Морозов, сергей тимофеевич. Еще раз о талантах и поклонниках Морозов сергей тимофеевич 1860 1944

Сергей Тимофеевич Морозов (27 июля (8 августа) 1860, Москва - 11 декабря 1944, Париж) - русский предприниматель из московской купеческой династии Морозовых, меценат, организатор московского Музея кустарных изделий. Потомственный почётный гражданин, коллежский асессор. Директор-распорядитель Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», однако «из-за своей нервной болезни не пожелал заниматься делом, а всецело отдался работе по Кустарному музею, на что тратил большие деньги, чтобы выдвинуть кустарное производство на надлежащую высоту по выработке и изяществу».

Семья

Отец - Тимофей Саввич (1823-1889), купец первой гильдии, председатель правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», председатель Московского Биржевого комитета в 1868-1878 годах. Мать, Мария Фёдоровна, урождённая Симонова, - дочь состоятельного московского купца-старообрядца.

Женился Сергей Морозов уже пожилым человеком на Ольге Васильевне Кривошеиной (1866-1953), младшей сестре государственного деятеля Александра Кривошеина. Детей у них не было, а заботились и любили они единственного племянника (внука) Никиту Кривошеина.

Учёба

Сергей Морозов, окончил в 1881 Московскую 4-ю гимназию вместе с братом Саввой, поступил на университетское отделение Московского лицея в память цесаревича Николая, затем учился на юридическом факультете Московского университета и в 1887 году вышел из него кандидатом права.

Кустарный музей

Музей кустарных изделий (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства) был основан в 1885 году Московским губернским земством. Первоначально здание музея разместилось во флигеле особняка В. Я. Лепешкиной на углу Знаменки и Ваганьковского переулка (не сохранился). В 1890 году С. Т. Морозов принимает должность заведующего Кустарным музеем и в 1903 году переводит музей в специально оборудованное здание в Леонтьевском переулке, д. 7 (С. Т. Морозов купил 2-этажное здание у А. И. Мамонтова и значительно расширил его). Музей существовал не только на средства земства, но и на личные средства почетного попечителя музея Сергея Тимофеевича Морозова.

В 1910 году предложил радикальную программу переустройства кустарного дела Московского земства, важной составляющей которой являлась реорганизация Кустарного музея, в котором создавались три самостоятельных подразделения: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и «Музей образцов». Во главе «Музея образцов» - своеобразной художественно-экспериментальной лабораторией, стоял художник Н. Д. Бартрам. В задачи этого отдела входила собирательная работа, популяризация промыслов, контакты с мастерами, организация выставок и разработка образцов изделий для промыслов. Важнейшим направлением в работе Кустарного музея являлся поиск новых форм развития для кустарных промыслов. Наиболее яркие в художественном отношении центры промыслов становятся теперь объектами творческой поддержки Кустарного музея.

Одной из главных целей Кустарного музея С. Т. Морозов считал улучшение снабжения кустарей образцами и рисунками, с помощью которых совершенствовались изделия промыслов. В связи с этим он начинает пополнять коллекцию музея на свои средства, собирая памятники русской старины - декоративно-прикладное искусство ХVII-ХIХ вв. Собранные образцы, концентрирующие в себе общеэстетические свойства русской традиционной культуры, являлись образцами для художников, разрабатывающих на их основе эскизы новых изделий. Сергей Морозов ставил целью, наряду с экономическим укреплением промыслов, сохранить особенности кустарных изделий - их национальный характер, традиции древней культуры. Н. Д. Бартрам и работавшие с ним художники целенаправленно занимались поисками новой функции и нового культурного содержания традиционных промысловых вещей в сочетании с совершенствованием их потребительских свойств.

После Октябрьской революции кустарный музей был переименован в Музей народного искусства им. Сергея Тимофеевича Морозова - НИИ художественной промышленности (ныне Фонд народных художественных промыслов РФ).

Сергей Тимофеевич Морозов происходит из знаменитого купеческого рода Морозовых. Важнейшее место в жизни этой московской семьи занимала благотворительность. Жертвовали, главным образом, храмам, больницам и богадельням.

