Каюм насыри биография на русском языке. Биография каюма насыри. Каюм Насыри Информацию О

Абу Айюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто держал пост рамадана, а затем сопроводил его шестью днями в шаввале, то это будет (словно бы он держит) пост все время» . Хадис передали Ахмад ибн Ханбаль, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

Общий смысл хадиса

Пишет имам Мухьиддин ан-Навави аш-Шафии : «Ученые сказали, что такой пост будет подобен постоянному посту потому, что праведное деяние засчитывается как десять подобных ему, и рамадан будет как десять месяцев, а шесть дней — как два месяца»

Далее рассмотрим положения, извлекаемые из этого хадиса, согласно тому, как они изложены в четырех правовых школах мусульман, упорядоченно, не смешивая их мнения друг с другом. Чтобы последовавший за одним решением одной школы имел возможность взять остальные решения этой школы по этой теме, и тем самым избежать возможных противоречий.

Основные вопросы, связанные с постом шести дней шавваля, согласно ханафитскому мазхабу

1. Пост в первый день шавваля, то есть в Праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам), порицаем в запретной степени (макрух тахриман).
2. Пост шести дней шавваля относится к числу желательных видов поста.
3. Рекомендуется начинать этот пост не сразу после дня Праздника разговения и держать его дни по-отдельности, чтобы не было похоже, что это продолжение обязательного поста месяца рамадан.
4. Разрешено и не является нежелательным (макрух) начинать пост шести дней шавваля сразу после праздника, т.е. со второго дня шавваля, и держать его последовательно день за днем.

Писал большой ханафитский правовед шейх Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи:
«…И (пост), порицаемый в запретной степени, как пост в дни двух праздников». См. См. «Ад-Дурр аль-мухтар» , с. 142.
Далее: «Рекомендуется разделять пост шести дней шавваля, но последовательное его соблюдение не является нежелательным согласно избранному мнению… И присоединение (к рамадану) порицаемо, то есть когда он держит пост в день Праздника разговения и потом в пять дней после него» . См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 151.

5. Если у желающего держать пост шести дней шавваля есть долг за рамадан, то он может держать пост шести дней шавваля до возмещения пропущенных дней рамадана. Это не будет порицаемым. Так как месяц поста уже прошел, а время возмещения пропущенных дней не ограничено каким-либо сроком. Даже если он отложит возмещение на время после следующего рамадана, то не будет обязан выплачивать искупление.
6. Кто начал день этого поста, тому обязательно довести его до конца, а если прервет его, то обязательно будет его возместить.

Сказал шейх аль-Хаскафи : «Они (пропустившие пост в дни рамадана) обязаны возмещать то, что могут. Без выплаты искупления и без соблюдения последовательности, поскольку это возмещение разрешено откладывать. Поэтому разрешено держать дополнительные посты до него, в отличие от возмещения намазов. Если наступит второй рамадан, то соблюдать следует его, а потом возмещать предыдущий, и не нужно выплачивать искупление» . См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 149.
7. Не разрешено начинать этот пост замужней женщине без согласия мужа, и он вправе прервать ее пост, если она начала его без согласия. См. «Маракы аль-фалях», с. 237.

Основные вопросы, связанные с постом шести дней шавваля, согласно маликитскому мазхабу

1. Пост в первый день шавваля, то есть в день Праздника разговения, запрещен (харам).
2. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто соблюдает его публично, держит его последовательно сразу после дня праздника, и за чьим образом действий следуют простые мусульмане, так как они могут подумать, что это обязательное продолжение рамадана.
3. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто считает его обязательным, так как это нововведённое положение.
4. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто считает сунной держать его в дни, которые идут сразу за днем праздника.

Писал большой маликитский правовед шейх Шихабуддин Ахмад ибн Ганим ан-Нафрауи аль-Малики: «Пост в течении года может быть разных видов… Может быть запретным, как пост в дни двух праздников, может быть нежелательным, как… пост шести дней шавваля для того, за кем следуют, или кто убежден, что у него не желательное положение» . См. «Аль-Фауаких ад-дауани», 1/312.

