Мхк тест по культуре индии. Культура древней индии. Культура древней Индии

1. Какие достижения имела Хараппская цивилизация?

Древние города имели четкую планировку: по сторонам прямых улиц располагались двухэтажные кирпичные дома, под землей была проложена система керамических труб для канализационного стока, существовала городская баня с бассейном и подогревом воздуха. Культура городов была единообразна на всей территории распространения хараппской культуры, даже кирпичи имели одинаковую форму и размер.

2. Назовите основные отличия касты от класса.

Обособленная замкнутая группа, выполняющая специфическую социальную функцию, наследственные занятия, профессию, являлась наследственной.

3. Почему кастовая система представлялась крайне необходимой?

На смену родовой организации приходит государство с четкой социальной

структурой, характерной чертой древнеиндийской цивилизации

было деление на касты (или варны)

4. Выделите правильные ответы. Какие черты присущи индуизму?

а) большой пантеон богов без выделения главного;

б) диалектический характер космологических представлений;

в) главной целью религии является поиск избавления от страдания;

г) священным считается представление о переходе души из земной жизни в мир вечности.

5. Вследствие чего брахман мог достигнуть нирваны?

Для этого необходимо пройти «восьмеричный путь Будды».Тот, кто пройдет все восемь этапов, достигнет нирваны - освобождения от кармы и выхода из цепи перерождений.

Когда брахман мог перейти в касту кшатриев? При следующем перерождении

6. Укажите порядок создания первых четырех варн:

б) кшатрии;

в) брахманы;

г) вайшьи.

7. Определите значение следующих понятий:

Карма - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования (нового рождения, перевоплощения)

Реинкарнация - перевоплощение, переселение души.

Атман -- одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность.

Сансара - перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного)

Нирвана - особое бытие, где нет ни рождения, ни смерти, где господствует покой и невозмутимость.

8. Какие сведения мы находим в Упанишадах?

Религиозно-философские комментарии, дополняющие ведическую литературу, учение о душе, карме и сансаре.

9. Какие обязанности выполняли в мире Брахма, Вишну и Шива?

Брахма считается творцом Вселенной, Вишну рассматривается как бог, сохраняющий Вселенную, а Шива - как бог, разрушающий ее.

10. Истины, открывшиеся принцу Гаутаме в момент просветления. Вставьте пропущенные.

а) Жизнь есть страдание.

б) Источник страдания - человеческие желания.

в) Неверные желания можно преодолеть

г) Научись не желать.

11. Представители какой касты не имели права слушать «Веды»?

Только три первые касты были приобщены к религии и имели право читать и слушать священные книги древних индусов - Веды. Шудры были неполноправны и в религиозной, и в социальной жизни;

12. Чем отличается путь к достижению основной цели буддизма в «Махаяна» и «Хинаяна»?

Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира -- монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

13. Охарактеризуйте буддийские типы построек: чайтья, ступа, стамбха.

Это были реликварии -- ступы, колонны -- стамбхи и скальные храмы -- чайтьи.

Тест по теме

10 класс – 1 вариант

1. Высшим достижением культуры Древней Индии 1 тыс. до н.э является рождение…

а) индийского эпоса

б) брахманизма

в) буддизма

2. Первыми культовыми памятниками буддизма стали…

б) чайтьи

в) вихары

3. Единство пения, инструментального сопровождения и танца Индии…

а) «сансара»

б) «рага»

в) «сангит»

4. В III-II тыс. до н.э. в долине Инда на северо-западе полуострова Индостан существовала цивилизация, которую называли…

а) хараппской

б) ведической

в) делийской

5. Сущность тримурти - …

а) триединство богов Будды, Брахмы и Шивы

б) триединство богов Брахмы, Вишны и Шивы

6. Изображение прекрасных и юных дарителей милосердия в Индии - …

б) Бодхисаттв

в) династия Гуптов

а) хараппской

б) ведической

в) делийской

8. Какой закон лежит в основе брахманизма?

