Алексей константинович толстой интересные факты кратко. Факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь. Факты из жизни А. К. Толстого

Алексея Константиновича Толстого часто путают с другими представителями этой яркой фамилии: «сиятельным крестьянином» Львом Николаевичем и «советским графом» Алексеем Николаевичем. Он же прославился благодаря своей классической лирической поэзии («Средь шумного бала, случайно...», «Минула страсть, и пыл её тревожный...»), историческому роману-блокбастеру «Князь Серебряный», а также сатирическим «произведениям Козьмы Пруткова», которые сочинял вместе с братьями Жемчужниковыми и Александром Аммосовым.

АиФ.ru вспоминает историю талантливого графа.

По призванию

Толстой вошёл в историю литературы ещё ребёнком. Многим с детства знакома сказка «Чёрная курица, или Подземные жители», героем которой выступал добрый мальчик Алёша. Эта увлекательная история была придумана Алексеем Перовским в назидание своему десятилетнему племяннику Алексею Толстому.

В детстве в распоряжении будущего писателя были не только эксклюзивные сказки. Ему посчастливилось родиться в знатной дворянской семье и уже в 8 лет быть представленным будущему императору Александру II . Но в жизни литератора не было главного: отца. Его Алексею заменил тот самый дядя, известный широкой публике под псевдонимом Антоний Погорельский.

Алёша Толстой в детстве. репродукция

Не без участия талантливого дяди уже в шесть лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и сам пробовал писать. А его литературный дебют — мистическую повесть «Упырь», опубликованную под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог) — высоко оценил сам Виссарион Белинский.

Толстой всегда хотел стать писателем. В те времена это занятие было модным, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном, поэтому юность Толстой провёл в Московском главном архиве Министерства иностранных дел, а зрелые годы — в канцелярии Его Императорского Величества. При этом писатель никогда не скрывал, что государственная служба ему противна, но, чтобы не расстраивать мать, продолжал работу.

Своё свободное время Толстой посвящал литераторству, а вместе с двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым развлекался в написании юмористических произведений. Однажды под псевдонимами «Y» и «Z» они создали комедию «Фантазия», которая была поставлена в Александрийском театре. Талантливые юноши всерьёз опередили своё время: новаторство пьесы и пародийность её абсурдных диалогов никто не понял. Премьера окончилась скандалом: присутствовавший в театре император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления, а сама постановка была запрещена.

Ещё одной «шалостью» братьев стал литературный проект «Козьма Прутков». Писатели объединились под этим псевдонимом, чтобы публиковать сатирические стихотворения и афоризмы от лица вымышленного «директора Пробирной палатки». В январе 1884 года вышло в свет первое полное собрание сочинений Пруткова в одной книге. По свидетельству современников, издание исчезло с книжных лавок за считаные дни, а цитаты из него остаются популярными и сегодня: «Бди!», «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим», «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

Творцы этой удачной пародии долгое время оставались неизвестны: братья Жемчужниковы признались в мистификации лишь через несколько лет после смерти Толстого.

«Маменькин сынок»

Для современников Толстой был образцом благородства, даже императрица Мария Фёдоровна называла литератора самым честным и правдивым человеком из всего своего окружения. Лишь однажды общество поставило под вопрос благовоспитанность писателя: когда он закрутил роман с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Софья Андреевна Миллер. Источник: Commons.wikimedia.org

Драма влюблённых растянулась почти на 12 лет. Мать Алексея ревновала сына ко всем окружавшим его дамам и тем более была против женитьбы на «этой развратной, падшей женщине». Она же настроила против Софьи всю свою родню, но даже недоброжелатели оставили о девушке исключительно приятные воспоминания: «Она умела очаровывать. Не была красива. Но грудной бархатный голос, вкрадчиво-мягкая женственная манера, необыкновенный ум и образованность опутывали и увлекали мужчин, особенно в молодости. Женщины к ней были менее дружелюбны». О начитанности и эрудиции Софьи ходили легенды, говорили, что она знает 14-16 языков, а сам Толстой называл её «моя Энциклопедия»: «Когда нужна какая-то справка, то нет надобности рыться в книгах, надо только спросить у Софы».

