Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции: Европа. Видение художниками мифа "Похищение Европы" Миф о богине европе

Рембрант, Гвидо Рени, Тициан, Паоло Веронезе, Франсуа Буше, Валентин Серов… Кажется, список можно продолжать до бесконечности. «Что может объединять этих великих художников?» - спросите вы. Только одно - похищение Европы…

Сон накануне

Однажды красавице Европе - финикийской царевне - приснился удивительный сон. Стоит она с опущенной головой, а перед ней две женщины. Они о чём-то жарко спорят. Слов не разобрать. Она прислушивается и понимает, что одну из них зовут Азил (Азия), и она приходится ей матерью. Она вскормила и взрастила её, поэтому имеет право жить вместе с красавицей-дочкой. Но вторая, подозрительная незнакомка, не отступает, и решительно заявляет, что Европа (мифология древнегреческая) ей будет подарена самим верховным богом - Зевсом, и станет она называться её именем.

Проснулась юная дева в ужасе: в чём скрытый смысл сновидения? И тот час отправилась молиться, смиренно прося богов уберечь её от возможных несчастий…

Прогулка

Прошло время. Оделась Европа (мифология) в пурпурные с золотом одежды и отправилась гулять с подругами к берегу моря. Там, на тучных густо-зеленых цветущих лугах, прекрасные сидонские девы собирали цветы. Яркие фиалки, нежные лилии, белоснежные нарциссы - чего только не было в их золотых корзинах. Дочь Агенора не уступала им ни в красоте, ни в ловкости, и даже наоборот, подобно Афродите, блистала своим великолепием, изяществом. В корзине у неё были лишь розы алые…

Набрав цветов, они легко, со смехом взялись за руки и начали, притопывая, водить хоровод. Их веселые юные голоса разносились ветром далеко-далеко: и по полям, и по лугам, и по синему морю. Казалось, они заглушили и заполнили собой всё пространство. Не мог не услышать их и сын Крона - могучий Зевс…

Похищение Европы

Внезапно, неведомо откуда на лугу оказывается огромный бык, ослепительно белый с загнутыми в виде полумесяца золотыми рогами. Кто он, этот нежданный гость? Откуда он пришёл и куда путь держит? Девушки подошли ближе и не без опаски стали наблюдать за дивным зверем. Никогда прежде они не видели его. Кажется, их безудержное веселье и громкие голоса привели его сюда. Ну, что ж, давайте играть вместе! Но бык, мирно помахивая хвостом, обходит юных красавиц и приближается к Европе. Его дыхание было на удивление лёгким и благоухающим.

Что это? - подумала царевна. - Неужто амброзия?

Воздух вокруг наполнился ароматом бессмертия. Не удержалась дочь царя Агенора, и тоже стала гладить чудо-зверя, нежно обнимая и целуя его могучую шею, голову. Прекрасный бык лёг у ног девушки, тем самым как бы приглашая её сесть на его спину. Поняв намёк, смеясь, ни о чём не подозревая, взгромоздилась она на могучую спину златорогого. Тотчас глаза мирного животного налились кровью, он вскакивает и устремляется к берегу морскому.

Побег

Испугались сидонянки. Начали кричать, звать на помощь. Но всё бесполезно. Бык уже прыгнул в море…

Перепугалась и Европа (мифология Древней Греции славится своим сочетанием любви и драмы). Но ей не оставалось ничего другого, как сидеть тихо на спине то ли животного, то ли… Держится она одной рукой за а второй подбирает край своего платья, чтоб не намокло от солёных волн. Излишни её страхи: сам Посейдон - бог моря и брат Зевса - мчится впереди на своей колеснице, чтобы ни одна морская тварь не помешала быку, чтобы ни одна солёная капля не упала на царевну. Даже морской ветер, не желая ссориться, утихомирил свои резкие порывы.

Не осталось ни малейшего сомнения и у Европы: сам бог принял облик её грозного похитителя. Но какой? Во дворце отца она видела множество чужеземцев: одни были из Ливии, другие - из Ассирии, третьи - из Египта. Различала она их только по одеждам. Очевидно, что бог решил перехитрить всех, и принял образ быка, дабы отец, выслушав рассказ о похищении, так и не догадался, где искать дочь. Здесь златорогий повернул голову, и - О, чудо! - ни капли ярости в глазах, только бездонная глубина, какая-то задумчивость и доброта. Они стали почти человеческими…

Долгожданный берег

Родные берега давно скрылись из виду. Их окружала только бескрайняя водная пустыня. Неожиданно вдали показался скалистый берег. Зверь поплыл быстрее. «Нет, это не земля египетская» - предположила пленница. Царь Сидона - Агенор (и Океан в древнеримских легендах) - некогда рассказывал, что место впадения реки Нил в море больше напоминает ладонь - плоская, без единой впадины или горы. Скорее это какой-то остров…

Это был остров Крит. Наконец, странники выбрались на сушу. Бык позволил Европе спуститься, и отряхнулся сам. Град холодных брызг обдал её с головы до ног. Ничего не видя и не понимая, что происходит, она начала быстро вытирать глаза, лицо. Когда очнулась, увидела прекрасного юношу с диадемой на голове. Зевс - вот кем оказался чудо-бык!