б) совершенства

в) триединства

9. Буддой считается отшельник по имени…

а) Сиддхартх

б) Гаутама

в) Бодхисаттв

10. Вихары – это…

а) монастыри

в) мавзолеи

11. Круглое пятно на лбу в изображении Будды олицетворяет…

а) печать бессмертия

б) глаз мудрости

в) знак всезнания

12. Мавзолей Тадж-Махал был создан в эпоху…

а) доисламский период

б) ведический период

в) Великих Монголов

а) буддизм

в) индуизм

г) христианство

14. Древний танцевальный стиль – своеобразная музыкальная пантомима

а) «Махабхарата»

б) «Рамаяна»

в) «Катакхали»

15. Изображение Брахмы

а) с четырьмя головами, обращенные к четырем сторонам света, и четырьмя руками

в) держатель космического порядка (миловидный юноша)

16. Нирвана – это…

а) награда за праведную жизнь

б) достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть

17. Чайтья – это…

б) монастырь

а) четыре льва, сросшиеся спиной, несут в себе буддийское «колесо закона»

б) ворота ступы в Санчи

в) статуя Будды. Гандхара

19. «Золотой век» художественной культуры Древней Индии приходится на период правления…

а) царя Ашоке

б) Гаутама

в) династии Гуптов

20. Рага – это…

а) единство пения и танца

в) индийская поэма

21. На этапе Средневековья художественной культуры Индии возникла религия…

а) буддизм

в) индуизм

Тест по теме

«Художественная культура Древней и средневековой Индии»

10 класс – 2 вариант

1. В III-II тыс. до н.э. в долине Инда на северо-западе полуострова Индостан существовала цивилизация, которую называли…

а) ведической

б) хараппской

в) делийской

2. На этапе Средневековья художественной культуры Индии возникла религия…

б) буддизм

в) индуизм

3. Круглое пятно на лбу в изображении Будды олицетворяет…

а) печать бессмертия

б) знак всезнания

в) глаз мудрости

4. «Золотой век» художественной культуры Древней Индии приходится на период правления…

а) царя Ашоке

б) династии Гуптов

в) Гаутама

5. Нирвана – это…

б) награда за праведную жизнь

в) высшее блаженство при абсолютной отрешенности от внешнего мира, состояние покоя, после которого перерождений души уже не будет

6. Как называется период развития художественной культуры Древней Индии конца II – начала I тысячелетия до нашей эры?

а) ведической

б) хараппской

в) делийской

а) индуизм

в) буддизм

г) христианство

8. Буддой считается отшельник по имени…

а) Бодхисаттв

б) Гаутама

в) Сиддхартх

9. Древний танцевальный стиль – своеобразная музыкальная пантомима…

а) «Махабхарата»

б) «Катакхали»

в) «Рамаяна»

10. Изображение прекрасных и юных дарителей милосердия в Индии - …

б) династия Гуптов

в) Бодхисаттв

11. Вихары – это…

б) монастыри

в) мавзолеи

12. Рага – это…

а) индийская поэма

б) сказание о божественном происхождении музыки

в) единство пения и танца

13. Высшим достижением культуры Древней Индии 1 тыс. до н.э является рождение…

а) брахманизма

б) индийского эпоса

в) буддизма

14. Чайтья – это…

в) монастырь

15. Какой закон лежит в основе брахманизма?

