Как хоронят в индонезии. Необычный обряд племени тораджа в индонезии

На индонезийском острове Сулавеси, среди живописных гор живёт народ, называющий себя тораджи и практикующий анимизм. Эти люди верят, что всё на свете обладает душой – не только животные и растения, но даже неодушевлённые предметы и явления природы. С этой верой связаны и похоронные ритуалы тораджи – одни из самых необычных и причудливых на нашей планете.

Младенцев, умерших до того, как прорежутся зубки, хоронят в стволах деревьев, а мумии умерших десятилетия назад выставляют напоказ.

Похороны для тораджи – крайне важное социальное событие, повод для родственников собраться вместе, для жителей деревни – укрепить или возобновить добрососедские отношения. Проводятся эти обряды в строгом соответствии с традициями и верованиями предков. И продолжаются такие похороны довольно долго.

Когда умирает представитель народа тораджи, семья усопшего проводит несколько многодневных погребальных церемоний, но начинаются они не сразу. Дело в том, что обычная семья, как правило, не может быстро собрать необходимые для похорон средства.




Приходится откладывать их на недели, месяцы, а то и на годы – пока достаточную сумму не удастся накопить. Всё это время покойный лежит забальзамированный в специально выделенном помещении под одной крышей с живыми членами своей семьи. Пока все церемонии не будут проведены по всем правилам, человек считается не мёртвым, а просто больным.

Как только нужная сумма собрана, начинаются церемонии. Первым делом полагается заколоть буйволов и свиней под ритуальные танцы. Чем могущественнее был покойный, тем больше скота забивают в его честь – иногда счёт идёт на десятки и сотни.

Могилы выдалбливают в скалистых горах и украшают деревянными изображениями усопших

После этого дело доходит непосредственно до погребения, но народ торажди очень редко хоронит своих мёртвых в земле. Чаще всего тела кладут в выдолбленных в горах нишах, либо подвешивают деревянные гробы в скалах.

Выдолбленные в горах могилы стоят очень дорого, на их изготовление уходит несколько месяцев. Подвешиваемые гробы обычно богато украшаются, но со временем дерево начинает гнить и кости падают вниз.

Для погребения младенцев, умерших до появления зубов. у тораджи существует особая традиция. Их тела заворачивают в ткань и помещают в отверстия, проделанные в стволах живых растущих деревьев, которые затем прикрывают дверцами из волокон пальмы и запечатывают.

Через некоторое время дерево начинает затягивать «рану», вбирая в себя маленькое тельце. В одном дереве таких могил может быть не один десяток.

После того, как усопший похоронен, начинается застолье. Затем все расходятся по домам. Но похоронные ритуалы на этом не завершены. Каждый год, в августе, проходит ритуал под названием «манене». Тела умерших извлекают, моют и переодевают в новые одежды. После этого мумии «шествуют» по всей деревне, как зомби..

На индонезийском острове Сулавеси , среди живописных гор живёт народ, называющий себя тораджи и практикующий анимизм . Эти люди верят, что всё на свете обладает душой - не только животные и растения, но даже неодушевлённые предметы и явления природы. С этой верой связаны и похоронные ритуалы тораджи - одни из самых необычных и причудливых на нашей планете.

Младенцев, умерших до того, как прорежутся зубки, хоронят в стволах деревьев, а мумии умерших десятилетия назад выставляют напоказ.

Похороны для тораджи - крайне важное социальное событие, повод для родственников собраться вместе, для жителей деревни - укрепить или возобновить добрососедские отношения. Проводятся эти обряды в строгом соответствии с традициями и верованиями предков. И продолжаются такие похороны довольно долго.

Когда умирает представитель народа тораджи, семья усопшего проводит несколько многодневных погребальных церемоний, но начинаются они не сразу. Дело в том, что обычная семья, как правило, не может быстро собрать необходимые для похорон средства.

Приходится откладывать их на недели, месяцы, а то и на годы - пока достаточную сумму не удастся накопить. Всё это время покойный лежит забальзамированный в специально выделенном помещении под одной крышей с живыми членами своей семьи. Пока все церемонии не будут проведены по всем правилам, человек считается не мёртвым, а просто больным.

