Д и жилярди архитектор работы. Биография. Смотреть что такое "жилярди дементий иванович" в других словарях

Краткая биография

Доменико Жилярди (1785 – 1845) – швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве с русским архитектором А. Г. Григорьевым он занимался восстановлением общественных сооружений в Москве после пожара 1812 года. Под его руководством были реконструированы такие здания, как:

  • Императорский Московский Университет;
  • Слободской дворец;
  • Екатерининский институт.

Замечание 1

На русский манер имя Доменико Жилярди интерпретировали как Дементий Иванович Жилярди.

Семья Жилярди поселилась в Москве в конце XVIII века. Отец – Джованни Жилярди был штатным архитектором в Москве в Воспитательном доме. Доменико Жилярди был рожден в Швейцарии и в возрасте 11 лет переехал с семьей в Москву. Азам архитектурного ремесла Жилярди учился у художника Феррари. С 1803 года продолжил обучение в Европе, учился в Академии живописи Брера в Милане. После возвращения в Россию в 1810 году работал в «семейной фирме» Воспитательного дома.

Московский пожар 1812 года для архитекторов оказался золотой жилой. Тысячи разоренных семей нуждались в новом жилье. В 1813 году Доменико Жилярди вступил в государственную организацию кремлевского строения и начал работать над Колокольней Ивана Великого и некоторыми другими постройками Кремля. В 1817 году состарившийся отец отправился в Швейцарию и Доменико Жилярди занял его должность в Воспитательном доме. С этого момента Жилярди начал работу по восстановлению здания Московского Университета на Моховой улице. Через год Жилярди получает несколько проектов по восстановлению разрушенных зданий, среди них - Екатерининский институт и Вдовий дом на Кудринской площади. К 1832 году Жилярди заканчивает восстановление Слободского дворца на Лефортовской площади.

Замечание 2

Одной из крупнейших работ Доменико Жилярди в строительстве является здание Опекунского совета на территории, принадлежащей Воспитательному дому. Данное сооружение примечательно тем, что являлось единственной постройкой Жилярди «с нуля», без использования старых фундаментов.

Известные сооружения Жилярди

В Москве Доменико Жилярди занимался строительством таких зданий, как:

  • Усадьба Гагариных на Поварской улице. Это здание Жилярди запроектировал в стиле ампир, строительство было завершено в 1829 году. Заказчиком усадьбы был князь и заведующий императорскими театрами Сергей Гагарин. Позднее, в 1843 году сооружение перешло к государственному коннозаводству. Данное строение было возведено на месте сгоревшего дома. Примечательно, что из-за располагающихся более ранних сооружений на прилегающих участках усадьбу выстроили на удалении от красной линии, это позволило создать симметричную архитектурную композицию, которая отлично просматривается с улицы.
  • Дом Лунина на Никитском бульваре. Строительство этого комплекса сооружений было завершено Жилярди в 1818 году для дворянской семьи Луниных. Главное здание комплекса представляет собой трехэтажный дом, украшенный портиками и лепниной. Двухэтажные флигели соединялись с основным зданием парадными коридорами, образуя закрытые дворы. В 1821 году дворянская семья была вынуждена продать особняк Коммерческому банку из-за тяжелого материального положения;
  • Усадьба Усачевых-Найденовых на Земляном Валу. Изначально усадьба включала в себя два участка, на одном из которых был расположен двор купца Невежина. Возведенное строение было построено по заказу купцов Усачевых в 1831 году. Проект данной усадьбы был одним из последних для Жилярди в России. Основное здание усадьбы расположено на вершине холма. Примечательно, что на данный момент оно стоит на красной линии улицы, хотя первоначально перед домом располагался палисадник, характерный для домов Садового кольца. Вдоль улицы простирается широкий пандус, поднимающийся до уровня парадного этажа главного здания, имеющего высокий цокольный этаж;
  • Усадьба «Студенец» на Пресне. Данное сооружение представляло собой дачу для будущего генерал-губернатора Москвы.
  • Музыкальный павильон Конного двора. Сооружение было построено в 1823 году. Конный двор располагался на противоположном берегу верхнего пруда и прекрасно виден с дальних и ближних точек зрения. Совокупность сооружений, из который состоит Конный двор образует в плане замкнутое каре. Главный фасад расположен вдоль пруда и состоит из двух флигелей, объединенных каменной оградой, Музыкальный павильон был расположен в центре. За ним был выстроен сам Конный двор, включающий здание конюшни и ряд хозяйственных строений. Основные несущие конструкции Музыкального павильона были намеренно сделаны из дерева, это придавало хорошие акустические характеристики помещениям. Монументальность здания в целом была декоративной. Такой декор является одной из особенностей развития архитектуры позднего классицизма в России.