а) совершенства

в) триединства

16. Первыми культовыми памятниками буддизма стали…

а) чайтьи

в) вихары

а) статуя Будды. Гандхара

б) ворота ступы в Санчи

в) четыре льва, сросшиеся спиной, несут в себе буддийское «колесо закона»

18. Изображение Брахмы

б) царь разрушительной и созидательной энергии, танцующий, руки извиваются в ритме космического круговорота жизни

в) с четырьмя головами, обращенные к четырем сторонам света, и четырьмя руками

19. Сущность тримурти - …

б) триединство богов Будды, Брахмы и Шивы

в) триединство богов Бодхисаттв, Вишны и Шивы

20. Мавзолей Тадж-Махал был создан в эпоху…

а) доисламский период

б) Великих Монголов

в) ведический период

21. Первыми культовыми памятниками буддизма стали…

а) вихары

б) чайтьи

22. Единство пения, инструментального сопровождения и танца Индии…

а) «рага»

б) «сансара»

в) «сангит»

Тест по теме

«Художественная культура Древней и средневековой Индии»

10 класс – 3 вариант

1. Какой закон лежит в основе брахманизма?

а) совершенства

б) триединства

2. «Золотой век» художественной культуры Древней Индии приходится на период правления…

а) царя Ашоке

б) Гаутама

в) династии Гуптов

3. Буддой считается отшельник по имени…

а) Бодхисаттв

б) Сиддхартх

в) Гаутама

4. Мавзолей Тадж-Махал был создан в эпоху…

а) ведический период

б) Великих Монголов

в) доисламский период

5. Древний танцевальный стиль – своеобразная музыкальная пантомима…

а) «Катакхали»

б) «Махабхарата»

в) «Рамаяна»

6. Первыми культовыми памятниками буддизма стали…

а) чайтьи

б) вихары

7. Как называется период развития художественной культуры Древней Индии конца II – начала I тысячелетия до нашей эры?

а) ведической

б) делийской

в) хараппской

8. Круглое пятно на лбу в изображении Будды олицетворяет…

а) печать бессмертия

б) знак всезнания

в) глаз мудрости

9. Сущность тримурти - …

а) триединство богов Брахмы, Вишны и Шивы

б) триединство богов Бодхисаттв, Вишны и Шивы

в) триединство богов Будды, Брахмы и Шивы

а) индуизм

в) христианство

г) буддизм

11. Изображение прекрасных и юных дарителей милосердия в Индии - …

а) династия Гуптов

в) Бодхисаттв

12. Чайтья – это…

а) монастырь

13. Вихары – это…

а) монастыри

б) мавзолеи

14. Единство пения, инструментального сопровождения и танца Индии…

а) «сансара»

б) «рага»

в) «сангит»

15. В III-II тыс. до н.э. в долине Инда на северо-западе полуострова Индостан существовала цивилизация, которую называли…

а) делийской

б) хараппской

в) ведической

16. Рага – это…

а) единство пения и танца

б) сказание о божественном происхождении музыки

в) индийская поэма

17. Нирвана – это…

а) достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть

б) высшее блаженство при абсолютной отрешенности от внешнего мира, состояние покоя, после которого перерождений души уже не будет

в) награда за праведную жизнь

а) статуя Будды. Гандхара

б) четыре льва, сросшиеся спиной, несут в себе буддийское «колесо закона»

в) ворота ступы в Санчи

19. Нирвана – это…

а) высшее блаженство при абсолютной отрешенности от внешнего мира, состояние покоя, после которого перерождений души уже не будет

б) награда за праведную жизнь

в) достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть

20. Высшим достижением культуры Древней Индии 1 тыс. до н.э является рождение…

а) буддизма

б) индийского эпоса

в) брахманизма

21. Изображение Брахмы

а) держатель космического порядка (миловидный юноша)

б) с четырьмя головами, обращенные к четырем сторонам света, и четырьмя руками

в) царь разрушительной и созидательной энергии, танцующий, руки извиваются в ритме космического круговорота жизни

22. На этапе Средневековья художественной культуры Индии возникла религия…

а) индуизм

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

культурология

(бакалавры)

Учебные тесты.

Учебный тест «Специфика первобытной культуры».

1. Исторические рамки первобытной культуры в Европе: 1)2 тыс. до н. э.;

2) 1 тыс. до н. э.;

3) 3-4 тыс. до н. э;

4) 5 тыс. до н. э.

