Поведение людей в лысых горах. Конспект урока "анализ эпизодов "именины у ростовых", "в имении болконских"

Урок литературы в 10 классе.

Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Федосова Галина Ивановна.

Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Цели урока:

показать, какие ценности утверждаются

Л.Н Толстым; выявить сопоставление и контраст как

основной композиционный принцип романа.

Задачи: развивать навыки анализа художественного

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: интерактивная доска, диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», Аудиоучебник для 10 класса «Литература 19 века»

Структура урока

1.Организационный этап 1 мин.

2.Проверка домашнего задания 5 мин.

3. Актуализация ранее изученного материала 4 мин.

4 . Анализ эпизода.

1) Именины у Ростовых. Просмотр иллюстраций. 8 мин.

2) Лысые Горы. Просмотр фрагмента фильма (Анализ эпизода) 12 мин.

3) Работа с тренажёром 3 мин.

4)Иллюстрации аудиоучебника (Комментарии обучающихся) 5 мин.

5.Подведение итогов урока. Выводы. 5 мин.

6. Домашнее задание. 2мин.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?

Тихая семейная жизнь с возможностью делать

добро людям.

Л.Н. Толстой (Эпиграф на доске)

I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам письменно, в виде таблицы, предложено было показать, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в салоне А.П.Шерер.

Учащиеся читают по тетради. Затем проверяют по таблице на экране.

Вечер у А.П. Шерер

Ростовы

1.Старшее поколение

Ведут себя неестественно и фальшиво.

Ростовы – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А.М. Друбецкой; Соня, воспитывающаяся в их семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины)

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.

В салоне Шерер нет детей.

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца) Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца)

3.Отношения к гостям.

У Шерер есть определённая иерархия: центральная фигура – виконт.

Ростовы встречают всех одинаково радушно. Центральная фигура – М.Д. Ахросимова.

4. Отношение к войне.

Модная тема.

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима.

По какому принципу мы сравнивали эпизоды? (по принципу контраста)

Как представлены главы о Ростовых?

(Вперемежку с главами о смерти графа Безухова)

Что помогает понять приём сопоставления?

(Сложность и многообразие жизни)

В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез… с графом Безуховым сделался шестой удар.

Эпизоды «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых» сцеплены по контрасту.

Сцепление – так называл Толстой внутреннюю связь отдельных глав и картин.

Итак, с самого начала романа приём сопоставления становится ведущим.

Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток.

Исток этот – родной дом, семья, её традиции и уклад. («Мысль семейная»)

Какая атмосфера царит в доме Ростовых? (Именины двух Наталий. Сообщение учащегося)

На экране иллюстрации (Ростовы).

Предлагается обучающимся найти соответствующие строки в тексте.

Что говорит о Наташе М.Д. Ахросимова? (Найти в тексте)

Здесь всё естественно, нет фальши.

Вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечная любовь, благородство, чуткость, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть. В семье Ростовых царит атмосфера радости и веселья.

Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Н.А. Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея Болконского.

Жизнь Болконских в чём-то сходна с жизнью Ростовых, но существуют и различия.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА (Н.А. Болконский провожает сына на войну, его напутственная речь)

Сообщения учащихся.

Что отличает Болконских от Ростовых?

Вывод. Болконских от Ростовых отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, характерной чертой является гордость.

Тест на интерактивной доске.

Подумайте, какая семья ближе Л.Н. Толстому?

Слово учителя. Начиная работать над романом, Толстой стремился определить характеры героев романа и составил на них своего рода «анкеты» по следующим рубрикам: имущественное, общественное, любовное, умственное, семейное.

В процессе создания романа многие из первоначальных характеристик менялись, но основное содержание почти каждого из образов было взято Толстым из этих «анкет».

Графа Ростова в ранних набросках романа писатель называет Толстым.

Работа с иллюстрацией.

Что это за эпизод в романе? (Это Лысые Горы. Андрей Болконский и Марья Болконская).

(Десятиклассники находят в тексте романа разговор молодого князя и сестры)

В качестве вывода предлагаю материал аудиоучебника.

Обращаемся к эпиграфу.

У Л.Н. Толстого есть любимое им в полной мере счастливое русское семейство – Ростовы. Толстой пишет, что с молодым поколением в гостиную проникает луч солнца.

Вывод. Подведение итогов урока.

Роман построен на антитезах. Эта часть романа (1 том) является экспозицией всего романа: в ней показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни.

Домашнее задание: написать в тетради, как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.

Индивидуальные задания по карточкам.