Примечательно, что все вышеперечисленные работы были построены Жилярди совместно с Григорьевым. Собственный архитектурный стиль Жилярди был основан на европейском ампире и творчестве некоторых итальянских архитекторов, с работами которых Жилярди мог ознакомиться, путешествуя по Европе в начале XIX века.

Конец карьеры

Отступление Доменико Жилярди от архитектурной деятельности было отмечено довольно четко. Оно совпало с вступлением на престол Николая I, который принес другие идеалы в области архитектуры. В последние годы жизни Жилярди испытывал определенные проблемы со здоровьем, об этом свидетельствуют некоторые найденные письма архитектора. Весьма угнетенное состояние вкупе с плохим здоровьем натолкнули Жилярди на решение об отъезде.

Известно, что Жилярди в 1832 году отправился в Швейцарию. Единственным сооружением, построенным на родине, стала придорожная часовня недалеко от Монтаньолы. Доменико Жилярди внес вклад в образование таких специалистов, как Алессандро Жилярди, Е. Д. Тюрин, М. Д. Быковский, которые продолжили свою деятельность после отъезда Жилярди в Швейцарию.

Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, - 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира . По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича Ж. (1759-1819), работавшего в Москве с 1787 (или 1789) до 1817. Учился у отца, затем в миланской АХ (1806-10). В 1810-32 работал в России, с 1830 почётный вольный общник (почётный член) петербургской АХ. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий и жилых домов, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города. Основные работы в Москве: восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (ныне институт усовершенствования врачей; 1818) и Екатерининского института (ныне Центральный Дом Советской Армии; после 1812); при участии А. Г. Григорьева - Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26) и перестройка Слободского дворца для ремесленных училищ Воспитательного дома (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана; 1827-32); жилые дома - Луниных (1818-23), С. С. Гагарина (позже дом Коннозаводства, ныне институт мировой литературы им. А. М. Горького; 1820) и др., ансамбль усадьбы Усачёвых - Найденовых (ныне больница; 1829-31). В последнем, как и при перестройке усадьбы Кузьминки , Ж. проявил себя крупным мастером садово-парковой архитектуры.

Лит.: Историческая выставка архитектуры 1911 г., СПБ. ; Белецкая Е., Неизвестный проект Жилярди, в сборнике: Советская архитектура, [№] 15, М., 1963.

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810-32 работал в России...

    Русская энциклопедия

  • - Джилярди, семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич, представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817...

    Художественная энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - Дементий Иванович, архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 - 32 работал в России...

    Современная энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, военный инженер; род. 7 августа 1791 г., ум. в 1879 г. В службу он вступил рядовым в учебный гренадерский батальон 23 июля 1808 г., спустя 1½...
  • - архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} - В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор в СПб., с 1800 г. , потом гл. архитектор СПб. опекунского сов. и В. дома. † 183?...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в 1566 г. дворянин подписался под грамотой о Ливонской войне. После разгрома Новгорода Иоанном IV в 1571 г., января 5-го, он был послан туда дополучить от "правильщиков"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Черемисинов - думный дворянин XVI века, любимец Иоанна IV ...

    Биографический словарь

  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам...
  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам требовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Джилярди Дементий Иванович, русский архитектор, по национальности итальянец...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810—32 работал в России...
  • - ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России...