2. В доцивилизационный период развития homo sapiens, соответ­ствующий мезолиту:

1) происходит переход от хозяйства присваивающего типа к хо­зяйству производящего типа;

2) появляется членораздельная речь;

3) человек приручает собаку, изготавливает лук, стрелы;

4) человек овладевает огнем.

3. Синкретизм - это:

1) период цивилизации;

2) материальные артефакты первобытной культуры;

3) факт существования материальной культуры;

4) существование всех сторон духовной культуры в синтезе.

4. Неолитическая революция - это:

1) научно-техническая революция;

2) революция за права;

3) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству про­изводящего типа;

4) революция за землю.

5. «Хороводом великанов» первобытной культуры называют:

1) скульптуры Будды;

2) Стоунхендж;

3) египетские пилоны;

4) истуканов острова Пасхи.

6. В первобытном искусстве зверей изображали чаще, чем челове­ка:

1) в каменном веке;

2) в бронзовом веке;

3) в железном веке;

4) в Европе.

7. «Палеолитическими венерами» называют:

1) Венеру Милосскую;

2)античную скульптуру;

3) женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела;

4) каменных баб.

8. Наделение природных явлений человеческими качествами это:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм;

9. Фетишизм - это:

1) вера в родственную связь с каким-либо животным;

2) поклонение неодушевленным предметам;

3) наделение природы человеческими качествами;

4) символизация предметов.

10. Вера в способность человека с помощью заклинаний воздейство­вать на окружающий мир:

2) тотемизм;

3) анимизм;

4) фетишизм.

11. Современные ученые считают, что критерием появления собст­венно человека является:

1) изготовление орудий труда;

2) появление мышления и языка;

3) рождение художественного творчества;

4) выделение человеком себя из мира природы.

12. Окончательный переход человека со ступени «животности» на ступень «социальности» происходит при (исключить несоответ­ствующее):

1) подчинении биологических инстинктов общественному конт­ролю;

2) укреплении внутриобщественных связей;

3) развитии антропогенных характеристик;

4) выделении в определенный биологический вид.

Учебный тест «Культура Месопотамии».

1. В 4 тыс. до н. э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине:

1) рек Янцзы и Хуанхэ;

2) рек Тигр и Евфрат;

3) рек Инд и Ганг;

4) реки Нил.

2. В 3 тыс. до н. э. современные ученые-исследователи отмечают «экономическое чудо»:

1) в Аккаде;

2) в Китае;

3) в Шумере;

4) в Вавилоне.

3. Цель сакрального характера знаний:

1) постижение законов мира;

2) знания не ради знаний, а для господства над массами;

3) исследование законов общества;

4) знания для лучшего обустройства общества.

4. Вкладом шумерцев в мировую культуру является:

1) основание Александрийской библиотеки;

2) литературно-мифологический эпос о Гильгамеше;

3) поэтическое стихосложение - танка;

4) основание театра.

5. Принцип «талиона» появился впервые:

1) в европейской правовой системе:

2) в Библии;

3) в своде законов Хаммурапи;

4) в законах Шульги.

6. По Библии райский сад находится:

1)в Вавилоне;

2) в долине Ганга;

3) в Египте;

4) в долине реки Евфрат.

7. В мировой практике юриспруденции в Шумере впервые воз­никли:

2) правовая система Европы;

3) законы Шульги;

8. В 1849 г. английским путешественником Лейярдом была найде­на «библиотека» глиняных табличек прираскопках храма царя:

1) Навуходоносора;

2) Ашшурбанипала;

3) Кира Великого;

4) Дария I.

9. Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:

1) зиккурат, посвященный богу Мардуку;

2) Пантеон;

3) Эйфелева башня;

4) храм бога Солнца.

10. Вклад вавилонян в мировую науку выразился в:

1) высоком уровне знаний анатомии человека;

2) шестидесятиричной системе счисления;

3) умении вычислять объем усеченной пирамиды, цилиндра;

4) теореме Пифагора.

