Свет тень полутень рефлекс блик. Уроки рисования онлайн. Светотень. Демонстрация последовательности построения шара

В этом уроке я расскажу вам не только теорию, но и покажу основные моменты, которые будут полезны фан-артистам, часто использующим в своих работах Фотошоп и рисование некоторых деталей от руки.
Игровое освещение далеко от реализма, оно слишком простое и примитивное, чтобы показать объем и реалистичность фигур в вашем фан-арте. Поэтому часто многие прибегают к ручной дорисовке теней в Фотошопе. Иногда выходит правильно, а иногда не очень. Давайте разберем, как же все-таки грамотно нарисовать реалистичные тени и свет, от которых и будет зависеть передача объема и натуральности в изображении.

1. Немного о светотени.

Любая фигура и персонаж в вашей картине, отражает свет и отбрасывает тень. В зависимости от того, с какой стороны расположен источник света, будет зависеть и расположение света и тени. Рассмотрим на примере простых фигур.

Блик - самая освещенная и яркая часть светотени. На глянцевых и гладких поверхностях блик яркий и четкий, на матовых он приглушен и плавно переходит в свет. Учитывайте это при рисовании бликов на поверхностях с разной фактурой.

Свет - область, на которую падает свет, самая освещенная часть после блика. Цветовой тон света состоит из цвета освещения и цвета самого предмета. Чем ближе фигура к источнику освещения, тем ярче и контрастнее свет предмета.

Полутень - переход от света к тени, более темная часть, чем свет и имеет более приглушенную цветовую насыщенность.

Собственная тень - неосвещенная, самая темная часть на предмете. В этой области цвет самого предмета теряется. Наше зрение окрашивает тени предметов в дополнительные цвета освещения (если свет желтый – тени будут холодных синих оттенков, если свет синий - то в теплые желтые тона).

Рефлекс - область, на которую отражается свет от окружающих предметов. Многие забывают о рефлексах или не знают о них, а ведь они играют большую роль в создании объема фигур. Рефлекс играет роль связующего звена, сочетая и смешивая все окружающие цвета предметов друг в друге, что дает целостность восприятия изображения. Рефлексы находятся в теневой части предмета, за собственной тенью, он приглушен и по тону освещенности должен быть не ярче, чем область света, но и не темнее, чем область тени.

Падающая тень - образуется при пересечении фигуры или плоскости другой, которая перекрывает источник света. Падающая тень темнее собственной тени предмета, чем ближе тень к предмету, тем она четче и темнее, чем дальше, тем рассеянней и светлее. Таким образом падающая тень под самим предметом самая четкая и темная. Обычно рисуют падающую тень с оттенком предмета, который создает эту тень, тем самым падающая тень выступает как бы в роли рефлекса.

2. Анализ над ошибками.

Используя теорию выше, рассмотрим главные ошибки при рисовании светотени в фан-арте.

Неправильно определенный источник света.

А может быть его никто и не собирался определять? Просто нарисовали тени со всех сторон, создав тем самым ненатуральную глянцевость и нереалистичность изображения.
На деле вы должны сразу определять ваш основной источник освещения, а также дополнительные, если они присутствуют. Это всегда можно сделать в игре с помощью ламп или дневного освещения, которые всегда можно подкрепить дополнительными тенями и бликами в Фотошопе.

Как видите, слева неправильный пример - источник света потерян, тени лежат хаотично и неуверенно, теряется объем, падающие тени от персонажа лежат с обеих сторон и выглядят размытыми, что явно неправильно.
Справа - более верный вариант, источник света находится справа, это хорошо заметно по теням и бликам, которые к тому же подкрепляют объем и форму, падающая тень лежит слева, как и должно быть.

Тени и блики - цвет и насыщенность.

В природе не бывает чисто белого и чисто черного цвета. Все, даже самые яркие и темные цвета состоят из смешения цветов. Поэтому если вы используете чисто белые и черные цвета для передачи бликов и теней, ваш рисунок будет выглядеть "тяжелым" и неестественным. Старайтесь использовать цвета и оттенки из предмета и окружения для передачи бликов и теней.

