Урок изобразительного искусства "богатыри земли русской". Интегрированное занятие по ИЗО и музыке Тема: « Богатыри земли русской

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад № 65 «Радость»

    Щёлковского муниципального района Московской области

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    «Славна богатырями

    земля русская»

    (подготовительная к школе группа)

    Составила воспитатель:

    Лентищева Е.Ю.

    2012г.

    Программное содержание: Закрепить у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова. Продолжить знакомить с картиной «Витязь на распутье» . Учить раскрывать содержание картины, выделять выразительные средства (цвет, передача настроения, изображение одежды доспехов). Развивать эмоционально - образное восприятие цвета художественное видение. Продолжать воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к Родине через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызвать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории великого русского народа.

    Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копье, отважный, горюч – камень, валуны, доблестный, героический.

    Предварительная работа: Посещение краеведческого музея, муниципальной художественной галереи. Просмотр видеофильмов: « Виктор Васнецов», «Русичи», «Третьяковская галерея», «Русский музей изобразительных искусств». Рассматривание репродукций альбомов, чтение былин, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Проведение НОД по ознакомлению детей с картиной В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дидактические игры: «Собери пейзаж», «Симметричные предметы», «Художественная галерея», «Жанр живописи», «Дорисуй картинку», «Говорящие краски», «Чьи предметы», «Доспехи и оружия»,

    Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, аудиозаписи: «А.П.Бородин симфония № 2 си минор «Богатырская» (отрывок). «Венок былин» (гусли), группа «Любе»- песня «Владимир князь». 2 «палитры», 2 мольберта, дидактическая игра «Говорящие краски», бутафорские мечи, шлемы, кольчуги, конь, копьё, прялка, «изба», самовар, народные костюмы, модульный куб, 2 музыкальных молотка.

    Первая часть

    Ход деятельности

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы побеседовать об изобразительном искусстве.

    Отгадайте загадку.

    «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?»

    (ответы детей )

    Воспитатель: Что вы знаете о художниках?

    (Дети рассказывают о творчестве художников)

    Воспитатель: Скажите, для чего художники пишут картины? (ответы детей )

    Воспитатель : Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Назовите жанры изобразительного искусства?

    Воспитатель: Что собой представляет былинного – сказочный жанр? Почему такое длинное название? (рассуждения детей)

    Воспитатель: Кто первым в России начал писать картины былинно – сказочного жанра? (ответы детей)

    Воспитатель: Назовите вам известные картины, написанные Виктором Михайловичем? (ответы детей )

    Воспитатель: Что такое былина? Кто сочинял былины? Для чего? (ответы детей )

    Воспитатель: Сказители сочиняли былины для того, чтобы люди знали о подвигах защитников родины, гордились ими.

    Воспитатель: Былинная тема волновала художника, так как в былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить еще с одной картиной былинного жанра Виктора Михайловича Васнецова.

    (звучит фонограмма, на экране телевизора демонстрируется картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

    Воспитатель: Давным - давно защитниками государства были богатыри. Тогда со всех сторон на нашу Родину нападали враги. Они разоряли города, села. Уводили в плен женщин и детей. Убивали мужчин и стариков. На защиту Родины вставали все, кто мог сражаться. Среди них были сильные мужественные воины- богатыри. Одного из них изобразил художник.

    Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?(ответы детей )

    Воспитатель: Виктор Михайлович назвал картину «Витязь на распутье» Как вы думаете, кто же такой витязь? (ответы детей )

    Воспитатель: Так в древности называли богатыря, храброго воина. А что такое распутье, как вы думаете? (рассуждения детей )

    Воспитатель: Это несколько дорог перепутались. Давайте внимательно рассмотрим картину. Полотно картины представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской.

    Воспитатель: Кого вы видите на переднем плане? (ответы детей )

    Воспитатель: Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, мы с вами читали былины. Давайте вспомним, какие слова были высечены на горюч - камне? Кто скажет?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Виктор Михайлович сначала написал так, как вы сказали, а потом замазал их специально, чтобы показать, что выбора у богатыря нет:

    «Как прямо ехати живу не быти.

    Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

    Да, так говорится в былинах. О чем раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете? (рассуждения детей )

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать крепкими и сильными. как богатыри? (ответы детей )

    Давайте и мы потренируемся.

    Физминутка «Богатыри»

    «Богатырь, он вот каков, показ силача

    Он силен, он здоров

    Он из лука стрелял, имитируют движения

    Ловко палицу брал.

    На границе стоял,

    Зорко – зорко наблюдал.

    Подрастаем мы, смотри, встают из положения сидя

    Станем как богатыри».

    Воспитатель: Ребята, предлагаю детально исследовать картину с помощью рамок. Садитесь за столы.

    (Дети садятся за столы, на которых лежат репродукции картины и рамки).

    Воспитатель: Наложите рамку на левый верхний угол картины. Что вы видите? (ответы детей )

    Воспитатель: Всё поле усеяно валунами-свидетелями боёв.

    Воспитатель: Как одет всадник? Опишите его.

    Воспитатель: Как вооружён воин?

    Воспитатель: А сейчас найдите с помощью рамок мелкие детали на одежде и оружии.

    (Дети детально изучают картину, отвечают на вопросы воспитателя ).

    Воспитатель: Можем ли мы разглядеть лицо всадника? (ответы детей )

    Воспитатель: Лица не видим, но понимаем, что он погружён в глубокую думу. Как вы считаете, о ком идет речь в картине? (Об Илье Муромце .)

    Давайте поиграем в игру, которая называется «Что за картиной?»

    (дети придумывают продолжение сюжета)

    Воспитатель : Все в картине сказочно – и богатырь на коне и природа, предупреждающая об опасности. Вам нравится эта картина?

    Предлагаю вам дома вместе с родителями сочинить свою былину по этой картине и рассказать ее нам.

    Вторая часть

    Ход деятельности

    Дети с воспитателем входят в зал.

    Воспитатель: Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Да пришли к нам гости дорогие на нас посмотреть. Давайте поздороваемся.

    Дети отдают поклон и здороваются. Входит запоздавший гость(художник)

    Художник: Знаю, опоздавшим прощенья нет, но не мог я не прийти, так как вы, я знаю, о художниках будете беседовать. Мне, как художнику интересно послушать, что вы можете рассказать!? Ведь вы же ходите в детский сад, а не в художественную школу заниматься. Я сам ходил в детстве в детский сад, и нас этому не учили.

    Воспитатель: Уважаемый художник, я бы попросила бы вас не торопиться с преждевременными выводами. Присаживайтесь, пожалуйста, посмотрите и послушайте, что знают и умеют наши дети.

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто из русских художников первым начал писать картины в былинно – сказочном жанре?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Почему Виктор Михайлович писал картины былинного жанра?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, с какой картиной мы познакомились в прошлый раз?

    (Ответы детей)

    На экране телевизора демонстрируется картина «Витязь на распутье». Звучит отрывок музыкального произведения Бородина «Богатырская».

    Воспитатель : А вот и она. Ребята, садитесь на лавочки и давайте еще раз рассмотрим картину. (Дети садятся на лавочки)

    Воспитатель: Ребята, давайте с помощью игры «Говорящие краски» определим, в каких тонах написана картина.

    Перед вами две палитры: на одну из них вы будете выкладывать мазки красок холодных тонов, а на другую теплых тонов. Предлагаю девочкам выкладывать краски теплых тонов, а мальчикам холодных тонов. Девочки, подходите и выбирайте маски красок. А теперь приглашаю мальчиков.

    Воспитатель: Теплых или холодных тонов больше?

    Воспитатель: Назовите основной цвет, какого цвета больше?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Как вы думаете, для чего художник использовал темные краски? (предположения детей)

    Воспитатель: Он использовал темные краски, для того чтобы передать чувство тревоги, настороженность.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему художник изобразил коня белого цвета?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Художник хочет нам сказать, что есть надежда в победу воина над темными силами, так как конь под витязем белый, а герой на белом коне - всегда победитель. Конь, конечно, не написан чистым белым цветом. Почему, ребята? (ответы детей).