Влюблённые смогли повенчаться лишь после смерти матери Толстого (писателю на тот момент было далеко за 40 лет). Ещё несколько лет понадобилось на развод Софьи с прежним супругом, для чего в ход пошли все связи Толстого при дворе. А незадолго до этого Толстой, наконец, решился уйти в отставку, написав императору: «Служба и искусство несовместимы».

Начался творческий взлёт Толстого: он создал драматическую поэму «Дон Жуан», напечатал роман «Князь Серебряный», начал работу над драматической трилогией («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис»). Казалось, всё идёт в гору, но внезапно здоровье необычайно сильного человека (он связывал в узел кочергу, пальцами вгонял гвозди в стену, один ходил на медведя) было подорвано. Толстого мучила астма и страшные невралгические головные боли. Заграничные лечения уже не помогали, поэтому писатель обратился к уколам морфия, постепенно увеличивая дозу.

Софья не раз просила мужа быть осторожнее, но тот только отшучивался: «Вечный сон не страшнее постоянной головной боли». 28 августа 1875 года, видимо, не рассчитав дозу, Толстой сделал себе очередной укол и заснул навсегда.

Всему настал конец, прийми ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты.

Илья Репин. Фрагмент портрета Алексея Константиновича Толстого. репродукция

4 июня 2015

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он - великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) Саратовской губернии на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г.). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал военным корреспондентом. А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Февральской революции. Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции Временное правительство назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся творческая деятельность аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» - первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь меду полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» - дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг.), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей научной фантастике предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После смерти Горького с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

А.К. Толстой родился в Петербурге. По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук, по отцу - потомок старинного известного рода. Детство Толстой провел в Черниговской губернии в имении матери Красный Рог, а затем ее брата А.А. Перовского, известного прозаика, выступавшего под псевдонимом Антон Погорельский.

«Мое детство, - писал позже поэт, - было очень счастливо, и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи - настолько поразили мое воображение произведения лучших наших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике. Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику. Мои первые опыты были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью».

В 1827 году Алексей с матерью и дядей побывал в Германии. Там познакомился с Гёте, разговаривал с ним, даже получил подарок - обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком поэта. В 1831 году Толстой много ездил по Италии, вел подробный художественный дневник:- «В очень короткое время я научился отличать прекрасное от посредственного, выучил имена всех живописцев, всех скульпторов и почти мог соревноваться со знатоками в оценке картин и изваяний. При виде картины я мог всегда назвать живописца и почти никогда не ошибался».

В 1834 году Толстого определили «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, где обычно начинали карьеру отпрыски самых известных российских родов, а через два года он был прикомандирован к русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне. Светский лев, красавец, остроумец, любитель веселья и бесконечных розыгрышей, тонкий ценитель искусства, Толстой и в Европе ни минуты не сидел без дела на месте, старался увидеть и услышать как можно больше.

Таков же был его образ жизни и в России, когда в конце 1840 года его перевели во Второе отделение канцелярии Николая I, ведавшее вопросами законодательства. Дружеские отношения с великим князем Александром, будущим царем Александром II, позволили поэту сделать стремительную придворную карьеру: при царе Александре II он был уже флигель-адъютантом, а затем царским егермейстером.

В 1841 году отдельной книгой (под псевдонимом Краснорогский) вышла в свет фантастическая повесть Толстого «Упырь». Книгу заметили, казалось, автор должен был бы пытаться развить успех. «Писатель, чувствующий в себе искру поэтического таланта, - объяснял литературные особенности той эпохи Некрасов, - непременно раздувал бы ее, сколько возможно, лелеял бы свой талант, как говорили в старину. Но поэту нашего времени этого мало. И, сознавая, что в наше время только поэтический талант, равный Пушкину, мог бы доставить автору и Славу и Деньги, он предпочитает распоряжаться иначе: поэтическую искру свою разводит на множество прозаических статей: он пишет повести, рецензии, фельетоны и, получая за них с журналистов хорошие деньги, без сожаления видит, как поэтическая его способность его с каждым годом уменьшается».