Как видите, слева вариант с использованием черных теней, выглядит довольно грубо, тело персонажа выглядит "утяжеленным", неживым и неестественным.
Теперь посмотрим на вариант справа - используя цвета из окружения и цвета скинтона, мы получаем более приятную и мягкую картину, персонаж смотрится более натуральным, а цвета более легкими и воздушными.

Также не забывайте о том, что перенасыщать тени и блики не рекомендуется, дополнительного объема вашей работе это не придаст, а персонажи и фигуры будут выглядеть грязно и некрасиво.

Слишком резкие тени и свет могут использоваться только в очень темном помещении при направленном близком источнике света. В обычном рассеянном освещении такие контрасты неуместны.

Не забываем о рефлексах.

Многие фан-артисты не всегда помнят или знают о том, что в светотени еще присутствуют и рефлексы.

Смотрим на ножки и на освещение. Слева есть свет и тени, а где же рефлексы? Упс, забыли! Справа рефлексы добавлены, уже лучше!

Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов. Он не такой насыщенный по цвету, как сам цвет отражаемых предметов, но и не настолько тусклый, чтобы сливаться с цветом самого предмета, на котором он находится.
Например, если вокруг персонажа имеется яркий предмет или цветное освещение, на его лице всегда будут рефлексы с таким же оттенком, как у отражаемого предмета или освещения. Если вы нарисуете рефлексы белым цветом или цветом, которого нет ни в одном из окружающих предметов, ваш персонаж или фигура сразу же будет выпадать из общей картины и будет смотреться не целостно по отношению к окружению.

Слева мы видим вполне объемное и реалистичное лицо персонажа, но ее волосы и лицо слегка выпадают из общей картины, на волосах справа цвет волос слишком холодный, хотя освещение с этой стороны красновато-теплое. С левой стороны волос мы видим странные желтоватые рефлексы, хотя с этой стороны у нас холодное синеватое освещение. Отражение в очках слишком контрастное и холодное для нашего комнатного освещения, скорее подходит для ярко освещенной дневной улицы.
Справа мы видим красноватые рефлексы справа на волосах и холодные синие рефлексы слева, очки отражает приближенные оттенки окружения.

Также не забывайте, что рефлекс не должен быть ярче, чем свет, падающий на фигуру.

Слишком яркие рефлексы сбивают объем и делают изображение неестественным.

Падающие тени.

О падающих тенях тоже частенько забывают или неправильно их рисуют.
Одна из самых грубых и распространенных ошибок, когда берут персонажа, ставят его на фон, и вместо того, чтобы увести падающую тень в перспективу, рисуют ее плоской прямо за персонажем.

Светотень в рисунке


Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре. Это:куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои отличия.

Рассмотрим их по порядку.

Собственная тень

Куб

Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом». При этом напряжение тени в сторону света усиливается, также как и напряжение света в сторону тени. Другими словами тень на теневой грани куба будет самой темной там, где она соприкасается с освещенной гранью. В свою очередь и свет на светлой грани будет светлее у линии разлома. Таким образом получается, что ни самая темная часть тени, ни самая светлая часть света не лежат на самом краю формы. У куба разлом на светотень будет «жестким».

Цилиндр

Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом. Свет и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию. Тень так же, как и на кубе будет более напряжена в сторону света. Такое усиление тени в сторону света – это общая закономерность для любых форм. Свет тоже не лежит на краю формы. И это тоже общая закономерность.

Конус

Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по прямой, мы наблюдаем «мягкий» разлом. Напряжение света и тени и чередование полутонов такое же, как на цилиндре.


Тем не менее, конус выделен как одна из четырех основных фигур и у него есть одно существенное отличие. Чем "уже форма, тем напряженнее и контрастнее становится тень, а там, где форма, становится шире, тень светлеет и как бы расплывается по форме.

