Оберон и титания шекспир. Оберон и титания. Смотреть значение Оберон И Титания в других словарях

в английском фольклоре король и королева эльфоу и всех волшебных существ. Оберон - большой любитель смертных красавиц и частенько изменяет Титании. Когда супруги ссорятся, это немедленно сказывается на природе и делах человеческих.


Смотреть значение Оберон И Титания в других словарях

Оберон — , второй по величине из пяти главных спутников УРАНА. Открыт Уильямом ГЕРШЕЛЕМ в 1787 г. Его диаметр равен 1524 км. Состоит из смеси горных пород и льда. На е имеется множество........

Титания — , самый большой из спутников Урана, открытый в 1787 г. Вильямом ГЕРШЕЛЕМ. Расстояние до Урана 438 тысяч км, диаметр 1590 км. Состоит из камня и льда. По размеру примерно равен........
Научно-технический энциклопедический словарь

Оберон — спутник Урана, открыт У. Гершелем (1787). Расстояние от Урана580,8 тыс. км, сидерический период обращения 13 сут 12 ч, диаметр ок. 1600км. Плоскость орбиты а почти перпендикулярна плоскости орбиты Урана.

Титания — спутник Урана, открыт В. Гершелем (1787). Расстояние от Урана434,3 тыс. км, диаметр ок. 1600 км. Сидерический период обращения 8 сут 17ч.
Большой энциклопедический словарь

Оберон — (англ. Oberon) - герой романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царь фей и эльфов. Имя О. упоминается в средневековом рыцарском романе «Гюон Бордосский»,........
Литературные герои

Титания — (англ. Titania) - героиня романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царица фей и эльфов. Имя Т. драматург заимствовал у своего любимого поэта Овидия. В волшебном........
Литературные герои

Кроме карликов, в скандинавских мифах встречается также множество крошечных созданий, которых называли эльфами. Это были маленькие белые существа, жившие в воздухе между небом и землей, а правил им добрый бог Фрей, живший во дворце в Альвхейме. Это были прекрасные добрые создания, чистые и невинные, имя которых, согласно некоторым исследователям, произошло от того же корня, что и латинское слово «белый» (albus). Этот корень присутствует также в словах «Альбиона» (Англия) и «Альпы», так как белые меловые вершины английских гор можно было заметить издалека.

Эльфы были такими маленькими, что могли летать совершенно незамеченными среди цветов, птиц и бабочек. Так как они очень любили танцевать, то часто соскальзывали на землю по лунному лучу, чтобы потанцевать на траве. Держа друг друга за руки, они становились в круг, образовывая «сказочные кольца», которые легко можно было узнать по более насыщенному зеленому цвету и впечатлению более густой травы.

Веселые эльфы, так воздушна их поступь,
Блестят изумрудные кольца
На вересковых пустошах.
(Вальтер Скотт)

Если смертный попадал в такой сказочный круг, он, по преданиям, мог увидеть фей и быть облагодетельствованным ими; однако скандинавы и тевтоны верили, что несчастный в таком случае умирал. В подтверждение этого суеверия существует легенда о том, как рыцаря Олава, направлявшегося на собственную свадьбу, феи заманили в свой круг. На следующий день вместо счастливой свадьбы его друзья попали на похороны сразу трех человек, так как мать и невеста Олава умерли, увидев его мертвым.

Мастер Олав прибыл на рассвете туда,
Где танцевал маленький народец.
Танец был так весел,
Так весел в зеленом лесу.
А на следующее утро, когда рассвело,
Нашли в доме Олава три тела.
Танец был так весел,
Так весел в зеленом лесу.
То были мастер Олав, а рядом с ним его молодая невеста,
А третьей была его мать – умерла она от горя.
Танец был так весел,
Так весел в зеленом лесу.
(Мастер Олав и танцующие эльфы)

Танец эльфов

Эти эльфы, которых в Англии называли феями или волшебницами, очень любили музыку, особенно мелодию, которую называют танцем эльфов. Никто, услышав эту мелодию, не мог удержаться от танца. Если услышавший эту мелодию смертный пытался наиграть ее, он уже не мог остановиться и продолжал играть до тех пор, пока не падал бездыханным от истощения, если только не догадывался сыграть мелодию наоборот или кто-то не обрывал струны его скрипки. Его слушатели, вынужденные танцевать под эту музыку, могли остановиться только тогда, когда мелодия стихала.

