Верхняя дека гитары. Дека - это что? Устройство, функции и описание. Многослойная изогнутая верхняя дека

Верхняя дека - основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…

Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).

То же самое можно сделать и полуфуганком.

Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.

Склеиваем деку в «вайме».

Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.

Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.

Теперь готовим инструмент для врезки розетки.

Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.

Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет - слишком толстый и грубый инструмент.

Получаем вот такой контур розетки.

Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.

Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали - прорезаем «балериной».

Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.

Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.

примеряем розетку «на сухую».

Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…

Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.

…и зажимаем струбцинами.

Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»

Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.

Удаляем вырезанный круг.

Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…

Следующий этап - приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.

Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.

Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит - ну и ладно. Сколько мастеров - столько и мнений.

Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…

__________________
Автор статьи: . Сайт: www.babichew.net

Дата публикации: 11.02.2012

Комментарии:

    Приятного дня. У меня такой вопрос. Какое дерево используется для изготовления деки. Что можно делать из шпона?

    Комментарий by Андрей — 18.08.2013 @

    При изготовлении верхней деки любого струнного инструмента(гитара, скрипка, балалайка, рояль) используется только ель, кедр и пихта. В редком случае, сосна, которая может быть иногда лучше ели, но в промышленном масштабе сосну, как музыкальное дерево, не заготавливают. Очень большой «отход» и низкая прогнозируемость положительного результата. Из шпона верхнюю деку делать не стоит категорически, но обечайки и нижнюю деку делают. Березовую или кленовую рубашку фанеруют шпоном палисандра, ореха, струйчатого клена, красного дерева(общее название рода древес, насчитывающих около 2000 пород, от почти белого цвета до темно-коричнегово) и пр.

    Приветствую! Деки делают ещё и из массива некоторых пород красного дерева и звук бывает очень хорош.

    Конечно, ведь красное дерево — это общее название различных пород древес, насчитывающих более 2000 разновидностей. Преимущественно хвойных. Например ливанский кедр или сэквойя.Но «красное дерево» применяется в редких случаях, когда есть необходимость повлиять на звук, путем применения того или иного материала, а в обычной ситуации мастер воспользуется старыми проверенными материалами и технологиями.

    Из чего же всё-таки делаются деки? шпон, массив, ламинат? из чего на изображении сделана дека? это массив или фанера? нигде не могу найти конкретного ответа, одни поверхностные » ель, кедр, сосна» а массив или шпон, или что -то другое, никто не пишет…

    Комментарий by Дмитрий — 04.01.2014 @

    Дмитрий, на изображении дека сделана из массива ели (глупо делать мастеровой инструмент из фанеры, а уж тем более, из ламината…). Обычно пишут из чего сделан инструмент. Правда очень хитро пишут — если из массива какого-либо дерева, то так и пишут — из массива палисандра, ВД — массив такой-то ели. Если фанеровка — то пишут гитара из палисандра с еловой декой(не уточняя, что это фанеровка.)
    По Аглицки, это звучит так: Массив ели — Solid Sprus. Массив палисандра — Solid Rosewood. (от лат. solidus - твердый, прочный, массивный).

    здравствуйте, в связи с географическим расположением моего местонахождения (узбекистан) не имею возможности найти ель, кедр или пихту, а так хочется сделать своими руками инструмент, в наличии из вышеназванных имеется сосна и орех.
    могу ли я сделать деку из сосны для классической гитары? с грифом проблем нет.

    Комментарий by Шухрат — 03.02.2014 @

    Шухрат, если нет возможности приобрести ель или кедр, что-ж тут поделаешь. Сосна, если она прямослойная, мелкослойная и с малой поздней зоной(темная и более тонкая часть слоя) может дать очень хороший результат. Выбираем участок бревна(радиально распиленной доски) без сучков и других дефектов, распиливаем так, что бы дечная пластина была строго радиального распила, далее клеим деку и т.д….
    Надеюсь, Вы понимаете, что материал должен быть выдержанным (хотя бы года три, с момента рубки дерева).
    Удачи Вам, Шукрат.

    Я немного в другой последовательности делаю деку — сначала приклеиваю футор под голосник, а потом вырезаю отверстие. Не требуется после этого подгонять диаметры отверстий. И режу дремелем. Ручной резак буду делать по окончании этого сезона — летом.
    Еще хочу поинтересоваться — доводилось ли вам делать деки из пихты? Как вы оцените звучание деки из этого дерева?