    Большой энциклопедический словарь

"Жилярди Дементий Иванович" в книгах

7. Алексей иванович

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

7. Алексей иванович Один вид дьякона Протопопова меня приводит в трепет. В комнату входит большой, дородный густобородый и длинноволосый человек с низким, немного надтреснутым голосом. Произносит: «Здравствуйте!» после того, как молча и длинно осеняет себя крестом,

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович псевд. П. Загарин;27.2(11.3).1838 – 11(23).2.1899Литературовед, переводчик, педагог, общественный деятель, основатель и директор частной гимназии в Москве. Автор исследования «Жуковский и его произведения» (2-е изд., 1883). Издал сочинения Пушкина с подробными

Корней Иванович

Из книги Дороги и судьбы автора Ильина Наталия Иосифовна

Корней Иванович

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена Александровна, Мищенко Владимир Иванович, С

Из книги Предоплаченные инструменты розничных платежей – от дорожного чека до электронных денег автора Пухов Антон Владимирович

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена

Фёдор Иванович ― Иван Иванович Молодой

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845)

Из книги автора

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845) Дементий Иванович (Доменико) Жилярди принадлежит к числу ведущих архитекторов Москвы первой трети XIX столетия. Швейцарец по месту рождения, итальянец по национальности, он всю свою насыщенную, но короткую творческую жизнь Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Шмаринов Дементий Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШМ) автора БСЭ

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ

Из книги Мастера и шедевры. Том 3 автора Долгополов Игорь Викторович

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ «Нет, ты посмотри, что за луна… Ах, какая прелесть!» - восклицает Наташа Ростова.И в этом возгласе вся свежесть юного ощущения природы, когда спать невозможно, когда кажется, что еще минута и сама полетела бы к звездам, стала частью этого дивного спящего

Дунай Иванович и Дон Иванович

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

Дунай Иванович и Дон Иванович Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне относились к Нилу как к божеству, то русские испокон веков боготворят Волгу, называют ее своей матерью. Вспомните наши замечательные былины. Их

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович

Из книги 50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в. автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович ПУТИЛОВ НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ(род. в 1816 г. - ум. в 1880 г.) ПУТИЛОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ(род. в 1866 г. - ум. в 1929 г.)Выдающиеся русские промышленники и финансовые деятели XIX в., судьба которых неразрывно связана с развитием

Архитектор, представитель московского ампира. В Москве с четырнадцатилетнего возраста. Учился у отца О.Д. Жилярди и двоюродного брата Д.И. Жилярди...

Москва (энциклопедия)

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 до 1817. Выстроил Екатерининский институт, Мариинскую больницу для бедных, Александровский институт и Вдовий дом...

    Москва (энциклопедия)

  • - Джованни-Баттиста Капрара - кардинал и дипломат...

    Католическая энциклопедия

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Джова́нни Батти́ста Ре, . Итальянский кардинал, чья служба главным образом связана с Римской Курией. Титулярный архиепископ Весковьо с 9 октября 1987 по 1 октября 2002...

    Католическая энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - В 1814 г. осуществлял наблюдение за работами по восстановлению колокольни Ивана Великого в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - итал. писатель по части искусства...
  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol giovent u" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol gioventu" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Амичи Джованни Баттиста, итальянский ботаник и оптик. Усовершенствовал микроскоп, изобрёл иммерсионный объектив, спектроскоп прямого видения...
  • - Вентури Джованни Баттиста, итальянский учёный. С 1773 профессор университета в Модене, затем в Павий. Наиболее известны работы В. в области гидравлики...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Виотти Джованни Баттиста, итальянский скрипач, композитор и педагог. Ученик Г. Пуньяни. С 1775 придворный музыкант в Турине. В 1781 играл при дворе Екатерины II в Петербурге...
  • Жиля́рди [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано - 26.02.1845, Милан), архит. 1-й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10-30-х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Ж. принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одаренным и успешно реализовавшим себя ее представителем. Помимо него в России с 80-х гг. XVIII до сер. XIX в. работали еще 7 членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Ж. вместе с матерью переехал к отцу, И. Д. Жилярди, жившему в Москве с 1787 г. и состоявшему с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Ж. был отправлен учиться рисованию и живописи в С.-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В кон. 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского легкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие имп. Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приемы Ж. заимствовал из произведений Л. Каньолы и Дж. А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. он задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Ж. принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Нов. Прокурациях в Венеции (1809, в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Ж. вернулся в Москву, где в нач. 1811 г. был определен помощником отца в ведомство Воспитательного дома.

