Как отвечать на детские вопросы. Конкретные примеры. Консультация "как отвечать на детские вопросы"

Научившись неплохо говорить, любознательные малыши начинают засыпать маму и папу вопросами. Их разнообразие удивляет и порой ставит родителей в тупик. А количество «зачем?» и «почему?» в день просто зашкаливает и может утомить любого взрослого.

Дети от 3 до 5 лет интересуются всем, начиная от правил этикета до законов устройства мира. Каков размер дождевой капли ? Почему небо голубое? Зачем зайцу большие уши? Эти и многие другие вопросы не дают покоя маленьким исследователям. Просто отмахнуться или увильнуть от ответа родителям нельзя.

Почему так важно удовлетворять любопытство ребят и как это нужно делать правильно - читайте в нашей статье.



Почему так важно отвечать на детские вопросы

Не игнорируйте вопросы ребенка, даже когда у вас абсолютно нет свободного времени или они кажутся вам глупыми и совершенно неважными. Малышу, который только начинает познавать мир, многое кажется непонятным и странным. А родители - это самый авторитетный доступный источник информации. Крайне важно отвечать на детские вопросы, чтобы развивать интерес крохи к познанию и учебе.

Ни в коем случае не раздражайтесь: ведь когда-то и вы многого не знали и не понимали. Нужно учитывать, что у ребят только формируются знания о мире и отношение к нему. Ваша интонация и личные взгляды оказывают огромное влияние на мировоззрение крохи.

Обычно дошкольник задает вопросы только тем взрослым, которым доверяет. Малыш может рассчитывать на то, что его внимательно выслушают и дадут серьезный и интересный ответ. Поэтому так важно ко всем вопросам ребенка относиться уважительно. Сам же ответ должен быть ясным и понятным для маленького почемучки.


1. Если ребенок задал вопрос, на который вы не знаете точного ответа, не нужно его придумывать. Малыш верит вам безоговорочно и может оказаться в неловкой ситуации, когда расскажет о своих «познаниях» другим детям и выяснит, что это неправда.

2. Не всегда спешите выдать малышу готовый ответ - лучше поинтересуйтесь, что он сам думает по этому поводу. Уже после варианта, предложенного ребенком, выскажите свое мнение.

3. Попросите ребенка узнать мнение других членов семьи. Чтобы не запутаться, можно записать предположения каждого.




4. Правильный ответ еще не найден, поинтересуйтесь у крохи, где еще можно получить нужную информацию. Конечно же, в энциклопедиях и других книгах, а также в интернете. Помогите малышу отыскать нужную страницу и прочитайте вслух абзац, который содержит интересующие его факты.

5. Сравните ответ из книги с полученными ранее, если они не совпадают, то нужно записать правильный вариант и проговорить его еще раз.

Маленькие дети очень часто спрашивают взрослых обо всем, что их окружает. Умение отвечать на вопросы ребенка - это целая наука, законы которой должны соблюдать родители. Сразу отвечать нужно не всегда - воспользуйтесь возрастом «почемучки», чтобы научить кроху находить информацию самостоятельно.

Общение – одна из социальных потребностей ребёнка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребёнка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родители должны серьёзно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них. Если любознательность ребёнка удовлетворяется, и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, иногда, родители «гасят» детскую любознательность.

Например: ребёнок играет с машиной-цистерной, мама занята беседой с подругой. Ребёнок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем?», перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? Всё это волнует родителей! Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого – задаёт вопросы, которые показывают, как растёт его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, любознательность, наблюдательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение – это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в своё время отбили у них желание узнать новое. Трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастёшь — узнаешь» — значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не стоит рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «Откуда всё взялось?»

Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называется предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнует взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мировоззрении: «Почему солнце не падает?», «Почему воздух ночь чёрный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать малышу само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во – первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во – вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребёнку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддерживая в дальнейшем интерес ребёнка к этому вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребёнок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребёнка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Ребёнок спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсылают его за консультацией друг к другу, смущаются пытаются рассказать ему об аисте и капусте. А потом спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Не надо отвечать на вопросы детей формально или насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Список использованной литературы

  1. Короткий В. И. Психология для родителей. – М.: Айрис – пресс, 2004. — 45
  2. Зверева О.Л, Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.: ООО «Издательство «АЙРИС – пресс», 2006.
  3. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. – М.: Издательский центр «Академия» 2007
  4. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность младшие и средняя группы. Издательство – торговый дом: Волгоград 20
  • E-mail
  • Подробности Создано: 18.03.2013 19:14 Опубликовано: 18.03.2013 19:14 Просмотров: 3028

    Авдуевская Анастасия Александровна,

    социальный педагог

    (в статье использованы материалы сайта nsportal.ru )

    Всем родителям хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня в определённом возрасте (от 3-х до 5-ти лет) часто утомляет взрослых.

    Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно уметь. Во-первых, сами родители должны знать многое, чтобы не попасть впросак, а если не знают, то признаться в своём незнании. Во-вторых, знания, передаваемые детям, следует давать в доступной детской форме. В-третьих, хорошо задать ребёнку встречные вопросы на эту же тему, чтобы он учился рассуждать и самостоятельно обобщать уже имеющиеся у него сведения.

    Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

    Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

    Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп­росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

    Умение ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей. В дошкольной педагогике определены основные требования к ответам на детские вопросы. Рассмотрим эти требования.

    Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

    Следующее требование - краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребенка требуется сообщение сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

    Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо­питься давать в таких случаях ответы. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А как думаешь ты?» При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ.

    Так, например, “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством.

    Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

    Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

    Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на­смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли­цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

    Прежде всего, не следует “отмахиваться” от детских вопросов, оставляя их без внимания. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательны, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу или справочник, постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите. И не забудьте это сделать, только не будьте навязчивы.

    Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение.

    Желаем вам успехов в воспитании детей!

    Отвечать на детские вопросы нужно с удовольствием - и это главное! Не обязательно на них отвечать умно: скорее всего, интеллектуальную глубину ответов ваш ребенок не вполне оценит, а если вы ответите понятно и так, что ребенку станет весело - вы ответили прекрасно.

    Правда, не бойтесь своих примитивных ответов. Ребенку 4 года, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: «Да нет же! Она живет в гнезде!» И если ребенок вас спрашивает, "А какой это поезд?", не очевидно, что вам нужно отвечать "Пассажирский" и объяснять, что это такое. Возможно, самый лучший ответ будет: "Посмотри, это поезд - синий!"

    Детям хочется общаться, а не слышать обязательно что-то умное, поэтому и вы отвечайте детям на их языке, без зауми. Помните старый анекдот? Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:

    Папа, а почему яблоко темнеет? - Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, - железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.

    Наступает длительная пауза. - Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

    Конечно, очень хочется, чтобы разговор был не просто обмен пустыми словами, но для этого лучше перехватывать инициативу и не ждать вопросов ребенка, а спрашивать самим: про то, что интересно вам и будет развивающим для ребенка. Управляйте его вниманием. Спрашивайте не про «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного узнал, увидел?», и это уже будет ваш вклад в развитие ребенка. Чтобы научиться смотреть на мир глазами ребенка , не ждите вопросов, а сами чаще расспрашивайте, как он что понимает.

    Откуда берется снег зимой? Куда исчезают лужи после дождя? Почему большие яблоки плавают, а маленькая смородина тонет - посмотри!

    В помощь: купите детские энциклопедии с картинками и не отвечайте на вопросы, с которыми он справится сам. Чаще спрашивайте «А ты сам как думаешь?» и подводите к ответу. Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его мы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

    Если вопросы ребенка раздражают, отвечайте ему веселой глупостью: он возразит умностью и вы посмеетесь вместе. Возможно, малыш просто скучает, ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то нас «зацепить». Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Чтобы чистой была». «Зачем, чтобы чистой была?» «Чтобы есть из нее было приятно». «Зачем, чтобы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

    Дети часто задают вопросы. И мы, родители, в принципе, уже привыкли к этим постоянным «Почему? Зачем?» Но согласитесь, отвечать на вопросы об этом мире намного проще, чем на вопросы о человеческих чувствах и взаимоотношениях. Такие вопросы, как: «А откуда я взялся? Почему вы ссоритесь?» часто вызывают затруднения. Это те вопросы, ответы на которые должны быть построены достаточно грамотно, чтобы удовлетворить интерес ребенка, не обмануть, не напугать и не отбить желание спрашивать. Есть несколько общих рекомендаций, как отвечать детям. Не обманывайте, а говорите правду. Говорите такими словами, которые будут понятны ребенку, не углубляйтесь, пока ребенок сам не уточнит. Будьте искренны в своих чувствах, не забывайте о том, что вы любите своего ребенка и ваша любовь должна чувствоваться в ваших ответах. Если вы не знаете, что ответить малышу, так и скажите, что пока не готовы отвечать, что вам нужно время и вечером вы обязательно ответите. Будьте спокойны и помните, что излишняя эмоциональность акцентирует внимание ребенка на обсуждаемой теме. Малыш чувствует, что вы слишком переживаете, поэтому зацикливается на этом.

    А как конкретно отвечать на некоторые каверзные для родителей вопросы, рассказывает психолог Татьяна Свиридова.