Сегодня я расскажу о конструкции гитары, о том как устроен гриф и корпус гитары, так же приведу схему устройства гитары и расскажу о материалах, из которых изготавливается та или иная её часть.

Общие сведения

Акустическая гитара разделяется на 2 основных типа:

  • Классическая
  • Эстрадная

Рис. 0 Акустическая и эстрадная гитары

Классическая гитара чаще всего используется для исполнения классических произведений, фолка, фольклёра, фламенко, бардовских и походных песен. Классическую гитару так же называют испанской гитарой, так как впервые её изготовили именно в Испании. У классической гитары преобладает широкий гриф и нейлоновые струны.

Эстрадная гитара универсальна для всех музыкальных стилей, но лично у меня она ассоциируется с такими жанрами как блюз, фолк и кантри. Эстрадную гитару так же называют вестерн гитара или просто акустическая гитара. У эстрадной преобладают металлические струны и узкий по сравнению с классическим вариантом гриф.

Устройство акустической гитары (схема)

Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа .

Рис.1 Схема конструкции гитары

1 -Гриф. 2 -Головка грифа. 3 -Накладка грифа. 4 -Пятка грифа. 5 -Колки. 6 -Верхний порожек. 7 -Ладовый порожек. 8 -Лады. 9 -Верхняя дека. 10 -Нижняя дека. 11 -Обечайка. 12 -Резонаторное отверстие. 13 -Бридж (струнодержатель). 14 -Нижний порожек. 15 -Кнопка. 16 -Защитная накладка.

Устройство грифа гитары

Гриф состоит из головки грифа (2), накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.

Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости

В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом). Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.

Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары

Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.

Устройство корпуса гитары

Корпус гитары состоит из верхней деки (9) и нижней деки (10), которые вырезаются в форме «восьмёрки». Они соединяются между собой стенками гитары так называемыми обечайками (11). На передней деке под струнами располагается круглое резонаторное отверстие (12), которые обычно называют розеткой. В дешёвых гитарах, которые изготовляются из низкокачественных материалов, розетку украшают пластмассовой или бумажной наклейками, а в более дорогих гитарах, её украшают шпонтом или перламутром.

Рис. 5 Резонаторное отверстие украшенное перламутром.

В некоторых моделях гитар есть дополнительное резонаторное отверстие, которое находится в верхней части деки и придаёт гитаре особые акустические свойства:

Рис. 6 Гитара с дополнительными резонаторами.

На верхней деке расположен так называемый бридж (струнодержатель) (13). На струнодержателе находится нижний порожек (14), который изготавливают из пластика или кости. К струнодержателю специальным кнопками (15), которые изготавливаются из пластмассы крепятся струны. На верхнюю деку наклеивают защитную накладку (16), для избежания царапин и сколов.
Так как на гитару от натяжения струн воздействуют весьма неприятные силы, её усиливают изнутри специальными рейками, которые предают прочности конструкции корпуса, но и так же влияют на звучание гитары, обогащая звук весьма ощутимыми акустическими свойствами.

Рис. 7 Рейки усиливающие гитару изнутри.

Материалы

Корпуса самых дешёвых гитар изготавливаются из самой обыкновенной фанеры, которая обладает весьма паршивым звуком, оснащаются колками, которые практически не держат строй и струнами, которые необходимо менять сразу после покупки гитары. Грифы дешёвых гитар изготавливают из прессованной фанеры и бог знает из чего ещё. Верхний и нижний порожек изготавливают из низкокачественной пластмассы, а ладовые порожки из какого-нибудь там би-металла.

Рис. 8 Корпус гитары из палисандра

Корпуса дорогих гитар изготавливаются из красного дерева, палисандра и клёна. Оснащаются хорошими колками, которые держат строй и конечно струнами, на которых приятно играть. Грифы дорогих гитар изготавливают из бука, красного дерева и других прочных пород древесины. Верхний и нижний порожки обычно изготавливают из качественной пластмассы или кости, а ладовые порожки из качественного металла.

