От чего умер боб марлей. Биография боба марли. Путь в музыке

Фото: ТАСС/Zuma
Piers Cavendish

Кто, как и зачем взорвал самолёт авиакомпании Pan Am, рейс № 103, над шотландской деревней Локерби.

Настоящие организаторы теракта так и не понесли наказания.

21 декабря 1988 года в результате взрыва бомбы на на шотландскую деревню Локерби упал самолёт Boeing 747 авиакомпании Pan Am, выполнявший рейс № 103 из Лондона в Нью-Йорк. Погибло 270 человек (259 пассажиров и членов экипажа, 11 местных жителей). Из них - 189 граждан США, которые в основном летели, чтобы отпраздновать Рождество дома, в кругу семьи.

Большой разброс упавших на землю обломков свидетельствовал о том, что авиалайнер разрушился в воздухе, а не от удара о землю. Как впоследствии установили специалисты Министерства транспорта Великобритании, носовая часть самолёта фактически была оторвана от корпуса. Первой упала центральная секция с крыльями. При ударе о землю произошло воспламенение 90 тонн топлива. Огненный смерч в районе падения уничтожил несколько домов вместе с их жителями.

Через несколько дней было установлено, что рейс № 103 через 38 минут после взлёта был взорван. Эксперты-криминалисты довольно быстро определили природу, количество и местонахождение взрывчатки. Анализ сажи, покрывавшей металлические части багажного отделения, показал наличие химического взрыва, вероятнее всего, произведённого пластичной взрывчаткой «Семтекс» (С 4).

Так началось расследование этого беспрецедентного теракта длиною в 3 года. Впрочем, ясности в том, кто, как и зачем взорвал рейс № 103 над Локерби, нет и по сей день, спустя почти 27 лет. Политические игры во все времена мешали объективному расследованию и тормозили его.

ПО СЛЕДАМ «СЕМТЕКСА»

Согласно официальным материалам расследования «дела Локерби», которое вело в основном ФБР, взрывчатка «Семтекс» была спрятана в радиоприёмнике Тoshiba, который был помещён в коричневый чемодан Samsonite, отправленный багажом без пассажира из Мальты во Франкфурт (формально рейс №103 начался во Франкфурте, и прибывший оттуда багаж повторно в Лондоне не досматривался), а затем попавший на борт рейса Pan Am № 103 в Лондоне.

Только с 1991 года единственный производитель «Семтекса», чешская фирма Explosia, стала помечать различные партии этой взрывчатки микрометками с целью облегчения отслеживания её перемещений и идентификации конечного пользователя. А тогда, в условиях холодной войны, это было сделать нереально.

Кроме приёмника и чемодана, при обследовании места падения авиалайнера - территории в 850 квадратных миль - были найдены обгоревшие вещи из того же чемодана Samsonite, а также чудом уцелевший кусочек пластика - деталь взрывного устройства.

Вещи (брюки и зонтик), как оказалось, были неосторожно куплены в одном из магазинов неподалёку от аэропорта Лука на Мальте. Владелец мальтийского магазинчика Тони Гаучи - ключевой свидетель по «делу Локерби» - с трудом, но вспомнил покупателя. А швейцарская компания Meister & Bollier, точнее её сотрудник Ульрих Ламперт, признался, что кусочек пластика - это часть таймера из партии, которую они делали по заказу ливийской разведки.

В марте 1990 года Президент Чехословакии Вацлав Гавел вдруг обнаружил, что в конце 1980-х чехословацкий коммунистический режим поставил Ливии несколько тонн той самой взрывчатки «Семтекс», которая использовалась при взрыве самолёта над Локерби. О чём и не преминул сообщить американским и британским властям. Ливийский пасьянс вроде бы сложился.

В итоге 13 ноября 1991 года обвинение в организации теракта над Локерби было выдвинуто против двух ливийцев - главы службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines аль-Меграхи (на самом деле он был сотрудником ливийских спецслужб и родственником одного из ближайших соратников полковника Каддафи) и Ламина Халифа Фхима.

ЛИВИЙСКИЙ ПАСЬЯНС

Ливия отказалась выдавать своих граждан на суд мировой общественности. После чего Совет Безопасности ООН ввёл против этой страны жёсткие экономические санкции, признав Каддафи главным пособником мирового терроризма. Были запрещены: авиасообщение, банковские транзакции, продажа оружия и оборудования для добычи нефти и многое другое.

«Лев пустыни», как называли Каддафи, оказался заперт в собственной золотой клетке и стал мировым изгоем на долгие восемь лет. Только в 1999 году лидер Ливийской Джамахирии согласился выдать аль-Меграхи и его подельника шотландской полиции с условием, что суд над ними будет проходить на нейтральной территории.

Судебный процесс состоялся в голландском Утрехте, на бывшей американской военной базе, по шотландским законам и без присяжных. 31 января 2001 года был вынесен судебный вердикт: аль-Меграхи приговорили к пожизненному заключению, Ламин Халиф Фхима был признан невиновным.

А 13 августа 2003 года в швейцарском городе Базель было подписано соглашение об открытии счёта в Банке международных расчётов на сумму 2,7 млрд долларов - по 10 млн долларов за каждого из 270 погибших при теракте. В рамках соглашения между США, Великобританией и Ливией, последняя признала, что её официальные лица несут ответственность за взрыв 21 декабря 1988 года боинга авиакомпании Pan Am в небе над Локерби. Сторонами были выработаны график и условия выполнения обязательств по рекордной компенсации. Деньги родственники жертв могли начать получать сразу же - на следующий день, 14 августа.

В 2009 году аль-Меграхи, отсидевший 10 лет в шотландской тюрьме, был отпущен на свободу в связи с тем, что тяжело заболел - у него был обнаружен рак. В Триполи ему устроили торжественную встречу: тысячи людей с флагами и транспарантами приветствовали его как героя. Аль-Меграхи прожил ещё три года и умер в Ливии в 2012 году.

Словом, во всём назначили быть виноватым Каддафи. У полковника, конечно же, был серьёзный повод: 21 февраля 1973 года истребители израильских ВВС над Синайским полуостровом сбили пассажирский боинг главного ливийского авиаперевозчика - компании Libyan Arab Airlines, в результате чего погибли 108 человек. Месть - это блюдо, которое подают холодным, но не настолько. Почему нужно было ждать целых 15 лет? И причём здесь США, если ливийский лайнер сбили израильтяне? Мотив для мести, и гораздо свежее, был не только у Каддафи.

ИРАНСКАЯ ВЕРСИЯ

3 июля 1988 года ракетой с американского крейсера «Винсенс» над Персидским заливом был сбит иранский пассажирский самолёт А300, летевший из Тегерана в Дубай. Погибли 290 человек, в том числе 65 детей. Большинство погибших были иранцами.

Правительство США настаивало на том, что авиалайнер был сбит правомерно. Хотя всем было ясно, что сбитый средь бела дня пассажирский самолёт летел, набирая высоту, по заданной коммерческой трассе и уходил в сторону от крейсера «Винсенс». Так же упорно американцы не хотели извиняться.

«Я никогда не стану приносить извинения за Соединённые Штаты. Мне всё равно, какие имеются факты», - заявил Джордж Буш - старший, участвовавший тогда в президентских выборах, и это принесло ему немало победных очков в борьбе с демократом Дукакисом.

Иранские власти никогда не принимали версию «несчастного случая» в отношении своего сбитого самолёта. Тем более что 18 апреля 1988 года США впервые предприняли бомбардировку территории Ирана самолётами с авианосца «Энтерпрайз».

И в августе 1988 года правительство Ирана приняло предложение ООН о прекращении боевых действий с Ираком после 8 лет войны. Враг теперь был новый - США. Тегеран полностью пересмотрел свою военную доктрину и начал активно сотрудничать с ядерной мафией доктора Абдул Кадыр Хана, родоначальника пакистанской атомной бомбы.

Но до ядерного удара возмездия по ненавистной Америке было ещё далеко, а отомстить за сбитый иранский лайнер хотелось без промедления.

«Все в разведке США знали о намерении Ирана взорвать американский авиалайнер в ответ на их сбитый самолёт. Мы знали об этом», - заявил после ухода в отставку бывший оперативный сотрудник ЦРУ Роберт Бэр. Тогдашний министр внутренних дел Ирана Али Акбар Мохташеми поклялся, что в отместку американцам с неба «прольётся кровавый дождь». Министр даже придумал кодовое название для ответной террористической акции - INTEKAM, что означает «месть». И вскоре Агентство национальной безопасности США (АНБ) перехватило ряд сообщений о том, что Мохташеми готов заплатить 10 млн долларов террористическим группировкам в Бейруте с целью осуществления теракта на рейсе Pan Am № 103 в ответ за сбитый американцами иранский лайнер, сообщала газета «Вашингтон пост».

С той же целью - заказ теракта - ещё некоторые высокопоставленные лица в правительстве Ирана провели в Бейруте ряд встреч с лидером Народного фронта освобождения Палестины - Главного командования (НФОП-ГК) Ахмадом Джибрилем. Как выяснила Федеральная полиция Германии в ходе операции Herbstlaub («Осенние листья») в октябре 1988 года, к тому времени Ахмад Джибриль уже наладил производство необычных бомб в городе Нойс в Западной Германии. За это взрывоопасное направление отвечал его заместитель Далкамани. А непосредственным изготовителем был иорданский специалист по взрывчатке Маруан Кхреезат. Он встраивал бомбы в радиоприёмники и оснащал их спусковые механизмы барометрическими приборами, специально устроенным для взрыва в корпусе самолёта при достижении им определённой высоты.

