Сочинение на тему «Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души. Образ, характеристика Чичикова из поэмы «Мертвые души»: характер, личность, происхождение, говорящая фамилия, внешность (Гоголь Н. В.)

Чичиков является главным героем в поэме «Мертвые души». С самого детства он слушал своего отца и проявлял всю низость своей души. Он старался любым способом заработать копеечку, которую клал в специальный мешочек. Когда мешочек наполнялся, он зашивал его и начинал заполнять новый. Уже, будучи ребенком, он использовал любые способы для заработка.

Став взрослее, и заняв место чиновника, Чичиков понимает, что эта должность открывает для него новые перспективы. Он совершал одну аферу за другой, а когда его разоблачали, он умело заметал следы и скрывался. Все его начинания проваливались, но он не унывал и принимался за очередное «дело». Это говорит о том, что у человека нет ни совести, ни чести.

О его внешности нельзя сказать ничего существенного. Его внешний вид был каким-то размытым. Гоголь говорит про Чичикова, что он был и не красавцем и не уродом, не старым и не молодым, не толстым и не худым. Зато он был прекрасным психологом, и умело подмечал слабые и сильные стороны человека. Он умел угодить всем и подстраивался под каждого собеседника. Именно поэтому ему все доверяли.

Узнав о финансовом состоянии Чичикова, чиновники и их жены сразу же стали уважать героя и преклоняться перед ним. Они считали, что с таким человеком надо дружить и поддерживать связь. Чичиков же и рад стараться, он добился всеобщего расположения к себе. Он как черт меняет свой облик и входит в доверие. Чичиков - подлый и безнравственный человек, перед которым все пресмыкаются. А в появлении таких людей виновато само общество.

В 1846 году Белинский, известный своей критической проницательностью, заметил, что Чичиков «как приобретатель не меньше, если еще не больше Печорина, - герой нашего времени». Чичиков может приобретать «мертвые души», железнодорожные акции, он может собирать пожертвования для благотворительных учреждений. Безразлично, какого рода деятельностью он занимается.

Бесспорным является одно: Чичиков - бессмертный тип. С ним можно встретиться везде, он принадлежит всем странам и всем временам: он только принимает различные формы, сообразно условиям места и времени. Действие в поэме «Мертвые души» начинается со знакомства читателя с главным героем. Кто он? Ни то ни се, золотая середина: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». С чего начинает свое пребывание в новом городе почтенный коллежский советник Павел Иванович Чичиков? С визитов: к губернатору, вице-губернатору, прокурору, полицеймейстеру, откупщику, начальнику над казенными фабриками и т. д. Ведя себя, как вполне благонамеренный человек, Чичиков «в разговорах с сими властителями… очень искусно умел польстить каждому»: губернатора похвалил за «бархатные дороги» его губернии, полицеймейстеру «сказал что-то очень лестное насчет городских будочников», вице-губернатора и председателя палаты дважды ошибочно назвал «ваше превосходительство».

Губернаторше он сделал комплимент, «весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый», а себя называл «незначащим червем мира сего», сетуя, что много испытал на своем веку, «претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его».

Характерной чертой Чичикова является умение поддержать разговор: «Шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания… Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует». Как видим, маску пошлости и мнимой благопристойности Чичиков научился носить мастерски, истинное же содержание его помыслов и действий скрыто под этой личиной-маской вполне порядочного, благопристойного господина. В первой главе автор лишь косвенно, иносказательно выражает свое отношение к герою и его поступкам. Да и сам герой в рассуждениях о мире толстых и тонких дает некоторый намек на свое истинное видение окружающего мира: «Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда».

