Площадь шатле. Что скрывает в себе площадь Шатле в Париже

Располагается площадь Шатле практически в центральной части французской столицы, рядом с мостом Менял, который соединяет правобережье Сены с островком Сите. Эта площадь появилась в Париже на месте, где раньше стояла крепость Гран-Шатле. Более просторной площадь Шатле стала во времена Наполеона ІІІ, когда ее перестроили и расширили. А во время Парижской Коммуны именно здесь кипели страсти, […]

Располагается площадь Шатле практически в центральной части французской столицы, рядом с мостом Менял, который соединяет правобережье Сены с островком Сите. Эта площадь появилась в Париже на месте, где раньше стояла крепость Гран-Шатле. Более просторной площадь Шатле стала во времена Наполеона ІІІ, когда ее перестроили и расширили. А во время Парижской Коммуны именно здесь кипели страсти, велись бои между коммунарами и версальцами, возводились баррикады. А когда революция была побеждена, именно на площади Шатле в театре происходил суд над коммунарами.

В Париже славится достопримечательностью, известной еще с эпохи Наполеона – знаменитым Пальмовым Фонтаном . Этот фонтан украсил площадь еще в 1806 году в честь побед наполеоновской армии. Величественная колонна, которую украшают пальмовые листья, окруженная Сфинксами из Древнего Египта, возвышается посреди площади.


Кроме фонтана, на площади расположены прекрасные строения двух театров, возведенные в 1863 году. Один театр стоит на восточной стороне площади, другой – на западной. В огромном зале театра Шатле, вмещающем 3600 посетителей, в разные годы выступали самые знаменитые мастера искусства.

75001 Paris, Франция

Ехать на метро M1, M4, M7, M11 до станции Châtelet

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Париж, все достоинства которого сложно даже перечислить, столь любим туристами, в том числе и потому, что, несмотря на статус современной, прогрессивной столицы, в основе своей остаётся верен традициям. В этом городе по-прежнему сохранилось множество мест, имеющих богатое прошлое, помнящих немало захватывающих и даже мрачных событий.

Площадь Шатле – одно из них. Путешествуя по столице Франции, непременно стоит выделить время для её посещения. Что совсем не трудно, ведь достопримечательность, расположенная практически в центре города, на границе четвёртого и пятого округов, находится на пути многих популярных экскурсионных маршрутов.

История создания

Название площади Шатле (Châtelet) в переводе с французского языка означает «рыцарский замок». Сейчас, без экскурса в историю, случайному прохожему уже непросто будет понять, в связи с чем площадь получила такое имя.

Дело в том, что с 1130 года по 1802 здесь находилась древняя крепость Гран-Шатле. Крепостное сооружение предназначалось для защиты острова Сите со стороны моста Менял, и было возведено по приказу Людовика VI.

Но Париж разрастался, границы расширялись, и замки перестали играть важную роль в обороне города. Во времена правления Филиппа II Августа увеличившуюся к тому моменту территорию французской столицы обнесли крепостной стеной, а во внутренних замках оборудовали тюремные камеры.

Долгие годы бывший рыцарский замок являлся одной из самых больших городских тюрем и был печально знаменит своими мрачными темницами и ужасными пытками, которым подвергались местные заключённые.

Одно время даже существовал обычай. В канун Рождества король, проезжая мимо тюрьмы Шатле, мог одним мановением руки велеть выпустить на волю всех осуждённых. И у тюремщиков было принято на это время, во избежание внезапной амнистии, перевозить самых опасных узников в другое место.

Гран-Шатле оставался местом содержания преступников до 1802 года, в котором, по распоряжению Наполеона, его снесли. А в 1808 на его месте установили спроектированный инженером Франсуа-Жаном Браллем фонтан Победы.

Очередные изменения теперь уже площадь Шатле в Париже претерпела с подачи префекта города барона Османа. В 1860-1862 годах на площади построили два известных здания – Городской театр и театр Шатле. Созданные одним архитектором, они, согласно проекту, имели практически одинаковые фасады.

Площадь Шатле сегодня

Строительство театров – последнее значимое событие в архитектурной истории площади. В наши дни там по-прежнему можно увидеть фонтан Победы, или Пальмовый фонтан. Он является ярким представителем наполеоновского ампира – архитектурного стиля, в котором сочетаются элементы классических римских построек и египетские мотивы.

