Библейские темы в изобразительном искусстве 19 века. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейская тема в изобразительном искусстве Урок по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №10 г. Павлово, Нижегородской области Игнатьева Татьяна Николаевна

Крамской Иван Николаевич Год рождения: 27 мая 1837 Дата смерти: 24 марта 1887 Христос в пустыне Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863-1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин - он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека

Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, творчества тамошних художников, как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны. Искушение Христа Хуан де Фландес. XVI век

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину «Христос в пустыне», им было сделано много набросков, но все они не устраивали его. Первый вариант картины (1867) Голова Христа (этюд)

Когда картина была закончена, она была выставлена на выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, облик человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Никола́й Никола́евич Ге Родился в 1831 году умер в 1894 году Николай Ге работал над этим полотном в 1861-1863 годах в Италии, во Флоренции. Его увлекала история христианства, библейские сюжеты. В картине «Тайная вечеря» ценители живописи прослеживают целую историю – борьбы добра и зла, трагедию и предательство. Тайная вечеря

На картине изображена тайная вечеря - описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них - Иуда Искариот - предаст его.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна, в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников». Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа - Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками». Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов. Бездействие Христа - знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности».

Используемые ресурсы https://ru.wikipedia.org


Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

ИКОНОПИСЬ

В седьмом классе, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве». Связано это с тем, что учителя изобразительного искусства сами не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять задание.

Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, он должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию.

Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому, как им кажется, пути: предлагают детям нарисовать икону, считая, что с таким «элементарным» заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона — это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация — это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, его представления о том, как выглядят персонажи. В иконописи количество сюжетов ограниченно, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.

Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации к Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских семей и из семей, где родители — атеисты; а икона — это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону — то же самое, что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет, или в роли ученика в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1-4) контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый).

Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя — сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы.

Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство израильтян из Египта через Красное море». В качестве примера можно показать иллюстрации Библии нашего знаменитого мариниста К. Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5) , «Всемирный потоп» (6) ).

Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство Вавилонской башни), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.

Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру картины Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о блудном сыне.

Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае если учитель сам плохо ориентируется в них, провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре. Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9) , «Вавилонская башня», «Благовещение» (10) , «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские сюжеты западноевропейских и русских мастеров надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11) , «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14) , «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными.

Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон (Благовещение. XII в. (18) ; Благовещение. XIV в. (19) ) параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина — это предмет эстетического наслаждения, а икона — это предмет и эстетического наслаждения, и молитвенного почитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня». Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации.

Работа над иллюстрациями к Библии может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б) . Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и как работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, сделанный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции (21-23) .

Рисунок гор и воды может быть выполнен сразу краской. Фон закрашивается мазками (краски смешиваются прямо на листе): день — белая и желтая гуашь, ночь — синяя, фиолетовая и немного белой.

Цвет горок составляется из трех красок: желтой, красной и небольшого количества черной. Если на листе изображаются ночь или дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски (можно добавить немного зеленой). Воду закрасить синей с небольшим количеством белой краски (можно добавить немного фиолетовой).

На горках белой краской намечаются горизонтальные штрихи для ступеней, затем на края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной краской обводится каждая ступенька и размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24) ; горки в строгановском стиле; XVII в. (25) ).

Волны можно прорисовать синей и белой краской тонкими линиями.

Деревья изображаются сразу краской, без предварительного рисунка простым карандашом. Животных сначала намечают карандашом, а затем вписывают в композицию, используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие краски не будут смотреться грубо.


Завершить работу детям помогут репродукции и прориси икон, на которых изображены горки, деревья и животные: «Святой Георгий» (26) , «Борис и Глеб» (27) , «Флор и Лавр» (28) , «Власий и Спиридоний» (29) .

(Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение)

по теме

7 класс урок №21.