Чичиков отнесен автором к миру толстых, которые надежно и крепко сидят на своих местах. Таким образом, подтверждая видимость Чичикова, кем он кажется, автор начинает подготовку изобличения его, «раскрытия» правды о нем. Первый успех (сделка с Маниловым) укрепляет уверенность Чичикова в легкости и безопасности осуществляемой им аферы. Окрыленный этим успехом, герой торопится заключить новые сделки. По дороге к Собакевичу Чичиков встречается с Коробочкой, которая показала Чичикову, что его предприятие требует не только настойчивости, но и тонкости, а главное, осторожности. Урок, однако, не пошел ему впрок. Чичиков спешит к Собакевичу, но встречает Ноздрева и отправляется к нему. Среди свойств Ноздрева едва ли не главным является «страстишка нагадить ближнему своему, иногда вовсе без всякой причины». И Чичиков невольно попадается на эту удочку: в конце концов, он раскрывает истинную цель приобретения «мертвых душ». В этом обнаруживается слабость и легкомыслие героя. Конечно же, впоследствии Чичиков бранил себя за то, что поступил неосторожно, заговорив с Ноздревым о столь деликатном деле. Как видим, упорство и целеустремленность в тех случаях, когда заходят слишком далеко, оборачиваются недостатком.Наконец Чичиков прибывает к Собакевичу, который, будучи изворотливым и настойчивым в преследовании своей выгоды, скорее всего, догадывается, для чего нужны Чичикову «мертвые души». Он безбожно торгуется, да еще выхваляет мертвых крестьян: «А Еремей Сорокоплехин да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин». Предприятие Чичикова завершается сделкой с Плюшкиным, у которого даже деньги выходят из живого оборота, уложенные им «в одном из ящиков, где, верно, им суждено быть погребенными до тех пор, пока… не погребут его самого». Чичиков на высоте: бумаги все подписаны и в глазах обывателей он превращается в «миллионщика». Как известно, «миллионщик» - это волшебное слово, которое открывает все дороги и «действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, - словом, на всех действует».

Однако вскоре триумф Чичикова-«миллионщика» заканчивается ноздревским разоблачением: «А! херсонский помещик, херсонский помещик!.. Что? много наторговал мертвых? Ведь вы не знаете, ваше превосходительство… он торгует мертвыми душами!» В городе начинается переполох и сумятица, так же как и в сознании читателя. Ведь подлинную биографию героя автор приберег для финала поэмы. Чичиков казался порядочным и добродетельным, но под этой личиной крылась иная сущность. Сын полунищего дворянина, он даже лицом не походил ни на отца, ни на мать. «Жизнь при начале, - пишет Гоголь, - взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Неожиданно в один прекрасный день отец решил отдать мальчика в городское училище. При расставании не было слез, но было дано важное и умное отцовское наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай… угождай учителям и начальникам… А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

Это наставление одинокий и нелюдимый Павлуша принял всем сердцем и всю свою жизнь руководствовался только им. В классах училища он быстро постиг дух начальства и осознал, в чем должно состоять его поведение. На уроках Чичиков сидел тише воды, ниже травы и в результате, не имея особых способностей и талантов, при выпуске получил «аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». По окончании училища Павлуша окунулся в реальность бытия: отец умер, оставив ему в наследство лишь «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука» и незначительную сумму денег. Примечательно, что в это же время происходит еще одно событие, раскрывающее истинные качества будущего афериста. Учитель, так любивший смирного ученика Чичикова, был уволен из училища и пропадал без куска хлеба в забытой конурке. Бывшие непокорные и заносчивые ученики собрали для него деньги, и только Павлуша ограничился пятаком, сославшись на свою крайнюю бедность.

Нет, Чичиков не был скуп, но «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды». Ради этого Чичиков готов был голодать и «жарко» заниматься службою. Вскоре он понял, что честный труд не принесет ему желаемого. В поисках новых возможностей для улучшения своего положения он начинает ухаживать за дочкой своего начальника, но получив долго-жданное повышение, напрочь забывает о своем добродете-ле. Взятки, аферы - вот путь, на который вышел Павлуша. Постепенно он добился некоего видимого благополучия, однако на место прежнего начальника был назначен человек военный, строгий, в доверие к которому Чичиков втереться не смог.

Он переезжает в другой город, где по счастливой случайности становится таможенным чиновником и вступает в «коммерческие» отношения с контрабандистами. Через некоторое время этот преступный сговор был раскрыт, а виновные, в том числе и Чичиков, отданы под суд - именно таким способом герой «пострадал на службе». Заботясь о своих потомках («Такой чувствительный предмет!»), Чичиков решается на новую аферу, свидетелями которой мы и становимся в «Мертвых душах».


Страница: [ 1 ]

Говорящая фамилия Чичикова

Фамилия "Чичиков" – говорящая. По одной из версий, она похожа на чириканье воробья и отражает в себе такие качества героя, как ловкость, умение приспосабливаться. А его имя – Павел – соотносится с таким известным образом в христианстве, как образ апостола Павла, который сначала преследовал Христа, а затем сам обратился в христианство.

Это говорит о том, что Гоголь, вероятно, также планировал изменения в душе Чичикова в лучшую сторону, его нравственное возрождение, очищение от тех нечистых, низких дел, которыми он занимался на протяжение первого тома.

