Влияние современного искусства на становление личности. Интересные факты и полезные советы Влияние живописи на общество

Современное искусство пробудило во мне интерес к самому искусству. Мне всё время было скучно смотреть на картины близкие к реальности. Не пробуждали они во мне никаких чувств. Я ходила по галереям и скучала. Картина Матисса "Танец" вызвала во мне бурю эмоций. Выбор цветов, сама композиция потрясли меня. Удивительно, но я не думала до этого, что существуют такие яркие произведения. После я прочитата книгу Уилла Гомперца "Непонятное искусство" и нашла для себя многих художников, которые меня вдохновляют. В моих планах связать свою будущую профессию с искусством.

В детстве меня напугали картины Дали (репродукции, естественно) , этот плавящийся, как пластмасса на огне, произвольно извращаемый мир, особенно ужасали искажённые человеческие тела. Может быть поэтому я с радостью училась у художника-конструктивиста и очень любила картины Петрова-Водкина -- мир кристаллический и таким образом упорядоченный сразу приобретал в моих глазах гармонию и смысл и даже гипотетически возможного беспристрастного творца. Оплавленность и текучесть монструозных форм и безжизненность реалистических изображений у так поразившего меня Дали, ужасала отсутствием логики, хотелось найти исцеляющую формулу гармонии. Таким образом, убегая от хаоса, через конструктивизм я пришла к увлечению иконописью, православным богословием и аскетизмом, которое прямой дорогой привело меня в монастырь. Но это уже совсем другая и довольно неприятная история. Так что да, косвенным образом знакомство с современным искусством таки повлияло на мою жизнь.

Двойственно. Не люблю я совриск, хоть что ты со мной делай. Был случай в школе на МХК, когда нам раздали каждому по направлению в искусстве и нужно было написать картину в таком же стиле. Мне достался фовизм... На итоговое занятие я пришла с докладом, а на вопрос, где же моя картина, ответила, что не приемлю такое искусство, потому что не считаю его таковым. Зачёт мне поставили, и даже приняли мою точку зрения, за что огромное спасибо моим преподавателям.

Масло в огонь подлило то, что дальше я училась в институте искусства и культуры. И то, что в нашем городе есть музей современного искусства. Конечно же пары по выставочной деятельности, и различным культурологическим технологиям проходили в этом музее неоднократно. В музей я ходила как на пытку. И до сих пор хожу, каждый раз думая, может я что-то пойму, приму и меня настигнет просветление? Нет, не настигло.

Мне интересно изучать совриск, то, как вообще у людей возникло желание создавать такое, его история. С этой точки зрения я его люблю. Не более.

Современное искусство я начала открывать для себя относительно недавно, не смотря на то, что с раннего детства моя жизнь была связана с искусством. Поступив после школы в художественную академию, я очутилась в более свободном и интересном месте, чем моя художка, где преподаватели уважали лишь классиков и старых мастеров, а "Черный квадрат" Малевича считали символом захвата мира евреями, и эта свобода помогла мне смотреть дальше и глубже.Я любила (и продолжаю любить) эксперименты начала 20 века, но отвергала эксперименты нашей современности, но освободившись от влияния своих старых учителей, я открыла для себя не менее интересный и сложный мир современного искусства. Конечно же, как и многие, меня интересовал вопрос: "Почему же современное искусство именно такое?". Это толкнуло меня на более глубокое изучение как истории искусства так и истории и в целом, и с этого начался мой захватывающий путь с глубины человеческого сознания, ведь искусство, как ничто другое, отображает и всегда отображало не только общую картину нашей жизни, но и моменты, детали, которые замечаешь не сразу, но которые являются "переломными". Именно современное искусство показало мне существование этих деталей, ведь перед современным творцом стоит задание найти и обратить внимание на них, а не просто отобразить нашу жизнь. Мое отношение ко многим вещам изменилось. Я считаю, что современное искусство аскетично, ведь оно старается наименьшим количеством средств рассказать как можно больше, поэтому с первого взгляда оно кажется простым. И эта аскетичность создает порядок в голове, ведь перед тем, как выразить свою точку зрения, художник должен продумать все до мельчайших деталей, и что б эти детали четко вписывались в общий объем. Лично меня очень успокаивает, а затем возбуждает и дает толчок к размышлениям и наведению порядка в голове, созерцание работ творцов как начала 20 века, так и современных. После таких "сеансов" я действительно смотрю на себя и мир иначе, я полна сил, мой разум чист и я с удовольствием берусь за новое или продолжаю незаконченое дело. Но, не смотря на мою любовь к современному искусству, я очень критична к нему, ведь далеко не многим художникам удается попасть в нужную точку. Современное произведение может или вызвать у меня отвращение, или принести неимоверное удовольствие, и это не зависит от способа выражения, а именно от соотношения "содержание-форма". Если произведение вызывает равнодушие, то это китч(как по мне). Много же я написала, просто мне так хочется, чтобы наибольшее количество людей могло почувствовать то же, что и я) За последние пару лет я действительно изменилась и искусство отыграло в этом далеко не последнюю роль. Я знаю и видела не так уж много,поэтому продолжаю углубляться в современное искусство, это меня очень радует, ведь еще не одно открытие ждет меня.

Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способ­ность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Вы­соко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катар­сис (от греч. katharsis - очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послу­жило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Ис­кусство воздействует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю си­стему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.

Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой ху­дожественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоин­ство личности, в чём состоит призвание и долг человека.

Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи восприни­маются как реальные люди, у которых можно многому поу­читься, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, кото­рые побуждают к размышлениям, рождают переживания,


воспоминания и предчувствия. Таким путём каждый из на приобщается к ценностям культуры, вбирает в себя опыт накопленный человечеством.



Эстетическое отношение к миру. Эстетикой (от греч aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию) на­зывают одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т. д Эстетика изучает также сферу художественной деятельно­сти людей.

В нашей жизни действительно соседствуют прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, тра­гическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!» При этом сердце наполняется чувством радости от тёплого сол­нышка, первых нежно-зелёных листьев на деревьях, пения птиц. Или произносим: «Какие прекрасные слова!». И это означает, что услышанные слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством кра­соты. Вместе с тем мы замечаем и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувство огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы видим на улице грязь, когда на­рушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руко­водствуемся не только соображениями практичности, полез­ности. Мы хотим также, чтобы было красиво.

Прекрасное - это центральное понятие в эстетике. Все другие её понятия так или иначе соотносятся с прекрас­ным, выражая разные грани чувственного восприятия ми­ра и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.

Эстетическое отношение к миру - это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в сеоя эстетическое сознание и эстетическую деятельность. 200


Леонардо да Винчи. Мона Лиза (ок. 1503)

Эстетическое сознание имеет три уровня:

Эстетическое восприятие;

Эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);

Эстетические теории (философски осмысленный эсте­тический опыт человечества).

Всем известна поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется прекрасным одному, другому может видеться совершенно некрасивым.

в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,

Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса выделяем, ско­рее, не путём рассуждений, а на основе непосредственного в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,


как он одевается, в каком интерьере живёт, как себя ведёт как говорит и пр.

Эстетический вкус - это способность человека на осно­вании возникающего чувства удовольствия или неудоволь­ствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.

Эстетический вкус развивается через опыт общения с пре­красным в природе и в людях, а также посредством знаком­ства с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, он вряд ли сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легко прививается ребёнку в семье, где утвердились вежливость и уважительное отношение друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, где в общении не употребляются бранные слова. И наоборот, в атмосфере сквернословия, грубости, жестоко­сти эстетический вкус сформировать весьма непросто.

Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю краси­вость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают сугубо развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко при­ходится сталкиваться также с претензией на единственно верную эстетическую оценку, с пренебрежительным отно­шением к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.

Сферы эстетической деятельности. Эстетическая дея­тельность - это духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.

Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты. Благодаря ей человек вступает в эстетические от ношения с окружающей действительностью. Он изменяет, 202


совершенствует и развивает свои способности и свой вну­тренний, духовный мир в целом.

Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чув­ства. Восхищение красотой природы вдохновляет людей на создание художественных произведений. Вспомним, напри­мер, «Времена года» итальянского композитора А. Виваль­ди или замечательные пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, нашего земляка В. Бялыницкого-Бирули. Людям присуще стремление преобразить природу. Пример этого - садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая её, мы должны заботиться и о собственной кра­соте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.

В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды (1930)

Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать °РУДия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических г орщках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В со­временной эстетике труда особое место занимает дизайн - Художественное проектирование эстетического облика


промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.

Эстетика быта. Быт - важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности не связанной с производством. Организуя питание, отдых развлечения, общаясь друг с другом, украшая своё жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и вполне при­нимаются ими.

Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений - это та область, где эстетиче­ское восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие - со злом. Красота поведения предполагает проявление добро­желательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и выполнение правил этикета помогают вы­строить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил. В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди вы­ражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорбления­ми, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстети­чески и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.

Вопросы и задания

1 . В чём заключается специфика искусства? 2. Какие виды ис­кусства вы знаете? Чем они различаются? 3. Что изучает эстетика? Какие понятия она использует? 4. Как развивается эстетический вкус? 5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чём состоят особенности проявления в них эстетического вкуса? 6. Какое искусство вы считаете современным? 7. Что вы понимаете под классическим искусством и как к нему относитесь?


Мораль

Общественные функции морали. Все люди в повсед­невном поведении должны подчиняться определённым пра­вилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (строительные нормы и пра­вила, правила дорожного движения и др.). Мораль регули­рует поведение людей во всех сферах жизни.

Важную роль в жизни людей играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обы­чаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздей­ствия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это - внутренний регулятор поведения.

Итак, первая и основополагающая общественная функ­ция морали - регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей заключается не в том, что она содержит чёткие предписания на все случаи жизни. Мораль даёт, скорее, самые общие указания, например, предписыва­ет быть доброжелательным к людям. Это не рецепт, следо­вание которому может принести какую-то выгоду, а призыв быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.

Нравственный поступок совершается не по принужде­нию, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали - культивировать в каждом чело­веке чувство собственного достоинства, не позволяющее со­вершать низменные, недостойные поступки. Данную функ­цию можно назвать воспитательной.

Нравственный облик личности - это её целостная харак­теристика, охватывающая или затрагивающая всё, что чело­век делает, о чём думает, чем живёт. Моральность человека является, по сути, синонимом человечности. Мораль указы­вает каждому из нас, в каком направлении должно проис­ходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.

Моральная регуляция поведения людей выполняет и ещё одну очень важную функцию - сплочения, консоли­дации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной,


в ней постоянно происходят конфликты, потрясения, по­следствия которых могут иметь крупномасштабный харак­тер. В этих условиях легко потерять голову, растеряться и начать совершать неадекватные действия.

Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в XXI в. социальных катастроф, которыми был отмечен прошлый век. В усло­виях социального кризиса холодный расчёт не всегда под­сказывает лучший путь решения сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный за­прет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей обществен­ной функции морали.

Нравственная функция искусства. Искусство по пра­ву называют человековедением. В литературных произ­ведениях, музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.

В образах искусства, сюжетах художественных произве­дений едва ли не самое главное - поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкнове­ние влечения и долга. Всё художественное творчество прони­зано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которых герои произведений долж­ны делать нравственный выбор. Так, многие литературные герои, киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистич­ность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжёлой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности. Герой как бы эксперименти­рует в отношении нравственных основ жизни и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы. 206


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи (1833)

Средствами искусства можно даже злу придать внешне привлекательную форму, заблуждению сообщить внешние признаки истины. Однако это не освобождает никого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нрав­ственном выборе.

Взаимосвязь религии и нравственности. Каждая рели­гия опирается на определённые нравственные идеалы, вы­разителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и др. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христиан­ства. Основным способом утверждения христианских нрав­ственных норм стало включение их в текст Библии. Эти нормы обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.