Выполнил: Усова Людмила Николаевна

МКОУ Подгоренская СОШ

Район: Калачеевский

Область: Воронежская

Конспект урока

Педагог: Усова Людмила Николаевна

Предмет: Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение.

Класс: 7

УМК:

Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: интегрированный с элементами проектной деятельности.

Урок №21

Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

1) Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картин религиозно-мифологического жанра, фресок и икон Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района.

2)Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен, с творчеством мастеров родного края (фресковая роспись и иконопись Преображенского храма)

3) Формировать зрительские умения и навыки.

4) Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

5)Развивать интерес к искусству, и искусству родного края.

УУД:

1)личностные – направить ценностно-смысловую ориентацию учащихся на достижение своей цели;

2)регулятивные – умение учащихся организовать свою учебную деятельность;

3)познавательные – используя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем достичь определённых результатов в выполнении проектов;

4)коммуникативные – учить детей участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:

- развитие интереса к искусству и искусству родного края

Развитие умений креативного подхода к выполняемому заданию, самоконтроля, рефлексии и самооценки.

Уважение к наследию предков, культурным памятникам, к творческим личностям.

Метапредметные результаты:

Формирование позитивной мотивации к изучению изобразительного искусства, Основ православия и Православного краеведения.

Развитие умений и навыков самостоятельной работы, поиска материала.

Развитие умения слушать изучаемую тему, наблюдать, осуществлять сравнение и извлекать нужную информацию.

Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, строить сообщение на основе полученных знаний.

Развитие умений работать индивидуально, в паре, в группе.

Предметные результаты:

Приобщение учащихся к другим культурам на основе изучаемых произведений, в том числе и к Православной культуре, национальной культуре

Расширение образовательного кругозора в рамках изучаемой темы изучение культуры места, где проживают учащиеся.

- расширение словарного запаса учащихся в рамках темы.

Методы работы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Содержание: Архивные и краеведческие документы музея "Живые истоки", материал по теме урока взятый из учебника "Библейские темы в изобразительном искусстве ".

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная , групповая.

Оснащение: компьютер, интерактивная доска, листы самооценки, раздаточный материал, смайлы для рефлексии, мультимедийная презентация к уроку, проектные работы учащихся, фотографии Преображенского храма Усовой Л.Н..

Литература:

1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

2. Ф.Ф.Луценко "Летопись слободы Подгорной", документы музея "Живые истоки" села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

3. В.Гюго Стихотворение о Библии (интернет)

4. М.Н. Босикова Стихотворение "Люблю мой край"

5.Усова Л.Н. Стихотворения к уроку

Ход урока

Основные этапы урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационно- мотивационный

    Психологический настрой учащихся;

    обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Приветствует учащихся, настраивает учащихся на работу.

Готовятся к уроку, занимают свои места, проверяют наличие материала и оборудования к уроку.

Планируют учебное сотрудничество с учениками и учителем. Общаются в парах, группах. Готовятся к реализации проекта.

Выбирают средства для реализации своего проекта

    2-3 минуты

Учитель:

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

Отложили все портфели.

Всё готово? Посмотрели.

Стали ровно, тихо сели.

И учиться захотели.

Вас сегодня видеть рада.

Как работалось, ребята?

Вы работать поучились.

Все ль проекты получились?

А теперь, прошу я вас,

Чтобы был серьёзным класс...

2.Целеполагание

Обозначить тему урока, на примере различных источников.

Учитель предлагает посмотреть ролик "Мой родник" для определения темы урока. Задаёт наводящие вопросы учащимся. Читает стихотворение В.Гюго о Библии.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость.

5-6 минут

Ребята, я сейчас прочту стихотворение известного писателя В.Гюго.

Слайд №2

А теперь внимательно посмотрите ролик "Мой Родник"

Слайд №3

Как вы думаете о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте попробуем связать тему воедино.

Сегодня на уроке мы познакомимся с темой связанной с Библией, историей родного края и православным храмом. Давайте определим тему.

