Составление рассказа по картине саврасова грачи прилетели. "Грачи прилетели" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Написание сочинения и его проверка

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.

Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Конспект

открытого занятия

на тему:

«Вот грачи прилетели»

Воспитатель

Лысак Татьяна Андреевна

с. Чулым – 2015г.

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной;

Образовательные задачи:

    Учить устанавливать связь между прилетом птиц и наличием корма в природе; 2. Формировать представления детей о том, что птицы сами устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд) и самостоятельно заботятся о своём потомстве; 3. Продолжать знакомить детей с репродукциями русских художников – А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

Развивающие задачи: Развивать речевую активность детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление. Развивать общую и мелкую моторику; Развивать творческое воображение и художественно - творческие способности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное отношение к птицам и ко всему живому на Земле.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картинки с изображением гнезд, аудиозапись голосов и пения птиц, мяч, книги о птицах, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», бельевые деревянные прищепки на каждого ребёнка по одной, картонные заготовки – квадрат, прямоугольники (1 большой и 5 маленьких) чёрного цвета, верёвочка, заготовки глаз, ваза с большой веткой, ножницы, клей – карандаш, бумажные салфетки.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, птицами во время прогулок; чтение стихов и рассказов о весне, птицах, отгадывание загадок, знакомство детей с народными приметами и поговорками о весне, птицах, изготовление заготовок глаз и др.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие».

Словарная работа: обновление, небесная лазурь (светло – синяя краска), миновала.

Ход занятия

Организационный момент.

(дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)

А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». (Читаю стихотворение)

Уж тает снег, Бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновало.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» - читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад.

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвый деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение А. Плещеева? О каком времени года в нём говорится? (О весне) .

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово небесная лазурь, обновление, что значит миновало?

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение (Радостное, весёлое , хорошее, чего-то нового и т. д.

Воспитатель: О каких приметах весны в нём говорится?

Воспитатель: Какие вы, молодцы, все приметы весны назвали! Включаю запись голосов птиц . Предлагаю послушать голоса птиц.

Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Пение птиц) .

Воспитатель : Голоса каких птиц вы узнали? (Дети перечисляют птиц) . Воспитатель: На какие группы можно разделить услышанные нами голоса птиц? (Зимующие и перелетные) .

Игра «Раздели птиц на группы. » На столе лежат картинки с птицами.

Воспитатель : Помогите мне разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют, почему их так называют).

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Назовите, какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Перелётные птицы возвращаются в наши края, строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают и выводят птенцов, заботятся о своём потомстве).

Воспитатель : Давайте рассмотрим гнёзда птиц, из чего они их строят? (Из веток, травинок, пёрышек, ласточки из глины и т. д.) .

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели ».

Воспитатель: Что Вы видите на картине? (Ответы детей) .

Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Весну).

Воспитатель: По каким моментам Вы догадались, что это весна? (Проталины, лужи, высокое серо - голубое небо с чистыми голубыми просветами, хлопочущие грачи над своими гнёздами, отражение облаков и деревьев в мутной талой воде) .

Воспитатель: Что художник изобразил на переднем плане картины? (Темные березы с гнездами, грачей) .

Воспитатель: Как Вы думаете, чем заняты грачи? (Обустраивают свои гнезда) .

Воспитатель: Что художник изобразил на заднем плане? (Церковь, дома, поля и т. д.) .

Физминутка «Птицы ».

Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.

Десять птичек - стайка. 3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель, Правую руку - в сторону.

Это птичка - свиристель, Левую руку - в сторону.

Это - зяблик, это - стриж, 4 хлопка.

Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.

Птички, птички, по домам! Полетать по залу.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами отдыхали и на наше дерево прилетел грач, но он почему - то один? Давайте, чтобы ему не было скучно, изготовим таких же грачей из картона, клея и прищепок.

Воспитатель: Из каких частей он состоит? (Голова, туловище, хвост, крылья, клюв, глаза) .

Воспитатель: Посмотрите на заготовки бумаги, из каких геометрических фигур Вы будете вырезать голову, туловище?

Воспитатель: Каким способом вырезаем круг из квадрата, овал из прямоугольника? (Срезаем закругляя четыре уголка) .

Воспитатель: На что похожи крылья хвост? (На цветок тюльпана) .

Воспитатель: Из каких геометрических фигур? Каким способом? (Из квадратов – два верхних угла срезаем закругляя, а от нижних углов вырезаем зигзагом) .

Воспитатель: Когда вырежете все заготовки частей тела, их надо между собой склеить, ноги вырезаем так же как и крылья, приклеиваем их к верёвке, а верёвку сложенную пополам приклеиваем к заготовке. После к заготовке приклеиваем прищепку «крокодильчиком вверх » - намазывая клеем боковую часть прищепки.

Воспитатель: Все понятно? Приступаем к работе. (Включаю спокойную музыку) .

Воспитатель: Давайте развесим Ваших грачей на дерево.

Воспитатель : Посмотрите, как много грачей стало на дереве.

Воспитатель: У кого грач самый большой?

Воспитатель: У кого получился грач самым маленьким?