В 1989 году агентам ФБР удалось допросить Кхреезата в Аммане, поскольку иорданские власти наотрез отказались выдавать подрывника США. Из его показаний следовало, что ещё в октябре 1988 года он сделал пять таких барометрических бомб для НФОП-ГК. Четыре из них немецкая полиция нашла весной 1989 года в Нойсе, у родственников Далкамани. Пятая бомба пропала бесследно. Как бы там ни было, но немецкая полиция разослала предупреждения о возможности теракта с детальным описанием бомбы в радиоприёмнике Тoshiba британским и американским властям ещё осенью 1988 года.

Примерно через год после теракта над Локерби стало известно, что торговец оружием Дэвид Лавджой, который поставлял вооружение для иранской армии, передал посольству Ирана в Бейруте информацию о том, что в США рейсом Pan Am № 103 полетят сотрудники ЦРУ и Минобороны. Его кличка в ЦРУ была Щелкунчик, и он был двойным агентом. О его предательстве стало известно, когда в ноябре и декабре 1988 года власти США перехватили серию телефонных звонков от Лавджоя Хусейну Никнаму, иранскому поверенному в делах в Бейруте. Последний звонок Лавджоя состоялся 20 декабря.

В апреле 1989 года ФБР передало в прессу информацию о предварительной идентификации того, кто, сам не ведая, пронёс бомбу на борт самолёта. Это был 21-летний Халид Джаафар, американец ливанского происхождения. Бомба была подкинута в его чемодан одним из членов НФОП-ГК.

Два дня спустя после гибели Pan Am № 103 израильская разведка перехватила телефонный звонок министра внутренних дел Ирана Мохташеми в посольство Ирана в Бейруте. В ходе разговора посол получил поздравление с «успешной операцией» и распоряжение передать остальную часть оплаты НФОП-ГК.

Кстати, Израиль никогда не соглашался с США в вопросе об организаторах теракта над Локерби. Через несколько дней после предъявления обвинения двум ливийцам высокопоставленный чиновник Израиля заявил: его правительство проинформировало США, что Израиль по-прежнему убеждён - что теракт был организован людьми Джибриля.

Комиссия по пересмотру уголовных дел Шотландии подтвердила, что оплата в 11 млн долларов была получена НФОП-ГК 23 декабря 1988 года или в районе этой даты. Денежный перевод был сначала сделан на счёт банка в Лозанне (Швейцария), а затем перенесён на другой расчётный счёт, открытый НФОП-ГК в банке Banque Nationale de Paris, а оттуда деньги были отправлены в Венгерский банк развития…

ЭФФЕКТ КАССАНДРЫ

Одна из странностей теракта, произошедшего над Локерби, заключается в том, что погибнуть могло гораздо больше людей. Не может не вызывать удивления тот факт, что предрождественский рейс из Лондона в Нью-Йорк был заполнен лишь наполовину. Свой последний полёт авиалайнер выполнял со 165 свободными местами. И компания Pan Am, кстати, потом отказалась предоставить сравнительную информацию по предрождественским рейсам за предыдущие годы, заявив, что количество пассажиров, пользующихся услугами их компании, - это коммерческая тайна.

Интересен состав отказников. Комиссия при Президенте США выяснила, что 80 % штатных сотрудников посольства США в Москве, зарезервировавших себе билеты на пересадочный рейс из Франкфурта в Лондон, аннулировали броню на него. Вся делегация Южной Африки сделала то же самое за несколько часов до регистрации. Известно, что отказался от брони в том числе и министр иностранных дел ЮАР Пик Бота, который должен был лететь в США для подписания в ООН соглашений о независимости Намибии. Джон Маккарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын исполнительного помощника директора ФБР Оливера Ревелла, помощник руководителя отдела разведки в Управлении США по борьбе с наркотиками Стивен Грин - все они также отказались лететь рейсом № 103 авиакомпании Pan Am. Эти люди о чём-то догадывались или что-то узнали в последний момент? Почему им так повезло?

18 ноября 1988 года авиакомпания Pan Am получила официальное уведомление Федерального авиационного управления США (ФАУ) о мерах безопасности, в котором было конкретно сообщено об обнаружении в Германии террористической группы с Ближнего Востока, которая имела специальные бомбы для взрыва в авиалайнере. Pan Am была предупреждена и о трудности нахождения бомбы, поскольку интроскоп мог её не обнаружить.

5 декабря 1988 года ФАУ выпустило уведомление о мерах безопасности, в котором указывалось, что в посольство США в Хельсинки поступил телефонный звонок с предупреждением. Звонивший говорил с арабским акцентом и сообщил, что в течение ближайших двух недель будет взорван самолёт авиакомпании Pan Am, совершающий рейс из Франкфурта в США. Исполнителями назывались палестинцы.

8 декабря представитель службы безопасности авиакомпании Pan Am Джим Бервик летит в Хельсинки, где агент разведки США объясняет ему, что предупреждение оказалось фальсификацией.

8 декабря 1988 года, в ходе облавы, произведённой израильским спецназом в ливанской штаб-квартире НФОП-ГК около Дамура, были захвачены документы, указывающие на планирование теракта на авиалайнере компании Pan Am, совершающем рейс из Франкфурта в конце декабря. Эта информация была передана в США и Германию.

13 декабря предупреждение об угрозе теракта на авиалайнере было открыто вывешено на доске объявлений в посольстве США в Москве, а затем распространено среди всей американской общины, в том числе среди журналистов и бизнесменов.

И наконец, 18 декабря Федеральная уголовная полиция Германии получает секретную информацию о готовящемся в следующие 2-3 дня теракте на рейсе Pan Am № 103. Эта информация передаётся в посольство США в Бонне, которое сообщает о ней Госдепартаменту, который, в свою очередь, передаёт предупреждение в остальные посольства.

После всех этих предупреждений багаж рейса № 103 должен был досматриваться под микроскопом. Но этого почему-то не произошло.

ПРОВАЛ ЦРУ

В результате теракта на рейсе Pan Am № 103 погибли нескольких офицеров разведки США. Майор Макки выполнял в Бейруте задание, целью которого было определить местонахождение американских заложников, удерживаемых «Хезболлой». МакКи летел в США рейсом № 103 на рождественские каникулы вместе с Мэтью Гэнноном, заместителем начальника резидентуры ЦРУ в Бейруте. Казалось бы, ЦРУ должно было горы свернуть, чтобы найти и наказать истинных виновников трагедии в Локерби - ведь погибли «свои ребята» из Лэнгли. Но политические игры Белого дома и Госдепартамента взяли верх над корпоративной солидарностью.

Поначалу США и Великобритания активно поддерживали иранскую версию. Но в 1990 году началась подготовка к вторжению США в Ирак. А для успеха данной операции необходима была поддержка со стороны Ирана и Сирии. И обвиняемым в мгновение ока стал Каддафи.

Да и была ли она, эта солидарность разведсообщества? Американские вертолёты прибыли на место трагедии очень быстро - через 1 час 25 минут, словно знали о ЧП заранее. Офицеров полиции шотландской области Дамфрис и Галлоуэй беспокоило, что на «ужасном месте» в Локерби «так много американцев, которые обыскивают и исследуют обломки самолёта, возможно, уничтожая важные улики».

После суда над аль-Меграхи оказалось, что владелец магазина одежды на Мальте Тони Гаучи, который его опознал, получил за свои показания на суде 2 млн долларов по программе американского Министерства юстиции Rewards for Justice и отбыл вместе с женой на новое место жительства в Австралию.

В 2007 году британская пресса опубликовала сенсационный материал. Швейцарский инженер Ульрих Ламперт под присягой сообщил, что в своё время похитил с работы таймер и передал его некоему лицу, занимавшемуся расследованием теракта. Через некоторое время кусочек этого таймера стал фигурировать в качестве главного вещдока в «деле Локерби». Ламперт заявил, что он промолчал об этом на суде, опасаясь за свою жизнь.

Глава швейцарской компании Meister & Bollier, чья плата фигурировала на суде, тогда же заявил, что за несколько лет до теракта компания действительно продала ливийской армии несколько таймеров, однако те платы были зелёного цвета, а в суде в качестве вещдока фигурировали платы коричневого цвета.

Несмотря на многочисленные предупреждения, не предпринималось никаких попыток сверить багаж со списком пассажиров рейса № 103. Однако следователи выяснили, что оператор интроскопа получил инструкцию извлечь из багажа любую сумку, в которой был радиоприёмник. Согласно его показаниям, ни в одной сумке не было ничего похожего на радиоприёмник Тоshiba.

В связи с этим остаётся предположить, что багаж с бомбой попал на борт самолёта необычным путём. Например, тем, что использовался Управлением по борьбе с наркотиками при Минюсте США (DEA) с целью контроля над поставками героина из ливанской долины Бекаа в Детройт. Эти поставки проходили через Франкфурт, а в качестве перевозчика использовалась авиакомпания Pan Am. Сотрудники DEA не трогали груз до места назначения, чтобы арестовать с ним граждан США, поставщики их интересовали меньше.