Монумент выполнен в виде колонны, напоминающей ствол пальмы, с увековеченными на нём названиями побед французской армии под предводительством Наполеона Бонапарта. У основания располагаются фигуры четырёх сфинксов, извергающих из пасти струи воды. А на вершине установлена величественно расправившая крылья позолоченная статуя Ники, богини победы, держащей в руках лавровые венки.

Оба театра также успешно сохранились, и готовы предложить культурную программу, заслуживающую внимания истинных ценителей искусства. Репертуар театра Шатле, в основном, составляют оперные и балетные постановки, концерты джазовой и классической музыки.

Именно здесь проводится ежегодная церемония вручения национальной французской кинопремии «Сезар». Городской же театр демонстрирует на своей сцене современные хореографические спектакли.

Практическая информация

Адрес: Площадь Шатле, 75001, Париж, Франция.

Как добраться:

  • Метро – поезда веток 1, 4, 7, 11;
  • Автобус – маршруты No21, 38, 58, 67, 81 и 85;
  • Электрички RER – идут до станции Ле-Алль.

Площади Шатле стоит уделить внимание во время экскурсии по Парижу, тем более что она расположена на пересечении разных туристических маршрутов. Она находится на границе 1-го и 4-го округов французской столицы и является важным транспортным узлом Парижа. Вокруг площади расположен интересный архитектурный ансамбль, а посредине установлен фонтан Победы, к тому же у нее весьма интересная история.

Что посмотреть

Посреди площади Шатле возвышается самый высокий из уцелевших фонтанов, которые были построены во время Наполеона I. строительство фонтана было завершено в 1808 г. Он называется фонтан Победы и знаменует победы французской армии под предводительством Наполеона. В его основе – круглый бассейн диаметром 6 м. Посредине фонтана возвышается 18-метровая колонна в форме ствола пальмового дерева. На вершине постамента стоит позолоченная статуя богини Ники, держащей в обеих руках лавровый венок. Фигура богини победы стоит на основании, декорированном барельефами орлов. В основании фонтана стоят четыре аллегорические фигуры, напоминающие сфинксов. Они символизируют Силу, Правосудие, Бдительность и Благоразумие. На фонтане также можно увидеть сцены побед Наполеона во время осады Данцига (1807), битвы возле египетских пирамид (1798), итальянских городов Лоди (1796) и Маренго (1800), а также возле австрийского Ульма (1805).

Ценители искусства могут посетить один из двух театров, которые были построены в середине XIX века. Основу репертуара городского театра составляют современные хореографические постановки. В театре Шатле ставят мюзиклы, его часто используют для концертов джазовой и классической музыки. Именно в театре Шаттле происходит церемония вручения Сезара – наивысшей кинематографической награды Франции. С театром Шаттле также связаны имена многих русских мастеров балета – в начале ХХ века здесь регулярно проходили «русские сезоны» Дягилева.

Как добраться

Доехать до площади Шатле можно на метрополитене.
Станция Шатле принимает поезда веток M1, M4, M7, M11, M14.
Стоимость проезда в пределах одной зоны – 1.7€.

История


Своим названием площадь Шатле обязана находившемуся на ее месте фортификационному сооружению – слово Châtelet в средневековой Франции означало «рыцарский замок».

В IX веке весь Париж помещался на острове Сите, а попасть в город можно было только по каменному мосту, построенном еще во времена римской империи. Старый мост, соединявший остров Сите с правым берегом Сены, находился на месте нынешнего моста Нотр-Дам. Когда римская конструкция была разрушена во время одного из нападения норманнов, немного выше по течению был построен новый деревянный мост, на месте которого в наше время находится мост Менял. Для его защиты от воинственных норманнов была построена крепость – Гранд-Шатле, то есть большой замок. Одновременно был построен замок Пети-Шатле (то есть малый замок), который защищал мост на левом берегу Сены. Современная площадь Шале располагается на месте Гранд-Шатле.

