История якудза. Вспомогательная помощь якудза. Семьи якудза неоднородны

Япония для большинства представляется высокотехнологичным обществом со своей культурой. Но за ширмой закрытой страны кроется немало интересного. Есть там и своя организованная преступность, ее традиционная форма зовется якудза. Это настоящие преступные синдикаты, которые и определяют местный криминальный мир.

Сравниться с якудза по степени влияния могут, к примеру, азиатские триады или мафия на Западе. Вот только организация японской преступности совсем другая, чем у аналогичных структур. Да и работает якудза иначе. Говорят, что у этой мафии есть даже свои офисные здания, а об ее действиях открыто рассуждают в прессе.

Появилась якудза еще в XVII веке, когда феодалы вдруг стали понимать, что открытая борьба с противником, как это делают самураи, менее эффективна, чем скрытая и незаметная. Сегодня якудза является, без преувеличения, одной из японских достопримечательностей. Но на Западе знают о ней крайне мало, так что стоит поведать о самых интересных фактах об этой скрытной организации.

Сокайя - организация взяточничества. Слово сокайя подразумевает не просто взяточничество, а крупномасштабную ее форму, которая и практикуется якудза. Японская мафия приобретает сперва крупный пакет акций компаний, достаточный для присутствия и голоса на совете директоров. После этого преступники стараются узнать о руководстве компании максимум информации, выискивая компромат на них. Затем уже начинаются своеобразные торги. Якудза угрожает акционерам разглашением конфиденциальной информации, заставляя платить за молчание. Это очень серьезная угроза, ведь в японской корпоративной культуре позор является мощным рычагом давления, так что такая тактика обычно оказывается успешной. Необычным в этом взяточничестве является то, что все это происходит с крайней вежливостью. Сами угрозы, как и плата за молчание производится не напрямую, а окольными путями. К примеру, якудза может устроить некий конкурс или спортивное соревнование, а жертвам ненавязчиво рекомендуют приобрести билеты по весьма завышенным ценам. Надо сказать, что такая участь ждала многие японские компании. К примеру, один из вымогателей угодил за решетку на восемь месяцев после того, как пытался шантажировать руководство компании «Мицубиси». Представитель якудза пытался воспользоваться информацией о незаконном использовании чиновниками арендных платежей за дом отдыха. Сокайя уже в 1982 году достигла настолько внушительных масштабов, что правительство даже ввело ряд законов, которые запрещали платить вымогателям. Но пользы от этого оказалось немного. Якудза тут же отреагировала на это, придумав просто более сложную схему для сокрытия своей деятельности. Руководителям же часто приходится потакать якудза, ведь информация об участии в прошлом в сокайя грозит уголовным делом. Сегодня корпорации придумали свой действенный способ борьбы с вымогателями - проведение собраний акционеров в один день по всей страны. В итоге члены мафии не могут физически оказаться одновременно в нескольких местах. Такая мера принята на Токийской фондовой бирже. Там в 90% случаев корпорации проводят свои ежегодные собрания в один и тот же день.

Жесткая борьба с якудза. Власти Японии знают многое о самом крупном преступном синдикате страны, Ямагути-гуми. В последнее время в борьбу с ним включилось еще и правительство США, его отделения по борьбе с организованной преступностью. Американским гражданам попросту запретили идти на какие-либо финансовые сделки с главой синдиката, Кэнъити Синода. В «черный список» попал и его «правая рука» Киеси Такаяма. Да и все активы организации на территории Соединенных Штатов были заморожены. В Японии также появились законы, которые призваны разорвать связи якудза с законопослушным бизнесом. Ранее в Стране восходящего солнца меры ограничивались лишь введением штрафов для тех предприятий, которые идут на сотрудничество с криминалом. Новые меры оказались на удивление действенными. В итоге число представителей якудза в Японии сократилось до рекордного за последние пол столетия уровня. Сам же Синода считает, что исчезновение его синдиката станет проблемой для страны. Ведь на улицы выйдут тысячи безработных бандитов, которые станут угрозой для общественного порядка в Японии.

Помощь нуждающимся со стороны якудза. В 2011 году в Японию пришло природное ненастье - страна была атакована мощными цунами. Но в числе первых организаций, кто пришел с помощью в пострадавшие районы, оказалась и якудза. И этот случай вовсе не редкость - еще в 1995 году после землетрясения в крупном городе Кобе, члены мафии организовали доставку ценных грузов в разрушенные кварталы мегаполиса. Для этого якудза использовала вертолеты, лодки и скутера. Есть даже легенда о том, что якудза всегда помогает нуждающимся, когда им это надо. Ведь члены преступной организации являются изгоями, которые не могут не сочувствовать пострадавшим от невнимания со стороны официальных властей. Другие же люди придерживаются более практичной и циничной точки зрения, для них такое поведение мафиози всего лишь форма пиара и способ получить общественную поддержку. Ну как после такой благотворительности призвать общество на борьбу с якудза? Однако не только имидж завоевывает якудза с помощью подобных добрых дел. Они приносят криминальным синдикатам еще и немалую финансовую выгоду. Сразу после землетрясения в 2011 году подконтрольные якудза организации смогли получить выгодные государственные строительные контракты. Катастрофа оказалось настолько масштабной, что власти просто вынуждены были прибегнуть к помощи сомнительных фирм. Тем более что подпольные синдикаты себя открыто не афишируют, стараясь действовать через подставные компании. И поди разберись, кто из них связан с криминалом. Интересно, что один из таких контрактов привел главу подставной компании в тюрьму. Он просто клал в свой карман часть заработной платы своих же сотрудников, считая, что якудза сможет защитить его.

Журнал якудза. В Ямагути-гуми принято раздавать всем членам информационные бюллетени. В последний раз они достались 28 тысячам членами организации. В этом своеобразном корпоративном журнале под названием «Ямагути-гуми Шинпо» публиковались также хайку и статьи о рыбалке. Редакторы высказали мнение главы синдиката о том, что для него наступают трудные времена. В то время дела якудза действительно шли плохо, вот и стал журнал своеобразным инструментом для поднятия настроения своих криминальных читателей. Удивительно, но некоторые экземпляры издания попали и в руки обычных мирных японцев. Специалисты полагают такую «промашку» неслучайной. Якудза понимала, что слух о выходе журнала просочится. Так что рассылка осуществилась умышленно не только членам синдиката, но и некоторым обычным гражданам. Так мафия попыталась уменьшить свою сложившуюся насильственную репутацию в глазах сограждан.

Ритуал юбитсуме. В якудза принято по-своему наказывать тех, кто провинился. Бандитов, которые поступили неправильно с точки зрения всей организации, заставляют отрубать кончик собственного пальца. Это и зовется юбитсуме. Если за первый проступок отрубают только кончик мизинца, то дальнейшие провинности влекут за собой уже серьезные увечья. В итоге у многих японских мафиози левый мизинец отсутствует частично или полностью, а порой нет и каких-то других пальцев. С одной стороны, видно, кто перед вами. А с другой, понятно, что это не самый успешный мафиози, раз был неоднократно наказан. Такой ритуал положил даже начало спросу на искусственные пальцы. Понятно, что отсутствие их на руке является печатью позора. Скрыть это сложно, но просто необходимо – большинство японцев в курсе ритуала юбитсуме. Известный английский эксперт по коже, профессор Алан Робертс, экспортировал в Японию столько натуральных внешне протезов, что получил в якудза даже прозвище «Господин Палец». Очевидно, что его услуги пользуются спросом.

Сложные татуировки. Важной часть культа якудза являются необычные цветные татуировки на телах преступников. Японские мафиози пользуются традиционным способом, вводя вручную чернила под кожу. Этот метод называется ирезуми и его отличает крайняя болезненность. Зато пройдя через эту процедуру, можно доказать свою храбрость. Надо отметить, что цветные татуировки в последнее время стали популярны и среди обычных японцев. Самыми же популярными рисунками являются женщины, драконы и горы. И хотя татуировки распространились в обычном обществе, с ними все еще ассоциируются членов преступной организации. Мэр города Осака даже ввел запрет на подобные нательные художества для государственных служащих. Чиновник попросил подчиненных либо избавиться от татуировки, либо искать себе другую работу.

