"Недоросль": анализ произведения Фонвизина, образы героев. Д.И. Фонвизин "Недоросль": описание, герои, анализ произведения

Тема отрицательных героев еще недостаточно изучена, поэтому мы решили восполнить этот пробел, изучив отрицательных персонажей фильмов и книг. Они появляются не только в сказках, но и в классической Ни одно произведение или кинолента не могут обойтись без негативных героев.

Каким должен быть отрицательный герой

Однозначно описать внешность и черты характера негативного персонажа достаточно сложно. Но чаще всего отрицательный герой злой и неуравновешенный, а также он часто наделяется вредными привычками. Например, отрицательный герой Волк из мультфильма "Ну, погоди" редко появляется без сигареты, а в боевиках злодеи всегда употребляют наркотики. Внешность злодеев тоже оставляет желать лучшего, особенно по сравнению со статными, подтянутыми положительными героями.

Отметим, что порой в фильмах для взрослых бывает достаточно сложно определить, какой из героев является отрицательным. На первый взгляд кажется, что как злой, так и хороший персонажи ведут себя примерно одинаково, и понять, кто есть кто, помогают лишь дополнительные атрибуты или признаки.

Но когда мы говорим о детской литературе или мультфильмах, мы всегда видим четкое разделение, ведь они должны не только понимать, где злодей, а где хороший персонаж, но и видеть для себя пример в положительных героях, и стремиться стать такими же. Именно поэтому их всегда наделяют добротой, они послушны и прилежно учатся.

Взаимодействие положительных и отрицательных героев

В большинстве случаев между персонажами происходит противостояние, которое может быть выражено открыто или оставаться просто на уровне слов и напряжения. Частым мотивом является создание препятствий на пути героя к его цели, которая обычно выражается в виде спасения мира или своего товарища.

Также отрицательный герой практически всегда проигрывает в конце. Есть, конечно, пара произведений, где все наоборот, но они очень мало известны, а значит, не заслуживают внимания.

Отрицательные герои в кино

Обычно отрицательных героев в фильмах определить достаточно легко. В основном они жаждут мирового господства или просто хотят уничтожить как можно больше людей. Не обязательно это могут быть люди, в качестве плохих существ могут выступать инопланетяне, зомби и прочие мифические существа. Положительные персонажи обычно убивают либо арестовывают плохих, и все заканчивается хэппи-эндом.

Однако не всегда все так просто, и если фильм по содержанию приближен к жизни, тогда становится практически невозможно четко разделить границы, ведь каждый человек несет в себе черты как хорошие, так и плохие. И тогда становится понятно, что положительные и отрицательные герои существуют лишь в нашем воображении.

Отрицательные герои на примере "Недоросля"

В каждой книге обязательно имеются писателя Д.И. Фонвизина не стал исключением. На примере классики можно хорошо проследить действия персонажей и их характеристики.

В комедии представлена целая семья. Так, помещица Простакова и ее брат Скотинин - главные отрицательные герои. Недоросль, он же сын Простаковой Митрофан, полностью перенял все негативные черты своей матери.

Если говорить о том, какими качествами наделены отрицательные герои, то можно перечислить глупость и нежелание учиться, лень, равнодушие ко всему, кроме денег и отсутствие любых чувств, даже родственных или сыновьих. Единственное исключение составляет Простакова, потому что хоть и своеобразно, но сына своего она любит всей душой.

В комедии по-разному взаимодействуют положительные и отрицательные герои. Недоросль-Митрофан, например, жаждет жениться на добродетельной Софье. Это ничуть не смущает его дядю, который и сам планирует взять ее в жены и наслаждаться богатствами девушки. Складывается ощущение, что Скотинин готов пойти на все, лишь бы осуществить свою заветную мечту - заняться разведением свиней.

Можно сказать, что герои олицетворяют собой все самое худшее, что есть в крепостном крестьянстве. Им ярко противопоставлены положительные персонажи, которые ценят в первую очередь образование, а не деньги. Чего стоит только возмущение Простаковой тому факту, что Софья умеет читать. На взгляд женщины, девушке это абсолютно ни к чему.

Если мы говорим о том, что представляют собой отрицательные герои, то Недоросль-Митрофанушка в этом плане является показательным.