11. Характерными особенностями месопотамской культуры являют­ся (исключить несоответствующее):

1) сакральный характер знаний;

2) признание правомерности смерти;

3) бессмертие человека и смысл его жизни видели в борьбе со злом;

4) отсутствие монументального искусства.

12. В истории Месопотамии находятся истоки библейской мифоло­гии (исключить несоответствующее):

1) о сотворении мира;

2) о путешествии Одиссея;

3) о Всемирном потопе;

4) о Вавилонском столпотворении.

Учебный тест. «Вклад древней Индии в мировую культуру».

1. Древнейшая культура Индии:

1) Кушано-Гуптская;

2) Великих Моголов;

3) Маурьев;

4) Хараппа и Мохенджо-Даро.

2. Индийская кастовая система имела закрепление: 1)в Типитаке;

2) в Аджурведе; 3)в «Рамаяне»; 4) в Ведах и законах Ману.

3. Основоположником буддизма (623-544 гг. до н. э.) является:

1) Сиддхартха Гаутама;

3) Брахма;

4) Свами Прабхупада.

4. Культовые сооружения буддизма времен Ашоки: 1)пагоды;

2) минареты;

3) ступа и стамбха;

5. «Срединный путь» в буддизме предполагал:

1) отказ от аскетизма;

2) путь медитаций;

3) отказ от пышности в отправлении культов;

4) умеренность и избежание крайностей.

6. Хинаяна и махаяна являются частями религиозно-философско! го учения:

1) индуизма;

2) буддизма,

3) джайнизма;

4) конфуцианства.

7. Религиозно-философскими комментариями Вед являются:

1) «Махабхарата»;

2) Типитака;

3) Упанишады;

4) Ригведа.

8. Величайшим памятником империи Великих Моголов, в котором отразился синтез индуистской и мусульманской культурной тра­диции, является:

1) пещерные храмы Аджанты;

2) мавзолей Тадж Махал;

3) дворец Акбари Махал;

4) террасные сады Бабура.

9. В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний! предопределяет новое рождение» адекватно отражает следующее понятие:

1) нирвана;

4) дхарма.

10 Высказывание Д. Неру: «Живи и не мешай жить другим» отра­жает суть религии повседневности:

1) индуизма;

2) брахманизма;

3) ведизма;

4)буддизма.

11. Касты в отличие от варн обладали:

1) обязательствами взаимопомощи;

2 ) внутренней администрацией;

3) профессиональной спецификой и регламентацией производ­ственного процесса;

4) различиями в происхождении.

12. Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом че­ловеке и не зависят от знатности и богатства:

I) мусульманство;

2)индуизм;

3) буддизм;

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Рязанский филиал

Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему: «Культура Древней Индии»

Выполнил студент 1 курса заочного отделения специальности ГМУ группы № 15-1531/1-1 Брыков С.С.

Проверил: старший преподаватель Таланова M . B .

Рязань 2010

Культура Древней Индии.

План работы:

    1Введение.

    2 Культура Древней Индии.

    3Индийская литература.

    4Древнеиндийское искусство.

  • 6Классика танца.

  • 8Архитектура,скульптура,живопись Древней Индии.

    9Математика.Естественные науки.

    10Заключение.

Введение.

Индия – юг Азии, ее берега омывает Индийский океан, а границей

на суше служат самые высокие горы в мире – Гималаи.

Индия расположена в субэкваториальном и тропических поясах, что повлияло на богатый растительный и животный мир. На ее территории насчитывается около 50 тысяч видов растений, 400 видов млекопитающих, столько же рептилий и около 60 тысяч видов насекомых.

С севера на юг и с запада на восток контрастные ландшафты непрерывно сменяют друг - друга. От высокогорных альпийских лугов и лесов из огромных гималайских елей до зарослей бамбука и высоких трав в заболоченных низменностях у подножия гор, бескрайних полей в долинах рек Инда, Ганги и Брахмапутры. На берегах этих рек селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь, и верили в то, что на вершинах Гималаев и у истоков Ганга живут боги.

