Автор драгунский биография. Драгунский: биография кратко, интересные факты

Биография Виктора Драгунского должна быть хорошо известна любому знатоку отечественной детской литературы. Это один из признанных классиков, писавший книги для школьников и их родителей. Наибольшую славу ему принес цикл под названием "Денискины рассказы".

Детство и юность

Биография Виктора Драгунского ведется с 1913 года, когда он родился в Нью-Йорке. Его родители были евреями, эмигрантами из Гомеля, которые переехали в Америку и поселились в Бронксе. Отца писателя звали Юд Фалькович, а мать - Рита Лейбовна. Они поженились в 1913 году, будучи еще в Гомеле, а 1 декабря того же года появился на свет Виктор Юзефович Драгунский.

В Америке Драгунские не смогли прижиться, уже в июле 1914 года вернулись в родной Гомель, входивший в то время в состав Российской империи.

Еще через 4 года отец Виктор Юзефовича Драгунского умер, заразившись тифом. По другой версии, его смерть произошла при невыясненных обстоятельствах. Рита Лейбовна нашла нового мужа, которым стал красный комиссар, ревком Гомеля Ипполит Войцехович. Но и его жизнь вскоре подошла к концу, он умер в 1920-м.

В 1922 году у Драгунского появился еще один отчим, по имени Менахем-Мендл Рубин, игравший в водевилях в еврейском театре. Семья была вынуждена отправляться вместе с ним в гастроли по всей стране.

В 1925 году в биографии Виктора Драгунского произошло важное событие. С родителями он прибыл в Москву, где Рубин основал собственную театральную труппу вместе с Ильей Триллингом, так семья обосновалась в столице. Правда, Рубин вскоре их оставил, уехав в Америку работать режиссером еврейского театра.

Герою нашей статьи пришлось рано начать работать, с 17 лет он начал посещать литературно-театральные мастерские советского театрального режиссера Алексея Дикого. С 1935 года Драгунский становится актером театра транспорта, сейчас он известен как Театр имени Гоголя.

Актерская работа

Параллельно с игрой в театре Драгунский занимается литературой. Он начинает с написания юморесок и фельетонов, сочиняет сценки, интермедии, цирковые клоунады, эстрадные монологи. Одно время цирковой жанр становится очень близким ему, он даже начинает трудиться в цирке.

Помимо театральных ролей Драгунский получает и роли в кино. В 1947 году он играет радиодиктора в политической драме Михаила Ромма "Русский вопрос", после этого начинает работать в театре киноактера. В труппе было много знаменитостей, поэтому закрепиться Драгунскому было непросто. Тогда он решил создать внутри театра свою самодеятельную труппу. Многие с энтузиазмом отнеслись к этой идее, создав пародийный "театр в театре".

Вскоре Драгунский начал руководить ансамблем литературно-театральной пародии под названием "Синяя птичка". Он просуществовал до 1958 года. Со временем эта небольшая труппа начала выступать в Доме актера, где директором был Александр Эскин. На сцене актеры представляли веселые пародийные постановки, которые пользовались успехом. Драгунского пригласили создать такой же коллектив на базе Мосэстрады.

Вместе с Людмилой Давидович герой нашей статьи сочиняет тексты к нескольким песням, которые со временем становятся очень популярными. Среди них "Теплоход" в исполнении Леонида Утесова, а также "Березонька", "Чудо-песенка", "Три вальса".

Литературная деятельность

Как о писателе, Виктор Драгунский заявляет о себе в 1940 году, когда начинает массово публиковать юмористические рассказы и фельетоны. Позже он соберет их в сборник под названием "Железный характер".

В годы Великой Отечественной войны Драгунский отправляется в ополчение. Войну проходит без тяжелых ранений, а вот его брат Леонид гибнет в 1943 году в Калужской области.

В биографии Виктора Драгунского главное место занимает цикл "Денискины рассказы". Он начинает их писать в 1959 году. Главные герои - советские школьники Денис Кораблев и его приятель Мишка Слонов. В 60-е годы выходят сразу несколько книг из этой серии под названиями "Заколдованная буква", "Волшебная сила искусства", "Девочка на шаре", "Похититель собак".

Рассказы приносят ему популярность и славу. Кстати, имя главного героя было выбрано не случайно: именно так звали сына Виктора Драгунского. "Денискины рассказы" описывают Москву 50-60-х годов. Главный герой живет с родителями, с ним постоянно происходят курьезные и смешные случаи.