Как только нужная сумма собрана, начинаются церемонии. Первым делом полагается заколоть буйволов и свиней под ритуальные танцы. Чем могущественнее был покойный, тем больше скота забивают в его честь - иногда счёт идёт на десятки и сотни.

Могилы выдалбливают в скалистых горах и украшают деревянными изображениями усопших

После этого дело доходит непосредственно до погребения, но народ торажди очень редко хоронит своих мёртвых в земле. Чаще всего тела кладут в выдолбленных в горах нишах, либо подвешивают деревянные гробы в скалах.

Выдолбленные в горах могилы стоят очень дорого, на их изготовление уходит несколько месяцев. Подвешиваемые гробы обычно богато украшаются, но со временем дерево начинает гнить и кости падают вниз.

Для погребения младенцев, умерших до появления зубов. у тораджи существует особая традиция. Их тела заворачивают в ткань и помещают в отверстия, проделанные в стволах живых растущих деревьев, которые затем прикрывают дверцами из волокон пальмы и запечатывают.

Через некоторое время дерево начинает затягивать «рану», вбирая в себя маленькое тельце. В одном дереве таких могил может быть не один десяток.

После того, как усопший похоронен, начинается застолье. Затем все расходятся по домам. Но похоронные ритуалы на этом не завершены. Каждый год, в августе, проходит ритуал под названием «манене». Тела умерших извлекают, моют и переодевают в новые одежды. После этого мумии «шествуют» по всей деревне, как зомби..

Странные погребальные ритуалы тораджи ежегодно привлекают на остров множество туристов и специалистов-антропологов. С 1984 года Тана Тораджа является вторым по популярности местом в Индонезии после Бали.

Некоторые обычаи далеких экзотических стран просто шокируют россиян. Например, в таких странах, как Индонезия, Мадагаскар, Тайвань, похоронные обряды нередко привлекают туристов, создавая вокруг себя легенды и домыслы. Но для простого народа этих государств погребальные обряды важная часть культуры. Религия здесь - это поклонение предкам и душам умерших, а потому ритуалам, связанным с похоронами, придается колоссальное значение.

Похоронные традиции Мадагаскара

Оказавшись на похоронах мадагаскарца, может показаться, что местные жители ведут себя непочтительно по отношению к покойному. Особенно в сельских местностях (коих на острове больше 70%), где на похороны сходится вся деревня. Собравшиеся громко поют и весело танцуют рядом с гробом. Смерть здесь не повод для грусти. Ведь теперь, согласно местным представлениям о жизни, умерший стал духом, обрел более счастливую и насыщенную жизнь. Погребение проходит на кладбищах. Каждые 7 лет родные снова собираются возле могилы и танцуют для покойного родственника.

На самом деле, покойников здесь больше уважают, чем живых. Если при жизни между двумя жителями Мадагаскара были какие-то обиды или даже откровенная вражда, все это уходит со смертью одного из них, сменяясь глубоким почтением.

Кстати, танцы на похоронах в Мадагаскаре - это тоже проявление уважения к покойному. Ведь танцуют в его честь, чтобы развлечь умершего и не дать ему “заскучать”.

Погребение проходит на кладбищах. Каждые 7 лет родные снова собираются возле могилы и танцуют для покойного родственника.

Бывает и так: кому-то из родственников или друзей приснилось, что покойному скучно или он недоволен своими похоронами. Тогда останки выкапывают, танцуют с ними, а потом с большим почтением и надеждой, что теперь-то усопший всем доволен, опять закапывают в землю.

Похороны в Индонезии. Необычный народ Тораджи

В горной местности Индонезии живет народ, знаменитый своими необычными похоронными обрядами на весь мир. На похороны приглашается сам умерший.

Местные жители делают куклу, очень похожую на покойного, одевают в его одежду, обязательно надевают какие-то характерные аксессуары, например, кулон, который покойный носил при жизни.

Считается, будто дух умершего подумает, что кукла - это его тело, и войдет в нее. Куклу поудобней усаживают в специальный домик, откуда она “сможет наблюдать” за всеми обрядами. А обряды такие: приносят в жертву 15 буйволов, поют и танцуют.

С тех пор как Индонезии коснулся технический прогресс, хорошим тоном считается надеть на похороны футболку с фото умершего .

Традиционные в нашем понимании кладбища Тораджи не обустраивают : им попросту не позволяет горная местность.