Отец Сергей Тимофеевича, Тимофей Саввич, как и многие купцы-старообрядцы, был ревнителем старины и состоял в Обществе любителей древней письменности. Вместе с группой представителей купеческого сословия в начале 1860-х годов он ходатайствовал о создании художественно-промышленного музея при Строгановском училище художественного рисования.

Собранные по подписке денежные средства позволили приступить к утверждению проекта музея Строгановского училища и формированию его коллекции. Тимофей Саввич стал одним из попечителей музея и участвовал в пополнении собрания. В этом просматривается несомненная связь с последующей деятельностью его сына Сергея.

О жизни Сергея Тимофеевича, в отличие от его более знаменитого брата Саввы, известно немного. Даже год рождения определен не точно - 1860 или 1863. Сергей окончил юридический факультет и стал кандидатом права.

Однако уже в университетские годы Сергей Тимофеевич был очень увлечен живописью и, прежде всего, пейзажем. Это было связано, в том числе, и с дружбой с художником И. И. Левитаном. С. Т. Морозов предоставил для Левитана очень удобную мастерскую в Трехсвятительском переулке, в которой художник создал целый ряд своих шедевров - «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес» и другие. В этой же мастерской в 1892 г. Валентин Серов написал известный портрет И. Левитана.

Помогал Сергей Тимофеевич и другим деятелям искусства, в частности, благодаря его помощи смог окончить московское Училище живописи, ваяния и зодчества художник В. И. Соколов.

В 1888 - 1889 годах Сергей Тимофеевич включился в работу Кустарного музея, разработав основы его преобразования. Московское земство приняло его планы, и в 1890 году Морозов вступил в должность заведующего музеем, а после 1897 года стал его почетным попечителем.

Сергей Морозов привлекал к сотрудничеству интересных и ярких художников, на собственные средства построил здание для музея в Леонтьевском переулке, устраивал земские мастерские в Подмосковье.

Сергей Морозов входил в совет Строгановского училища, благодаря чему между училищем и музеем возникло тесное сотрудничество, позволявшее проводить единую линию и, прежде всего, в развитии неорусского стиля начала ХХ века. Сергей Тимофеевич являлся сторонником этого направления, и собирательство произведений декоративно-прикладного искусства стало одним из проявлений его интересов.

В 1890-е - 1900-е годы Морозов принимал активное участие в художественной жизни России. Он участвовал в финансировании журнала «Мир искусства». Как попечитель Кустарного музея, был среди организаторов Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля 1902 г. в Москве.

К развитию Кустарного музея и кустарных промыслов Сергей Тимофеевич привлекал пожертвования членов своей семьи. Среди них его мать, Мария Федоровна, и известная благотворительница М. А. Морозова.

13 декабря 1914 года Москва праздновала двадцатипятилетний юбилей деятельности Сергея Морозова на поприще содействия кустарной промышленности.

После самоубийства в Каннах в 1906 году брата Саввы Сергей Тимофеевич становится директором-распорядителем товарищества Никольской мануфактуры. В память Саввы Сергей и его мать пожертвовали крупную сумму на постройку психиатрического корпуса Староекатерининской больницы. В 1914 году Морозов пожертвовал Москве 500 тысяч рублей на нужды военного ведомства, а в 1916-м на его средства В. Д. Поленов построил свой знаменитый Народный дом.

После революции 1917 года владения и имущество Морозовых были национализированы, а сам Сергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта по кустарному делу в здании Кустарного музея. В середине 20-х годов он уехал во Францию, где умер в 1944 году и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Сергей Морозов брат Саввы. Часть 1.Выдающийся меценат конца XIX начала XX веков Сергей Тимофеевич Морозов жил некоторое время в одной из истринских усадеб. В этом году ему исполняется 150 лет.

Мы уже привычно называем его имя - Савва Морозов. Но меценатом был и брат Саввы - Сергей Морозов. И он тоже непосредственно связан с нашим краем! Некоторое время Сергей Морозов жил в одной из истринских усадеб - в Филатово. Пришел черед рассказать о судьбе этого, пусть и не столь харизматичного, как его брат Савва, но всё же неординарного человека, внесшего большой вклад в развитие русской культуры. В частности, именно Сергею Тимофеевичу Морозову принадлежит главная роль в создании и процветании в Москве Кустарного музея - ныне Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Как много сделал этот «негромкий», лишенный внешнего блеска человек, в развитии народных ремесел и художественных кустарных промыслов в России!

