Самодельные развивающие. Выбираем развивающие и нужные игрушки для детей до года

Еще несколько лет назад игрушки для детей до года были представлены однотипными погремушками, пластиковыми мячиками и резиновыми уточками для ванны. Сегодня ассортимент изделий радует своим разнообразием, что позволяет заняться развитием малыша сразу в нескольких направлениях. С другой стороны, такое обилие предложений может сбить с толку любого родителя.

Что действительно нужно ребенку, а какая инновация является просто маркетинговым ходом? Так ли важны в столь раннем возрасте музыкальные изделия? Не рано ли приобретать для грудничка развивающие игрушки? Чтобы получить ответы на все перечисленные вопросы, нужно ознакомиться с предложениями и понять, какую пользу они могут принести грудничку.

Требования к материалу и безопасности изделий

Родители обычно доверяют сопроводительной информации на изделиях, которыми завалены детские магазины. Если машинки или пирамидки промаркированы «0+», они спокойно приобретают их для своих малышей. В некоторых случаях это заканчивается плачевно. Детки сгрызают с поверхности изделий токсичную краску или проглатывают мелкие детали. При выборе игрушек для младенцев не стоит никому доверять, лучше придерживаться следующих рекомендаций:

  • Пластик не должен издавать резкого и выраженного запаха. Все пластиковые игрушки после приобретения нужно в обязательном порядке промыть в мыльной воде и тщательно сполоснуть. Если и после таких манипуляций специфический запах предмета сохранился, есть риск того, что при производстве был использован токсический продукт, от его использования лучше отказаться.
  • Вставки и детали из резины не должны осыпаться, протираться, крошиться. Резиновые мячики нужны деткам уже с первых месяцев жизни, но лучше, если они будут цельными, тогда кроха их точно не прокусит и не порвет.
  • Изделия с царапинами и сколами отметаются сразу, какие бы цели не преследовала игрушка. Присутствие любых дефектов указывает на низкое качество продукции, т.е. потенциальный риск для малышей.
  • Тканевые элементы или предметы просматриваем до каждого шва. Нельзя, чтобы материал крошился, из него торчали нитки. Даже такие мелкие недочеты могут привести к тому, что кроха подавится ворсом или порежется волокнами.
  • Детские игрушки с наполнителями лучше в первый год вообще не использовать. Если же такая вещь все же заинтересовала родителей или малыша, нужно убедиться, что карапуз не сможет добраться до наполнителя и напихать его себе в рот.
  • Иногда достаточно немного потереть понравившуюся игрушку, чтобы оценить ее качество. Поверхность как минимум не должна окрашивать руки, не линять и не оставлять на коже ощущение жирности.
  • В обязательном порядке проверяем, на какие игрушки имеются сертификаты и документальное подтверждение состава материала. Особенно тщательно проверяем машинки, конструкторы, модули и другие предметы, состоящие из множества деталей.

Выбирая игрушки для совсем маленьких детей, стоит отдавать предпочтение изделиям из безопасного пищевого пластика. В этом случае малыш сможет тянуть их в рот без риска для своего здоровья. Резиновые и тканевые элементы тоже должны в обязательном порядке присутствовать в ассортименте предметов, доступных ребенку в возрасте до года (чтобы он мог знакомиться с новыми текстурами), но контакт с ними грудничка лучше все же дополнительно контролировать.

Обязательные игрушки для новорожденных в возрасте до 3 месяцев

Самым приятным и полезным развлечением детей первых трех месяцев жизни является созерцание материнского и отцовского лиц, прямое общение с родителями. А обычные бытовые предметы, такие, как салфетки, мочалки, полотенца стимулируют развитие сенсорного восприятия у малышей. Но, несмотря на то, что данные изделия неплохо стимулируют развитие новорожденного, дополнительные игрушки все же нужны. Лучше всего порадовать ребенка следующими приспособлениями:

  • Мобиль . Приспособление с различными фигурками, которое подвешивают над кроваткой. Сегодня все чаще можно встретить музыкальные варианты приспособлений. Здесь главное не ошибиться с музыкой. Она не должна быть слишком резкой и громкой. Хорошо, если фигурки будут изображать что-то существующее, например, рыбок или цветы. Приветствуются съемные блоки, которые можно менять.


  • Подвески на коляску или кроватку. Одно из главных развлечений маленьких детей. Сначала они их просто рассматривают, потом начинают тянуться, засовывать в рот, пытаться разломать или еще как-то изучить. Здесь нужно отдавать предпочтение моделям с элементами различных текстур, форм и функций.


Совет: Не стоит пытаться сэкономить на различных гирляндах, перевешивая одно и то же изделие с кроватки на коляску и обратно. У грудничка в этом плане должно быть разнообразие. Хорошо, если изделия будут отличаться цветом, формой, даже музыкальным сопровождением.

  • Мячи. Не стоит ограничиваться классическими резиновыми или надувными мячиками, на которые детки могут только смотреть, лучше отдавать предпочтение функциональным изделиям. Стоит приобрести небольшие плотные ровные или шершавые шарики, с помощью которых можно массировать ладошки, ручки и ножки ребенка. Детки очень любят мячики с разными наполнителями, которые издают необычные звуки, когда перекатываются.


