в прошлом.

Непростая судьба Коломыи отразилась на его архитектуре. Древняя крепость, с которой начинался город, к сожалению, была утрачена ориентировочно в середине XIII века во время нашествия татаро-монголов, но до нашего времени дошло много других интереснейших зданий, вместе образующих австро-венгерский характер его застройки. В основном, архитектурные достопримечательности Коломыи - это сооружения XIX-XX века, но есть среди них и «старожилы», начитывающие несколько веков. Прежде всего, это Благовещенская (Спасская) церковь («Монастырок») , возведенная в 1587 году в гуцульском стиле полностью из дерева, в которой по легенде молился когда-то сам Богдан Хмельницкий – одна из самых древних деревянных церквей Прикарпатья. Среди других древних зданий Коломыи можно отметить Греко-католический костел Девы Марии середины XVIII века, церковь Святого Иосафата конца XVIII века. Много в городе и других архитектурных сокровищ, но они относятся уже к XIX - началу XX векам – это здание Гимназии , Кафедральный собор св.Михаила, Народный дом и Ратуша и многие другие постройки, образующие красивейшее архитектурное лицо города. Маленькие мощеные улочки, одно- и двухэтажные дома в стиле модерна, сецессии, барокко, причудливо подстриженные деревья – Коломыя кажется сказочной, представляя собой один из тех тихих провинциальных европейских городков, в которых хочется просто отдохнуть от всего остального мира.

Привлекают туристов и музеи Коломыи – это Музей народного искусства Гуцульщины и Покутья , в котором собрана крупнейшая экспозиция предметов народного творчества в области, Музей истории города. Особенно знаменит

Коломыя замечательный и уютный городок, расположился на левом берегу реки Прут. Город является административным и одновременно районным центром Прикарпатья. Путешествуя Коломыей Вы увидите четко выраженный австро-венгерский характер зданий города. Побродив по тропинкам улиц центра города - чувствуешь себя по-другому. Модерн, историзм - время, в течение которого город приобрел нынешний вид, которым любуются не только его жители, но и множество туристов.

Происхождение названия г. Коломыя

История и до сих пор не может дать четкого ответа, когда, как возникла, кем основана Коломыя, а также откуда город взял свое название. Но, поинтересовавшись у жителей, Вы услышите несколько основных легенд, предположений, переводов, на основе которых был назван город Коломыей. В частности, это предположение, что происходят из словосочетания двух слов «коло» (от слова колесо) и глагол «миє» (от слова обмывать, мыть), собственного имени мужского рода Коломый, а также от сербо-хорватского слова «коломий"я» .

Также часто можно услышать одну из версий названий города, что Коломыя взяла свое название в честь венгерского королевича и галицкого короля Коломана (Кальмана) (1209-1241 гг.) в 1214 году. Данное предположение впервые было употреблено в XIX в.

Следует отметить предположение, что город был назван благодаря своему расположению на берегу реки Прут. В прошлом он носил название «Мий», то есть от словосочетания «коло» Прута, «Мия».

Тропами истории г. Коломыя

Коломыя относится к одному из старейших городов Галичины. О том, что город является очень древним свидетельствуют записи в летописях Галицко-Волынского княжества.

«... не можеши отдати ю сима, яко велиции князи держать сию Коломию на роздавание оружникам...»

Город, как ни странно, зародился значительно быстрее, чем первые упоминания о нем. Здесь когда-то была крепость над Черным Потоком, к сожалению, до наших будней от нее ничего уже не осталось. Замок был заново восстановлен во времена, когда город вошел в состав Речи Посполитой, датировано серединой XIV в. Восстановленный замок был размещен уже не на холме, а ориентировочно на месте нынешней городской Ратуши. Он носил название «Старый двор».

Официальный статус города (Магдебургское право) Коломыя получила в 1405 году. Но, впоследствии, в 1411 году Коломыю и все Покутья было продано сроком на 25 лет молдавскому хозяину Александру. Тот, в свою очередь, обещал выступить против Венгрии на превосходство Польши.

В 1490 г. после восстания 10000 мятежников во главе с Иваном Мухой, Коломыйский замок пал. После этого следующие полтора века были одними из самых тяжелых в истории Коломыйщины. Практически каждый год происходили нашествия волохов, татар, турков, которые постоянно сопровождались грабежом и разорением города. Поэтому никому не удивительно, что после тех тяжелых веков из городских сооружений сохранились только старые деревянные церкви. После одной из таких нашествий был разрушен и Доминиканский монастырь на р. Прут, а его монахи были повешены на территории кладбища. Как утверждает история, в 1612 году - три нападения татар и турков, а 1618 года - четыре. Поэтому во время следующего своего нападения в 1626 г., врагу уже не было кому и чем сопротивляться. Город был очень разорен.

Во второй половине XVII в. в окружающих селах Коломыйщины активизировался опришкивское движение.
После первого раздела Польши в 1772 году, Коломыя была передана под власть Габсбургов. В результате этого от Коломойского повета забрали села, а потому и перестали поступать налоги в город. А уже в 1781 г., согласно нового административного деления, Коломыю отнесли к Станиславскому округу.

