Особняк морозовой в глазовском переулке. Особняк М.К. Морозовой в Пречистенском переулке - A little wrong can set things right

02:47 30.05.2012
Сокровища московских улиц и переулков, часть 2


Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, 40),

построенный по проекту Казакова для российских монархов, теперь — Дом приемов столичной мэрии с отелем де-люкс. До революции императорская фамилия использовала свой Путевой дворец для коронационных приготовлений перед торжественным въездом в Москву и в качестве летнего загородного замка. А когда она съезжала, резиденция становилась бесплатным музеем. При Юрии Лужкове памятник освободила занимавшая его Военно-воздушная академия имени Жуковского и его на деньги столичных налогоплательщиков перестроили под элитарный Дом приемов.

О, об этом "домике" мне недавно попадалась целая статья с чудесными фотографиями. Сейчас поищу и дам ссылку.

И несколько фото оттуда


Особняк Ермолова-Коншиной (Пречистенка, 20)

Одно время принадлежал Алексею Ермолову, царскому наместнику на Кавказе. В 1921-м советское правительство отвело особняк Айседоре Дункан и ее школе танца. Помните, в "Собачьем сердце" Вяземская и Швондер, "уплотнители" профессора Преображенского, негодовали: "Столовых нет ни у кого в Москве, даже у Айседоры Дункан". Имелся в виду как раз этот дом. Сегодня в роскошных интерьерах (здешняя изюминка — знаменитая Мавританская комната с золотыми дверями) обитают начальники Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса.

Из старых фото нашла только такие :

Особняк А.И.Коншиной. Боковой фасад. Фотография начала XX века

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века


Усадьба поэта, героя войны 1812 года Дениса Давыдова (Пречистенка, 17)


Усадьба Давыдова (Пречистенка, 17) во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками, включала сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.; в 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, были выстроены одноэтажные флигеля по сторонам двора, а главное здание перестроено в стиле раннего классицизма.

После пожара 1812 дом восстанавливался, был надстроен мезонином с широким арочным окном и получил величественную ордерную декорацию в виде сдвоенных и одинарных коринфских колонн, фланкирующих главный вход. Боковые части главного здания и флигеля надстроены в 1830-х гг., в 1869—74 перестроены А.А. Обером. В 1835—37 усадьба принадлежала поэту Д.В. Давыдову, её посещал А.С. Пушкин. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия.

Тут меня посетила некая крамольная мысль. Всего два года с небольшим поэт был владельцем этого особняка. А до него хозяевами были тоже очень достойные люди. Ничего не имею против поэта-гусара - совсем наоборот, он мне очень симпатичен. Это просто так, бормотание себе под нос, не стоит обращать внимания на вздорную старушенцию. Пусть будет "усадьба Давыдова".

В 1830-х гг. были надстроены боковые части главного здания и флигеля. Уже в 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е.Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И.Я. Красницкого». В 1869—1874 гг. усадьба перестраивалась А.Л. Обером. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия С.А. Арсеньевой .

Вот! "Пречистенский дворец "! Ну, дворец - не дворец, а красиво сказано!

Ладно, давайте еще посмотрим фото:

Ну, и по традиции - несколько фото из "Яндекс-Панорамы"

Со стороны Смоленского бульвара

Со стороны Глазовского переулка


В том же Глазовском переулке, только на четной стороне, находится


Особняк Отто Листа, он же Дом дирижера Сергея Кусевицкого (Глазовский переулок, 8)

Чуть ли не первый московский особняк в стиле модерн.

Построен в 1898-1899 годах. Это был собственный дом известного архитектора Льва Николаевича Кекушева .

Фото отсюда

При строительстве зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля (см. авторское описание особняка в журнале "Зодчий" за 1901 год). Здесь есть и любимые Кекушевым плавные закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента, венчающая небольшую угловую лоджию с преувеличенно укороченной колонкой, так неожиданно врезанной в компактный объем здания. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Автором мозаики над входом предположительно является британский архитектор и художник Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW"), соавтор проекта гостиницы «Метрополь».