Шар

У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света.


Здесь, как и у других форм, усиление тени будет к месту разлома, свет так же будет лежать не на самом краю формы. Полутона расположатся концентрическими кругами от света к линии разлома. Это то, что касается «собственных» теней, т.е. теней на самой форме. А есть еще и «падающие тени». «Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.

Падающая тень


«Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности. У трех из этих форм – куба, цилиндра и конуса – падающая тень строится по одному принципу, а у шара – по другому.

Куб, цилиндр и конус

В первом случае есть точка, где разлом встречается с поверхностью, на которой стоит форма. Это так называемая «мертвая точка». Это то место, где заканчивается собственная тень и начинается падающая. Через эту точку обе тени связаны.


Шар

У шара мы наблюдаем другую картину. Линия разлома проскакивает мимо точки соприкосновения шара с поверхностью, на которой он стоит. И «мертвая точка» отсутствует. Падающая тень ложится вокруг точки соприкосновения шара, как бы обводя ее.

Законы светотени

Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом - как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм - шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.

Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

свет — поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
те́нь — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет - это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно - блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик - самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края.


Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее - нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.

Кроме собственной тени у предмета есть еще одна - падающая. Думаю все понятно - предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета - тем она становится бледнее и размытее.

В общем, независимо от формы предмета, простая она или сложная - закон распределения света и тени всегда одинаков.

Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления - ослабевать.

Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

И еще одна важная деталь - фон. Рисунок, если это конечно не быстрый набросок или самый первый эскиз к будущей картине, не будет жить на бумаге без фона. Очень эффектно смотрится темный фон для светлых предметов, которые благодаря ему выдвигаются на передний план.

От фона в рисунке многое зависит!

В качестве итога можно сказать: чтобы придать объем предмету, можно разбить его на много плоскостей (это можно делать и мысленно, не обязательно на бумаге) , найти самые яркие и темные из них, и тогда уже заканчивать рисунок, заполняя его полутенями и высветляя рефлексы. И конечно же нельзя забывать о тени и о фоне, даже если рисуем набросок. Для примера распределения тонов разной насыщенности наглядный пример из книги. Заметьте, что блики - это белая бумага, которая проглядывает в некоторых местах.

В этом разделе попытаемся дать общие сведения о штрихе и раскрыть суть метода заштриховки.
На первый взгляд кажется несложным повторить то же, что и на рисунке. Но для начинающих это очень непросто, особенно, когда рука не слушается и так и хочется прислонить руку к бумаге и «составить» окружные линии из коротких чёрточек, как это обычно делают многие.

Вот несколько приемов, присущих штриховке:.
Итак, попробуйте быстро провести несколько косых параллельных линий на одинаковом расстоянии. Важно соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями. Лучше держать карандаш (ручку, фломастер и т. д.) легко, а линии проводить не сильно нажимая на бумагу. Во многих учебных изданиях рекомендуют тренировать движения плеча. Для этого надо держать руку не касаясь бумаги.

Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце

По этой теме читайте на сайте:

Рисунок карандашом. Материалы и инструменты. Хранение рисунков Демонстрационный рисунок углем: голова женщины Рисунок углем: лесной островок Этап 5-7

§7 Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).

Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

157. Фронтальное освещение

158. Боковое освещение

159. Контражурное освещение

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

160. Деревья в контражурном освещении

161. Работа учащегося

162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

163. Схема построения теней от свечи

В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

Из книги Мадрид и Толедо автора Грицак Елена

Свет мира В свое время представление о Толедо формировал его образ на полотнах великого испанского живописца Доменико Теотокопули Грека, известного миру под псевдонимом Эль Греко. Старая столица послужила фоном для многих его картин; особенно хороши фантастические

Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

Дневной свет Положение Солнца меняется в зависимости от времени года и суток. Его яркость также меняется, но в незначительной степени, и это представляет интерес скорее для астрофизиков, чем для фотографов. Когда солнце стоит высоко в небе, что бывает в течение шести