Внешность Чичикова

Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души", коллежский советник. Внешность Чичикова уже многое может рассказать о нем, человеке ловком и хитром, который нравится буквально всем: он – полноватый мужчина средних лет, не самый настоящий красавец, но приятный на вид, с приветливым голосом, хорошо пахнет, так как пользуется одеколоном.

Характер, образ, происхождение Чичикова

Происходит Чичиков из семьи бедных дворян, но, несмотря на это, хорошо образован. Характер Чичикова таков: он человек рассудительный, вежливый, но очень хитрый, лживый, лицемерный, который хорошо управляется с цифрами и деньгами, много экономит. Он хладнокровен и целеустремлен, всегда идет к своей цели, используя для этого самые грязные методы. Для него цель всегда оправдывает средства. Но Чичиков умеет скрывать все свои недостатки ради достижения цели, он легко очаровывает окружающих и вводит их в заблуждение своей внешней любезностью и приятностью. Чичиков умен и расчетлив, хорошо разбирается в людской психологии и может найти подход практически к любому. Главная цель его жизни – получить как можно больше денег, и ради этого он готов на все.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Фигура главного героя «Мертвых душ» Чичикова выделяется среди прочих персонажей своей сложностью и многоплановостью. В образе Чичикова предстает незаурядная личность, стремящаяся достичь успеха в жизни любыми доступными средствами. Потерпев фиаско в своих предыдущих авантюрах, персонаж решает реализовать новый хитроумный план скупки умерших крестьян, формально числящихся живыми. Чичиков намерен заложить их как живых и заработать на этом капитал. С этой целью он отправляется в путешествие, навещая различных помещиков.
Можно заметить, что при посещении губернского города NN Чичиков в первую очередь наносит визиты чиновникам, облаченным властью:
«В разговорах с сими властителями...» - общается герой с власть предержащими.
При этом Чичикову удается добиться расположения представителей власти и людей, обладающих немалыми возможностями:
«В немного времени он совершенно успел очаровать их».
Равным образом по ходу всего повествования Чичиков предпочитает общаться с представителями власти, а также людьми, обладающими солидным весом и влиянием в обществе:
«Он наконец присоединился к толстым, где встретил почти все знакомые лица», присоединяется герой к людям, обладающим весом в обществе.
Чичиковым движет «вдохновсннсйшая мысль» о скупке умерших крестьян. Смысл всех дальнейших поступков героя заключается в реализации этого плана:
«Составился в голове нашего героя сей странный сюжет... Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма».
Чичиков весьма основательно вникает в смысл происходящего вокруг, чтобы успешно претворить свой замысел в жизнь:
«Он тоже задумался и думал, но положительные, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли», - трезво размышляет герой над сложившейся ситуацией.
Общаясь с помещиками, Чичиков стремится к тому, чтобы те осознали, что в заключении выгодной сделки есть свой смысл:
«А теперь примите в соображение только то...» - убедительны аргументы персонажа, предъявляемые Коробочке.
Весьма роковую роль в судьбе героя играет вспыхнувшая в нем мимолетная любовь к юной дочери губернатора:
«Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно».
Также Чичиков подчас отдается порыву дружеской любви:
«Здесь Ноздрев и Чичиков поцеловались», - отвечает герой взаимностью на душевный порыв своего собеседника.
Тем самым Чичикову присущи стремления к власти, смыслу и любви. Вместе с тем герой отнюдь не всегда добивается желаемого, вследствие чего ощущает собственное бессилие. Иногда Чичиков совершает неосознанные действия. Подчас он поддается вспышкам злости. Заметим, что схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Среди прочего, Чичиков хорошо сознает, что он бессилен заставить помещиков пойти на сомнительную сделку, а потому старается добиться их расположения, чем-то заинтересовать:
«Ничтожный человек, и больше ничего», - подчеркивает герой ограниченность своих возможностей в беседе с Маниловым.
Несмотря на все усилия, Чичиков оказывается бессилен реализовать свои планы, и он терпит сокрушительное фиаско:
«Без суда, без следствия, бросить в тюрьму, отобрать все от меня: вещи, шкатулка... там деньги, там все имущество... Спасите, благодетель, спасите!» -- беспомощно взывает о спасении арестованный властями авантюрист.
В какие-то моменты Чичиков совершает неосознанные действия. К примеру, герой не сознает., что он делает, когда пускается в тяжбу со своим подельником, помогавшим ему в таможенных махинациях:
«Черт сбил с толку обоих чиновников... Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали», - бездумно разрушили чиновники свою карьеру.
Чичиков не сознает, что он совершает бездумный поступок, посещая самодура Ноздрева:
«Просто дурак я», - ругает себя герой за то, что связался с помещиком.