Слайд №4

Отгадываем загадки

Итак: наша тема звучит - "Библейские темы в изобразительном искусстве"

Слайд №5

Самое интересное, что у нас сегодня не только урок Изобразительного искусства, но и Основ православия, и Православного краеведения. Три урока связанных вместе. И так, начнём.

3. Актуализация знаний по теме

Подвести учащихся к определению актуальности и нужности данной темы урока.

Подводит черту по определению уровня подготовки материала по проектам.

Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Выделение главного и осознание того, что уже усвоено.

10-13 минут

Ребята, на прошлом занятии вы выбрали себе задания для самостоятельной работы дома, проекты. Давайте, посмотрим что же у нас получилось. Перед вами табличка, которую необходимо быстро заполнять во время выступления учащихся, подготовивших домашнее задание, проекты.

Проекты учащихся

Оценка проекта

Что понравилось?

Что не понравилось?

Новые слова

Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект по истории Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

1. Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №6 (коллективная работа 3-4 учащихся)

2. Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд№7 (коллективная работа 3-4 учащихся)

3. Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №8 (коллективная работа 3-4 учащихся)

Во время показа с 6 по 8 сладйд выступают учащиеся с проектом по истории Преображенского храма села Подгорного (коллективная работа 3-4 учащихся)

История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя. После заселения слободы Подгорная в начале XVIII века появилась необходимость в постройке храма. Царское правительство, в то время, требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И поэтому, сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги? Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый.

Со временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём проживало достаточно много богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50 десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами.

За деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740 году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника Преображения Господня.

Проходило время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного. Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры, чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет порядочная сумма денег. Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году.

Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII - начала XIX в. объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая трапезная - зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса. Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке.

Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в. Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг. Оконные проемы - арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются сандрики в формах барокко.

Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих пор.

Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из известняка объёмом 100 x 50 x 50 сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только благодаря фундаменту.

Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы краски).

Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из местного материала (вербы и дуба).

Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены в честь трёх праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны – предел «Святых Отцов I Вселенского Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей».

Внутри храма находилось много фресок, большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего размера люстры были в центральной части каждого предела.

Постановлением Главы администрации города Воронежа «О принятии под государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект культурного наследия регионального значения).

Закрылась церковь в 1936 году. Проект по восстановлению храма начал свою работу в 2004 году. Храм был открыт в 2008 году.

Учитель: Ребята, сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить данные по темам.

Физкультминутка

Учить учащихся релаксировать, отдыхать, расслабляться, переключаться от одной деятельности к другой.

Показывает различные физкультурные движения для разминки.

Узнают как можно весело и необычно провести физкультминутку.

Учатся работать в группе.

2-3 минуты

(комплекс упражнений, проводят дежурные класса)

Учитель:

Всё ребята, отдыхаем.

Физминутку выполняем.

Две минутки отдыхаем.

И к работе приступаем.

К нам дежурные идут,

Физминутку проведут.

4. Изучение нового материала

Погружение в проблему данной темы, работа над проектами.

Учитель организовывает погружение в проблему урока.

Приобретение новых знаний. Построение логической цепи рассуждений.

Инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации, в выборе способа её реализации, преподнесения классу.

Выделение новой информации.

15 минут

У ч и т е ль . Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.

О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом )

Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?· (Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический )

Учащимся предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в процессе объяснения нового материала.

Художники

Картины

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.

Слайд № 10 "Библейские темы в изобразительном искусстве"

1. Леонардо да Винчи "Благовещение".

Сюжет картины основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием.

Он становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии). Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

2. Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы".

Сюжет из Библии о сотворении первых людей на земле.

В образ Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

3. Питер Пауль Рубенс "Поклонение пастухов".

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой. Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная драма.

4. Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына".

Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.

5. Андрей Рублёв "Троица".

Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения.

6. Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне".

«Христос в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил.

7. Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин".

Сюжет картины написан на одну из известных Иисуса Христа , упоминаемая в . Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего - представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что « примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий ».

8. Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу".

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но всё равно считается одним из мировых шедевров.

5. Рефлексия

деятельности:

- анализ и оценка успешности достижения цели

- анализ успешности деятельности

обучающихся в целом и самооценивание своего результата работы

(3 мин)

Подвести итоги урока, оценить деятельность товарищей. Выбрать домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Подводит итоги: что делали на уроке и для чего, как прошёл урок, какое настроение у детей.

Осуществление самооценки собственной деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознавать познавательную рефлексию.

5-7 минут

Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов. на следующем уроке вы начнёте работу. На следующем уроке вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами.

Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание:

-Я знаю картины …

-Я знаю художников, работавших на библейские темы...

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Я бы хотела, хотел, узнать...

- Над этим нужно поработать...

6. Домашнее задание

1 минута

Учитель: Ребята, поработайте над сюжетом будущей картины на библейскую тему. Можно сделать несколько набросков по выбранной вами теме.

7. Орг. окончание урока

1 минута

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на уроке. Хочется отметить всех, а особенно...

Духовные шедевры живописи, рассказы о родных местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Закончить урок хочется словами стихотворения нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н.

Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

Татьяна САПОЖНИКОВА

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ CЕДЬМАЯ
Материалы к уроку

Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, 24/07;
№01, 02, 03, 07/08

7-й КЛАСС

Библейские темы в изобразительном искусстве

ИКОНОПИСЬ

В седьмом классе, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве». Связано это с тем, что учителя изобразительного искусства сами не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять задание.

Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, он должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию.

Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому, как им кажется, пути: предлагают детям нарисовать икону, считая, что с таким «элементарным» заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, его представления о том, как выглядят персонажи. В иконописи количество сюжетов ограниченно, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.

Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации к Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских семей и из семей, где родители - атеисты; а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое, что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет, или в роли ученика в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1–4) - контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый).

Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя - сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы.

Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство израильтян из Египта через Красное море». В качестве примера можно показать иллюстрации Библии нашего знаменитого мариниста К. Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5) , «Всемирный потоп» (6) ).

Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство Вавилонской башни), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.

Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру картины Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о блудном сыне.

Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае если учитель сам плохо ориентируется в них, провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре. Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9) , «Вавилонская башня», «Благовещение» (10) , «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские сюжеты западноевропейских и русских мастеров надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11) , «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14) , «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными.

Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон (Благовещение. XII в. (18) ; Благовещение. XIV в. (19) ) параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина - это предмет эстетического наслаждения, а икона - это предмет и эстетического наслаждения, и молитвенного почитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня». Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации.

Работа над иллюстрациями к Библии может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б) . Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и как работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, сделанный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции (21–23) .

Рисунок гор и воды может быть выполнен сразу краской. Фон закрашивается мазками (краски смешиваются прямо на листе): день - белая и желтая гуашь, ночь - синяя, фиолетовая и немного белой.

Цвет горок составляется из трех красок: желтой, красной и небольшого количества черной. Если на листе изображаются ночь или дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски (можно добавить немного зеленой). Воду закрасить синей с небольшим количеством белой краски (можно добавить немного фиолетовой).

На горках белой краской намечаются горизонтальные штрихи для ступеней, затем на края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной краской обводится каждая ступенька и размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24) ; горки в строгановском стиле; XVII в. (25) ).

Волны можно прорисовать синей и белой краской тонкими линиями.

Деревья изображаются сразу краской, без предварительного рисунка простым карандашом. Животных сначала намечают карандашом, а затем вписывают в композицию, используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие краски не будут смотреться грубо.


Завершить работу детям помогут репродукции и прориси икон, на которых изображены горки, деревья и животные: «Святой Георгий» (26) , «Борис и Глеб» (27) , «Флор и Лавр» (28) , «Власий и Спиридоний» (29) .

Продолжение следует