Учебные программы в начальной школе. Рабочие программы Образовательная программа по предметам в школе

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

  • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
  • Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

    Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

    Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — программа. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы... Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

    Учитель, который работает по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, это старший наставник, товарищ, который помогает решать учебные задачи. Детям нравится учиться, они получают удовольствие от самого процесса познания, а это самое главное в таком трудном деле.
    Сами учебники составлены так, что развивают присущую ребенку любознательность, учат мыслить логически, наблюдать и делать выводы, ребята получают удовольствие о того, что сами открывают новое, учатся корректно спорить, правильно выражать и доносить до другого свои мысли.
    Считаю, что за этой системой обучения – будущее нашей страны.

    Мы, кстати учимся сейчас по школе 21 века. Дочке очень нравится, вот все верно написано. Сложно ли было? Нет, задания выстроены так, что каждому ребенку даются в зависимости от уровня подготовки.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Знания усвоятся гораздо проще и легче, если с умом подойти в выбору помощников-приложений. Сейчас не нужно носить с собой кучу учебников и ночами корпеть над шпаргалками. Достаточно загрузить в смартфон эти программы - и всё в легкой и доступной форме само уложится в голове. Но их так много, что глаза разбегаются, и не знаешь, с чего начать.

    Чтобы не дать вам утонуть в море информации, сайт отобрал только самые лучшие приложения для школьников и студентов.

    Математика

    PhotoMath

    PhotoMath - это калькулятор, использующий камеру смартфона - просто наведите камеру на математическую задачу, и PhotoMath сразу же выдаст ответ, с поэтапным решением задачи.

    MalMath

    Решение уравнений по шагам

    Калькулятор может решить все типы уравнений (кроме дифференциальных), исправляет ошибки в выражениях и предлагает для ввода свои варианты. Показывает подробное решение квадратных, простейших тригонометрических уравнений.

    Физика

    Химия

    Приложение решает химические уравнения реакций, поможет с органической и неорганической химией. Есть интерактивная таблица Менделеева и таблица растворимости веществ. Реакции отображены в обычном и ионном виде. И даже нарисованы формулы органической химии.

    Химия X10

    Иностранные языки

    Duolingo: Учим языки бесплатно

    Одно из лучших, полностью бесплатных приложений для изучения английского. Обучение проходит в игровой форме, незаметно и увлекательно. В случае неправильных ответов теряются жизни, а при усвоении небольших уроков вы продвигаетесь вперёд. Яркие трофеи отмечают этапы вашего прогресса.

    English Grammar Test. 1200 заданий по английской грамматике

    Русский язык и литература

    Орфография русского языка

    «Орфография» - это и тест, и игра, и викторина. Слова, в которых вы делаете ошибки, будут появляться в последующих тестах для того, чтобы вы наверняка их запомнили. Проверка орфографии поможет с пользой провести время и улучшить правописание и грамотность. По нему можно готовиться к ЕГЭ по русскому языку.

    Грамматика русского языка

    30 произведений литературы с 9 по 11 класс в сокращенном виде. Работает без интернет-соединения.

    Практикум для учителя.

    Как написать рабочую программу по ФГОС ООО.

    Аннотация: С 1 сентября 2015 года начинается реализация федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. Каждому учителю, который будет работать в 5-х классах в 2015-2016 учебном году, необходимо написать рабочую программу по своему предмету. Данные методические рекомендации предназначены для учителей-предметников, которым предстоит составить рабочие программы по ФГОС ООО. Как минимизировать такой большой труд учителя, какие интернет-ресурсы существуют в помощь учителю – об этом представляемые методические рекомендации.

    Итак, Вам повезло, в 2015-2016 учебном году у Вас будет пятый класс. Заместители директоров требуют написать рабочую программу по ФГОС. Как же это сделать? Скорее всего, Вы уже видели, читали, и даже пробовали понять Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Могу предположить, что в голове остались вопросы в голове, и кое-что осталось непонятым. Отвлекитесь от всего и сосредоточьтесь на главном - составление рабочей программы по ФГОС ООО по своему предмету.