В долине Ганга было жарко и влажно, некоторые деревья вырастали необычайной ширины, ветви крепко переплетались друг с другом, а касаясь земли пускали корни. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его «царь леса».

Буйная тропическая растительность чередуется с полями хлопчатника, сахарного тростника, с полупустынными, каменистыми пространствами и нагромождениями огромных валунов, с плантациями чайного куста и каучуконосов. Чтобы освободить участок от деревьев их либо выжигали, либо вырубали бронзовыми топорами, (железные топоры появились только за тысячу лет до нашей эры). Если люди бросали поселение, то за пять лет, вырастали джунгли, и никто не мог догадаться, что там когда – то жили люди.

Люди приручили слона, он переносил тяжести и участвовал в сражениях.

Индийцы поклонялись слону как божеству, одним из главных богов был мудрый Ганеша, с головой слона. Почитали индийцы и корову, она давала молоко и масло, но говядину не ели. Называли корову матерью, божественной кормилицей, и того, кто убил корову, считали страшным грешником, с ним никто не разговаривал. Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротворённой, ведь индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна они вели оседлый образ жизни, щедрая природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны – Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, с других сторон – моря. Все это способствовало тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство .

2.Культура древней Индии.

В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине III тыс. до н.э. города этой древней культуры поддерживали тесные связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство, письменность (её обладатели писали справа налево). Основные центры цивилизации на Инде – Хараппа и Мохенджо-Даро – были большими городами, с населением не менее 100 тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем Древнем Востоке.

На этой территории были цветущие, богатые города, которые располагались по берегам рек. Улицы тянулись правильными, строго параллельными линиями с востока на запад или с севера на юг и пересекались под прямыми углами. Именно в этих направлениях дули ветры, которые не позволяли застаиваться воздуху. Некоторые города считаются образцом древнего градостроительства, например Хараппа и Мохенджо-Даро.

Город Мохенджо-Даро (букв пер. с языка хинди - "холм мёртвых"), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам и исследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад и являлся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Город населяли дравиды – исконные жители Древней Индии. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв. км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.

Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты. Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора.

Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью и говорила на древнедравидском языке "мунда", который, как недавно установили учёные, был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.

Согласно преданиям, долгое время правители трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый могущественный из них не возгордился своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей были жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. Вследствие чего весь центр Мохенджо-Даро был разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.

3. Индийская литература

Литература и философия, искусство и драма отличаются замкнутостью и отгороженностью. Кастовая система, созданная для определенной эпохи, которая должна была упрочить социальную организацию и придать ей силу и равновесие, превратилась в тюрьму для последующего общественного строя и для человеческого разума.

Значение индийской культуры заключается в ее оригинальности.

Упанишады – относятся приблизительно к 800 году до нашей эры, представляют собой большой шаг в развитии индоарийского мышления.

Они проникнуты духом исследования, искания, страстью к открытию истины о вещах. Поиски истины, конечно же, ведутся не объективными методами современной науки но, тем не менее, в самом подходе содержатся элементы научного метода. В Упанишадах много банального, не имеющего ни смысла, ни значения. Упор делается на самопознание, на познание личного «я», абсолютного «я», причем оба они объявляются тождественными в своей сути. В них много неясностей, которым давались различные толкования, но это дело философа или ученого. Чрезмерный упор делался на этику личного совершенствования, из-за этого страдала социальная сторона мировоззрения.

«Нет ничего выше личности», - говорится в Упанишадах. Этот подход древних индийцев, не был «узконационалистическим, видимо они считали, что Индия – центр земли. Характерной чертой является вера в истину. «Побеждает всегда истина, а не ложь. Истиной вымощен путь к Божественному» А известный призыв – это призыв к свету и разуму: «Веди меня от нереального к реальному! Веди меня от тьмы к свету! Веди меня от смерти к бессмертию!».