    Воспитатель: Мы видим разные оттенки. Кто изображен на коне? (Ответы детей) Ребята, кого можно назвать богатырями? (Ответы детей) Назовите имена богатырей, которых вы знаете. Какие они? (Ответы детей). С кем они сражались и за что? (Ответы детей)

    (дети рассказывают о былинных богатырях)

    Воспитатель: Мощь, сила, ловкость – таковы характеры наших богатырей. Ребята, давайте, оживим нашу картину? Этюд «Живая картина»

    Дети используют предложенные вещи, атрибуты в своей композиции «Витязь на распутье» сделать провокацию положить лишние вещи, предметы. Воспитатель показывает ткань и стелет ее с помощниками на пол

    Воспитатель: Это полотно будет полем брани. Витязем предлагаю быть… (называет имя мальчика). Помощниками богатыря будете…. (воспитатель называет двух мальчиков). Вы будете помогать одевать и вооружать нашего богатыря. (Воспитатель обращается к остальным детям) А вы ребята, глядя на картину, разложите предметы, которые изобразил художник. Но будьте внимательнее. (Дети создают композицию)

    Воспитатель : Как вы думаете, получилась у нас картина? (Ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы, справились. А теперь давайте уберем туда, откуда взяли. (Дети убирают атрибуты)

    Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в Древней Руси? Посмотреть, как жили наши предки . (Ответы детей)

    Воспитатель: Вы попадете в Древнюю Русь при условии, если выполните следующие задания:

    1. Отгадайте загадки

    Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)

    Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем)

    Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать, снести им легко было голову с плеч, ну что, догадались, конечно же … (меч)

    1. Назовите пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине
    2. Выберите картину с изображением Древней Руси (на экране демонстрируются репродукции картин с изображением нескольких эпох) назовите номер этой картины.

    Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и даже не заметили, как перенеслись в Древнюю Русь. Девицы, пройдите в горницу. А вы добры- молодцы, облачитесь в свои доспехи.

    Выходит гусляр, имитирует игру на гуслях.

    Гусляр: Посмотрите, да люди добрые! Я вам старину покажу, да стародавнюю.

    Выходят два богатыря под фонограмму древнерусской мелодии

    Гусляр: Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга

    (богатыри исполняют композицию «Богатырская сила»)

    Гусляр: Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.

    Гусляр: Люди добрые, покажу я вам про житье – бытие деток малых.

    (Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

    1 – я девочка:

    Позолоченная прялица.

    Мы прядем, а нитка тянется,

    Нам работа эта нравится.

    2 – я девочка

    Горница наша большая,

    Да красивая такая.

    Посидим – ка у окошка,

    Подождем гостей немножко.

    Скоро к нам они придут,

    Песни. Пляски заведут

    (раздается стук, входят добрые молодцы)

    3-я девочка:

    Кто там? Заходи кому охота!

    4 –я девочка:

    Да ведь это добрые молодцы!

    1-й мальчик:

    Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

    Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?

    Девочки: Мы туточки .

    2-й мальчик:

    Мы в поле нагулялись,

    А теперь сюда собрались,

    На людей посмотреть,

    Себя показать.

    3-й мальчик:

    Собирайтесь девицы.

    Собирайтесь в хоровод.

    И сейчас нам станет ясно

    Кто лебедушкой пройдет !

    (Девочки исполняют хороводный танец)

    4-й мальчик:

    Эй, кузнец, молодец

    Захромал мой жеребец.

    Ты подкуй его опять.

    От чего не подковать

    Выходят два кузнеца и встают перед наковальней. Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Кузнецы имитируют работу.

    После исполнения песни дети выходят в центр зала и читают стихотворение П. Синявского «Родина» на фоне музыкального сопровождения

    Здесь теплое поле наполнено рожью,

    Здесь плещутся зори в ладони лугов.

    Сюда златокрылые ангелы божьи

    По лучикам света сошли с облаков.

    И землю водою святой оросили,

    И синий простор осенили крестом.

    И нет у нас Родины кроме России.

    Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом!

    Исполняется песня «У моей России»

    Воспитатель: А теперь настало время возвращаться в детский сад.

    (звучит музыка, дети имитируют полет во времени)

    Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Ну, что вы скажите, уважаемый художник?