Рекомендуемый контент:

1-Гриф. 2-Верхняя дека. 3-Нижняя дека. 4-Обечайка. 5-Головка грифа. 6-Пятка грифа. 7-Верхний порожек. 8-Нижний порожек. 9-Ладовый порожек. 10-Колки. 11-Бридж (струнодержатель). 12-Резонаторное отверстие. 13-Кнопка. 14-Защитная накладка. 15-Маркер лада.

Акустическая гитара состоит из двух основных частей - это гриф и корпус. Корпус часто называют декой, хотя это не совсем верно, далее Вы узнаете почему.

Для начала рассмотрим гриф гитары (1). Гриф состоит из ручки грифа, головки грифа (5), пятки грифа (6) и накладки грифа. На головке грифа находятся колки (10)- механизм для крепления и изменения натяжения струн. Накладка грифа прикреплена к ручке грифа. На накладке на определенном расстоянии друг от друга установлены металлические пластинки - порожки (9). Порожки выступают над грифом и разделяют его на лады (лад - это расстояние между двумя порожками). В самом начале грифа у головки крепится верхний порожек (7). Он предназначен для ограничения длины колеблющейся части струны сверху.

Пятка грифа крепится к корпусу гитары. Гриф может быть прикручен болтом или приклеен к корпусу. Крепление грифа болтом позволяет регулировать высоту струн над грифом. Если гриф вклеен в корпус гитары, то он может регулироваться анкером (специальным стержнем внутри грифа), которым можно исправить изгиб грифа. Головка анкера скрыта либо на головке грифа либо в корпусе гитары рядом с розеткой.

Между некоторыми ладами могут находиться точки или другие фигуры из пластика, дерева или перламутра - маркеры ладов (15). Они позволяют ориентироваться на грифе во время игры и украшают гитару. Как правило, они находятся на третьем, пятом, седьмом, десятом, двенадцатом, пятнадцатом и семнадцатом ладах, но бывают и исключения. На игру они никак не сказываются, а лишь помогают ориентироваться музыканту и украшают гитару.

Корпус гитары состоит из верхней (2) и нижней деки (3) (поэтому и не правильно декой называть корпус), которые скреплены между собой фигурными боковыми стенками гитары - обечайками (4).

На верхней деке находится резонаторное отверстие (12), которое украшается пластиковой или бумажной розеткой (хотя на дорогих моделях она может быть выполнена из шпона или перламутра). Под резонатором иногда прикреплена пластиковая пластина (14) для защиты верхней деки от царапин медиатором. Иногда делают гитары с дополнительным резонатором небольшого размера, который может находиться в верхней части деки.

На поверхности верхней деки прикреплен бридж (11) или подставка для струн, к которой крепятся струны. На струнодержателе (реже рядом с ним) находится нижний порожек (8). Расстояние между верхним и нижним порожком называется мензурой. На верхнюю деку приходится немалое усилие из-за натяжения струн, поэтому верхняя дека изнутри усилена специальными рейками, которые называются пружины.

Нижняя дека не имеет отверстий и находится с обратной стороны гитары. Будьте осторожны при игре на гитаре, т.к. нижняя дека дольше всего подвержена царапинам от ремня, пуговиц и других твердых деталей одежды.


Обечайки гитары - это изогнутые тонкие пластины или ламели дерева. Бывают, конечно, и фанерные обечайки или составные, т.е. состоящие из двух слоев. Но в статье пойдет разговор о том, как методом размачивания и нагрева согнуть цельные обечайки для гитары.

Заготовки на обечайки представляют собой две деревянные пластины толщиной от 2 до 2.5 мм ширина и длина естественно следует из размеров гитары, которую вы хотите сделать. Прибавьте к длине 30 мм, к ширине 5-10 мм для пожарной безопасности. На классическую гитару получается что-то похожее на 760*110*2,5 мм. Заготовки обычно равнотолщинные.

На чём основано гнутье?

На том, что при нагреве влажных заготовок древесина начинает гнуться и после остывания и высыхания сохраняет заданную форму. Операция требует изготовления приспособ. От мастера к мастеру устройства различаются, но остаётся один принцип – должна быть штука, на которой греют и гнут и ещё одна, на которой обечайки фиксируют.

У монстров гитаростроения это может быть универсальная установка, но я хочу рассказать вам, как с минимальными затратами можно совершить это таинство.

Первая приспособа - это металлическое нечто, у которого есть рабочая часть, представляющая собой округлость радиусом не большим, чем радиус изгиба в талии вашей будущей гитары.