Очень много произведений древней литературы было утрачено, поскольку первоначально эти книги писались на пальмовых листьях, на бхурджапатре (тонких кусках берестяной коры), и намного позже – на бумаге.

Выявлено около 50-60 тысяч рукописей на санскрите, или на его вариантах, постоянно делаются новые находки.

Многие староиндийские книги до сих пор не найдены, обнаружены лишь их переводы на китайский или тибетский языки.

Среди утерянных книг – вся литература о материализме, возникшем вслед за периодом ранних Упанишад. Однако нет сомнения в том, что материалистическая философия имела распространение в Индии на протяжении ряда веков, оказывая сильное влияние на народ. В знаменитой книге Каутильи «Артхашастра», которая относится к 4-ому веку до нашей эры, посвященной политической и экономической организации общества, упоминается об одной из основных философий Индии. Поэтому, опираясь на более позднюю литературу, можно сделать какие-либо представления об утраченной литературе. В своё время уже говорилось о древнейших литературных памятниках Индии-Ведах, эпосе и т. д. Но письменная литература начинает появляться, вероятно, только во второй половине I тысячелетия до н. э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В это время (а может быть, и несколько ранее) были записаны на санскрите в окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания, в том числе уже упоминавшиеся ранее «Манавадхармашастра» и «Артхашастра».

Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения - обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления - пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителям. Позже текст стали произносить сами актёры. Древнейшие из дошедших до нас драм Бхасы и Ашвагхоши (последний был также и крупнейшим поэтом) относятся к первым векам нашей эры, но несомненно, что у этих авторов были предшественники.

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танцы и пение; имеются персонажи самые различные - от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины - на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки - многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»-сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару - ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах - например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.

  1. Что такое ступа?

3. Что такое чайтья?

4. Чем украшали храмы?

Тест «Индийская культура» 10 класс

  1. Перечислите виды искусств Индии.
  2. Что такое ступа?

А) архитектурное сооружение; б) летательный аппарат Бабы Яги;

В) погребальный холм; г) культовое сооружение буддизма.

3. Что такое чайтья?

А) культовое сооружение буддизма; б) пещерный храм для моления;

В) пещера для погребения умерших; г) место для совершения обрядов и таинств.

4. Чем украшали храмы?

5. Перечислите, какие научные и художественные открытия были сделаны в Индии.

6. Характерные особенности Индийской живописи.

_____________________________________________________________________________

Тест «Индийская культура» 10 класс

  1. Перечислите виды искусств Индии.
  2. Что такое ступа?

А) архитектурное сооружение; б) летательный аппарат Бабы Яги;

В) погребальный холм; г) культовое сооружение буддизма.

3. Что такое чайтья?

А) культовое сооружение буддизма; б) пещерный храм для моления;

В) пещера для погребения умерших; г) место для совершения обрядов и таинств.

4. Чем украшали храмы?

5. Перечислите, какие научные и художественные открытия были сделаны в Индии.

6. Характерные особенности Индийской живописи.

_____________________________________________________________________________

Тест «Индийская культура» 10 класс

  1. Перечислите виды искусств Индии.
  2. Что такое ступа?

А) архитектурное сооружение; б) летательный аппарат Бабы Яги;

В) погребальный холм; г) культовое сооружение буддизма.

3. Что такое чайтья?

А) культовое сооружение буддизма; б) пещерный храм для моления;

В) пещера для погребения умерших; г) место для совершения обрядов и таинств.

4. Чем украшали храмы?

5. Перечислите, какие научные и художественные открытия были сделаны в Индии.

6. Характерные особенности Индийской живописи.

  1. архитектура, живопись, поэзия, танец, музыка.
  2. в, г.
  3. а, б, г.
  4. рельефы, скульптуры, роспись.
  5. вращение Земли вокруг Солнца, 10-ричная система счисления, алгебра, пи, синус, косинус, цифра, философия.
  6. росписи в хромах, миниатюра.