Значительные изменения и притеснения происходили в Коломые в начале XIX в., а именно 15 сентября 1914 г. - на территорию Коломыйщины вступило русское войско. Царскими войсками был разрушен памятник Т. Шевченко, позакрывались украинские книжные магазины и библиотеки, запрещалось издательство на украинском, запрещалось обучение на украинском языке в школах, значительных притеснений почувствовала греко-католическая церковь.

Как утверждает история, 1 ноября 1918 г. было объявлено о создании Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). Украинским военным комитетом были сразу переизбраны местные власти. А уже потом (Первая Мировая Война), 15 декабря 1918 г., город торжественно проводит на фронт 3-й Коломыйский курень. Добровольцами в УГА пошли сотни коломыян. После того как польская армия 15 мая 1919 г. прорвала украинский фронт, 25 мая Коломыей овладело румынское войско. Городом царили польские власти.

Тяжелыми выдалось и время Второй Мировой Войны. Третью часть города было сожжено, еврейских граждан всех уничтожили. В который раз Коломыя была занята советскими войсками 28 марта 1944 г. и освобождена от немецких оккупантов. После освобождения начинается восстановление города. Негативным следствием господства советских войск было то, что большая часть украинской интелиганции была арестована и вывезена в Сибирь. Нелегко было в то время и священникам, разрушались храмы.

Во время Революции достоинства (конец 2013 - начало 2014) Коломыя была одним из крупнейших центров Прикарпатья в поддержку демократических ценностей Украины. Во время гибридной войны России на наших землях многие граждане города вступали в добровольческие батальоны и вместе с другими не дали захватить российским оккупантам значительную часть украинских земель.


г. Коломыя, Ратуша. Рынок



Достопримечательности Коломыи

Музей «Писанка»

Сколько традиций, силы, веры, обычаев и обрядов заложены в писанку! Именно она стала символом Коломыйщини, а именно построенного музея «Писанки». Следует отметить, что данный музей единственный и неповторимый на весь мир. Открытие его состоялось в церкви Благовещения (памятник архитектуры XVI в.) В 1987 году.

В 2000 г. музей «Писанка» получил собственное помещение, которое сегодня представляет собой оригинальную архитектурную постройку по форме большого яйца-писанки. Высота музея 13 м. В настоящее время коллекция неповторимого музея превысила десять тысяч различных художественных произведений. Здесь выставлены оригинальные коллекции и экспозиции не только из Прикарпатья и Украины, но и со всего мира, в том числе с: Чехии, Польши, Румынии, Белоруссии, Словакии, России, Канады, США, Франции, Пакистана, Индии, Китая, Египта, Шри Ланки, Алжира и др. Все эти коллекции символизируют много обычаев и обрядов разных наций.


Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья создан в честь Иосафата Кобринского в 1926 году. Разместился музей на территории г. Коломыя в центральной части города. Коллекционный сборник музея насчитывает более 30 000 экспонатов, которые представлены всеми видами художественных традиций гуцулов и покутья со времен XVII в. до наших дней. Кроме произведений искусства гуцулов здесь также находятся экспонаты IV в. до Рождества Христова. Данные произведения отражают собой земледельческую культуру, известную историе как «трипольскую».

В частности, посетив данный музей Вы увидите: широкую гамму одежды гуцулов, их украшения из драгоценных металлов, оружие опришивських времен, различные шкатулки, тарелки, баклаги тому подобное. Все екзпозиции искусно обработанные бисером, рогами горных животных, металлом, редкими породами древесины.


Княждвор. Тисовый заповедник

Спланировав свой тур на Коломыйщине, рекомендуем посетить с. Княждвор, которое находится примерно в 10-ти километрах от г. Коломыя. Расположено село в предгорьяи Карпат среди пихтово-елового леса на берегу реки Прут. Первое упоминание о селе датируется XV в., а в 1067 году здесь появились первые князья, откудова и пошло название «Княжий Двор».

Вы спросите, что же в этом селе чрезвычайного? Именно в Княждворе разместился один из крупнейших в Европе Тисовый заповедник. Напомним, что дерево Тис Ягодный является очень редким деревом, продолжительность жизни этого дерева достигает 4000 лет, а высота их достигает 25 м. Поэтому побывав в этом Тисовым заповеднике Вы очень насладитесь чистым воздухом и красотой этих редких лесов.


Что посмотреть в Коломые

  • Посетить музей «Писанка»;
  • Посетить музей Народного искусства Гуцульщины и Покутья;
  • Прогуляться пл. Рынок, там Вы увидите городскую Ратушу;
  • Посмотреть на Иезуитский костел св. Игнатия Лойолы;
  • Церковь Архистратига Михаила;
  • Посетить с. Княждвор. Тисовый заповедник;
  • Прогуляться по парку имени Т. Шевченко (студенческий) по ул. Староместской;
  • Прогуляться Молодежным парком возле городского озера;
  • Покататься на лодочке на городском озере (жители называют его Комсомольское);
  • Попробовать национальные кухни в любом заведении питания (кафе или ресторан).