Хотя Кекушев строил особняк для себя, он почти сразу же был продан фабриканту Отто Листу, а затем и Наталье Кусевицкой из богатой семьи Ушковых, чьё состояние сыграло значительную роль в деятельности её мужа - виртуозного контрабасиста, известного дирижера и музыкального просветителя Сергея Кусевицкого.

Дом когда-то звался "музыкальным": здесь в 1909 году в доме жил друг Кусевицкого - композитор Александр Скрябин, бывали Сергей Рахманинов, Николай Метнер, гостил Клод Дебюсси. В середине XX века в особняке находилосьпосольство Аргентины, позднее он был передан Представительству Правительства Калужской области, которому в настоящее время и принадлежит.

Однако, скорее всего, это ошибка. Прошлым летом я прочитала интереснейшую книгу "Булгаков на Патриарших" Бориса Мягкова, одного из первых исследователей творческого наследия М.А. Булгакова. Так вот, он склоняется к тому, что прототипом "Особняка Маргариты" послужил "Дом со львом" (Остоженка, 21)


Особняк Кекушевой

Дата создания: 1900г. - 1903г. Архитектор: Кекушев Л.Н.


Особняк на Остоженке своими формами напоминает средневековый европейский замок. Это второй особняк, выстроенный архитектором Кекушевым для себя (официально принадлежал его жене). Он является одним из признанных шедевров модерна в Москве

В архитектуре и декоративной отделке здания обнаруживаются явные проявления стиля модерн: асимметричность композиции, проявляющаяся в разновысотности объемов, фантастически выгнутые контуры проемов, наличие растительных мотивов в орнаменте.

В наше время в здании располагается бюро военного атташе Египта.


В начале XIX века здесь, на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка, находилась усадьба генеральши Глазовой. Но уже в 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. В Санкт-Петербурге им был построен дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. В Москве он руководил внутренней отделкой храма Христа Спасителя.

Особняк на Смоленском бульваре был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца К. С. Попова, первым заложившего чайные плантации на Кавказе. Внешний вид особняка и его интерьеры были решены в стиле "неогрек": помпейская гостиная, русская столовая, зал в стиле ампир...

Однако в 1894 году особняк вновь перестраивается, теперь уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным, для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова, который так же не чужд был романтики.

Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединен с небольшими двухэтажными флигелями. Ордерный декор веранды стилизует мотивы греческой классики. Интерьеры здания представляют собой необыкновенный сплав различных стилей и культур. Египетскую парадную с таинственными знаками на стенах охраняют сфинксы, а прежде здесь находился самый настоящий саркофаг с мумией. И в рассказе "Похороны мумии" описан случай, когда компания во главе с Морозовым решила вскрыть саркофаг. "Зачем же у вас в доме покойник" - спросил он (профессор Г.А. Захарьин)у хозяина дома. "Какой покойник?" - перепугался Морозов. "А мумия?" - не успокаивался Захарьин, и приказал он мумию убрать". По сюжету мумию похоронили, на самом же деле саркофаг вместе с содержимым был передан в 1896 году в дар Румянцевскому музею... Восточные узоры в гостиной неотличимы от лучших образцов арабского декоративного искусства. Помещение бывшего зимнего сада было приспособлено для размещения обширной живописной коллекции Морозова.

В особняке часто бывал художник В. А. Серов. Здесь же он написал известный портрет хозяина дома.

После смерти Михаила Абрамовича особняк перешёл к его вдове Маргарите Кирилловне. При ней в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции. Здесь бывали композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт , посвятивший хозяйке поэму и несколько стихотворений.

В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе стал размещаться райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района.