Родился Сергей Морозов в 1863 году (он был на 1 год моложе Саввы), а значит, в этом году исполняется 150 лет со дня его рождения юбилей...

Несмотря на то, что семья отличалась глубокой религиозностью (Морозовы были старообрядцами) и всегда чтила традиции купечества, дети в семье получили истинно европейское домашнее воспитание и образование: опытные гувернеры проводили занятия иностранными языками, музыкой, танцами, дети посещали московские театры. Гостями Морозовых были выдающиеся историки Ключевский и Соловьев. Ко времени поступления в Лицей им. цесаревича Николая Сергей Морозов уже знал английский, французский и немецкие языки.

По окончании лицея - учеба на юридическом факультете Московского университета (брат Савва учился на естественном факультете). В 1887 году Сергей Морозов оканчивает университет и получает звание кандидата права. Однако юридическое поприще его не привлекало... Не привлекали и руководство семейными предприятиями, и коммерция. Сергей, в отличие от старшего брата, бизнесом никогда не занимался. Еще учась в университете, он интересовался коллекционированием, музыкой, живописью. Морозов сближается с художниками, принадлежащими Абрамцевскому художественному кружку, для которого была характерна новая, демократическая позиция в отношении к народному искусству, он знакомится со студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Будучи художником - дилетантом, он пытался пополнить свои знания и умения, понять секреты мастерства, общаясь с будущими художниками и с некоторыми из преподавателей училища.

Но главным его увлечением стали народные художественные промыслы. И это предопределило его дальнейшую судьбу. Смыслом и делом его жизни станет поддержка народного художественного творчества, в частности искусства ремесел, кустарных промыслов, отражавших национальные корни русской культуры. И на этом пути Сергей Тимофеевич Морозов достигнет впечатляющих результатов.

В 1889 году С. Т. Морозов входит в кустарную комиссию при земской управе, а в 1890 году принимает должность заведующего Кустарным музеем в Москве и разрабатывает основы преобразования его деятельности. Согласно его проекту, изменялся сам характер музейного учреждения оно становилось учебным. Обучение кустарей предполагалось осуществлять через систему мастерских филиалов музея. Новая форма развития кустарных промыслов заключалась и в поддержке музеем наиболее ярких в художественном отношении центров промыслов в России.

Морозов привлек многих интересных и ярких художников к работе в Кустарном музее это были В.М. и А.М. Васнецовы, М.В. Якунчикова, А.Я. Головин, В.Д. По-ле-нов и другие. Он ставил целью, наряду с экономическим укреплением промыслов, сохранение особенностей кустарных изделий - их национальный характер, традиции древней культуры.

В 1903 году Сергей Морозов строит на собственные средства новое здание музея в неорусском стиле в Леонтьевском переулке. Над осуществлением проекта работали видные архитекторы, художники. В частности, для оформления нового здания музея Морозов приглашает К.А. Коровина и М.А.Врубеля. Позже это здание он передал в дар Москве.

В должности заведующего С.Т. Морозов остается до 1897 года. После этого он был избран почетным попечителем музея, при этом он фактически продолжает руководить музеем, продолжает совершенствовать его деятельность.

В это время Кустарный музей берет на себя также функцию популяризации русского кустарного промысла на крупнейших выставках и художественно - промышленных экспозициях в России и за границей. Впервые экспонаты музея демонстрировались на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где получили высокую оценку, удостоившись золотой медали (в 1904 году там же русская экспозиция завоевала Гран-при). Затем последовали многие другие международных выставки. Экспонаты музея с успехом демонстрировались и на знаменитых Лейпцигских ярмарках.

В 1905 году произошло трагическое событие в семье Морозовых - самоубийство Саввы Морозова. Сергей Морозов становится главой Товарищества Никольской мануфактуры. Но Кустарный музей и кустарная промышленность по-прежнему оставались в центре в его деятельности.

Продолжение следует.

Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие»

Сергей Тимофеевич Морозов 1860, Москва — 11 декабря 1944, Париж) — русский предприниматель из московской купеческой династии Морозовых, меценат, организатор московского Музея кустарных изделий. Потомственный почётный гражданин, коллежский асессор. Директор-распорядитель Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», однако «из-за своей нервной болезни не пожелал заниматься делом, а всецело отдался работе по Кустарному музею, на что тратил большие деньги, чтобы выдвинуть кустарное производство на надлежащую высоту по выработке и изяществу» .