Эта рабочая часть должна хорошо нагреваться, чтобы при прикосновении влага из дерева начинала выкипать, но при этом древесина не обугливалась. Металлическая поверхность не должна пачкать дерево своими окислами.

Приспособа универсальная с грелкой

На картинке изображено универсальное приспособление и для гнутья, и для сушки, но оно достаточно сложно в изготовлении.

Принцип работы такого устройства это перекладывание обечаек с гибким нагревательным элементом (видно что-то рыжее с хвостиком торчит слева). У нас на форуме Пабло применяет такую технологию. Результат идеальный.

Вкратце. Формируется бутерброд из гибких металлических пластин с гибким нагревательным элементом. Для защиты от легкого подгорания между элементом и обечайкой кладется бумага. В ровном состоянии пакет прогревается, дерево приобретает способность гнуться и весь пакет выгибается по форме. Нюансы ищите на форуме.

Простая форма с подогревом

Нам нужен только шаблон. Надо сделать три прижима: в талии и по краям. Также стенки можно сделать из толстой фанеры или ДВП.

Схема: вырезаете две стенки из фанеры 10 мм (учтите толщину обечаек, контур сушилки - это внутреняя поверхность обечаек, а не внешний контур гитары) и по торцу оббиваете металлическим листом. Приспособа может быть сразу на две половинки обечайки, могут быть две разные на каждую из половинок обечаек. Рабочую поверхность сушилки после закрепления заготовки на приспособу некоторое время надо прогревать.

Есть такой эффект, как поперечное изгибание обечаек при сушке в открытом виде. Причина в том, что дерево изгибается на ту поверхность, которая сохнет сильнее. Лечение: применение внешнего гибкого металлического листа, шнуровка с внешней стороны. Не агрессивная сушка. Фактически после остывания дерево теряет способность гнуться, т.е. ещё влажным его можно засунуть в то, что мы называем ваймой и сохнуть обечайки будут в форме, но внутренней стороной наружу.

Процесс гнутья, один из вариантов

На 5 часов погрузите в воду заготовки, просто утопите в ванной. Только не оставьте их плавать, иначе поверхности дерева неравномерно впитают воду и обечайки изогнуться.

Я начинаю гнуть с талии. Отметили место максимального прогиба в талии и кладёте этим местом на разогретую гнулку. Вода, которая впиталась в древесину и находится на поверхности, закипает. Практически под тяжестью рук и небольшим напряжением по мере увеличения радиуса заготовка гнётся.

Постоянно елозьте по металлу участком, который гнёте, не стоите на одном месте, сначала прогрейте участок, потом гните. Когда вы прикладываете ровную заготовку на радиус, то площадь соприкосновения мала, поэтому постоянное движение необходимо. Кипяточек с кистью для добавления «поддайте-ка парку» также необходим. Сверяйтесь с шаблоном. Талию лучше согнуть очень точно. Когда вы будете гнуть остальную часть обечайки, то талия может постепенно разгибаться, как и всё остальное. Можно, после того как вы согнёте талию, подержать её под струёй холодной воды, чтобы материал остыл, разгибание явно замедляется.

На самом верхнем фото вы видите процесс изгибания обечаек дополнительно с помощью гибкой металлической пластины. Эта пластина позволяет гнуть дерево равномернее, именно изгибая по радиусу, а не переламывая о него. Такая методика позволяет работать с обечайками в местах с дефектами, какими-то опасными неоднородностями или специфической текстурой, предотвращая переламывание. Также пластина затрудняет испарение влаги с внешней стороны, а именно она не должна сильно подсыхать, так как при изгибе растягивается и должна быть пластичная.

По сути, вам нужно согнуть дерево до состояния, когда не требуется больших усилий, чтобы материал лёг в форму. Таким же образом гнёте остальное ещё больше обращая внимание на то, чтобы прогревать как можно большие площади и не гнуть в каком-то одном месте, а то изделие получится угловатое. Если перегнули, то переверните и выпрямите.

На краях и вокруг сучков или волн пользуйтесь палочкой-держалочкой, чтобы давить в самый край обечайки.