Согласно информации в отчёте нанятого Pan Am частного расследователя, 21 декабря 1988 года агент наблюдения Федеральной уголовной полиции Германии, следивший за погрузкой на авиалайнер Pan Am, заметил, что чемодан «с героином» был заменён другим, отличавшимся по виду, форме, материалу и цвету от обычно используемых для перевозки наркотиков. Это был коричневый чемодан Samsonite. Федеральная уголовная полиция доложила об этом группе ЦРУ в Висбадене, которая, в свою очередь, сообщила информацию своему руководству. Согласно отчёту, в тексте значилось: «Не беспокойтесь об этом. Не останавливайте груз. Пропустите».

21 декабря 1988 года «Боинг-747», принадлежавший авиакомпании «Пан Америкэн», после взрыва бомбы на борту, упал на город Локерби в . Погибли 259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей домов, разрушенных упавшим самолётом. Расследование установило, что на борту лайнера взорвалась мощная бомба, заложенная, предположительно, агентами ливийских спецслужб.

Дневник дела Локерби: Каддафи – «козёл отпущения» для наркоторговли ЦРУ

Долгие годы мне говорили, что террорист , поместивший бомбу на борт рейса «Pan Am 103» – это дело известно как взрыв над Локерби – живёт примерно в 8 милях от моего дома, в округе Фэйрфакс, штат Вирджиния. Его пожизненные привилегии и защита за казённый счёт, благодаря карьеристам в разведслужбах , стали вознаграждением за молчание об участии ЦРУ в торговле наркотиками в Ливане в 1980-е.

Как говорят источники, я была более чем случайным наблюдателем. С мая 1995 г. по март 2003 г. я являлась тайным неофициальным каналом передачи секретной информации в Триполи и Багдад, и мою работу координировал мой куратор из ЦРУ д-р Ричард Фуиш, который с первого дня утверждал, что знает об истоках преступного сговора Локерби и личности террористов (Показания Сьюзан Линдауэр под присягой). Он поклялся, что в этом теракте не участвовал ни один ливиец .

Имея эту уверенность, наша команда начала переговоры с ливийскими дипломатами по поводу судебного рассмотрения дела Локерби. Я участвовала более чем в 150 встречах в посольстве Ливии в . После передачи двух обвиняемых ливийцев наша команда приступила к скоординированной битве за то, чтобы получить разрешение для д-ра Фуиша дать показания о его важнейших знаниях о преступном сговоре на суде. Но в удивительном повороте событий американский федеральный судья в Александрии, штат Вирджиния, поставил двойную печать на важную часть показаний д-ра Фуиша. Двойная печать может быть вскрыта только шотландским судьёй. По моему мнению, это должно быть первоочередным делом, так как скрытые двойной печатью показания показывают весь сговор в деле Локерби . Но что самое существенное, они идентифицируют 11 террористов, замешанных в теракте. Показания д-ра Фуиша могли бы навсегда поставить точку в этой истории.

Для моей уверенности есть хорошие основания. Что удивительно, во время переговоров по Локерби заявления д-ра Фуиша о торговле ЦРУ опиумом в Ливане получили необычное подтверждение. Однажды, когда я выходила из офиса сенатора Кэрола Мосли-Браун во время перерыва на обед, более пожилой секретный агент догнал меня рядом с Верховным судом . Он появился на моём пути из ниоткуда и пригласил меня пообедать. С удивительной откровенностью он рассказал мне о том, что послужило причиной действий ЦРУ. Я помню этот разговор, как рассказ закалённого в боях агента, поделившегося рисками оперативной работы с восторженным молодым агентом, который страстно мечтал пуститься в большие приключения.

Это была, конечно, поучительная история. По его словам, ЦРУ проникла в сферу торговли опиумом и героином в в рамках кризисной операции, чтобы спасти журналиста «АП» Терри Андерсона и 11 других американских и британских заложников в Бейруте, включая главу бюро CNN Джереми Левина и англиканского представителя Терри Уэйта. Кризис с заложниками являлся обоснованным беспокойством для ЦРУ. Начальник резидентуры ЦРУ в Бейруте, Уильям Бакли, также был похищен «Исламским джихадом» – его жестоко пытали до смерти, а его тело бросили на улице перед штаб-квартирой ЦРУ. Операция освобождения затянулась и была осложнена гражданской войной в Ливане – в конечном счёте, плен Терри Андерсона продлился семь лет. Многих заложников избивали, держали в одиночном заключении прикованными к полу и подвергали инсценированным казням.

Пожилой шпион, отказавшийся назвать себя, поклялся, что ЦРУ считали крайне необходимым испробовать любую возможность спасения заложников. Идея проникновения в криминальные сети показывает тёмную суть самой разведки . Наркоконтроль часто опирается на такие же стратегии. Но ЦРУ слишком далеко зашло по неправильному пути, когда оно попутно прикарманило некоторые из доходов от героина. Маленький грязный секрет заключается в том, что продолжало забирать себе процент от производства опиума и героина в Ливане и дальше, вплоть до 1990-х.

Что касается спасения заложников, то, учитывая то, что для завершения операции потребовались годы, то ходили слухи, что коррумпированный сотрудник ЦРУ, пользовавшийся этими доходами от опиума, возможно, придерживал донесения о местонахождении заложников или иным образом отвлекал свою команду, чтобы защитить свою прибыль с наркотиков. Это, по-видимому, вызывало серьёзные опасения в то время среди других американских сотрудников, участвовавших в освобождении заложников.

В декабре 1988 г. разъярённые агенты военной разведки выразили формальный протест, разоблачив соучастие ЦРУ в торговле героином на Ближнем Востоке . Когда команды из обоих управлений были вызваны обратно в для участия во внутреннем разбирательстве, они сели на рейс «Pan Am 103» . Боевое крыло группировки «Хезболлах» под руководством Ахмеда Джибриля, его племянника Абу Элиаса, Абу Тальба и Абу Нидала устранило обе команды, чтобы защитить свой доходный картель .

Секретные документы военной разведки показывают, что Джибриль и Тальб в любом случае подумывали о том, чтобы взорвать американский самолёт в период рождественских праздников 1988 г. Они планировали взорвать американский самолёт в качестве мести за то, что военный корабль «Винсенн» сбил иранский коммерческий самолёт, наполненный паломниками, возвращавшимися из , в июле 1988 г. Однако угроза военной разведки раскрыть их героиновую сеть привела в действие их план взрыва. Способность «Исламского джихада» обнаружить реализуемые разведданные в отношении расписания полётов определённо подтвердила бы, что кто-то в ЦРУ управлял двойным агентом, помогая «Исламскому джихаду» оставаться на шаг впереди операции освобождения заложников.

Это и есть грязная правда о Локерби . И она совсем не похожа на ту, которую вам рассказали.

Подождите-ка секунду – я предвижу ваше замешательство. Ливию обвинили в теракте над Локерби. Папочка Джордж Буш так нам сказал! ООН ввела санкции против Ливии, потребовав, чтобы полковник передал двух ливийцев для проведения суда. Один из двоих ливийцев, Ламин Фхима, был сразу оправдан. Другой, Абдельбасет Меграхи, был осуждён (на основе самых неубедительных косвенных улик, которые игнорировали бесконечные противоречия). Ливия заплатила 2,7 миллиарда долларов компенсации – достигавшую 10 миллионов долларов на семью погибших – чтобы были сняты санкции ООН, и выразила что-то вроде не-извинения за смерти – хотя никогда и не признала своё участие в заговоре.

Так что же, Ливия всё это время была невиновна? Одним словом – ДА .

Не поймите меня неправильно: я не испытываю слабости к . Как агент, я понимала, что независимо от обещаний дружбы, в глубине души ливийцы обращаются к своим дням славы, как бедуинов-охотников. Это патология, а не нечто личное. Они придерживаются племенных и исламских традиций, что часто делает их параноиками и подозрительными в отношении чужаков. У них давняя история взаимных набегов на стоянки друг друга, кражи домашнего скота, женщин и детей. У одного из моих лучших дипломатических источников была татуировка на запястье, так как его бабушка боялась, что его похитят, когда он был ребёнком (в 1950-е). У Ливии просто нет истории веры в то, что она должна выполнять обещания, данные людям не из их кланов. Это не является частью их наследия.

Эта культура вендетты не сулит ничего хорошего для настоящего восстания. Даже после того, как Каддафи уйдёт, по всей вероятности, эти племенные семьи продолжат добиваться мести в отношении друг друга. Пока не ясно, будет ли новое правительство скрывать эти конфликты, чтобы сохранить свой имидж сплочённости и законности для внешнего мира. На самом деле, больше всего ливийская представляет угрозу сама себе.

Я не могу сказать этого о любой арабской стране. Мне очень нравится арабская культура. Просто я не настолько глупа, чтобы поддерживать Каддафи. Его действия часто маскируют другие планы.

Но самое важное – это то, что Ливия не имела никакого отношения к взрыву «Pan Am 103» , который взорвался над городком Локерби в Шотландии. Нам должно быть небезразлично дело Локерби, так как оно обнажило серьёзную проблему. Торговля опиумом из долины Бекаа является основным источником мирового производства героина. В свою очередь мировые поступления наркодолларов поддерживают операции боевиков по всему миру, от до Индонезии, Колумбии, Бирмы и Дальнего Востока.