Воспитатель: Найдите и покажите, чей грач самый радостный

Воспитатель: Чей грач грустит? Интересно почему?

Воспитатель: Ребят, вот прилетели грачи, чем же они сейчас займутся? (Будут вить гнезда, откладывать яйца, высиживать птенцов).

Воспитатель: Не зря в народе говорят: «Увидал грача – знай, пришла весна ».

Итог занятия. Ребята скажите, чем вы занимались сегодня на занятии? Что узнали нового? Вам понравилось сегодня заниматься? Молодцы ребята вы сегодня все хорошо занимались, спасибо. Занятие закончено.

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников
№ 197 г. Челябинска»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Подготовила
воспитатель высшей категории
Конькова Елена Геннадьевна
г. Челябинск, 2015 г.

1. Вид занятия: Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
2. Программное содержание: Учить художественному видению пейзажа,
стимулировать желание внимательно ее рассматривать.
Продолжать обучение умению видеть замысел художника, соотносить содержание картины со средствами выразительности, которые он применял. Обогащать речь детей эмоционально – эстетическими терминами.
Воспитывать проявление эмоционального отклика на весенние проявления природы; эстетические чувства и переживания.
3. Подготовительная работа: Экскурсия в школьный сад; наблюдение за весенними изменениями природы; чтение стихов; рассматривание иллюстраций, слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», весна.
4. Ход занятия:
Дети сидят перед мольбертом с закрытой картиной.
Дети, отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(Весна)
А эту:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
А послушайте как поэт Алексей Николаевич Плещеев написал про весну: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
В природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья. У нас в этом году весна никак не может победить зиму. Еще совсем недавно мы были с вами в школьном саду и видели, что природа еще спит, снег укрывает землю.
И вдруг все наполнилось легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Солнышко светит ярче, лучи его стали ласковыми, теплыми, и все вокруг радуется этому. Снег тает, появились проталинки, встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Птички повеселели, слышали как громко и весело чирикали воробьи. А вы почувствовали, какой легкий воздух стал, как запахло весной? Это запах талого снега, нагретой солнцем коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка.
А скажите какие из перелетных птиц первыми возвращаются к нам?Правильно это грачи, про них еще говорят, что они на крыльях приносят весну.
Такую вот картину наблюдал и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он тоже радовался весне, прилету первых весенних птиц – грачей. И он написал про это картину, которую так и назвал – «Грачи прилетели».
Давайте – ка и мы полюбуемся этой картиной, рассмотрим ее внимательно. Можно подойти поближе, чтобы все увидеть.
(дать время для рассматривания картины)
Что же интересного увидел художник? (На березы прилетели грачи). Почему стая прилетела именно к этим березам? (здесь сохранились грачиные гнезда). Что же птицы собираются делать (отремонтировать свои старые гнезда) .Почему вы так подумали (грач внизу подобрал веточку и сейчас понесет ее в гнездо).
Как много грачей и больших грачиных гнезд. Мне кажется, что я даже слышу грачиный гомон, птиц много, все они кричат, вьются, каждый занят своим делом, все суетятся, оглашая окрестность неумолкаемым гомоном.
Скоро в гнездах появятся маленькие птенцы: грачата. Поэт Владимир Мусатов написал об этой поре такое стихотворение: Весною на деревьях построена деревня.
Как ветер начинается, деревья все качаются.
Качаются деревья – качается деревня.
И сотни голосов в тревоге за птенцов
Взлетают над деревней.
Качаются деревья, качается деревня.
Не сдуло бы грачат.
Кричат они, кричат…
Шумит, роняя перья, крикливая деревня.
Вот как интересно назвал поэт птичье поселенье «Крикливая деревня»
А теперь посмотрите, какие деревья выбрали грачи. Расскажите о них. Опишите березу в центре. (старая, корявая, с расщепленным пнем) Посмотрите, а рядом молодые березки. Какие они (стройные, высокие, молодые). Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и потянулись вверх, к солнцу.
А как вы думаете, почему грачи выбрали для своих гнезд это место.
Да, здесь спокойно, это окраина небольшого села. Что мы видим на втором плане картины? (забор, несколько низких деревянных домов и белокаменную старую церковь). А еще дальше поля, с еще лежащим кое - где снегом. А потом бескрайние дали равнин и лесов.
Расскажите о снеге. (потемнел, стал рыхлым, серым, осел).
А есть ли солнышко? Как вы догадались (оно чуть просвечивает сквозь облака; лужица растаяла, от берез лежат тени.)
А что можно сказать о небе? Какое оно? (покрыто голубовато –серыми тучами, но прозрачное, легкое)
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу.
Все чрезвычайно скромно и просто. В картине заключена одновременно печаль и радость, улыбка и раздумье; чем дольше смотришь на картину, тем больше проникаешься любовью к истинно русской природе.
Я сейчас включу музыку, а вы подумайте, а как бы вы назвали эту картину? Звучит «Утро» Э. Грига.
После окончания – Что вы услышали, почувствовали в музыке?
А есть ли это в картине? Да, я тоже услышала радость от пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкую печаль по уходящей зиме.
Так как бы вы назвали картину?