Главная позитивная нравственная норма здесь - тре­бование гуманного отношения к людям. В евангелиях со­держатся две разные её формулировки. Первую - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы


с ними» - можно назвать золотым правилом нравствен­ности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Библия закрепляет и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми го­лодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрас­но, мирись с теми, с кем поссорился, и др.



Религия не создаёт заново нравственные нормы жизни людей, но может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снима­ет с человека ответственности за нравственный выбор, за нравственность совершаемых поступков.

Каким средством воздействует искусство на человека? Как оно влияет на мировоззрение и восприятие всего окружающего пространства? Почему от некоторых музыкальных произведений бегут «мурашки» по коже, а от сцены в кинофильме - слёзы по щекам? Точного ответа на эти вопросы не даст никто - искусство способно пробуждать в человеке самые разнообразные и зачастую очень противоречивые чувства.

Что такое искусство?

Существует точное определение искусства - это процесс или результат выражения в художественном проявлении, а также творческий симбиоз, который передает те или иные чувства и эмоции, переживаемые в определенный момент. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в конкретный отрезок времени.

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми. Искусство - это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно - великий художник это или ценитель живописи.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные музыка, литература, живопись, театр, цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство? бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

Многогранность искусства

Как уже было сказано, искусство многогранно. Об этом особенно красноречиво говорят сохранившиеся с незапамятных времен шедевры скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также бессмертное кино и театральные постановки. и исторические исследования показывают, что древнейшие цивилизации стремились к выражению собственного «Я» через рисунки на скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные костюмы и др.

В искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей - сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное.

Музыка - отдельный вид искусства

Пожалуй, этот вид искусства заслуживает отдельной большой категории. С музыкой мы сталкиваемся постоянно, даже наши древнейшие предки совершали различные ритуалы под ритмичные звуки самобытных инструментов. Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства - это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов - все это средства изобразительного искусства.

Всемирно известные шедевры художников хранятся в сокровищницах галерей и музеев. Картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности. Всем известен тот факт, что лечение некоторых заболеваний нервной системы зачастую сопровождается занятиями по рисованию. Это способствует исцелению и умиротворению пациентов.

Поэзия и проза: о воздействующей силе литературы

Наверняка всем известно, что слово, по своей сути, обладает невероятной силой - оно способно излечить израненную душу, обнадежить, подарить радостные мгновения, обогреть, точно так же слово способно ранить человека и даже убить. Еще большей силой обладает слово, обрамленное красивым слогом. Речь идет о литературе во всех ее проявлениях.

Шедевры мировой классики - это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды - все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека - в частности, литературы - многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

Литературные произведения формируют внутренний мир человека, и совершенно не случайно в наши времена, наполненные инновациями и технологическими новшествами, людей призывают вновь окунуться в необычайно уютную атмосферу, которую создает хорошая книга.

Влияние искусства

Прогресс не стоит на месте, точно так же, как и искусство. Для разных эпох характерны определенные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение во многих произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения. Достаточно лишь вспомнить, как направления архитектуры диктовали каноны строительства и обустройства внутреннего убранства. Воздействующая сила искусства способствовала созданию не только сооружений в определенном стиле, но и формировала общие вкусы среди населения.

Так, например, в архитектурной сфере есть даже своеобразная классификация исторических периодов: эпоха Ренессанса, рококо, барокко и т.д. Каким средством воздействует искусство на человека в этом случае? Оно формирует вкусовые пристрастия человека, его стиль и манеру поведения, диктует правила оформления интерьера и даже стиль общения.

Влияние современного искусства

О современном искусстве говорить сложно. Это вовсе не обусловлено специфичными особенностями XXI века, наполненного инновациями и уникальными технологическими новшествами. В свое время многих писателей и художников не признавали гениями, более того, их зачастую считали сумасшедшими. Вполне возможно, что через несколько сотен лет наших современников будут считать гениями своего времени.

Тем не менее проследить тенденции современного искусства достаточно сложно. Многие склоняются к тому, что нынешние творения - это всего лишь разложение старых. Каким средством воздействует искусство в этом случае и как оно влияет на формирование личности, покажет время. А для творцов очень важно сформировать и вырастить в обществе чувство прекрасного.