Вместо обычного захоронения в земле, местные индонезийцы находят пещеры или сами делают углубления в застывшей лаве.

В таких пещерах оставляют гробы с телом. Гробы со временем гниют, проседают, из-за этого кости вываливаются наружу, превращая погребальные пещеры этого народа Индонезии в жуткое зрелище.

Гробы принято украшать, вырезать из дерева всевозможные узоры. Но так хоронят только взрослых. Совсем маленьких детей или умерших младенцев без гроба просто помещают в дупло какого-нибудь дерева.

Похороны на Тайване

Чтобы выразить почтение умершему чего только не делают.

Например, на Тайване считается, что чем больше людей пришло попрощаться с покойным, тем лучше будет умершему в потустороннем мире. Местные жители рассуждают так: духи увидят, что на похоронах собралось много людей, значит, покойный был человеком уважаемым и добродетельным. Следовательно, в загробном мире его также уважают, и предоставляют “хорошее место”. К тому же добрых духов привлекает веселая музыка.

А потому из похорон на Тайване устраивают целые представления с громкой музыкой и световыми эффектами , приглашаются оркестры, танцовщицы и даже стриптизерши.

Почтение умершим оказывают в разных уголках Земли по-разному. Многое зависит от местных традиций и понимания мира.

Необычный обряд племени Тораджа в Индонезии

Живописный горный район Южной Сулавеси в Индонезии является домом для этнической группы под названием Тораджа. Большее число ее членов живут в регентстве Тана Торая или "земля Тораджи" в центре острова Сулавеси, в 300 км к северу от Макассар, столицы провинции Южный Сулавеси.

Эти люди практикуют анимизм - мнение, что все не человеческие существа, такие как животные, растения и даже неодушевленные предметы или явления обладают духовной сущностью. Племенем были разработаны некоторые из самых сложных погребальных обрядов в мире.

Они включают в себя дерево погребения, отведенное для младенцев, умерших до прорезывания зубов, выставление напоказ мумий умерших десятилетия назад родственников.

Похоронные обряды Тораджа являются важными социальными событиями и поводом для сбора всей семьи. Эти события длятся в течение нескольких дней. Когда представитель Тораджа умирает, члены семьи умершего должны провести серию ритуальных церемоний, известных как Rambu Soloq, в течение многих дней.

Но обряды происходят не сразу после смерти, потому что типичной семье Тораджа часто не хватает средств, необходимых для покрытия похоронных расходов. Так они ждут - недели, месяцы, а иногда и годы, медленно накапливая средства. В течение этого времени умершего не хоронят, а бальзамируют и хранят в традиционном доме под одной крышей со своей семьей. До окончания церемонии похорон, пока труп не будет погребен, он не считается умершим, а лишь страдающим от болезни.

После того, как накоплено достаточно средств, начинаются обряды. Во-первых, забивают буйволов и свиней, сопровождая это музыкой и танцами, во время которых молодые парни должны брызнуть кровью из длинных бамбуковых трубок. Не редко в жертву приносят десятки буйволов и сотни свиней. После жертвоприношения мясо распределяется среди гостей.

Затем идет фактическое захоронение, но члены племени Тораджа редко закапывают покойника в землю. Они располагают его или в пещерах вырытых в скалистом склоне горы, или в деревянных гробах, которые висят на скале. Могила, как правило, стоит дорого и уходит несколько месяцев на ее приготовление.

Резные чучела, называемые Тау Тау, представляют покойного и обычно помещаются в пещере так, чтобы они глядели на землю. Гробы красиво оформляются, но со временем дерево начинает гнить и отбеленные кости умерших часто падают на дно подвесного могильника.

Младенцев не хоронят в пещерах или подвесных гробах. Их размещают внутри полых живых деревьев. Если ребенок умирает прежде, чем у него начали прорезываться зубы, его заворачивают в ткань и помещают в выдолбленные пространства внутри растущего дерева. Отверстие затем герметизируют и дерево начинает заростать, поглощая мертвого ребенка. Десятки детей может быть похоронены в стволе одного дерева.

После захоронения гости пируют и возвращаются в свои дома, но ритуалы на этом не заканчиваются. Раз в несколько лет, в августе, проводится ритуал Ma"Nene, во время которого органы умерших эксгумируют для стирки, а мертвецов одевают в новую одежду и проносят вокруг деревни как зомби.