Подчас Чичикова охватывают приступы злости. Так, он едва не проклинает Коробочку за ее несговорчивость:
«Пойди ты сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха», - бранит герой помещицу: «Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта».
Символично, что нечистый на руку Чичиков в какой-то момент возненавидел сам себя:
«Мать ты моя пресвятая! Какой же я стал гадкий», - сам себе отвратителен персонаж.
Как и персонажей Пушкина, Чичикова отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Чичиков любыми средствами стремится сколотить капитал, используя все свои возможности. Герой обладает поистине грандиозным потенциалом и способен достичь очень многого:
«Решился он жарко заняться службой, все победить и преодолеть. ... Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», отмечается недюжинный потенциал Чичикова.
Стремясь к достижению своей цели, Чичиков нередко манипулирует людьми:
«Здесь он прилгнул, хоть и вскользь», - лжет персонаж Коробочке, чтобы добиться нужного результата.
Персонаж проворачивает незаконные операции, уверяя при этом окружающих, что он всецело подчиняется закону:
«Обязанность для меня дело священное, закон, -- я немею пред законом», - заверяет Чичиков Манилова в своей законопослушности.
Пытаясь донести до помещиков суть своего выгодного предложения, Чичиков стремится, во что бы то ни стало, убедить их заключить сделку:
«После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец подастся», - долго убеждает герой Коробочку.
Между тем многие помещики сомневаются в том, что им стоит принять столь странное предложение гостя:
«Может быть, вы имеете какие-нибудь сомнения?» - замечает Чичиков неуверенность Манилова.
Предавшись чувствам, Чичиков настолько поглощен общением с дамами, что забывает о правилах приличия:
«Чичиков так занялся разговорами с дамами... что он позабыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке».
Впрочем, более всего Чичиков поглощен самим собой:
«В приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано», - озабочен герой собственной внешностью.
Не испытывая искренней любви к людям, Чичиков порой невольно отчуждается от общества:
«Чичиков вдруг сделался чуждым всему, что ни происходило вокруг него», — чуждо персонажу происходящее вокруг.
Заметим, что общество в итоге отчуждается от самого Чичикова, так что тот вынужден спешно оставить город:
«Ну, уж коли пошло на то, - подумал он сам в себе, - так мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорей».
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Начав «ходить в классы», он прилежно, чтобы освоить новые для себя поприща:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай», - учит юного Чичикова отец.
В этом смысле достаточно показательна такая деталь, что, будучи ребенком, Чичиков обучает различным трюкам мышь:
«Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, ... и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу».
Обладая творческими способностями, Чичиков подчас проявляет недюжинную изобретательность:
«Преследований он не испугался и обратил их в тот же час в свою пользу, показав таким образом прямо русскую изобретательность», предприимчив герой.
Происходящее вокруг Чичиков порой воспринимает как игру:
«Казалось, она вся походила на какую-то игрушку», - игрушкой кажется герою юная дочка губернатора.
Чичиков склонен к самовыражению. Нередко герой не сдерживает порыва нахлынувших на него чувств:
«Казалось, он был настроен к сердечным излияниям. ... Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу», - расчувствовался Чичиков во время беседы с Маниловым.
Чичикову не чужды эстетические переживания. Так, он невольно обращает взор на живописный облик дочки губернатора:
«Свеженькую блондинку с тоненькими и стройными чертами лица, ...с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы за образец».
Чичиков хорошо ориентируется в самой непростой ситуации. К примеру, он полагается на свое чутье, избирая тех, кто может оказаться ему полезен:
«Он не обращался наобум ко всякому помещику, но избирал людей более по своему вкусу», - неплохо разбирается герой в людях.
Тем самым Чичикову присущи творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Заметим, что Чичикову знакомо ощущение творческого подъема. Так, персонаж уже в молодости настраивает себя на достижение своих целей:
«Решился он жарко заняться службою, все победить и преодолеть. И точно, самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное», - намерен герой добиться успеха в жизни.
Случайно повстречавшаяся Чичикову прекрасная незнакомка на какое-то время очаровывает его:
«Все это в ней было так мило, что герой наш глядел на нее несколько минут, не обращая... внимания на происходящую кутерьму», - заворожен герой красотой юной девушки.
В моменты вдохновения Чичикова посещают многообещающие идеи:
«Героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову», — вдохновился мыслью персонаж.
Чичиков пытается создать благоприятные условия для реализации своих замыслов:
«Деятельность никак не умирала в голове его; там все хотело что-то строиться и ждало только плана», - весьма креативен персонаж.
Гоголь верит в возможность преображения своего героя:
«Быстро все превращается в человеке... Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство», - способен измениться к лучшему человек, по мнению автора.
Между тем ощущение творческого подъема у Чичикова подчас сменяется состоянием творческого упадка:
Действительно, порой дела у Чичикова идут не так, как ему того бы хотелось, отчего он бывает сильно расстроен:
«Жаловался и плакал герой наш», - раскис персонаж, переживая неудачу.
Чичиков возлагал немало надежд на свою предприимчивость, однако в итоге он оказывался глубоко разочарован:
«Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей», - разочарован персонаж своей судьбой.
Подчас Чичиковым овладевают упадочные настроения. К примеру, проворовавшись на службе, персонаж опустился до низменного положения:
«Вновь из чистоты и приличного положения опустился в грязь и низменную жизнь».
В какой-то момент Чичиков собственными руками разрушает свою карьеру:
«Черт сбил с толку обоих чиновников; чиновники, говоря попусту, перебесились и поссорились ни за что. ... Громада бедствий обрушилась ему на голову», - сломана жизнь персонажа.
Жизнь Чичикова, пускающегося во все новые авантюры, приводит героя к все большей нравственной деградации:
«Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», - способна деградировать человеческая личность.
Таким образом, Чичиков раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажу присущи как состояния творческого подъемаь так и творческого упадка.
Проведенный анализ характера Чичикова показывает, что ему присущ определенный набор склонностей, отличающих персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и героям Пушкина, гоголевскому Чичикову свойственны характерные способы достижения своих целей, сопряженные с чертами характера.
Чичиков стремится добиться расположения влиятельных людей, облаченных властью. Добиваясь своих целей, он нередко манипулирует другими. Тем не менее, персонаж стремится всем показать, что он подчиняется закону. В результате герой оказывается бессилен провернуть задуманную авантюру.
Смысл действий Чичикова заключен в желании сколотить капитал. В какие-то моменты он совершает неосознанные поступки. Герой хочет убедить помещиков заключить с ним сделку, однако практически у каждого из них, так или иначе, возникают сомнения по поводу законности подобной операции.
Любовь в жизни Чичикова занимает не столь значительное место. Пожалуй, персонажу более знакомы вспышки злости. Вместе с тем, поддавшись чувству влюбленности, Чичиков оказывается настолько поглощен своими переживаниями, что на какое-то время отчуждается от происходящего.
Следует также отметить, что Чичиков раскрывается как творческая натура. Персонажу знакомо как ощущение творческого подъема, так и переживание творческого упадка.
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Однако, направив свою энергию на проведение авантюр, персонаж все более деградирует. Между тем автор не исключает возможность преображения персонажа.
Чичиков воспринимает жизнь как игру, в которой он должен выиграть. Герой пытается создать условия для воплощения своих замыслов, однако жизнь всякий раз разрушает его планы.
Чичиков склонен к самовыражению. Порой он вдохновляется многообещающими идеями. Вместе с тем персонажем подчас овладевают и упадочные настроения.
Чичикову не чужды эстетические переживания. На какое-то время его очаровывает прекрасная незнакомка. В то же время героя нередко постигают горькие разочарования.
Чичиков неплохо ориентируется в людях. Он с юности настраивает себя на достижение успеха в жизни. В то же время дела у героя складываются не всегда лучшим образом, отчего он бывает сильно расстроен.

Выводы
Характерологический анализ персонажей «Мертвых душ» позволяет сделать следующие выводы.
1. Как и в произведениях Пушкина, в гоголевских «Мертвых душах» описано семь типов персонажей. Каждому из героев присущ определенный набор стремлений, выступающих в качестве мотивирующего их фактора.
2. Героям «Мертвых душ» и персонажам пушкинских циклов произведений присущи сходные стремления и черты характера.
3. Каждому из шести персонажей «Мертвых душ» присущи по три вида стремлений, отличающих их от прочих героев. При этом гоголевским героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. Тем самым структура потребностей рассмотренных персонажей Гоголя и Пушкина схожа и соответствует известным систематизациям потребностей личности.
4. Главному герою «Мертвых душ» Чичикову присущи творческие стремления, что отличает его от прочих персонажей. При этом по ходу действия герой пребывает как в состоянии творческого подъема, так и в состоянии творческого упадка.
5. Подобно персонажам Пушкина герои Гоголя различаются не только видами стремлений, но и способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника