Доктор янсен изложение. Изложения. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Загружено с учебного портала

Доктор Янсен

Я уже очень смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, при помощи которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании - стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы - таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (452 слова)

По Б. Васильеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Новый житель

Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.

Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану: хотел обнюхать этого загадочного зверя.

Ах, вот как!

Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком - и все сошло, Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.

Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой, в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону: должно быть, от корки пахло псиной. Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой пробрался в комнаты, обходя петуха. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки. (455 слов)

По К. Паустовскому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

О способности воспринимать прекрасное

«Художник обязан скрыть от публики те усилия, которых ему стоит произведение, - писал И. Крамской. - Свобода и легкость - непременное наслаждение зрителя».

Но легкость легкости рознь. Размышляя об этом, думая о сложной взаимосвязи между художником и зрителем, я вспоминаю еще одну сцену из далеких дней моего детства.

Как-то в школе нам объявили, что приехал и выступит перед нами столичный художниквиртуоз. Что означали эти слова, никто как следует не понимал. Но тем сильнее разъедало нас любопытство.

После уроков все собрались в зале. Школьный сторож Кузьма вынес на сцену столик, два мольберта с поставленными на них чертежными досками, толстую стопку александрийской бумаги.

Затем появился сам «виртуоз». Это был полный румяный мужчина в чесучовой1 блузетолстовке, с кудрями до плеч и выпуклыми глазами, сизыми, как слива. Он вышел, неся в руке лакированный плоский ящик, живо раскланялся, поставил ящик на стол, щелкнул медными застежками и раскрыл его жестом циркового фокусника. В ящике рядами лежали цветные палочки-мелки.

«Виртуоз» закрепил кнопками к доскам два листа бумаги, затем опять-таки жестом фокусника набрал полную горсть мелков, и тут начались чудеса.

Листы бумаги стали на наших глазах с необыкновенной быстротой превращаться в картиныпейзажи. Цветные мелки будто сами бегали по шершавой бумаге, вырисовывая деревья, траву, тропинки, пышные сливочные облака в небесах и синюю воду.

Мы сидели с раскрытыми ртами и взрывались аплодисментами, когда «виртуоз», закончив очередной лист, раскланивался с чарующей улыбкой.

Казалось, чудесам не будет конца. Раскланявшись, он сменял готовые пейзажи чистыми листами бумаги, и вновь на глазах у нас возникали как бы сами собой невиданной яркости малиновые закаты, избушки в снежных шапках среди сахарно-голубых сугробов, бирюзовые озера с лебедями и апельсиново-лимонные осенние рощи.

Наконец, «виртуоз» приступил к своему коронному номеру. Сдвинув мольберты вплотную, он прикрепил к доскам два свежих листа и стал орудовать обеими руками, правой и левой, малюя одновременно два пейзажа - летний и зимний.

И тут вдруг из первого ряда поднялся сидевший там наш учитель рисования Александр Григорьевич.

Долговязый и тощий, в своей вытертой на локтях бархатной блузе и шнурованных сапогах, он направился к выходу через весь зал. Его седоватая бородка вздрагивала, губы кривились. Выражение нестерпимой обиды, написанное на его худом, обычно едко насмешливом лице, я запомнил надолго и вспоминал не раз впоследствии.

Вспоминал, когда бился над первыми своими этюдами, над каким-нибудь простеньким на взгляд мотивом. Вспоминал, размышляя о непримиримой вражде между ремеслом и искусством. Вспоминал, думая о поверхностной легкости, о заученных приемах, за которыми не кроется ничего действительно важного или хотя бы искреннего и которые тем не менее подкупают порою зрителя так же неотразимо, как подкупила когда-то нас, несмышленышей из трудовой школы, ловкость рук заезжего мастака.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Умение отличить в искусстве настоящее от поддельного, понять разницу между действительной красотой и красивостью - это не простое дело.

Многие полагают, что понимание живописи дается само по себе, не требует никаких усилий. Но это так же неверно, как и то, что ребенок, едва научившийся складывать слоги в слова, может наслаждаться поэзией Пушкина или прозой Тургенева.