    Стремясь обратить на себя внимание, Ж. преподнес вдовствующей имп. Марии Феодоровне альбом проектов парковых сооружений. Несмотря на то что они не были реализованы, имя молодого архитектора стало известно в среде высокопоставленных заказчиков. Архитектурная деятельность Ж. началась только после Отечественной войны 1812 г. и первое время была связана с восстановлением Москвы после пожара; с 1813 г. он состоял членом Комиссии для строения Москвы. Помимо текущей работы по реконструкции построек Воспитательного дома Ж. участвовал в конкурсах на проектирование Петровского (ныне Большого) театра (1816-1817) и памятника в честь победы над Наполеоном. В его проекте в отличие от большинства других монумент был задуман не в виде храма, а в виде триумфальной колонны с аллегорическими скульптурами. С 1813 г. также состоял в Экспедиции кремлевских строений, занимаясь восстановлением комплекса ц.-колокольни прп. Иоанна Лествичника (Иван Великий) (1813-1817).

    В 1817 г. отец Ж. уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в 1818 г. ушел в отставку, после чего сын сменил его в должности архитектора Воспитательного дома. Он как архитектор восстанавливал сгоревшее здание Московского университета (1817-1819). Первоначально возведенное М. Ф. Казаковым, оно в результате перестройки Ж. получило новый монументальный фасад с 8-колонным дорическим портиком и полусферическим куполом над центральной частью. Стены были очищены от мелкого декора раннего классицизма, их ровная поверхность подчеркнула пластику ордера. Были полностью переоформлены интерьеры, создан новый актовый зал с богатой отделкой. Перестройка ун-та стала 1-й большой самостоятельной работой Ж., к-рая продемонстрировала его индивидуальный стиль, определивший характерные черты московского ампира.

    В последующие годы Ж. реконструировал неск. крупных общественных зданий: Вдовий дом (1821-1823), Екатерининское уч-ще (1818, 1826-1827) и Ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (бывш. Слободской дворец, 1826-1832). Во всех случаях архитектору приходилось иметь дело с переделкой или новым приспособлением уже существовавших построек, сохраняя их габариты, членения, проемы и внутреннюю планировку. Новые фасады полностью меняли облик строений, наделяя их другим масштабом, ритмом и узнаваемым набором декоративных элементов. Целиком по его проекту было выстроено лишь здание Опекунского совета на Солянке (проект 1821, 1823-1826), компактные монолитные объемы которого архитектор разместил со стороны улицы по 3-частной палладианской схеме. Ж. был автором многочисленных жилых домов, восстановленных или построенных заново в послепожарной Москве (дома Хрущёвых-Селезнёвых (1815-1817) и Лопухиных (1817-1822) на Пречистенке, Луниных на Никитском бульваре (1818-1823), кн. С. С. Гагарина на Поварской (20-е гг. XIX в.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Яузе (1829-1831)). В 20-30-х гг. в подмосковной усадьбе Кузьминки кн. Голицыных возвел многочисленные сооружения, в т. ч. конный двор с муз. павильоном, по праву считающийся шедевром архитектуры ампира. Также Ж. привлекался к проектированию построек в усадьбе Барышниковых Алексино под Дорогобужем (Смоленская обл.; 20-е гг. XIX в.); вероятно, был автором зданий конного завода в с. Хреновом (Воронежская обл.; окончены к 1818).

    Серьезную проблему в изучении наследия Ж. представляет его длительная совместная работа с А. Г. Григорьевым, близким другом, учеником и помощником-единомышленником. Выходец из крепостных, Григорьев воспитывался и обучался в доме И. Д. Жилярди. Ж., с детства виртуозно рисовавший и стремившийся стать художником, редко выполнял проектные чертежи, ограничиваясь эскизами. Детальной разработкой проекта и его вычерчиванием обычно занимался Григорьев. Их творческий тандем успешно просуществовал до отъезда Ж. в Италию, после чего Григорьев занял освободившееся место архитектора Воспитательного дома. Плотное сотрудничество одаренных зодчих затрудняет выявление конкретного вклада каждого из них в реализацию совместных проектов. В зависимости от личных пристрастий исследователей те или иные постройки приписываются одному или другому архитектору. В наст. время можно утверждать, что Григорьев как архитектор развивался под влиянием Ж. Все характерные композиционные и декоративные приемы московского ампира, отличающие его от имперской мощи ампира петербургского, впервые возникли в творчестве Ж. и от него были восприняты др. московскими зодчими (О. И. Бове, А. С. Кутеповым, Ф. М. Шестаковым, Е. Д. Тюриным и др.). Ампир Ж. интересен частым использованием греч. ордеров, дорического и ионического, придающих постройкам изысканный лиризм и камерность. Ж. нередко прибегал к гротеску, укрупняя одни архитектурные формы и уменьшая другие. Возникающее при этом контрастное противопоставление большого и малого, плоского и пластичного, прямого и изогнутого возведено им в ранг основного эстетического приема. Отсюда любовь Ж. к «египетским» наклонным плоскостям, способным придать эффект монументальности самой миниатюрной постройке. Стремясь достичь той же цели, архитектор применяет портики в антах или врезанные в объем здания колонные лоджии, толстые колонны и приземистые, давящие на здание купола и бельведеры. Колоссальная арка со вписанным в нее отрезком римско-дорической колоннады - отличительная черта стиля Ж., всегда по-итальянски изящного в деталях. Любой рельеф, скульптура или орнаментальная вставка превращены у него в изысканную, виртуозно нарисованную на плоскости виньетку.

