Нарисовать придуманное сказочное существо. Дополнительные элементы фигуры

Задачи:

а) научить соединять воедино элементы различных животных, научить смешивать и сочетать различные по цветовой гамме цвета
б) развить воображение, фантазию, логическое и абстрактное мышление
в) воспитать любовь к природе, животному миру, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма

Оборудование:

а) для учителя : наглядная таблица с изображением фантастических животных, иллюстрации с изображением животных, древних животных (динозавры), сказочные персонажи.
б) для ученика : акварельная бумага формата А–3, большие кисти, гуашь.

Характеристика воспитанников:

Первый год обучения 8–9 лет

Тип занятия:

Комбинированный

Оформление доски:

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Здороваюсь. Проверяю наличие принадлежностей. Все ли готовы к занятию.

II. Вводная беседа

Сегодня у нас на занятии очень интересная и необычная тема.

  1. Но прежде чем я ее озвучу, давайте вспомним, как называлась тема предыдущих занятий?
  2. – Изображение и реальность.

  3. Что мы рисовали на эту тему?
  • Животных, людей.

Мы передавали характер животного, делали наброски фигуры, изображали человека в движении по темам "Мы играем", "Мама на кухне", "Утренняя зарядка", "Я еду на велосипеде" и т.п. Т.е. мы рисовали реальность, то, что мы действительно видим. А вот сегодня ребята наша тема уже будет называться "Изображение и фантазия"

3. Как вы думаете, что мы будем изображать по этой теме?

  • Нереальные вещи, фантастику.

5. Каких вы можете назвать фантастических персонажей?

  • Человек–паук, Бэтмэн.

6. А мультики вы любите смотреть, каких нереальных персонажей вы можете назвать?

  • Чебурашка, Тяни–Толкай и т. д.

А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм и обратим внимание, как художник изобразил что–то необычное.

7. Кто–нибудь увидел что–то необычное?

– Верблюд странный, крокодил с множеством горбов и т.д.

Итак, приступаем к самостоятельной работе. Вы рисуете большими кистями, можете без предварительного рисунка. Но ваша задача не только изобразить фантастического зверя, но и показать фантастическую природу , которая его окружает. Как вариант, детям предлагаются книги с трехмерным изображением. Но кроме этого, вы должны дать необычное имя своему существу и сочинить про него историю .

Цвет тоже может быть необычным при изображении, не совсем привычным, можно как–то своеобразно украсить животного.

Во время самостоятельной работы хожу между рядами, веду индивидуальную работу, говорю ошибки.

Дети изображают фантастических животных, птиц, соединяя часть одного животного с частью другого. Например, собаке подрисовывают рыбий хвост и птичьи ноги, или у слона (широкими мазками) вместо ушей приросли крылья какого–нибудь яркого цвета и т.д.

Показываю иллюстрацию "Тяни– толкая"

Включаю мультфильм (фрагмент)

III. Объяснение нового материала

Показываю изображение орла "рис. 3" и фантастических птиц Сирин и Алконост "рис.4"

Показываю иллюстрацию индюка (рис.5) и дымковскую игрушку "рис.6"

Показываю иллюстрации львов "рис.7" , "рис. 8"

Показываю дидактические таблицы с изображением фантастических животных

Демонстрирую учебную таблицу "Преобразование животных

Показываю иллюстрации древних животных

"рис.9", "рис.10"

IV. Самостоятельная работа

  1. Изображение
  2. Пейзаж
  3. История

Во время самостоятельной работы звучит фантастическая музыка

V. Итог занятия

В конце занятия анализируем вместе с ребятами работы, делаем просмотр.

Дети сами говорят о своих впечатлениях от работ товарищей.

1. Почему у одних больше похоже на фантастическое животное? Почему?

2. Кому лучше удалось передать фантазию в цвете?

3. У кого более удачный фантастический пейзаж?

4. Какая работа лучше выполнена композиционно? Почему? и т.д.

Если останется время, ребята рассказывают историю, кто придумал, называют имя своего персонажа.

VI. Задание на дом

Дома постарайтесь сочинить необыкновенную историю про своего животного и придумать нереальное имя, кто еще не успел придумать.

На следующее занятие принести открытки, репродукции масок или сами маски, карнавальные шествия в масках и т.д.