И это то, чего нужно опасаться. Нам не нужно посылать солдат, чтобы прекратить это. При творческом подходе мы могли бы атаковать банковские счета этих мировых торговцев героином и отрезать финансовые средства для насилия, которое наносит ущерб местным обществам посредством боевых действий. Мы могли бы уничтожить два бедствия – героин и терроризм. И США не потребовалось бы вести военные действия по всей планете, чтобы достичь своих целей. К счастью, есть иные способы.

Первый шаг – признать это.


21 декабря 1988 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Pan Am (США), выполнявший регулярный рейс 103 по маршруту Франкфурт-на- Майне - Лондон - Нью-Йорк - Детройт, разрушился в воздухе над г. Локерби (Шотландия).. Погибли все 243 пассажира и 16 членов экипажа, находившиеся на борту, а также 11 человек на земле.


Хронология событий Рейс PA103 вылетел из Лондона в 18:04 и взял курс на Нью-Йорк. В 19:02, когда самолёт пролетал над Шотландией, в грузовом отсеке в носовой части самолёта произошёл взрыв, воздействие которого было усилено разностью между давлением внутри самолёта и давлением окружающей среды. В левой части фюзеляжа образовалась пробоина шириной полметра. В результате повреждения тросов управления самолёт накренился влево и перешёл в пикирование.


Как впоследствии установили специалисты министерства транспорта Великобритании, носовая часть самолёта фактически была оторвана от фюзеляжа в течение трёх секунд с момента взрыва, её задрало вверх и развернуло в сторону хвостовой части наподобие крышки консервной банки, после чего она отлетела назад, сбила правый двигатель и рухнула на землю на некотором расстоянии от города Локерби. Основная часть фюзеляжа продолжала двигаться вперёд и вниз, и, достигнув высоты 5800 метров, перешла в практически отвесное падение, при этом фюзеляж разваливался на части.


Первой рухнула центральная секция с крыльями. При ударе о землю произошло воспламенение 91 тонны авиатоплива, находившегося в баках самолёта. Огненный шар уничтожил несколько домов в районе падения. Ещё один крупный обломок фюзеляжа врезался в жилой дом в полумиле к северо- востоку. Расследованием причин катастрофы рейса PA103 длилось оно в течение трёх лет. Была исследована территория в 1367 км². Было установлено, что взрыв произошёл в грузовом отсеке, где следовал багаж из Франкфурта-на-Майне. При проверке накладных оказалось, что багаж, следовавший без пассажира с Мальты на Франкфуртском рейсе, был направлен на Нью-Йоркский. На его борту взорвалась бомба, заложенная в багаж. Были найдены остатки радиоприёмника, в котором находилась бомба, и остатки чемодан, в котором находился радиоприёмник.


В 1991 г. в организации взрыва были обвинены двое граждан Ливии. В 1999 г. ливийский лидер Муамар Каддафи согласился передать нидерландскому суду обоих подозреваемых. Один из них, Абдельбассет Али аль-Меграхи, 31 января 2001 г. был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению (в 2009 г. освобожден в связи с диагностированной у него смертельной болезнью, умер в 2012 г.). В 2003 г. ливийские власти признали ответственность за теракт и выплатили компенсации в общем размере 2,7 млрд долларов США - по 10 млн долларов за каждого погибшего.

21 декабря 1988 года «Боинг‑747», принадлежавший авиакомпании «Пан Америкэн», после взрыва бомбы на борту упал на город Локерби в Шотландии. Погибли 259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей Локерби.


21 декабря 1988 года в аэропорту Хитроу совершил посадку «Боинг‑727» авиакомпании «Пан Америкэн», доставивший 109 пассажиров из Франкфурта. Самолетом обслуживался первый отрезок рейса № 103 Франкфурт — Детройт. Пассажирам, купившим билеты до конечного пункта, предстояли две пересадки на другие лайнеры — в Лондоне и Нью‑Йорке. Этот маршрут не очень удобен — только 49 человек летели из Германии в США. Большинство пассажиров — американские военнослужащие, получившие отпуск. Из Лондона в Новый Свет их взялся доставить «Боинг‑747», названный «Девой морей». В экипаж входили опытнейший капитан Джеймс Брюс Маккверри, налетавший почти 11 тысяч часов, из них 4 тысячи — на «Боинге‑747», а также второй пилот Реймонд Вагнер, бортинженер Джерри Аврит, 13 стюардесс и стюардов.

Багаж пассажиров, прибывших из Франкфурта и направлявшихся в Нью‑Йорк, рабочие перевезли из «Боинга‑727» в грузовой отсек «Девы морей». Формально рейс № 103 начался во Франкфурте, и прибывшая оттуда кладь повторно не досматривалась. В аэропорту Хитроу рентгеновскую проверку прошел только багаж, сданный в Лондоне.

Всего же на борту «Девы морей» оказалось примерно 30 т груза. Топливные баки огромного лайнера поглотили более 108 т авиакеросина.

В 17.45 началась посадка — всего оказалось 243 пассажира: граждане 21 страны и всех возрастов — от девятимесячного американского младенца до восьмидесятилетней жительницы Будапешта. Как часто бывает, из‑за опоздания нескольких пассажиров рейс пришлось задержать у терминала.

В 18.25 четыре мощные турбины «Пратт энд Уиттни» подняли «Боинг‑747» в английское небо.

Бизнесмен индийского происхождения Ясвант Сингх Басута прошел регистрацию на рейс № 103, но засиделся в баре и не услышал объявления о посадке. Улетевшие чемоданы, наверное, сильно испортили ему настроение, но вряд ли надолго.

В Центре УВД, расположенном на северо‑западном побережье Шотландии, в Прествике, заканчивалась очередная смена, когдй в 18.58 на связь с «верхним» диспетчером Томом Фазером вышел второй пилот «Девы морей» Вагнер: «Добрый вечер, это Клипер сто три. Прошу разрешения на трансатлантический перелет. Предполагаем пересечь береговую черту в точке: широта пятьдесят четыре градуса северная, долгота десять градусов западная. Эшелон триста десять (тридцать одна тысяча футов. — И.М.), скорость восемьдесят четыре сотых М». Диспетчер передал экипажу «Боинга»: «Клипер сто три, вас понял. Разрешаю трансатлантический перелет из точки пятьдесят четыре градуса — десять градусов до Кеннеди».

Диспетчер Алан Топп, который слышал переговоры между вторым пилотом «Боинга» и Фазером, вдруг увидел на своем экране, как затухает отметка «Боинга». Через несколько секунд луч локатора снова высветил координаты самолета — 55 градусов 07 минут северной широты, 3 градуса 21 минута западной долготы, — но тут же световая точка на экране начала дробиться. Диспетчер понял, что произошло непоправимое.

Трагические события на борту «Девы морей» развивались стремительно. В 19.03 в багажном отсеке самолета произошел взрыв. Во внешней обшивке образовалась, дыра диаметром около 10 дюймов. Прежде чем пассажиры успели сообразить, что происходит, вышло из строя электрооборудование и салоны погрузились во мрак. Поперек фюзеляжа, перед левым крылом образовалась трещина. Под давлением встречного воздушного потока передняя часть фюзеляжа разлетелась на куски. Пассажиров с первых рядов бросило в бездну, некоторых вместе с креслами засосало в турбину крутившегося на полную мощность двигателя.

В пассажирских салонах на иллюминаторах мгновенно образовался лед. Дышать на такой высоте невозможно — не только из‑за холода, но и из‑за наступившей декомпрессии, и люди потеряли сознание. Один пассажир успел нащупать висевший на шее крестик и умер, так и держа его в руке; женщина крепко прижала к себе ребенка, — он остался в ее объятиях даже после падения с огромной высоты.

Сильный ветер снес развалившийся лайнер к востоку, и через 36 секунд после взрыва эта махина, включая четыре работающих на полную мощность, оглушительно ревущих авиационных двигателя, упала на городок Локерби, на юго‑западе Шотландии.
Большая часть корпуса, с крыльями и основным топливным баком, упала возле квартала Шервуд‑Кресчент, застроенного коттеджами. Сейсмическая станция, расположенная в 14 км от Локерби, зарегистрировала удар, эквивалентный 1,6 балла по шкале Рихтера. На месте взрыва топливных баков зиял кратер длиной 30 м и глубиной 3 м. Удар оказался настолько сильным, что полторы тысячи тонн земли взлетели в воздух и осыпались на автостраду A‑74, перекрыв на ней движение. Два дома в Шервуд‑Кресченте были уничтожены полностью, многие повреждены. (Позже 21 здание в квартале пришлось снести.) На автозаправочной станции одна за другой начали взрываться цистерны с бензином; огонь охватил склад шин, затягивая небо черным дымом. Одиннадцать жителей не смогли выбраться из бушующего моря огня и сгорели заживо.

В Локерби вышли из строя почти все коммуникации — электричество, газ, водопровод, телефонные линии.

Двадцатиметровый фрагмент хвостовой части лайнера рухнул на квартал Роузбанк‑Кресчент. Там, где еще несколько секунд назад стояло несколько коттеджей, полыхал пожар.

Кабина пилота вместе с частью фюзеляжа упала на овечий выгон возле церкви в местечке Тундергарт, километрах в четырех от Локерби. В этот момент совсем рядом работали на своей ферме Кейт Андерсен и ее муж. Оправившись от шока, Кейт вошла внутрь лежавшей на боку секции «Боинга». Она сразу увидела мертвую стюардессу, застывшую в неестественной позе. Обломки пилотской кабины и салона первого класса были перемешаны с кусками человеческих тел. Бомба, заложенная в передний грузовой отсек, не пощадила никого.

В саду Эллы Рамсден спасатели обнаружили около семидесяти трупов, — главным образом это студенты университета в Сиракузах, возвращавшиеся в США из экскурсионной поездки по Европе. Еще шестьдесят тел военные медики нашли на поле для гольфа; их еще удалось идентифицировать. Пассажиры, сидевшие в салонах первого класса и бизнес‑класса, оказались буквально разорванными на клочки. Несколько дней военные и полиция собирали останки и складывали в коричневые полиэтиленовые пакеты с надписью «Неустановленная часть тела».

В мэрию привозили трупы, там же их готовили к погребению. Но погибших оказалось так много, что под морг пришлось приспособить хоккейную площадку с искусственным льдом — единственное место Локерби, где можно держать в холоде столько трупов.

Любопытно, что через десять лет после катастрофы участвовавший в расследовании патологоанатом заявил, что у двух пассажиров оказались тяжелые, но не смертельные повреждения. Вероятно, они умерли уже на земле от переохлаждения — их тела обнаружили в лесу лишь четыре дня спустя.

Обломки самолета, раздавленные чемоданы, бутылки, монеты, сиденья валялись по всему городу. Трупы лежали в скверах и на пастбищах, в палисадниках и на мостовых, у телефонных будок, на крышах. Чудом удалось избежать еще большей трагедии — ведь всего в 16 километрах от Локерби находится атомная станция Чепелкросс; в ее четырех реакторах обогащают плутоний для производства атомного оружия.

Жители Локерби действовали в ту кошмарную ночь с удивительной самоотверженностью. Шотландские пожарные всего за семь часов справились с огнем, хотя воду пришлось возить в молочных цистернах.

В отделение полиции графства уже ночью прибыло подкрепление. Обычно в районе Локерби работают четверо полицейских, но в четверг утром здесь собрались более тысячи сотрудников полиции; им помогали солдаты, пожарные и добровольцы.

В Локерби побывали премьер‑министр Маргарет Тэтчер, посол США в Соединенном Королевстве Чарлз Прайс, член королевской семьи принц Эндрю (его посещение места трагедии острые на язык журналисты окрестили «второй катастрофой в Локерби») и десятки политиков. Эти визиты не только мешали работе спасателей, но и отвлекали часть сил армии и полиции для личной охраны высоких персон.

Пользуясь суматохой первых дней и просчетами в деятельности полиции, мародеры рыскали по Локерби в поисках добычи. Некоторых удалось арестовать (суд графства Дамфрайз, к примеру, вынес тридцать приговоров по делам, связанным с похищением вещественных доказательств с места авиационной катастрофы), но большинство негодяев ускользнули.

В 1988 году Рождество в Локерби не праздновали. Город и его окрестности стали ареной самой масштабной за всю историю английской гражданской авиации поисковой операции, которая когда‑либо проводилась на территории Британских островов. Армейские вертолеты «Чинук» и «Линкс» облетывали холмы и пастбища Шотландии в надежде обнаружить останки «Боинга» и тела пассажиров. В 60 км от Локерби были найдены рождественские открытки, — «Клипер» спешил доставить их в Америку. Развернувшись в цепь, солдаты прочесывали местность в поисках мельчайших обломков. Обследовали даже дно всех окрестных водоемов. Эта кропотливая работа была прервана только 25 декабря: была проведена короткая траурная церемония, и преданы земле останки одиннадцати жителей Локерби, погибших во время катастрофы.

Менее чем за неделю поисковые команды «обработали» территории 2190 кв. км. Куски обшивки самолета, страницы книг и другие легкие предметы находили за 130 км от Локерби. Двое подростков обнаружили возле тундергартской церкви оба «черных ящика» — большая удача.

О гибели «Боинга» в отделе расследования авиакатастроф узнали через 37 минут; в ту же ночь на место прибыли первые эксперты. Через неделю было официально заявлено: причиной разрушения «Боинга‑747», выполнявшего рейс Лондон — Нью‑Йорк, стал взрыв мощной бомбы.

Все найденные фрагменты самолета (около четырех миллионов), от самых крупных до самых мелких, поступали в Центральный арсенал Вооруженных сил в Лонгтауне. Здесь данные обрабатывали на компьютере, опознанные части раскладывали на полу ангара. Изучение «черных ящиков» показало: в 19.02 прекратились все записи. Упавшая у Тундергарта кабина пилотов почти не пострадала — приборная доска сохранилась практически полностью.

На обломках специалисты обнаружили следы пластиковой взрывчатки. Каким образом она попала на борт «Девы морей»? Решили с максимальной точностью реконструировать часть фюзеляжа длиной около 20 м. Фрагменты самолета перевезли в штаб‑квартиру Вооруженных сил в Фарнборо. Там их крепили к стальному каркасу размером с лайнер. Вскоре выяснилось, что взрыв произошел с левой стороны багажного отсека, где размещались две грузовые платформы и двенадцать контейнеров — девять из алюминия и три из фиброволокна. На двух фрагментах контейнеров нашли следы взрыва: на алюминиевом, на месте 14L (четвертое спереди, на левой стороне), и на расположенном за ним плексигласовом. Анализ показал, что взрыв произошел в алюминиевом контейнере. По документам в нем были чемоданы и сумки, загруженные в самолет еще в аэропорту Франкфурта.

Через несколько недель специалисты военного Королевского центра по исследованию и развитию вооружений (RARDE) завершили хроматографический анализ десятков тысяч фрагментов багажа в поисках мельчайших доз взрывчатки. Эксперты нашли на нескольких клочках одежды и остатках чемодана следы RDX (гексогена) и PETN. Эти вещества входят в состав чешской пластиковой взрывчатки «Семтекс‑Н». В куске взорвавшегося контейнера найдены части радиомагнитолы «Тошиба». В результате следователи пришли к выводу: «самодельное взрывное устройство» было встроено в радиомагнитолу, лежавшую в коричневом чемодане марки «самсонит».

Следственные эксперименты показали: взорвалось от 200 до 300 граммов взрывчатки «Семтекс», лежавшей внизу контейнера, у стенки. Трудно найти более уязвимую точку: взрыв произошел между кабиной пилота и местом соединения крыла с фюзеляжем, в двух футах от обшивки и в непосредственной близости от основных электрокоммуникаций лайнера.

Отчет экспертов представлен, в июле 1990 года, через полтора года после катастрофы. Но оставался открытым вопрос, кто виновен в убийстве 270 человек? Началась самая грандиозная работа в истории криминалистики: предстояло изучить 15 тысяч свидетельских показаний в более чем 20 странах, 35 тысяч фотографий и 180 тысяч вещественных доказательств. Скотлэнд‑Ярду помогали несколько десятков сотрудников ФБР и Федеральной уголовной службы ФРГ (ФУС).

Следствие двигалось по двум направлениям. Спецслужбы пытались определить страну или организацию, которая могла стоять за террористами, взорвавшими лайнер «Пан Ам», а полицейские тщательно изучали систему безопасности авиакомпании. Пока единственная зацепка, которая могла вывести их на след преступников, — тип взрывчатки. Деле в том, что «Семтекс» производился только в Чехословакии и не имел себе равных по мощности, компактности и удобству в обращении. Это секретное оружие Варшавского блока применялось исключительно диверсионными спецподразделениями. Официальные лица Чехословакии не отрицали, что некоторое количество «Семтекса» могло обходными путями попасть в страны «социалистической ориентации», вроде Ливии или Северной Кореи, но категорически отвергали возможность, что взрывчатка продавалась каким‑либо террористическим или сепаратистским группировкам.

Спецслужбы Великобритании и Соединенных Штатов начали разрабатывать «ближневосточный след». В числе главных подозреваемых оказался Иран, чей пассажирский самолет недавно был сбит ракетой, выпущенной с борта крейсера «Винсеннес». Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни пригрозил в ответ уничтожить американский авиалайнер.

В поле зрения спецслужб попали и другие арабские государства и экстремистские организации, в частности Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), совершивший несколько диверсий и терактов против израильских и американских войск в Ливане; штаб‑квартира НФОП размещалась в Западной Германии.

С начала 1988 года полиция ФРГ вела слежку за ее лидерами. Собрав доказательства их преступной деятельности, немецкие спецслужбы 26 октября провели удачную операцию по задержанию руководителей НФОП. В ходе операции было тщательно обыскано 12 квартир, арестовано 16 человек, изъят целый арсенал оружия. В машине террористов внимание полицейских привлекла с виду обычная радиомагнитола «Тошиба»; позже выяснилось, что в нее вмонтирована бомба, начиненная 300 г «Семтекса». Устройство имело два взрывателя; основной, барометрического типа, реагировал на изменения атмосферного давления и взрывался на определенной, заранее установленной высоте над уровнем моря. Бомба была хорошо замаскирована: приемник работал, а взрывчатку не высвечивал даже рентген. Для обезвреживания подобных механизмов многие аэропорты оснащены барокамерами, куда багаж помещается перед погрузкой в самолет. Однако бомба, изъятая у НФОП, имела дополнительный часовой механизм, который ставил барометрический взрыватель на боевой взвод только после того, как устройство проходило через барокамеру.