Якудза и суд. Мы не удивляемся тому, что наши преступников судят, но вот иски к криминальным структурам – это возможно только в Японии. Не так давно одна владелица ресторана подала в суд на Кэнъити Синода, того самого могущественного главу Ямагути-гуми. Женщина утверждала, что якудза должна нести ответственность за своих представителей, которые вымогали у нее деньги за защиту и угрожали сжечь ее заведение. Хозяйка ресторана официально потребовала от якудза возместить ей ущерб в размере 17 миллионов иен, или же 2,8 миллионов долларов. И это далеко не первый случай, когда на якудза подают в суд. Нечто похожее произошло и в 2008 году. Тогда несколько граждан пошли в суд, чтобы выселить банду Доинкаи из их штаб-квартиры в городе Куруме. После того, как организация стала разрушаться изнутри, благодаря междоусобным стычкам в борьбе за лидерство, разразилась настоящая жестокая война. Горожане утверждали, что имеют право на жизнь в мире, так что они потребовали от бандитов покинуть их город. Но якудза не всегда выступает на стороне ответчика. В начале 2013 года синдикат Кудо-кай с юга страны был официально наречен правоохранительным органами «опасным». Члены якудза оказались вовлеченными в серию нападений на штаб-квартиру другой мафиозной организации. При этих атаках бандиты даже использовали гранаты. На суде адвокат Кудо-кай заявил, что такая характеристика его подзащитных несправедлива. Дело в том, что синдикат является лишь одним из пяти, что действуют в этом регионе. Такое ущемление прав якудза, по мнению адвоката, является нарушением Конституции страны.

Экзамены для мафиози. В 2009 году в Ямагути-гуми членов организации заставили пройти специальный тест на 12 страницах. На такой шаг мафия пошла после того, как правительство предприняло серьезные шаги против организованной преступности. Считалось, что благодаря этим экзаменам, члены синдиката смогут уберечься от разных неприятностей и продемонстрировать свое знание законов. В анкете было немало разнообразных тем, начиная от незаконного выброса мусора и заканчивая гоном машин. Кажется нелепым, что злые татуированные бандиты сидят смиренно в аудитории и сдают экзамены, тщательно вызубрив все ответы. Однако такой подход дает в целом представление обо всей японской экономике. Давно уже считается, что именно якудза является своеобразным критерием национальной культуры и экономики. И если даже бандиты признают, что их организация находится в кризисе в эти времена и готовы пойти на все, чтобы минимизировать проблемы, то и остальным японцам приходится не лучше.

Посвящение в члены якудза. Известно, что в Японии новообращенные члены мафии вынуждены выполнять роль подчиненных для более опытных членов организации. Новичков называют кобун, что буквально означает «роль ребенка». За долгие годы существования местной мафии в ней была выработана довольно непростая структура управления. Так что дойти до вершины непросто, предстоит преодолеть немало ступеней. Ритуал посвящения новичка основан на церемонии сакэ под названием саказукигото. Посвящаемого садят напротив своего оябуна, главенствующего члена группировки, своеобразного «отца». Другие же члены мафии готовят тем временем напиток. Новичку полагается меньшая часть напитка, тогда как его учителю полагается полная чаша. Тем самым подчеркивается статус члена банды. После того, как каждый отпивает из своей чаши, происходит обмен ими. Так завершается церемония. Сам ритуал подразумевает создание связи между оябуном и кобуном, которая напоминает связь приемного отца и сына. Церемония распития сакэ вообще довольно традиционная для японской культуры, так создаются незримые связи между людьми. Сам этот напиток рассматривается, как связующее звено между людьми и божествами, а также позволяет укрепить отношение между людьми. Сакэ словно бы благословляет хороший урожай. Эта церемония считается историчной и даже религиозной. Неслучайно она проводится в японском синтоистском храме.

Якудза и политика. В 2012 году в Японии разразился громкий политический скандал. Министр юстиции вынужден был подать в отставку после того, как стало известно о его связях с якудза. Но японские политики не всегда сторонились своих отношений с мафией. К примеру, известно, что Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая управляла Японией на протяжении 54 из 58 последних лет, не гнушалась сотрудничеством с якудза. Известно, что первый премьер-министр от ЛДП, Нобусуке Киши, активно взаимодействовал с Ямагути-гуми. В 1971 году он вместе с некоторыми другими политиками внес даже залог за мафиозного лидера, осужденного, между прочим, за убийство. Премьера видели также на свадьбах и похоронах членов мафиозного синдиката. На выборах члены якудза обычно играют видную роль - они выполняют функции агитаторов и телохранителей. Благодаря организованности, банды могут обеспечить на выборах нужным кандидатам большое число голосов. Один представитель якудза в Киото заявил, что может обеспечить минимум 30 тысяч голосов, чтобы избрать определенного чиновника. Да и минимум четыре других премьер-министра имели вполне определенные связи с якудза. Речь идет в том числе и о Нобуру Такешита, пришедшего к власти в 1987 году. Незадолго до выборов на него стали оказывать давление ультраправые оппоненты. Пришлось политику обратиться за помощью к самой крупной структуре якудза в Токио, Инагава-кай. Мафия быстро решила все проблемы будущего премьера. Но в стране многие стали задаваться вопросами об излишне комфортном пребывании правящей элиты под защитой организованной преступности.

В любой стране существует преступность, это неизбежно. Где-то это разрозненные группировки, но есть и хорошо организованные структуры с жёсткой дисциплиной и иерархией. Многие, наверняка, слышали про колумбийскую мафию, про итальянскую Коза Ностра, но самой известной и значительной криминальной структурой является японская мафия или, как её ещё называют, Якудза.

Слово «якудза» (яп. ヤクザ или やくざ) имеет значение «полный ноль» или «никчёмный», то есть что-то ненужное, бесполезное. Это слово используется в японской карточной игре ойтё-кабу. Худшей комбинацией в этой игре является восьмёрка («я»), девятка («ку») и тройка («са»). Имея такую комбинацию карт, выиграть очень сложно и необходимо обладать большой удачей и везением, чтобы победить. Исходя из этого, слово «якудза» имело значение выдержки человека.

Также членов японской мафии в наши дни иногда называют «хати-кю-сан». Так на современном японском языке звучит «восемь-девять-три».

Из истории якудза

С начала 17 и до середины 19 века в якудза набирались люди низших сословий, то есть различные крестьяне, торговцы и ремесленники. Также в якудза попадали те, кто скрывался от власти или в силу тех или иных обстоятельств, потерявшие своё жильё и имущество. У якудза они всегда могли получить кров и работу.

Самураи, в мирное время не способные найти применение своим боевым навыкам, часто вступали в ряды полиции. Они называли членов якудзы выскочками, которые не почитают кодекс чести Бусидо. В силу этого между полицией и группировками якудзы часто происходили конфликты. Но такое противостояние было не повсеместно и в некоторых областях якудза и полиция могли даже сотрудничать.

Очень хорошо прослеживается развитие современных группировок якудза из двух групп, которые начали своё становление в 18 веке. Это были игроки (бакуто) и коробейники (тэкия).

Тэкия начинали своё развитие с торговли на рынках, где часто обманывали и обвешивали своих покупателей, за что могли пострадать. Поэтому они начинали объединяться в группировки и брать под контроль целые рынки. На подконтрольной им территории они обеспечивали порядок, распределяли торговые места, нанимали охрану и ловили карманников.

Организация бакуто была создана правительством для развлечения рабочих, которые строили государственные объекты. Кроме того, за игрой рабочие проигрывали значительную часть своей зарплаты, которая благополучно возвращалась в казну. Часто члены бакуто совершали преступления. Узнать бакуто можно было по татуировкам, которые в том числе были и испытанием силы воли, ведь на то, чтобы наколоть цветную татуировку на всю спину, уходило более 100 часов. При этом боль была адская.

