О развитии творческих способностей. Конспект лекции Л.М.Поповой. Жизнь - прекрасная штука, друзья мои! Студия любови поповой

Друзья, внимание! Список находится на редакции, пока он не завершен! Просьба не копировать его, пока эта ремарка не исчезнет.

1. Джорджо Вазари
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008
(Прочитать можно по ссылке: http://www.e-reading.me/book.php?book=1000515)
2. Ильина Татьяна Валериановна
История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. - М.: Юрайт, 2013 г. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/)
История отечественого искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. - М.: Юрайт, 2013 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/)
3. Вёльфлин Генрих (обращать внимание на фразы)
Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013 (http://yaki-art.ru/files/Wolflin.pdf)
Ренессанс и барокко. - М.: Азбука-классика, 2004 (http://www.alleng.ru/d/art/art162.htm)
Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. - М.: Айрис-Пресс, 2004 (http://mexalib.com/view/35542)
4. Виппер Борис Робертович
Введение в историческое изучение искусства. - М.: В. Шевчук, 2010 (http://yaki-art.ru/files/Vipper.doc)
5. Толстой Лев Николаевич
Об искусстве. - Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15 (http://rvb.ru/tolstoy/tocvol_15.htm)
Война и мир. - М.: Эксмо, Око, 2007 (http://ilibrary.ru/text/11/p.1/index.html)
6. Мандельштам Надежда Яковлевна
Воспоминания. - М.: Согласие, 1999 (http://www.2lib.ru/getbook/7302.html)
Вторая книга. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2001 (http://www.litmir.net/bd/?b=64675)
7. Мандельштам Осип Эмильевич
Полное собрание сочинений и писем. В 3 т. - М.: Прогресс-Плеяда, 2009-2011 (http://www.lib.ru/POEZIQ/MANDELSHTAM/)
8. Библия
9. Винсент Ван Гог
Письма к брату Тео. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 (http://vangogh-world.ru/letters1877.php и просто отличный сайт по Ван Гогу)
10. Стихи Цветаевой (почитать можно, например, вот здесь: http://rupoem.ru/cvetaeva/)
11. Стихи Ахматовой (http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx)
12. Книги издательства "Ташен"
13. Иоханнес Иттен
Искусство цвета. - М.: Издательство: Д. Аронов, 2011 (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3742905)
15. Глеб Успенский
Собрание сочинений. В 9 т. Под ред. В. П. Друзина. - М.: Гослитиздат, 1955-1957 (http://az.lib.ru/u/uspenskij_g_i/)
16. Николай Кун
Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Издательство: АСТ, Олимп, 2003 г. (http://www.lib.ru/MIFS/greece.txt)
17. Гомер (лучше в переводе Н.Гнедича)
Одиссея (http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt)
Иллиада (http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt)
Илиада. Одиссея / Перевод Н. Гнедича; В. Жуковского - М.: Издательство «Художественная литература», 1967
18. Дживелегов
19. Бенвенуто Челлини "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции"
20. Данте "Божественная комедия"
21. Джон Донн - поэт английского барокко
22. Каталог института костюма в Киото
23. Керам К. "Боги, гробницы и ученые"
24. Пушкин "Египетские ночи", "Повести Белкина"
25. Волошин
26. "Песнь о нибелунгах"
27. "Песнь о Роланде"
28. Средневековая литература: поэзия трубадуров
29. Издательство "Молодая гвардия", серия книг "История повседневности": "Версальский дворец при Людовике 14", "Венеция эпохи Ренессанса"
30. "Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись" (толстый том, перевод с французского)
31. Берковский Н.Я.- лучший специалист по немецкому романтизму
32. Жирмунский (научный руководитель Берковского)
33. Новалис - философ, один из теоретиков романтизма
34. Хрестоматия по литературе для филологов
35. Жорж Санд
36. Оскар Уайлд
37. Зинаида Гиппиус.
38. Ее муж Мережковский Д.
39. Хрестоматия западно-европейской литературы для вузов
40. Романтизм
Англия: Байрон, Шелли - его друг, поэты "Озерной школы"
Германия: братья Гримм
Франция: Гюго, Дюма-отец, Сент-Бёв, Ламартин, де Виньи, Мюссе
США: Эдгар По, Купер, Лонгфелло "Песнь о Гайавате", Готорн, Брайант
Россия: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Жуков, Рылеев, Кюхельбекер, Батюшков, Одоевский, Баратынский, Тютчев
41. Лотман М.Ю. "Воспитание души"
42. Афанасьев А.Н. "Собрание русских народных сказок"
43. Стасов, критик "История русского орнамента", 1860 г.
44. Письмо Шолохова Сталину об ужасах на Дону
45. "Слово о полку Игореве"
46. Достоевский "Идиот"
47. Чехов Антон Павлович
48. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (общий зал ленинской библиотеки)
49. Мельников-Печерский "В лесах", "На горах"
50. Лесков "Запечатлённый ангел"
51. Читать про Людвига Баварского
52. Муратов П.П. "Образы Италии"
53. Лазарев В.Н. (исследователь древнерусского искусства)
54. Алпатов В.М.
55. П. Флоренский "Иконостас", "Детям моим. Воспоминания"
56. Словарь синонимов (хотя бы 2,3-томник)
57. Князь Трубецкой "3 очерка о русской иконе"
58. Померанцев Н.Н.
59. "Городецкая роспись" (продается в "Озоне")
60. Пармон "Русский национальный костюм" - книга по крою
61. Кириченко Е.И. - лучший автор по архитектуре модерна
62. Лифарь Серж "Дягилев и с Дягилевым"
63. Журнал "Наше наследие"
64. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"
65. Знамеровская Т.П.
66. История музыкальной культуры (многотомник)
67. Работы по истории литературы
68. Поэт Арсений Тарковский, отец режиссера
69. Сервантес "Дон Кихот"
70. Князь Феликс Юсупов, мемуары
71. Набоков "Камера Обскура"
72. Фаулз "Коллекционер"
73. Стайрон "Выбор Софи"
74. Лев Дмитриевич Любимов, книги по истории искусства Европы и России (в т. ч. Древней Руси)
Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 3-е изд., 1996
Искусство древнего мира.
Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М.: Просвещение, 3-е изд., 1996.
75. Дмитриева Нина Александровна.
Изображение и слово. (http://yaki-art.ru/files/dmitrieva.rar)
Краткая история искусств.
В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - Издательство: Прогресс-Традиция, 2009 г. Авторский сборник
Дмитриева Нина Александровна, Виноградова Надежда Анатольевна. Искусство Древнего мира
76. Александр Кожановский. Быть испанцем. Традиция. Самосознание. Историческая память. - М: АСТ, Восток-Запад, 2006.
77.Игорь Шайтанов (блистательный литературовед). Хрестоматия по зарубежной литературе, учебники и всё, что встретится.
79. Н.А.Чистякова, Н.В.Вулих. История античной литературы.
80. "Повесть о Гэндзи" - один из величайших литературных памятников Японии
81. Шаляпин. Маска и душа.
82. Иоганн Иоахим Винкельман - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии.
История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.
Избранные произведения и письма. - М.: Ладомир, Academia, 1996.
83. Михаил Чехов. Путь актера (