Среди арестованных немецкой полицией оказался иорданец Мустафа Кадара, искусный изготовитель бомб: в 1970 и 1972 годах три пассажирских самолета, летевшие из Израиля или в Израиль, были уничтожены или повреждены взрывами, виновником которых западные спецслужбы считали Кадару. Именно Кадара изготовил несколько бомб и некоторые из них встроил в «Тошибу».

В ноябре 1988 года бомба, замаскированная под радиомагнитолу, продемонстрирована на международной конференции по вопросам обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов. Фотографии «Тошибы» разослали во все авиакомпании. В аэропорту Хитроу служба безопасности прошла целый курс по обнаружению в багаже и ручной клади пассажиров взрывных устройств, встроенных в бытовые приборы.

В мае 1989 года шведская полиция арестовала уроженца Египта и агента НФОП‑ГК Мохаммеда Абу Тальба по подозрению в многочисленных терактах в Швеции, Дании и Нидерландах. В квартире египтянина на столе нашли календарь, в котором обведена дата 21 декабря 1988 года — день катастрофы над Локерби.

На совещании в Меккенгейме в сентябре 1989 года немецкие и шведские следователи утверждали: Абу Тальб поддерживал тесные контакты с лидерами группы НФОП‑ГК. Значит, за Локерби ответственна эта организация? Но каковы мотивы террористов? На этот вопрос следователи отвечали: деньги и месть.

Однако у немецких, британских и американских специалистов оставались сомнения: устройство, взорвавшее 21 декабря 1988 года самолет над Локерби, хотя и размещалось, по мнению следователей, в радиомагнитоле «Тошиба» и содержало такое же количество «Семтекса», как и другие известные следствию бомбы НФОП, все‑таки действовало по иной схеме. А сам Абу Тальб, осужденный в Швеции на пожизненное заключение, категорически отрицал причастность к взрыву, хотя в других преступных деяниях охотно признался. Следствие зашло в тупик.

Осенью 1989 года эксперты Королевского центра по исследованию и развитию вооружений в Форт‑Хелстеде обратили внимание на осколок радиоплаты размером с почтовую марку. Томас Хейз, следователь центра, предположил, что перед ним деталь часового механизма. Но ни к одной из конфискованных у НФОП бомб исследуемый фрагмент не подходил. Кто же сконструировал взрыватель?

Выяснилось, что подобная радиоплата использовалась в часовом механизме, найденном при обыске у двух террористов в феврале 1988 года в Сенегале. Следователи установили, что эти террористы работали в том числе на ливийскую секретную службу. Именно в ливийскую столицу Триполи вели следы еще одной авиакатастрофы: 19 сентября 1989 года над Африкой взорвался «Дуглас DC‑10» французской авиакомпании UTA Погибли 170 человек. Французский Иностранный легион во время конфликта Ливии с Чадом воевал против ливийцев, и поэтому подозрение сразу пало на режим Муамара Каддафи.

Летом 1991 года американцы отыскали главного свидетеля теракта. Абдель Мадшид Джиах, бывший агент ливийских спецслужб, обвинил в диверсии над Локерби двух своих коллег.

14 ноября 1991 года представители ФБР и Скотлэнд‑Ярда сообщили журналистам, что бомбу в лайнер «Пан Ам» подложили два ливийских агента, ныне находящиеся на территории Ливии. Джиаха назвал их имена — Абдель Басит аль‑Меграхи и Амин Халифа Фимах. Ливийские власти приказали им устроить диверсию, чтобы отомстить за американскую бомбардировку городов Триполи и Бенгази в 1986 году.

Ливия долгое время отвергала эти обвинения и под любым предлогом отказывалась выдать подозреваемых. И тогда ООН по требовании США и Великобритании приняла ряд резолюций: прекращение воздушного сообщения с Триполи; арест ливийского имущества за границей; запрет экспорта самолетов и нефтяного оборудования в эту страну.

Но только через несколько лет, а именно 5 апреля 1999 года Ливия выдала международному суду Меграхи и Фимаха.

В 2001 году суд доказал, что самолет взорвал ливийский гражданин Абдель Басит Аль‑Меграхи, и приговорил его к пожизненному заключению; Фимах был оправдан.

В августе 2002 года правительство Ливии признало свою ответственность (редчайший случай) за катастрофу над Локерби и пообещало выплатить компенсацию семьям погибших пассажиров и членов экипажа.

21 декабря 1988 года «Боинг‑747», принадлежавший авиакомпании «Пан Америкэн», после взрыва бомбы на борту упал на город Локерби в Шотландии. Погибли 259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей Локерби.

21 декабря 1988 года в аэропорту Хитроу совершил посадку «Боинг‑727» авиакомпании «Пан Америкэн», доставивший 109 пассажиров из Франкфурта. Самолетом обслуживался первый отрезок рейса № 103 Франкфурт - Детройт. Пассажирам, купившим билеты до конечного пункта, предстояли две пересадки на другие лайнеры - в Лондоне и Нью‑Йорке. Этот маршрут не очень удобен - только 49 человек летели из Германии в США. Большинство пассажиров - американские военнослужащие, получившие отпуск. Из Лондона в Новый Свет их взялся доставить «Боинг‑747», названный «Девой морей». В экипаж входили опытнейший капитан Джеймс Брюс Маккверри, налетавший почти 11 тысяч часов, из них 4 тысячи - на «Боинге‑747», а также второй пилот Реймонд Вагнер, бортинженер Джерри Аврит, 13 стюардесс и стюардов.

Багаж пассажиров, прибывших из Франкфурта и направлявшихся в Нью‑Йорк, рабочие перевезли из «Боинга‑727» в грузовой отсек «Девы морей». Формально рейс № 103 начался во Франкфурте, и прибывшая оттуда кладь повторно не досматривалась. В аэропорту Хитроу рентгеновскую проверку прошел только багаж, сданный в Лондоне.

Всего же на борту «Девы морей» оказалось примерно 30 т груза. Топливные баки огромного лайнера поглотили более 108 т авиакеросина.

В 17.45 началась посадка - всего оказалось 243 пассажира: граждане 21 страны и всех возрастов - от девятимесячного американского младенца до восьмидесятилетней жительницы Будапешта. Как часто бывает, из‑за опоздания нескольких пассажиров рейс пришлось задержать у терминала.

В 18.25 четыре мощные турбины «Пратт энд Уиттни» подняли «Боинг‑747» в английское небо.

Бизнесмен индийского происхождения Ясвант Сингх Басута прошел регистрацию на рейс № 103, но засиделся в баре и не услышал объявления о посадке. Улетевшие чемоданы, наверное, сильно испортили ему настроение, но вряд ли надолго.

В Центре УВД, расположенном на северо‑западном побережье Шотландии, в Прествике, заканчивалась очередная смена, когдй в 18.58 на связь с «верхним» диспетчером Томом Фазером вышел второй пилот «Девы морей» Вагнер: «Добрый вечер, это Клипер сто три. Прошу разрешения на трансатлантический перелет. Предполагаем пересечь береговую черту в точке: широта пятьдесят четыре градуса северная, долгота десять градусов западная. Эшелон триста десять (тридцать одна тысяча футов. - И.М.), скорость восемьдесят четыре сотых М». Диспетчер передал экипажу «Боинга»: «Клипер сто три, вас понял. Разрешаю трансатлантический перелет из точки пятьдесят четыре градуса - десять градусов до Кеннеди».

Диспетчер Алан Топп, который слышал переговоры между вторым пилотом «Боинга» и Фазером, вдруг увидел на своем экране, как затухает отметка «Боинга». Через несколько секунд луч локатора снова высветил координаты самолета - 55 градусов 07 минут северной широты, 3 градуса 21 минута западной долготы, - но тут же световая точка на экране начала дробиться. Диспетчер понял, что произошло непоправимое.

Трагические события на борту «Девы морей» развивались стремительно. В 19.03 в багажном отсеке самолета произошел взрыв. Во внешней обшивке образовалась, дыра диаметром около 10 дюймов. Прежде чем пассажиры успели сообразить, что происходит, вышло из строя электрооборудование и салоны погрузились во мрак. Поперек фюзеляжа, перед левым крылом образовалась трещина. Под давлением встречного воздушного потока передняя часть фюзеляжа разлетелась на куски. Пассажиров с первых рядов бросило в бездну, некоторых вместе с креслами засосало в турбину крутившегося на полную мощность двигателя.

В пассажирских салонах на иллюминаторах мгновенно образовался лед. Дышать на такой высоте невозможно - не только из‑за холода, но и из‑за наступившей декомпрессии, и люди потеряли сознание. Один пассажир успел нащупать висевший на шее крестик и умер, так и держа его в руке; женщина крепко прижала к себе ребенка, - он остался в ее объятиях даже после падения с огромной высоты.

Сильный ветер снес развалившийся лайнер к востоку, и через 36 секунд после взрыва эта махина, включая четыре работающих на полную мощность, оглушительно ревущих авиационных двигателя, упала на городок Локерби, на юго‑западе Шотландии.