На юге третьего по величине острова Индонезии, Сулавеси, лежит «Тана Тораджа», или «земля тораджей». Это одно из интереснейших и красивейших мест в стране. Тораджей всего около 300 тысяч. Занимаются они главным образом рисоводством, а знамениты тем, что строят удивительные дома, напоминающими лодки. Административный центр Тана Тораджа - Макале, маленький и очень тихий городок. В центре - искусственное озеро. На берегу установлена довольно странная скульптурная композиция: состоящая из одних мужчин похоронная процессия.

Центральный храм города - протестантский. Внутри все очень аскетично - скамейки для прихожан, трибуна проповедника. Главная достопримечательность Рантепао не центральный собор и не памятник на площади, а пещеры, в которых хоронят умерших. Тораджи верят, что чем выше могила покойного, тем он ближе к небесам. Попробуем до этих могил добраться. Городское кладбища - это скала. На высоте приблизительно 30 метров она вся испещрена где искусственными, а где природными гротами. В них покоятся останки умерших. Рядом в скале выдалбливается довольно глубокая ниша, в которую помещают вырезанные из дерева в натуральную величину человеческие фигуры. Эти статуи изображают тех людей, которые здесь захоронены. Статуи одеты в платья. Когда одежда истлевает, ее меняют на новую. При чем сопровождается это особой церемонией.

Выдолбить грот - тяжелая работа. Она занимает несколько лет и стоит дорого. Поэтому бедные семьи, которым не по карману устроить склеп в скале, хоронят родственников в естественных пещерах. Чтобы проникнуть в усыпальницу, надо преодолеть довольно длинный коридор. Перед входом в нее принято оставлять небольшие денежные подношения. Склеп заполнен деревянными гробами. Самое последнее захоронение сделано всего месяц назад. Похоронный обряд, пожалуй, самое интересное, что можно увидеть на южном Сулавеси. Он здесь важнейшее событие в жизни общины, важнее даже свадьбы.

В Кесу я попал как раз в разгар подготовки к похоронам местного старосты. Деревня эта для Тана Тораджа вполне типичная. Длинная улица, по одной ее стороне фасадами на север стоят дома, по другой - амбары для риса. Крыши у тех и у тех одинаковые. Жилой дом тораджей называется «тонгонан». Возводят это удивительное сооружение без единого гвоздя. Фасад отделан резными досками, на которые нанесен орнамент, и украшен головой буйвола. Причудливой формы кровлю делают, как правило, из бамбуковых дощечек. Их укладывают так, чтобы верхняя находила на нижнюю, как черепица.

В приготовлениях к похоронной церемонии участвуют все - и богатые, и бедные. Тем более, что усопший был старостой. Люди, как муравьи, таскают доски, бамбуковые жерди, пальмовые листья. Ведь скоро в Кесу прибудут несколько сот человек из других деревень. Для гостей строят нечто вроде крытых веранд. С них удобно наблюдать за церемонией. Здесь же гостей угощают мясом жертвенных животных. Похороны у тораджей - самый большой праздник. Именно праздник, потому что люди эти верят, что после смерти попадут в рай - ада у них просто нет. Чем роскошней похороны, тем ближе душа покойного к создателю, имя которому Пуанг Матуа. Животных забивают, чтобы принести их в дар богам, которых у тораджей множество. Главный - Пуанг Матуа. Он получает отборных быков. А эти куры предназначены для мелких богов, «девата». Христианство у местных жителей своеобразное: они и в церковь ходят, и своих богов не забывают. Я присоединился к строителям и внес свою скромную лепту в подготовку похорон. Потаскал доски, но малевать нехитрые узоры оказалось много приятней. Цвета, которыми тораджи расписывают гостевые веранды, имеют свою символику. Красный - это кровь и жизнь, белый - чистота, желтый - власть Бога, черный - смерть.