К счастью, ни деньги, ни слава особенно не волновали Толстого. Охота, литературные вечера, светские балы занимали его время - он успевал всюду. «Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, коль простить, так всей душой, коли пир, так пир горой!» - этот принцип действительно отвечал его характеру.

В январе 1851 года на балу Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер, женой конногвардейского полковника Л.Ф. Миллера. Софье Андреевне посвящены самые сокровенные строки Толстого. То, что их встреча вовсе не случайна, они поняли сразу, но соединиться им удалось только через несколько лет, в 1858 году, поскольку муж Софьи Андреевны не хотел давать ей развода, а, главное, против такого брака была настроена мать Толстого.

«Анна Алексеевна, - писал А.М. Жемчужников, близкий друг и родственник Толстого, побывавший в Красном Роге у Толстых в 1852 году, - была очень рада видеть меня, и всею душою интересовалась узнать мое впечатление и мнение о Софье Андреевне, с которой сошелся ее сын и к которой серьезно и сильно привязался. Ее душа не только не сочувствовала той связи, но была глубоко возмущена и относилась с полным недоверием к искренности Софьи Андреевны. Не раз у меня, тайно от сына, были беседы об этом, и она, бедная, говорила, а слезы так и капали из глаз ее. Меня она обвиняла более всех, как человека самого близкого и наиболее любимого ее сыном, и раньше моих братьев познакомившегося с Софьей Андреевной. Я стоял всею душою за Софью Андреевну и старался разубедить ее, но напрасно. Чутко материнское сердце... А что ж Алеша?.. Он любил обеих, горевал, и душа его разрывалась на части. Никогда не забуду, как я сидел с ним на траве, в березняке, им насажанном: он говорил, страдая, и со слезами, о своем несчастии. Сколько в глазах его и словах выражалось любви к Софье Андреевне, которую он называл милой, талантливой, доброй, образованной, несчастной и с прекрасной душой. Его глубоко огорчало, что мать грустит, ревнует и предубеждена против Софьи Андреевны, несправедливо обвиняя ее в лживости и расчете. Такое обвинение, конечно, должно было перевернуть все существо доброго, честного и рыцарски благородного А. Толстого».

В 1854 году в журнале «Современник» впервые появились стихи писателя Козьмы Пруткова, скоро ставшего весьма популярным во всей России. Нелепую эту, но занимательно-сатирическую фигуру Толстой создал совместно с братьями Жемчужниковыми - Алексеем, Владимиром и Александром. О Жемчужниковых и Толстом ходили по столице самые фантастические слухи. То говорили, что это они под видом флигель-адъютантов объезжали ночью всех петербургских архитекторов со страшным сообщением, что Исаакиевский собор провалился

то в день коронации императора Александра II тайком выпрягли лошадей из кареты испанского посланника

то случайного прохожего, спросившего у них какой-то адрес, направили прямо на Пантелеймоновскую, 9, где находилось Жандармское отделение.

Создавая фигуру писателя Кузьмы Пруткова, Толстой и Жемчужниковы не только сочинили все его стихи, басни и афоризмы, но и придумали оригинальную биографию, приложив к ней столь же оригинальный портрет. Козьма Прутков, сообщали друзья, родился 11 апреля 1792 года, в 1820 году был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с половиной года - «только для мундира»

в 1823 году - вышел в отставку и поступил на гражданскую службу по министерству финансов - в Пробирную палатку, где прослужил сорок лет, до самой смерти, последовавшей 13 января 1863 года.