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

Искусственный свет Все наши трудности начинаются именно тогда, когда мы отвлекаемся от солнечного света, а характеристики времени года, суток, погодные условия перестают иметь значение. Искусственные источники света бесконечно разнообразны - с отражателями и

Из книги Статьи из газеты «Россия» автора Быков Дмитрий Львович

Лунный свет Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при

Тема урока: СВЕТОТЕНЬ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ

ОБЪЕМА ПРЕДМЕТА

Вид занятия : изображение на плоскости.

Метод: Интегрированный урок.

Цель: Дать понятие «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с градацией света и тени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень.

Обучающая научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением.

Развивающая развивать у учеников навыки и приемы работы графическим материалом. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.

Воспитательная воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: бумага, пастель, карандаш, резинка, натуральная постановка из геометрических тел (цилиндр, шар) с боковым освещением, таблицы, образец педагогического рисунка, работы учащихся прошлых лет.

Литературный ряд : стихотворение Е.А. Баратынского. «Свет».

Глоссарий : светотень, блик, полутень, тень.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

2. Актуализация знаний учащихся.

Старательно мы наблюдаем свет,

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем:

Какой же плод науки долгих лет?

Что, наконец, поймет надменный ум

На высоте всех опытов и дум…

Е. А. Баратынский.

3. Повторение.

Давайте вспомним термины, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.

Штрих - черта, короткая линия.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство.

Выразительные средства графики - линия, штрих, точка, тон.

Рисунок - важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического в изобразительном искусстве.

Набросок - произведение графики, живописи небольших размеров, бегло и быстро исполнено.

Графика - вид изобразительного искусства. Искусство изображения мира не с помощью цвета, а с помощью линий.

Натура - реальные объекты, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

4. Сообщение темы урока.

В современной реалистической живописи и графики освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, и воплотить художественные замыслы.

5. Сообщение теоретических сведений.

Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов. Но мы легко узнаем, т.к. наш глаз (вернее мозг, сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого не достаточно. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно - рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.

Светотень - сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета.

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом - светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света.

Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Рассмотрим градации светотени на рисунке. На наиболее освещенной поверхности располагается свет , а самая яркая точка называется бликом . На поверхности, освященной скользящим светом, располагается полутень , а на самой затемненной поверхности - собственная тень . Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом. Наконец предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень , которая обычно всего бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего - найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

Физминутка.

6. Демонстрация последовательности построения шара.

Практическая работа.

Любой сложный объект (будь то кувшин, ваза, какое-либо здание и даже человек) состоит из более простых форм. Я покажу, как рисовать (строить) простые формы, из которых состоят сложные объекты. Деление сложных объектов на простые формы очень облегчает рисование.

Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела - шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.

1. Начнем с самой простой для построения формы - шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху - тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.

2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части - это будет центр и радиус круга.

3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие - измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.

4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.

5.Соедините полученные точки и круг готов.
6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.

Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени.

7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь - это БЛИК. Блик - это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке.

Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени.

8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь - это СВЕТ . Свет - самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше.

9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.
Собственная тень - это самое темное место на предмете.
А полутень - это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке.

10. Есть еще одно чудо светотени - это РЕФЛЕКС.
Рефлекс - это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара.
Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.

11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя - ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ .
Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен.

А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками) - серыми оттенками.

12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью - мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым - просто чистая белая бумага.
Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА .

13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ .

14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС - отражение плоскости.

15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ . В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая.

16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость.

17.Рисунок завершен, осталось сгладить - обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось.

Закрепление.
А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
И ничего сложного!


7. Итог урока .
. Выставка работ учащихся.
. Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
- Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
- Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
- В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
- Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
- Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой - значит, ночь.
А солнце - значит, день.
Николай Рубцов.