Гостевые веранды строят вокруг «ранте», небольшого участка земли, на котором установлены тесаные камни. Каждый посвящен основателю рода, которых в деревне несколько. Возле камней предков, и забивают жертвенных буйволов. Эти холеные красивые животные в поле не работают. Вместо них трудятся средства малой механизации. Буйволов выращивают только для принесения в жертву. Рога не выбрасывают, их прикрепляют к шесту, который устанавливают перед домом. Рога буйвола символизируют у тораджей отвагу. Их как бы нанизывают друг на друга. Они показывают, сколько животных хозяин дома забил для похоронных церемоний. Этот, например, принес в жертву более 2 дюжин. Чем больше рогов, тем хозяин богаче.

Господин Тин-Тин Сарунало, сын умершего старосты деревни, следит за подготовкой похорон. Он нам рассказал:

Отец мой дожил до 82 лет. Он был хорошим человеком, мудрым, всем помогал. Умер год назад. Все это время наша семья собрала средства на похороны. Мы принесем в жертву 40 буйволов и 80 свиней. Они понадобятся отцу на том свете. Пока церемония не проведена, душа покойного останется перед воротами рая. Она даже может вернуться на землю, чтобы вредить живым.

Господин Тин-Тин пригласил меня в свой «тонгонан». Кухня с очагом устроена на улице за домом. В жилые помещения ведет узкая лесенка. Наверху также имеется нечто вроде очага. В нем ночью курятся благовония, отпугивающие комаров. Комнат в доме две. Мебели нет. Спят здесь на полу, застеленном циновками. Стены украшают кинжалы. На потолке - «кандаур», плетеный плафон с длинной бахромой от сглаза. Открытый гроб с покойным стоит прямо в комнате. Тело его забальзамировано. Семья Тин-Тина живет с мертвецом под одной крышей уже год и никого это не беспокоит. Тин-Тин познакомил меня со своим братом Лаюком. И тот рассказал, как все будет происходить на похоронах:

Когда резчик закончит деревянную фигуру отца, тело переложат в другой гроб. После этого и гроб и фигуру выставят на специальном помосте. Там они будут находиться 12 дней. Ровно столько душа покойного остается в деревянном его изображении. Все это время продолжается праздник. Люди едят мясо жертвенных животных и веселятся. Новый гроб для отца Лаюка делают в местной мастерской. Здесь же сооружают макет традиционного дома тораджей, который поставят поверх гроба, и носилки для всей этой конструкции. В конце праздника гроб обнесут вокруг деревни и установят в семейном склепе.

Деревянное изображение «тау-тау», в которую должна на время переселиться душа покойного, режут из желтой древесины дерева уатсада. Руки делают съемными, чтобы легче было скульптуру облачать в одежду. Над образом усопшего мастер трудился месяц. Работал по фотографии. На ней староста еще молод. Хотя скульптура еще не совсем закончена, видно, что определенного сходства резчику удалось добиться. Скульптура обходится заказчику в 4 млн. рупий. Это примерно пятьсот долларов. Поэтому настоящую «тау-тау» могут позволить себе лишь очень состоятельные семьи. Обычные же обходятся без портретного сходства, лишь бы пол усопшего можно было определить.

Собственный склеп, да еще если он бетонный, - это тоже признак богатства. Форма его может быть любой, но вот крыша у всех традиционная, как у «тонгонана». Такие мавзолеи тораджи называют «бануа тангмерамбу», «дом без кухни». У склепа делают подношения предкам: это может быть еда, монеты, даже сигареты. Но основная масса деревенских жителей и в"" этой деревне хоронят мертвецов в уже знакомых нам пещерах и гротах, рядом с которыми в нишах устанавливают «тау-тау».

Наверх, к пещерам, ведет тропа. По пути то и дело попадаются «висячие могилы». Это вмурованные в скалу балки, на которых установлены гробы. Теперь так почти не хоронят. Со временем дерево разрушается и гробы падают. Останки приходится складывать в уцелевшие захоронения. Так что кости предков жителей деревни Кесу давно перемешались.

Вот, наконец, и пещера. Она мало чем отличается от той, что я видел в городе Рантепао. Эта, правда, менее глубокая, да и гробов тут поменьше. Рядом с некоторыми стоят кресты, как напоминание о том, что покоятся здесь все же христиане.

Большинство тораджей считают себя христианами. Но согласитесь, на христианские обычаи совсем не похоже. Больше всего меня удивили не покойники в доме и даже не жертвоприношения, а то, что тораджи не верят в ад. А если нет ада, то значит, им все позволено.