Есть дистанция между первой детской песенкой и симфонией Чайковского. Только пройдя эту дистанцию, начинаешь понимать, какие сокровища человеческих чувств кроются в музыке.

В каждом из нас природой заложена способность воспринимать прекрасное. Но эта способность, как и все другие природные способности человека, нуждается в развитии. (517 слов)

По Л. Волынскому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

К сожалению, в наше время очень редко можно встретить человека, искренне и безвозмездно готового несмотря ни на что оказать помощь нуждающемуся. В своем тексте Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования. Анализируя её, автор приводит в пример историю доктора Янсена, немолодого человека, обладавшего «редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе». Писатель обращает наше внимание на то, каким чудесным доктором был главный герой, какой высокий авторитет он имел и на какие чудеса он был способен: доктор Янсен спас из колодца детей, сам при этом задохнувшись. Автор делает акцент на том, что в действиях врача не было излишней обдуманности: он сразу осознал, на что идет и что его ждет – «Внизу были дети, и этим было подсчитано все».

Вариант 16

Несмотря на то, что она жестоко страдает, девушка не может себе позволить самоубийство, поскольку в этом случае её родные погибнут. А Дуня собирается выйти замуж за подлого и низкого человека, который своими деньгами может помочь её брату.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что проблема самопожертвования будет актуальна всегда, действительно, только сильные личности способны пожертвовать собой ради других.

Проблема самопожертвование (егэ по русскому)

Кульминацией альтруизма доктора стало спасение им мальчишек, провалившихся в канализационный колодец. Он не раздумывал ни секунды прежде чем кинуться на помощь детям, этот человек прекрасно знал, что, спасая ребят, он, вероятнее всего, погубит себя.
Это не остановило его. В итоге дети были спасены, а этот замечательный человек погиб. Автор в тексте показывает своё отношение к проблеме самопожертвования через отношение к доктору Янсену. Воспоминания Б.Л. Васильева об этом человеке полны тепла и безмерного уважения. Писатель сожалеет о такой смерти доктора, но при этом не может не восхищаться его героическим поступком.
И я согласна с автором, что такие люди достойны восхищения и уважения. Пусть и не часто, но встречаются в нашем мире такие самоотверженные герои, не ради славы, без личной выгоды, помогающие людям.

Проблема сострадания, милосердия. по б. васильеву

В наше время редко можно встретить человека, который готов искренне и безвозмездно помочь нуждающемуся. Но такие редкие люди все же есть. Именно вопросом о том, кто же способен пожертвовать собою ради других людей, задается в своем тексте русский писатель Б.

Внимание

Л. Васильев. Писатель рассказывает историю смоленского доктора Янсена. Без устали он шагал по бедному району, куда даже не ездили извозчики, к людям, которым была нужна его помощь и совет.

Доктор бродил по Смоленску «без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных», он готов был преодолевать любые трудности, лишь бы помочь тем, кому он нужен. Последним подвигом доктора Янсена стало то, что он вытащил провалившихся в канализационный колодец детей, но сам выбраться из колодца уже не смог.

Сочинение на тему «самопожертвование ради других»

Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя смотря по сезону, а войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно,направлялся к печке.

Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Важно

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени наподсчет.

Внизу находились дети, и этим было подсчитано все. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался воротс бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды.

Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы.Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась.

Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым.

запомни!

В своём тексте писатель вспоминает доктора из своего детства,который стал настоящим героем для людей целого района.Изо дня в день,»без выходных и без праздников» доктор Янсен»сражался за людские жизни».И его забота о людях не ограничивалась профессиональными обязанностями:он относился к пациентам с такой чуткостью,что никогда не подходил к ним с холодными руками;всегда помогал и советом,и,что самое важное,вниманием.Совершая подвиг каждый день,доктор и в настоящей беде остался верен своему благородному сердцу.Когда мальчики упали в колодец,он пришёл им на помощь,хотя и понимал,что едва ли сможет спастись сам. Для Васильева самоотверженность этого человека — это «редчайший дар».И авторская позиция ясна:такие люди являются идеалом,к которому мы должны стремиться. Я совершенно согласна с автором,потому что,если бы люди научились быть внимательнее друг к другу,мир был бы значительно лучше.
После чего её душа с душой Мастера вместе навсегда, хотя физически они оба мертвы. В современном мире часто встречаются люди, которые готовы жертвовать собой, например сотрудники МЧС.