  • Погремушки. Их нужно минимум 3-4 штуки. В целом, это первые развивающие игрушки для детей до года. Они позволяют крохе активизировать зрение, слух, тактильные ощущения, подключать к работе мелкую моторику ручек.


  • Неваляшка. Несмотря на то, что к трем месяцам у деток еще не появляется интерес к ролевым играм, за неваляшками они все наблюдают с огромным интересом. Для совсем крошечных малышей лучше выбирать изделия, которые не издают слишком громких звуков.


Все перечисленные игрушки должны быть сконструированы так, чтобы не было ни малейшего шанса на отделение небольшой детали. Нужно, чтобы в маленьких ручках они оставались единым, монолитным изделием, иначе кроха может проглотить элемент.

Полезные игрушки для деток от 3 месяцев до полугода

В этот период нужно уделять повышенное внимание тому, какие игрушки приобретаются для ребенка. Сейчас ему нужны именно развивающие предметы, стимулирующие развитие органов чувств и мелкой моторики. При этом не отказываемся от всего того, к чему малыш уже привык. Если на пару дней убрать поднадоевший модуль, то кроха успеет соскучиться и будет радоваться ему как новому.

  • Матрешка. Для совсем маленького ребенка лучше всего приобрести традиционный деревянный вариант, выполненный в светлых жизнерадостных красках. Самые маленькие фигурки лучше убрать, оставив 3-4 крупные.


  • Уникальное и очень полезное изобретение, которое позволяет одновременно развлекать и развивать малышей. Они могут быть простыми и усложненными, со звуковыми участками или «сюрпризами». При желании подходящее изделие можно смастерить даже своими руками, нужно только запастись разными по фактуре материалами и наполнителями.


  • Самое время приобрести изделия, которые смогут разнообразить досуг малыша, пока он принимает ванну. Современный ассортимент предложений очень широк. Это могут быть резиновые, пластиковые, поролоновые предметы. Хорошо, если они будут выполнять какую-то дополнительную функцию, например, пускать под водой пузыри.


  • Машинки. Даже если сначала кроха будет лишь с упоением наблюдать, как мама катает новую игрушку, через какое-то время он заинтересуется ее конструкцией. Какое-то время младенец будет лишь крутить колеса машинки, но затем обязательно последуют более смелые эксперименты. Для начала рекомендуется обойтись крупными изделиями, состоящими из минимального количества деталей, но постепенно придется расширять «автопарк».


  • Кубики . Изначально это должны быть облегченные конструкции с закругленными краями ярких, но не кислотных расцветок. Помимо этого, крохам нужны кубики-мякиши, прекрасно стимулирующие тактильное восприятие.


  • Фигурки . Не детальные, но понятные изображения животных, цветов, человечков позволят малышам научиться отличать их друг от друга по самым очевидным признакам. Занятия с такими изделиями рекомендуется подкреплять использованием картинок, чтобы малыш понимал, что один и тот же предмет может выглядеть по-разному.


Уже в этом возрасте ребенку нужно не только предоставить игрушки, но и заниматься с ним лично. Учитывая тот факт, что теперь малыш способен реагировать не только на визуальные раздражители, стоит подключать все возможности имеющихся изделий (машинки катаются, матрешки разбираются, кубики ставятся друг на друга и многое другое).

Оптимальный набор предметов на период с 6 до 9 месяцев

Принципы выбора игрушек остаются прежними, но теперь можно обращать внимание на более сложные аналоги привычных вариантов.

  • Кубики. Более тяжелые, например, из дерева, которые уверенно стоят друг на друге, стимулируют развитие у ребенка не только мелкой моторики, но и мышечной силы.


  • Вкладыши и детские сортеры. Они приходят на смену неуклюжим матрешкам. Благодаря данным изделиям маленьких деток можно научить правильно оценивать размеры предметов, складывать их друг в друга, стоить башенки. Уже к 7-8 месяцам дети начинают испытывать тягу к созданию чего-то нового. Если обеспечить их соответствующими материалами, в будущем не придется переживать за их координацию, память, логику и интеллектуальное развитие.


  • Конструктор. Самый простой, состоящий только из блоков или простых геометрических фигур, стимулирует все органы чувств малыша. Вполне возможно, что сначала кроха будет использовать детали набора только чтобы постучать ими друг о друга. Не нужно стремиться сразу же его всему научить, все придет в свое время.


  • Куклы и пупсы. Они не должны быть маленькими, лучше брать самые простые образцы, по которым деткам можно показывать, какие у человека есть части тела и лица. По мнению специалистов, это одна из обязательных игрушек для деток обоих полов.


А вот от таких разрекламированных интерактивных игрушек со всеми их кнопочками и рычажками лучше отказаться. Не стоит с раннего детства прививать своему чаду любовь к различным гаджетам. Развитие мелкой моторики с помощью юлы, мешочков с крупами и веревок отличается не меньшей эффективностью и не приносит никакого вреда.