Митрофан

Начнем с того, что Митрофанушка уже далеко не такой маленький - ему уже 16, и он собирается жениться. Персонаж непроходимо глуп, учитель даже сравнивает его с пнем, говоря, что этого человека невозможно обучить. Тем не менее, он не бросает попыток, хотя обучение скорее происходит больше для видимости.

Митрофан совсем не привык ничего делать, потому что рядом всегда была мама или слуги, поэтому он очень ленив. Более того, он, как и его мать, готов пойти на жестокости ради получения выгоды.

В конце произведения главного героя отправляют служить в армию. Остается лишь надеяться, что хоть там он сможет чему-нибудь научиться.

Отрицательные герои сказок

Восприятие отрицательных героев в сказках можно считать показательным, ведь дети должны четко понимать, хороший ли перед нами персонаж. Именно поэтому в сказках и баснях качества особенно преувеличены. Так, например, Баба Яга, главная злодейка народных преданий, часто жаждет съесть главного героя, ребенка.

Если говорить про внешность, то отсюда тоже сразу видно, какой перед нами персонаж. Отрицательные герои сказок живут в лесу, они старые и страшно выглядят, например, Кощей или Леший. Эти существа готовы строить козни людям даже без причин, просто чтобы напакостить.

Положительные и отрицательные герои басен также имеют яркую принадлежность, причем именно последних особенно часто высмеивают авторы. И это неудивительно, ведь самый частый сюжет - это когда злодей пытается сделать пакость, но сам же в нее и попадает. Это лучший способ научить детей, что не стоит умышленно стараться кому-то навредить.

Нежелание что-либо делать проявляет и Стрекоза из басни Крылова. Так, она даже не задумывается о будущем, легкомысленно отдыхая все лето. Муравей же противопоставлен ей, он трудолюбив и запаслив.

Баба Яга

Без сомнения, Баба Яга - это самый злой и частый персонаж детских сказок. Она обитает одна в лесу, однако иногда с ней живут черный кот или птицы.

Обычно злодейка старается затащить к себе ребенка, чтобы заставить его работать, или попросту пытается его съесть. Однако она не прочь отведать и взрослых, потому что в сказках Баба Яга нередко пытается съесть и богатырей.

Этот отрицательный персонаж представляется старым, скрюченным, в морщинах и с костяной ногой, что отражает и душевные качества.

Однако не стоит забывать, что не во всех сказках Баба Яга - это абсолютное зло. Иногда она выступает в качестве помощника, давая героям необходимые предметы или советы, правда, для этого они должны победить Ягу.

Это что-то вроде эссе, или мыслеразмышления на заданную тему. Дело в том, что недавно , мой мастер в Литинституте, предложил мне поразмышлять над концепцией «положительного героя» — возможно ли его существование в том мире, что нас окружает в настоящий момент, можно ли реализовать положительного (при условии его существования) героя…

Я задумался, и в один бессонный вечер написал этот текст. Хочу предупредить, что никакого глубокого анализа я не проводил, писал просто о том, что всплывало в сознании. И вообще, данный текст можно воспринимать как юмористический. Однако установок давать не хотел (но не получилось), так что выношу на обсуждение, которое надеюсь, подкинет еще несколько правильных мыслей.

Положительный герой – это кто? В ком нет отрицательных черт, отталкивающего чего-то, нет Зла? Тот, у кого больше любви, чем ненависти к людям? Тот, кто поступает хорошо и не делает дурного? Но что такое хорошо и что такое плохо?

Положительный герой – это идеальное нечто, которое никогда не сможет существовать на страницах книг? Утопия? Положительный герой – фантазия, фантастика, фикция. Это невидимка.

Гринев и Онегин – кто эти люди, хорошие они или нет? Это обычные люди, съедаемые страстями и противоречиями. Их просто приукрасил Пушкин, замазав несколько их темную сторону, которую они и сами вполне ловко умели скрывать.

Болконский? Мышкин? Один погиб, другой спятил. Где их положительность? Первый бросает жребий – подойдет, женюсь. А второй и вовсе то продает, то покупает. В итоге оба не у дел.

