На дне что такое правда для каждого. Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького "На дне"). I. Вступительная беседа

Пьеса «На дне», вышедшая в свет в 1902 году, считается наиболее известной драмой М. Горького . В этом произведении автор затронул один из важнейших вопросов русской литературы – вопрос о человеке и его месте в обществе. Затронута и проблема гуманизма, столько актуальная на начале XX века. Именно в это время в стране происходили события, при которых ценность человека была утрачена. Даже самые уважаемые люди могли оказаться «на дне». Так и герои пьесы, когда-то бывшие уважаемыми людьми, теперь находят себя в убогой ночлежке.

Одним из наиболее раскрытых вопросов в произведении «На дне» является вопрос о правде, её сущности и роли в жизни каждого человека. На протяжении всей пьесы герои спорят о том, что важнее: правда или ложь, суровая реальность или иллюзии. Почти все постояльцы на каком-то этапе высказывают свое мнение о правде. Так, например, девица легкого поведения Настя , Актер , больная чахоткой Анна и некоторые другие персонажи предпочитают пребывать в иллюзиях. Ведь, правда итак суровая, и без нее дышать тяжко. Таким образом, они сохраняют в душе веру в лучшее будущее, в котором они смогут стать счастливыми.

Конфликт мечты и реальности обостряется с появлением странника Луки . Этот герой отличается искренней добротой, состраданием и любовью к людям. Его жизненная философия просто необходима этим потерянным людям. Он быстро понимает, что они нуждаются в одобрении и утешении. Так, умирающей Анне он говорит, что на том свете ее ждет лучшая жизнь. Пьяницу Актера убеждает в существовании лечебницы, где полностью излечивают от алкоголизма. Мечтательной Насте говорит, что если она верит в существование большой и чистой любви, то обязательно ее встретит. Ваське Пеплу советует поехать на заработки в Сибирь.

Таким образом, с приходом Луки настроение многих постояльцев улучшается. У них появляется надежда на светлое будущее. Однако с его неожиданным уходом все опять становится как прежде, а Актер, не выдержав суровой реальности, кончает жизнь самоубийством. Сатин видит в этом вину старика и его «утешительной лжи». У Сатина своя правда. Он предпочитает говорить неприглядную правду, дабы не принижать человека и не ущемлять его свободу. Он верит в культ человека, который сам может себя реализовать. А утешение доброй ложью подобно унижению. Ложь – для рабов и их хозяев, а Человек должен быть горд. Такова точка зрения Сатина – в прошлом умного и образованного телеграфиста.

Другую форму правды высказывает персонаж Бубнов – бывший владелец красильной мастерской, ныне картузник, живущий в долг. В связи с определенными обстоятельствами, он стал скептиком и фаталистом. Ничего положительного в себе хранить сознательно не хочет и считает, что именно «на дне» проявляется настоящий характер человека, когда стираются все социальные различия. Бубнов уверен, что человек рождается для смерти и зачем тогда его жалеть. Ведь все умрут. В его позиции каждый человек в этом мире лишний. Он отрицает как себя, так и других. Таким образом, для более эффективного решения острых социально-философских проблем, автор попытался рассмотреть их с разных точек зрения.

«Три правды в пьесе М Горького «На дне»

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения и технологии РКМЧП;

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин); создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки, Бубнова, Сатина.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей обучающихся.

Ход урока:

Наш урок я хочу начать стихами. Послушайте, пожалуйста.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?…
Зловещий мир непознанной эпохи…
А был ли правда этот мир таков,
Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Какие вопросы мы будем рассматривать?

(Предполагаемые ответы: Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается над этим вопросом?

Обобщение учителя: У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

Любить живых надо, живых (Лука)

Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

Все люби на земле лишние (Бубнов)

Христос всех жалел и нам велел (Лука)

Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Актуализация знаний. Вызов.

Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы думаете, почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? (Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

Как вы понимаете значение слова «правда»?

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что (разговорное). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина.

«Правда Луки»

В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука. Какие значения оно может иметь?