Например, однажды выливает манную кашу, которую не хотел есть, из окна, а когда к ним приходит милиционер (вместе с пострадавшим гражданином), он понимает, что имела в виду мама, когда говорила, что "все тайное становится явным".

"Денискины рассказы" Виктора Драгунского неоднократно экранизировались. В 1970 году Наум Бирман снял музыкальный фильм "Волшебная сила искусств" с Константином Райкиным в главной роли. Также в разные годы выходили картины "Веселые истории", "Девочка на шаре", "Удивительные приключения Дениса Кораблева", "По секрету всему свету", "Подзорная труба".

Другие произведения Виктора Драгунского

Среди других произведений героя нашей статьи нужно отметить повесть "Он упал на траву", написанную в 1961 году. Эта книга посвящена московскому ополчению, которое принимало участие в обороне Москвы в 1941 году.

Все события излагаются от лица 19-летнего Мити Королева, который работает в театре. Он стремится попасть на фронт, однако его не берут из-за врожденной травмы ноги. Ему удается записаться в народное ополчение. Учитывая, что сам Драгунский также участвовал в ополчении, произведение местами автобиографично.

в 1964 году Драгунский написал повесть "Сегодня и ежедневно", которая посвящена артистам цирка. Также известны его повести "Старухи", "Странное пятно на потолке", "Настоящий поэт", "Смешные рассказы о школе".

Семья писателя

Семья Виктора Драгунского была большой. В первый раз он женился на Елене Корниловой. В 1937 году у них родился сын Леонид, который окончил экономический факультет МГУ, стал журналистом. На протяжении многих лет работал в "Известиях", "Неделе", является автором художественных произведений "Сказочная сила", "От глашатая до неона", "Эти удивительные ветераны", "Раз в жизни: несерьезные заметки в жанре баек и журналистского трепа". Умер в 2007 году.

Драгунский во второй раз женился на Алле Семичастновой, которая была на 11 лет его младше, она окончила ВГИК. У них родился сын Денис, которому и были посвящены "Денискины рассказы". Когда мальчик вырос, он стал сценаристом и журналистом. В 1965 году у пары появилась дочь Ксения, будущий драматург и писатель.

Денис Драгунский подарил своему отцу внучку Ирину, родившуюся в 1974 году, она стала дизайнером и журналистом.

В конце жизни

Писатель Драгунский скончался в 1972 году в возрасте 58 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

В 1990 году вдова писателя издала книгу песен, написанных на стихи своего знаменитого мужа. В памяти отечественных читателей он остался автором одной из самых ярких и веселых книг, рассказывающей о детях и посвященной подросткам.

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича. В 1918 году в краткой биографии Драгунского произошла трагедия – от тифа умер его отец.

В 1925 году мальчик с матерью и отчимом переезжает в Москву.

Начало творческой деятельности

Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении, поэтому ему пришлось рано пойти работать. С 1930 года Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году был принят в труппу Театра транспорта (сейчас Театр имени Н. В. Гоголя). Позже Драгунский работал в цирке, некоторое время играл в Театре сатиры.

Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати.

В 1945 году Виктора Юзефовича приглашают работать в Театр-студию киноактера. В 1947 году Драгунский, биография которого не была пестра на роли в кино, снялся в фильме «Русский вопрос» режиссера М. Ромма.

«Синяя птичка»

В театре роли в основном распределялись среди именитых актеров, поэтому Драгунский как молодой артист не мог рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. В 1948 году Виктор Юзефович создает пародийный «театр в театре», назвав его «Синяя птичка». Вскоре к труппе присоединились Л. Давидович, Я. Костюковский, В. Дыховичный, М. Глузский, М. Слободской, Л. Сухаревская, Р. Быков, В. Бахнов, Е. Моргунов и другие. Для некоторых постановок Драгунский писал тексты песен.

Театр «Синяя птичка» стал известен в Москве. Труппу неоднократно приглашали со спектаклями в Дом актера. В 1958 году театр прекратил свою деятельность.

Зрелое литературное творчество

В 1959 году в печати впервые появляются произведения писателя Драгунского для детей из серии «Денискины рассказы». Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы.

6 мая 1972 года Виктор Юзефович Драгунский умер в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.