Членам бакуто принадлежит и другая традиция, которая сохранилась до наших дней. Это так называемый обряд отрезания фаланги пальца («юбицумэ»). Юбицумэ совершал бакуто с помощью танто или молотка за совершённую им провинность. Отрезание фаланги пальца символизировало то, что без фаланги уже нельзя также твёрдо держать в руках меч или карты. За следующие преступления бакуто могли либо отрезать следующую фалангу, либо вовсе выгнать из группировки.

Да и собственно сам термин «якудза» пришёл именно из сословия бакуто, которые играли в ойтё-кабу.

Позже организациям тэкия и бакуто пришлось объединиться, так как начались реформы и борьба с азартными играми, в то время как мелкая и средняя торговля переживали расцвет. Приходилось приспосабливаться к новым реалиям жизни.

В это же время якудза стали наращивать взаимосвязи с политиками. Они научились применять свои таланты, обманывая, шантажируя, подкупая избирателей. Иногда даже приходилось запугивать или убивать, ради достижения поставленных целей. За свои услуги якудза получали относительную свободу действий от политиков, которым они помогали.

Становление современных якудза

Когда началась вторая мировая война, часть членов якудза забрали в армию, а других посадили в тюрьму. Как это часто бывает, из-за вооружённых действий начался дефицит товаров, что в свою очередь привело к появлению чёрного рынка и современных якудза бандитов или «гурэнтай».

Гурэнтай сделали выводы из действий своих предшественников и постепенно взяли под контроль всю страну, тем более, что чёрный рынок уже был им подвластен. По большому счёту им никто не мог противостоять, ведь американцы уничтожили японскую верхушку или взяли их под стражу. В итоге, в 1950 году, можно сказать, американцы признали своё поражение от якудзы и заявили, что больше не могут защитить обычных японцев от гурэнтай.

Примерно в это же время сложился современный образ якудза. Японские мафиози хотели быть похожими на гангстеров из американских фильмов и стали носить тёмные очки, чёрные костюмы с белыми рубашками и галстуками. Самурайские мечи ушли в прошлое, а им на смену пришли ножи и пистолеты.

Начались войны за раздел сферы влияния между группировками. В этих войнах доставалось и мирным гражданам. К 1963 году численность якудза достигла 184 тысяч из 5200 группировок, что превышало численность японских Сил Самообороны.

В сложившейся ситуации был необходим человек, способный навести порядок в стране. И такой человек нашёлся, им оказался Кодама Ёсио, который во время войны был советником премьер-министра и контр-адмиралом. Он был заключён американцами в тюрьму, где и начал с ними сотрудничать. Для начала он примирил американцев с якудза. После чего стал посредником между крупнейшими кланами, с целью их объединения. Благодаря усилиям Кодамы, система кланов якудза приняла современный вид.

Основой иерархической структуры якудза является принцип традиционный для Японии: «отец — дети» и «старшие братья — младшие братья». Глава клана зовётся шефом («оябун») или старшим начальником («кумитё»). Ему подвластны все остальные члены синдиката.

Следующей ступенью в иерархии расположился старший советник («сайко комон»), глава штаб-квартиры («со-хомбутё»), помощник шефа («фуку-хомбутё»), заместитель («вакагасира»). Они руководят определённым количеством человек и их влияние определяется собственно этим самым количеством. В случае гибели кумитё, его место занимает один из его подчинённых.

Советники («комон»), секретари («кумитё хисё»), консультанты («сингиин»), бухгалтеры («кайкэй») - все они также подчиняются кумитё.

Каждая банда состоит из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и обычных якудза. Их численность, как правило, составляет от 20 до 200 человек. В свою очередь клан может состоять из десятков тысяч членов. Такому клану могут быть подвластны несколько городов.


Встречаются банды, не принадлежащие к кланам, но их очень мало, так как вся территория уже поделена. А одиночке здесь вообще не выжить.

Ритуалы, знаки и традиции якудза

Уже несколько столетий якудза используют обширные татуировки, как знак отличия и часто, как принадлежность к какой-либо группе или клану. Этим же они обозначают своё положение в группе.

Изначально, когда ремесленники и крестьяне вступали в якудза, они получали новые звучные имена, например, Девять драконов или Тигр и журавль. Затем соответствующие изображения наносились им на спину или на грудь и дополнялись различными узорами. В итоге, очень часто получалось, что татуировка покрывает всё тело якудза.

И в наши дни в Японии татуировка в первую очередь ассоциируется с якудза. Однако, на самом деле это стереотип, потому что после официального запрета якудза, многие из них стараются не отличаться от окружающих.

О другом обряде уже упоминалось выше. Это, так называемый ритуал юбицумэ, то есть отрубание пальца за провинность. Сегодня старые якудза, у которых отсутствует несколько пальцев, стараются скрыть это с помощью протезов.

Ещё одним видом наказания является сэппуку или по-другому ритуальное убийство путём вспарывания живота. Cэппуку было более популярно среди самураев, однако, иногда его совершали и якудза.

Принципы и убеждения якудза

, а также за традиционные семейные ценности.

У якудза существует разделение на якудза и простаков («катаги»), то есть тех, кто к ним не относится. Убивать катаги не разрешается, так как якудза придерживаются кодекса чести самураев. Сделать это можно лишь в том случае, если катаги угрожает деятельности клана. Однако, всё остальное (шантаж, изнасилование, рэкет) разрешается.

Естественно, что других якудза убивать разрешается. Иногда, в период , ими могут использоваться киллеры-камикадзе («тэпподама»).

Якудза не доверяют женщинам и уверены, что они должны заботиться о домашнем очаге. Именно поэтому в ряды якудза жещин не принимают. Якудза уважают лишь жён главы клана и называют их «старшие сёстры» (анэ-сан). В некоторых случаях, когда кумитё в больнице или в тюрьме, с ними даже могут советоваться. А с остальными женщинами обращаются, как с подстилками.

Собственная честь и честь клана — это самое главное для любого якудза. Поэтому якудза не переносят, когда их унижают и оскорбляют. Также они почти никогда не признают своих ошибок и не извиняются.

У якудза принято поддерживать и помогать друг другу. В случае, если один из членов группировки попал в тюрьму, ему всячески пытаются помочь выбраться оттуда. А прикрыть «коллегу» почитают, как большую доблесть.

Современная жизнь якудза

Членов якудза можно встретить в Японии повсеместно, однако, иностранцам опознать их сложно, так как очень часто они выглядят, как обычные бизнесмены. Японская мафия проникла почти во все сферы жизни, в том числе и финансовые рынки. Кроме того, у них есть свои люди в политике.

Не бросила японская мафия и свои традиционные сферы деятельности, такие как наркоторговля, незаконный игорный бизнес, контроль за проституцией и «крышевание». Не брезгуют они и различными видами шантажа. Для этого у них есть специалисты по корпоративному шантажу («сокайя»). Кроме того, якудза отлично управляется с операциями по недвижимости и строительством, что приносит им неплохие доходы.

Как правило, головные офисы или штаб-квартиры якудза располагаются в престижных районах. Японская мафия может чувствовать себя спокойно, так как она имеет связи с чиновниками и часто с полицией. Кроме того, полиции сложно взять под стражу всю группировку якудза, потому как вину за совершённое преступление, по негласному правилу, берёт на себя один из членов бандформирования.

Издавна якудза сотрудничает с преступными группировками корейцев и китайцев, как правило, это сотрудничество в сфере наркоторговли. Однако, иногда сотрудничество перерастает в разборки и столкновения.

В 1992 году правительство Японии приняло меры по борьбе с членами преступных группировок. Кроме всего прочего, принятый акт запретил один из главных видов деятельности якудза, а именно "защитный рэкет". Этот закон вызвал море негодования якудза, их семей, а также всех тех, кто имел с ними тесные контакты (отдельные политики, юристы и другие).

Но, несмотря на протесты, правительство не пошло на уступки. Общественность также поддержала принятые меры правительства. Так, теперь в некоторые заведения не пускают людей с татуировками.

Но этот закон оказался куда меньшим злом, по сравнению с экономическим кризисом, начавшимся в стране в начале 90-ых годов. Из-за него многие кланы понесли огромные потери, в результате чего даже пришлось уволить часть сотрудников низшего сословия.