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься, снимешь много «одёжек!

Как появляется Лука в пьесе? Какие первые слова он говорит? («Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию, говорит, что он ко всем хорошо относится, «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

Что советует Актёру? (Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно, «Человек всё может, лишь бы захотел»).

Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? (Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

Как утешает Настю? (Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

Как разговаривает с Медведевым? (Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? (Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

Как вы понимаете слова: «Во что веришь, то и есть?»

Ещё какие мысли Луки являются созвучными вашим мыслям?

Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

- В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов показался вам наиболее мрачным персонажем?

Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

«Правда Бубнова»

Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

Чем он занимается? (примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от краски, имел своё заведение, но потерял всё)

Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

Как эти слова характеризуют его?

В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин.

«Правда Сатина»

Как этот персонаж появляется в пьесе?

Что мы понимаем из его первых слов?

(Появляется с рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

Что мы узнали об этом человеке? (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

Как он относится к труду? («Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь - рабство!

В чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать. Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

- По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

Сатин считает, что человека надо уважать.

Лука считает, что человека надо жалеть.

Обратимся к словарю

Жалеть

    Чувствовать жалость, сострадание;

    Неохотно расходовать, тратить;

    Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Уважать

    Относиться с уважением;

    Любить

Что общего в их понимании? В чём разница?

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

Итог. Чья правда ближе вам?

Синквейн

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

    Тема – ваше имя

    2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

    3 глаг. – описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

    Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

    Резюме – оценка

Сегодня мы убедились в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму. В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования. Однако спор о правде в пьесе «На дне» стал ключевым.

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Спор о правде

В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.

Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.

Бубнов

Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.

Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

Лука

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить... Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки - в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Сатин

Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь - религия рабов», «Правда - бог свободного человека!»

Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Вывод

Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX - начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.

Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького - "Макар Чудра" - был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о "босяках": "Дед Архип и Ленька" (1894), "Челкаш" (1895), "Коновалов" (1897), "Мальва" (1897). Главные герои этих рассказов - бродяги, "бывшие люди", но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, "униженные и оскорбленные", а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым "хоть голодно, да свободно". "Босяки" горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.

В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих "босяков" невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека ("Коновалов"). Но "тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума". Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: "Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства... Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной".

Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе "На дне". Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной?

"Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть", - в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов не способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы Луки о людях, которые верили в праведную землю: "Все выдумки... тоже! - восклицает он. - Хо! Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!" Он сводит "возвышающий обман" до "низких истин". Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни.

Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое - вот его единственная правда. Но что дала она ему? "Ты рассуждаешь... - говорит он Сатину, - ... это, должно быть, греет сердце... У меня нет этого... я - не умею!.. Я, брат, боюсь... иногда... трушу... Потому - что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я... Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... зачем? Не помню! Учился - носил мундир дворянского института...а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, растратил казенные деньги - надели на меня арестантский халат... И все... как во сне... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?" Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом - его основная трагедия.

Подобен Бубнову и Барону Клещ, Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. "На что мне она - правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя... Вот она - правда!.." Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни была. "Работы нет... силы нет! Вот правда! Пристанища... нету! Издыхать надо... вот она, правда!.. На что мне она, правда?.."

Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: "Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит". Позиция Луки - идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.

Но в представлениях Луки поражают нотки приспособленчества и двойственности, которые он облекает в форму идеи о свободе сознания человека: на вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука отвечает: "Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть..."

Таким образом, он не обманывает людей, он искренне верит в них, верит в свою правду. Вопрос только в том, что правда эта, оказывается, может быть разной - в зависимости от самого человека. "Человек - вот правда. Он это понимал!" - так трактует идеологию Луки Сатин. И при всем различии во взглядах он восхищается стариком: "Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету..." Именно под влиянием взглядов Луки, под влиянием разговоров с ним Сатин впоследствии произнес свой монолог о человеке: "Человек - свободен... он за все платит сам, и потому он - свободен!"

Сатин доказывает, что "человек выше сытости", что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: "Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек - выше! Человек выше сытости!"