Другие варианты биографии

  • Мать Драгунского дважды выходила замуж. Второй муж, М. Рубин, был актером водевильного театра. Вместе с ним семья ездила на гастроли по стране, а затем и переехала в Москву.
  • В годы Великой отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами.
  • Прототипом главного героя «Денискиных рассказов» стал сын писателя Денис.
  • Совместно с Л. Давидович Драгунский написал такие известные песни, как «Теплоход», «Три вальса», «Березонька», «Чудо-песенка», «Звезда моих полей».
  • В школе произведения Драгунского изучаются в начальных классах.

Тест по биографии

Проверьте своё знание краткой биографии Драгунского ответив на вопросы теста.

На слово «драгунский» реагируют одинаково. Никто не вспомнит про конное войско, способное сражаться в пешем строю, пословицу «Это нашего поля драгун» (вариант: «Драгун бежит, земля дрожит, а оглянешься - в грязи лежит»). «Дениска, Денискины рассказы», - лица раздвинутся в довольной улыбке. «Папа у Васи силён в математике!..» А наиболее продвинутые скажут с райкинской интонацией: «Бум меняться, бум!..» Но вот что странно - про известного писателя Драгунского не так уж много известно.
Виктор Юзефович родился за океаном, но детство его прошло на реке Сож в белорусском Гомеле. Отец умер от тифа, отчим, красный командир, погиб в гражданскую. Вдова писателя Алла Васильевна вспоминала: он «всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в парк князя Паскевича (конечно, без билетов). Там шли представления: артисты пели куплеты, танцевали модный тогда танец стэп, а попросту - чечётку. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица…»
В юности Виктор работал «бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был цирковым клоуном, актёром театра и кино, руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко.
Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие - «здорóво!», а высшая похвала - «здóрово!». Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo - «Что я люблю… И чего не люблю», под которым не раздумывая подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица» .
Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска - это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле» .
Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда - не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или«рыцарями» вполне могли произойти.
Как уже было сказано, Драгунский сменил много занятий. Во время войны он был ополченцем. Герою «взрослой» повести «Он упал на траву» явно меньше лет, чем писателю. Но Митя Королёв чувствовал и переживал, как сам автор. Обоим довелось побывать под «хладнокровным огнём фрицев и испытать, как гибнет друг, как холодеет его “живая человеческая животинка”…»
Был Драгунский и клоуном. Рыжим! В Николае Ветрове из «Сегодня и ежедневно» тоже можно найти черты Виктора Юзефовича. Главными зрителями для циркачей всегда были дети: «Ни одного дня без работы для детей!»
И Виктор Юзефович работал для них. Алла Драгунская: он «часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Он замечательно читал свои весёлые произведения - ведь в недалёком прошлом он был актёром.
Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом: “ДРУЖБА! ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”»

Алексей Коновалов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Ю.ДРАГУНСКОГО

ИЗБРАННОЕ: Повести и рассказы / Вступ. ст. Ю.Нагибина; Ил. М.Федоровской]. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 589 с.: ил. - (Всемирная дет. б-ка).
Несправедливо и обидно, что до сих пор не издано собрание сочинений Виктора Драгунского.
«Избранное» включает в себя лучшие произведения писателя, всё то, что охотно и с любовью«избирают» для своего чтения уже несколько поколений читателей.

ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ / Худож. В.Лосин. - М.: ОНИКС, 2007. - 352 с.: ил. - (Золотая б-ка).
Что можно отдать за самосвал?
Одну Гватемалу и два Барбадоса?
Плавательный круг?
Или светлячка - маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко горящую звёздочку?
Он живой! И светится!

«Денискины рассказы» издавались не раз. Иногда в виде толстенького сборника, иногда - в виде тоненькой тетрадки. И почти всегда с иллюстрациями хороших художников. Вот для примера несколько таких книжек:
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ: Денискины рассказы / Худож. В.Лосин. - М.: Росмэн-пресс, 2003. - 117 с.: ил.
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ: Рассказ / Худож. В.Чижиков. - М.: Дет. лит., 1973. - 16 с.: ил.
ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ / Худож. А.Елисеев. - М.: Дрофа-плюс, 2005. - 63 с.: ил. - (Золотая б-ка).
ПОХИТИТЕЛЬ СОБАК: Денискины рассказы / Худож. В.Гальдяев. - М.: Омега, 1999. - 176 с.: ил.
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ: Денискины рассказы / Худож. М.Скобелев. - М.: Малыш, 1984. - 175 с.: ил.