Изделия для грудничков 9-12 месяцев

Игрушки становятся все более сложными, игры разнообразными. У ребенка к этому времени должно сформироваться немало навыков, которые нужно дальше развивать и закреплять.

  • Машинки. Теперь это более детальные изделия, которые не только катаются с помощью рук, но и издают при этом особые звуки, могут передвигаться с помощью пульта или ездить самостоятельно, если их каким-то образом разогнать.


  • Пирамидка. Основа, на которую нанизываются кольца, прекрасно развлечет кроху, научит его группировать элементы по размеру, цвету и форме.


  • Мозаика. Для маленького ребенка идеально подойдет напольный вариант. Лучше обращать внимание на наборы, в составе которых значится не так много деталей, но с их помощью можно составлять не одну фигуру, а несколько.


Это только самые необходимые изделия, которые, несмотря на свою простоту, увлекут малыша и поспособствуют его развитию. Но и их будет достаточно для первого года. Не стоит заваливать детей однотипными или бесполезными игрушками, они будут только отвлекать их от того, что действительно важно.

Игрушки – неотъемлемая часть детского мира с первого месяца жизни. С первых дней новорожденных им дарят погремушки, мягкие игрушки. Да и сами родители часто не могут удержаться от покупки забавной игрушки. Но никогда не нарушайте главного правила: все игрушки должны быть абсолютно безопасны для грудничков. Для детей любого возраста нужны игрушки из нетоксичных материалов, приятных цветов, неопасных округлых гармоничных форм, эстетичные, издающие не раздражающие и не пугающие ребенка звуки.

От 4 до 6 месяцев

К 4 месяцам младенец начинает исследовать игрушки. Запаситесь игрушками разных форм, фактур, цветов, звучаний. Ребенку уже несложно дотянуться пальчиком до яркой кнопки, постепенно он учится нажимать на нее. Исследуются мордашки игрушечных животных. Пригодятся колокольчики и бубенчики, которые можно привязать на ножку. Дети к 5 месяцам с удовольствием ими играются. В этот период у деток проявляются первые предпочтения. Они уже выбирают понравившуюся игрушку из нескольких.

К 6 месяцам ребенку пригодятся резиновые игрушки для купания, игровые коврики разных фактур и цветов, погремушки разного веса, формы, с разными звуковыми эффектами, мячики разных размеров.

От 6 до 12 месяцев

К 7-8 месяцам малыш начинает активно интересоваться всем новым. В этот период формируется интеллектуальная познавательная база ребенка. Родители должны учитывать потребности младенца, выбирая, какие игрушки лучше предложить малышу, какого размера, фактуры. По-прежнему помните о главном условии безопасности любой игрушки. Не должно быть мелких легко отламывающихся деталей, разгрызаемого материала, токсичных красителей, резких раздражающих звуков.

С этого возраста ребенок начинает осваивать игрушки, которые можно вкладывать друг в друга и доставать. Пригодятся яркие коробочки с крышками. К 11 месяцам малыш научится справляться с пирамидкой, будет учиться играть с кубиками.

Погремушки будут уступать место музыкальным игрушкам. Особенно привлекательны кнопки, какие можно нажимать для того, чтобы зазвучала музыка или загорелась яркая лампочка.

К 11 месяцам ребенок осваивает ролевые игры, узнает, какие действия можно выполнять с игрушкой. Он учится пожалеть игрушку, покачать куклу, повозить машинку, покормить мишку, бросать мячик. Мячи по-прежнему незаменимы: они помогают учиться ползать и ходить, развивают моторику, учат ребенка играться с игрушкой.

С 11-12 месяцев знакомьте малыша с пазлами. Необходимость брать и класть мелкие детали развивает мелкую моторику, а сам процесс собирания картинки формирует усидчивость, развивает воображение и логику. Однако помните, что без взрослых ребенок пока не готов играть с пазлами, детали будут порваны и погрызаны. И это естественно и нормально.

Учимся играть

Многие родители считают, что младенцу достаточно просто дать новую игрушку. Это большое заблуждение. С первых месяцев каждую новую игрушку малышу надо преподносить. Нужны своеобразные традиции знакомства с новой игрушкой.

  1. Сначала спокойно и доброжелательно покажите игрушку, дайте возможность рассмотреть, привыкнуть к ней.
  2. Подвигайте погремушкой, познакомьте с новым звуком. Сделайте это деликатно, чтобы ребенок не испугался резкого звука.
  3. С 3 месяцев учите тянуться к игрушке, толкать ее, заставить двигаться.
  4. Не ленитесь снова и снова подавать брошенные игрушки. Если совсем надоест, привяжите за ленточку погремушку к кроватке и научите малыша вытягивать игрушку самостоятельно.
  5. С 6-7 месяцев вместе исследуйте игрушки: ищите и нажимайте кнопки, рассматривайте и называйте детали (носик, ушко, ротик, глазки, колесико и т.п.).
  6. С 10-11 месяцев учите снимать и нанизывать детали пирамидки, комментируя размер и даже цвет.
  7. Показывайте, какие башни и паровозики можно строить из кубиков, группируйте по цветам.
  8. Учите играть с мягкими игрушками-зверушками или куклами: начать, кормить, гладить, причесывать.
  9. Покажите, как можно складывать кубики и мячики в машинку, возить их.
  10. Научите бить по мячу, бросать его, катать по полу.