    В сфере церковной архитектуры Ж. принадлежит ряд проектов и построек, типология, композиция и декор которых успешно интерпретировались др. архитекторами, что существенно расширяет круг храмов жилярдиевского типа, особенно в усадебном строительстве. Наибольшую известность получил разработанный Ж. тип ампирного храма-мавзолея, ставший образцом абсолютной стилистической отточенности. Оба построенных по проектам Ж. мавзолея принадлежат к достижениям московского ампира.

    Церковь-усыпальница свт. Димитрия Ростовского в подмосковной усадьбе Суханово (1813) хотя и относится к раннему периоду творчества Ж., но является зрелым произведением сложившегося мастера, из-за чего долгое время архитектором мавзолея считался В. П. Стасов (Пилявский В. И. Архит. Стасов. Л., 1963. С. 58-62). Обнаруженные в Италии неоконченные проекты Ж. окончательно прояснили атрибуцию церкви, возведенной по заказу кнг. Е. А. Волконской как усыпальницы ее мужа кн. Д. П. Волконского. Ж. спроектировал выразительный ансамбль (искажен перестройками в 1934) с 2 флигелями богаделен по сторонам, связав их полукружием дорической колоннады, которая огибала храм наподобие театрального задника. На оси храма в колоннаду была включена 2-ярусная башня-колокольня. Поставленный в центр созданного архитектурного театра мавзолей казался намного грандиознее, чем можно было бы ожидать, исходя из его размеров. Ощущение сурового величия достигнуто ясностью крупных форм, заметным наклоном стен, почти полным отсутствием проемов и проч. типичными для Ж. гротескными приемами. Храм-мавзолей представляет собой ротонду с приставленным с запада входным 6-колонным портиком. Низкий барабан, покоящийся на кольце стен внутренней ротонды, увенчан пологим полусферическим куполом. Скупые детали декора выделены белым цветом на фоне красного неоштукатуренного кирпича, создающего иллюзию готических форм. Цилиндр мавзолея опоясывает тяжелый карниз с модульонами-машикулями и треугольными щипцами, напоминающими зубцы крепостных башен. Этот мотив, вероятно, восходит к завершению гробницы Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге под Римом. Монументальный образ скорби Ж. дополнил скульптурными аллегориями - помещенными по сторонам полуциркульного окна рельефными фигурами летящих ангелов в барабане и чугунными «античными» жертвенниками, фланкировавшими вход. Центральный зал образован внутренним кольцом стен со сдвоенными ионическими колоннами в широких арочных проемах. Интерьер декорирован искусственным мрамором, лепниной и гризайлью (в куполе). Гармония скупых, но точно выбранных средств делает мавзолей в Суханове одним из лучших примеров романтического ампира. Авторское повторение ансамбля храма-усыпальницы в Суханове можно видеть в позднем, точно не датированном проекте «построения каменной церкви и при оной богадельни». Полностью совпадающая по композиции, она отличается деталями: наличием дугового корпуса с арочными проемами вместо колоннады и более высокой ротонды храма, имеющей 4-колонный портик без треугольного фронтона. Источником сухановского проекта были Пантеон и др. здания древнерим. архитектуры, влияние которой очевидно в решении внутреннего пространства мавзолея Волконских.