Писал шейх Мухаммад ибн Ахмад ад-Дусукы аль-Малики: «Также если убежден в том, что сунна (- держать его последовательно, присоединив к рамадану), то держать его ему будет порицаемо, независимо от того, делает он это публично или нет» . См. «Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир» 1/517.
4. Если постящийся не убежден в том, что этот пост обязателен, не считает, что желательно его держать последовательно сразу после рамадана, и не держит его публично, а держит наедине сам с собой, то может рассчитывать на награду, которая обещана в хадисе о посте в шесть дней шавваля.

5. Можно не соблюдать последовательность в шести днях поста.
6. Держать их в середине шавваля лучше, чем в начале, поскольку так будет меньше вероятность поспособствовать нововведению.
9. Держать их не в шаввале еще лучше, чем в шаввале. И лучше всего держать их в первые девять дней месяца зуль-хидджа. Поскольку пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул шавваль не потому, что этот пост ограничен месяцем шавваль, а потому, что в шавваль людям его держать будет легче, так как они уже привыкли к посту за время рамадана. И в какое бы время года человек ни отпостил шесть дней, они послужат дополнением к его посту рамадана, и его положение будет таким, будто бы он держал пост весь год. А наилучшие дни в году для дополнительного поклонения — первые десять дней месяца зуль-хидджа, в десятый из которых запрещено держать пост. Такое понимание подкрепляется тем, что имам Малик застал множество ученых из табии табиинов в Медине, и среди них не было принято держать шесть дней поста после рамадана.
10. Можно совмещать пост шести дней шавваля с постом в те дни, когда пост желателен по причине наступления определенного периода времени.

Писал выдающийся правовед Мухаммад аль-Хаттаб ар-Руайни аль-Магриби аль-Малики: «Сказал (Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф) аш-Шабиби : «… А если человек держит этот пост наедине сам с собой, то не будет нежелательным для него пост этих дней. И желательно держать пост этих дней не в шаввале, чтобы достичь цели, которая заключается умножении этих дней и дней рамадана так, чтобы получилось (нужное) число дней… Шавваль упомянут для того, чтобы облегчить это дело для исполнителя, поскольку он уже привык к посту, а не потому, что правовое положение ограничено именно шаввалем. И если он будет держать этот пост в месяце зуль-хидджа, то это лучше для него, поскольку он выполнит желаемое и при этом воспользуется достоинством тех дней, и убережется от того, чего опасался Малик».
… И сказал (Ибн аль-Араби аль-Малики) в «аль-‘Арида»: «Присоединение поста к первым дням шавваля очень нежелателен, поскольку люди стали говорить: «Это проводы рамадана». Как рамадан не положено встречать, так же не положено и провожать. И в то же время, кто держал пост в рамадан и еще в шесть дней, тот однозначно подобен постящемуся постоянно согласно словам Всевышнего: «Кто явится с праведным деянием, тому будет десять подобных» . (Скот, 160) Будь это в шаввале или в другом месяце. И если в другом месяце, то это лучше, а в середине шавваля лучше, чем в начале, и это ясно. Так безопаснее в отношении шариата и лучше устраняется нововведение» . См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/414.

11. Если у кого-то остался долг за пропущенные дни рамадана, то ему нежелательно (макрух) держать всякий дополнительный пост прежде возмещения рамадана. Поскольку так человек откладывает обязательное дело. Но если он будет держать дополнительный пост, в том числе «шести дней шавваля» прежде возмещения рамадана, то этот пост будет действителен.
12. Кто начнет день поста и намеренно прервет его без приемлемого оправдания, тому обязательно его возместить. А кто прервет день этого поста, имея приемлемое оправдание, тот не обязан его возмещать.

Писал шейх Ахмад ад-Дардир аль-Малики: «Нежелательно держать дополнительный пост прежде поста по обету, в котором не конкретизировано время, или прежде возмещения, или искупления постом» . См. «Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир» 1/518.

Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха : «Если дополнительное дело является поклонением, вроде намаза или поста, то у ханафитов и маликитов, если начал его делать, то обязательно (уаджиб) довести до конца, а если нарушил, то обязательно возместить… Но маликиты обязуют возмещением только тогда, когда нарушение было намеренным, а если у него было приемлемое оправдание, то нет обязанности возмещать» . См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 12/160.