Подбирая игрушки ребенку по месяцам, родители обеспечивают ему правильное развитие, соответствующее его возрасту и способностям. Только так можно воспитать гармоничную личность, которая не боится трудностей.

Только в начале своей жизни маленький человечек способен так стремительно расти и развиваться. В этот, свой самый главный, первый год малышу предстоит овладеть огромным количеством навыков. И это не только умение сидеть, ползать или ходить. Важно заложить основы будущих психических процессов – научиться концентрироваться на образе, звуке, тактильных ощущениях, согласовывать действия и восприятие, анализировать свойства предметов. Главным средством познания мира, которое сможет в полной мере задействовать все органы чувств, является игрушка.

Игрушка как «пища» для развития

Зачем младенцу покупать игрушки? «Чтобы отвлечь от плача!» - первое, что ответит большинство родителей. На самом деле, детям первого года они нужны не столько для развлечения, сколько для развития. Их основные функции:

  1. привлечь внимание;
  2. фокусировать взгляд;
  3. заставить прислушаться;
  4. подтолкнуть к двигательной активности (например, дотянуться до заинтересовавшего предмета);
  5. развитие и совершенствование хватательного рефлекса;
  6. стимуляция мелкой моторики и тактильных чувств.

Большое количество игрушек лишь рассеивает внимание. Следите, чтобы крошку окружало всего 2-3 предмета, которые необходимо менять каждые несколько дней.


О качестве и безопасности

Это только к 2-3 годам малышу можно объяснить, что предметы нельзя брать в рот. А сейчас, когда малыш наиболее восприимчив к аллергенам, к этой категории покупок нужно отнестись не менее серьезно, чем вы выбираете подгузники или питание.

Отдайте предпочтение товарам, изготовленным из натуральных материалов, например, дерева. Пластиковые и резиновые образцы должны быть сертифицированы.

Приобретайте игрушки округлых форм, они должны быть не только безопасны, но и иметь эстетичный вид. Само собой, ничего – что могло бы оторваться и попасть в рот.

Проверяйте на звучание все погремушки и музыкальные изделия. Раздражающий, слишком громкий звук не понравится крохе, а может и вовсе напугать малютку до года.

И цвета. Избегайте кислотных оттенков. Спокойные пастельные или насыщенные основные (красный, желтый, синий, зелёный) будут способствовать развитию цветовосприятия малыша.

Игрушки по месяцам

Чтобы игрушка была не просто лишь развлечением, а настоящим средством развития, к её выбору нужно подходить с умом, основываясь на возрастных особенностях малыша.

Первый месяц

Зрение новорождённого ещё слишком слабо, чтобы разглядеть предмет, и даже вблизи он видит все лишь размытыми пятнами. Да и времени у него на разглядывание нет. Он спит, ест и потихоньку старается освоиться в новом мире.

Обоняние – вот, что работает сейчас в полной мере. Новорождённый слышит мамин запах и успокаивается, убеждаясь в своей безопасности.

К концу месяца кроха освоится и начнёт понемногу фокусировать взгляд. Поэтому повесьте над пеленальным столом или кроваткой пару-тройку чёрно-белых картинок с изображением простых геометрических фигур.


Второй месяц

Адаптация позади, и малыш начинает интересоваться окружающим миром. Дитя способно наблюдать за медленно движущимся предметом, а значит, пора прикреплять мобиль.


Ещё можно подвесить или просто показывать новорождённому погремушку, картонную фигурку с чёрно-белым изображением.

Третий месяц

Тонус мышц, присущий новорождённым, понемногу ослабевает. Настаёт время для развития хватательного навыка. И хоть малыш пока ещё не может сам схватить игрушку, её можно вложить ему в ручку.

Лучше всего для этого подойдут погремушки. Хорошо, если их ручки будут разными по форме, рельефу поверхности и материалу изготовления (тканевые, пластмассовые, деревянные).


Крепнут шейные и спинные мышцы, младенец всё дольше удерживает головку, поэтому хорошим приобретением для детей 3 месяцев станет развивающий коврик с дугой. Полезной покупкой будет и фитбол – гимнастический мяч, на котором вы сможете разнообразить и усложнить утреннюю зарядку.

Четвертый месяц

В этом возрасте младенцу полезно как можно дольше находиться лёжа на животике. Поэтому нужны яркие игрушки, которые отвлекут его и удержат в нужном положении. Это может быть неваляшка, мягкий зверь, мяч, звучащие предметы.

Поищите в магазинах мягкие браслеты, варежки или носочки, которые при движении издают звук. Такие игрушки стимулируют желание детей прикоснуться к заинтересовавшему предмету, учат соединять ручки. Обычно они изготавливаются из ярких тканей и звучащих элементов (бубенчиков, колокольчиков, пищалок).