В январе 1851 года Алексей Жемчужников записал в дневнике:- «Государь Николай Павлович был на первом представлении «Фантазии» (эта пьеса тоже входила в собрание сочинений Козьмы Пруткова). Эта пьеса шла в бенефис Максимова. Ни Толстой, ни я в театре не были. В этот вечер был какой-то бал, на который мы оба были приглашены, и на котором быть следовало. В театре были мать Толстого и мой отец с моими братьями.

Воротясь с бала и любопытствуя знать, как прошла наша пьеса, я разбудил брата Льва и спросил его об этом. Он ответил, что пьесу публика зашикала, и что государь в то время, когда собаки бегали по сцене во время грозы, встал со своего места с недовольным выражением в лице и уехал из театра. Услышавши это, я сейчас же написал письмо режиссеру Куликову, что, узнав о неуспехе нашей пьесы, я прошу снять ее с афиши, и что я уверен в согласии с моим мнением графа Толстого, хотя и обращаюсь к нему с моей просьбой без предварительного с графом Толстым совещания. Это письмо я отдал Кузьме, прося снести его завтра пораньше к Куликову. На другой день я проснулся поздно, и ответ Куликова был уже получен. Он был короток. «Пьеса ваша и гр. Толстого уже запрещена по высочайшему повелению».

«В произведении литературы я презираю всякую тенденцию, - писал Толстой Б.М. Маркевичу в декабре 1868 года. - Презираю ее, как пустую гильзу, тысяча чертей! Как раззяву у подножья фок-мачты, три тысячи проклятий! Я это говорил и повторял, возглашал и провозглашал!» И опять уже в письме к М.М. Стасюлевичу:- «По мне, сохрани Бог от всякой задачи в искусстве, кроме задачи сделать хорошо. И от направления в литературе, сохрани Бог, как старого, так и от нового! Россини сказал:- «В музыке есть только два рода, хороший и плохой». То же можно сказать и о литературе».

Странно, но при всем при этом стихи самого Толстого буквально насыщены были злобой дня. И это относится не только к сочинениям Козьмы Пруткова, но и к «Посланию М.Н. Лонгинову о дарвинизме», и к «Иоанну Дамаскину», и к «Сну Попова», и к «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашова», перемежающейся знаменитым рефреном: «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет».

В самом начале Крымской кампании Толстой и его друг князь А.П. Бобринский решили организовать специальный военный отряд, который помешал бы возможной высадке англичан на балтийском побережье. На свои средства они закупили в Туле 80 дальнобойных винтовок, но, к счастью, они не пригодились. Точно так же не успела пригодиться друзьям быстроходная яхта, которую решено было приобрести для совершения каперских вылазок в море.

Поняв, что война, как началась, так и закончится в Крыму, Толстой вступил майором в стрелковый полк, но и тут ему не повезло: под Одессой он тяжело заболел тифом. К счастью, крепкое от природы здоровье не подвело - поэт выжил. Сразу после войны он был произведен в подполковники и одновременно назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках.

Однако все это совсем не привлекало Толстого. «Государь, - обратился он к императору, - служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре

знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением, - мое литературное дарование, и всякий иной путь для меня невозможен. Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель».

В 1861 году Толстой вышел в отставку. Жил он попеременно, то в своем имении под Петербургом - Пустыньке, то в имении матери - на Черниговщине. Печатался и в либеральном журнале «Вестник Европы», и в противоположном ему по направлению проправительственном «Русском вестнике». В 1867 году вышел в свет единственный прижизненный сборник стихотворений Толстого. «Двух станов не боец, но только гость случайный, - писал он, - за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими досель мне жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь

союза полного не будет между нами - не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, пристрастной ревности друзей не в силах снесть, я знамени врага отстаивал бы честь».

Большой известностью пользовался при жизни поэта его роман «Князь Серебряный». Драматическую трилогию составили драматические пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», и «Царь Борис». А в январе 1884 года вышло в свет первое полное собрание сочинений Пруткова в одной книге. По свидетельству современников, издание это исчезло из книжных лавок буквально за считанные дни.

