Сочинение: Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда — к чувствам? Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам? (ЕГЭ по русскому)

Разум и чувства – две составляющие внутреннего мира человека. Именно они влияют на его действия и поступки. Чувства дают нам опыт душевных радостей и страданий, а разум опирается на них и помогает человеку принимать мудрые решения. Поэтому они должны жить в гармонии друг с другом. Но, к сожалению, человек чаще поддается своим чувствам, нежели слышит голос разума. Под их влиянием он совершает поступки, которые могут принести страдания ему и окружающим.

Вспомним известную драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Ее главный герой, Евгений Арбенин, умен, красив. Он обладает незаурядными способностями. Арбенин презирает общество, так как знает, что оно состоит из карьеристов, льстецов и лицемеров.

Подлинное утешение и счастье для героя – это не имеющая границ любовь к жене Нине. Он не мыслит свое существование без нее. Но он живет чувствами. Его давний обидчик, Звездич, попытался скомпрометировать жену Арбенина. И тот, заподозрив любимую в измене, поддался чувству ревности и отравил ее. А затем, осознав, что он совершил, лишился рассудка.

В романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» описывается жизнь главной героини. Она образованна, умна, красива. Общество благоволит к ней. У нее есть муж и сын. Но она отказывается от всего, влюбившись в графа Алексея Кирилловича Вронского. Оставляет мужа, сына и уезжает к любимому. Чувства оказались у нее сильнее разума. Несмотря на то что Анна теперь рядом с любимым, она все равно несчастна, так как постоянно ревнует его, обвиняет, принося страдания не только себе, но и ему. Даже появление дочери не меняет характер героини. Она эгоистично относится и к ней, так как постоянно думает о том, с кем сейчас находится ее любимый. Ослепленная ревностью, героиня бросается под поезд и погибает.

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть друг – Владимир Ленский. Именно он знакомит Онегина с семейством Лариных. Их младшая дочь, Ольга, является его невестой. Однажды Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны под предлогом того, что это будет празднование в кругу семьи. Но оказывается, что Евгений приезжает на светский прием. Он обижается на Ленского и начинает ухаживать за невестой друга. Ленский, не стерпев этого, вызывает Онегина на дуэль. Под влиянием чувств герои даже не пытаются объясниться друг с другом. И происходит трагедия. Онегин убивает Ленского, а потом, раскаявшись в содеянном, уезжает за границу. Но страдает не только он, сожалеет о смерти Ленского и Татьяна, которая любила его как брата.

Таким образом, мы видим, что чувства никогда не должны быть отделены от разума.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Все люди повторяют одни и те же ошибки, ищут одних и тех же наслаждений, верят в будущее, трудятся над собой. Но хоть история и повторяется, одной протоптанной дорожки для всех нет. Приходиться анализировать каждый шаг, думать, когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам.

Я считаю, что литература во многом учит нас мирить разум и чувства. На примерах своих героев она открывает причины и последствия. Мы часто можем увидеть себя на страницах романов, а потом с трепетом наблюдать за тем, что будет дальше.

По теме сочинения также есть примеры из литературы. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» рассказывает историю девушки, которая прислушалась к чувствам, а не к разуму. В ее ситуации это было неправильно.

Она полюбила мужчину, но наплевала на мнение своего отца. Она не смогла все обдумать, не смогла нормально поговорить с отцом, а просто сбежала. На что она себя обрекла? Как можно было так глупо потерять родного человека? Она лишилась отцовского благословения. Эта ситуация показывает, что когда речь идет о семье, то нужно думать и не делать легкомысленных поступков, которые принесут боль в семью.

Другой пример связан с Чичиковым из поэмы Гоголя «Мертвые души». С ранних лет он слушал отца, который верил в чрезмерную бережливость. Поэтому главный герой вырос корыстным. Он все делал по разуму, закрывая чувства далеко внутри себя. Такая жизнь привела его к мошенничеству, а дальше и к всеобщему позору.

Итак, когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам? Одного ответа нет. Но я убеждена, что мы должны на все 100% использовать и разум, и чувства. Эти сокровища даны нам не просто так. Если мы будем мудрыми и отзывчивыми, то наша жизнь будет полна счастья.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора : поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

  • Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
  • Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
  • Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
  • Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
  • Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
  • Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

Почему "или, или"? Если есть два инструмента, и оба годные, зачем отбрасывать один из них? Игнорируешь чувства - останешься с человеком, от которого сердце не бьётся чаще. Игнорируешь разум, будет "любовь зла, полюбишь и козла". Не забывай ни то, ни это, используй, чувствуй, анализируй, размышляй, слушай тело. Будь осторожна, и очень ответственная при выборе партнёра. Это важно.