Инфо

Ежедневно они выполняют опасные задания, рискую собственной жизнью. Я считаю, что если не все, то очень многие люди, находясь в тех или иных условиях, готовы к самопожертвованию.

Текст Б. Васильева: Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом.
Проявление героизма может быть различным. И в мире, к счастью, существует немало таких примеров. Нужно иметь большую чистую душу, большую силу духа, мужество чтобы отдать душу и жизнь ради другого.

Практически каждый родитель отдаст жизнь за своего ребенка. Ради этого как раз и нужно идти на самопожертвование.

Ну а раньше такими героями были и военные, стоящие на обороне нашей Родины. Они, как никто, знали, что такое смерть, они не раз смотрели ей в глаза.

Их самопожертвование не было напрасным. Эти мужчины действительно достойные звания героев. Поэтому, нам стоит немного пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Иногда полезно поднять голову и посмотреть вокруг. Стоит быть человечными, уметь помогать, жертвовать. И, поверьте, это оценят как следует.


Врач- по истине великая профессия. Однако не все врачи хотят помогать людям, некоторые занимаются врачебной деятельностью исключительно ради прибыли.

Так каким же должен быть настоящий врач? Какими качествами он должен обладать? Над этой проблемой задумывается Борис Львович Васильев-русский писатель.

Автор размышляет о данной проблеме на примере самоотверженного поступка доктора Янсена. Этот человек, которого почитал весь город, был мастером своего дела, он посвящал всё своё время служению народу и старался спасти каждого. Но, как это обычно бывает, лучшие уходят первыми. Доктор Янсен не боялся за свою жизнь и полез спасать детей, показав тем самым своё мужество, храбрость и веру в благое дело, которое было для него превыше всего.

Настоящий врач должен любить своё дело, спасать жизни. Это главное призвание истинного врача.

В качестве примера можно привести рассказ Куприна « Чудесный доктор». Бедная семья, у которой давно закончились деньги, живёт впроголодь. Дети болеют, а глава семейства собирается покончить жизнь самоубийством. Но вдруг появляется доктор, который бесплатно выписывает лекарства и оставляет деньги на их покупку, даже не сообщив своего имени. После этого у отца появляется работа и жизнь в семье налаживается. Насколько надо быть добрым человеком, чтобы помочь неизвестной тебе семье, не взяв при этом ни копейки?Только вера в таких людей может заставить жить даже самого несчастного человека.

Проблема роли доктора раскрыта в романе Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка».

Главный герой, доктор Равик, тоже доктор. Но он эмигрант, и ему запрещено заниматься врачебной деятельностью. Хотя он и любит свою работу, однако после случая, когда он помог девушке, которая получила травму во время происшествия на стройке, его арестовали и выслали из страны. В последующем, Равик старался не выделяться из толпы. И когда случилась похожая ситуация, он просто прошёл мимо, хотя и мог спасти жизнь здесь и сейчас.

В заключении хотелось бы сказать, что роль доктора неоднозначна, как и качества, которыми ему следует обладать. Всё зависит от человека, от его моральных ценностей, а также от ситуации, в которую он попал. Одни могут пожертвовать собой, чтобы спасти жизнь человеку, другие выберут остаться в живых, но впоследствии, спасти ещё десятки жизней.

Вариант 2

Разумно ли приносить себя в жертву ради спасения другого человека? Достоин ли уважения человек, который самоотверженно творит благо во имя других?

Над проблемой способности самоотверженности предлагает задуматься Б.Л. Васильев. Писатель представляем перед нами образ доктора Ясенена, человека, обладающего «редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботить не о себе». Этот врач героически погиб, пытаясь спасти детей, упавших в канализационный колодец. Автор делает акцент на что, действия главного героя были осознаны и все было продумано, он понимал, на что идёт и что его ждет.

В подтверждение своей точки зрения приведу литературный пример. Врач Дымов, герой рассказа А.П. Чехов «Попрыгунья», спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку он высасывал у него дифтеритные пленки, при этом сам заражается и умирает. Этот поступок действительно заставляет восхищаться мужеством, отвагой врача и преданностью своему делу.

Другим литературным примером служит рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» Данко является примером человека, готового безвозмездно помогать другим. Он готов убить себя, если это поможет спасти людей от неминуемой гибели. Для того чтобы вести их из вечной тьмы, Данко вырвал свое светящееся сердце. Герой понимает, что после этого погибнет, однако его любовь к людям намного сильнее.

Таким образом, личностей, искренне любящих других людей, способных жить не ради себя, а ради других немного. Однако они существуют и подобно доктору Янсену способны на самопожертвование - о них не кричат, но их помнят и любят, ведь эти люди поистине достойны уважения.

Вариант 3

В своем тексте Б.Л.Васильев поднимает проблему самопожертвования.

Б.Л.Васильев убежден в том, что лишь тот, кто любит людей и кто способен пожертвовать своей жизнью ради их блага, способен на самопожертвование и самоотдачу.

Действительно, благодаря таким людям, как доктор Янсен, человеческое общество существует на протяжении многих веков.

Аргументы для подтверждения моей точки зрения можно найти на страницах отечественной художественной литературы. Рассмотрим события из рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», главная героиня которого всю свою жизнь посвятила воспитанию своей единственной и любимой дочери, которая была больна ДЦП. Для того чтобы вырастить из Милочки полноценную личность, Бухара, без преувеличения, сделала все возможное: устроилась работать в школу для отсталых детей, научила дочь готовить и шить. Зная о своей смертельной болезни и больше всего на свете боясь оставить ребенка в одиночестве, мать-героиня тут же находит для дочери спутника жизни. Таким образом, самоотверженная и любящая Бухара все свои силы направила на то, чтобы сделать Милочку счастливой.

В качестве другого аргумента можно привести события из повести В.Быкова «Обелиск», главный герой которой учитель Мороз во время Великой Отечественной войны пожертвовал жизнью ради спасения своих учеников от виселицы. Несмотря на то, что ни ему, ни ребятам не удалось вырваться из фашистского плена, Мороз стойко и героически встречает смерть вместе со своими подопечными, всячески подбадривая их. Именно об этом подвиге самопожертвования с благодарностью и уважением не раз вспоминали оставшиеся в живых ученики. Так, мы увидели, что молодой учитель Мороз, являясь ярчайшим примером самопожертвования, распрощался со своей жизнь во имя спасения учеников.


Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор
бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании - стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы - таилась притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, "германскую" войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Еще раз об экзаменационном изложении
в 9-м классе

Работа над изложением на уроках русского языка является важной составляющей подготовки к выпускному экзамену за курс основной школы. Традиционный экзамен по русскому языку в 9-м классе – это подробное или сжатое, по выбору учащихся, изложение с дополнительным творческим заданием – ответом на поставленный вопрос, т.е. мини-сочинением.

Материалом для этого вида письменной работы, разумеется, могут служить тексты, предложенные в сборниках вариантов Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Однако хочу обратить внимание коллег на несколько забытый уже (и совершенно необоснованно!) “Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы”, авторами-составителями которого являются Л.М. Рыбченкова и В.Л. Склярова. В нем даны два варианта заданий для каждого текста: это может быть подробное изложение без изменения или с изменением лица как первая часть работы и ответ на вопрос – как вторая (первый вариант); второй вариант предусматривает написание сжатого изложения и развернутый ответ на вопрос.

Авторы сборника отмечают, что, во-первых, варианты заданий отличаются степенью сложности. Безусловно, второй более труден: он требует не только умения использовать разные способы сжатия текста при сохранении основного содержания, но и знания литературных произведений и способности их анализировать; серьезного знакомства с музыкой, живописью, историей России и т.д.

Во-вторых, текст, созданный учеником, может органически вписываться в структуру текста изложения или продолжать его, а может представлять собой отдельную самостоятельную часть работы – последнее наиболее распространено. Право выбора варианта на экзамене представлено ученику, а наша учительская задача – подготовка детей к различным вариантам работы.

Анализируя тексты изложений на занятиях по подготовке к письменному экзамену, можно предложить девятиклассникам разные задания:

Определить тему, основную мысль, стиль и тип (типы) речи текста;

Выделить микротемы и составить план;

Продумать логические связи между частями текста и найти конкретные связки;

Составить различные варианты высказываний – с использованием лексических средств, соответствующих стилю и типу речи, в том числе выразительных средств языка.

Важно при этом (особенно в подробном изложении) сохранить своеобразие авторской манеры.

К сожалению, речь учеников часто бедна и невыразительна, изобилует ненужными повторами, фактическими неточностями и логическими ошибками. Именно поэтому грамотный анализ текста на уроке (возможно, и на дополнительных занятиях, факультативах) необходим. При этом, безусловно, следует уделять внимание также повторению орфографии и пунктуации, например: составлять схему предложений с комментарием расстановки знаков препинания, выделять наиболее сложные орфограммы, объясняя – там, где это возможно, – их написание. Необходимо комментировать фактические данные (даты, фамилии, географические наименования, названия книг, фильмов, музыкальных произведений и т.п.). Ученики должны уметь пользоваться разными словарями; они могут выяснить значение непонятных слов в толковом словаре, а затем проверить их написание по орфографическому словарю; при необходимости можно обратиться к словарям синонимов, антонимов и другим.

Публикация статьи произведена при поддержке агентства недвижимости «Домус финанс». В широкий спектр предложений компании «Домус финанс» входят услуги продажи квартир в новостройках. На Ваш выбор представлена недвижимость в таких жилищных комплексах Подмосковья, как Новое Пушкино , Антей, Лесной Городок, Золотые Ворота и многих других. Узнать больше о предоставляемых услугах и ознакомиться с каталогом предлагаемой недвижимости можно на официальном сайте агентства недвижимости «Домус финанс», который располагается по адресу http://www.domus-finance.ru

АНАЛИЗ ТЕКСТА “О ДОКТОРЕ ЯНСЕНЕ”
(ИЗ КНИГИ Б.ВАСИЛЬЕВА “ЛЕТЯТ МОИ КОНИ...”)

Текст взят из “Сборника текстов…” Л.М. Рыбченковой и В.Л. Скляровой.

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представляющегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти города Смоленска без выходных и праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании – стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы – таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, “германскую” войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Варианты заданий

1-й вариант

подробно .

2. Ответьте на вопрос: “Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым?”.

2-й вариант

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато .

2. Выскажите свое впечатление о рассказе.

Остановимся вначале на первом варианте. При первом прослушивании ученики должны понять содержание; определить стиль и основной тип речи, тему и основную мысль текста; продумать его возможный заголовок; выявить количество и последовательность микротем и вчерне, на основе микротем, составить план изложения.

Ученики определят, что текст рассказывает о работе смоленского доктора Янсена, посвятившего себя служению людям, и о его героической гибели.

Самостоятельно или с помощью учителя они вспомнят, что автор текста – известный писатель Борис Васильев, что он также автор таких произведений, как “А зори здесь тихие”, “Не стреляйте в белых лебедей”, “В списках не значился”. Книга “Летят мои кони...” – это воспоминания писателя о большой и нелегкой жизни, о встречах с удивительными людьми (в том числе и с доктором Янсеном) и событиях в стране.

Документальные рассказы, из которых состоит книга, написаны в публицистическом (или художественно-публицистическом) стиле, для которого характерны образность, эмоциональность, оценочность и призывность, используются такие языковые средства, как эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные предложения.

Очерк о докторе Янсене соединяет в себе два типа речи: повествование (первый, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой абзацы) и рассуждение (второй и восьмой абзацы). Вспомним, что повествование – это рассказ о событии или человеке, на первый план здесь выдвигается развитие сюжета. Особенность текста-рассуждения в том, что в нем звучит размышление о событии, человеке, конкретном или отвлеченном предмете или доказательство, объяснение какой-либо мысли.

Тема текста – рассказ о жизни и смерти известного в Смоленске доктора, который назван “последним святым города”. Просим ребят найти в тексте фразу, в которой заключается основная мысль. “Он обладал редчайшим даром жить не для себя...” (второй абзац).

Ученики, вероятно, предложат несколько вариантов заголовка, среди которых могут быть такие: “Последний святой города Смоленска”, “Он обладал редчайшим даром жить не для себя...”.

В тексте восемь абзацев, причем третий и шестой абзацы состоят каждый из одного предложения, важного для понимания смысла очерка и раскрытия характера его героев – городского врача и мальчишек, мечтавших подражать своим отцам, прошедшим гражданскую и мировую войны (об этом следует сказать особо).

План изложения может быть таким.

План

2. Почему люди называли доктора Янсена святым?

3. Какой можно назвать гибель доктора?

4. Катание в канализационных колодцах.

5. Чем мальчиков притягивало опасное катание? (или) “Мы... летели в смрадные дыры, как в газовую атаку”.

6. Как доктор Янсен спас двоих мальчиков?

При втором прочтении девятиклассники дорабатывают план, обращают внимание на фактические данные (Смоленск, доктор Янсен, мировая “германская” и гражданская войны), на языковые средства выразительности, используемые Б.Васильевым: эпитеты (“неутомимые ноги”, “горькая правда”, “благодарная молва”), сравнения (“летели в смрадные дыры, как в газовую атаку ”), метафоры (“провал в преисподнюю ”, “доктор... сражался за людские жизни ”, “ценой своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков ”), олицетворения (“болезни... не знали ни выходных, ни праздников”).

Отдельно поговорим о правописании орфографически трудных слов: интеллигент, специалист, искусственное освещение, канализационный колодец, притягательная сила, отравляющие вещества, от мала до велика, разговорного пацан.

Анализируя синтаксические конструкции, встречающиеся в тексте, ученики под руководством учителя разбирают сложные предложения, составляют их схемы, выявляют однородные и обособленные (причастные и деепричастные обороты) члены предложения и знаки препинания при них.

Заметим, что повествование ведется от первого лица. В задании к этому изложению замена лица не требуется, но ученики должны быть к такой замене готовы и уметь вместо я использовать лексемы автор текста, известный российский прозаик, Борис Васильев, он.

На подготовительном занятии девятиклассники продумывают ответ на поставленный вопрос (творческое задание), оформляют его в виде устного мини-сочинения – отдельной самостоятельной части работы или продолжения изложения. Стоит, вероятно, вспомнить, обращаясь к толковому словарю, значение слов святой, святость, назвать имена русских святых, известных школьникам из курса литературы и истории или из других источников (князья Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский). В беседе о них будут звучать слова самоотречение, самопожертвование, долг, терпение, любовь к людям, ореол святости, мученическая гибель. Спросим ребят: применимы ли эти слова к доктору Янсену? Могут ли ученики подтвердить свое мнение, опираясь на текст? Да, доктор в полной мере обладал “редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была”. Получив одну из самых гуманных профессий – профессию врача, Янсен оказался не просто отличным специалистом, он был истинным врачевателем не только телесных болезней, но и человеческих душ, абсолютным бессребреником (у которого не было денег на извозчика, и по обширнейшему участку – району бедноты – он ходил пешком), готовым в любую минуту, в будни и в праздники прийти на помощь тем, кто в этой помощи нуждался. Именно поэтому ему “благодарная молва приписывает мудрость, граничащую со святостью”.