Большая часть корпуса, с крыльями и основным топливным баком, упала возле квартала Шервуд‑Кресчент, застроенного коттеджами. Сейсмическая станция, расположенная в 14 км от Локерби, зарегистрировала удар, эквивалентный 1,6 балла по шкале Рихтера. На месте взрыва топливных баков зиял кратер длиной 30 м и глубиной 3 м. Удар оказался настолько сильным, что полторы тысячи тонн земли взлетели в воздух и осыпались на автостраду A‑74, перекрыв на ней движение. Два дома в Шервуд‑Кресченте были уничтожены полностью, многие повреждены. (Позже 21 здание в квартале пришлось снести.) На автозаправочной станции одна за другой начали взрываться цистерны с бензином; огонь охватил склад шин, затягивая небо черным дымом. Одиннадцать жителей не смогли выбраться из бушующего моря огня и сгорели заживо.

В Локерби вышли из строя почти все коммуникации - электричество, газ, водопровод, телефонные линии.

Двадцатиметровый фрагмент хвостовой части лайнера рухнул на квартал Роузбанк‑Кресчент. Там, где еще несколько секунд назад стояло несколько коттеджей, полыхал пожар.

Кабина пилота вместе с частью фюзеляжа упала на овечий выгон возле церкви в местечке Тундергарт, километрах в четырех от Локерби. В этот момент совсем рядом работали на своей ферме Кейт Андерсен и ее муж. Оправившись от шока, Кейт вошла внутрь лежавшей на боку секции «Боинга». Она сразу увидела мертвую стюардессу, застывшую в неестественной позе. Обломки пилотской кабины и салона первого класса были перемешаны с кусками человеческих тел. Бомба, заложенная в передний грузовой отсек, не пощадила никого.

В саду Эллы Рамсден спасатели обнаружили около семидесяти трупов, - главным образом это студенты университета в Сиракузах, возвращавшиеся в США из экскурсионной поездки по Европе. Еще шестьдесят тел военные медики нашли на поле для гольфа; их еще удалось идентифицировать. Пассажиры, сидевшие в салонах первого класса и бизнес‑класса, оказались буквально разорванными на клочки. Несколько дней военные и полиция собирали останки и складывали в коричневые полиэтиленовые пакеты с надписью «Неустановленная часть тела».

В мэрию привозили трупы, там же их готовили к погребению. Но погибших оказалось так много, что под морг пришлось приспособить хоккейную площадку с искусственным льдом - единственное место Локерби, где можно держать в холоде столько трупов.

Любопытно, что через десять лет после катастрофы участвовавший в расследовании патологоанатом заявил, что у двух пассажиров оказались тяжелые, но не смертельные повреждения. Вероятно, они умерли уже на земле от переохлаждения - их тела обнаружили в лесу лишь четыре дня спустя.

Обломки самолета, раздавленные чемоданы, бутылки, монеты, сиденья валялись по всему городу. Трупы лежали в скверах и на пастбищах, в палисадниках и на мостовых, у телефонных будок, на крышах. Чудом удалось избежать еще большей трагедии - ведь всего в 16 километрах от Локерби находится атомная станция Чепелкросс; в ее четырех реакторах обогащают плутоний для производства атомного оружия.

Жители Локерби действовали в ту кошмарную ночь с удивительной самоотверженностью. Шотландские пожарные всего за семь часов справились с огнем, хотя воду пришлось возить в молочных цистернах.

В отделение полиции графства уже ночью прибыло подкрепление. Обычно в районе Локерби работают четверо полицейских, но в четверг утром здесь собрались более тысячи сотрудников полиции; им помогали солдаты, пожарные и добровольцы.

В Локерби побывали премьер‑министр Маргарет Тэтчер, посол США в Соединенном Королевстве Чарлз Прайс, член королевской семьи принц Эндрю (его посещение места трагедии острые на язык журналисты окрестили «второй катастрофой в Локерби») и десятки политиков. Эти визиты не только мешали работе спасателей, но и отвлекали часть сил армии и полиции для личной охраны высоких персон.

Пользуясь суматохой первых дней и просчетами в деятельности полиции, мародеры рыскали по Локерби в поисках добычи. Некоторых удалось арестовать (суд графства Дамфрайз, к примеру, вынес тридцать приговоров по делам, связанным с похищением вещественных доказательств с места авиационной катастрофы), но большинство негодяев ускользнули.

В 1988 году Рождество в Локерби не праздновали. Город и его окрестности стали ареной самой масштабной за всю историю английской гражданской авиации поисковой операции, которая когда‑либо проводилась на территории Британских островов. Армейские вертолеты «Чинук» и «Линкс» облетывали холмы и пастбища Шотландии в надежде обнаружить останки «Боинга» и тела пассажиров. В 60 км от Локерби были найдены рождественские открытки, - «Клипер» спешил доставить их в Америку. Развернувшись в цепь, солдаты прочесывали местность в поисках мельчайших обломков. Обследовали даже дно всех окрестных водоемов. Эта кропотливая работа была прервана только 25 декабря: была проведена короткая траурная церемония, и преданы земле останки одиннадцати жителей Локерби, погибших во время катастрофы.

Менее чем за неделю поисковые команды «обработали» территории 2190 кв. км. Куски обшивки самолета, страницы книг и другие легкие предметы находили за 130 км от Локерби. Двое подростков обнаружили возле тундергартской церкви оба «черных ящика» - большая удача.

О гибели «Боинга» в отделе расследования авиакатастроф узнали через 37 минут; в ту же ночь на место прибыли первые эксперты. Через неделю было официально заявлено: причиной разрушения «Боинга‑747», выполнявшего рейс Лондон - Нью‑Йорк, стал взрыв мощной бомбы.

Все найденные фрагменты самолета (около четырех миллионов), от самых крупных до самых мелких, поступали в Центральный арсенал Вооруженных сил в Лонгтауне. Здесь данные обрабатывали на компьютере, опознанные части раскладывали на полу ангара. Изучение «черных ящиков» показало: в 19.02 прекратились все записи. Упавшая у Тундергарта кабина пилотов почти не пострадала - приборная доска сохранилась практически полностью.

На обломках специалисты обнаружили следы пластиковой взрывчатки. Каким образом она попала на борт «Девы морей»? Решили с максимальной точностью реконструировать часть фюзеляжа длиной около 20 м. Фрагменты самолета перевезли в штаб‑квартиру Вооруженных сил в Фарнборо. Там их крепили к стальному каркасу размером с лайнер. Вскоре выяснилось, что взрыв произошел с левой стороны багажного отсека, где размещались две грузовые платформы и двенадцать контейнеров - девять из алюминия и три из фиброволокна. На двух фрагментах контейнеров нашли следы взрыва: на алюминиевом, на месте 14L (четвертое спереди, на левой стороне), и на расположенном за ним плексигласовом. Анализ показал, что взрыв произошел в алюминиевом контейнере. По документам в нем были чемоданы и сумки, загруженные в самолет еще в аэропорту Франкфурта.

Через несколько недель специалисты военного Королевского центра по исследованию и развитию вооружений (RARDE) завершили хроматографический анализ десятков тысяч фрагментов багажа в поисках мельчайших доз взрывчатки. Эксперты нашли на нескольких клочках одежды и остатках чемодана следы RDX (гексогена) и PETN. Эти вещества входят в состав чешской пластиковой взрывчатки «Семтекс‑Н». В куске взорвавшегося контейнера найдены части радиомагнитолы «Тошиба». В результате следователи пришли к выводу: «самодельное взрывное устройство» было встроено в радиомагнитолу, лежавшую в коричневом чемодане марки «самсонит».

Следственные эксперименты показали: взорвалось от 200 до 300 граммов взрывчатки «Семтекс», лежавшей внизу контейнера, у стенки. Трудно найти более уязвимую точку: взрыв произошел между кабиной пилота и местом соединения крыла с фюзеляжем, в двух футах от обшивки и в непосредственной близости от основных электрокоммуникаций лайнера.

Отчет экспертов представлен, в июле 1990 года, через полтора года после катастрофы. Но оставался открытым вопрос, кто виновен в убийстве 270 человек? Началась самая грандиозная работа в истории криминалистики: предстояло изучить 15 тысяч свидетельских показаний в более чем 20 странах, 35 тысяч фотографий и 180 тысяч вещественных доказательств. Скотлэнд‑Ярду помогали несколько десятков сотрудников ФБР и Федеральной уголовной службы ФРГ (ФУС).

Следствие двигалось по двум направлениям. Спецслужбы пытались определить страну или организацию, которая могла стоять за террористами, взорвавшими лайнер «Пан Ам», а полицейские тщательно изучали систему безопасности авиакомпании. Пока единственная зацепка, которая могла вывести их на след преступников, - тип взрывчатки. Деле в том, что «Семтекс» производился только в Чехословакии и не имел себе равных по мощности, компактности и удобству в обращении. Это секретное оружие Варшавского блока применялось исключительно диверсионными спецподразделениями. Официальные лица Чехословакии не отрицали, что некоторое количество «Семтекса» могло обходными путями попасть в страны «социалистической ориентации», вроде Ливии или Северной Кореи, но категорически отвергали возможность, что взрывчатка продавалась каким‑либо террористическим или сепаратистским группировкам.

Спецслужбы Великобритании и Соединенных Штатов начали разрабатывать «ближневосточный след». В числе главных подозреваемых оказался Иран, чей пассажирский самолет недавно был сбит ракетой, выпущенной с борта крейсера «Винсеннес». Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни пригрозил в ответ уничтожить американский авиалайнер.

В поле зрения спецслужб попали и другие арабские государства и экстремистские организации, в частности Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), совершивший несколько диверсий и терактов против израильских и американских войск в Ливане; штаб‑квартира НФОП размещалась в Западной Германии.