Для мелкой моторики предложите грудничку до года предметы с тканями разных фактур. Можно просто нарезать лоскуты и прикрепить их на кольцо.

Пятый месяц

Координация движений совершенствуется, понемногу кроха начинает самостоятельно брать предметы. Выбирайте небольшие игрушки, за которые маленькая ручонка сможет ухватиться. Подойдут кубики, шарики, брусочки. Например, можно купить в деревянный набор фигурок. Еще есть виниловые и пластмассовые изделия.


К концу месяца они пригодятся, чтобы учить малыша перекладывать предметы из одной ручки в другую.

Многих детей начинают беспокоить зубы, помогут погремушки-прорезыватели. Их резиновые ребристые поверхности отлично почешут малышу зудящие десна. Особенно популярны среди прорезывателей изделия с водой. Охлаждённые в холодильнике, они помогут унять зубную боль.

Шестой месяц

К этому времени у большинства детей уже явно прослеживаются предпочтения в игрушках. Музыкальные товары заставят малыша поискать источник звука и доползти до него.

Развлечь кроху в ванне помогут игрушки для купания. Это небольшие резиновые зверюшки, уточки с утятами, заводные рыбки. Есть специальные коврики на присосках, которые прикрепляются к поверхности ванной, чтобы чадо не поскользнулось. Займут во время купания и прорезиненные книжки.


Кстати о книжках! Детей 6 месяцев уже увлекают яркие картинки и перелистывание страниц. Самым маленьким покупают мягкие тканевые, деревянные или книги с картонными страничками.

Полугодовалые карапузы обожают любоваться своим отражением. Зеркальца можно найти на развивающем коврике, погремушках и др. предметах игры.

Седьмой месяц

Ребёнок переходит в новое для себя вертикальное положение, а значит, и манипулировать предметами гораздо удобнее. Развеселит кроху кукла-неваляшка. Может быть обычной или музыкальной.


Полезными будут предметы, которые вкладываются друг в друга. Это могут быть стаканчики-вкладыши, которые выстраиваются в башенку.

Хороши сейчас игровые центры с дверцами, кнопочками, колесиками, зеркальцами, двигающимися цилиндриками и телефонным диском.

Восьмой месяц

Наверняка к этому времени вы обзавелись корзиной для игрушек, которых скопилось немало, и ваше чадо неустанно их оттуда достаёт.

Пополнить игровой инвентарь можно пирамидкой (пока с одинаковыми по размеру кольцами), волчком, коробочкой с колышками, которые забиваются молоточком. Такие игрушки стимулируют развитие рук, способствуют формированию зрительно-моторной координации.


Важным умением, на котором акцентируют внимание неврологи, является бросание предметов. Некоторые находчивые мамы, устав поднимать и возвращать в кроватку (манеж) погремушки, даже привязывают их на веревочку. Удобно, но есть опасность, что малыш запутается и передавит себе что-то.

Звучащие игрушки скорее всего заброшены, и предпочтение отдаётся музыкальным предметам. Функционал таких товаров зависит уже только от стоимости. От целых центров, до обычных телефонов с кнопочками или игровой панельки.

Девятый месяц

Всё больше интереса ребёнок проявляет к наборам-вкладышам. Это могут быть матрешки или цилиндрические стаканчики.

К этому возрасту большинство детей уже вовсю исследуют пространство, передвигаясь на четвереньках. Любимая игра – догнать заводную машинку (гусеницу, черепашку и пр.).

Заинтересует чадо любого пола и машины, которые можно катать взад-вперед. Полезны для совершенствования координации движений и мячи. Дети учатся их пинать, перекатывать, бросать об стенку.

К нужным игрушкам можно отнести и музыкальные инструменты – барабан, маракасы, бубен и др.


Десятый месяц

Наконец пришло время и для развития логического мышления. Первые развивашки подобного рода – это сортеры, деревянные рамки с отверстиями, в которые малыш вставляет элементы нужной формы, мозаика крупных размеров, возможно придутся по нраву и простые конструкторы.


Если пока ещё не куплены кубики, самое время. Чадо до года лишь с радостью разрушает башни из них, но со временем начнет и созидать.

Не забудьте и про сюжетные игры – куклы (пупсы или тряпичные), игрушечная посуда, маленькая колясочка.

Даже, если вы растите мальчика, в доме обязательно должна быть кукла. С ней вы научите дитя жалеть, качать, кормить пупса, а также запомните названия частей тела.

Одиннадцатый месяц

Развитию зрения и познавательных способностей будет способствовать наклонный желоб с шариками - марбулоус. Во время игры дитя наблюдает, как шарик скатывается по наклонной поверхности или проволоке, предугадывая движение предмета.


Игры с фигурками домашних животных помогут крохе запомнить первые звукоподражательные слова.

Двенадцатый месяц

К году или несколькими месяцами раньше дети осваивают навык ходьбы. Поэтому нужны игрушки, за которые можно подержаться, машинки на веревочке. Популярны среди годовалых детей и каталки на палочке, коляски для кукол.