Урок окончен. Всем спасибо.

Примеры работ воспитанников изостудии по данной теме "рис.11", "рис.12", "рис.13", "рис.14", "рис.15", "рис.16".

Рис.11.(Фрагмент1)

Название: "Траванапал (ест фиолетовую травку)"

Рис.12 (Фрагмент 2)

Название: "Зубодериха. Мысле–дерг (гипнотизирует и узнает мысли)"

Название: "Козорлис"

Название: "Черепаха Квази"

Рис.15

Название: "Дошилина"

Рис.16

Название: "Корогорбукур".

Источник информации:

Коротеева Е.И. "Искусство и ты", М.: Просвещение 2002.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. "Изобразительное искусство" М.: Просвещение 2002.
Волшебные животные. М.: ТЕРРА 1996. (Зачарованный мир).
Иовлева Л.И. "Виктор Васнецов" М.: Трилистник 1998.

Очень часто психологи при работе с ребенком просят его нарисовать фантастическое животное, т.е. не существующее в природе. Такой тест помогает специалистам понять мировоззрение подопечного и лучше разобраться в сложившейся ситуации. Но применять этот прием могут не только психологи. Данная статья расскажет, как любящим родителям, воспитателям в ДОУ, бабушкам и дедушкам расшифровать посылы, которые содержит в себе нарисованное любимым чадом фантастическое животное. Рисунки детей способны раскрыть все то, что лежит глубоко, на подсознательном уровне.

Итак, приступим.

Размер

Относительно размера получившегося рисунка чаще всего работает правило «чем больший размер, тем больше силы и энергии». Большие фантастические животные на листе свидетельствуют об энергичности и уверенности авторов в себе. Маленькие их размеры - о неуверенности и закрепощенности. Также закрепощенность проявляется в случаях, когда животное так велико, что не помещается на листе.

Положение рисунка на листе

Нормальным считается центральное положение рисунка. Чем ближе рисунок находится к верхнему краю листа, тем более обладает ребенок, тем большее недовольство он испытывает относительно своего положения в социуме и тем более недостаточным он считает свое признание окружающими. И наоборот, заниженный рисунок свидетельствует о нерешительности, незаинтересованности в своем

Голова фигуры

Фантастические животные, голова которых повернута вправо, свидетельствуют об устойчивой тенденции к деятельности, действенности своих авторов. Такие дети, как правило, на практике реализовывают свои замыслы. Повернутая влево голова говорит об обратном: такие дети склонны к рефлексиям, размышлениям, а переход к действиям может тормозиться страхами. Положение анфас трактуется как эгоцентризм. Наличие или отсутствие на голове органов чувств свидетельствует об заинтересованности / незаинтересованности в получении или выдаче того или иного вида информации. Например, приоткрытый рот с языком без детальной прорисовки губ говорит о речевой активности ребенка. Наличие зубов свидетельствует об агрессии, часто защитной. Заштрихованный рот говорит о тревожности и боязливости.

Очень важно то, какими глазами обладают нарисованные животные. Резкая прорисовка радужки свидетельствует о переживании страха. Ресницы говорят об истероидно-демонстративных манерах поведения.

Большой - это признак того, что ребенок больше всего ценит в себе и окружающих рациональное начало. Дополнительные детали, такие как рога, когти, щетина, иглы, являются признаком агрессии, спонтанной или же защитно-ответной.

Перьями, гривой, шерстью украшаются фантастические животные, авторы которых имеют тенденцию к самоукрашению.

Опорная часть фигуры

По типу соединения конечностей с корпусом можно судить о характере контроля ребенка за собственными рассуждениями, решениями, выводами. Соединение может быть точным, тщательным или небрежным, слабым, вовсе отсутствующим. Однотипность и однонаправленность формы конечностей - это стандартность, банальность в суждениях. Разнообразие их формы и положения - самостоятельность, оригинальность и даже творческое начало, а также инакомыслие (для форм, приближенных к патологии).

Дополнительные элементы фигуры

Нарисованные над фигурой элементы могут иметь функциональных характер, например крылья или панцирь. А могут выполнять декоративную роль (завитушки, кудри). Первый случай свидетельствует об уверенности, любознательности, увлеченности, деятельности, в некоторых случаях сопряженной с притеснением окружающих. Второй - о манерности, склонности привлекать к себе внимание окружающих.