ОН УПАЛ НА ТРАВУ: Повесть / Худож. В.Васильев. - М.: Современник, 1989. - 61 с.: ил.
Много раз отказывал военкомат молодому театральному художнику Мите Королёву: «Ты хромой!» Но он добился своего - записался в ополчение.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАССКАЗЫ / Худож. Н.Крылов. - М.: Сов. Россия, 1974. - 192 с.: ил.
Взрослый Драгунский, сатирик и фельетонист, был «по-детски» смешливым, а ещё деликатным и трогательным.

«РЫЦАРИ» И ЕЩЁ 57 ИСТОРИЙ / Рис. С.Калачёва. - М.: Сов. Россия, 1968. - 334 с.: ил.
Эта книга старая и редкая, но удивительная и прекрасная. В ней два человека - писатель и художник - не просто сосуществуют, а разговаривают, спорят, смеются вместе, как два товарища, которые понимают друг друга с полуслова.
В 1994 году сборник рассказов с тем же названием вышел в издательстве «Дом», но уже с иллюстрациями другого художника.

СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО: Повесть // Драгунский В.Ю. Избранное. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - С. 476-588.
Может быть, циркачка Ирина - это выросшая девочка на шаре?..

Алексей Коновалов, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Ю.ДРАГУНСКОГО

Драгунская А. О Викторе Драгунском: Жизнь, творчество, воспоминания друзей. - М.: Химия и жизнь, 1999. - 175 с.: ил.
Драгунская А. О Викторе Юзефовиче Драгунском // Драгунский В. Хитрый способ. - М.: Дет. лит., 1997. - С. 249-251.
Корф О. Виктор Юзефович Драгунский // Корф О. Детям о писателях: ХХ век: От А до Я. - М.: Стрелец, 2006. - С. 24.
Кузнецова Н., Мещерякова М. Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) // Рассказы об авторах ваших книг. - М.: Мегатрон, 1997. - С. 84-87.
Линкова И. Виктор Юзефович Драгунский // Линкова И. Дети и книги. - М.: Знание, 1970. - С. 43-47.
Михайлов Е. Виктор Драгунский (1913-1972) // Детская литература. - 1988. - № 10. - С. 53-54.
Нагибин Ю. Перечитывая друга… // Нагибин Ю. Не чужое ремесло. - М.: Современник, 1983. - С. 178-185.
Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В. Денискины рассказы. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - С. 5-12.
Поликовская Л. Виктор Юзефович Драгунский // Антология мировой детской литературы: Т. 2. - М.: Аванта+, 2002. - С. 550-552.
Сивоконь С. Будьте счастливы, дети! // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 104-129.

Ал.К., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Ю.ДРАГУНСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Волшебная сила искусства. Сцен. В.Драгунского. Реж. Н.Бирман. СССР, 1970. В ролях: А.Райкин, Л.Сенчина, Н.Ургант, Т.Доронина и др.
Девочка на шаре. Реж. Л.Шенгелия, Г.Комаровский. СССР, 1966. В ролях: Ираклий Циргиладзе, Оля Рябова и др.
Капитан. По мотивам рассказов В.Драгунского. Реж. А.Шахмалиева. СССР, 1973. В ролях: Р.Быков, В.Теличкина, Петя Моисеев, Алёша Сироткин, Рита Сергеечева.
Клоун. Телефильм. По повести «Сегодня и ежедневно». Сцен. Д.Драгунского. Реж. Н.Медюк. СССР, 1980. В ролях: А.Марчевский, Н.Варлей, Н.Трубникова, Е.Камбурова, В.Никулин и др.
Подзорная труба. Реж. М.Генин. СССР, 1973. В ролях: Саша Михайлов, К.Лучко, О.Басилашвили и др.

Биография и эпизоды жизни Виктора Драгунского. Когда родился и умер Виктор Драгунский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

Годы жизни Виктора Драгунского:

родился 1 декабря 1913, умер 6 мая 1972

Эпитафия

«Много верных друзей у меня на заставе,
Но не знает никто, где я сердце оставил.
Только иногда затянет запевала:
„Ах, во поле березонька стояла…“»
Из песни «Березонька» (муз. Никита Богословский, сл. Виктор Драгунский)

Биография

Жизнь Виктора Драгунского - автора знаменитого цикла «Денискины рассказы» - тесно переплетена не только с литературой, но и с театром. Любовь к творчеству была присуща Виктору Юзефовичу с детства и даже будто бы возрастала вместе с ним. Отец Драгунского умер рано, так что жилось его семье весьма непросто. Чтобы хоть как-то поправить материальное положение, мальчику приходилось помногу работать. Но мечты о сцене, поэтические фантазии все же взяли свое. С переездом в Москву Виктор начинает посещать литературно-театральную мастерскую Алексея Дикого, а спустя пять лет дебютирует на сцене Театра транспорта. А между тем еще и над литературой работать успевает. Так, едва успев разменять третий десяток, Драгунский сумел зарекомендовать себя как изобретательный актер и талантливый писатель.