Переслушивать то, что говорит Любовь Михайловна можно бесконечно, а теперь бесконечно можно будет еще и перечитывать. Законспектировала первую лекцию курса “Я творец”. Хочу сказать, что погружение в материал и осознание услышанного качественно иное после проделанной работы.
Очень надеюсь, что скоро можно будет ознакомится с методикой Любови Михайловны в ее изданных книгах, о публикации которых она говорила на подготовительных занятиях. А пока для себя и, надеюсь, своих соратников вывешиваю подсказку - методику многоступенчатого глубинного восприятия произведений искусства и окружающего мира, авторство которой всецело принадлежит несравненной Любовь Михайловне Поповой http://popova-art.livejournal.com/ :

Первое - внимательное сосредоточенное рассматривание для того, чтобы уловить нюанс. Не думать, а видеть.

Второе - попытка отклика телом . Не на структуру, хотя бы на отдельные элементы структуры: линии (линеарная или живописная структура), цветовые пятна/ колорит/ контраст, фактура/ характер поверхности, ритмы. Нельзя научиться откликаться на структуру, она слишком сложна и не видна, ее восприятие всегда интуитивно. Но этот навык возможно сформировать в результате системного опыта восприятия отдельных элементов структур.

Третье - попытка уловить чувство . Чувство, которое должно завязаться внутри в результате телесного отклика.

Четвертое - надо назвать это чувство. Нужно найти слово. Причем, слово должно быть нюансированным, слово должно выражать именно это чувство, именно этот оттенок чувства. А для этого нужно иметь богатый словарный запас. Мысль выражается только в слове.