Однако в целом, пока существует теневой бизнес, искоренить якудза полностью почти невозможно.


  • Добавлено: 18.02.2012
  • Просмотров: 157499
  • Теги:

В любой, даже самой цивилизованной стране наряду с законопослушными гражданами есть и преступники. Постепенно они начинают объединяться, пока со временем союз преступных элементов не превращается в самую настоящую мафию. Нелегальные группировки занимаются торговлей наркотическими и оружием, живыми людьми и даже их органами. Япония не стала исключением. В азиатском государстве уже давно орудует мафия, которая происходит от ронинов, или, иначе говоря, дворян-самураев, некогда обедневших и ставших не на тот путь. Название ее - якудза. Это ни много ни мало, сто десять тысяч преступников, что значительно превышает численность американской мафии (двадцать тысяч). И, конечно же, они имеют свою особую историю.

Начало пути

История якудзы как мафии началась в Японии. Название это пришло из карточной игры под названием «ойтё-кабу». Это своеобразная версия игры в очко, где, складывая карты, нужно получить определённое число. Самым неудачным раскладом считается сочетание восьмерки, девятки и тройки. В сумме они дают 20, а по правилам игры это 0 очков. Числа эти произносятся «я», «ку», «са», оттуда и название банды. При таком раскладе на руках нужно обладать мастерскими умениями для выхода из неудачного положения.

Начало группировка, по самой распространенной версии, берет с трех обществ.

Мати-ёкко . В результате самураев в XVII веке около полумиллиона бойцов оказалось на улице. Все, что у них было, - это их боевой опыт и жестокость. Не найдя никаких средств к существованию, многие постепенно стали организовывать свои преступные банды. Они нападали на путников, грабили города и села, торговцев. Полиция вооружена была плохо, да и бою не обучена, все, на что ее хватало, - это на усмирение разбушевавшихся пьяниц. Шансов одолеть профессиональных солдат у них не было. Однако не эти самураи были всеми известными мати-ёкко, ими были городские стражи. Люди, решившие бороться, - городские задиры, игроки, мелкие преступники. И в этом не было ничего удивительного, ведь мирные граждане бы никогда не взялись за оружие. Их победы над самураями были оценены народом, однако со временем мати-ёкко начали сами заниматься преступной деятельностью, не очень-то отличающейся от занятия их врагов - бывших самураев.

Тэкия. Их история началась не с такой воинственности. С давних времен по территории Японии слонялись люди, торгующие снадобьями, зельями и всякой мистической ерундой. Изначально они именовались знахарями, со временем они создали свой бизнес и начали именоваться тэкия, то есть коробейники. Торговать они начали уже всем подряд, руководствуясь правилом «Не обманешь - не продашь». Качественными их товары назвать было нельзя, и чтобы гневные покупатели не наносили им вред, они начали объединяться в крупные банды. К большой группировке претензии предъявлять куда опаснее, да и грабители старались обходить их лавки стороной. В их рядах была разработана иерархическая система, которой пользуются современные якудза. Постепенно, стараясь увеличить свою прибыль, тэкия начали сами обеспечивать порядок на базарах и ярмарках. Они брали деньги с торговцев, отлавливали и наказывали карманных воров и собирали так называемую дань.

Бакуто. Их организовало само правительство, и вскоре это им обернулось плохой стороной. Правительство начало наем игроков в азартные игры, они должны были развлекать рабочих, трудящихся на государственных стройках. Игроки обыгрывали работяг, и часть зарплат работников таким образом возвращалась в казну государства. Но что и следовало ожидать, те, кто согласились обыгрывать честных рабочих, начали совершать преступления. Так как правительство нуждалось в них, на многое приходилось закрывать глаза. Именно бакуто первыми начали наносить на тело татуировки. Они татуировали полностью всю спину, а это требовало особой силы воли, ведь занимал процесс целых сто часов. фаланг пальцев за провинность тоже был придуман бакуто. Название "якудза" тоже пошло от них, ведь именно картежники знали тонкости игры ойтё кабу.

Известные лидеры

Первым главарем банды считается Бандзуйин Тёбэй, который изначально был самураем. Путь якудзы Тебэй начал с игорного притона. Постепенно он разбогател и получил уважение и влияние. Власти города Эдо, в котором он и вел свой бизнес, предложили ему заняться наймом работников для прокладки дорог и ремонта города. Он согласился, но вместо наёмных рабочих на стройки отправлял карточных должников. Их заработную плату он забирал себе.

Еще одним известным главарем был Дзиротё. Был он лидером банды города Симидзу в 80-х годах. Отличался особой жестокостью, деля территорию, вырезал конкурентов из соседнего города. На его счету также кража золотых дельфинов с крыши старинного замка.

Законопослушные бандиты

Мафия якудза занимается преступной деятельностью различной направленности: организовывают продажу девушек в Европу, Америку и страны Востока, держат свои публичные дома, вовлекают в проституцию несовершеннолетних, распространяют запрещенную порнографию, занимаются нелегальной эмиграцией и рэкетом. Из всех мировых преступных банд именно они самые организованные и, как бы парадоксально это ни звучало, больше, чем другие группировки, чтут закон.

Группировка разделена на 750 кланов и вместе со всеми их членами составляет самую огромную мафию по численности бандитов во всем мире. Основной их враг - китайские преступные группировки. Якудза и триада, иначе говоря - китайская мафия, ведут вражду, это как дань традиции. Китайцы и японцы на протяжении многих веков считают друг друга соперниками.

Японские правители и все правительство страны в целом на протяжении всей истории главной своей задачей ставили контроль над всем своим государством. Неважно, какими именно способами приходилось это делать. Так и получилось, что сами власти занимались контролем над всем, что лежит в легальной сфере, в том числе бизнес-деятельностью, а японская мафия вела контроль над нелегальной сферой жизни азиатского государства. Мафия никогда не ссорилась с властями, а те, в свою очередь, не лезли к ним.

Иерархия

Свою внутреннюю организацию японские якудза построили по традиционному укладу своей страны «отец - дети», «старшие дети - младшие дети». Между собой старшие и младшие дети считаются братьями, независимо от того, есть ли между ними кровная связь или нет. Глава якудзы носит гордый титул «оябун», в переводе на русский это то же, что и шеф. Он считается начальником всех, тем, кто стоит над всеми членами банды.

После шефа в бандитской иерархии стоят: старший советник, глава штаб-квартиры, заместитель и помощник шефа. Все эти преступные элементы командуют целыми рядами других преступных элементов. Чем большее количество людей находится под их влиянием, тем больше у них влияния и уважения со стороны остальных. Все они являются наследниками главаря, и в случае его смерти кто-то из них занимает его почетное место.

В иерархии есть и советники, секретари, бухгалтеры, консультанты. Сами же бандиты в своей структуре имеют старших сятэй-бригадиров, их еще называют младшими братьями, младших бригадиров, которых именуют юнцами, из простых рядов якудза.

Изредка появляются в Японии и самостоятельные единицы - одинокие якудза. Это преступники, не желающие входить в уже сформировавшиеся кланы. Однако успеха они не добиваются, ведь все территории уже давно поделены, и отвоевать их у клана просто невозможно.

Клановые взгляды

Группировка якудза в плане политики относит себя к ультраправым. Они выступают за идею традиционных японских ценностей в семьях, хотят, чтобы была возвращена политика милитаризма, и стремятся возродить позабытые народом самурайские традиции.

Любят они изображать себя и защитниками всех японских обездоленных. Клан Ямагути гуми в 1995 году даже оказал своему родному городу довольно внушительную материальную помощь. Городу она требовалась после произошедшего в том же году землетрясения. Впрочем, в благие их намерения люди верят мало, но их «кровавые деньги» все же были приняты народом. Ямагути гуми считаются самым большим кланом, штаб-квартира их располагается в городе под названием Коба.