Можно остановиться на моменте, когда с небольшим придавливанием к сушилке обечайка ложится точно по поверхности. Закрепите в сушилке в трёх местах: в талии и по краям, больше не надо. Погрейте сушилку час, полтора, потом на несколько дней оставьте достаивать. Когда вы снимаете заготовку с сушилки, отгиб краёв от формы не должен превышать сантиметра.

Изгибание без монтажа, т.е. так это и выглядит. Конечно не могу сказать, что это полностью всё. Я немного красуюсь, смело надавливая на дерево, но индиец это позволяет, сами будьте осторожнее. Я сам намного осторожнее на незнакомом дереве. Некоторое время ещё на окончательную доводку потратить надо, но это уже несущественно. За кадром остаётся только идеальная подгонка - ничего интересного, приложили к шаблону, подогнули на гнулке.

Гну я индийский палисандр толщиной 3.0 мм. Замачивал перед изгибанием часов на пять.

Видео на нашем канале YouTube. Подписывайтесь!

Дека гитары – это самая важная часть гитары с точки зрения акустики. Именно она определяет во многом звук инструмента, также дека является, что называется, лицом гитары, и работа с ней требует предельной аккуратности во всех смыслах. Поэтому для приобретения опыта изготовления гитары так уместно сделать ремонт по замене деки.

Замена деки - это полноценный элемент изготовления настоящей гитары из массива целиком, вы сделаете настоящую деку. И не страшно, если ваша дека будет среднего качества, для топовых гитар применяется радиальное дерево, работать с которым намного проще, чем со всякими вырезками из дек пианино советского образца. Приобретенный опыт будет даже больше настоящего.

С настоящим материалом возни меньше.

Тем не менее, косослойная дека из фоно будет лучше, чем строительная фанера, которая вообще непонятно каким образом была выбрана, не побоюсь этого слова, технологом фабрики.

Замена верхней крышки фанерного ящика в форме гитары на полноценную деку из массива кедра или ели – это самый правильный ремонт, как с точки зрения приобретаемого опыта, так и полезного эффекта.

Многие, возможно, читая эти строки, в первый раз засомневаются, из чего сделана дека их гитары. Часто внешняя сторона деки - это тонкий лист шпона, очень похожий на настоящую деку. Смотреть надо в торец отверстия, причем очень внимательно, так как средний поперечный слой (бука, например) может быть очень тонким. Если фанера адаптированная, например, как на старых Музимах, то гитара звучит приемлемо.

Специально начинаю цикл статей о верхней деке именно с этого напоминания о методике обучения, так как идея ресурса сайт именно быть самоучителем, а не просто рассказать, что каким бывает.

Есть мнение, что нет смысла называть верхнюю деку верхней, так как дека у гитары одна, а на другой стороне дно. Также принято и в зарубежной практике дека – это top или soundboard, а дно - back.

Где достать материал для изготовления деки

Сегодня многие заготовители материала по всему миру имеют свои сайты с возможностью через них приобрести любые части гитары. Это самый правильный путь, купить специально подготовленный для гитар материал, который отбирается, пилится и сушится соответствующим образом. Для гитарного материала не приемлемы никакие микротрещины, которые имеет разного рода неверно (в гитарном смысле) высушенный материал. На нашем форуме вы сможете найти как адреса, так и рекомендации по покупке.

Затрону ещё вопрос пороков. Существует мнение, что не должно быть никаких сучков и других дефектов. Это правильно для гитар на продажу, но для учебного уровня подойдут деки с небольшими проблемами. Кому будет мешать маленький неразвившийся сучок, если сама дека в целом будет качественной и радиальной. Или небольшая волна по слоям, которая смещена в малый овал корпуса. Часто выбор сводиться к выбору из чего-то и мечтать о специально подготовленном дереве вашим прадедушкой не приходится.

Лучше сделать гитару из приемлемого дерева, чем не сделать совсем.

Это на гитарах на заказ важно качество до последнего нюанса. Я видел несколько гитар, которые были сделаны очень по-любительски, при этом аккуратно. Звук у них был такой, что не каждой блестящей шкатулке из магазина снилось. Так зачем разводить ненужные разговоры о целесообразности.

Но хватит разговоров, приступим к изготовлению деки. Сам процесс будет разделен на несколько статей, чтобы каждый этап можно было подробнее обсудить на форуме, посмотреть на ваши успехи и решить трудности. Не стесняйтесь.