13. Не положено начинать этот пост замужней женщине без разрешения мужа, если муж нуждается в ней. Если не нуждается, то можно. И он вправе прервать ее пост, если она начала его без разрешения. См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/453.

Основные вопросы, связанные с постом шести дней шавваля, согласно шафиитскому мазхабу

1. Пост в первый день шавваля, то есть в день Праздника разговения, недействителен.
2. Пост шести дней шавваля желателен, и лучше всего держать его последовательно, начиная со второго дня шавваля. Поскольку это будет проявлением стремления к благим делам.
3. Можно держать этот пост в разрозненные дни или отложить его на конец месяца шавваль.

Писал имам ан-Навави : «Пост в день праздника недействителен» . См. «Минхадж ат-талибин», с. 76.
И в другой книге: «Наши товарищи (ученые-шафииты) сказали, что лучше держать пост шесть дней последовательно сразу после дня Праздника разговения. И если постящийся разделит их или отложит от начала шавваля на конец, то благо сопровождения (рамадана шестью днями поста) будет достигнуто, так как он на самом деле сопроводил его шестью днями из шавваля» . См. «Шарх Сахих Муслим» 8/56.

4. Пост шести дней шавваля после рамадана подобен году обязательного поста.
5. Кто пропустил пост в дни рамадана без приемлемой с точки зрения шариата причины, тому запрещено держать любой дополнительный пост до возмещения рамадана.
А кто пропустил пост в дни рамадана, имея приемлемое оправдание, тому желательно держать пост шести дней шавваля, даже если это будет прежде возмещения рамадана. И есть мнение, что держать любой дополнительный пост прежде возмещения нежелательно (макрух).
6. Если держать в месяц шавваль шесть дней поста из поста понедельника и четверга, или поста трех белых дней и др., а также поста возмещения рамадана, то тем самым будет засчитан и пост шести дней шавваля, но награда за него не будет полноценной и лучше пост шести дней в шаввале держать с отдельным намерением.
7. Если кто-то, имея приемлемое оправдание, или возмещая рамадан, упустил пост шести дней шавваля (с отдельным намерением), то ему рекомендуется возместить их после.
8. Кто прервет день этого поста, тот не обязан будет его возмещать, но возместить его желательно.

3 601

Передается от Абу Айюба Ансари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

« Кто постился месяц рамадан, а вслед за этим ещё шесть дней шавваля, подобен постившемуся целый год » (Муслим).

Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: “6-дневный пост в месяце шавваль является одним из видов желательного поста. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

« Кто постился месяц рамадан, а вслед за этим ещё 6 дней шавваля, подобен постившемуся целый год» .

В этом хадисе указание на достоинство поста 6 дней шавваля. Таким образом, у мусульманина есть возможность получить две награды: награду за пост в месяц рамадан и награду за пост 6 дней месяца шавваль.

Совершивший это будет подобен постившемуся целый год (дахр). Человек получает подобную награду, потому что Аллах воздает за благодеяние десятикратно. Таким образом, пост в месяц рамадан подобен по награде посту на протяжении 10 месяцев, а за пост 6 дней шавваля — награда двух месяцев. Итого 12 месяцев, т.е. 1 год. Таким образом, постившийся месяц рамадан, а вслед за ним шесть дней месяца шавваль, получит награду того, кто постился целый год. Это милость от Всевышнего Аллаха.

При этом, слова Пророка (мир ему и благословение) “ шесть дней шавваля указывают на дозволенность соблюдения поста в эти шесть дней как подряд, так и раздельно в течение всего месяца. Также можно поститься эти дни как в начале месяца, так и в его середине или конце, потому что в хадисе упоминается общее указание “ шесть дней шавваля ”.

Также данный хадис указывает на то, что человек, не соблюдавший пост весь месяц рамадан, не должен переходить на пост 6 дней шавваля, т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

« Кто постился месяц рамадан, а вслед за этим ещё 6 дней шавваля… «.

