Гора на плечах: кто несет вещи покорителей Эвереста. Кто такие шерпы

Эверест – заветная мечта всех авантюристов и экстремалов. Бросить вызов природе, испытать себя, оставить след в истории – цель у каждого своя. Но как бы вы ни готовились, есть люди, которые вас превзойдут – шерпы.

Шерпы – это этническая группа людей, живущая в Непале, недалеко от Эвереста. Не один десяток лет они выполняют роль гидов и носильщиков, сопровождая группы альпинистов. Опыт шерпов неоценим для иностранцев, ведь они с рождения приспособлены к суровым условиям жизни в высокогорье.

Денни Леветт (Denny Levett) – сооснователь организации Xtreme Everest, оказывающей медицинскую помощь пострадавшим во время восхождения. В 2013 году она приняла участие в научной экспедиции на Эверест, чтобы изучить влияние большой высоты на организм человека. Леветт до сих пор с удивлением вспоминает одного шерпа, который был частью экспедиции.

Экспресс-инфо по стране

Непал (Федеративная Демократическая Республика Непал) – государство в Южной Азии.

Столица – Катманду

Крупнейший город – Катманду

Форма правления – Парламентская республика

Территория – 140 800 км 2 (94-я в мире)

Население – 28,51 млн чел. (46-я в мире)

Официальный язык – непали

Религия – индуизм

ИЧР – 0,548 (145-я в мире)

ВВП – $19,38 млрд (108-я в мире)

Валюта – непальская рупия

Граничит с: Индией, Китаем

«Он спустился на 2000 м [с вершины] всего за два часа, в то время как нашей команде для этого понадобился почти день. И он даже успел сделать перерыв на чай по пути вниз».

Испытание высотой

Восхождение на Эверест для всех сводится к преодолению одной ключевой трудности – атмосферы на большой высоте. Содержание кислорода в воздухе на вершине горы составляет лишь треть от его части в воздухе на уровне моря, утверждает Леветт. Менее 6% людей способны подняться без дополнительного кислорода.

Горная болезнь может проявиться уже на уровне 2000 м, и чтобы идти дальше, человеческому телу сначала необходимо адаптироваться.

«Если вы подниметесь сразу на 3500 м, на следующее утро будете чувствовать себя так, будто у вас грипп или похмелье», – говорит Леветт.

Исключение составляют шерпы. Столетия жизни на большой высоте сделали представителей этой народности неуязвимыми к такой атмосфере.

В экспедиции 2013 года участвовало 180 человек – 116 иностранцев и 64 шерпа. Их целью был базовый лагерь Эвереста на высоте 5300 м. И до, и после восхождения добровольцы подвергались целому ряду физических и биологических тестов для выявления различий в их физиологии.

Феномен человеческого тела

Проведя необходимые исследования, Леветт пришла к выводу, что части клеток, которые дышат для получения энергии (митохондрии), у шерпов отличаются. Они более эффективные при использовании кислорода.

«Митохондрии шерпов как топливосберегающий автомобиль, – говорит Леветт. – Они получают больше энергии за меньшее количество кислорода».

Кроме того, медики изучили мелкие кровеносные сосуды, чтобы оценить, насколько хорошо кислород поступает в мышцы, ткани и органы. И обнаружили, что у людей, живущих не в Непале, на большой высоте кровоток в мелких кровеносных сосудах замедляется, в то время как у шерпов он всегда оставался в норме.

«Более высокая скорость кровообращения позволяет быстрее и эффективнее доставлять кислорода к тканям, – объясняет Крис Имрэй (Chris Imray), профессор кафедры сосудистой и почечной трансплантации Университетской больницы Ковентри и Уорикшира, Великобритания.

Целью исследования было найти новый способ спасения людей, пострадавших от нехватки кислорода. Состояние альпиниста на больших высотах сродни состоянию пациента при смерти в больнице. Ученые надеются, что выявление генетических и физиологических особенностей шерпов поможет разработать новые методы лечения или терапии для больных в критическом состоянии.

Слово шерпа в Непале означает - человек с востока. Сами себя же они называют - шаркхомбо.

Восток в данном случае это восточный Тибет, откуда шерпы некогда пришли гималайскими перевалами, чтобы расселиться у южных подножий гор-восьмитысячников - Эвереста, Лхоцзе, Чо-Ойю и Макалу.

Так что непальские шерпы это в сущности тибетцы, к тому же их объединяют общие «высокогорные» гены, но их язык, существенно отличается от других тибетских языков.