Развить ловкость и мелкую моторику поможет магнитная рыбалка. Пластмассовые и резиновые изделия подойдут для игры в ванной, деревянные «аквариумы» с рыбками удобны для игр на «суше».

Детей 1 года увлекает многое, освоив навык ходьбы, многие малыши интеллектуальным предпочитают двигательные игры. Поэтому смело дарите крохе разного размера мячи, кегли, игровую палатку с тоннелем. Поковырять пальчиком и исследовать окружающий мир поможет доска бизиборд, на которой прикреплены «интересности» типа замочков, молний, щеколд, телефонных дисков и т.д. Такое пособие можно не покупать, а соорудить своими руками.

Учимся играть

Мало купить игрушку, нужно уметь её творчески преподнести. Никакая, даже самая дорогая и многофункциональная развивашка без мамы останется лишь куском пластмассы, заброшенным через пару минут.

  • Решив новорожденного познакомить с новой погремушкой, не торопись ею размахивать. Вначале просто поднесите к лицу младенца, чтобы он её разглядел и успел привыкнуть. Потом не спеша поводите её из стороны в сторону, чтобы чадо успевало за нею следить. Деликатно познакомьте со звучанием игрушки.
  • С 3 месяцев нужно стимулировать крошку дотягиваться до игрушки. Привлеките его внимание звуком погремушки и положите её недалеко от малыша.
  • 5-месячный карапуз обрадуется игре в «ку-ку». Вначале прячется мама, потом можно прятать под пелёнку игрушку.
  • Когда дитя научится ползать, можно поиграть в игры на слуховое внимание. Включите музыкальную игрушку и спрячьте недалеко от малыша. Он обязательно попытается найти источник звука.
  • Третий лишний – игра на развитие координации и смекалки. Дайте чаду в руки по игрушке. Потом протяните ему третью. Заинтересованный ребёнок должен сообразить, что нужно освободить одну руку и взять новую игрушку.
  • Покажите, как загрузить в кузов машинки кубики, или покатать на ней мишку.
  • Играм с мячом тоже нужно учить. Как только дитя научилось сидеть, присядьте недалеко на полу и покатите в его сторону мяч. Позже покажите, как бросать мяч, бить по нему ногой.

Как ухаживать за игрушками

Дети до года всё тащат в рот, тщательно слизывая с предметов грязь. Все не продезинфицируешь, но и оставлять рассадники бактерий возле ребёнка до года опасно. Что делать?

  • Мягкие игрушки. Старайтесь, чтобы их у малютки было как можно меньше, ведь это лучшие пылесборники. Кроме обычной стирки в машине их можно регулярно пылесосить либо замораживать ненадолго в морозилке.
  • Пластмасса и резина. Замочите на некоторое время их в тазике с водой, затем протрите губкой с детским мылом и насухо протрите. Отделяйте уличные игрушки от тех, с которым малыш играет дома.
  • Дерево. Деревянные изделия очищаются аналогично остальным, только замачивать их надолго нельзя.
  • Игрушки на батарейках. При попадании воды на механизм или электронную часть, игрушка придет в негодность. Такие изделия можно мягко очистить влажной тряпочкой, а послы высыхания поместить в морозильную камеру.
  • Раствор для дезинфекции. В литре воды растворите 4 ложки соды. С помощью губки очистите поверхность предметов. Замочить изделия можно в слабом растворе уксуса. Поможет убить микробы и спирт.

Предметы, которые используются для игры дома достаточно обрабатывать и мыть раз в неделю.

Еще пара полезностей

В каждом доме, где растут детки, должны быть куклы би-ба-бо. Это перчаточные игрушки, которые оживают на родительской руке. Такая кукла станет лучшим другом малыша вплоть до школы. До года она порадует потешками, покажет, как манипулировать с предметами, потом поможет освоить родную речь. Дошкольников она учит ролевым играм, диалоговому общению.

Для развития пространственного мышления, моторики и творчества хороши мякиши – большие кубики из ткани с мягким или сыпучим наполнителем. Их можно бросать, на них можно падать, а липучки на гранях помогут соорудить более менее прочные конструкции.


Конечно, разнообразие игрушек нужно каждому ребёнку. Но всегда лучше купить одно дорогое, но качественное и долгоиграющие изделие, чем три плохих игрушки.

А какие бы вы посоветовали игрушки деткам до года? Делитесь идеями с нами!

Читайте тематические статьи

Во время бодрствования ребенка, он может поиграть с игрушками. Исходя из возраста ребенка, игрушки можно подвесить над кроваткой малыша или дать ему в руки. Если малыш уже умеет сидеть, то можно положить на коврик рядом с ним.

Для правильного развития малыша игрушки играют большую роль. Какие же должны быть первые игрушки малыша ?