    На позднерим. мавзолеи ориентирована еще одна постройка Ж.- Успенская ц.-усыпальница в усадьбе Семёновское-Отрада гр. Орловых. Проект мавзолея гр. В. Г. Орлова и его братьев (1832) стал последней работой зодчего в России. Окончательному варианту предшествовали неск. ранних, интерпретирующих тип ротонды, окруженной сплошной колоннадой, с множеством скульптур. В итоге Ж. вернулся к строгому и компактному цилиндрическому объему с единственным портиком на зап. фасаде, к-рый венчал такой же, как в Суханове, барабан с полуциркульными проемами и рельефами летящих ангелов. В отраднинском мавзолее меньше романтической театральности, он рациональнее, серьезнее и проще. Ротонда помещена прямо в пространство парка, без дополнительного архитектурного окружения. Имитация мощи достигнута еще более лаконичным набором средств: 4-колонный портик в антах кажется заключенным в тяжелую раму, подчеркнутую давящим антаблементом с крупными триглифами. Кирпичные стены декорированы квадровым рустом, в них напряженно прорезаны арочные окна. Подкупольное пространство окружено парными ионическими колоннами, к-рые чередуются с закругляющимися пилонами стен внутреннего кольца. Строительство (1832-1835), к-рым руководил двоюродный брат Ж. А. О. Жилярди, осуществлялось без участия автора. Проект не был реализован полностью: из-за экономии средств отказались от большей части скульптурного убранства.

    Мавзолей в Отраде имеет упрощенную копию - ц.-усыпальницу в усадьбе Стаховичей Пальна-Михайловское (Липецкая обл.; 30-е гг. XIX в.); оригинал воспроизведен достаточно точно, но по-провинциальному грубо и без скульптурного декора.

    Ж. принадлежит проект ц. арх. Михаила в с. Новомихайловка (Орловская обл.; 1831), на территории имения Голунь кн. С. М. Голицына, владельца подмосковных Кузьминок (построена без участия Ж., сохр. руины). Основной объем решен в виде монолитного четверика, боковые фасады прорезаны большой арочной нишей с крупным полуциркульным окном сверху, внутри к-рой помещен отрезок колоннады. Открытая колоннада связывала храм с отдельно стоявшей колокольней, почти копирующей колокольню сухановского мавзолея. Купол церкви лежит на очень низком, не имеющем проемов барабане, к тому же рустованном, как и углы четверика, для усиления эффекта тяжести. Храм в Новомихайловке не единственный пример использования данного проекта; вероятно, существовал более ранний вариант, по к-рому аналогичный храм был построен уже в 1815-1822 гг. в подмосковном с. Коледине по заказу Р. Е. Татищева. План Троицкой ц. тяготеет к овалу: алтарное полукружие дополнено симметричным объемом притвора. В остальном архитектура совпадает с проектом Ж. для Новомихайловки, отличаясь лишь трактовкой деталей. Документально причастность Ж. к проектированию этого памятника не установлена, так же как и в отношении др. схожих построек, образующих самостоятельную группу. Воскресенская ц. в подмосковной усадьбе Кожино с 2 полукружиями в плане (1844-1852) построена по заказу М. И. Микулина и напоминает во многом колединскую церковь. Вариант проекта, тяготеющий к новомихайловскому, был реализован при строительстве Спасо-Преображенской ц. в усадьбе К. С. Огарёва Канищево (ныне в черте Рязани; 1824); здесь вместо колоннады храм соединен с колокольней традиционной трапезной. Трапезная присутствует и в композиции аналогичной по архитектуре Спасской ц. в с. Петровском (близ подмосковного Щёлкова; 1828), возведенной на средства С. А. Мельгуновой. Тот же тип, но в более изысканной редакции, с «египетским» наклоном стен и ионическими колоннами, представляет Покровская ц. в с. Данилове (1838-1845) близ Конакова в Тверской обл. Есть основания полагать, что эти вариации разрабатывались на основе проекта Ж. др. архитекторами, зависимыми от него в стилевом отношении. Прямые аналоги можно найти не только в творчестве Григорьева, но и в проектах Кутепова. Так, план спроектированной им ц. Ахтырской иконы Божией Матери в усадьбе Ахтырка (1820-1825) близ Сергиева Посада почти идентичен плану церкви в Коледине, хотя архитектурные объемы решены иначе.