Якудза делят всех людей на две категории: якудза, то есть люди из их круга, и катаги, что означает «неудачники». В последнюю категорию входят те, кто не относится к их мафии. Чтя традиции, катаги не убивают, но насилие, грабеж и любое другое издевательство над ними допускается. Убить «неудачников» они могут, только если те угрожают им. Друг друга убивать японская мафия разрешает. Бывает, что кланы воюют между собой и даже нанимают киллеров-камикадзе.

Все якудза ценят свою личную честь и честь клана. Унижать себя они не позволяют, равно как и своих братьев по клану. Признавать свои ошибки не в их стиле, ведь, по их мнению, они просто не способны делать что-то не так. Ключевое место занимает взаимная помощь. Если собрат попал в беду, якудза сделают все, чтобы помочь ему. Отступление от правил считается огромным позором, и за это следует наказание: изгнание, отрубание фаланг пальцев или смерть.

Отношение к женщинам

Есть группа людей, которая никогда не войдет в клан, - это женщины. Якудза не доверяют представительницам слабого пола, считают, что в тех мало отваги, силы, ума и что им следует заботиться о семье и сидеть дома. Уважением пользуются исключительно жены главарей, их называют старшими сестрами. С ними советуются, их оберегают и им всегда помогают. Все прочие женщины именуются не иначе как «подстилками». Если над женами и дочерьми якудза еще могут не издеваться, то тем, кто никак с кланом не связан, приходится довольно туго. Обращаются с ними больше как с товаром, часто подвергая насилию.

Нелегальный бизнес

Как уже было упомянуто ранее, якудза в Японии и за ее пределами занимаются разного рода деятельностью. Но что примечательно, каждый клан у них занимается только своим конкретным делом, а не всеми отраслями сразу. От их личного выбора это не зависит, история клана сама навязывает им определенное дело. Почти все мелкого и среднего ранга бизнесмены в Японии хотя бы раз сталкивались с мафией. Якудза контролируют всю территорию и тех, кто начинает на ней работать.

Крупный клан якудза уже давно вышел на высокий уровень и продолжает принимать активное участие в финансовой и политической жизни. Там они занимаются так называемым инвестируют в крупные бизнес-проекты, выбивают долги и даже вмешиваются в работу собрания акционеров больших корпораций.

Тесно сотрудничают они с китайцами и корейцами. В основном это касается наркобизнеса. На территории Японии наркотики производят, а через группировки представителей других наций их вывозят за пределы страны. Это довольно абсурдное сотрудничество, ведь японская мафия воюет с китайской триадой.

Знаки отличия

Уже несколько столетий татуировки используют члены мафии по всему миру как метку определенной банды. По ней можно понять, к какой группировке относится человек и какое положение в ней занимает. Не стали отходить от традиций и якудза. Татуировки в Японии вообще долгое время ассоциировались исключительно с ними. Люди, не состоящие в банде, не делали их, в то время как мафиози покрывали ими все свое тело. Рисунками и надписями покрывались кисти рук, голова и даже гениталии.

Порой обычные ремесленники и крестьяне попадали в ряды якудза. Татуировки в таком случае подбирались под новое имя. Имена обычно давали звучащие вроде «ревущая буря», «стальной меч», «молниеносный дракон». Сегодня татуированные люди все еще продолжают ассоциироваться с опасной бандой. В некоторые места купания даже запрещён вход для людей с изображениями и надписями на теле. Запрет этот не оправдан, так как после того, как группировку официально запретили, ее члены не стремятся так явно привлекать к себе внимание полиции и обычных граждан.

Несмотря на то что мафия японская, в ее рядах можно встретить и корейцев. Корейцы составляют всего 0,5% населения страны, и потому их, как подвергают жестокой дискриминации. Даже родившиеся на территории Японии корейцы, как правило, признаются иностранцами лишь из-за своей этнической принадлежности. Заниматься законной торговлей они не могут, как и трудиться без получения разрешения на работу. Именно потому, что общество сделало их изгоями, мафиози стали принимать их в свои ряды. Якудза вообще с охотой принимают в свои ряды всех изгоев. Обиженные обществом, страной и всем миром, они обретают особую злобу и непоколебимую преданность тем, кто их приютил.

Всем корейцам, принятым в ряды группировки, дают новое имя. Чтобы стереть их принадлежность к другой культуре, им наносят на тело особые знаки - татуировки с японской традиционной символикой. Нередко на их теле красуются надписи на японском языке.

Особые ритуалы

Как у любого клана с многовековой историей, у якудза есть свои особые традиционные ритуалы. К самым ярким из них можно отнести следующие.

Искупление вины. Любой из клана может совершить ошибку. В таком случае он считается провинившимся, а вину, как известно, надо искупить. Но одними только извинениями не отделаешься, за провинность нужно при помощи молотка отрубить себе фалангу пальцев на руке. Отрубленную часть пальца провинившийся вручает боссу клана якудза. Это ритуал, восходящий еще к временам, когда было нужно управляться с мечом. С каждой потерянной фалангой управляться с мечом было сложнее, при последующем повторении ритуала владение мечом и вовсе могло стать невозможным. Сегодня отсутствие части пальца скрывают, используя для этих целей протез, чтобы не выдать свою принадлежность к мафии.

Тюремная метка. В России заключенные для отбывания наказания в тюрьмах часто наносят на свое тело самодельные татуировки, по ним можно легко узнать, за что сидел человек, сколько лет он пробыл в тюрьме. Якудза тоже делают себе характерные отметки, находясь в тюрьме: за каждый год вводят одну жемчужину под кожу пениса. Продемонстрировать годы, проведенные в тюрьме, мужчины могут в банях и саунах.

Прием в ряды мафии. Перед тем как занять какое-то значимое место в группировке, мужчины долго именуются «ученик якудзы», это низшая ступень иерархии, дойти до вершины всей преступной пирамиды можно, только преодолев все ее ступени. Обряд посвящения ученика заключается в церемонии саказукигото. Новобранец садится напротив одного из членов клана (в последующем этот человек будет именоваться его приёмным отцом) и выпивает с ним сакэ. В японской культуре распитие традиционного напитка применяется для создания связи между людьми. Эта же церемония используется и во время побратимства кланов.

Смертоносное наказание. Иногда проступки и оплошности члена банды настолько велики, что одним только отрубанием фаланги пальцев не обойтись. В таком случае применяют другой ритуал - сэппику. Иначе говоря, это ритуальное самоубийство, которое совершает провинившийся, вспарывая свой живот. Это все та же дань традициям самураев, которые таким же способом лишали себя жизни. Уйти от сурового наказания не может ни один якудза, и дело тут не только в его покорности многовековой традиции преступной семьи. При отказе члены банды сами вспарывают своему брату живот. Смертельное наказание может последовать, если член группировки сдаст кого-то из своих братьев или отцов. По традиции, попав в полицию, якудза должен взять всю вину на себя, прикрыв свою преступную банду, если же он поступит иначе, его ждет верная погибель. Даже самые суровые пытки, при применении которых была добыта информация о других членах банды, не станут смягчающим обстоятельством при наказании.

Жизнь и бандитский бизнес японской мафии получили широкое распространение в искусстве. Часто их можно встретить как героев кино, иногда аниме. Члены кланов якудза - это никого не уважающие отрицательные герои и в то же время чтящие честь и семью современные самураи. Встречаются они в таких фильмах, как "Убить Билла", "Брат якудзы", "Тройной форсаж: Токийский дрифт", "Война".

Официальный запрет

Долгие годы японская мафия существовала без запрета. Лишь в 1992 году правительство страны приняло акт о предотвращении их деятельности. Было определено ранее отсутствующее в законодательных актах определение преступной группировки, появился запрет на рэкет, которым промышляют якудза. Среди самих членов банды и их семей прошла волна недовольств. Дочери и жены якузда вышли на улицы Токио с демонстрацией своего протеста. Сегодня это вылилось в то, что татуированных людей в костюмах стараются не пускать в общественные места. Для них закрыты многие бани, пляжи, рестораны.

В 1990-х годах мафия якудза пережила куда более сильный удар. Начался японский кризис, который продолжается и до сих пор. В результате этого бизнес группировок начал постепенно разрушаться, а количество членов банды уменьшаться. Но их система не обречена на провал. До тех пор, пока будет существовать нелегальный бизнес, будут и якудза. Они стараются выдать себя за бизнесменов, при этом используют свой уголовный жаргон, покупают акции мировых компаний и даже участвуют в политике страны. Они есть на всех и даже за пределами свой страны.