У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: "Дай мне пятак, - обращается он к Актеру, - и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав". Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: "Эх... испортил песню... дурак". Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: "Дважды убить нельзя". Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией.

Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: "Человек - вот правда!.. Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... А кто сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека". Он выражает авторскую уверенность в том, что "Человек... это звучит гордо! Надо уважать человека!"

Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям "дна", утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для "организмов" - выдумка Луки.

Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины "Все - в человеке, все для человека" завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью...

Таким образом, в пьесе "На дне" М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание будто бы разрозненных эпизодов мастерски организовано им в общую картину трагического столкновения "трех правд" о жизни. Это заставляет нас думать и делать определенные выводы. Если позиция Барона, Клеща и Бубнова для нас неприемлема, то с позициями Луки и Сатина мы можем и согласиться, и поспорить.

Все дело в том, что в образе Сатина с его несомненной правдой - правдой человека - перед нами предстает образ человека будущего. Его высокие идеи носят пока еще только декларативный характер. Тогда как Лука, несмотря на двойственность идей, подтверждает свои убеждения делом. И потому является больше человеком настоящего. И Лука, и Сатин стремились открыть людям настоящую правду - правду человеческой личности. Но пока мир не будет готов к пониманию этой правды - человечество будет обречено на гибель.

Цели : рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:


«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Цели: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

Ход урока

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, –

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

I. Вступительная беседа.

– Восстановите событийный ряд пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие – «за кулисами»? Какова роль в развитии драматического действия традиционного «конфликтного многоугольника» – Костылев, Василиса, Пепел, Наташа?

Отношения Василисы, Костылева, Пепла, Наташи лишь внешне мотивируют сценическое действие. Часть событий, составляющих сюжетную канву пьесы, происходит за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Все остальные герои пьесы непричастны к любовной интриге. Композиционно-сюжетная разобщенность действующих лиц выражается в организации сценического пространства – персонажи рассредоточены по разным углам сцены и «замкнуты» в несвязанных микропространствах.

Учитель. Таким образом, в пьесе параллельно идут два действия. Первое – мы видим на сцене (предполагаемой и реальной). Детективная история с заговором, побегом, убийством, самоубийством. Второе – это обнажение «масок» и выявление подлинной сущности человека. Это происходит как бы за текстом и требует расшифровки. Например, вот диалог Барона и Луки.

Барон. Жили лучше... да! Я... бывало... проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью... кофе! – со сливками... да!

Лука. А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...

Но быть «просто человеком» Барон боится. И «просто человека» он не признает.

Барон. Ты, старик, кто такой?.. Откуда ты явился?

Лука. Я-то?

Барон. Странник?

Лука. Все мы на земле странники... Говорят, – слыхал я, – что и земля-то наша странница.

Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда на «узкой житейской площадке» сталкиваются «правды» Бубнова, Сатина и Луки.

II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

1. Философия правды в пьесе Горького.

– Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

– Как вы понимаете слова Луки: «Во что веришь, то и есть»? Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда»?

В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.

Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... Признали, видишь, что пьяница – тоже человек...» В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.

– Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

А) Как понимает «правду» Бубнов? В чем противоречия его взглядов и философии правды Луки?

Правда Бубнова состоит в обнажении изнаночной стороны бытия, это «правда факта». «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя... да и все ее знают...» – загоняет он Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытался было разобраться в себе. «Кашлять перестала, значит», – отреагировал на смерть Анны.

Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить... очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...» Лука лечит душу.

Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкать никогда не вредно».

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

Б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал... вы – нет!»

Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.

Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.

Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.

В) Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?

Для Луки правда в «утешительной лжи».

Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь».

В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.

«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок...» – произнес он в финале 1 акта.

Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье... молчать о старике!.. Старик – не шарлатан!.. Он врал... но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту».

2. Особенности гуманизма Горького.

Проблема Человека в пьесе Горького «На дне» (индивидуальное сообщение).

Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.