Следовательно, если человек не соблюдал пост весь месяц рамадан по какой-либо уважительной причине, то он не может поститься 6 дней месяца шавваль. Вместо этого он должен поторопиться возместить пост месяца рамадан. Таким же образом, кто пропустил несколько дней поста в месяц рамадан по какой-либо приемлемой шариатом причине, не должен поститься 6 дней шавваля до тех пор, пока не возместит эти пропущенные дни поста рамадана. Лишь после того, как он возместит пропущенные дни рамадана, он может начать поститься 6 дней месяца шавваль, если этот месяц ещё не закончится. Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение): « а вслед за этим [т.е. вслед за месяцем рамадан] ещё 6 дней шавваля «. В этом высказывании есть указание на то, что правомочность шестидневного поста месяца шавваль связано с предшествующим ему постом месяца рамадан. То есть человек должен сначала завершить пост месяца рамадан, если на нем есть долг за весь месяц или за какую-то его часть. Таким образом, следует сначала восполнить обязательный пост, т.к. обязательные поклонения всегда первостепеннее желательных.

Для тех, кто желает получить воздаяние, равное посту целого года

Как мы знаем, для мусульманина, стремящегося к постоянству в поклонении, усердию в очищении сердца и довольству Аллаха, в Шариате есть дополнительные виды поклонений. При оставлении поклонения раб Аллаха отдаляется от внутренней чистоты, а чем больше человек поклоняется, тем больше очищается духовно, и поэтому набожные люди бывают мягкими, добрыми, радушными.

Пост – это поклонение, которое духовно очищает человека от пороков, поэтому месяц Рамазан – это месяц духовного очищения. После месяца Рамазан наступает месяц Шавваль, в котором тоже есть уникальная возможность для мусульман приблизиться к Аллаху. Возможность заключается в соблюдении шести дней поста. Важность соблюдения такого поста была подчёркнута самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение). За минимальные усилия Аллах обещает многочисленные награды – это бесконечная милость нам и очевидный признак того, что Аллах ищет малейшую возможность приближения Своих рабов к Себе. Для поклонений, конечно же, нет определённого периода, мусульманин должен стараться поклоняться всю свою жизнь. У одного учёного спросили о людях, поклоняющихся и усердствующих лишь в месяц Рамазан, на что он ответил: «Наихудший народ – тот, который истинно узнаёт об Аллахе лишь в месяц Рамазан, поистине праведные – это те, которые поклоняются и усердствуют все годы».

Возобновление поста после Рамазана – признак принятия Всевышним постов, соблюдённых в Рамазане. Ведь поистине, когда Аллах принимает хорошее дело раба, Он даёт ему возможность совершать другие хорошие поступки. Вот как сказали некоторые знающие: «Воздаяние за хорошие дела – это возможность творить ещё хорошие дела после первого. Кто сотворит хорошее, а затем ещё – это признак принятия первого хорошего поступка. А кто сделает хорошее, затем плохое – это признак непринятия хорошего поступка».

Это безграничная милость Аллаха нам, и мы не должны забывать воздавать за это хвалу. Когда некоторые праведные предки проводили ночь в поклонении, то следующий день они соблюдали пост – соблюдением поста они воздавали хвалу Всевышнему за то, что Аллах дал им возможность поклоняться ночью. Пусть Аллах даст нам возможность соблюдать пост в месяце Шавваль.

Мудрость поста в Шаввале

Мудрость поста шести дней в Шаввале такая же, как мудрость всех остальных дополнительных желательных поступков, которые узаконил Аллах, чтобы дополнить посредством этого обязательные поступки. Желательный пост – это как нафл-намазы, совершаемые после обязательных намазов, чтобы восполнить ими недостатки, которые были допущены в обязательных молитвах. Это милость Аллаха, что Он установил к деяниям обязательным деяния желательные, через которые достигается полноценность в делах обязательных и которыми восполняются упущения.

Достоинство такого поста
Из хадисов мы знаем, что человек, соблюдающий эти дни поста после соблюдения месячного поста в Рамазан, получает награду поста за целый год.

Абу Аюб аль-Ансари сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамадан и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Ахмад, № 23533).

Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения» (Таргиб).

Ибн Хузайма передал:

«Соблюдение поста месяца Рамазан – за это награда ещё десять подобных, соблюдение шести дней поста – за это награда два месяца, и это соблюдение поста год» (Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан).