Со временем Париж увеличивается в размерах, и замки перестают играть оборонительную роль. Во время Филиппа II, который правил на рубеже XII-XIII веков, вокруг границ Парижа была построена новая крепостная стена, а внутренние замки используются в качестве тюрем.

В XIX веке старые крепости были разрушены по приказу Наполеона. До нашего времени сохранился только Венсеннский замок и часть замка Консьержи. Чтобы украсить пустующую площадь Шатле, Наполеон распорядился установить на ней фонтан в честь своих побед.

Значительные изменения площадь Шатле претерпела в то время, когда префектом Парижа был барон Осман. В 1860-1862 годах по его указу на площади были построены два театра с одинаковыми фасадами. Если смотреть со стороны острова Сите, то слева стоит театр Шатле, а напротив него – Городской театр, который до фашистской оккупации носил имя Сары Бернар.

Во время Парижской коммуны площадь Шатле стала ареной бурных боев. На ней возводились баррикады и кипели бои между версальцами и коммунарами, а после победы версальцев именно на площади Шатле происходил суд над коммунарами.

Обновлено: 06.11.2012

Площадь Шатле расположена возле Моста Менял, у входа в самое сердце Парижа – . В переводе с французского «шатле» означает «рыцарский замок», но сегодня никакого замка уже не нет, а романтическое название осталось.

История

Родословная площади Шатле достигает 1130 года, когда на ее месте по приказу Людовика VI возвели оборонительную крепость Гран-Шатле, призванную защищать остров Сите. При «первом короле Франции» Филиппе Кривом, который решил окружить Париж надежной стеной, крепость потеряла свое былое значение.

Дабы оправдать ее существование из Гран-Шатле решили сделать тюрьму, которая исправно выполняла свои обязанности до Великой французской революции. Однако, немного не дожив до своего 700-летия, в 1802 году она была снесена по желанию нового французского Императора Наполеона.

Почтить память такого выдающегося сооружения Наполеон решил своеобразно – установил памятник в честь… Собственных Побед.

Достопримечательности

Сегодня самой главной достопримечательностью площади Шатле является Фонтан Победы , или по неофициальному названию Пальмовый Фонтан , увидевший свет в 1806 году благодаря усилиям главного инженера Парижа по водоснабжению Франсуа-Жана Бралля.

При возведении фонтана были заимствованы египетские мотивы, поэтому он выглядит как колонна-обелиск, увенчанный статуей богини Виктории. Сама колонна декорирована листьями пальм, между которыми можно прочитать названия всех побед Наполеона в Египте, Италии и Германии.

У подножия колонны величественно расположились Сфинксы Древнего Египта, из ртов которых и течет вода.

Достойным обрамлением ампирного фонтана служат два театра-близнеца, увидевшие друг друга в 1862 году стараниями архитектора Габриеля Давида.

Городской театр – это театр танца, один из наиболее престижных в Париже. В свое время он назывался именем Сары Бернар, которая в нем работала. Но в 1868 году театральные постановки сменились хореографией, и имя актрисы перестало соответствовать его духу. Хотя существует мнение, что всему виной еврейское происхождение Сары Бернар.

Второй близнец – музыкальный театр Шатле , имеющий звание самого большого зала классической музыки в Париже. Именно здесь проводится церемония вручения «Сезара» - главной премии Франции в области кинематографа.

Насладившись величием фонтана и театров на площади Шатле исследователю достопримечательностей Парижа предстоит сделать выбор как в сказке: направо пойдешь – с найдешь, налево пойдешь – фонтан Стравинского и увидишь, прямо пойдешь – к городской мэрии выйдешь.

Месторасположение

Наиболее удобный способ добраться к площади Шатле для индивидуального туриста – это метро. На одноименной станции Chatelet пересекаются 1, 4, 7, 11 и 14 ветки метро. Расстояние от станции метро до площади составляет всего 100 м по Rue Saint-Denis.

Те, кто прибыл на собственном автомобиле, могут попытаться найти свободное место на платной парковке на Avenue Victoria, которая пересекается с Rue Saint-Denis непосредственно возле достопримечательностей. GPS-координаты парковки: 48.858021, 2.346554. 

|
|
|
|
|

Идём по Корсиканской Набережной (Quai de la Corse), доходим до .