    Художник: Ну, молодцы! Превзошли все мои ожидания. Вы не только разбираетесь в живописи, но и историю России знаете, да и артисты вы замечательные. Если кто нибудь из вас захочет заниматься в художественной школе – приходите ко мне, буду рад! Ребята, я предлагаю изобразить в своих рисунках богатырей, Древнюю Русь. Сделать выставку работ и показать ее всем ребятам детского сада и их родителям, а для этого у меня есть для вас подарок.

    (Достаёт из этюдника кисти и дарит их детям)


    Урок в 5 классе.

    Тема: Русские богатыри.

    Цель : Познакомить с произведениями изобразительного искусства, с картиной В. Васнецова «Богатыри».

    Задачи : развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки; воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

    Тип урока: комбинированный.

    Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, ножницы; для учителя: презентация.

    Литературный ряд: былины.

    Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

    ХОД УРОКА

    1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

    2. Вводная беседа.

    Не скакать врагам по нашей земле,
    Не топтать их коням землю русскую,
    Не затмить им солнце наше красное.

    Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.

    В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен). Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

    А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

    Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

    Что рассказывается в былинах о Богатырях? (Слайд 3).

    Чем прославился Илья Муромец? (Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.

    …Я иду служить за веру христианскую
    И за землю Российскую
    Да за стольный Киев-град,
    За вдов, за сирот, да за бедный народ…

    Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем. (Слайд 4). Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

    Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательно, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное. (Слайд 5).

    3. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

    Посмотрите внимательно на картину. В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи.

    В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь под стать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

    Другой герой картины - Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

    Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко - «тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая». А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

    Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет, в 1871-1898 гг. (Слайд 6).

    Физкультминутка

    4. Творческая работа учащихся. (Слайды 7,8).

    Выполнение коллективной работы «Русские богатыри». Лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

    • повторение основных этапов построения фигуры человека,
    • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете,
    • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

    Повторение техники безопасности с режущими и колющими инструментами. Требования к работе:

    • аккуратное выполнение работы;
    • удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией

    5. Итоги урока.

    Анализ рисунков, проработанность, завершенность.

    Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

    Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

    Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
    Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
    Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
    Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
    Цель: выполнение композиции - Богатырь
    Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
    способствовать развитию творческих способностей
    развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
    воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
    развить аккуратность в работе
    Материалы:
    гуашь
    ватман формата А-3.,
    нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

    Последовательность выполнения:

    Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


    Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


    Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



    Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


    Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


    Начинаем работу над главным персонажем.
    Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
    Голову выполняем светло розовым цветом.


    Прорисовываем шлем.


    Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


    Прорисовываем бороду и усы.


    Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


    Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


    Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


    Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


    Прорисовываем верхнюю часть туловища.


    Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


    Намечаем тень и свет на кольчуге.


    Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Прорисовываем край рубахи и штаны.


    Рисуем сапоги.


    Прорисовываем щит и рукав рубахи.


    Намечаем кулак и узор на щите.


    Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


    Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


    Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


    Рисуем копье.


    Намечаем флажок на копье.


    Заполняем флажок цветом.


    Рисуем тень и свет на копье и флажке.


    Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Прорисовываем пальцы на руке.


    Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


    Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


    Прорисовываем лес на дальнем плане.


    Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


    Прорисовываем купол.


    Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


    Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


    Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


    Прорисовываем крышу и крест.


    Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


    Рисуем траву на переднем плане.


    Тонкой кистью намечаем колосья.


    Прорисовываем колосья.

    Проектная задача

    «Богатыри земли русской…»

    Название проектной задачи

    Богатыри земли русской…

    Предмет

    Интегрированная (изобразительное искусство, история)

    Класс

    Тип задачи

    Предметная, одновозрастная

    Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

    Создать условия для организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении проектной задачи, для создания стенгазеты «Богатыри земли русской…».

    Знания, умения и способы действий на которые опирается задача

    Предметные:

      умение работать с текстом, извлекать нужную информацию в явном и неявном виде.

      учить строить композицию плаката, используя средства выразительности

      приобретение опыта работы с различными художественными материалами в процессе создания творческого продукта;

    Личностные:

      развивать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

    Регулятивные:

    Коммуникативные:

      обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач.

    Планируемый педагогический результат

    Демонстрация учащимися:

      Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

      Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» стенгазету «Богатыри земли русской...»