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

ЦЕЛИ УРОКА Выявить характер взаимоотношений, царящих в семье Болконских Сравнить ценности семей Болконских и Ростовых Выявить композиционную роль первой части первого тома

ЭПИГРАФ К УРОКУ Жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно разнообразны и люди. Общее у них, всем дающее смысл, - только жизнь. Проявления же жизни у разных людей могут быть совершенно различны. В. В. Вересаев. Живая жизнь.

Л. Н. ТОЛСТОЙ О РОМАНЕ Все сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» Вечер в 1 салоне эпизод А. П. Шерер 2 эпизод Именины в доме Ростовых 3 эпизод Смерть графа Безухова 4 эпизод Прием контраста Что сцепляет все эти эпизоды между собой? Разговоры о Наполеоне Андрей Болконский в Лысых Горах

ДЛЯ ЧЕГО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЕДЕТ В ЛЫСЫЕ ГОРЫ? Лысые Горы – имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского

ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ …. показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Н. С. ВОЛКОНСКИЙ - ГЕНЕРАЛ, ДЕД Л. Н. ТОЛСТОГО ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, ПРОТОТИП СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК

С КЕМ ЖИВЕТ ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ? С дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne

ЗАНЯТИЯ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. »

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменнотребователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.

ОТНОШЕНИЕ К НЕВЕСТКЕ - Го, го! -- сказал старик, оглядывая ее округленную талию. Поторопилась, нехорошо! Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами. - Ходить надо, ходить, как можно больше, -- сказал он.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. с тяжелыми ступнями

СЦЕНА ОБУЧЕНИЯ КНЯЖНЫ МАРЬИ ГЕОМЕТРИИ Урок математики. Рисунок М. Башилова. Гравюра на дереве К. Рихау. 1866

РИСУНОК М. БАШИЛОВА. 1866. Л. ТОЛСТОЙ: «СТАРЫЙ КНЯЗЬ ОЧЕНЬ ХОРОШ, ОСОБЕННО ТАМ, ГДЕ ОН С СЫНОМ. ЭТО ИМЕННО ТО, ЧТО Я ЖЕЛАЛ, НО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ МНЕ. ОН ВЕЛИК РОСТОМ, ЧЕРТЫ КРУПНЫ И ГРУБЫ, НЕПРИЯТНОЕ КИСЛОЕ ВЫРАЖЕНИЕ РТА, И ПОТОМ ВСЯ ПОЗА И КОСТЮМ НЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫ. ОН ДОЛЖЕН С СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ И РАЗМЯГЧЕННОЙ УЛЫБКОЙ СЛУШАТЬ ОТЦА»

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ БОЛКОНСКИХ К ПРИЧУДАМ ОТЦА Княжна Марья Князь Андрей «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб другие это делали. » «С его огромным умом поддаваться этой мелочности» (о составляемом отцом генеалогическом древе) Очень любят отца, понимают его и ценят

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, -

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки…

ПРОВОДЫ БРАТА «André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? »

ОТНОШЕНИЕ АНДРЕЯ К ЖЕНЕ …. я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду. . . хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю. . .

МОЖНО ЛИ С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО КНЯЗЬ АНДРЕЙ НЕ ЛЮБИТ ЖЕНУ? «Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло» . Княгиня Болконская. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Этот портрет необычайно хорош. Вы не можете представить себе наслаждение, которое он мне доставил»

- Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

КАКИЕ ЧЕРТЫ КНЯЗЬ АНДРЕЙ УНАСЛЕДОВАЛ ОТ ОТЦА? Сдержанность Активность чувств в деятельности Глубокий ум Целеустремленность Фамильная гордость, аристократизм Глубина душевного мира, скрытая от посторонних глаз

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ СЕМЬИ РОСТОВЫХ И БОЛКОНСКИХ У Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ? Глубокая сердечность Взаимная любовь членов семьи Естественность поведения Любимые герои Л. Толстого Близость к народу в языке

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЕМЬИ? Ростовы Открытость в проявлении чувств Умственная деятельность не является приоритетной Болконские Сдержанность чувств Высокий интеллект Активная деятельность

ТЕСТ. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ТОМА В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ РОМАНА? А. показано столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции (кульминация) Б. дано знакомство с основными героями романа, с обстановкой, местом и временем действия (экспозиция) В. завязываются основные сюжетные линии, ведущие к изображению войны между Россией и Францией (завязка)

КАКИЕ СЛОИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОКАЗАЛ Л. ТОЛСТОЙ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПЕРВОГО ТОМА? О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Аристократы Петербурга Московское дворянство Поместное дворянство Гувернеры Слуги Компаньонка Архитектор

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать следующие эпизоды: 1. Главы 3 – 7 (сцены охоты), 9 – 12 (эпизод святок) 4 часть 2 том 2. Главы 12 – 17 (отъезд Ростовых из Москвы) 3 часть 3 том Ответить устно на вопросы: 1. Как эти эпизоды «сцеплены» между собой? 2. Какая общая ситуация человеческой жизни изображены в них? 3. Какую жизнь писатель называет «настоящей» ? Какие герои демонстрируют ее в романе?