Мост ведёт к площади Шатле (La place du Châtelet). Направо - Городской Театр - Сары Бернар (Le théâtre de la Ville - Sarah-Bernhardt), налево (здесь на фото не видно) - театр Шатле (Le théâtre du Châtelet). Посредине - Пальмовый Фонтан, или Фонтан Победы, или Фонтан Шатле (La fontaine du Palmier, ou fontaine du Châtelet, ou encore fontaine de la Victoire - парижане, по ходу, сами не знают). Всё вместе дело рук Барона Оссмана (1858), хотя фонтан постарше (1808).

…Тут следует множество всевозможных важных деталей про театры, которые я опущу. Отмечу только две:

1) В театре Шатле снимали финальную сцену фильма «Концерт » (если вдруг кто не смотрел - посмотреть обязательно!).

2) В театре Сары Бернар (или дё ля Вилль) выступал в 94-ом году Гребенщиков и я брала у него интервью для «Русской Мысли». Сидя в соседнем кафе. Долго говорили, пили кофе. Официант принёс счёт. На чеке, где-то внизу, было написано «Укладчица номер три». Вернее: «Гарсон номер два». БГ ухмыльнулся, достал записную книжечку и что-то туда записал…. А на следующий день БГ выступал в доме-приюте Толстовского Фонда, если не ошибаюсь, где-то за городом. Я тоже туда поехала, разумеется. И можете себе представить, каково было моё удивление, когда БГ запел песню «Гарсон Номер Два», сообщив: «Эту песню я сочинил, собственно, этой ночью». Вот. Про ту эпическую поездку я тогда же написала подробно в письме. Как бы его теперь отыскать?...

Пальмовый Фонтан. Или как там его. Построен Наполеоном Бонапартом в честь, знамо дело, своих побед. С благородной оговоркой: дать парижанам бесплатной питьевой воды. Парижанам всегда воды мало (было)....

Но причём тут пальмы? - спросите вы. Поднимите голову, присмотритесь (кто-то мудрый говорил: «По городам надо гулять задрав голову, а не глядя себе под ноги») (согласна, в Париже это не совсем просто по причине собачьих какашек повсюду).... Но вы всё-таки постарайтесь, приглядитесь....

Вы уведите: на вершине колонный действительно имеются пальмовые листья. Или почти. А весь «ствол» «пальмы» украшен перечислением наполеоновских побед в Италии, Египте и далее везде. Вообще, Наполеон I весьма проникся духом классической римской и египетской архитектуры. Поспешил воспроизвести в Париже. Величие! Хотя, если вспомнить, знаменитые ныне храмы и монументы Египта в наполеоновские времена были по крышу засыпаны песком, служили приютом туземным пейзанам и откапаны значительно позже…

на картинках - храм Edfou

На вершине «пальмы» - статуя Победы. Вот она (копия, оригинал в Музее Горда Парижа, Карнавале).

У подножья колонны сфинксы и четыре статуи, аллегории Бдительности, Правосудия, Силы и Благоразумия.

Первый век христианской эры. Париж времён Лютеции. Римские поселения находятся, в основном, на левом берегу, вокруг холма Святой Женевьевы и cardo maximus, ныне известной как улица Saint-Jacques (см. предыдущий пост). На острове Сите - поселения самих паризиев и римская администрация, включая дворец наместника.

на картинке: План Парижа эпохи Лютеции (Plan de Paris Lutece)

Пока римляне одни и непобедимы, жизнь течет плавно и гармонично. Гармонию нарушают варвары. Впервые - в 276 году. И потом уже беспрестанно. Поселенцы открытого, незащищённого левого берега спасаются от набегов на острове. Мостов в ту эпоху, похоже, практически не было. Максимум два. Один на левый берег, второй на правый. Мосты деревянные. Достаточно сжечь - и всё, «в домике». Во время нашествия Аттилы, IV век, лютечане, под духовным знаменем Святой Женевьевы, город не покидают (а хотели без боя сдать), но выстраивают вскоре вокруг Сите крепостную стену в два - два с половиной метра толщиной. Мосты, впрочем, всё ещё остаются без прикрытия.

на картинке: Париж в IX веке. С мостами.