Базаров? Нет, ну этот подавно отрицательный персонаж, чего уж – только перед смертью проблески. А так только советы давать способен и учить, как жить надо правильно. Да и вообще, этих, которые учили жить правильно, так много было, да только где они теперь?

Алеша Арсеньев? Тот не дорос еще просто, потому и чист, что ребенок. Хотя и у него уже страстная любовь к социалистам и революционерам.

Или может быть основательный земский врач Ионыч? Хотя нет, куда ему, до Луки. Но мне кажется, превозносить из Горького стоит только Буревестника, который гордо реет, а не прячет тело свое в утесах…

Блоковский «в венчике из роз»? И реки крови красной, и не важно в какой ты армии, в белой или в той, что всех сильней?

Саша из Чевенгура платоновского, из воды пришедший и туда же сгинувший. Этот хоть и сомневается, но куда меньше Гришки Мелихова. Этого вообще в положительные записывать нельзя никак — все мечется туда-сюда, да с бабами не ладится, и в партию не вступил.

Мересьев? Ну тут уж судьба у человека такая в войну. Тут либо герой на все 100%, либо трус и предатель, а о таких никогда и книжку не напишут. Если уж не сгинул в печах Освенцима, то где-нибудь на Западной Украине встретишь случайную пулю.

И даже если ты врач, гениальный врач, пописываешь стишки, не все у тебя с властью сложится, кончишь дворником в сыром подвале. Живаго, профессор Преображенский давали клятву, всю жизнь стремились помогать людям, служить отечеству, но людям с чинами и в погонах этого, как оказалось, не нужно.

Не нужно добро? Просто нас испортил квартирный вопрос. Но чтобы это понять, нужно увидеть Зло. Вот любимый роман миллионной армией романтиков, поэтов, графоманов, художников, музыкантов и влюбленных девиц. Есть в нем положительный герой? Ну да, глаза разуй! — слышу я, — вот Мастер в шапочке, Марго, Иешуа, наконец! Но это же второй план, второй. Это обрамление для Воланда, его фон. Ну а Мессира причислять к положительным, сами понимаете…

Ну и куда дальше? На кого смотреть? Где искать этих хороших героев? В рассказах Шаламова, вымученных долгими годами лагерей? В убегающих от себя и от системы гражданах довлатовской прозы? Может они спрятались в произведениях Пелевина?

Даже в многочисленных несентиментальных романах женщин-писательниц нет положительных героев. Куда они запропастились? А может быть их просто никогда не было? Не существовало. Потому что он никому не был нужен, или потому что он не интересен? Ведь, правда, лучше писать об обычных людях — и читателю ближе, и писателю проще. Быт, жизнь, смерть, что-то сделал, что-то не успел, все как положено в реальной суматохе дней. Тем более, если представить идеального положительного персонажа на фоне современной, например, действительности, неидеализированной, той, что нас окружает каждый день, что с ним станет? Бедняга околеет, ведь он не готов к такому миру…

Вот ведь как выходит.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - произведение 18 века. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое. В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, грубость, подлость, хамство, непорядочность. Положительные герои осуждают эти пороки, выражая мысли самого писателя.

К отрицательным персонажам «Недоросля» относятся госпожа Простакова, Тарас Скотинин и Митрофан Простаков.

Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.

Эта героиня – жестокая крепостница. Она считает совершенно нормальным владеть человеческими душами, издеваться над подвластными ей людьми. Чего стоит обращение этой героини со старой няней Еремеевной, преданной Простаковым всей душой.

Матушка недоросля крайне необразованна. Она не знает самых простых вещей. Но, хуже того, Простакова считает, что образование совершенно не нужно, ведь в жизни помогает продвинуться совсем другое: деньги, связи. Как тут не вспомнить жизненные принципы Фамусова и всего московского общества из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Простакова груба, невежественна, непорядочна. Но главная черта в характере Простаковой – безумная, какая-то животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Эта героиня может вцепляется в шею своему брату и т. д. Можно сказать, что ее нравственные и моральные понятия полностью искажены, их попросту нет. П.А. Вяземский так писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…»

Мне кажется, Д.И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая - указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.

В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века.