Один из трех... Монастырь Тен... Интернет-кафе...

Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные - они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.

Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.

Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.

Многовековой уклад жизни подготовил шерп - выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.

Сегодня типичный день шерпы - это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.

Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство - стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.

Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.

По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.

Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.

Европеец, если он приезжает в регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.

Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.

И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.

Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне - от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.

Самые известные шерпы

Тенцинг Норгей - вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.

Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на . Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.

Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.

Бабу Чири знаменит тем, что в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции.

Правила жизни

Пуринджи Шерпа, 30 лет,

горный гид и оператор туров, Катманду, Непал

«За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы»

«Моя Планета» беседует с жителями самых разных уголков мира, чтобы узнать, что важно для них в жизни.

Шерпы — коренной народ Гималаев, по-непальски мы говорим sherwa. Сегодня шерпы живут не только в Непале, но и по всему миру. Мир узнал о нас после того, как Тенцинг Норгей покорил Эверест вместе с Эдмундом Хиллари (В 1953 году Эверест впервые покорился людям — это были новозеландец Эдмунд Хиллари и непальский шерпа Тенцинг Норгей. — Прим ред.). Затем другие шерпы покорили другие горы. Мы известны своей древней историей и культурой.

Большинство шерпов работает в туристическом бизнесе, горными гидами и иногда носильщиками — другую работу найти очень трудно.

Слово «шерпа» стало нарицательным. Но шерпы — это народность. У нас есть права, за которые мы все еще боремся с правительством.

У шерпов нет фамилий. Вместо фамилий берут само слово «шерпа». Зато у нас интересные имена, которые получаются из дней недели. В какой день человек появился на свет, такое имя ему и дают. Например, меня зовут Пуринджи, я родился в четверг (za phuru). Еще есть особенные дни, например полнолуние (chenga) и новолуние (namgang). И людей называют в честь луны.

Я живу в Катманду, а родился в деревне в районе Солукхумбу на востоке Непала. Мои родители, а также бабушки и дедушки — фермеры.

Эверест — это по-английски. В Непале гора называется Сагарматха. «Сагар» значит «видеть», а «матха» — «вершина». «Вершина мира». По-тибетски — Джомолунгма. Значение то же самое, потому что тибетский и непальский языки очень похожи. Мы говорим и так и так.

Международная пресса писала: «Эверест больше не хочет быть покоренным» . Действительно, за последние два года в Непале погибло много людей из-за природных катастроф и недостаточной подготовки и опыта. Но в этом году 95% восхождений на Эверест были успешными. Надеюсь, так будет и дальше.

Раньше ходить в горы было намного опаснее. Сейчас у альпинистов и трекеров больше шансов выжить в трудных ситуациях. В Непале работают профессиональные гиды, инструкторы и спасательные команды. У них есть вертолеты.

Шерпы покоряли горы задолго до того, как в Гималаях появились альпинисты из других стран. В плане техники европейцы очень хороши, но на высоте шерпы лучшие. Мы живем в горах с детства.

Кто был первым на Эвересте: Эдмунд Хиллари или Тенцинг Норгей? Конечно, Тенцинг! Это ясно как день. Ему нужно было проложить тропу и провесить веревки до вершины. Затем он вернулся, чтобы подобрать Хиллари. Без веревок они бы не поднялись на вершину. Я знаком с сыном Тенцинга.

Я покорил множество гор. Самые высокие: Мера-Пик, 6476 м, в составе группы альпинистов из Сингапура. И Айленд-Пик, 6189 м, с группой из Великобритании. Мы провели больше часа на вершине. Выше 7000 никогда не поднимался.

Мечта всей жизни — покорить Монблан, 4809 м. Однажды я это сделаю.

Самое важное в работе горного гида — навыки альпиниста и знание гор. Без этого в нашей профессии невозможно.

За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы.

Сколько экспедиций провожу в году? Я их не считаю. Иногда это две за сезон, иногда больше шести. Только что отправил группу в горы с другим проводником. Но если участники группы хотят, чтобы гидом был я, то тогда пойду с ними.

В свободное время я люблю путешествовать с семьей и слушать музыку.

Счастливая семья — та, где люди живут в достатке. И еще в Непале говорят: «Маленькая семья — счастливая семья». Но не всегда это возможно.

У меня небольшая семья. Мою жену зовут Сирджана Рай. Она из другой касты, не из шерпов. У нас есть дочка, ей шесть лет. Девочка пошла недавно в школу, она хочет стать доктором и не собирается покорять горы.