В последние годы Толстой страдал сильным расстройством нервов. Еще недавно на охоте он выходил против медведя с ножом в руках, а теперь его мучили астма и ужасные головные боли. Не желая длить столь жалкое состояние, он принял пузырек морфия. Случилось это 28 (10. X) сентября 1875 года в любимом поэтом имении его матери Красном Роге.

27.10.2017

Помните, как мы читали в детстве «Гиперболоид инженера Гарина», умоляя маму подождать еще немного и не выключать свет - так не хотелось отрываться от захватывающего фантастического мира, описанного Алексеем Николаевичем Толстым? Творчество писателя не ограничивалось одной фантастикой, о чем мы узнавали, подрастая, - есть в копилке его романов и рассказов остросоциальные произведения, исторические, есть психологические драмы. Богатый жизненный опыт (если судить по интересным фактам из биографии Алексея Толстого) позволял писателю обращаться к самым разным темам.

  1. Дата рождения будущего писателя - 29 декабря 1882 года. Жизнь его началась необычно. Мать, происходившая из рода Тургеневых, обладавшая заметным литературным даром дама, отличалась, видимо, своеволием и сильным характером. Будучи беременной сыном Алексеем, ушла от мужа и стала жить с А.А. Бостромом. Этот человек стал воспитателем Алексея, заменил ему отца.
  2. Сначала Алексей обучался в реальном училище. Впоследствии он утверждал, что жизнь в обедневшем семействе была не из легких, случались периоды нужды. Все же училище мальчик закончил, а затем поступил в Санкт-Петербургский Политехнический институт.
  3. В бытность свою студентом Алексей Николаевич начал активно писать. После практики на Урале, когда увидела свет сочиненная им повесть о старинной башне, юноша прекратил «грызть гранит науки». Он почувствовал, что его истинное призвание - литература.
  4. Первую мировую войну молодой Толстой прошел военным корреспондентом. Затем были поездки по Европе - во Францию, в Англию. Грянула революция. Алексей Толстой отнесся с энтузиазмом к происходящему, но затем призадумался. Его решением стала эмиграция.
  5. Период с 1918 по 1923 годы писатель проводит за границей. Возможно, именно тогда он понимает: здесь, на чужой земле, ему никогда не стать своим, здесь никогда не будут его понимать, как на родине. И он возвращается в Россию.
  6. Толстой быстро взошел на советский литературный Олимп. Он стал считаться (после Максима Горького) писателем № 2 в СССР. Неплохо складывались отношения со Сталиным - дважды Толстой становился лауреатом Сталинской премии, а третий раз - посмертно. А вот в стане писателей существовало 2 лагеря: один выступал за него, второй - против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке.
  7. Повесть «Хлеб» Толстого действительно носит явно «просталинский» характер, прославляя вождя. Между тем Алесей Николаевич вовсе не был одним из подобострастных подданных, толпящихся у трона: он нередко заступался за гонимых и опальных, причем порой успешно. Сталин никогда не давал Толстому забыть о его происхождении, насмешливо называл его «графом», намекая на то, что положение самого Толстого довольно шатко.
  8. Толстой предсказал в своих произведениях изобретение лазера, деление атомного ядра.
  9. Писатель был ярым филателистом. Любопытно, что однажды вышла марка с его портретом.
  10. Толстой был женат 4 раза. Все 4 брака заключались по любви. Вторая супруга сменила ради него вероисповедание.
  11. Во время Великой Отечественной войны Толстой продолжал работать над своими произведениями, в последний период войны стал членом комиссии по расследованию преступлений фашистов. Но в этой области ему не довелось долго трудиться: смерть настигла его всего за пару месяцев до великой Победы, в феврале 1945.
  12. Оппоненты Алексея Толстого полушутливо-полупрезрительно поддразнивали его «графом», «барином». Между тем он самозабвенно работал всю жизнь, ежедневно проводя часы за пишущей машинкой.

Вот такую непростую, полную событий жизнь прожил Алексей Толстой. Да, он был обласкан «власть предержащими», но ведь порой балансировал на кончике ножа…