Но люди постепенно начинают давать им отпор. Совсем недавно управляющая одного из ресторанов в Японии подала в суд на самого Кэнъити Синода, главу самого крупного из кланов якудза Ямагути гуми. Она заявила, что именно главарь должен нести ответственность за всех бандитов своего клана, которые вымогали у нее денежные средства и даже грозили уничтожить весь ее бизнес. На поступок этой женщины можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, это немного безрассудно, ведь, вероятнее всего, после такого заявления мафия якудза объявит ей настоящую войну. С другой же стороны, она проявила смелость, подав в суд на одного из самых опасных людей в мире.

Японская якудза это основная преступная группировка Японии. Среди японской полиции и СМИ их принято называть борёкудан, что дословно можно перевести как «банда».Однако, сами представители преступных синдикатов считают такое слово оскорбительным, так как его можно применить к любому виду преступности. В азиатских странах существует много похожих на якудза группировок, например, китайский аналог японской якудза — это триада.

Японская мафия якудза, без сомнений, являются той социальной группой, которая известна не только на территории своей страны, но и за её пределами. Члены группировки имеют влияние в самых значимых сферах жизни японского общества, а особенно в политике и бизнесе. Даже несмотря на то, что они являются представителями преступного мира в Японии, к якудза относятся с определенным уважением, благодаря тому, что они хранят свои многовековые традиции и неуклонно следуют им.

История появления якудза

  • Текия — банда, состоявшая в основном из разбойников и ронинов, которые потеряли своего правителя. Занималась такая группировка, как правило, грабежами и перепродажей украденных вещей.
  • Бакуто — членами этой группировки являлись вассалы, которые потеряли все свое имущество и земли под влиянием сёгуна. Их основной заработок заключался в организации и проведении азартных игр.

Связь современных якудза с преступными группировками периода Эдо можно проследить в их ритуалах, которые имеют множество сходств с ритуалами текия и бакуто.

Во время Второй Мировой войны японские кланы якудза утеряли свою значимость и были разрушены, так как все внимание Японцев было направлено на подавление военных действий. Большинство людей, состоявших в бандах, были убиты. После окончания войны, оставшиеся представители якудза снова начали возрождать свою группировку.

Ритуалы якудза

Юбицуме — это ритуал отрезания пальцев. В соответствии с этой традицией, если член группировки совершит какой-либо проступок, в наказание он должен отрезать часть мизинца на левой руке и предоставить её своему боссу.

Корни этой традиции сводятся к особенностям фехтования японским мечем. Чтобы меч надежно держался в руке, его обхватывают тремя пальцами каждой руки, но указательный и большой пальцы находятся не в таком напряжении, как все остальные. Отрезание кончиков пальцев, начиная с мизинца, делает хватку слабее, в результате чего человек не может наносить врагу смертельные удары и ему остается только обороняться.

Просматривая фотографии якудза в интернете можно заметить, что у них по всему тело расположено множество татуировок — ирэдзуми. Отличие этой традиции от обычной процедуры накалывания тату заключается в том, что практически все татуировки якудза делаются вручную, то есть с помощью бамбуковых или обычных игл краска вводится под кожу. Такая процедура считается очень болезненной и дорогой, а также процесс нанесения татуировки иглой может занять не один год. Обычно, члены группировки тщательно скрывают свои татуировки, но в во время игры в карты — ойтё-кабу, они снимают свои рубашки и завязывают на поясе, тем самым демонстрируя друг другу узоры на теле.

Одной их самых известных традиций якудза является совместное распитие сакэ — такая церемония позволяет укрепить отношения не только внутри клана, но и заручится поддержкой других мафиозных групп.

Иерархия якудза

Основой для современной иерархия в японском мафиозном клане служит система «от отца — к сыну». Главу банды называют оябун или кумите, что переводится как «глава семьи», а его подчиненными являются кобун. Чтобы доказать свою преданность главе клана, кобун отрекаются от кровных связей и приносят клятву верности лидеру клана. Помимо клятвы, совершается обряд сакадзуки — новобранец и глава клана пьют сакэ из одно чаши, после чего они считаются членами одной семьи. Также в клане существуют сайко камон «старший советник» и со-хонбучё, которые являются помощниками главы клана. После них по иерархии стоит вакагасира — управляющий небольшим количеством банд в каком-либо районе, и сатейгасира — человек, за которым закреплено управление конкретными бандами. В банду входит как правило от 20 до 200 человек, а в клане может состоять до нескольких десятков тысяч якудза.

Основную часть представителей группировки занимают мужчины, женщины, состоящие в преступной группировке, встречаются очень редко, и обращаются к ним не так, как к мужчинам, их называют нее-сан, что в переводе звучит как «старшая сестра».

Несмотря на то, что встретить женщину среди членов банды большая редкость, существуют такие случаи, когда жена покойного кумите могла стать новым боссом. Такой случай произошел в преступном синдикате Ямагути-гуми, где Фумико, жена покойного Кадзуо Таока, возглавила клан вместо мужа.

Игровая серия уже очень давно и достаточно подробно переносит актуальные события из политического и криминального мира Японии на экраны наших телевизоров. Мы попытались разобраться в том, насколько виртуальный мир и повседневная реальность пересекаются, и где за красивой картинкой скрывается горькая правда или приукрашенная мифология. Но для начала надо понять, откуда идут корни японской мафии и как она влияет на культуру, политику и индустрию развлечений современной Японии.

Согласно распространенной легенде название организации берет свое начало в популярной карточной игре oichokabu , в которую обычно играли с набором специальных цветочных карт ().

Сейчас все чаще используются и обычные европейские карты, в которых выброшены из колоды Короли, Королевы, Джокеры, а количество Тузов сокращенно до одного. Так как по правилам цифры в этой игре складывались друг с другом, то наихудшей комбинацией было "8-9-3" или yattsu-ku-san . То есть игрок с таким раскладом получал ноль очков (8 + 9 + 3 = 20 = 0) и всегда проигрывал. Позднее словосочетание yattsu-ku-san стало обозначать бездельников, прожигавших свое жизнь в карты или просто азартных игроков. Не удивительно, что и у современной якудзы игровой бизнес по-прежнему является одним из самых доходных. Любители раскинуть кости и карты, ко всему прочему, были и знатными конокрадами. Позднее объединившись в группы, они стали предлагать защиту крестьянам и торговым ассоциациям от бандитов. Иногда к таким бандам присоединялись или возглавлялись ими ронины – самураи, оставшиеся без господина. Ронины имели огромное влияние в небольших городах, становясь их защитниками machi-yakko (дословно слугами города) и иногда получали статус hamamato-yakko (слугами шогуна). Феодальные лорды все чаще договаривались с организованными криминальными группами о полулегальных услугах. Средневековые якудза поставляли рабочую силу для строительных проектов или усмиряли восстания крестьян. В 1800 году игровые синдикаты помогали властям в военных операциях как внутри страны, так и за ее пределами. Позднее они объединились с националистами и стали серьезной политической силой. Даже сейчас в современной Японии якудза тесно связаны со 100 тысячным крылом ультраправых националистов, выступающим за возвращение северных территорий (Сахалина и Курильских островов) и снижение американского присутствия в регионе. Часто националисты выполняют работу для группировок якудза или являются их действующей частью. Об этом есть прекрасный документальный фильм от VICE.