Религия нам не помогает. Мы просто верим в бога. Большинство шерпов — буддисты, и я уверен, что не все из них свободны от религии и могут быть теми, кем захотят. Но я тоже буддист.

Шерпы верят не только в Будду, но также в богов и демонов, которые населяют каждую гору, пещеру или лес. Природа — живая.

Кое-где Непал действительно похож на сказочную страну: ветхие дома, добрые люди, волшебная природа, интересные традиции... Но чтобы увидеть все это, придется поехать в деревню. Туристический Непал совсем другой.

У меня очень трудная работа. Чего бы я пожелал своим детям? Чтобы они не ходили в горы и никогда не занимались трекингом. Надеюсь, их будущее — более светлое, чем то, что есть у нас.

Шерпы - это уникальные люди, которые живут в далеких уголках Непала. Таинственные горные обитатели всегда остаются в тени Эвереста. Мало кому известно, что этот народ обладает невероятной выносливостью и отличной высотной адаптацией. Они лучше всех знают высокогорную местность и занимают лидирующую позицию по количеству

Люди с востока

При дословном переводе «шерп» означает «человек с востока». Об истории этого удивительного народа известно немного. Говорят, что их предки были родом из Тибета, а сами шерпы имеют монгольские корни. Можно сказать, что шерпы - это тибетцы. Горный народ разговаривает на языке, мало отличающемся от тибетского. От своих предков шерпы переняли обычаи, одежду, тонкости кухни. Сегодня понятие «шерп» стало нарицательным. Покоритель Эвереста Тэнцинг Норгей в автобиографии «Тигр снегов» удачно охарактеризовал этот народ несколькими строчками: «Мальчик поднимает голову и видит высокую гору. Потом он переводит взгляд на землю и видит груз. Мальчик спокойно берет его и идет вместе с ношей на гору. Идти вместе с грузом - это привычное состояние шерпа. Ноша - часть его тела…» Наверное, именно поэтому среди туристов понятие «шерп» долгие годы ассоциируется с горным проводником или носильщиком.

Особенности горного народа

Шерпы - это народ, у которого нет письменности. В днях недели они ориентируются по тибетскому календарю. Горные жители не используют фамилий, а их имена могут меняться на протяжении жизни. Шерпы, как и их предки, являются последователями буддизма. Однако они не придают особого значения ритуалам, обрядам, для них главное - вера в душе. Молитвам горный непальский народ уделяет особое внимание. Здесь люди верят в богов и выделяют в комнате дома угол для молитвы. Некоторые семьи во дворах устанавливают шесты, украшенные специальными флажками. Покойников шерпы сжигают, как и индийцы. Только дети и люди, умершие высоко в горах, предаются земле. По внешнему виду горный народ практически не отличается от монголов. Посмотрите, как выглядят шерпы. Фото этих представлено ниже.

Типичный день шерпов

Непальские горные жители поднимаются очень рано - с первыми лучами солнца. И сразу же начинают трудиться. Работа шерпов заключается в переноске грузов. Они доставляют соль в Катманду, а в Тибет приносят шерсть. Шерпам не страшны крутые склоны. Они проделывают в день 10-часовой путь с грузом вверх в гору и обратно. При этом отдых у них начинается только в 5 часов вечера, когда садится солнце. Они останавливаются на постоялых дворах у печки-буржуйки. Там можно не только перекусить, но и погреться. Шерпы - это удивительно выносливый народ. Они начинают работать носильщиками уже в 12 лет. А в 14 - поднимаются на новую ступень карьерной лестницы: становятся гидами. Это значит, что их ежедневная ноша становится легче, а заработок увеличивается с 7 до 15 долларов в день. Гиды, в отличие от носильщиков, могут беседовать с иностранцами, а в перспективе - быть членами группы альпинистов.

Семья

Заводят ли семьи шерпы? Где живут их дети? Попробуем выяснить эти интересные моменты. Непальский горный народ действительно заводит семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Распределение ролей в ней такое: отец каждый день работает гидом, а мать занимается домом. Как и во многих странах, жена здесь убирает дом, готовит еду, растит детей. Кроме того, многие женщины еще держат небольшие киоски, где продаются чипсы и различные напитки. Дом шерпов открыт для каждого туриста. Можно сказать, это постоялый двор для приезжих гостей. Надо отметить, что шерпы честны. Если турист попросит их присмотреть за своими вещами, то они не откажут и обеспечат их полную сохранность. Но за эту услугу они захотят получить небольшое денежное вознаграждение.