Блуждающие огоньки

В Средние века блуждающие огоньки называли светом эльфов, так как верили, что эти крошечные бестелесные создания сбивают с пути путников. Согласно суевериям, блуждающие огоньки были беспокойными душами убийц, которые против своей воли были вынуждены возвращаться на место преступления. Каждую ночь возвращаясь на то роковое место, они все время повторяли: «Так надо», а по пути назад говорили с грустью: «Так нельзя».

Оберон и Титания

Позднее стали верить, что феями или эльфами правит повелитель карликов, который, являясь подземным духом, считался демоном. Он обладал властью, которой миссионеры лишили бога Фрейра. В Англии и Франции повелителя карликов звали Обероном; он правил сказочной страной вместе с королевой Титанией, а в их королевстве в середине лета устраивались самые роскошные пиры. Тогда все феи собирались вокруг него и весело танцевали.

С феей эльф, и с эльфом фея.
Эту песню, вслед за мной,
Пойте в пляске круговой.
(У. Шекспир. Сон в летнюю ночь.)(Перевод М. Лозинского)

Эльф-блот

В Скандинавии и Германии эльфам, чтобы добиться их расположения, приносились жертвы. Жертвой являлось какое-нибудь маленькое животное или горшочек меда или молока, все это называлось Эльф-блот. Этот обычай был очень распространен до тех пор, пока миссионеры не растолковали людям, что эльфы были просто демонами, однако впоследствии из демонов эльфы превратились в ангелов и в этом обличье продолжали почитаться людьми.

Согласно верованиям, в основном эльфы жили на деревьях и других растениях, они ухаживали за ними и там же умирали. Но девы мха, девы дерева или древесные девы, прекрасные с первого взгляда, если посмотреть на них сзади, были трухлявыми. Они присутствуют во многих народных сказках, но почти всегда в качестве доброжелательных или услужливых духов, так как всегда стремились делать добро смертным и дружить с ними.

Рисунки на дверных косяках

В Скандинавии как темные, так и светлые эльфы почитались как домашние божества, а их изображения вырезались на дверных косяках. Скандинавы, покинувшие свои владения в 874 году во время правления тирана Харальда Харфагера (Прекрасноволосого), взяли с собой на корабли дверные косяки. Похожие изображения, в том числе богов и героев, украшали спинки их скамей, которые они также забрали с собой. Изгнанники, выбросив предметы с этими изображениями за борт, как только они приблизились к берегам Исландии, основывали свои поселения именно там, куда волны выбрасывали дерево, даже если место для жилья не казалось подходящим. Так они принесли с собой религию, поэзию и законы своего народа, и на этом пустынном вулканическом острове они в течение сотен лет берегли свои традиции, в то время как другие представители тевтонцев постепенно ассимилировали культуру римлян и христианской Византии. Эти записи, тщательно собранные Семундом Мудрым, образуют Старшую Эдду, которая является самым ценным из дошедших до нас образцов древней древнескандинавской литературы, литературы, без которой история наших предков была бы совершенно забыта.

В сагах повествуется о том, как появились первые поселения в Гренландии и Винланде : скандинавы ступали на берег там, куда вели их боги – хранители домашнего очага.

Европейская мифология

Насколько известно из различных эпосов, существует три королевства Фей, и королём Эльфландии, которая принадлежит шотландскому эпосу, является Оберон.

Когда упоминается это имя, вспоминается в первую очередь пьеса Шекспира «Сон в летнюю ночь» и французская поэма-легенда: "«Гюон Бордосский» («Huon de Bordeaux"), написанная в конце XII столетия. В ней говорится, что король эльфов и фей Оберон – сын феи Морганы и Юлия Цезаря. Моргану знают все, или хотя бы слышали не один раз это имя. Образ старшей (сводной) сестры короля Артура, его злейшего врага, чародейки Морганы – очень интересный. У Гальфрида Монмутского, автора произведения «Жизнь Мерлина» (12 век), Моргана имеет морское происхождение («Morgen» - «рождённая морем»). А вот Юлий Цезарь, якобы отец Оберона, упоминается, скорее, не как историческое лицо, а как синоним лица, наделённого невероятной, удивительной властью. Не мудрено, что сын их унаследовал главные достоинства родителей, став королём Эльфландии. Настолько могущественным и великим, что его имя часто упоминалось в заклинаниях и призывался наряду с другими духами.

Также король фей упоминается в известной шотландской легенде о Томасе Рифмаче, далёком предке русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который поцеловал королеву Волшебной страны Титанию и в наказании попал на семь лет под её власть. Мужем королевы фей был Оберон, который воспылал ненавистью к поэту-музыканту и устроил песенный конкурс, чтобы выяснить, кто лучший менестрель. Награда - золотая арфа – досталась Томасу, простому смертному.

При рождении прекрасные фрейлины наделили Оберона способностью читать мысли людей. Но одна из них невзлюбила его и прокляла. Из-за этого был он ростом с трёхлетнего ребёнка с внешностью уродливого гнома со скрюченным телом. Но с очень красивым лицом.

Король был любитель женской красоты и не упускал случая поухаживать за смертными. Например, у поэта Овидия мы видим, что прекрасная Титания, жена короля, упрекает мужа за любовь к Ипполите. Трудно сказать, что сама Титания была образцом добродетели. Например, у того же Овидия, зная ревнивую натуру супруга, она не желает расставаться с прелестным мальчиком-пажом. Да и в вышеупомянутой шотландской легенде, Титания соглашается на поцелуй Томаса и увозит с собой в Эльфландию и семь лет держит его возле себя, всячески покровительствуя ему.

Ссоры царственных супругов – обычное явление в стране фей. Но именно эти разногласия и скандалы сказываются на природе: реки выходят из берегов, снег выпадает летом, засухи и наводнения. Однажды после одной из таких ссор, Оберон решил отомстить Титании и смачивает глаза спящей жены соком магического цветка, пробуждающего любовь к первому встречному. Воспылав страстью к ремесленнику с ослиной головой, царица эльфов и фей ласкает и ублажает его - это жалкое зрелище побуждает Оберона освободить от чар жену, которая воспринимает все случившееся как дурной сон. Любовь возвращается в их семью.

Что касается роста Оберона, то тут мнения варьируются в зависимости от датируемых сведений. В ранних упоминаниях, например, в «Нимфидии» Дрейтона рост короля фей был до неприличия низкий:

"Стены дворца Оберона сделаны из ножек пауков,

И окна из кошачих глаз.

А что до крыши, то вместо балок

Она покрыта крыльями нетопырей"

В следующие века Оберон «подрос», наверное, для солидности, или для соответствия царственного статуса с внешним обликом. В фантастической поэме Кристофера Мартина Виланда «Оберон» (1780) король фей предстаёт в виде духа, способный менять свой облик. Если в первоначально в различных легендах мы встречаем Оберона, как «милого шаловливого ребёнка», то уже к 12 веку – это юноша «во цвете лет» в венке из роз, флиртующий с прекрасной Титанией в лунном свете.