Продумывая второй вариант сжатое изложение, ученики должны вспомнить о трех способах сжатия текста (удаление, объединение, обобщение) и обговорить возможность их применения в работе с сохранением при этом всех восьми абзацев. Привожу возможный текст сжатого изложения с изменением лица.

Писатель Борис Васильев вспоминает о своем смоленском детстве и о городском враче Янсене, который в бедном районе города от зари до зари неутомимо, пешком, в будни и в праздники, в любую погоду обходил больных и боролся с болезнями, спасая людские жизни.

Этот доктор имел высочайший авторитет, как врачебный, так и человеческий, потому что обладал редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе и всегда говорить правду людям. Жители Смоленска называли его за эти качества святым. В понимании людей жизнь святого человека неизбежно заканчивается особой, мученической гибелью.

Так и случилось с доктором Янсеном: он задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В городе уже была канализация, которую часто и долго ремонтировали, оставляя привязанную веревкой бадью в глубоком колодце. Вечерами ребята развлекались, стремительно спускаясь в бадье вниз и медленно поднимаясь наверх. Это было не только развлечение для мальчиков.

Воздух в глубине был насыщен опасным вредным газом метаном, и это напоминало детям недавнее прошлое их отцов, прошедших гражданскую и “германскую” войны. Они пережили газовые атаки, во время которых применялись реальные отравляющие вещества.

Мальчики летели вниз, как в газовую атаку.

Однажды, когда мальчишки решили прокатиться вдвоем, веревка оборвалась. Рядом случайно оказался доктор Янсен. Он послал оставшихся перепуганных ребят за помощью, но не стал ее дожидаться и сам полез вниз. Вытащил одного из пацанов, уже потерявших сознание, и спустился за другим. Привязал его к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчика спасли, доктора – не смогли.

Своего Доктора, последнего святого Смоленска, хоронил весь город – от мала до велика.

Творческое задание второго варианта сформулировано так: Выскажите свое впечатление о прочитанном тексте”. Полагаю, на подготовительном занятии учеников можно разбить на микрогруппы (по три–четыре человека), в которых могут быть объединены сильные и слабые ученики. Они обсуждают предложенную тему высказывания, определяют свое понимание текста и записывают вчерне план устного мини-сочинения, опорные слова и цитатные аргументы (последние должны быть емкими, но краткими, так как на уроке во время работы над изложением и на экзамене текстом пользоваться нельзя – рассчитывать нужно только на память).

Суть устного высказывания сводится к тому, что автор поднимает очень важную (особенно в современном жестоком и равнодушном мире) проблему – проблему активного милосердия. Пример бескорыстия, великого терпения и “редчайшего дара жить не для себя” подает нам скромный городской врач, самоотверженно выполнявший “долг интеллигента перед своим народом”. Хорошо, если ученики смогут привести примеры бескорыстного служения людям из современной жизни – их мало, но они все-таки есть, – и сопоставить наших современников с доктором Янсеном (например, существуют ли, по их мнению, среди сегодняшних врачей похожие на “последнего святого Смоленска” или он, добрый, отзывчивый, самоотверженный, довольствующийся лишь скромным жалованием врача, действительно последний святой? ). Такие произведения, как очерк о докторе Янсене, не только трогают душу, их невольно вспоминаешь тогда, когда складывается трудная ситуация, требующая твоей помощи.

И, пожалуй, последнее, что мне как учителю и как человеку, которого взволновала история жизни и смерти смоленского врача, хочется сказать: в кабинете русского языка у меня висит небольшой плакат со словами современной русской писательницы Марии Семеновой: “Помоги сегодня тому, кто нуждается в помощи, и тогда завтра кто-то поможет тебе”. Мы не должны призывать наших воспитанников повторить подвиг “последнего смоленского святого”, да это и не нужно: святых все-таки единицы. Но стать добрее, душевнее, отзывчивее к чужой беде они могут. И в этом, думается, им поможет знакомство с рассказом о судьбе настоящего Доктора.

Л.В. ТОРОПЧИНА,
гимназия № 1549,
г. Москва