Как это ни странно, но достаточно важную роль в рисунке играют хвосты. Они отражают отношение ребенка к собственным действиям и поведению, если хвост направлен вправо, и к мыслям - если влево. Положительная или отрицательная окраска этого отношения зависит от вертикального направления хвоста: чем больше вверх, тем лучше.

Общая энергия

Следует оценить общее количество изображенных деталей: энергия тем выше, чем их больше на рисунке и чем больше информации они дают о том, что из себя представляют изображенные фантастические животные. Места обитания, окружающие фигурки животных, посторонние элементы - на все это стоит обратить внимание: цвет, интенсивность, настрой.

Также должен подвергнуться анализу общий характер линий: слабые линии говорят о слабости и безынициативности. Жирные, с нажимом - о тревожности. Проанализируйте, какие элементы выполнены в такой манере, где произошел дубляж линий, разрыв, зачернение, запачкивание, отклонение от направления - в этих областях есть проблемы.

Видите: рисунок может многое рассказать о маленького человечка. Попросите своего ребенка нарисовать фантастическое животное, придумать ему название и место обитания. Обратите внимание на наличие острых углов у контура фигуры (агрессия или страх), направленность защиты (от верхней угрозы - учителей, родителей, от нижней - сверстников, их насмешек). Таким образом вы сможете лучше разобраться в проблемах своего ребенка и помочь ему разрешить их.

Земля — это родной дом не только для нас, людей, но и для тысяч других видов живых существ – больших и маленьких, хищных и дружелюбных, красочных и не очень. Как бы то ни было, каждый из этих видов уникален, и его сохранение на нашей планете очень важно для природного баланса.

К сожалению, именно человек является главной причиной вымирания многих животных. Окапи и квокка, лори и дюгонь, какапо и пальмовый вор – эти и другие виды животных находятся на грани исчезновения и в скором времени могут исчезнуть навсегда. Давайте будем добрее к природе и тем, с кем мы разделяем наш дом!

Хохлачи встречаются только в отдельных отдаленных районах Северной Атлантики. Эти представители семейства тюленьих известны своей уникальной носовой полостью, расположенной в верхней части головы, которую они сдувают и надувают во время купания, а также раздувают, когда чувствуют опасность.

2. Древесные кенгуру

Эти сумчатые живут в тропических лесах Новой Гвинеи и австралийского штата Квинсленд и, как понятно из названия, являются представителями семейства кенгуровых, живущими на деревьях. Охота и уничтожение лесов уменьшили численность этих удивительных существ до 1%.

3. Бородач

Эти красивые птицы из семейства ястребиных обитают в Гималаях и других горных регионах Европы, Азии и Африки. В России встречаются на Кавказе и изредка на Алтае и в Саянах. Бородач везде редок из-за преследования человеком. Эти птицы были почти полностью уничтожены в прошлом веке, считалось, что они нападают на овец и детей. Однако это неверно, так как бородач не охотится на живую добычу, а кормится падалью. В настоящее время Всемирный фонд дикой природы полагает, что бородачей в дикой природе осталось всего 10 тысяч.

4. Аксолотль

Также известные как мексиканская саламандра, эти маленькие амфибии обитают в озерах Центральной Америки. В 2010 году эти странные существа были на грани исчезновения, и, согласно исследованиям 2013 года, ученым не удалось обнаружить их в дикой природе.

Сайгак обитает в евразийской степи, в том числе в Джунгарии и Монголии. Это невероятное существо, кажущееся инопланетным, имеет странный нос, отличающийся чрезвычайной гибкостью и помогающий ему отфильтровать пыль, поднятую стадом во время миграции. Истребление его человеком и утрата мест обитания привела к тому, что в природе их осталось всего несколько тысяч.

6. Европейский протей

Протей живет в пещерах Центральной и Юго-Восточной Европы и является одной из немногих амфибий, являющихся полностью водными. Они едят, спят и растут под водой. Протеи проводят всю свою жизнь в полной темноте. У них нет глаз, зато они обладают невероятным слухом и обонянием. Загрязнение воды привело к их вымиранию.