    Способ и формат оценивания результатов работы

    При подведении итогов работы учителем оценивается:

      владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

      правильность выполнения задания;

      способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;

      умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

      перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;

      умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него главное, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к оставленной цели;

      коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат;

      умение проводить взаимооценку по разработанным коллективно критериям.

    Оборудование и материалы

    Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы формата А4, картон, карандаши, маркеры, ножницы, клей, стикеры для голосования

    Замысел проектной задачи

    Учащимся предлагается принять участие в оформлении мероприятия по истории в рамках предметной недели.

    Учащиеся получат возможность самостоятельно отобрать материал, оформить его в виде стенгазеты, анализируя содержание представленных текстов.

    Воспитательный смысл представленной проектной задачи заключен в самостоятельном поиске информации, посвященной любви к родному отечеству, популяризации русских богатырей, их самоотверженности, верности и смелости по отношению к Родине.

    Проектная задача рассчитана на участие 4 человек в каждой группе с осуществлением взаимоконтроля выполнения действий. На последнем этапе работы должна быть выполнена презентация плаката. В процессе выполнения проектной задачи учащиеся оказывают взаимопомощь друг другу, учиться кооперации.

    Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор их для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

    Цель, которую должны достичь учащиеся: создать итоговый продукт –стенгазету.

    Сюжет проектной задачи

    Дорогие семиклассники! Приближается предметная неделя по истории. Учитель попросила нас о помощи: необходимо выполнить плакаты о русских богатырях для того, чтобы оформить мероприятие по истории Отечества в рамках предметной недели.

    Итак, приступайте к работе! Удачи вам!

    Начните свою работу с чтения инструкции к работе.

    Тщательно отбирайте материал. По окончанию работы предлагается сверить полученный «продукт» с эталоном, проверить правильно ли выбрали иллюстрации и текст. При защите каждая группу должна обосновать выбор материала.

    1 этап. Подводящий диалог

    Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. Все вы наверное смотрели мультфильмы про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника? (ответы учеников). В них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах.

    Богатырь - воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

    Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей.

    На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? Былина от слова «было». Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

    Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

    Учитель демонстрирует картину «Богатыри»

    - Ребята, знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

    Ребята, я открою вам секрет: дело то в том, что Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич не могли встретится, так как жили в разных веках! Нам и предстоит выяснить подробную информацию о каждом из них, и выяснить в какое время жил каждый из них.

    Я предлагаю каждой из групп разработать стенгазету об одном из героев. У одном группы должна получится стенгазета о Илье Муромце, у другой – о Алеше Поповиче, у третьей – о Добрыне Никитиче.

    Но для того, чтобы оценить результат своей работы нам нужны критерии. Давайте их разработаем (разрабатывают критерии).

    Давайте вспомним этапы работы над проектной задачей

      Обсуждаем цель и предназначение результата

      Составляем план действий

      Выполняем задания

      Контролируем исполнение

      Презентуем результат

      Заполняем лист самооценки

    2 этап. Решение проектной задачи

    Задание №1 (1 группа)

    А) Найди портрет Ильи Муромца в приложении №1 (или фото с его изображением)

    Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Ильи Муромца (приложение №2)

    В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Ильи Муромца (приложение №3)

    Г) Найти имя князя, которому служил Илья Муромец (приложение №4)

    Задание №1 (2 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    А) Найди портрет Алеши Поповича в приложении №1 (или фото с его изображением)

    Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Алеши Поповича (приложение №2)

    В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Алеши Поповича (приложение №3)

    Г) Найти имя князя, которому служил Алеша Попович (приложение №4)

    Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта»

    Задание №1 (3 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    А) Найди портрет Добрыни Никитича в приложении №1 (или фото с его изображением)

    Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Добрыни Никитича (приложение №2)

    В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Добрыни Никитича (приложение №3)

    Г) Найти имя князя, которому служил Добрыня Никитич (приложение №4)

    Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта»

    Приложение №1 (к заданию №1)

    Приложение №2 (к заданию №1)

    Предполагается, что богатырь богатыря богатырь

    богатырь

    Богатырь

    По разным сведениям, богатырь богатыря богатыря

    богатыря. Принято считать, что образ богатыря

    Богатырь

    Богатыря

    Богатырь относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней. Былина повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