В наши дни Оберон тоже не раз «заявлял о себе» в литературе и кино. В 1969 году вышел фантастический роман Кристофера Сташеффа «Чародей поневоле», где одним из персонажей был Оберон. В романе король фей и эльфов – сильный, широкоплечий и коренастый, больше напоминающий гнома, наделённый физической силой. Правда, красотой не блистал.

В романе Сташефф дал довольно оригинальную трактовку появления эльфов. На планете произрастает растение ведьмин мох. Под влиянием телепатического воздействия это растение способно принимать любые формы, и люди, обладающие соответствующим даром, вспоминая древние сказки, породили племя эльфов.

И в заключении, хочется отметить, что Оберон, не смотря на не очень знАчимую, или точнее, не столь популярную персону, тем не менее прошёл все этапы развития образа: мифологизацию, демонизацию, миниатюризацию и обратный рост, путешествие к звёздам (научно-фантастический роман Сергея Павлова «Лунная радуга»).


Оберон, Король эльфов и Титания .

Ох, история эта настолько древняя и запутанная, что лучше начнем с предыстории. В лесах на юге Англии находилось древнее поселение бриттов.

По легенде, в лесу Гластонбери каждые 1500 лет проходил Пир Мограта, на котором мертвые присоединяются к живым, а Лесной Король Эльфов Оберон выбирает себе новую жену, которой должна стать Мертвая Дева. Друиды объявляют праздник открытым, когда на нем появятся Черный Человек, Красный Дурак и Мертвая Дева, а предшествует их появлению исчезновение во вселенной Марса и Венеры.

А теперь факты. Стен от скуки взорвал Плутон - ну, он просто провел пристрелку по мишеням для Лексса, ничего личного. Потом Лулу-Лайекка получила Ключ, и они с Хаффом немного развлеклись на Лекссе - взорвали парочку планет, тех самых, Марс и Венеру... Кому от этого плохо?! Но эти маленькие домашние приключения запустили цепочку дальнейших событий. Путешественники знакомятся с друидом Утером и слышат от него легенду о Пире Мограта, где происходят чудеса, и, вроде, даже оживляют умерших. Ксев умирает, пронзенная оружием Влад. Кай и Стен починили регенератор белка и восстановили тело Ксев. И, надеясь на чудо оживления, везут ее на мухе на пир Мограта - время пришло, планеты исчезли.

Там они и встречаются с Обероном, его женой Титанией и их слугой Паком. Король эльфов - высокий, небритый и очень грубый. Он буквально третирует свою Титанию, держит ее в грязном мешке, бранит и проклинает тот день, когда женился на ней, а тому прошло уже 1500 лет! Титания... ну, это же Лексс, поэтому не удивляйтесь, но прекрасная фея Титания - мужчина-карлик с трехдневной щетиной. Первое, что она делает, освободившись из мешка - на глазах у законного тысячелетнего мужа запрыгивает на Кая и влепляет ему сочный поцелуй в губы. Не удивительно поэтому, что Оберону приходится лихорадочно подыскивать себе новую жену. Время в песочных часах неумолимо течет. А выбор невелик - кроме наших путешественников, все остальные возможные претенденты обоего пола валяются, как бревна, испив меду. И Оберон начинает выбирать, по очереди испытывая кандидатов танцами, задушевными разговорами и вопросами с подвохом.

Ксев, которая после одного вальса на лужайке вздумала с ходу предъявлять непомерные требования, он сразу лишает своей милости. Зато Стен, в дизайнерском белом наряде и короне, нравится ему гораздо больше и даже после танца на лужайке не раздражает. А Титания, как истинная женщина, не собирается пассивно наблюдать, как у нее уводят мужика. Да, он груб, но он ее уже 1500 лет! И Титания пускает в ход волшебный порошок, затмевает Оберону ясность зрения и мысли и получает на пальчик заветное колечко с последним боем часов. Теперь они муж и жена навеки.

© LEXX - LIGHT ZONE 2005 HELEN & Trulyalyana