Каким средством воздействует искусство?

Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла. Искусство во всех своих проявлениях не учит отличать хорошее от плохого, свет от тьмы и белое от черного. Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Дошедшие до наших дней творения архитекторов, живописцев, писателей и музыкантов красноречиво говорят о бессмертности подлинных шедевров. Они в полной степени показывают, насколько бессильно время перед бесценными произведениями классиков.

Истинное искусство нельзя не заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и круто изменить жизнь человека.

  • Каткова Дарья Сергеевна , студент
  • Педагогический институт имени В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет
  • ИСКУССТВО
  • ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  • НРАВСТВЕННОСТЬ
  • ВОЗВЫШЕННОСТЬ ЧУВСТВ

Данная статья поможет разобраться в том, как искусство воздействует на психологию человека. Я постараюсь рассказать о положительном влиянии искусства на духовную культуру человека,и в этом мне поможет собственное исследование. Проведённое анкетирование покажет, как смотрит на искусство современная молодёжь и какие ответы даёт на основные вопросы моей статьи.

  • Схемы, предрассудки и самосбывающееся пророчество: значение разнообразия, включения и представления
  • Когнитивная природа автономной сенсорной меридиональной реакции
  • Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности
  • Эмоциональная и эмотивная компетентность личности: язык эмоций и эмоции в языке

Наверное, каждому человеку приходилось замечать быстротечность жизни: дни сменяются неделями, недели - месяцами, месяцы - годами. Из-за сложного рабочего графика, трудной учёбы, мы постоянно находимся в состоянии усталости, сонливости, апатии. После тяжёлого рабочего ритма, мы стремимся скорее вернуться домой, укрыться одеялом, и в тихом спокойствии провести свой остаток дня. Казалось бы, ничего страшного в этих действиях нет, ведь так поступает большая часть людей, а значит это привычный образ жизни, который ни у кого сейчас не вызывает удивления.

Всё так. Но есть большая особенность такого образа жизни: мы перестаём замечать важные для нас моменты, моменты, которые пробуждают в нас духовную чистоту, возвышенность чувств, неравнодушие к прекрасному миру. Это то самое, без чего человек не может существовать,- это его корень, начало, дающее развитие другим сторонам его личности. Именно поэтому, известный французский писатель Клод Адриан Гельвеций говорил: «Задача искусства - волновать сердца».

В своей статье я хочу донести до читателей то, насколько велика роль искусства в нашей жизни, каково её воздействие на духовное и психологическое развитие человека; каково наше внутреннее состояние, после похода в театр, музей, в картинную галерею, после прослушивания классической музыки. Для этого я проведу небольшой опрос, из которого мы выясним роль искусства для каждого из нас, каково его влияние на внутренний мир человека. Но для начала мы ознакомимся с разными трактовками понятия искусства и выделим для себя что-то значимое.

Итак, на данный момент имеется множество определений искусства:

  1. Искусством называется специфический вид духовного отражения и освоения действительности. В течение многих лет исследователи искусства далее еще добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Сам факт существования цели у искусства является спорным. Понятие красоты - относительным. В связи с этим эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях .
  2. Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности .
  3. Искусство - это форма чувственного познания мира. Выделяют три метода человеческого познания: рациональный (основывается на мышлении); чувственный (основывается на эмоциях), иррациональный (основывается на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, обозначающих символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три. Каждая из этих сфер имеет свои преобладающие области: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную .
  4. Искусство - это область проявления творческих способностей человека .
  5. Искусство - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему определенное удовольствие, наслаждение .

Искусство очень многогранно, также, как и душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека .

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского .

Искусство - это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, всё то, что приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, то, что звучит на эстраде, в аудиозаписях .

Итак, мы рассмотрели разные интерпретации понятия искусства. Очевидно, это очень многогранное понятие, включающее в себя разные аспекты, но во всех этих понятиях есть объединяющее начало, которое так или иначе лежит в основе каждого искусства, - это возвышенность чувств, отрешённость от земного, восприятие мира в его глубочайшем смысле. Я считаю, что каждый ценитель искусства испытывает на себе эти прекрасные ощущения, а потому он уже не может жить без них,- это для него как воздух. Он жаждет вновь и вновь соприкоснуться с высоким, почувствовать себя счастливым рядом с великим творением искусства.