Ум - находится в гуне(модус, режим еств и функционирования) страсти, это механизм(включающий интеллект у человека-весьма развитый), а также ложное эго(набор концепция "я" и "мое" - самоотождествлений обуславливающих действующего в выборе поведения) можно сказать роль костюм и грим - как минимум, привычные, формировавшиеся почти с рождения, непроходимые без разума - способности различать и осознанно делать выбор даже если он идетт в разрез с устремлениями ума и чувств, ради достижения высокой цели, а не просто из боязни "бОльного ароматного сыра мышеловочного", что еще контролирует ум-механически правильно посчитав сумму-баланс ожидаемого удовлетворения и комфорта, достижением которых и занят ум, координирующий чувства воспринимаемые при соприкосновении органов чувств с обьектами восприятия.

Разум не механизм, им наделен только человек, получивший право выбора пути своего дальнейшего развития, и потому нуждающийся в целеустремляющем совете, выходящем за рамки машинальной оценки приходящей из ума, разум находится в гуне благости, в качестве своей основы - активирует память, позволяет выйти за рамки потребностей материального(атомарного) тела (еда, сон, оборона, "размножение" - общие для человека и животных - сервисные функции), заинтересовавшись абсолютной истиной - проявлением Контролирующего, Источника всего, не исходящего из какого-то другого источника, Причиной всех причин - всемогущего Господа, подобного роднику молекул воды-отделенных индивидуальных душь, ограниченных, но качественно тождественных Ему.

Побуждения ума, берущие свое начало в гуне страсти- начинаются как нектар, заканчиваются как яд. например малый ребенок - олицетворенный ум, т.к. разум его еще не сформирован(нет памяти в часности), он хочет забрать как игрушку красивый на вид огонь - и обжигается, он жует ароматный ластик, т.к. цвет и запах вызываютрекомендацию ума - сьешь вкусняшку скорее.

получив опыт он укрепляет разум, однако в отличие от животных способен осознать и принять в выборе действий поведение приближающее к дальней цели, отказавшись от следования рекомендациям ума, не только на основе негативного чувственного опыта(обжегся - боюсь есть и у собаки, поверил хозяину и перестал есть чужое сомнительное мясо - собаке не по силам, она максимум напряжется из страха или ради поощрения печенькой)

Голос разума, берущий начало в гуне благости, для решившего следовать по такому пути, вначале подобен яду, в итоге подобен нектару. Пример - сделанное заранее ДЗ, ранний подьем, сказать правду(если только сделав это легко ты не убьешь таким поступком невинного человека), хранить верность мужу, экономить исключив ненужное

вариант сопровождения двух зайцев редкодоступен и непредсказуем зачастую

Ответить

Это вариант для продвинутых пользователей. Вопрос задан на средне-бытовом уровне эпохи Кали-Юги. Тут желательно хотя бы пытаться находить какой-то баланс между животными побуждениями, и тем, что подсказывает разум (уж какой есть).

Ну и про то, что разум - не механизм - можно спорить.

Ответить

Вы правы, я ошибся, отнеся к механичности животное стремление к удовлетворению чувств, а развитый разум к чему-то по настоящему(более чем ум) живому, в то время как и ум и разум - порождаются ложным эго в разных гунах природы, ложное эго - иллюзия сбитого с толку живого существа, словно во сне, не осознающего своё изначальное положение в духовном мире(вышестоящим, как законы физики, над законами статистики, и включающем в себя как часть - ограниченное материальное творение), в гуне благости порождает ум("вот нашел бы я тихое место, с дровами и картошкой, и поддерживал бы себя в порядке, много-ли надо для продолжения жизни..."). В гуне страсти, наделяющей живое существо алчностью, и активирующее(мобилизующее), тоже самое ложное эго, порождает разум, способный строить планы достижения успеха, и контролировать механичность устремлений ума

это ставит ум и разум н один уровень материальной деятельности

балланс - поддаться соблазну или по опредеенным соображениям воздержатся от неосторожных действий, кажется мне недостижимым или шатким(неустойчивым) состоянием

по настоящему живая - только душа, изошедшая из Бога и качественно неотличная от Него, состоящего не из материальных элементов,а из вечности, знания и блаженства, и обладающая всеми Его качествами хотя и в ограниченной - малой степени

Ответить

Прокомментировать

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.