Штриховка предметов по тону. Основы рисования: техника рисования карандашом

Как научиться красиво штриховать? Главным образом - при помощи регулярных и упорных тренировок. Но есть и некоторые приемы, которые очень пригодятся для достижения хорошего результата.

С чего начать?

Для начала заточите как следует карандаши, чтобы штрих был ровным и четким. . Лучше всего для тренировки подойдут карандаши средней мягкости (B или B2).

Карандаш нужно держать правильно, а именно - свободно класть его на ладонь, прижимая большим пальцем, а остальными лишь слегка придерживая его. При это держать карандаш нужно ближе к нижнему кончику. Поначалу это довольно трудно, но при освоении такое положение инструмента дает большое преимущество, существенно улучшая технику.

Учимся штриховать

Набирайте тон в тенях перекрестными штрихами, вместо излишнего давления на карандаш или сплошного «закрашивания» пространства, а также избегайте растирания штрихов пальцем - даже случайно, если не хотите произвести впечатление запачканной работы.

Штрих накладывается в соответствии с формой предмета, чтобы подчеркнуть ее. Не стоит штриховать круглое яблоко прямыми линиями, а стол под ним - вертикальными, иначе вы получите плоское яблоко, нанизанное на непонятную щетину. Для передачи формы можно использовать горизонтальный, вертикальный, наклонный штрих.

Наносите больше штрихов на переднем плане, выделяя его, а задний оставляйте как бы тающим в дымке.

Главное - не нужно штриховать медленно, задумчиво выводя каждую черточку, или тихонько вести карандаш дрожащей рукой.

Не бойтесь выйти за пределы контуров. Наносите штрихи быстро и уверенно, не задумываясь над каждым своим движением, и с каждым разом у вас будет получаться лучше и лучше!

Помните, что умение штриховать приходит с опытом. Поэтому учитесь, старайтесь делать красивую штриховку и набирайтесь опыта!

Для того чтобы научиться рисовать объемные фигуры, очень важно освоить технику, которая позволит добиться максимально реалистичных изображений. Штриховка карандашом дает возможность создавать не только простенькие картинки, но и передавать сложные образы.

Возможности техники

Штриховка карандашом позволяет верно изобразить необходимый тон. Выполняют такие рисунки линиями различной частоты, что позволяет изображать тона различной насыщенности. Для углубления тона применяют перекрестную штриховку.

Если внимательно посмотреть на рисунок, выполненный в этой технике, то даже в самом темном тоне можно обнаружить все виды штриховки: вертикальную, горизонтальную и косую. С помощью карандашной штриховки можно не просто передать тон рисунка, но даже показать поверхность объектов, изображенных на нем.

Кроме обычной прямой штриховки в рисовании часто применяют рельефную штриховку. Такой вид наполнения рисунка необходим для придания отдельным объектам рельефа (как и следует из названия). Например, дугообразными линиями часто оформляют такие элементы, как губы человека.

Новичку будет полезно держать на рабочем столе так называемую палитру штриха, на которой изображены различные виды и тона штриховок. С помощью такой таблицы будет легче понять, какую штриховку стоит применять в каждом конкретном случае. Идеально, если эта палитра будет создана самим рисовальщиком, ведь кроме всего прочего, это еще и отличная тренировка навыков.

Обучение маленького ребенка

Обучение рисованию детей можно начинать с самого раннего возраста. Когда ребенок еще только учится водить карандашом по бумаге, его уже можно начать приучать делать это правильно, накладывать первые штришки, закрашивая какую-нибудь кошечку или домик. При этом малышу нет необходимости знать все техники рисования вообще и штриховки в частности. Максимум, чему можно научить его - это раскрасить домик, используя различную насыщенность тона. Как раз для таких небольших рисунков, как дом или машина, идеально подходит штриховка карандашом. Для детей не столь важно, чтобы было идеально изображена текстура дома, главное - что это очень похоже на настоящий дом, и малыш сделал это сам.

Рисование дошколятам

Все дети любят рисовать. Чаще всего творения дошкольников еще сложно назвать рисунками, скорее, это просто набор значков, отдельных предметов, подвешенные «в воздух» схематические животные. Если же рисованием с ребенком начали заниматься с раннего детства, то к 5-7 годам им уже должна быть освоена начальная штриховка карандашом. Для дошкольников это достаточно интересный способ рисования, ведь особых навыков он не требует. Однако к этому возрасту ребенку уже вполне по силам изобразить геометрические фигуры, обозначив свет и тень.

Кроме навыков рисования, штриховка карандашом для дошкольников помогает еще и развитию мелкой моторики, способствует обучению усидчивости и даже прививанию хорошего почерка.

Сложные рисунки

Штриховка карандашом рождена от литографии и штрихового офорта. Великие художники нормандской школы увлекались подобной техникой рисования. С появлением в нашей жизни карандаша этот вид искусства получил новое развитие. Множество великолепных рисунков создано в данной технике. При умелом использовании штриха можно создать изображение, обладающее объемом и передающее пространство. Разная толщина линий позволяет реалистично передать глубину пространства.