Работая в театре, Драгунский не оставляет писательства и сочиняет ряд юморесок, эстрадных монологов, цирковых клоунад. Непродолжительное время Виктор Юзефович даже выступает в цирке. Позже приходят небольшие роли в кино и работа в Театре киноактера, в труппу которого входили известнейшие артисты. К сожалению, получить более-менее значимую роль было отнюдь нелегко, и Драгунскому приходит идея создать самодеятельную труппу внутри театра. Он организовал ансамбль литературно-театральной пародии, получивший название «Синяя птичка». Труппа постепенно приобрела славу и стала пополняться знаменитыми артистами из различных театров Москвы. Веселые пародийные спектакли, поставленные «Синей птичкой», имели огромный успех, и Драгунского пригласили создать подобный коллектив в Мосэстраде.


Драгунский, занятый театральной деятельностью, не забывает публиковать свои юмористические рассказы. Но наступает Вторая мировая война, Виктор Юзефович отправляется защищать родину. Из-за проблем со здоровьем его отказались принять в армию, поэтому писатель отбывал войну в добровольческом батальоне ополчения.

Первые забавные рассказы о Денисе Кораблеве появляются в 1959 году, и в течение последующих двадцати лет выходят еще несколько книг этой серии. Однако из-под пера писателя выходили и «взрослые» произведения, например, повесть «Сегодня и ежедневно», в которой идет речь о клоуне, живущем по-своему вопреки всему миру.

Виктор Драгунский скончался 6 мая 1972 года в Москве. Причиной смерти Драгунского послужила старая затянувшаяся болезнь. Весть о смерти Виктора Драгунского вызвала бурную реакцию в обществе, а на церемонии прощания с писателем и артистом собрались не только родственники и друзья, но и сотни поклонников его творчества. Похороны Драгунского состоялись на Ваганьковском кладбище. Могила Драгунского находится на участке № 14.

Линия жизни

1 декабря 1913 г. Дата рождения Виктора Юзефовича Драгунского.
1925 г. Переезд в Москву.
1930 г. Посещение литературно-театральной мастерской.
1935 г. Начало актерской карьеры в Театре транспорта (ныне Театр Гоголя).
1940 г. Начало писательской деятельности и первые публикации в сборниках.
1948 г. Организация ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», руководителем которого стал Драгунский.
1959 г. Первые публикации из цикла «Денискины рассказы».
1962 г. Выход первого сценария авторства Драгунского под названием «Веселые истории».
6 мая 1972 г. Дата смерти Виктора Драгунского.

Памятные места

1. Город Нью-Йорк, где родился Виктор Драгунский.
2. Город Гомель, где прошло детство Драгунского.
3. Москва, где жил и работал писатель.
4. Театр Гоголя в Москве, где служил Виктор Драгунский.
5. Театр киноактера в Москве, на сцене которого выступал Драгунский.
6. Дом актера, на сцене которого выступал артист.
7. Ваганьковское кладбище (участок № 14), где похоронен Драгунский.

Эпизоды жизни

Помимо прочей деятельности Драгунский зарекомендовал себя и в качестве прекрасного сценариста. Также были экранизированы и некоторые из его рассказов. «Волшебная сила искусства», к примеру, вышла в рамках одноименного киноальманаха, главную роль в котором сыграл Аркадий Райкин.

Виктор Драгунский имел троих детей. И каждому из них литература не чужда: старший сын Леонид стал автором ряда книг, дочь Ксения посвятила себя драматургии, а младший сын Денис - журналистике.

Завет

«Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто…»

Мультфильм «20 лет под кроватью», созданный по одноименному рассказу Драгунского

Соболезнования

«У него была удивительная пластика, кошачья пластика. Он спасал нас, детей, от напраслины и окрика. Он умел снять напряжение и внести какое-то равновесие. Я его обожала».
Наталья Дурова, народная артистка СССР

«Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот. Он сидел на довольно холодной подмосковной даче зимой и в этом довольно мрачном состоянии написал тринадцать детских рассказов».
Леонид Зорин, драматург

«Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве».
Юрий Нагибин, писатель

Драгунский Виктор Юзефович - русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни.


Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.