Особенности кухни

Страна шерпов привлекает немало путешественников. Многие хотят познакомиться с этим удивительным горным народом и попробовать их местную кухню. Шерпы в еде непривередливы. Они не придерживаются определенного меню. На их столе можно увидеть мясные блюда, сушеные продукты и даже консервы, которые оставляют здесь туристы. Из традиционных блюд шерпы готовят мо-мо. По составу блюдо напоминает суп, в который добавлены пельмени. Из напитков шерпы любят пиво, которое готовится из риса и ячменя, и чай. Чайные церемонии устраиваются несколько раз в день.

Высокогорные гены

Если спросить у непальцев, где главным образом живут шерпы, то они не раздумывая ответят: «В горах». Именно там «люди с востока» разместили свои жилища. Туристы не перестают повторять, что у шерпов высокогорные гены: настолько они выносливы и терпеливы. Подниматься целый день в гору для шерпа - естественное явление. Он не видит в этом ничего удивительного. Недюжинной выдержкой обладают мужчины, женщины и даже дети. Понятия «слабый пол» среди шерпов не существует. Здесь женщины наравне с мужчинами переносят тяжелые грузы и выполняют сложную работу. Увесистую ношу шерпы быстро подхватывают и надевают ее на лоб. Они считают, что это самый эффективный способ переносить тяжести на большое расстояние.

Как добраться до шерпов?

В обитают шерпы. Где живут они конкретно и как туда дойти? Самый крупный населенный пункт шерпов - Намче-Базар, который находится в 3880 м над уровнем моря (южный район Кхумбу). Дорога в деревню горного народа проходит через речную долину Дуд-Коси. Тропинка достаточно узкая, не больше метра, и зажата она отвесными утесами. По дороге к шерпам встречаются висячие мостики, которые соединяют соседние деревни. Если тропинка начала расширяться, значит, вы находитесь недалеко от населенного пункта Намче-Базар. Здесь начинаются дома жизнерадостных и трудолюбивых шерпов. Надо отметить, что дорога в Намче-Базар напоминает увлекательный поход. Речная долина радует путешественников живописными пейзажами. По дороге к шерпам туристы могут увидеть величественный ледниковый хребет, который простирается между вершинами Кариолунг и Кангтайга.

Покорение Эвереста

Известно, что «люди с востока» не раз поднимались на вершину знаменитой горы. Впервые шерпы на Эвересте появились в 1953 году. Именно тогда новозеландский исследователь и шерп Норгей Тэнцинг смогли взобраться на высочайшую точку земли. В честь совершенного подвига Хиллари поставил на горной вершине флаг, а Тэнцинг разложил в снегу шоколадки, чтобы отблагодарить богов за поддержку на сложном пути.

Еще один шерп, Аппа Тенцинг, не раз поднимался на Эверест. Впервые он совершил этот подвиг в 1990 году. Далее Тенцинг каждый год поднимался на горную вершину. Последний раз он сделал это в 2011 году, после чего стал настоящим рекордсменом в альпинизме. Никто не смог повторить его рекорд - 21 восхождение на Эверест. Еще один шерп удивил весь мир. Пемба Дордже смог взобраться на высочайшую точку земли за 8 часов и 10 минут. А шерп Бабу Чири поднялся на гору и провел там 21 час. Эти рекорды не могут повторить самые лучшие альпинисты Земли. Шерпы заслуживают уважения. Как это ни парадоксально звучит, но Эверест смогли покорить простые тибетские носильщики и гиды. И до сих пор шерпы продолжают сопровождать туристические экспедиции в горы. Они не перестают работать в опасных условиях проводниками, потому что это главный источник их доходов. Только так они могут прокормить себя и свою семью.

Семья шерпов

Шерпы, в единственном числе шерп и шерпа (тиб. ཤར་བ་ , вайли shar pa ‘восточные люди’ ) - народность, живущая в Восточном Непале , в районе горы Джомолунгма , а также в Индии . Самоназвание - шаркхомбо .

Численность шерпов за последние 30 лет сильно возросла. Так, если в 1975 году их численность составляла около 25 тысяч человек, то в 2001 году было зарегистрировано 154 622 представителя этой народности, из которых почти 93 % - буддисты , 6,26 % - индуисты , 0,63 % - христиане и 0,20 % - последователи религии Бон .