Сейчас в магазинах продается большое множество игрушек для малышей и для более старшего возраста. Но в таком огромном разнообразии не всегда сразу можно сообразить, что же в данное время моему ребенку подойдет больше всего, какие должны быть первые игрушки малыша? Если погремушка, то какую лучше взять, чтобы она помогала в развитии малыша и в то же время не сильно захламить домашнее пространство… Не увлекайтесь
покупкой игрушек, берите только то что запланировали.

Игрушки для новорожденного

Вообще жизни ребенка игрушки не нужны. Для него сейчас важнее принять и понять новый мир, окружение в котором он теперь находится. И для него каждая минутка наполнена новыми ощущениями. Он теперь сам дышит — это для него новое, ему дают кушать — это тоже новое, его сейчас одевают в одежду — в течении 9-ти мес. такого точно не было. 🙂 Теперь он слышит звуки совсем по другому, его купают и т.д. А самое важное, что теперь мама носит его на руках а не в животике. И мама сейчас дает ему больше всего счастья радости и понимания и помогает ему познать этот пока еще новый для него мир…

Игрушки для ребенка от 1 месяца

По истечении первого месяца жизни малыша, когда он уже
научится рассматривать какие нибудь интересные
предметы, можно над кроваткой подвесить какую нибудь игрушку . Но пока не слишком громкую, а лучше просто шелестящую, которая начинает колыхаться, от того что мама вошла в комнату. Подвешивать ее нужно на расстоянии 30 сантиметров над кроваткой!

В продаже, в магазинах, есть много игрушек которые цепятся на кроватку. И они колыхаются в потоке воздуха. Можно так-же и механическую карусельку.

На следующем этапе развития будет полезна игрушка музыкальный бокс – это такая игрушка, которую нужно потянуть за колечко и части этой игрушки начинают двигаться и звучать. Сперва можно самим заводить такую игрушку, а вскоре когда малыш подрастет, он сам будет «заводить» ее.

Первые игрушки малыша — Важно!
Игрушка-карусель имеет несколько положительных качеств — цвета игрушек, музыка и движение. Но для совсем маленького ребенка все вместе это пока не нужно. Вместо развития и радости он будет утомлен, раздражен.
И еще один момент: Если даже ребенок очень любит музыкальных утят над головой, нужно периодически делать разнообразие. Например можно подвесить спокойную игрушку, без всякой музыки.

Как развивают малыша карусели над кроваткой?
Каруселька ребенку помогает развивать фиксирование взгляда, а так же слух. Если вы включили карусельку малыш это услышал и сразу же начал искать глазами от куда этот звук. Он находит над ним весящие разноцветные игрушки и смотрит на них.

2-3 месяца ребенку очень интересно рассматривать человеческие лица. Поэтому в это время очень важно разговаривать с малышом почаще ласковым голосом, смотреть в глаза, убаюкивать, рассказывать сказки.

Кукла неваляшка тоже может стать любимой игрушкой. Она интересна тем что при покачивании издает звуки.

Первые игрушки малыша — Совет!
Если вы хотите пораньше научить ребенка пользоваться ложкой и чашкой, то к 4-ем месяцам можно эти предметы положить в кроватку или на коврик (туда где малыш бодрствует). В процессе игры, ребенок научится держать ложку и чашку. Но маме нужно будет помогать, обучая его.

Первые игрушки малыша с 2-4 месяцев.


В возрасте 2–4 месяцев можно показывать разные погремушки, колечки и т.д. Игрушки хваталки, сжималки, кусалки и которые можно слушать. Ребенок будет стремиться потрогать и дотянуться до таких предметов.
И в это время важно давать ребенку игрушки разные по форме, размеру и по фактуре. (ткань, дерево, резиновые, пластиковые)

Яркие детальки и разные формы погремушки стимулируют у ребенка мышление. Он их исследует с помощью ручек и ротика. Все детальки у игрушек должны быть из качественного и прочного материала и не должны иметь острых углов.

Посмотрите в магазинах с игрушками маленькие мягкие браслеты, которые одевают на ручки и ножки. Или еще есть варежки с вдавленными бубенчиками. Предметы которые издают звук, помогут малышу понять, что при движении ножек и ручек, издается звук. Но такие игрушки пугать малыша не должны. Если Вы заметили, что ребенок пока еще пугается таких звучащих погремушек, лучше отложите на небольшой промежуток времени. А через недельку, другую попробуйте дать еще.

Очень хорошо, когда в игрушке есть несколько разных частей. С такой игрушкой будет интересно поиграть. Твердую часть можно щупать и чесать десны, а мягкую часть можно посасывать или покусывать.

Где-то в 4-5 мес. у ребенка появляются хватательные движения .

И теперь все что он сможет схватить, тут же будет отправляться в рот.

После того как ребенок изучит игрушки или предметы, ему станет интересно, что они делают (падают, звенят, катятся) И он будет выбрасывать из кроватки свои игрушки.

Какие-то из игрушек можно привязать за веревочки, да и сами по себе веревочки, это отличная игрушка . Их можно сделать разного цвета, длины и фактуры). На некоторых веревочках можно завязать узелки. Только будьте рядом и следите, чтобы малыш не запутался в них.