Как следует укреплять Париж принялся Карл Лысый (вот не стеснялись французы давать своим королям не слишком-то почтительные кликухи, так на века и осталось), Charles II dit le Chauve, est un des petits-fils de Charlemagne, 823 - 877. IX век. Нормандцы зачастили. «После их набегов не оставалось даже собаки, чтоб полаяла в след» . Вплоть до самых последних времён по церквам ежедневно возносили: «От ярости норманнов спаси нас, Боже»!

Карл Лысый велит «обновить» римские укрепления, выстроить новые и укрепить мосты. Опоры мостов велено превратить в забрала и по концам поставить по деревянной башне-крепости. Так на нашем месте появляется «Большой Шатле» (Le Grand Châtelet). В противоположность «Малому Шатле» (le Petit Châtelet) с другой стороны острова, на «малом» рукаве Сены. Мосты здесь назывались соответственно: «Малый Мост» (так и называется по сей день) и «Большой Мост» (Ныне «Мост Менял»).

В скобках: усилия Карла Лысого оказались не напрасными. При очередном нашествии алчных викингов, в ноябре 885, им не удалось разбить и разграбить город с разбега и без потерь. После ожесточённых боёв парижане не сдались. «Большой Шатле» непреступен. Потянулась долгая осада. 885-887 гг. В какой-то момент противоположный « Малый Мост » снесло полноводием, защитники «Малого Шатле» оказались в одиночестве и «все были жестоко перебиты норманнами» … А потом прибыл Карл Толстый (говорю же: никакого почтения к правительству), Charles III dit le Gros, 839-888, откупился от викингов и те пошли грабить иные земли…

В 1130 Людовик Толстый (снова здорово), Louis VI, dit «le Gros» ou «le Batailleur», 1081-1137, заменил деревянные башни на каменные. Крепость солидная, мощная, окружена рвом c водой из Сены… Князья Парижские здесь обитают, потом кой-какая администрация… В 1190 Филипп-Август выстраивает новые оборонительные стены Парижа, «Большой Шатле» теряет первоначальное оборонительное назначение. Отныне здесь резиденция полиции и уголовной юстиции. Тюрьма и пыточные казематы включая. Всё. «Большой Шатле» нашёл своё окончательное призвание.

на картинке: Париж к 1550 г.

Мосты...


Pont au Change in 1577

Nicolas-Jean-Baptiste Raguenet, La joute des mariniers, entre le pont Notre-Dame et le Pont-au-Change, 1756

«Большой Шатле был, после Монфокон, наиболее зловещим сооружением Парижа, как по своей внешности и предназначению, так и по окружению, что делало этот квартал наиболее отвратительным местом столицы». (Jacques Hillairet, «Connaissance du vieux Paris»).

12 июня 1418 года, сторонники Бургиньонов захватили крепость-тюрьму (к тому времени сильно разросшуюся) и уничтожили всех узников-сторонников Арманьяков. Скидывая с высоты башен на выставленные пики (пару слов на тему вояк уже писала, повторюсь: «Для тех, кто прогулял в школе эти уроки истории, напомню: с 1337 по 1453 между Англией и Францией идет затяжная, нудная, довольно скучная «Столетняя война». Одновременно, с 1407 по 1435, случается гражданская война между Арманьяками и Бургиньонами (Guerre civile entre Armagnacs et Bourguignons). Причем последние, гадёныши, постоянно потакают врагам отчизны, англичанам…).

Дальше - хуже. 2 сентября 1792 года. «Кровавая революционная бойня, бессмысленная и беспощадная». В рамках широкомасштабной программы, вошедшей в историю как «сентябрьские бойни». Это когда «патриоты», как сама себя называла революционная гопота, испугавшись про- руаялистской австро-прусской интервенции, сильно запаниковала и охотно поверила слухам о якобы готовящемся «заговоре тюрем». Будто бы недобитая аристократия замышляет переворот, репрессии и массовые казни революционеров.

И как сказал кто-то умный: «Есть не много людей, готовых умереть за идею, но есть много тех, кто за идею готов убить»…

«Вставайте, Французы! И пусть потечёт кровь изменников! Это единственный способ спасти отчизну»! («Debout, Français, qui voulez vivre libres! Debout! Debout! Et que le sang des traîtres commence à couler ! C"est le seul moyen de sauver la patrie» . Jean-Paul Marat).