В начале пьесы, предаваясь театральным воспоминаниям, Актер самозабвенно высказался о чуде таланта – игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование – чепуха, главное – талант»; «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу...»

Известно, что Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически, максималистски заострил и полярно развел две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание – «систему мысли».

В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.

Человек – «он – все. Он создал даже Бога»; «человек – вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли... это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так – в пьесе: «Человек может верить и не верить... это его дело! Человек свободен... он за все платит сам... Человек – вот правда! Что такое человек... это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном... В одном – все начала и концы... Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

О таланте и вере в себя первым сказал Актер. Сатин все обобщил. В чем же роль Луки ? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека.

«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше... упрямые!» – откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.

Тогда же в 1902 году Горький делился с В. Вересаевым своими наблюдениями и настроениями: «Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и – хорошо живется на земле – ей-богу!» Одни слова, одни мысли, даже интонации одни в пьесе и письме.

В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А – для лучшего-то люди и живут... По сту лет... а может, и больше – для лучшего человека живут!.. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может...» И уже сам, продолжая говорить о человеке, изрек, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Сатин повторил Луку, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое – идея «лучшего человека».

Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.

В одном из писем Горького мы читаем: «Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в бесконечность жизни...» Опять Лука, Сатин, Горький – об одном.

3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?

В этом акте – прежняя обстановка, но начинается «брожение» ранее сонной мысли босяков.

Это началось еще со сцены смерти Анны.

Лука произносит над умирающей женщиной: «Иисусе Христе многомилостивый! Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими...» Но последними словами Анны были слова о жизни : «Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!»

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

В последнем акте происходит странное, до конца неосознанное сближение «горькой братии». В 4-м акте Клещ починил-таки гармонику Алешки, испробовав лады, зазвучала уже знакомая тюремная песня. И этот финал воспринимается двояко. Можно так: нельзя уйти со дна – «Солнце всходит и заходит... а в тюрьме моей темно!» Можно иначе: ценою смерти человек оборвал песню трагической безысходности…

Самоубийство Актера прервало песню.

Что же мешает ночлежникам изменить свою жизнь к лучшему? Роковая ошибка Наташи – в неверии людям, Пеплу («не верю я как-то... никаким словам»), надеющемуся вдвоем изменить судьбу.

«Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа, ну?»

Ее ответ – убежденный, выношенный: «Идти некуда... я знаю... думала... Только вот не верю я никому».

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

Все персонажи пьесы пребывают в зоне действия на первый взгляд абстрактных Добра и Зла, но становящихся вполне конкретными, когда речь заходит о судьбе, мироощущениях, отношениях с жизнью каждого из действующих лиц. И связывают людей с добром и злом их мысли, слова и дела. Они прямо или косвенно влияют на жизнь. Жизнь – путь выбора своего направления между добром и злом. В пьесе Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена утопического оптимизма, как и другой крайности – неверия в человека. Но один вывод бесспорен: «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу...»

III. Афористичность языка пьесы Горького.

Учитель. Одной из характерных особенностей горьковского творчества является афористичность. Она свойственна как авторской речи, так и речи персонажей, которая всегда резко индивидуальна. Многие афоризмы пьесы «На дне», подобно афоризмам «Песен» о Соколе и Буревестнике, стали крылатыми. Вспомним некоторые из них.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

– Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

Наибольшую значимость афористические суждения получают в речи главных «идеологов» пьесы – Луки и Бубнова, героев, позиции которых обозначены предельно ясно. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках.

IV. Творческая работа.

Напишите рассуждения, выразив свое отношение к прочитанному произведению. (Ответ на один вопрос по выбору.)

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

– Чьей стороны придерживаетесь в споре «о правде»?

– Какие проблемы, поднятые М. Горьким в пьесе «На дне», не оставили вас равнодушными?

При подготовке ответа обратите внимание на речь персонажей, на то, как она помогает раскрыть идею произведения.

Домашнее задание.

Выберите эпизод для анализа (устного). Это будет тема вашего будущего сочинения.

1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы Горького.)

2. Спор ночлежников о человеке (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)

3. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?

4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)