Грамотный рисовальщик способен изобразить невероятно сложные картины, глядя на которые просто невозможно поверить, что это штриховка простым карандашом. Зачастую создаются такие картины, которые больше похожи на фотографии, с множеством тонов, переходов и мельчайших выразительных деталей.

Чтобы достичь успеха в рисовании, нужно обязательно постоянно упражняться. Штриховка карандашом не самый сложный метод рисования, ему можно обучиться даже самостоятельно, изучая работы мастеров и повторяя упражнения. Анализируя и выявляя свои ошибки, можно добиться успеха в рисовании карандашом. В истории уже были случаи, когда человек становился популярным художником, хотя рисовать начинал уже в преклонном возрасте.

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно
  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:


Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

Покажите виды штриховок карандашом на листе бумаги формата А4.

2. Крестовая

3. Контурная

4. Точечная

5. Случайная (зигзагообразная)

Примеры некачественной штриховки:

Пример: Рисунок выполнен с различными видами штриховки.

Вид контроля: Демонстрация штриховок.

Рисование куба в перспективе со светотенями

Нарисуйте куб в перспективе карандашом на листе бумаги формата А4.

Последовательность рисования куба:

  • · Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.
  • · Второй этап. Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • · Третий этап. Завершение работы -- выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость -- свет, верхняя плоскость -- полутон, правая плоскость -- собственная тень с рефлексом, справа -- подающая тень от куба.

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть », чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла ) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм », чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть » ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру ), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах. Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат ) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб ). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.

Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет » куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего -- весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама -- известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб» . В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Вид контроля: Демонстрация рисунка куба.

(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Штриховка карандашом

Большинство новичков в рисовании частенько сталкиваются с проблемой неверной штриховки карандашом . Данной проблеме в книгах практически не уделено должного внимания, и очень зря, ведь это базовый момент в рисовании. В чем же секрет штриховки и как она правильно делается? Давайте разберемся в данном вопросе.

В чем заключается важность штриховки?

Штриховка нужна для придания нарисованным предметам:

  • оптимальной формы;
  • обозначения падения света;
  • придания необходимых текстур.

10 принципов правильной штриховки:

В целом ничего сверхъестественного в штриховке карандашом нет. Главное – оттачивать свои навыки в этом компоненте и руководствоваться основными правилами техники штрихования:

  • Держите карандаш не только как ручку (грифель к бумаге под углом 90°), но и в положении кисти, придерживая его за окончание. Положение грифеля – практически параллельно листу. В данном положении карандаш становится будто продолжением руки, и у вас будут хорошо получаться работа с ровными размашистыми линиями.
  • Линии нужно наносить по аналогии с формой, плоскостью составляющих рисунка. То есть подчеркивать округлые формы нужно плавными контурными линиями, горизонтальную плоскость можно получить посредством горизонтальных линий, вертикальную – вертикальных линий и так далее.

  • Чтобы линии получались максимально прямыми, для начала в воздухе сделайте парочку «холостых» линий. Сохраните в голове точное движение кисти и постарайтесь воспроизвести его на бумаге. Штрихи необязательно должны быть идеально ровными.
  • Тон рисунка регулируется посредством следующих моментов:
  • интенсивность нажима на карандаш;
  • число перекрестных линий;
  • твердость грифеля.

При этом штриховку нужно выполнять так, чтобы даже в самых затемненных местах между линиями оставалась заметной бумага – это придаст рисунку аккуратность.

  • Тени делаются посредством перекрестного штриха или растушевки. Не нужно применять эти приемы вместе, так как растушевка будет иметь вид смазанных пятен.
  • Штриховать нужно обязательно в направлении от тени к свету. На большей части рисунков присутствуют объекты с плохой или хорошей освещенностью. В связи с этим нужно проводить плавные переходы от света к тени. Одна из основных методик, которой пользуются многие художники – постепенное нанесение все большего количества пигментов на поверхности, находящиеся в тени, и меньше – на освещенные. Плавно передвигайтесь с затемненных к более освещенным поверхностям, понемногу удлиняя и осветляя свои линии. Запомните основное правило – штриховка всегда должна начинаться с затемненных поверхностей объекта.
  • При работе с перекрестной штриховкой, старайтесь сделать угол наклона как можно меньше. Ровно в линию штриховку также делать не следует, так как она будет выглядеть немного «волосатой», поэтому наклон в любом случае должен присутствовать, но минимальный. Каждый излом должен штриховаться в отдельном направлении.

  • Для придания рисунку перспективности, объемности, воздушности, нужно хорошенько прорисовывать контрастные светотени переднего плана. На заднем плане штриховку следует выполнять таким образом, чтобы переходы тона имели смягченный вид.
  • Если вы опасаетесь смазать рисунок случайным прикосновением руки, воспользуйтесь таким оснащением, как муштабель. Основное предназначение данного прибора – удерживание кисти на безопасном расстоянии от бумаги.

При правильном соблюдении основных принципов штриховки у начинающих художников будет возможность рисовать любые 3-D объекты.