С начала 1988 года полиция ФРГ вела слежку за ее лидерами. Собрав доказательства их преступной деятельности, немецкие спецслужбы 26 октября провели удачную операцию по задержанию руководителей НФОП. В ходе операции было тщательно обыскано 12 квартир, арестовано 16 человек, изъят целый арсенал оружия. В машине террористов внимание полицейских привлекла с виду обычная радиомагнитола «Тошиба»; позже выяснилось, что в нее вмонтирована бомба, начиненная 300 г «Семтекса». Устройство имело два взрывателя; основной, барометрического типа, реагировал на изменения атмосферного давления и взрывался на определенной, заранее установленной высоте над уровнем моря. Бомба была хорошо замаскирована: приемник работал, а взрывчатку не высвечивал даже рентген. Для обезвреживания подобных механизмов многие аэропорты оснащены барокамерами, куда багаж помещается перед погрузкой в самолет. Однако бомба, изъятая у НФОП, имела дополнительный часовой механизм, который ставил барометрический взрыватель на боевой взвод только после того, как устройство проходило через барокамеру.

Среди арестованных немецкой полицией оказался иорданец Мустафа Кадара, искусный изготовитель бомб: в 1970 и 1972 годах три пассажирских самолета, летевшие из Израиля или в Израиль, были уничтожены или повреждены взрывами, виновником которых западные спецслужбы считали Кадару. Именно Кадара изготовил несколько бомб и некоторые из них встроил в «Тошибу».

В ноябре 1988 года бомба, замаскированная под радиомагнитолу, продемонстрирована на международной конференции по вопросам обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов. Фотографии «Тошибы» разослали во все авиакомпании. В аэропорту Хитроу служба безопасности прошла целый курс по обнаружению в багаже и ручной клади пассажиров взрывных устройств, встроенных в бытовые приборы.

В мае 1989 года шведская полиция арестовала уроженца Египта и агента НФОП‑ГК Мохаммеда Абу Тальба по подозрению в многочисленных терактах в Швеции, Дании и Нидерландах. В квартире египтянина на столе нашли календарь, в котором обведена дата 21 декабря 1988 года - день катастрофы над Локерби.

На совещании в Меккенгейме в сентябре 1989 года немецкие и шведские следователи утверждали: Абу Тальб поддерживал тесные контакты с лидерами группы НФОП‑ГК. Значит, за Локерби ответственна эта организация? Но каковы мотивы террористов? На этот вопрос следователи отвечали: деньги и месть.

Однако у немецких, британских и американских специалистов оставались сомнения: устройство, взорвавшее 21 декабря 1988 года самолет над Локерби, хотя и размещалось, по мнению следователей, в радиомагнитоле «Тошиба» и содержало такое же количество «Семтекса», как и другие известные следствию бомбы НФОП, все‑таки действовало по иной схеме. А сам Абу Тальб, осужденный в Швеции на пожизненное заключение, категорически отрицал причастность к взрыву, хотя в других преступных деяниях охотно признался. Следствие зашло в тупик.

Осенью 1989 года эксперты Королевского центра по исследованию и развитию вооружений в Форт‑Хелстеде обратили внимание на осколок радиоплаты размером с почтовую марку. Томас Хейз, следователь центра, предположил, что перед ним деталь часового механизма. Но ни к одной из конфискованных у НФОП бомб исследуемый фрагмент не подходил. Кто же сконструировал взрыватель?

Выяснилось, что подобная радиоплата использовалась в часовом механизме, найденном при обыске у двух террористов в феврале 1988 года в Сенегале. Следователи установили, что эти террористы работали в том числе на ливийскую секретную службу. Именно в ливийскую столицу Триполи вели следы еще одной авиакатастрофы: 19 сентября 1989 года над Африкой взорвался «Дуглас DC‑10» французской авиакомпании UTA Погибли 170 человек. Французский Иностранный легион во время конфликта Ливии с Чадом воевал против ливийцев, и поэтому подозрение сразу пало на режим Муамара Каддафи.

Летом 1991 года американцы отыскали главного свидетеля теракта. Абдель Мадшид Джиах, бывший агент ливийских спецслужб, обвинил в диверсии над Локерби двух своих коллег.

14 ноября 1991 года представители ФБР и Скотлэнд‑Ярда сообщили журналистам, что бомбу в лайнер «Пан Ам» подложили два ливийских агента, ныне находящиеся на территории Ливии. Джиаха назвал их имена - Абдель Басит аль‑Меграхи и Амин Халифа Фимах. Ливийские власти приказали им устроить диверсию, чтобы отомстить за американскую бомбардировку городов Триполи и Бенгази в 1986 году.

Ливия долгое время отвергала эти обвинения и под любым предлогом отказывалась выдать подозреваемых. И тогда ООН по требовании США и Великобритании приняла ряд резолюций: прекращение воздушного сообщения с Триполи; арест ливийского имущества за границей; запрет экспорта самолетов и нефтяного оборудования в эту страну.

Но только через несколько лет, а именно 5 апреля 1999 года Ливия выдала международному суду Меграхи и Фимаха.

В 2001 году суд доказал, что самолет взорвал ливийский гражданин Абдель Басит Аль‑Меграхи, и приговорил его к пожизненному заключению; Фимах был оправдан.

В августе 2002 года правительство Ливии признало свою ответственность (редчайший случай) за катастрофу над Локерби и пообещало выплатить компенсацию семьям погибших пассажиров и членов экипажа.

В США и Великобритании почтят память жертв авиакатастрофы над Локерби

В США и Великобритании сегодня почтят память жертв авиакатастрофы над шотландским городом Локерби. 20 лет назад теракт в самолёте унёс жизни 270-ти человек в небе и на земле.

Трагедия произошла в 1988 году. Boeing-747 следовал из Лондона в Нью-Йорк. Лайнер взорвался через несколько минут после взлета. Погибли все пассажиры, а также 11 жителей города Локкерби - на их дома упали обломки самолета.

Расследование трагедии в Локерби стало самым масштабным в истории Великобритании. Следователи собрали более 25-ти тысяч улик и свидетельских показаний. В организации теракта обвинили двоих представителей разведки Ливии. Под давлением международного сообщества и санкций ООН ливийские власти выдали подозреваемых. Одного из них суд признал виновным, а другого - оправдал.

Ливия выплатила семьям погибших по 10 миллионов долларов компенсации в обмен на снятие международных санкций.

Организатор авиакатастрофы над Локерби вернулся в Ливию

Ливийский террорист, взорвавший самолет в небе над шотландским городом Локерби, вернулся на родину.

В аэропорту Триполи Абделя аль-Меграхи встречали как национального героя. Там собрались сотни человек, одетых в футболки с его изображением. Под звуки патриотических песен преступник спустился с трапа самолета в сопровождении сына лидера Ливии.

57-летний террорист прилетел из Соединенного Королевства, где должен был отбывать пожизненное заключение. Он был помилован министром юстиции Шотландии из сострадания – заключенный страдает неизлечимой формой рака. Это решение вызвало массу протестов.

21 декабря 1988 года в небе над городом Локерби был взорван "Боинг-747", напоминают "Вести". В результате погибли 270 человек. В 2001 году суд признал аль-Меграхи виновным, однако по сей день преступник заявляет о своей непричастности к теракту.

Освобожденный из шотландской тюрьмы ливиец Абдель Басит Али Мухаммед аль-Миграхи заявил, что был осужден и пережил тяжелые испытания за то, чего не совершал. Заявление бывшего узника шотландской тюрьмы, в которой он провел 8 лет по обвинению в организации воздушного теракта в небе над Локерби, распространил его адвокат спустя час после того, как самолет с аль-Миграхи на борту взлетел из аэропорта Глазго и взял курс на Триполи.

Так аль-Миграхи, осужденный в 2001 году на пожизненное заключение за организацию 21 декабря 1988 года воздушного теракта в небе над шотландским местечком Локерби, вновь заявил о своей невиновности в этом преступлении. Он указал, что старался доказать свою невиновность, но возникшая у него неизлечимая болезнь - рак предстательной железы - лишила возможности бороться за свое честное имя, поскольку не оставила ему времени, а значит и выбора.

Он объяснил отказ от повторной апелляции, поданной им на вынесенный приговор еще в 2003 году, тем, что это было одним из необходимых условий его освобождения по гуманным соображениям. Отказ от апелляции означает, что нового разбирательства этого дела, при котором могла бы вскрыться истина, не будет.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, аль-Миграхи выразил искренние симпатии родственникам всех погибших и пострадавших от того воздушного теракта. "Я хочу сказать и надеюсь, что это будет услышано всеми во всех частях мира, что все это мне пришлось вынести за то, чего я не совершал. Мое тяжелейшее испытание - висящее на мне обвинение в смерти стольких людей - не закончится с возвращением в Ливию, - заявил бывший заключенный. - Для меня это, возможно, не закончится до самой моей смерти. Возможно, смерть станет для меня единственным освобождением".

В 2001 году ливиец был признан на выездном заседании шотландского суда в Нидерландах виновным в организации 21 декабря 1988 года взрыва самолета "Боинг-747" американской авиакомпании Pan American, следовавшего из Франкфурта в Нью-Йорк. Все находившиеся на борту 259 человек, в том числе 189 американцев, погибли. Еще 11 человек, жители шотландского города Локерби, погибли на земле под обломками самолета.