    1. Первое правило – в вашей школе обязательно должен быть локальный акт «Положение о рабочей программе по ФГОС ООО». Такие документы обычно принимаются на Педагогических Советах всем педагогическим коллективом образовательной организации.
    Из данного локального акта Вы узнаете, как принято писать рабочие программы в вашей школе: на один учебный год или на весь уровень основного общего образования. Правильнее писать на весь уровень, т.е. для 5-9 классов (в зависимости от того с какого класса, сколько лет изучается ваш предмет, например, математика пишется на 5-6 классы соответственно). К сожалению, некоторые заместители директора, которые составляют локальный акт «Положение о рабочей программе» стараются предусмотреть всё и поэтому перегружают указанный локальный акт ненужной информацией. Есть закон – на основании которого можно написать программу (правило: не меньше, но и небольше!!!)

    1. Второе правило. Учитель должен следить при составлении рабочей программы за двумя моментами – это структура рабочей программы (берем из локального акта, который должен соответствовать ФГОС ООО, в последнем указанном документе также прописывается структура рабочей программы), и это содержание рабочей программы.

    2. Структура рабочей программы:

    • Пояснительная записка

    • Общая характеристика предмета

    • Место учебного предмета в учебном плане

    • Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    • Содержание учебного предмета

    • Тематическое планирование

    • Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
    Это обязательные структурные элементы рабочей программы по ФГОС. Давайте разберем данные части рабочей программы.

    В «Пояснительной записке» учителю обязательно необходимо указать цели и задачи изучения своего предмета. Откуда такую информацию брать? Цели и задачи перечисляются в документе известном под названием Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

    Правильнее было бы включит в Пояснительную записку такое предложение: «Основной целью рабочей программы является реализация Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС и выполнение государственного муниципального задания».

    В «Общей характеристике предмета» учитель указывает на каждый класс разделы своего учебного предмета. Например:

    История. 5 класс.

    Раздел 1. Введение в историю Древнего мира.

    Раздел 2. Первобытность.

    Раздел 3. Древний Восток.

    Раздел 4. Античный мир.

    В данном же структурном элементе рабочей программы рекомендуют перечислить формы организации учебной деятельности обучающихся – уроки, лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачеты, экскурсии, лабораторные работы, практические работы и т.д.

    Здесь же перечисляются методы организации учебной деятельности, то есть с помощью чего, каких приемов учитель будет реализовывать рабочую программу. Необходимо помнить, что методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход.

    В завершении описывается связь вашего учебного предмета с другими учебными предметами.

    Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» можно представить в виде таких таблиц (два варианта):

    Вариант 1.

    Вариант 2.


    Класс

    Количество часов в неделю

    Количество учебных недель

    Всего часов за год

    Экскурсии

    Практические, лабораторные

    занятия


    5

    6

    7

    8

    9

    Раздел «Содержание учебного предмета» - когда мы писали рабочие программы по ФК ГОС БУП 2004 года, то содержание брали из стандарта (так называемые дидактические единицы). Сейчас содержание берем из Федерального государственного образовательного стандарта по каждому предмету (просто копируйте и вставляете в свою рабочую программу).

    Раздел «Тематическое планирование» , на мой взгляд, не требует пояснений. Единственное примечание, если рабочая программа пишется на весь уровень, например, для 5-9 классов, то целесообразнее писать Тематическое планирование ежегодно, о чем необходимо обязательно зафиксировать в локальном акте школы.



    Раздел «Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» можно представить в виде следующей таблицы:

    Возможный вариант представления информации:


    Наименование объектов и средств учебно – методического и материально-технического обеспечения

    Примечания

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    Печатные пособия

    Технические средства обучения

    Экранно-звуковые пособия

    Оборудование класса

    Электронные образовательные ресурсы

    Свободные образовательные Интернет-ресурсы

    Наверное, внимательный читатель заметил, что нет пояснений к разделу «Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета». Сделано это специально, так как по опыту, данный раздел является наиболее сложным для учителя, поэтому данному разделу выделим отдельный пункт.

    1. Раздел «Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета» .
    Чтобы без затруднений написать данный раздел необходимо понять, что такое личностные, что такое межпредметные и что такое предметные результаты.

    Личностные результаты – подробно перечисляются в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

    Межпредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия: формирование читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, приобретение опыта проектной деятельности и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

    В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Регулятивные УУД это умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

    Познавательные УУД это умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

    Коммуникативные УУД это умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Предметные результаты написать легче всего – это результаты изучения конкретного предмета.