В 2019 году завершилась реставрация фасадов особняка.

galik_123 в Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

В Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

История этого строения датируется началом XIX в., когда в 1819 г. на территории обширного владения было начато строительство главного дома усадьбы генеральши А.П. Глазовой. Первоначально был построен северный одноэтажный жилой флигель вдоль красной линии Земляного вала. Здание было поставлено на каменный цокольный этаж, а верхний деревянный этаж обложен в один кирпич. Одновременно был заложен каменный цокольный этаж основного объёма.
Ансамбль главного дома был в основном отстроен уже к 1821 г. Двухэтажный с мезонином дом и южный флигель были деревянными, обложенными кирпичом и оштукатуренными. Полуциркульные крылья, соединявшие главный корпус с уличными флигелями, были выстроены в камне. По центральной оси находилась полукруглая ротонда с колоннами и лестничными сходами в палисадник. Основной вход в здание осуществлялся через каменное крыльцо со стороны южного торцевого фасада.
В таком виде здание просуществовало до 1869 г., когда по требованию его новой владелицы княгини Е.В. Гагариной дом был частично перестроен. Судя по сохранившимся планам и фасадам, основные габариты и композиционная схема дома сохранились, лишь незначительно была увеличена южная пристройка для входа в здание. Предположительно в это время ампирная отделка фасадов была изменена на новую.

В 1879 г. для К.С. Попова, владельца пассажа на Кузнецком мосту (ул. Кузнецкий мост, д. 12), чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк. Проект принадлежал Александру Ивановичу Резанову, академику архитектуры, профессору Императорской Академии художеств и её ректору по архитектуре. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль «неогрек».

В 1894 г. особняк вновь перестраивается уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца – фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой первоначальный стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком переходами. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве Мамонтовой).

В официальной записке значилось, что Мазырину предписывается вести ремонт дверей, печей и окон. Однако, очевидно, что именно при его участии на первом этаже главного дома появляются шесть парадных залов, оформленных в различных стилях: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессансный», «греческий», «английский», «малый английский», а также «египетская» лестница.
Художественное оформление этих интерьеров близко по стилистике к интерьерам дома А.А. Морозова на Воздвиженке (ул. Воздвиженка, 14), дома А.В. Морозова в Подсосенском переулке (Подсосенский пер., д. 21) и другим образцам интерьеров того времени.

Михаил Абрамович Морозов, как и его знаменитый брат, Иван Абрамович, любил живопись, коллекционировал её и дружил со многими художниками. В 1892–1910 гг. в особняке М.К. и М.А. Морозовых бывали: художники К.А. Коровин, С.А. Виноградов, В.В. Переплетчиков, А.М. Васнецов, И.С. Остроухов, чьи картины составили основу картинной галереи М.А. Морозова; М.А. Врубель, В.И. Суриков, А.Е. Архипов; скульптор П.П. Трубецкой; писатель Л.Н. Толстой, поэт Андрей Белый (Борис Бугаев); актер М.П. Садовский; музыканты: директор и профессор Московской консерватории В.И. Сафонов; композиторы А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер; философы: Л.М. Лопатин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и др. В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны, и знаменитый портрет сына хозяев – Мики Морозова.

Маргарита Кирилловна прожила, в отличие от мужа, долгую жизнь. Дом она продала ещё до революции.
При последнем владельце усадьбы Михаиле Константиновиче Ушкове с 1910 по 1917 г. никаких строительных работ не велось.
В 1917 г. владение было национализировано. В главном доме в 1918 г. был открыт клуб им. Октябрьской революции (позже – клуб «Освобождённый труд» фабрики Гознак), на открытии которого выступал В.И. Ленин.
В 1923–24 гг. в северной части сада была устроена летняя эстрада.
В 1952 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска из мрамора с бронзовым барельефным портретом В.И. Ленина и с текстом: «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании на открытии клуба им. Октябрьской революции Хамовнического района 10 ноября 1918 г.».

В дальнейшем здание неоднократно передавалось различным учреждениям и организациям, в том числе здесь располагался дом пионеров, райком партии, в результате чего планировочная структура здания периодически трансформировалась. В ходе эксплуатации уникальное убранство интерьеров было доведено до крайне неудовлетворительного состояния, многие элементы интерьеров были утрачены, а декоративные росписи значительно повреждены.

В 1980-х гг. здание перешло в собственность Верховного Совета СССР, в связи с чем на объекте были проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы.
В 1993 году дом был передан банку «Российский кредит».
В настоящий момент здание находится в собственности Российской Федерации и не используется.

Объект культурного наследия федерального значения.