Как автор этой статьи, я считаю своей обязанностью рассказать читателям, что же для меня означает понятие искусство. По характеру, я являюсь скромным, мечтательным и восприимчивым человеком. Я всегда очень чутко отношусь к каким-либо событиям, а потому бываю чересчур ранима. Но, по моему мнению, благодаря своей эмоциональности, я становлюсь ближе к духовной культуре, ко всем видам её проявления. Моё сердце способно взбудоражить работа любого талантливого человека, который отдается своему творчеству всецело, оставляет кусочек себя, тем самым находя глубокую отдачу со стороны зрителя. Так, известный французский писатель Андре Жид в своей книге «Изабель» говорит об искусстве: «Искусство - это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше» .Эти слова вызывают восхищение своей правдивостью, ведь на самом деле, огромная роль лежит на мастере, на том, кто создаёт творение, находясь в непосредственном общении с Богом. Это действительно дар, который даётся человеку свыше.

Итак, теперь мне бы хотелось представить результаты моего опроса, но, прежде чем это сделать, я хочу пояснить: большей частью, опрошенных мною, была женская аудитория, которая, на мой взгляд, ближе к искусству, в силу своего чуткого восприятия, эмоциональности и нежности. Женщина как тот цветок, который распускается и озаряет всех своей красотой при виде прекрасного, а этим прекрасным является искусство.

В анкетировании принимали участие и мужчины, но их гораздо меньше. Всего я опросила 40 человек, из которых 30 девушек и 10 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Остановимся поподробнее на каждом вопросе. Первый звучал так: «Считаете ли вы, что искусство благотворно влияет на человека?» Абсолютно каждый человек ответил положительно, что, признаюсь, меня очень порадовало. Задавая второй вопрос, я хотела узнать, какой вид искусства мои знакомые предпочитают больше всего. Ответы были разные: многие отвечали, что любят музыку, театр, музей, живопись; кто-то предлагал свои варианты, например, кино, фото, литература и даже балет. Из этого вопроса я сделала для себя вывод, что современная молодёжь увлекается всеми видами искусства, начиная с музыки и заканчивая балетом. Это, на самом деле, здорово. Третий вопрос звучал так: «Как часто вы испытываете на себе влияние «катарсиса»? Большая часть опрошенных остановилась на ответе: 2 раза в месяц, кто-то ответил, что более, мужская половина оказалась менее активной в этом отношении. Но не стоит спешить с выводами, потому что именно юноши оказались активнее в своих высказываниях: они предлагали свои ответы, если не находили для себя близкого в представленных вариантах. Так, юноша 21 года на третий вопрос ответил так: «Я считаю, что великие творения повсюду, куда не посмотришь, везде искусство и красота. И при виде всего этого невольно ощущаешь катарсис». Признаюсь, этот ответ меня настолько удивил, что я поняла, как много я ещё не знаю об этом человеке.

Четвёртый вопрос звучал так: «Что, по вашему мнению, способствует сильному воздействию на человека явлений искусства?» Большая часть ответила, что этому способствует наличие таких черт характера, как меланхоличность, сентиментальность. Другие посчитали, что этому способствует актёрское мастерство. Кто-то объяснил это настроенностью человека в определённый период времени. Многие предлагали свои варианты, а именно: желание совершенствоваться, быть просвещённым и духовно богатым человеком. Очень интересные и яркие ответы были представлены моему вниманию.

В пятом вопросе я желала узнать, какие чувства пробуждает искусство у моих знакомых. Так, большинство отвечали, что они, после похода в театр или музей, становятся спокойными и счастливыми, что избавляет их от повседневных проблем. Немалое количество ответило, что искусство способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к окружающим, стремление творить добро, в чём я полностью с ними солидарна.

И последний вопрос был связан с желанием узнать, только ли в жизни моих знакомых есть место искусству, или их ближайшее окружение также неравнодушно к высокому. Ответы были положительными: почти все отвечали, что посещают культурные заведения вместе со своими родителями, бабушками, друзьями. Некоторых творчество сопровождает с детства, так как мама и папа являются художниками или музыкантами, что, на мой взгляд, очень здорово. Если человек с пелёнок находится во взаимодействии с творчеством, скорее всего, он пронесёт это через всю жизнь.

Какой вывод можно сделать по результатам проведённого анкетирования? На мой взгляд, вывод однозначен: несмотря на век массовой информации, в котором можно осуществить все желания, не выходя за дверь своей квартиры, молодое поколение всё же стремится соприкоснуться с настоящим, подлинным искусством, ощутить в себе духовное и нравственное начало.

Свою статью я хочу окончить словами известного французского философа Жан Мари Гюйо: «Самая возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческое сердце, и так как сердце - центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества».

Список литературы

  1. URL: http://studbooks.net/575213/kulturologiya/ponyatie_iskusstve
  2. URL: http://modernlib.ru/books/zhid_andre/izabel/read/

2012-06-16 Никита Мелихов Версия для печати

Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. С давних времен искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя ее в образах и тем самым связывая ее в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление - развивалась фантазия. Советский философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» .

Нельзя не брать во внимание тот факт, что искусство с ранних лет принимает непосредственное участие в формировании сознания у ребенка (да и в течение всей жизни тоже). Музыка, литература, театр, изобразительные искусства - все они воспитывают в человеке чувственность и нравственность. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству. Более того, самое мышление было бы невозможно, без развития чувственного восприятия: «Способность логически мыслить, то есть оперировать понятиями, теоретическими определениями в строгом согласии с нормами логики, не стоит ровно ничего, если она не соединяется с равно развитой способностью видеть, чувственно созерцать, воспринимать окружающий мир» .

Конечно, при всем этом, искусство нередко выполняло функцию развлечения. И, казалось бы, если спокон веков искусство использовалось как для просвещения, так и для отвлечения, то и сейчас нет повода для беспокойства. Сегодня также остаются и создаются еще хорошие книги, фильмы, музыка, при ознакомлении с которыми человек приобретает возможность приобщиться ко всему наработанному человечеством опыту, тем самым развивая свои собственные способности. Только вот если брать не отдельные произведения искусства, а тенденцию развития (или деградации?) современного искусства, то она все заметнее отклоняется в сторону отречения от всех предшествующих наработок человечества, превращая искусство в индустрию развлечения и отвлечения человека о проблемы развития своих творческих способностей.

Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал о том, что, будучи ребенком, и то лучше рисовал. Известный художник Д. Поллок, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, стоят 140 млн. долларов, сегодня это одна из самых дорогих картин в мире. Об известном «Черном квадрате» писатель постмодернист В. Пелевин отзывался в одной из своих книг: «Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой - таков смысл полотна». Подобные беспредметные, ничего не изображающие картины даже личность автора делают бессмысленной, они говорят: «каждый увидит что-то свое».

Советский философ, посвятивший много времени изучению вопроса о влиянии искусства на человека, М. Лифшиц писал: «Основная внутренняя цель такого искусства заключается в подавлении сознательности сознания. Бегство в суеверие - это минимум. Еще лучше - бегство в немыслящий мир. Отсюда постоянные усилия разбить зеркало жизни или, по крайней мере, сделать его мутным, невидящим. Всякому изображению нужно придать черты чего-то «непохожего». Таким образом, изобразительность убывает, в итоге - нечто свободное от всяких возможных ассоциаций с действительной жизнью» .

В современном изобразительном искусстве существует множество разных направлений. Авторы некоторых направлений наделяют свои работы «глубоким» смыслом, который на самом деле является только формой, отображающей личные переживания и мимолетные чувства творца. Известный сюрреалист С. Дали писал о своей картине «Мягкие часы»: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена» . Такие работы не несут ничего полезного для остальных людей, потому что они являются отображением моментов самочувствия художника, которые вряд ли могут иметь значение за пределами этого исчезающего момента. «В старом искусстве было важно любовное, добросовестное изображение реального мира. Личность художника более или менее отступала на задний план перед его созданием и тем возвышалась над собственным уровнем. В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот - то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, знамению его личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство, - сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс, - ибо я художник». Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его репутация, его подпись, его жреческий танец перед объективом кинематографа, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир» .

Прочитав книгу какого-нибудь современника, сидишь, порою, и думаешь «какие же идеи хотел донести автор?» Зато теперь даже и в книге для детей можно узнать, «как делаются дети» и какими словами лучше выражаться. С кинематографом дело обстоит так же, если не хуже. Фантастические боевики, «заумные» детективы, невероятные приключенческие романы - подобные фильмы штампуют, как на конвейере. Настоящие человеческие чувства и переживания отходят на второй план, сейчас в моде красивая форма, культивирующая вульгарное, наглое поведение, эгоистичность, отрицание каких-либо идеалов. Чего только стоят бесконечные эротические сцены, давящие только на физические человеческие потребности? И в остальных видах искусства, к сожалению, ничего качественно нового не появляется. Современные музыкальные исполнители или те же сценаристы-постановщики театральных спектаклей переделывают старые произведения на новый лад, совершенно искажая, а точнее, по возможности и вовсе элиминируя оттуда смысл. В этом зачастую и состоит весь их смысл.

Разве можно воспитать нормально развитого человека основываясь на таком искусстве? Современный человек читает вульгарную литературу, смотрит жестокие фильмы, слушает разрушающую музыку и при этом он сам становится вульгарным, жестоким и слепым. Наш современник не может нормально оценить ситуацию и найти из неё выход, ведь «чтобы мыслить об окружающем мире, этот мир нужно видеть» . Создавая работы, не отображающие ничего, кроме самочувствия художника на момент создания этой работы или же подменяя искусство красивой формой, не несущей никакого смысла вообще, творец губит возможность человечества приблизиться ближе к пониманию окружающей действительности, природы, общества, человека, да и самого себя тоже. А ведь «истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самой вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств» . По этому поводу также писал В.И. Ленин: «Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.»

Сейчас, пожалуй, каждого, кто решает заниматься творческой деятельностью и старается при этом не умереть с голоду, напутствуют такой фразой: «сначала заработай себе имя, а потом имя будет работать на тебя». Капитализм строго диктует свои условия: хочешь жить - продавай себя. Что же лучше всего продается? Вымышленные мифические утопии, абстрактные сюрреалистические картины, завлекающие, чарующие пейзажи, без какого-либо глубокого подтекста. Создаются такие работы, которые отупляют и уводят мысли в небытие. Почему? Никакой выгоды нет в том, чтобы рисовать несправедливость существующего мира, нет никакой выгоды в освещении проблем современного общества. Потому что такие произведения заставляли бы задуматься публику, задуматься о несовершенстве современного мира. Искусство теряет свою главную функцию - функцию отображения действительности, при этом оно выращивает ограниченного, бесчувственного и слепого потребителя. «Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее» .

Сегодня многие люди соглашаются с тем, что современное искусство является разложением старого и не выполняет созидающую роль в становлении личности. Эти люди стараются воспитывать себя и своих детей в духе классики, закрывая глаза на современную жизнь. Конечно, для нормального развития человека нужно осваивать богатства культуры, наработанные всеми предшествующими поколениями. Но для создания качественно нового в любой сфере, нужно выходить за пределы существующего. Следовательно, не стоит закрывать глаза, а наоборот - нужно обратить внимание на реальное положение дел и изменять ситуацию к лучшему.

Творцам следует направить свои усилия на то, чтобы открыть глаза человечеству: чтобы люди оглянулись вокруг, чтобы их сердца забились, чтобы они почувствовали существующую несправедливость и все вместе начали искать решение существующей проблемы.

2.Войцехович И. «Опыт начертания общей теории изящных искусств», М., 1823.

3.Дали С. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим ».

4.Ильенков Э. В. «Об эстетической природе фантазии».

5.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е, т.45.

6.Лифшиц Е.М. «Искусство и современный мир», М., 1978.