Помочь в многоступенчатом процессе восприятия могут правильно заданные вопросы:
Какие элементы структуры я вижу?

а) линия (цельная или дробная? нервная или спокойная? нежная или страстная? энергичная или вялая? рокайльная или барочная? гибкая?). Помнить, что характер линии зависит от характера движения руки художника, которое в свою очередь зависит от состояния тела художника, характера его чувственного переживания в этот момент.
б) цветовое пятно (жестко очерчено, графично или с мягкими переходами, живописно? краски теплые или холодные?)/ колорит (построен на подобии или контрасте? Если на контрасте, контраст жесткий или мягкий? Помнить, что цветовое пятно не существует само по себе, а только в окружении других цветовых пятен) Помнить, что характер мазка зависит от консистенции краски (жидкая или густая, с растворителем или без), от кисти (от ее размера, от жесткости/ мягкости щетины)
в) фактура поверхности
г) композиция (где центр композиции)? Пропорции?
д) ритмы (горизонтальные или вертикальные? скрытые ритмы или явные ритмы?)

Что происходит с телом когда я вижу отдельные элементы структуры?
а) Что с позвоночником? (Выпрямляется или скручивается?)
б) Что с дыханием? (Дыхание глубокое или поверхностно? Сбивчивый ритм - напряженный ритм или размеренный ритм? Вдох-выдох резкие или мягкие? Длительные или короткие? Рваное или спокойное дыхание?)
в) Что с мышцами? (они дергаются? Они напряжены? Они разбухают, потому что кровь приливает?)
г) Что с кровотоком? (много крови пульсирует в теле? или пульсация неуловима и незаметно протекает?)
д) Что с костями?
е) Что с сухожилиями?

Какое чувство рождается внутри? Какая эмоция?

Приемы, которые могут помочь, воспринять произведение искусства:
- Очутиться внутри рассматриваемого произведения картины.

Любовь Михайловна Попова, кандидат искусствоведения,
автор методики развития творческих способностей.

Здравствуйте!

Меня зовут Любовь Михайловна Попова.

Читая учебные курсы по истории изобразительного искусства в высших учебных заведениях, я пыталась найти ответы на важные для меня вопросы: как научить воспринимать искусство, а не ограничиваться готовыми искусствоведческими формулами? как помочь студентам отойти от поверхностных суждений о произведениях искусства и научить откликаться на чувство, эмоцию, мысль, заложенную в произведении художником?

Открывать моим студентам путь к глубокому восприятию искусства доставляло мне истинную радость. В какой-то момент я поняла, что, обучая этому, по существу я обучаю творчеству, ибо вопросы, на которые я пыталась найти ответ, связаны с его внутренней природой. Работая со студентами, я убеждалась, что мои обучающие приёмы не только открывают для них произведения известных художников, но и расширяют их собственные творческие способности, выводят их на новый уровень художественной деятельности. Я пришла к выводу, что творческая деятельность подчиняется определённым закономерностям. Так концептуализировались программа обучения и метод развития творческих способностей, которые и легли в основу учебного процесса моей Студии.

Я родилась в городе Армавире Краснодарского края. В 1979 году закончила кафедру истории искусства исторического факультета Ленинградского университета. Петербург подарил мне не только себя самого, но и встречу с яркими памятниками искусства в его многочисленных музеях, с сокровищами его библиотек.

После окончания университета я работала научным сотрудником-хранителем фондов Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Моё внимание привлекла украинская народная икона, в то время мало изученная, но имеющая, я в этом уверена, мировое художественное значение. Итогом моих исследований стала диссертация «Народная икона Левобережной Украины Нового времени», которую я защитила в 1985 году.

В Москве я работала старшим научным сотрудником НИИ художественной промышленности, выезжала в экспедиции в полюбившееся мне Поволжье, где изучала современное бытование народного искусства, пыталась внести посильную лепту в его возрождение и сохранение.

В это же время началась и моя педагогическая деятельность. Я преподавала в Московском педагогическом государственном университете, в Российском университете Дружбы народов, в МГУ, в Московском технологическом институте, в Институте моды, дизайна и технологий. Читала учебные курсы («История европейского изобразительного искусства», «Русское народное искусство», «Структура художественной формы визуального образа», «Художественный образ в моде XX века», «Ведущие Дома моды XX века»), вела семинары («Восприятие изобразительного искусства», «Библейские сюжеты в русском и западноевропейском изобразительном искусстве»).

В 90-х годах сформировалась ещё одна сфера моих интересов: я консультировала ряд ведущих компаний Москвы по вопросам корпоративного стиля и имиджа.

Но главным моим делом стала Студия развития творческих способностей.

В московской школе современной фотографии Photoplay прошел уникальный мастер-класс кандидата искусствоведения Любови Михайловны Поповой «Национальные традиции в нашем гардеробе».

Количество людей в аудитории говорило, что тема крайне актуальна! Целая гардеробная рядом с лекторием заранее подогрела любопытство.

Украинские панёвы, яркие анораки, кружевные шали, таджикские икаты, японские кимоно – невозможно было поверить, что вся эта «музейная красота» может ворваться в наши гардеробы не винтажной молью, а свежим глотком нового стиля.

И мы убедились: да, может!

Любовь Михайловна выходила в зал в новых нарядах, соединяя платье от Кирилла Гасилина с украинской панёвой, таджикские икаты – с винтажной бархоткой, японское кимоно – с украшением в стиле «рязанское бисероплетение», а платье из африканской ткани – с серьгами от “Лакруа”. Почему это было стильно и даже моментами роскошно? Потому что связующим элементом являлась личность Любови Михайловны.

«Мой гардероб – это мой жизненный опыт»

Любовь Михайловна Попова, кандидат искусствоведения, автор методики создания стильного образа, руководитель Студии развития творческих способностей.

На сегодняшний день тема национальной гордости снова появилась в наших сердцах и умах, но не в гардеробах. Надеть что то в народном стиле – значит быть немного «странным», и наверняка про тебя скажут, что «она работает в музее» или «видимо, мадам из театра». А если посмотреть глубже, то именно аутентичные вещи несут в себе душу мира, сильнейшую энергетику, ДНК наших предков! И нам нужна russian_style-тенденция, russian_style-тренд.

Историк Александр Васильев неоднократно «предлагал» нашему эстэблишменту, актрисам, звездам шоу-бизнеса стать патриотическими трендсеттарами! «Вплетать» в свой образ элементы национального русского стиля.

“Например, кокошник или венец в качестве аксессуара на красной дорожке!”

“Возможно, не все ещё созрели до кокошника! Но идея в том, как сочетать аутентичные вещи и при этом выглядеть стильно, а не как матрешка или руководитель фольклорного ансамбля Кадышевой, и это актуально!”.

6 правил, как надо и как не надо
носить вещи с национальным характером.

Как не надо:


1. “Больше двух уже много”

Наличие более 2-х вещей в вашем аутфите – это возможность оказаться лучшим экспонатом на выставке и не только.

2. “Не экспериментируйте с обувью в этническом стиле”

Красные сапоги и боярские ботиночки погубят даже самые современные аутфиты. Актёр не успел переобуться – именно так о вас и подумают:).


3. “Не идите на поводу у старых клише-сочетаний!”

Например, самое излюбленное – павлопосадский платок и шуба.


Как надо:

1 . Соединяйте аутентичную вещь с необычными интересными фактурами, которые придадут ей новое актуальное звучание. Кожа, джинса, неопрен.



2. Выбирайте хотя бы одну современную трендовую вещь для такого аутфита.



3. Обувь – это первое и главное, что позволяет таким комплектам выглядеть свежо и актуально 👌🏻



Выглядеть «porusski» стильно можно и нужно! Впустите в ваши гардеробы свежий ветер перемен!

И кто знает, быть может, уже завтра весь мировой стрит стайл будет копировать наши аутфиты. Скупать анораки и паневы! А на ежегодные скачки в Аскоте королева Елизавета изменит шляпке и наденет кокошник.

На учебный курс "Я-творец!"

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ.

Среди учеников СТУДИИ ЛЮБОВИ ПОПОВОЙ есть фотографы, имиджмейкеры, флористы, модельеры. Но больше всего - это люди весьма далёкие от творческого пространства: менеджеры, программисты, бухгалтеры, юристы.
Многие из участников никогда не делали ничего подобного.
ПЫТАЙТЕСЬ!

1. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить серию фотографий (не менее 20-ти) с выявленной СТРУКТУРОЙ (цветы, фактуры, листья, плоды, птицы, животные, человек, одежда, аксессуары и пр.). Найти ракурс, освещение, композицию, которые помогут проявить структуру явления.
Цель задания - научить видеть и чувствовать СТРУКТУРУ ЯВЛЕНИЯ, всегда скрытую и всегда тайную. Выхватывание структуры - непременный элемент ТВОРЧЕСТВА.