Большинство шерпов проживает в восточных регионах Непала; однако некоторые поселились западнее, в долине Ролвалинг (Rolwaling ) и в районе Хеламбу к северу от Катманду . Старейшая шерпская деревня в Непале - Тенгбоче .

Традиционными занятиями шерпов в Непале являются земледелие (выращивание картофеля и овса), скотоводство (яки); в прошлом они были посредниками в торговле между Непалом и Тибетом . Основные занятия в Индии - торговля и участие в восхождениях на горные вершины, где они практически незаменимы в качестве высокогорных носильщиков-проводников . Многие шерпы погибли, участвуя в восхождениях, из-за тяжёлых погодных условий, лавин, травм и болезней.

История

Когда-то шерпы были кочевниками; впервые осели в Кхумбу , затем стали расселяться на запад вдоль соляных торговых путей. В соответствии с устными преданиями самих шерпов, четыре группы мигрировали из Солукумбу в разное время, и из них образовались четыре основных клана шерпов: Минягпа, Тхимми, Сертава и Чава. В дальнейшем эти группы снова разделились, и в настоящее время существует более 20 шерпских кланов. Около 1840 предков шерпов мигрировали из Кама . Возможно, религиозный конфликт в буддизме Махаяны внёс свой вклад в миграцию шерпов в XV и XVI веках. Шерпы-мигранты прошли через У и Цанг , прежде чем пересечь Гималаи.

В 1800-х годах шерпы Кхумбу получили автономию в недавно созданном непальском государстве. В 1960-х увеличилась напряжённость в отношениях Непала с Китаем, и непальское правительство способствовало продвижению шерпов. В 1976 году Кхумбу стал национальным парком, и туризм стал значимой частью его экономики.

По данным Оппитза (1968 г.), миграция шерпов из региона Кам в восточном Тибете в Непал шла на протяжении последних 300-400 лет . С другой стороны, Гаутам (1994 г.) утверждал, что шерпы мигрировали из Тибета примерно 600 лет назад через перевал Нангпа-Ла . Он полагает, что группа людей из региона Кам в восточной части Тибета, называемая «Шьяр Кхамба» (люди из восточного Кама), поселилась в месте, которое назвала «Шьяр Кхумбу». По прошествии времени, «Шьяр Кхамба», проживавшие в Шьяр Кхумбу, были названы шерпами. Недавнее (2001 г. ) исследование Этнографического музея Непала постулировало, что шерпы не были мигрантами, перешедшими тибето-непальскую границу, да и современного государства Непал тогда ещё не было. Только после объединения гималайского региона под властью П. Н. Шаха в 1768 году территории шерпов стали составной частью Королевства Непал. А так с древних времён шерпы, как и другие аборигенные Кирати (непальские племена), перемещались в гималайском регионе с места на место в поисках лучших пастбищ для скота и торговых путей.

Альпинизм

Шерпа - носильщик

Шерпы широко известны способностями к альпинизму и хорошим знанием своей высокогорной местности. Они оказали незаменимую помощь ранним исследователям Гималаев , работая горными проводниками на больших высотах. Особенно для экспедиций на Джомолунгму . И сейчас они высоко ценятся в международном сообществе альпинистов и скалолазов - за выносливость, квалификацию и опыт в горных походах и восхождениях на очень больших высотах. Предполагается, что у них есть наследственная высотная адаптация (англ. high-altitude adaptation in humans ), включающая в себя уникальные гемоглобиносвязывающие энзимы и удвоенное образование окиси азота.

В настоящее время иностранные туристы часто называют «шерпом» почти любого горного проводника или носильщика (портера) , нанятого гималайской экспедицией, независимо от его этнической принадлежности. Из-за этого в сленге слово «шерп» может обозначать любого гида, экскурсовода, инструктора или проводника не только в горном походе , но и в других ситуациях.

Лавина-2014

Религия

Как гласят буддистские предания, первоначальная миграция из Тибета шла в поисках таинственных долин Беюл (англ. Beyul ) или скрытой страны Шангри-Ла .

Шерпы - последователи школы Ньингма (или «Красных Шапок») тибетского буддизма . Эта, по преданиям, старейшая буддистская школа в Тибете, основанная Падмасабхавой (он же Гуру Ринпоче) в VIII веке, делает упор на мистицизм и включает в себя элементы добуддистских верований (религии Бон) и шаманизма . В частности, шерпы верят в существование спрятанных религиозных сокровищ (терма) и вышеупомянутых долин Беюл.