    Приложение №3 (к заданию №1)

    Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

    Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению

    Самым известным подвигом богатыря является сражение богатырь

    Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Прилетает Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но богатырь Богатырь богатырю

    Приложение №4 (к заданию №1)

    Служил князю Святославу

    Служил князю Мстиславу Старому

    Служил князю Владимиру Ясное Солнышко

    Задание №2 (1 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    Подбери нужные иллюстрацию:

    А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Ильи Муромца (приложение №1)

    Б) Подбери портрет князя, которому служил Илья Муромец (приложение №2)

    В) Подбери фото памятника Илье Муромцу (приложение №3)

    Задание №2 (2 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    Подбери нужные иллюстрацию:

    А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Алеши Поповича

    (приложение №1)

    Б) Подбери портрет князя, которому служил Алеша Попович (приложение №2)

    В) Подбери фото памятника Алеше Поповичу (приложение №3)

    Г) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Задание №2 (3 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    Подбери нужные иллюстрацию:

    А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Добрыни Никитича (приложение №1)

    Б) Подбери портрет князя, которому служил Добрыня Никитич (приложение №2)

    В) Подбери фото памятника Добрыне Никитичу (приложение №3)

    Г) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Приложение №1 (к заданию №2)

    Приложение №2 (к заданию №2)

    Приложение №3 (к заданию №2)

    Задание №3 (1 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

    Б) Выбери слоган о Илье Муромце (приложение №2)

    Задание №3 (2 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

    А) Выбери заголовок для своего продукта (приложение №1)

    Б) Выбери слоган о Алеше Поповиче (приложение №2)

    В) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Задание №3 (3 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

    А) Выбери заголовок для своего продукта (приложение №1)

    Б) Выбери слоган о Добрыне Никитиче (приложение №2)

    В) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Приложение №1 (к заданию №3)

    Приложение №2 (к заданию №3)

    3 этап . Презентация работы, взаимооценка и самооценка


    «Памятка»

    ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКАЮЩИХ ГАЗЕТУ

      Газета имеет название.

      Каждый из материалов, помещенных в газету, размещается отдельно и имеет свое название.

      Все материалы газеты размещаются на одном листе плаката.

      На газете указываются фамилии и имена ее авторов.

      Художественное оформление газеты зависит только от фантазии и умений ее авторов.

      Подготовленная газета должна быть представлена читателям.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

      Умей выслушать товарища;

      Своё мнение должен высказать каждый;

      Закончив дело, помоги другу;

      Работай тихо, чтобы не мешать другим;

      Распределяйте задания между парами в группе, чтобы сэкономить время выполнения общего задания.

      Рабочее место содержи в порядке.

    Просмотр содержимого документа
    «Эталон №1»

    Эталон №1

    «Богатыря узнаешь на поле брани»


    Долго могучая сила в нём зрела,

    А пробудилась от горя она.

    Встал богатырь за Отчизну

    И смело бился – себя не щадя и врага.

    Предполагается, что богатырь родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросиньи. Эксперты определяют временной период жизни богатыря с 1148 по 1203 годы. С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном.

    В детстве и юности страдал параличом. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Однажды в дом вошли странники и властно сказали ему: «Поди и принеси нам напиться!». Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников богатырь получает благословение биться с врагами земли родной.

    Богатырь был официально канонизирован в 1643 году. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

    Служил князю Святославу

    Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

    Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению.

    Памятник

    Илье Муромцу

    Просмотр содержимого документа
    «Эталон №2»

    Эталон №2

    «Славна богатырями земля русская»

    Храбрый и смелый – отважный смельчак.

    Рода поповского наш весельчак.

    Самый младой из троих богатырь,

    Русь защищал, врагов он разил.

    По разным сведениям, богатырь был сыном попа ростовского Леонтия. Несомненно, одно, отцом богатыря был поп. Но вот версии места рождения богатыря не сходятся. По одной версии, он был родом из городка Пирятин, который находится в Полтавской области. В другом варианте рассматривается деревня Селище (нынче покинутая), которая расположена в Ростовском районе Ярославской области.