7. Золотистые курносые обезьяны

Эти яркие приматы живут преимущественно в Южном и Центральном Китае, на высоте до 4000 метров. Весьма редки, вид находится под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу. Попали под угрозу исчезновения из-за вырубки лесов.

8. Гангский гавиал

Гавиал является уникальным животным среди современных крокодилов. Хотя миллионы лет назад существовало несколько их видов, сегодня гангский гавиал - последний из оставшихся представителей этого древнего рода и единственный вид семейства гавиаловых. Их длинные, тонкие челюсти делают их гибкими и проворными охотниками за рыбой. Из-за истребления человеком их численность снизилась до 2%. На данный момент существует меньше 235 особей данного вида, большинство из которых находятся в Индии.

Этот странный вид обезьян, известный своим впечатляющим носом, встречается только на острове Борнео. Численность этих обезьян снизилась до 50% в течение последних 40 лет. В настоящее время вырубка лесов представляет главную угрозу для носачей. Также этот вид страдает от охоты, хотя он охраняется законом. Согласно Международному союзу охраны природы, носачи находятся под угрозой исчезновения.

10. Дельфины иравади

Дельфины иравади - это редкий вид, обитающий в реках и прибрежных регионах Южной и Юго-Восточной Азии. При этом в Камбодже и Лаосе они считаются священными животными: рыбаки очень любят иравадийского дельфина за то, что он помогает им загонять рыбу в сети. Но недавние исследования показали, что дельфинов иравади осталось меньше сотни. Причиной исчезновения вида стал чрезмерный вылов рыбы и крайне низкая выживаемость детенышей. Старые дельфины умирают, а замены им нет, так как лишь немногие молодые животные достигают зрелого возраста.

Пальмовый вор является самым большим членистоногим в мире, его вес может достигать 9 кг. Как и предполагает название, эти крабы лазят по деревьям в поисках кокосов, чтобы потом разломать их своими мощными клешнями. Из-за того, что эти великаны считаются деликатесом, они попали под угрозу исчезновения и охраняются в некоторых регионах.

12. Какапо

Какапо, или совиный попугай, встречается в Новой Зеландии и является единственным нелетающим попугаем, который к тому же предпочитает ночной образ жизни. Европейская колонизация острова принесла с собой кошек, что сделало какапо легкой добычей. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения, их осталось всего около 130 особей.

13. Дюгонь

Дюгонь является одним из четырех выживших видов морских коров, проживающих в Тихом океане у восточного побережья Африки. На этих величественных гигантов охотятся из-за мяса, напоминающего по вкусу телятину, а также из-за жира, шкур и костей, которые идут на поделки под слоновую кость. Из-за хищнической добычи и деградации среды обитания на большей части ареала дюгонь стал редок или исчез.

В настоящее время лов дюгоней сетями запрещен и их добывают гарпунами с лодок. Добыча разрешена в качестве традиционного промысла аборигенных народов. Дюгонь занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы со статусом «уязвимый вид».

14. Лори (Loris elusive)

Лори этого вида были замечены всего четыре раза с 1937 года и вообще исчезли в 1939-2002-м. Предполагается, что они и вовсе вымерли.

15. Орнаментальный птицеед

Этот вид паука можно найти только в отдаленных индийских лесах. Коллекционеры просят по 500 долларов за этих красивых цветастых членистоногих, и это привело к тому, что их численность значительно снизилась, приведя к угрозе исчезновения.

16. Мархур (винторогий козел)

Мархур является национальным символом Пакистана. Его высокий статус и красота его невероятных рогов сделали мархура идеальной мишенью для охотников, стремящихся заиметь себе редкий трофей. Сегодня в дикой природе их осталось всего около 2500.

17. Квокка (короткохвостый кенгуру)

Квокки очень дружелюбные сумчатые, которые обитают в небольшом уголке юго-западной Австралии. Их доброта частично объясняет, почему они находятся в опасности: как они ни стараются, у них не получается подружиться с динго и лисами.

Это животное также известно как зебра-жираф. Окапи обрели славу в 1800-х годах, после обнаружения их британскими исследователями.

19. Хоть окапи были открыты несколько столетий назад, до сих пор мало кто верит, что это странное существо может быть реальным. Сегодня вы можете найти их только в Демократической Республике Конго, где их осталось около 10-20 тысяч.