Традиционно вероучение и практики школы Ньигма распространяются через неорганизованную сеть мирских последователей. Монастыри, монахи и монахини, вера в перевоплощения духовных лидеров - это более поздние адаптации.

Но при этом монастыри (гомпа) играют важную роль в религиозной жизни шерпов. В непальском регионе Солукхумбу таких монастырей более двадцати. Это - общины лам или монахов (иногда и монахинь), давших обеты безбрачия и живущих в достаточной изоляции от мирского общества ради поиска истины и достижения нирваны . Их контакты с внешним миром обычно ограничиваются монастырскими религиозными практиками, ежегодными религиозными фестивалями и чтением священных текстов на похоронах. Мирские верующие их уважают и материально поддерживают.

Шерпы верят не только в Будду и великих буддийских божеств, но и в многочисленных богов и демонов, населяющих каждую гору, пещеру и лес. Многие из великих гималайских гор имеют сакральное значение. Название высочайшей из них, Джомолугмы, произошло от шерпского «Chomolungma»; эту гору шерпы почитают как «Матерь Мира». Гора Макалу связывается с Шанкаром (Шивой). В каждом клане шерпов почитают свои горные вершины, связанные с определёнными божествами, и надеются на их поддержку и защиту.

Сегодня повседневная религиозная жизнь шерпов протекает под руководством лам и других религиозных деятелей, живущих в деревнях. Деревенский лама может быть как монахом, так и женатым мирянином. Есть ещё шаманы (lhawa ) и прорицатели (mindung ), которые имеют дело со сверхъестественным и духовным миром. Ламы определяют колдуний (pem ), передают людям слова богов и духов, диагностируют духовные болезни.

Меньшинство шерпов исповедует другие религии, включая индуизм и католицизм .

Традиционная одежда

Традиционная мужская одежда шерпов - халаты, спускающиеся чуть ниже колен, и с длинными рукавами, называемые «kitycow». Другое мужское одеяние - «chhuba» - обвязывается на талии матерчатым поясом, называемым «kara», таким образом, что образуется поясная сумка - «tolung», в которой можно переносить мелкие предметы. Традиционно чхуба делается из толстой домотканой шерсти; есть вариант, называемый «lokpa» - из бараньей или овечьей кожи. Чхуба надевается поверх блузы (raatuk ), сотканной из белого шёлка-сырца (bure ), и брюк (kanam ). Снаружи надевается жакет, называемый «tetung».

Женщины традиционно носят длинные, до пола, платья с длинными рукавами, сделанные из толстой шерсти. Такое платье у шерпов называется «tongkok». Есть подобное платье без рукавов - «engi»; его надевают поверх блузы (raatuk ) в более тёплую погоду. Поверх платья надеваются яркие полосатые фартуки: «metil» спереди и «gewe» сзади, они соединяются с помощью тиснённой серебром пряжки, называемой «kyetig» .

Одежда шерпов сходна с одеждой тибетцев.

В последнее время домотканые шерсть и шёлк вытесняются фабричными материалами; многие шерпы сейчас носят западную одежду вместо своей традиционной.

Традиционное домостроительство

Дом традиционной шерпской архитектуры, но со стальной кровлей

В шерпских сельских общинах принята взаимопомощь в строительстве. Поначалу молодая семья поселяется в доме родителей мужа; когда появляются дети и становится слишком тесно, начинают строительство отдельного дома. Соседи часто помогают строящей дом семье едой, питьём и трудом.

Дома обычно строятся на достаточных расстояниях друг от друга, чтобы между ними можно было расположить поля.

На каждом этапе строительства может проводиться определённая религиозная церемония. В доме шерпа должно быть место не только для людей, но и для животных, и для богов.

Построенный семьёй дом чаще всего передаётся по наследству следующим поколениям и не продаётся.

Архитектурный стиль зависит от места постройки; по-разному строят дома на старых речных террасах, на дне высохшего озера или на склоне горы. Встречаются каменные одноэтажные, полутораэтажные (с мансардами) дома (обычно на склонах) и двухэтажные с просторными помещениями для животных; также помещение для приготовления компоста может быть внутри или вне дома. Кровля - скатная, покрытая либо местными природными материалами, либо импортным металлом.

У многих зажиточных семей есть свои домашние святилища. Обычно это отдельная комната религиозного назначения, часто в пристройке к дому, в которой находятся сакральные статуи, писания и ритуальные предметы.