Юля Селезнёва. Анютины глазки. "Я творец", первый год обучения.

Посмотрите на эту фотографию. Особенное освещение выявило образную структуру анютиных глазок, прояснило их романтическую сущность. А вот обыденный свет уничтожил бы это романтическое волнение.
Подумайте, почему я здесь говорю о романтическом волнении. Вспомните, что такое структура в художественном образе (см. свои записи курса "Арт-подготовка"). Какая структура у анютиных глазок: характер линии, ритмы, характер цветовых пятен и в целом колорита, характер, наконец, фактуры.

Потренируйтесь с различными цветами. Это полезно. Так и формируется ЧУВСТВО СТИЛЯ.
Для тюльпана и пиона, например, нужно совершенно различное освещение. Для пиона это может быть мягкий свет, подчёркивающий нежность чувственных лепестков, то есть свет живописный, а для тюльпана - подчёркивающий линии цветка, то есть свет графичный. В этом случае фотография выявит чувственность пиона и строгость, сдержанность тюльпана. И это уже шаг к художественному образу. Но пион можно поместиь и в агрессивное пространство, созданное контрастным, резким освещением. Такое свет уже уничтожает пион. И это будет ОБРАЗ: нежность пиона как бы вызвала к жизни это агрессивное пространство.
ЧУВСТВУЙТЕ!
Вспомните, как мы этому учились на занятиях. Пространство образа должно родиться внутри вас.

Вот ещё фотография, которая помогает уяснить, что такое СТРУКТУРА в визуальном образе, в СТИЛЬНОМ образе.
Сама брошь, а точнее, её струкутура, родила и этот пепел.


Вера Едемская. Брошь. "Я творец", первый год обучения.

Верное восприятие, то есть выхватывание структуры, помогло Вере Едемской создать прекрасный ОБРАЗ и стать победителем в конкурсе "Творческое впечатление" и . Даю две ссылки для того, чтобы вы могли ознакомиться с комментариями, есть очень интересные, глубокие.

Посмотрите , как Юля Черненко подбирает освещение для листье на сером фоне в зависимости от образа, СТРУКТУРЫ.
Всё построено на тонком нюансе. Серый фон при помощи различного освещения приобрёл различные оттенки, которые выявляют СУТЬ, СМЫСЛ образа. ПОСМОТРИТЕ и почитайте комментарии!


Юлия Черникова. Листья. "Я - творец", первый год обучения.

Можете увидеть, как внимание к миру может рождать ОБРАЗЫ в искусстве визажа.

Вы увидете, как Марии Анищенко, слушательнице Студии, удаётся уловить структуру образа деревянной архитектуры, а так же структурные связи архитектуры и природного ланшафта.
Архитектура ещё (Надежда Базанова, ученица Студии) и (Ольги Черненко, ученица Студии). Если Вы прослушали курсы по большим историческим стилям, то Вы, вероятно, почувствовали, что именно архитерктура очень продуктивно формирует ЧУВСТВО СТИЛЯ. На примере архитектуры и легче уяснить, что такое СТРУКТУРА.

Как умение выхватывать структуры помогло молодому фотографу превратить фотографирование платьев своей бабушки в творчество. Посмотрите, а главное, ПРОЧУВСТВУЙТЕ (как мы учились на занятиях), почему выбирается тот или иной фон. СТРУКТУРА платьев диктует этот творческий выбор.

2. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
Заранее (дней за пять до собеседования) сообщить (e-mail:[email protected]) адрес Вашего ЖЖ - ведь это Ваш ТВОРЧЕСКИЙ дневник.
Что Вас волнует, удивляет, не оставляет равнодушным?
"Когда ДУША ХУДОЖНИКА наполняется до краёв ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, то, что переливается через край и есть ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА", - говорили древние японцы.
Хочется увидеть, как наполняется ВАША душа впечатлениями!

3. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
Проработать материл всех трёх частей "Больших исторических стилей".
Представить конспекты книг по данным темам, ваши записи при изучении музейных экспозиций, флешки с подобранными Вами иллюстрациями. Все эти материалы должны свидетельствовать о серьёзности Ваших намерений.
Цель задания - создание основы для дальнейшей самостоятельной творческой работы. Это задание делает возможным формирование Ваших личных творческих навыков, оберегает от "изобретения велосипеда".

УСПЕХОВ ВАМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
И НАСТОЙЧИВОСТИ.