Брат Простаковой, Тарас Скотинин, под стать своей сестре. Это очень невежественный и глупый человек. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег Скотинин хотел жениться на Софье, племяннице Стародума. Поэтому он соперничал со своим племянником Митрофаном и постоянно ругался с госпожой Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».

По-моему, этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такого падения Скотинина – в невежестве, отсутствии правильного воспитания. «Не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет»,- заявляет он.

Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, – главный в своем семействе. Ему пытаются дать хорошее образование, ведь в новое время без него никуда. Но недоросль не испытывает никакого желания учиться. Он до такой степени «темный» человек, что становится и смешно и горько, когда читаешь его «экзаменационные» ответы учителям.

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Я считаю, что Митрофан остановился в своем развитии. Софья, воспитанница госпожи Простаковой, так говорит о нем: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить. «По мне, куды велят», - говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.

Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».

Таким образом, в комедии Фонвизина «Недоросль» есть как черты комедии, так и черты трагедии. Через смешное драматург показывает нам пороки дворянского общества 18 века, всю их страшную и разрушающую силу, пагубно влияющую на развитие общества в целом и отдельных личностей в частности.

/ / / Какова роль положительных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Комедия Дениса Фонвизина имеет яркую галерею образов, как отрицательных, так и положительных. Роль первой в разоблачении пороков общества 18 века. Госпожа Простакова и Скотинин олицетворяют собой невежество и жестокость крепостников, Митрофанушка – лень и нежелание учиться. О качествах персонажа автор помогает нам судить, начиная с их имен и фамилий. Если мы читаем о Скотинине, то понимаем, что этот герой и ведет себя подобно животному. Простакова – простая невежда, чьи замыслы хоть и подлы, но недалеки. А Митрофанушка – «явленный матерью» - действительно похож на свою мать, Простакову.

Главная идея комедии в изображении далеко не комедийных проблем общества: негуманного крепостного права, самодержавия и злонравного воспитания. Негативные персонажи помогают читателям глубже понять эти проблемы, тогда как положительные показывают, что с этими проблемами можно все-таки бороться.

О том, что герой положительный, можно также узнать уже из его имени. Таких персонажей в комедии несколько: Стародум, Софья, Правдин, Милон. Каждый из них имеет свою важную роль.

– дворянин, дядя главной героини Софьи. Он является опекуном девушки, но уезжает в Сибирь на длительное время, оставив ее на попечении Простаковых. Фамилия Стародум происходит от словосочетания «старые думы». То есть, писатель намекает, что этот герой мыслит по-старому. Можно было бы подумать, что это плохо, ведь нужно жить в ногу со временем. Однако время действия в пьесе было временем своеволия жестоких крепостников, которые переживали только о своих имениях и не думали о развитии культуры. Стародум получил образование и воспитание еще при Петре, царе, который был за просвещение. И поэтому «старое» время как раз было более прогрессивным, чем «новое». Герой не может принять то, что дворяне пекутся лишь о своей выгоде, и забыли о долге перед отчизной. Поэтому он оставляет свои деревни и уезжает в Сибирь, где может честно заработать состояние.

– мудрая девушка, что понятно из значения ее имени. Она получила хорошее образование, поэтому смотрит на Простаковых с иронией, видя их невежество и жадность. Героиня не бунтарка, но за свою любовь борется. Она не соглашается выйти замуж за Митрофана или Скотинина, потому что влюблена в Милона.

– дворянин, член наместничества, который наделен правом проводить ревизию в деревнях. На пару дней он останавливается в имении Простаковых и понемногу понимает, что они жестокие крепостники. Его просят прочесть письмо Стародума, но он отвечает, что не читает письма, предназначенные другим. Правдин оправдывает свою фамилию, потому что всегда говорит правду и презирает ложь.

А после того, как Простакова плохо поступает по отношении к Софье, то принимает решение отлучить ее семейство от управления их деревнями. Правдин – это воплощение суровой справедливости в комедии.

Милон – смелый офицер, возлюбленный Софьи. Он достойный человек.

Позитивные персонажи выполняют роль благородной силы, которая противостоит невежеству и жестокости в обличье негативных героев.

положительный герой

литературный персонаж , воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.

Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.

Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.

В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).

Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.