25 глава часть 1 том 1

Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.

С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в Наполеоне «антихриста», как его называют в салоне Анны Павловны Шерер. Истинной причиной является то, что ему нужны новые ощущения. Ему наскучило светское общество, опостылела нелюбимая жена, он полон мечтаний о славе. А это значит, что его политические убеждения здесь ни при чем.

С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.

Князь Андрей глубоко уважает свою сестру, но и над ней он немного подтрунивает, особенно в разговорах об отце. В этот момент княжна Марья, добрая и проницательная, одной своей фразой позволяет нам понять, в чем сущность характера князя Андрея: в нем присутствует «гордость мысли», а это само по себе большой грех. Княжна Болконская понимает брата, порой даже лучше, чем сам он себя понимает, поэтому она и видит в нем гордыню, он не умеет прощать ошибки ни себе, ни другим, ему свойственны высокомерие и прямолинейность. А жизнь княжны Марьи подчиняется христианским заповедям, она и своих близких пытается приобщить к этому. Порой ей сложно общаться с отцом, но она никогда не осуждает его и не обсуждает. Ей тягостно постоянное присутствие компаньонки, однако она даже жалеет ее. Она отличается от брата тем, что умеет прощать. Княжна Марья просит брата надеть на шею фамильный образок Болконских. Князь Болконский не верит в Бога, но он тронут просьбой сестры и подчиняется ей, хотя не может удержаться от насмешки.

Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.

Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.

С женой Болконский попрощался быстрее. Он сказал всего лишь: «Ну...», прозвучавшее как холодная насмешка. Лиза падает в обморок, князь Андрей целует сестру, попросив заботиться о жене и уезжает. Лишь из кабинета старого князя доносятся сердитые звуки сморкания.

Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.

Урок 121 «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)

30.03.2013 25624 0

Урок 121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)

Цели : показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь героев романа «Война и мир»
(краткое содержание II романа)

Вновь листаем страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены из II тома, в котором писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 г. ту жизнь, которую считает «настоящей». («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со всеми жизненными интересами».)

Но мирная жизнь совсем не спокойная, в ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С. Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих» . Через частную жизнь своих героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года.

II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).

Вопрос ы:

1. Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?

2. Какое решение принял Болконский после рождения сына и смерти жены? (Князь Андрей после войны 1805–1807 гг. возвращается домой. Его душевное состояние тяжелое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться?.. Но дома его ждет разочарование. И он решает «жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), – вот вся моя мудрость теперь».)

3. Почему Болконский страдает? (Князь Андрей – человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным. Когда же в Отрадном он видит Наташу Ростову, в душе его поднимаются молодые мысли и надежды. Рождается решение: «жить для других».)

III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство»
(или беседа).

Вопрос ы:

1. Что такое «масонство»? Как Толстой описывает его?

2. С какой целью Пьер вступает в общество масонов?

3. В чем причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинает разочаровываться в масонах?

Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединявшиеся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.

Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. (Особенно после неудачной женитьбы на безнравственной Элен и после дуэли с Долоховым.) У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на добрых началах.

Вывод . Стремление измениться к лучшему и найти возможность «переделать» несовершенный мир привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен.

IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)

В чем прелесть этих страниц? Разговор Андрея Болконского с Пьером, лунная ночь в Отрадном, восхищение юной Наташей Ростовой, это помогло «возрождению» князя Андрея Болконского к жизни. Жизненные силы проснулись в его душе. Он теперь думает о возможности приносить пользу людям, о любви и счастье. («Жить для других»).

V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).

Пересказ, чтение со слов: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...» до слов: «Давно я ждала тебя...».

Вопро с: В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу?

VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Беседа по вопросам :

1. Какие стороны жизни Ростовых изображает автор?

2. Что подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства? (От-сутствие расчета, близость к простому русскому народу и к природе.)

3. Как вели себя на охоте герои?

4. Зачитать из гл. 7 эпизод «Пляска Наташи» , со слов: «Ну, племянница! – крикнул дядюшка...» до слов: «Ай да племянница!». (После охоты у дядюшки в доме Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть народной музыки и народного пения. Дядюшка «пел так, как поет народ».

Огромное желание сплясать захватывает Наташу.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...»

В этом русском танце сказалась талантливость Наташи Ростовой, ее любовь ко всему народному.)

Домашнее задание.

1. Отрывок наизусть (по выбору) «Пляска Наташи Ростовой» или «Первый бал Наташи».

2. Чтение т. III.

Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», «Оставление русскими Смоленска».