На протяжении длительного времени полиция сотрудничала и получала выгоду от работы с криминальными синдикатами, пока не решила уничтожить их в 1912 году. Примечательно, что все попытки разрушить или уменьшить влияние якудза тогда или годами позднее приводили к серьезным экономическим проблемам и внутриполитическому кризису в стране, так как криминальные группировки, бизнес и политика слишком сложно переплетены даже в современном японском обществе. В двадцатые годы XX века якудза как организация стала походить на себя современную, сформировавшись как серьезная сила, которая еще более активно проявила себя после Второй мировой войны . Именно тогда разрозненные группировки впервые объединились, взяв на себя функции милиции. Они наводили порядок на улицах, инвестировали средства в компании, ввозили в страну дефицитные товары, помогали медикаментами и провизией малоимущим. Тогда же вся экономика Японии была поделена между двумя десятками семей, которые инвестировали в предприятия друг друга. Вполне естественно, что среди теневого объединения были и члены якудза. Кстати, эта система кросс инвестиций работает и сейчас, так что, например, одни японские компании почти всегда поддерживают другие, фактически разделяя финансовые проблемы и между собой не конкурируя. Иными словами, если бы экономическая ситуация сложилась так, что Nintendo была бы вынуждена уйти из игрового бизнеса, то Sony поддержала бы ее на плаву и наоборот.

Возвращаясь к послевоенному периоду, хочется отметить, что именно тогда сформировался образ якудзы, как ninkyo dantai или рыцарской организации, которая помогает людям во время бедствий, защищает обыкновенных людей и готова пожертвовать собой ради высшей цели. Например, среди 50 героев Фукусимы, расставшихся с жизнью ради общего блага во время ремонта на атомной станции, пять человек были действующими членами якудза. Якудза также часто приходит на помощь жертвам катастроф раньше официальных властей. Когда сотовая связь прекратила работу во время цунами 2011 года, семьи быстро организовали систему бегунов, которые быстро сообщали информацию о нужных продуктах и медикаментах в центральный офис. В Ишиномаки, одним из серьезно пострадавших от наводнения городов Японии, местные гангстеры давали выжившим конверты с 30 тысячами йен первой помощи.

В игровой серии все лейтенанты соперничающих кланов по большей части придерживаются принципа ninkyo dantai . Будь это Кадзума Кирю , который поддерживает сиротский приют на Окинаве или Мадзима Горо и Дайго Додзима , оказывающие поддержку обычным людям. Кстати, история с Окинавой из третьей части Yakuza имела вполне реальную основу и по словам действующих членов семьи один из высокопоставленных членов организации действительно содержит сиротский приют на Окинаве, правда по большей части для ухода от налогов. Что касается сюжетной части с земельными махинациями правительства и ЦРУ, то за исключением ЦРУ, все события, рассказанные в третьей части истории, связанные с Окинавой и захватом земли, действительно имели место в реальности, также, как и борьба местных кланов за власть и попытка расколоть крупный синдикат. Примечательно так же, что в истории есть примеры, когда жестокие боссы семьи уходят на покой, передавая дела своим последователям, а сами становятся буддистскими монахами, раскаявшись в своих грехах и сделав пожертвования, чтобы получить прощение и счастливо жить в монастыре.

Представители организации также любят обсуждать концепцию Ninjo , которая вкратце заключается в защите обычных людей. Якудза борется с распространением наркотиков на своей территории, вылавливает и сдает уличных воров и старается не использовать методы прямого насилия против обычных жителей, задолжавшим им деньги. Имидж организации очень важен для ее боссов, поэтому большинство семей абсолютно легальны. Вы можете найти адреса крупных организаций якудза с телефонами и офисами в открытых справочниках, у большинства группировок есть свои эмблемы, клубы и web-сайты. Это отлично видно и в серии , где вы приходите к лидеру клана, находящемся в большом офисе с дорогим убранством и охраной.

Якудза открыта к общению и часто инвестируют в легальные проекты, поддерживая молодых бизнесменов. Многие магазины платят за защиту якудза, и это отпугивает мелких уличных воров и бандитов. Якудза часто сотрудничает с полицией, решая ту или иную проблему или сдавая за преступления лидеров низших членов группировки, которые приходят в полицию с добровольным раскаянием. Члены ячейки, готовы отсидеть в тюрьме ради семьи или вышестоящего лейтенанта пользуются почетом и уважением в клане и получают особый статус в тюрьме, где полиция смотрит на многие их поступки сквозь пальцы. Это опять же хорошо продемонстрировано в и . Особенно, в пятой части, где добропорядочный полицейский помогает лейтенанту клана Тодзё Тайге бежать из тюрьмы, руководствуясь совестью и честью, как и сам лейтенант якудза, севший в тюрьму ради своих братьев и благополучия всей семьи.

^ подруги и жены представителей якудза тоже любят делать татуировки

Структура Якудза предполагает жесткую, почти армейскую систему подчинения. Во главе клана-семьи стоит отец (oyabun ), ему подчиняются его дети (kobun ), которые между собой являются братьями (kyōdai ). Ритуал инициации подразумевает ритуально питие саке, где новый член группы выпивает несколько глотков, а отец выпивает почти полную бутылку. Это символизирует неравенство в семье и признание авторитета отца. Часто якудза нанимает на испытательный срок подростков-хулиганов, которые по достижению 20-летнего возраста могут вернуться к обычной жизни или присоединиться к семье. Если они выбирают мирную жизнь, то должны пойти в полицейский участок и извиниться перед полицией. После церемонии взросления Hatachi они могут передумать и присоединиться к семье, разделив церемониальное саке с боссом.

Выход из группировки раньше был исключительно через ритуал отрезания фаланги мизинца (yubitsume ), что вновь отсылает к временам самураев, где человек без части мизинца уже не мог нормально владеть мечом и становился беспомощным на поле боя. Сейчас вместо членовредительства предпочитают выплату определенной финансовой суммы или человека исключают из организации по решению босса – время бизнеса и денег. В игровой серии один из героев, представляющих старую школу якудза, предлагал другому сделать ритуальный жест, чтобы замолить свои грехи, но тот демонстративно отказался, предлагая откупиться деньгами. Другой персонаж старой школы наоборот согласился на кровавый ритуал. Именно так демонстрируется старая и новая школы якудза.

Структура современной организации построена по феодальному типу семьи, где приказы вышестоящих членов не обсуждаются и, если надо, один из членов клана может взять на себя чужую вину или убить противника по первому приказу. Правда, во многих семьях, эта система развращает, и низшие члены семьи вынуждены бегать за сигаретами, менять пепельницы, подливать вино и выполнять прочие функции обслуживающего персонала без возможности роста. В элементы этой структуры показаны в привязке к самурайским обычаям поединка, наследниками которых и считают себя члены криминального объединения. Именно поэтому в игре боссы кланов решают свои проблемы в кулачных боях. В реальной жизни отцы предпочитают сражениям выгодные друг другу финансовые сделки – никто ни с кем не дерется.

Правда, иногда насилие все же выходит на улицы. Так во время разборок между и Sumiyoshi-kai в 2007 году был убит 79-летгний босс последних. А пятью годами раньше Sumiyoshi-kai протаранили стены официального офиса Yamaguchi-gumi на 11-тонном грузовике. Тогда пострадало несколько якудза из семьи Yamaguchi-gumi. Вообще противостояние двух этих кланов показаны в игровой серии как борьба семей и Альянса Они . Yamaguchi-gumi олицетворяют благородных Тодзё, а Sumiyoshi-kai - агрессивный Альянс Они. Борьба между группами в реальной жизни происходит ради трех развлекательных районов Токио : Гиндзы , Асакусы и Кабукичо . Последний воссоздан один в один с теми же заведениями, развлекательными центрами, хостесс-клубами, массажными салонами и кинотеатром в игровом мире как Камурочо .

Многие кланы вводят обязательную систему экзаменов для своих членов, так в 2009 году Yamaguchi-gumi обязали своих братьев пройти 12-ти страничный тест на знание законов и ограничения закона против якудзы.

Возвращаясь к иерархии якудзы, стоит отметить, что внизу цепочки братьев находятся уличные бандиты и гангстеры низшего звена, которые называются chinpira , и мы вернемся к ним в связи с главным героем серии Yakuza Кадзума Кирю чуть позднее. В игре они пытаются напасть на вас и наказать за присутствие на своей территории. И хотя их манера говорить, матерок и мимика соответствуют реальной японской шпане, японские бандиты предпочитают не нападать на людей на улицах. Они больше специализируются на выбивании долгов и автоподставах (ты поцарапал нашу машину, поэтому плати деньги), которые вполне популярны и на наших российских дорогах.

В конце 90-х годов в результате объединения нескольких кланов сформировалось нынешняя система якудза, во главе которой стала группа . В 2005 году токийская семья Kokusui-kai присоединилась к Yamaguchi-gumi, сделав ее самой крупной семьей якудза, обладающей 45% всех членов организации в Японии. Сейчас общее количество действующих членов криминальной организации составляет 58 600 человек , что на 5 тысяч меньше 2012 года. Кроме того, Yamaken-gumi, чей главный офис находится в Kobe , постиг раскол и семью покинули 17 кланов из 70, что ослабило влияние семьи. Видимо, этим событиям будет частично посвящена и предстоящая . Стоит отметить, что это официальные данные. Неофициально к этим цифрам добавляется 100 тысячное крыло ультраправых, а также как минимум 60% Japanese Self-Defense Forces или Jieitai, которая, по большей части, состоит из тайных членов организации.

Фактически, вся деятельность организации делится на три типа. Первое – это Bakuto или сфера азартных развлечений. Здесь якудза контролирует многочисленные салоны Pachinko , аркадные центры, тотализаторы, строительные компании и шоубизнес.

Представители этого крыла активно раскручивают многочисленных идолов, скрываясь под вывесками добропорядочных продюсерских центров. В вы встречаете лидера семьи из Осаки, который старается помочь Харуке и прочим героям достигнуть успеха, а заодно и продвигает свою группу T-Set .

Pachinko полулегален и вы не можете выиграть деньги, поэтому жетоны обменивают на всякую бижутерию и ерунду, но мало кто знает, что те же жетоны и странные подарки можно обменять на дорогие украшения и деньги в серых обменных центрах, в которые вас проводят добрые члены якудза. Дань этой традиции есть и в серии Pokemon с их Pokemon центрами, где вы получаете свои призы. История с тотализаторами опять же прекрасно иллюстрируется в , где сложная махинация со ставками на бейсбол вместе сводит ключевых героев. Кроме бейсбола якудза контролирует матчи сумо, гольф, реслинг и прочие спортивные состязания.

Строительный бизнес был активно показан в первых трех частях , но в реальности именно синдикаты помогали правительству выкупать у мелких владельцев земли под олимпиаду 1964 года, чтобы потом застроить их нужными объектами. Сейчас правительство вновь неофициально привлекает семьи для зачистки территорий под Олимпийские игры 2020.

Второй тип бизнеса – это Takya или проведение ярмарок и фестивалей. Члены якудза проводят благотворительные аукционы, раздают детям подарки и деньги. Например, семья Yamaken-gumi ежегодно проводит рождественские фестивали, где дарит детям и взрослым из малоимущих семей конверты с деньгами otoshidama (по 10 тысяч йен), одежду и игрушки.

Рядовые члены клана и их боссы переодеваются в карнавальные костюмы и становятся аниматорами. Они же готовят рисовые пирожки mochi , жаренную лапшу yakisoba и шарики теста с осминогами takoyaki . Такие праздники проходят с 9-ти утра и до часа ночи и положительно влияют на имидж семьи. В прошлом году ежегодное празднование Хэллоуина было отменено из-за опасности давки – члены Yamaken-gumi извинились перед жителями города и пообещали провести фестиваль с особым размахом в 2016 году. Кроме того, члены якудза с удовольствием празднуют различные религиозные праздники, как например, в прошлом году в Асакусе. Обратите внимание на то, как на представление реагируют обычные люди и как якудза собирает осколки только что разбитой бутылки.

Они так же помогают бездомным с работой или едой. Правда, злые языки утверждают, что бездомных часто обманывают, и они за большие деньги сортируют ядовитые отходы или участвуют в спасательных операциях на Фукусиме, принося деньги клану.

Третий тип бизнеса – это Gurentai или весь возможный теневой бизнес. Это многочисленные порно-магазины, подпольные массажные салоны, имидж и пинк румы, соапленды, продажа наркотиков, выбивание долгов и прочий чисто криминальный бизнес. Представители первого и последнего типов якудза часто привлекаются властями для разгона демонстраций, антивоенных и антиамериканских кампаний и запугивания членов профсоюзов. Многие семьи дистанцируются от последнего вида заработка, вроде семейства Yamaken-gumi , которое поставило своей целью полное уничтожение наркотиков в Японии и называет своей основной деятельностью только по проведению фестивалей, шоубизнес и легальный игровой бизнес.

Татуировки и логотипы клана являются одними из главных отличительных признаков принадлежности к той или иной семье. В все лейтенанты и рядовые члены синдиката используют запонки или значки с логотипом клана. Кланы реальных действующих семей выглядят вот так:

А вот клан из :

Есть сходство, не правда ли?

Татуировки сейчас уже не пользуются такой популярностью у молодых членов групп, которые предпочитают еле заметный знак или вообще отказаться от татуировки. Но у якудза старой школы татуировки всегда занимали одно из важнейших мест, как демонстрация силы и выносливости. Дело в том, что традиционно татуировки почти на все тело выбирал под каждого члена семьи мастер тату. И потом наносил рисунок по старой системе Tebori , где используются яркие и очень ядовитые краски, а сама татуировка наносится длительным и болезненным способом при помощи бамбуковой палочки и острых лезвий. Такие татуировки не выцветают, но при этом на создание красивого рисунка на спину уходит до 300 часов. Такие татуировки наносят фрагментами раз в неделю с сессиями по 2-3 часа. Стоимость часа работы мастера составляет 10 тысяч Йен (7 тысяч рублей). Соответственно, на всю татуировку уходит несколько лет и 3 миллиона Йен (порядка 2.5 миллионов рублей ).

Кроме того, что это дорого, сам процесс очень болезненный, поэтому из 10 человек только меньше половины доводят свой рисунок до конца. Преимущества Tebori заключается в том, что татуировки очень яркие и из-за глубины проникновения не выгорают. Что касается самих рисунков, тот в них присутствует китайский или японский символизм. Например, карп может сочетаться с драконом, так как по мифологии, проплыв по желтой реке он превращается в это мифическое создание. Цветы сакуры символизируют мимолетность и красоту бандитской жизни и распространена у боевого подразделения клана. Тигр и дракон уравновешивают друг друга, как Инь и Ян в китайской традиции. Изображения демонов на спине отпугивают зло и защищают владельца от смерти. Почти на всех татуировках присутствует клеймо мастера, что подтверждает качество продукта. В серии все татуировки соответствуют характерам героев и выполнены в традиции якудза. На них даже можно обнаружить клейма мастера, который делал их по мотивам своих реальных работ для реальных членов семей.

Стоит отметить, что спереди на груди в традиционных татуировка оставляется специальное пространство и для этого есть две причины. Первая – это при ношении традиционного кимано никак не выдает члена семьи, во-вторых так как краски токсичные, то если не оставить кусок кожи, что бы она дышала, то возникают проблемы с печенью. Плюс из-за активной общественной кампании против якудза, членам семей запрещен доступ в общественные бани (Onsen ), пляжи и даже в отели. Причем, иногда демонстрация татуировки может закончится тюремным сроком. Подробнее о тату и якудзе можно узнать из этого репортажа:

Внешний стиль членов семей достаточно консервативен. Это всегда дорогие костюмы и небольшие значки с эмблемой клана.

Уличные бандиты или chinpira предпочитают красные рубашки с высоким воротником и светлые костюмы. Именно так выглядит главный герой Yakuza Кадзума Кирю , что подметили действующие члены одной из семей, играя в игру. Материал о том, как они играли можно прочитать .

И правда странно, что один из высших якудза одевается как уличный гопник. Видимо, эту проблему осознала и сама Yakuza Team , переодев Кадзуму в куртку и майку в шестой части игры.

Об остальных аспектах подпольного и обычного мира Японии в игре , включая массажные салоны, магазины, аркадные автоматы, хостесс-клубы и рестораны, мы поговорим во второй части материала. А пока можете насладиться интересным репортажем о якудза телеканала Россия.

Редактирование - ACE , Shibito .