Имам ан-Навави, поясняя этот хадис, сказал:

«И это как целый год, потому что за каждое одно благое дело записывается награда – десять ему подобных, за месяц Рамазан – десять месяцев подобных, а за шесть дней – два месяца подобных» («Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан»).

Примечание:
У кого есть пропущенные посты в месяце Рамазан, тот обязан возместить их. Если сделать намерение на возмещение фарз-поста, то и за желательный тоже можно получить награду. Желательно начать соблюдать пост сразу же после праздничного дня, подряд соблюдать пост необязательно, но желательно.

Намерение делается так: «Я намереваюсь соблюдать пост в месяце Шавваль ради Аллаха».

Календарь является одним из неотъемлемых элементов повседневной жизни каждого человека. Мусульмане имеют собственную систему летоисчисления, опираясь на которую происходит соблюдение ими тех или иных религиозных предписаний.

Большинство государств мира на сегодняшний день пользуется григорианским солнечным календарем, ведущим отсчёт от рождения Иисуса Христа (Пророка Исы, р.а.) и включающим в себя 12 месяцев (365 или 366 дней). В исламе же за основу взят , отсчитывающий дни с момента Хиджры - переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину, произошедшей в 622 году по григорианскому летоисчислению (его называют Милади). Ключевым же отличием является то, что мусульманский календарь короче григорианского на 11-12 дней, поэтому наступление тех или иных религиозно значимых событий происходит в разные даты григорианского календаря.

При этом мусульмане не имеют всеобщего единого исламского календаря, так как используются разные методы определения нового месяца. Одни богословы ратуют за то, что этот момент наступает тогда, когда на небе видна новая луна. Другие же считают, что в данном случае следует прибегать к новейшим технологиям и определять наступление месяца по спутнику. Именно наличие этих разногласий приводит к тому, что одно и то же событие (например, наступление месяца Рамазан, празднование Ураза-Байрам и так далее) в разных государствах и даже регионах одной страны происходит в разное время.

Мусульманский календарь, как и григорианский, составляют 12 месяцев. В заключительном Божьем Откровении сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36)

особенности каждого месяцА

1. Мухаррам

Начинается исламский календарь с месяца Мухаррам. Он занимает особое положение и входит в число четырёх запретных месяцев в исламе, о которых упоминается в вышеупомянутом аяте. Их запретность обусловлена тем, что Творец наш наложил запрет на конфликты и ведение войн в эти месяцы.

Месяц Мухаррам, который особо выделяется в исламе, несёт в себе большое достоинство для правоверных. К примеру, этот период считается весьма благоприятным для тех, кто собирается держать дополнительный пост. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) разъяснял: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Господа» (хадис от Муслима и Абу Дауда).

Отдельно мусульмане выделяют в месяце Мухаррам день Ашура, который приходится на десятое его число. О значимости этой даты свидетельствует то обстоятельство, что немало важных событий в истории ислама приходится именно на (в 2019 г. это 9 сентября). Соблюдение поста 10-го числа месяца Мухаррам, как считается, способствует искуплению грехов за целый год. В доказательство приводится достоверное изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «У того, кто постится в день Ашуры, прощаются грехи за год» (хадис от Муслима, ат-Тирмизи и Ахмада). Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна, особо почитаемого у мусульман-шиитов.

2. Сафар

Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т.д. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) развеял эти предрассудки, заявив: «Не существует плохих примет месяца Сафар» (Муслим).

Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе.

3. Раби уль-Авваль

В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.). Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют (8 ноября) - День рождения своего Пророка (с.г.в.). Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд).

4. Раби уль-Ахир

Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца.

5. Джумад аль-Уля

Следующий месяц исламского календаря - Джумад аль-Уля (иногда называют Джумад аль-Авваль). Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии (откуда и сохранились названия всех месяцев) имела место засуха.

6. Джумад аль-Ахир

Шестым месяцем календаря является Джумад аль-Ахир (или Джумад ас-Сани). Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада (с.г.в.) и первый праведный халиф - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.).

7. Раджаб

Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217)

В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд). Однако многие богословы назвали этот хадис слабым.

На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает - дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника. Некоторые богословы возводят её до уровня праздника, другие же отмечают, что эта ночь является лишь памятной датой, а значит, праздновать данную дату не стоит.