    Перечень всех выше указанных результатов указывается в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

    Возможный вариант представления личностных результатов:

    Возможный вариант представления межпредметных результатов:


    № модуля

    Образовательный результат

    Кол-во лет на освоение

    Классы



    Метапредметные результаты:

    1. Регулятивные

    1

    Результат 1





    да

    1. Познавательные

    1

    Результат 1





    да

    1. Коммуникативные

    1

    Результат 1





    да

    Возможный вариант представления предметных результатов:


    № модуля

    Предметный результат

    Кол-во лет на освоение

    Классы

    Подлежит ли промежуточной аттестации

    1. Учащийся научится (базовый уровень):

    1

    Результат 1





    да

    1. Учащийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

    1

    Результат 1





    да

    1. Интернет-ресурсы для учителя в помощь написания и составления рабочей программы.
    В Интернете существует основной ресурс – сайт «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», где представлены во-первых, программы по каждому предмету по ФГОС ООО, а также, конструктор рабочих программ по ФГОС. Данный конструктор не имеет законодательной силы и носит рекомендательный характер, но является основным методическим инструментом для составления рабочих программ.

    1. Советы по составлению:

    • некоторые учителя идут «по пути наименьшего сопротивления», что называется, а именно, качают готовые рабочие программы других учителей из Интернета или покупают книжки, где напечатаны готовые рабочие программы. Но согласитесь, переделывать чей-то готовый продукт под себя, требует немалых временных ресурсов. Во-первых, Вас не всё может устроить в готовом продукте, во-вторых, никто не гарантирует, что готовый продукт содержит все необходимые дидактические единицы по ФГОС ООО, в-третьих, готовый продукт не будет соответствовать вашему локальному акту по рабочей программе. Поэтому целесообразнее всё-таки составить самостоятельно под себя, под свои классы, под свою школу рабочие программы.

    • необходимо помнить, что рабочие программы педагогов являются составной частью Основной образовательной программы образовательной организации. То есть в вашем учебном заведении на следующий учебный год будет как минимум четыре образовательной программы – основная образовательная программа для 1-4 классов по ФГОС НОО, основная образовательная программа для 6-9 классов, основная образовательная программа для 5-9 классов по ФГОС ООО. Дело в том, что в соответствие с законом основные образовательные программы пишутся на весь уровень образования, вот почему целесообразнее писать рабочие программы на весь уровень. Кроме этого, основная образовательная программа на уровне основной школы по ФГОС состоит из двух частей: 70% - это ФГОС, а 30% - часть, формируемая участниками образовательного процесса.
    Вот про эту последнюю часть Вы должны спросить у заместителей директора, курирующих реализацию ФГОС ООО. Что указанная часть будет представлять из себя в вашей школе? Будет ли входить в содержание ваших рабочих программ? Ещё раз повторюсь, рабочая программа педагога является составной частью основной образовательной программы, поэтому логически выходит, что 30% вашей программы должна представлять часть, формируемая участниками образовательного процесса. Что это может быть? Экскурсии, уроки обобщения, уроки повторения, зачеты, проектная деятельность.

    Ещё необходимо помнить, что проектная деятельность является обязательной по каждому предмету согласно требованиям ФГОС. Поэтому необходимо в качестве приложения к рабочей программе вложить перечень проектных работ по своему предмету.

    Можно ли вносить изменения и корректировки в рабочую программу? Можно, так как не зря программа называется рабочей, потому что с ней работают. Но внесение изменений и корректировок необходимо включить в локальный акт «Положение о рабочей программе».

    И, в заключение, хотелось бы отметить, что рабочая программа – основной документ, по которому учитель будет работать, поэтому составляю рабочую программу учитель, прежде всего, работает на себя.

    Желаю успехов в составлении рабочей программы!

    УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

    В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

    ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее - рабочие программы) являются обязательной частью основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Порядок разработки, согласования и утверждения рабочей программы регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

    Рабочая программа - документ, детально раскрывающий содержание учебного предмета, конкретизирующий требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, разрабатываемый на основе федерального государственного образовательного стандарта (федерального компонента государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания общего образования), примерной учебной программы и авторской с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей организации учебного процесса по предмету.

    Рабочая программа разрабатывается учителем, обеспечивающим преподавание учебного предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, для конкретного класса или ступени общего образования.

    Основные функции рабочей программы:

    Нормативная - программа является документом, обязательным для

    выполнения в полном объеме;

    Целеполагания - программа определяет ценности и цели, для достижения

    которых она введена в ту или иную образовательную область;

    подлежащих усвоению обучающимися;

    Процессуальная - программа определяет логическую последовательность

    усвоения элементов содержания, организационные формы и условия

    обучения;

    Оценочная - программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения

    2. Структура рабочей программы определяется локальным актом

    образовательного учреждения и, как правило, содержит следующие элементы:

    Титульный лист;

    Пояснительную записку;

    Учебно-тематический план;

    Информационные источники.

    Наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);

    Наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);

    Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы

    (согласно локального акта);

    Наименование учебного предмета (в соответствии с учебным планом

    образовательного учреждения);

    Указание класса или ступени общего образования;

    Сведения об учителе-составителе рабочей программы;

    Год разработки.

    2.2. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты:

    Нормативная основа разработки рабочей программы (федеральный

    компонент государственного образовательного стандарта или обязательный

    Наименование учебной программы (примерной и авторской ), на основе

    которой разработана рабочая программа, в соответствии с правилами

    библиографического описания;

    Используемый учебно-методический комплект;

    Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний,

    умений, ключевых компетенций обучающихся;

    Обоснование внесенных дополнений и изменений с учётом особенностей

    региона, специфики деятельности образовательного учреждения,

    образовательных потребностей и запросов обучающихся;

    Межпредметные связи учебного предмета;

    Требования к уровню подготовки обучающихся;

    Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа;

    Особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные

    методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности,

    виды контроля знаний, умений, навыков обучающихся (вводный,

    текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный), методы

    контроля.

    2.3. В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на лабораторные, практические и контрольные работы.

    2.4. Раздел «Содержание учебного предмета» - основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. При разработке следует опираться на федеральный компонент государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, примерную программу с учетом выбранной авторской, региональный базисный учебный план для образовательных учреждений области, реализующих образовательные программы общего образования.

    Наименование раздела и темы (из учебно-тематического плана рабочей

    программы);

    федерального компонента государственного образовательного стандарта или

    обязательного минимума содержания, дополнительные дидактические

    единицы с учётом регионального компонента и компонента образовательного

    учреждения);

    Темы лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов (при наличии);

    Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

    Общие положения.

    В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

    1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

    Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

    Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

    1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

    1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

    – программы по учебным предметам;

    – программы элективных курсов;

    – программы факультативных курсов;

    – дополнительных образовательных курсов.

    1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

    обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

    обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

    предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

    1.5. Рабочие программы составляются на основе:

    – примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

    1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

    1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

    1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

    1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

    2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

    2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

    – требований федеральных государственных образовательных стандартов;

    – обязательного минимума содержания учебных программ;

    – требований к уровню подготовки выпускников;

    – объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

    – познавательных интересов учащихся;

    – выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

    2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

    1.Титульный лист.

    2. Пояснительная записка.

    4. Требования к уровню подготовки выпускников;

    5. Перечень учебно-методического обеспечения.

    6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

    2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

    – полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

    – гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

    – название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

    – Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

    – класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

    – предмет, курс, дисциплина (модуль);

    – год составления рабочей программы.

    2.4. В пояснительной записке указываются:

    – сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

    – цели и задачи данной программы

    – нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

    – информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

    – определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

    – информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

    – формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

    – название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

    3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

    3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

    раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

    определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

    определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

    3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

    - наименование темы (раздела);

    - содержание учебного материала (дидактические единицы);

    - требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

    - перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

    4. Требования к уровню подготовки выпускников

    4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

    5. Перечень учебно-методического обеспечения

    5.1.Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

    Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

    5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

    6. Календарно-тематический план

    6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

    6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

    6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

    6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

    В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

    - темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

    - количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

    - даты прохождения темы, раздела;

    - виды, формы контроля.

    6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

    Примерный календарно-тематический план

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Дата прохождения

    Виды, формы контроля

    Всего

    Контрольные, практические работы и т.д.

    Раздел 1. ______________

    ___________

    ___________

    Резервное время

    Итого по разделу:

    контрольная работа

    Раздел 2. ______________

    ___________

    ___________

    Итого по разделу:

    тест

    Всего

    Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

    7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

    7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.

    7.2. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 – 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия , по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».

    7.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1 – 30 августа).

    7.4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

    7.5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения , утвердив их приказом образовательного учреждения.

    7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

    7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).

    8. Контроль за реализацией рабочих программ

    Контроль над реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

    При составлении развернутого тематического планирования по предмету Мировая художественная культура необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся.

    Развернутое тематическое планирование

    Тема

    № урока

    Тип урока

    Цель урока

    Форма организации познавательной деятельности

    Планируемый результат (формы контроля)

    Поисковое домашнее задание

    Учитель

    Ученик