Семья

Отец — Тимофей Саввич, купец 1-й гильдии, председатель правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», председатель Московского Биржевого комитета в 1868-1878. Мать, Мария Фёдоровна, урождённая Симонова, — дочь состоятельного московского купца-старообрядца.

Женился Сергей Тимофеевич уже пожилым человеком на Ольге Васильевне Кривошеиной, младшей сестре известного государственного деятеля А. В. Кривошеина. Детей у них не было.

Родился в деревне Зуево Богородского уезда Московской губернии. Внук основателя Морозовской династии Саввы Васильевича Морозова. Сын крупного текстильного фабриканта, основателя Никольской хлопчатобумажной мануфактуры старообрядца Тимофея Саввича Морозова и Марии Федоровны, урожденной Симоновой.

Начальное образование получил в 4-й московской гимназии. Затем учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, который закончил в 1885 году. Продолжил учебу в Кэмбридже в Англии, где изучал химию, собирался защищать диссертацию, но вернулся в Россию, чтобы возглавить семейное дело.

По возвращении принял управление семейной Никольской мануфактурой. Был директором Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве, возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. «За полезную деятельность и особые труды» награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней.

С.В. Морозов – один из крупнейших меценатов Московского художественного театра, делу которого он посвящал много времени и души. Станиславский вспоминал: «Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но служившему ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды».

Савва Тимофеевич был женат на дочери богородского купца второй гильдии Г.Е. Зимина Зинаиде Григорьевне Зиминой. В первом браке она была за двоюродным племянником Морозова – Сергеем Викуловичем Морозовым, с которым развелась и через несколько лет вышла замуж за Савву Морозова. Их роман наделал много шуму в Москве, и вызвал бурю протестов в семье. Развод, женитьба на разведенной – страшный грех в старообрядческой среде. Тем не менее, Морозов настоял на своем и свадьба состоялась. Для любимой жены Савва Тимофеевич построил по проекту Ф.О. Шехтеля роскошный дом на Спиридоновке. Имел четырех детей: Марию – замужем за И.О. Курдюковым; Елену; Тимофея; Савву.

Купец Морозов оказывал всяческую поддержку революционным силам России: давал деньги на издание «Искры», нелегально провозил типографские шрифты, прятал от полиции революционера Баумана, сам доставлял запрещенную литературу на свою фабрику, но главное – оказывал немалую денежную помощь революционерам. Был близким другом М. Горького. К концу жизни пытался порвать связь с большевиками, пересмотрев свои политические взгляды.

В 1898 году состоялось знакомство Морозова с Марией Федоровной Желябужской, урожденной Юрковской – актрисой МХТ со сценическим псевдонимом Андреева. Это было последнее сильное увлечение Морозова, окончившееся для него трагическим разрывом – в 1904 году актриса Андреева стала гражданской женой М. Горького.

В 1905 году Савва Тимофеевич находился в глубочайшем душевном кризисе. По Москве ходили слухи о его сумасшествии. Семья решила отправить его во Францию. В Каннах в номере гостиницы 13 мая 1905 года в четыре часа пополудни Морозова нашли мертвым. Официальная версия - застрелился. В настоящее время существуют две версии того, что на самом деле произошло в Каннах: Морозов покончил с собой из-за травли со стороны большевиков, либо его убили сами большевики.

Тело перевезли в Москву и похоронили на старообрядческом Рогожском кладбище. В Москве же распространился слух, что гроб в землю опустили пустой, а Морозов жив и скрывается где-то в глубине России.

Немирович-Данченко оставил некое осмысление трагического конца Саввы Тимофеевича: «Человеческая природа не выносит двух равносильных противоположных страстей. Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена неминуемо поведет к трагическому конфликту… А Савва Морозов мог страстно увлекаться. До влюбленности. Не женщиной - это у него роли не играло, а личностью, идеей, общественностью…. На революционное движение он … давал значительные суммы. Когда же в 1905 году разразилась первая революция и потом резкая реакция,- что-то произошло в его психике, и он застрелился».