За пять дней по парижским тюрьмам было зверски убито, как полагают, более 1300 человек. И далеко, ох, далеко не все из них были «изменниками», аристократами-роялистами и примкнувшими к ним священниками. 75% - простые уголовники и проститутки. В «Большом Шатле» из 269 заключенных изрубили саблями и истерзали ножами 216 человек. Все - опасные преступники (иных тут не держали), но ни одного замешанного в какие-либо заговоры. «Эти заключенные слышали накануне, что тюрьмы освободят (…) Многие приготовились и с котомкой вещей под мышкой прогуливались по двору (…) Страшный смерч ворвался в семь вечера (…) Невнятная бойня началась с ударов саблей, с выстрелов ружей. Нигде более они не были столь безжалостными» (Jules Michelet, «Histoire de la Révolution Française»).

Рассказывают, что войдя в кровавый раж, «сентябрийцы» (сентябрь + убийцы, les septembriseurs) рубили и оскверняли тела жертв «простого удовольствия ради». «Женщины носили отрезанные уши в качестве трофея» … Впрочем, это слишком долгий и не столь однозначный рассказ… Отметим лишь, что когда революционеры освобождали всех «узников тирании» в 1789 году, именно в «Большой Шателе» они сунуться не посмели. Репутация постояльцев была однозначной: «особо опасные бандиты».

на картинке: Massacre Châtelet 1792

Сидели «особо опасные» по различного комфорта камерам, за которые - нюанс цинизма - ещё и платили сами. В зависимости от ранга: граф, сеньор, шевалье, дворянин, ростовщик, еврей, иное… За привилегию иметь кровать платили отдельно. Хотя кровати были не везде. Самые страшные казематы - «La fosse» («Могила») и «Fin d"aise» («Конец радости»). «Могила» представляла из себя перевёрнутый конус, где узник не мог ни стоять, ни сидеть, ни лежать, а ноги его были всегда в воде. Продолжительность заточения - две недели. Дольше не выживали. В «Конце радости» помирали чуть позже, через месяц примерно. То была яма, заполненная помоями и рептилиями.

Кроме обычных «камер» были и специальные залы судопроизводства. Где заключенные подвергались «вопросу». То есть пыткам. Где выносились приговоры и осуществлялись приговоры.

на картинке: Robert Francois Damiens before the judges / «Робер-Франсуа Дамьян перед своими судьями».

После бойни 2 сентября 1792 «Большой Шатле» решено снести. Немедленно. Но немедленно не получилось, сносили постепенно, между 1802 и 1857 годами. Теперь от некогда могущественной и «наиболее зловещей» крепости-тюрьмы осталось лишь название площади и театра. И слово «морг».

Неисповедимы пути Господни. В жизни слов тоже.

В XV веке французское (от латинского) слово «морг» - «morgue» - обозначало: «лицо», «физиономия». От глагола «morguer» - внимательно вглядываться в лица осужденных по их прибытию в тюрьму «что бы их узнавать в случае побега или рецидива». Фотографий не было. «По причине выражения лица, которое принимали надзиратели, когда они всматривались в заключенных по их прибытию; значение было, буквально: «отделение, место в тюрьме, где осматривали заключенных, прежде чем поместить их в камеры». Кое кто уточняет, что «выражение лица» у надзирателей было соответствующим.

В 1734 году нижние камеры, «la basse geôle», специальным постановлением переквалифицировали в место «опознания трупов, найденных на улице или утонувших в Сене». В XVIII веке таковых тел в Париже находили десятка по полтора в ночь. Позже сиё макабрное учреждение переведут в другую часть Шатле, но это совсем не важно. За безымянными телами ухаживали монахини ордена Святой Екатерины. Специальное отверстие в двери позволяло рассмотреть трупы «зажимая нос». Невостребованных хоронили на кладбище Невинных (о котором обязательно как-нибудь расскажу). В 1804 (Шатле разбирают) морг переведён в иное место.... О первоначальном смысле слова забыли ныне даже сами французы....

Продолжение следует….