    Но существует и другая версия происхождения богатыря. Принято считать, что образ богатыря взят с реального человека. Прототипом его был боярин из Ростова, которого звали Александр. Александр Попович был известным воином своего времени.

    Богатырь не отличается особой силой (конечно, в сравнении с другими богатырями), но он обладает мужеством, удалью, ловкостью, упорством, находчивостью, но одновременно он хвастлив, лукав, увертлив.

    Служил князю Мстиславу Старому

    Самым известным подвигом богатыря является сражение с Тугарином - змеем. Он позволяет в его счет едкие замечания, сравнивает его с собакой. В битве богатырь одерживает победу за счет своей хитрости. Он использует отвлекающий маневр и побеждает Тугарина. В этом его основное отличие от своих “собратьев”- богатырей.

    Памятник

    Алеше Поповичу

    Просмотр содержимого документа
    «Эталон №3»

    Эталон №3

    «Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать»


    Доброе имя носил богатырь –

    Врагов не жалел, Отчизну любил.

    Вместе с Муромцем служил,

    Супостатов сокрушил.

    Богатырь часто изображается служилым богатырем при князе Владимире. Жена – Настасья. Богатырь самый близкий к князю богатырь. Богатыря иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом богатыря считают воеводу. Богатырь умен, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, поет и играет на гуслях.

    Служил князю Владимиру Ясное Солнышко

    Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Прилетает Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но богатырь несколько раз ныряет в глубь реки, прежде, чем оказывается на берегу, и, вступив в поединок, сокрушает Змея “шапкой земли греческой”. Тот пал на сыру землю. Богатырь хочет срубить “змеищу” головы. Змей вымаливает пощаду, но, пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Князь поручает богатырю освободить ее: он достигает «нор змеиных», спускается в них, освобождает Забаву и “полоны русские”.

    Памятник Добрыне Никитичу

    Просмотр содержимого документа
    «Инструкция»

    ИНСТРУКЦИЯ

    Дорогие ребята!

    Итогом нашего урока должен быть «продукт», давайте назовём критерии оценивания

    1.Верно отобран материал (по 2 балла за каждое задание, 1 балл - верно сделано, 1 балл – защита)

    2.Оригинальность работы

    3.Соответствие теме.

    4.Эстетичность оформления

    ШАГ 1

    Выберите руководителя группы. Каждый в группе должен ознакомиться со всеми заданиями. Обсудите задания. Распределите между собой обязанности . Запишите план своих действий его в ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

    ШАГ 2

    Решите, как вы будете представлять результаты – в виде презентации стенгазеты, альбома, брошюры, буклета.

    ШАГ 3

    Выполняйте намеченные этапы работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. В нижней части выполненного продукта обязательно укажите состав вашей группы.

    ШАГ 4

    Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы . Выступление должно занять 5-7 минут.

    ШАГ 5

    Выслушайте отчеты других групп.

    ШАГ 6

    ШАГ 7

    Просмотр содержимого документа
    «Лист оценивания группы и себя»

    ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

    «Богатыри земли русской…»

    Город,село(посёлок)______________________________

    Школа_______________________________ Класс ________

    Номер группы _______ Мой номер в группе_________

    Фамилия и имя_______________________________________

    Оцени работу своей группы.

    Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектной задачей?

    □ А. Да, все работали одинаково.

    □ Б. Нет, работал только один.

    □ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

    □ А. Работали дружно, ссор не было.

    □ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

    □ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    3. Тебе нравится результат работы группы?

    □ А. Да, все получилось хорошо.

    □ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше (Напиши, что можно было сделать лучше?___________________________________________________)

    □ В. Нет, не нравится (Напиши, почему тебе не понравился результат работы вашей группы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________)

    4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

    Просмотр содержимого документа
    «Лист самооценки»

    Оценочный лист индивидуальной работы

    Фамилия, имя _____________________________________________________

    Поставь отметки на оценочных шкалах:

    1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

    2.Оцени, насколько сложными оказались для тебя предложенные задания.

    3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в решении задачи).

    4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа

    5.Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? Обведи.

    Почему?______________________________________________________________________

      Пригодятся ли полученные знания в дальнейшем?