27 числа месяца Раджаб состоялось знаменитое ночное путешествие Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Исра, а также его вознесение на небеса - . Данное событие является одним из величайших чудес в истории ислама и упоминается в Коране:

«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1)

8. Шаабан

Восьмой по счёту мусульманский месяц, идёт непосредственно перед священным Рамазаном. Во время Шаабана верующие готовятся к соблюдению предстоящего обязательного поста. Подготовка включает, в том числе, соблюдение поста в отдельные дни. Так делал и Посланник Всевышнего (с.г.в.).

Передаётся со слов Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я не видела, чтобы Пророк Мухаммад соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамазан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шаабане» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, правоверным в этот месяц не меньшее внимание следует уделить и поклонению. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Наш Господь спускается в середину ночи месяца Шаабан и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений!» (Ибн Маджа).

9. Рамазан

Наиболее значим для мусульман во всём мире Священный месяц Рамазан (Рамадан). Важность его обусловлена тем, что именно в эти 30 дней исламского календаря человечеству была ниспослана последняя Книга Аллаха.

Исключительность Рамазана описывается в хадисах: «Когда наступает Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари и Муслим).

Важнейший элемент данного месяца - обязательный пост, служащий одним из столпов ислама. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешения будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них» (аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, именно на 9-й месяц исламского календаря приходится лучшая ночь в году - (Ночь предопределения). На её величие указывает уже тот факт, что ей посвящена целая кораническая сура:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или могущества, величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура 97)

Эти аяты прямо указывают, что Ляйлят уль-Кадр превосходит по степени своего блага 1000 месяцев, а это соответствует более чем 83 годам - практически целой человеческой жизни. И всякое положительное деяние, которое свершается в эту ночь, обернётся для раба Аллаха куда большим благом, нежели добрые поступки, совершаемые им на протяжении всей своей земной жизни.

В Рамазан верующим надлежит усердствовать в чтении аятов и сур Священной Книги, читать (предпочтительно - с джамаатом) намазы таравих, совершать иные благие дела, поскольку за них можно рассчитывать на увеличенную во много раз награду от Создателя. (В 2019 году месяц Рамазан начинается 6 мая и первый день поста приходится на эту дату).

10. Шавваль

Следующий за Рамазаном месяц Шавваль тоже считается особым в жизни уммы. В первую очередь это обусловлено тем, что 1-го числа данного месяца отмечается один из самых важных исламских праздников - День разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-Байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня и празднуется ещё два последующих дня).

Во-вторых, в Шавваль мусульманам рекомендуется соблюдать 6 дней уразы. Совместно с постом в месяц Рамазан они дают награду, равноценную савабу, получаемому за год поста. Основание так утверждать содержится в хадисе: «Если кто-то соблюдал уразу в Рамазан и прибавил к ней шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (Муслим).

11. Зуль-Каида

Одиннадцатым месяцем исламского календаря является Зуль-Каида, третий запретный месяц после Мухаррама и Раджаба. В ходе него запрещается вести военные действия и вступать в конфликты.

12. Зуль-Хиджа

Заключительный месяц года в исламском летоисчислении играет огромнейшую роль в жизни уммы, поскольку на него приходится выполнение важных религиозных обрядов.

Во-первых, Зуль-Хиджа является месяцем совершения одного из столпов ислама - паломничества ().

Во-вторых, отдельно выделяются первые 9 дней этого месяца: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит совершение их именно в эти дни», - говорится в хадисе, приведённом аль-Бухари. Данный временной отрезок правоверным советуется провести в посту, проявить усердие в поклонении, помогать нуждающимся, претворять в жизнь иные угодные Аллаху деяния.

Особое место в начальной декаде месяца Зуль-Хиджа занимает День Арафа (в 2019 году приходится на 10 августа) . Тому, кто в этот день будет держать уразу, по милости Господа будут прощены все грехи, которые он совершил за 2 года. Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошедшего и грядущего годов» (Муслим).

Ну и самая важная дата в конце мусульманского лунного года приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, когда отмечается второй из величайших праздников в исламе - День жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-Байрам, который в 2019 году празднуется с 11 по 14 августа).