    В кон. 20-х гг. XIX в. Ж. в связи с ухудшением здоровья постепенно отходит от активной деятельности. В 1830 г. он стал почетным членом Имп. АХ. В 1832 г. вернулся на родину. Его последним реализованным проектом стала скромная кладбищенская часовня св. Петра близ Монтаньолы, решенная в стилистике московского ампира. С 1832 г. Ж. пребывал в своем поместье в Швейцарии и в Милане. В 1833 г. был избран почетным членом-корреспондентом Миланской академии искусств. Ж. похоронен в мон-ре Сант-Аббондио близ Монтаньолы. В России последние проекты Ж. реализовывали А. О. Жилярди, Григорьев и др. ученики.

    Лит.: Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Архитектура в истории рус. культуры. М., 2003. Вып. 5: Стиль ампир; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост. и науч. ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004; Седов Вл. В. Московский ампир // Проект Классика, 2003. 2004. № 9. С. 146-157.

    А. В. Чекмарёв

    Родился в семье архитектора Ивана Дементьевича Жилярди, работавшего в Москве в течение 28 лет. В 11 лет вместе с матерью приехал к отцу в Москву.

    Юный Доменико мечтал стать пейзажистом и в четырнадцать лет поехал в Санкт-Петербург к художнику Феррари учиться рисунку и живописи. Скоро Доменико перешел в мастерскую Порто. В 1800 году он начал учиться у исторического живописца Карло Скотта, у которого занимался около трех лет.

    За успехи в живописи Доменико Жилярди получает стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны и увлеченно совершенствуется в искусстве. Петербургский климат плохо переносится им и скоро Доменико серьезно заболевает.

    В 1803 году Доменико отправляется как государственный стипендиат в Миланскую Академию искусств в Италии, где начинает учиться в 1804 году. Тогда же он решает заниматься архитектурой.

    Доменико Жилярди окончил Миланскую Академию в 1806 году и в течение четырех лет изучал архитектуру и искусство Рима, Флоренции, Венеции.

    В 1810 годах молодой Жилярди приехал в Россию и в 1811 году стал помощником отца в ведомстве Московского Воспитательного дома. В 1812 году он проектировал новую аптеку и лабораторию для ведомства Воспитательного дома.

    В 1813 году Доменико Жилярди работал в Экспедиции Кремлевских строений, где занимается восстановлением звонницы и колокольни Ивана Великого и других строений Кремля.

    В 1814 – 1822 годах он занимался перестройкой усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Фасад дома с коринфской колоннадой-лоджией дома был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и часто копировался при строительстве домов в Москве после пожаров Отечественной войны 1812 года.

    1817 – 1819 году Доменико Жилярди восстанавливал сгоревший Московский Университет. В этой работе по восстановлении одного из важнейших зданий в полной мере проявился его талант градостроителя, конструктора, художника.

    В 1817 году его отец Иван Жилярди из-за болезни оставил должность архитектора Воспитательного дома, которую занял его сын Доменико.

    В 1818 году Жилярди перестраивает Вдовий дом на Кудринской площади и Екатерининское училище, внеся значительные архитектурные изменения.

    В 1820 -1823 году архитектор начинает строить в усадьбе князя Голицына в Кузьминках Музыкальный павильон Конного двора. Там он работал до 1832 года, когда из-за болезни вынужден был уехать из России.

    В 1823 -1826 годах Доменико Жилярди строит здание Опекунского совета Воспитательного дома. В эти же годы он строит дом князя С.С. Гагарина на Поварской улице с арочными окнами на фасаде, углубленными в стену. Этот прием усилил архитектурные и скульптурные части всей композиции дома.

    В 1826 году окончив строительство Опекунского совета Жилярди начал строить Слободской дворец в Лефортово для ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома.

    В 1829 – 1831 годах Жилярди строит усадьбу Усачевых на Земляном валу около реки Яузы.

    В 1832 году Доменико Жилярди уезжает в Швейцарию, в Монтаньоле, где строит часовню. Он живет в своем швейцарском поместье, переселяясь на зиму в Милан.

    В 1833 году Доменико Жилярди был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств.

    Скончался Доменико Жилярди 26 февраля 1845 года в Милане и был похоронен в монастыре Сан-Аббондио.