В возрасте 5–6 мес. и дальше детишки любят в руках держать игрушки, любят ими погреметь, стучать по столу или перекладывать. Хорошей игрушкой может стать обычная х/б тряпочка , ее можно будет жевать, мять и сосать. (только нужно ее стирать периодически, и лучше чтоб она не линяла) Так же хорошие игрушки в этом возрасте это резиновые пищалки, мягкие игрушки (без длинного меха), мячики, кубики.



Первые игрушки малыша — ХОРОШИЙ совет!
1. Игрушки маленького ребенка желательно мыть ежедневно под горячей водой.

2. Любая игрушка поднесенная ребенку, будет более интересной если мама преподнесет ее творчески. Мама пока еще остается главным действующим лицом в играх малыша. Даже самая красивая и дорогая игрушка останется всего лишь кусочком пластмассы, без Ваших радостных показов, нежных объяснений. Не больше. Играйте со своим малышом. И получайте удовольствие от игр.

Новорожденный не умеет манипулировать предметами, но он отлично различает контрастные фотографии и яркие предметы - их можно повесить на расстоянии 0-40см от его груди. В случае, если вы хотите повесить погремушку на стену, то каждые 2-3 дня нужно менять сторону, так как у малыша может развиться искривление шейных позвонков.

Во второй месяц не помешают музыкальные погремушки

Малыш слушает музыку, при этом внимательно рассматривает движущиеся игрушки, тем самым изучая цвета. Это способствует развитию органов слуха, зрения, а также мышц шеи, рук и лица. Рекомендуется включать на 10-15 минут не больше четырех раз в день, иначе игрушка будет не успокаивать, а раздражать.

Третий месяц – добавляются погремушки с ручками и с разнообразными колокольчиками

Держа в руках такие игрушки, ребенок учится ими управлять. Погремушки должны быть по весу легкими, ручка их должна быть тонкой для удобного и полноценного захвата. Лучше круглая форма - ведь малыш еще не координирует движений. Полезно одевать на ручки и ножки браслеты и бубенцы - младенца заинтересуют звуки и он поближе решит познакомится со своими конечностями.

В четвертом месяце малышу понадобятся книжки и прорезыватели

Ребенок начинает манипулировать предметами - изучая их свойства: цвет, массу, форму поверхности. Купите ему самую первую книжку, сшитую из различных фактур с шершавым материалом, шнурками и пищалками.

В этом возрасте начинают прорезываться зубки, поэтому обязательно приобретите набор игрушек –прорезывателей, наполненных водой или гелем - при охлаждении они облегчают боль.

Пятый месяц. Сенсорный коврик

Развивающий коврик становится по настоящему полезным. Он стимулирует ползание, не ограничивая пространство для перемещения, и обладает массой полезных свойств. Обычно через месяц - полтора интерес к коврику теряется.

Шестой месяц. Кубики и мелки

Малыш пытается держать игрушки не только ладошкой, но и двумя пальцами. Самое время воспитывать в нем художника. Для первых шедевров подойдут пальчиковые краски, затем - очередь мелков. Они должны быть короткими, чтобы их нельзя было зажать в кулаке - так тренируется правильный захват.

Игрушечные кубики лучше всего развивают глазомер, координацию движений и внимание. Кубики с разными поверхностями . Самые нетерпеливые родители могут приобрести кубики-алфавит, для разучивания букв в дальнейшем.

На седьмом месяце жизни пригодятся мячи и каталки

Эти игрушки выполняют стимулирующую роль. Ребенок видя яркий большой, звенящий мяч несомненно захочет взять его, а для этого до него нужно дотянуться, тем самым происходит стимуляция к ползанию.

Восьмой месяц. Игрушки для ванной.

Уточки, стаканчики для переливания, флексика (доска для рисования, прикрепляется на стену).

Девятый месяц. Формочки и пирамидки

Ребенок уже сознательно манипулирует предметами: складывает, крутит, собирает, гремит. Чем больше емкостей разного размера вы сможете предложить ребенку, тем лучше.

Десятый месяц. Развивалки и сортеры

Чем старше малыш, тем интереснее ему предметы которые можно давить на кнопки - дергать за рычажки, тянуть, а еще если она музыкальная, то эта игрушка надолго привлечет внимание малыша. Полезные изобретения - ведерки-сортеры с отверстиями разных размеров и формы для проталкивания внутрь деталей.

Одиннадцатый месяц. Игрушки-ходунки

Малыш делает первые шаги и для этого ему нужен стимул: игрушки-каталки в виде бабочек на палочке- машущих крылышками или собачка с крутящимися глазами заставят кроху бежать быстрее вперед.

Двенадцатый месяц. Куклы и пазлы

Ребенок подражает взрослым. Игрушки должны помогать ему в этом. Кукла не только объект для манипуляций, но и учебное пособие, с ней можно разыгрывать разные ситуации: возить в коляске, кормить, купать. Еще один источник знаний о мире и его устройстве - простые деревянные пазлы из 3-4х частей, могут содержать в себе разнообразные картинки.