Прошло немало лет. Европа (мифология древнегреческая) так и осталась жить на Крите, и родила громовержцу троих сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. С тех незапамятных времён дарят нам своё сияние звезды из божественного быка, которого поместил верховный бог на небо в знак своей неугасающей любви к Европе.

Не прошло похищение это даром для отца - царя Агенора. Жена его - Телефасса (и Тефида в древнеримской мифологии) - вместе с сыновьями отправились искать любимую дочь и сестру. Но их попытки не увенчались успехом. Они её так и не нашли.

Европа Европа

(Europa, Εὺρώπη). Дочь финикийского царя Агенора. В нее влюбился Зевс и, обратившись в быка, перенес ее на своей спине через море на остров Крит. Здесь Зевс принял свой обычный образ. Европа родила ему сыновей Миноса, Радаманфия и Сарпедона. Впоследствии она вышла замуж за критского царя, от которого сыновья ее от Зевса унаследовали власть над островом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ЕВРОПА

(Εύρώπη), в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка (Apollod. Ill I, 1), то ли послав за ней быка (Ps.-Eratosth. 14). На спине этого прекрасного белого быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа (Apollod. Ill I, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звёздного»), усыновившего и воспитавшего её детей от Зевса (III 1, 2). С мифом о Е. связана история её брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Apollod. III I, 1; Hyg. Fab. 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Е. выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество. Её имя означает «широкоглазая» (эпитет луны) или «широкогласная», она является коррелятом древнего Зевса Евриопа («широкогласного»), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Е. к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у неё сын Додон - покровитель святилища Додоны (Steph. Byz., v. Dodone). В Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Е., а её сыном Трофоний - хтонический демон (Paus. IX 39, 4). Е. сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними (в Сидоне Е. не отличалась от богинь Селены и Астарты). Она наделена растительными и животными функциями, образ её объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Hymn. Hom. XXXI 4 след.).
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Vürtheim J., Europa, Amst., 1924.
A. Ф. Лосев.

Сохранились памятники античного искусства, посвящённые сюжету похищения Е. (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения - в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до сер. 18 в. (А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Я. Бассано, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Йорданс, Рембрандт, К. Лоррен, А. Куапель, А. Ватто, Ф. Буше и др.). Среди произведений пластики эпохи Возрождения - рельеф Филарете на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме (15 в.). Из опер 18-20 вв. наиболее значительная «Похищение Е.» Д. Мийо.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Европа

Древнее догреческое божество земледелия, в позднейших сказаниях дочь Феникса. В распространенной редакции мифа дочь царя финикийского города Сидона Агенора, внучка Посейдона и Ливии, сестра Кадма, Феникса и Килика. Была похищена Зевсом, обратившимся в быка. На спине этого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс вступил с ней в брак и она родила Миноса, Сарпедона и Радаманта. Покидая Крит, Зевс отдал Европу в жены Астерию, царю Крита, и приказал ему усыновить своих сыновей.

Имя Европа - "широкоглазая" - является эпитетом Луны и указывает на архаическое происхождение возлюбленной Зевса. Европу часто отождествляли с Деметрой, Селеной и другими богинями. С именем Европы связано и название одноименной части света. Согласно преданию, однажды она увидела сон, будто Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Азия была побеждена, а второй материк был назван в честь Европы.

// ТИЦИАН: Похищение Европы // Н.А. Кун: ЕВРОПА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ЕВРОПА

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка сверкала, как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно, золотые же рога быка были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались его, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней. Дыхание быка благоухало амврозией, весь воздух был наполнен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю. Похитил он ту, которую хотел. Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив ее. Всплыли из морской глубины прекрасные нереиды; они толпятся вокруг быка и плывут за ним. Сам бог моря Посейдон, окруженный морскими божествами, плывет впереди на своей колеснице, своим трезубцем укрощает он волны, ровняя путь по морю своему великому брату Зевсу. Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Одной рукой она держится за его золотые рога, другой же подбирает край своего пурпурного платья, чтобы не замочили его морские волны. Напрасно боится она; море ласково шумит, и не долетают до нее его соленые брызги. Морской ветер колышет кудри Европы и развевает ее легкое покрывало. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Кругом лишь море да синее небо. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс-бык и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите. Три сына родились у нее и Зевса: Минос, Радаманф и Сарпедон. По всему миру гремела слава этих могучих и мудрых сыновей громовержца Зевса.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
Около 490 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Картина В. А. Серова.
1910.
Москва.
Третьяковская галерея.

Картина К. Лоррена.
1655.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Похищение Европы. Метопа храма "Малых метоп" в Селинунте. Около 550 г. до н.э.




Синонимы :

Смотреть что такое "Европа" в других словарях:

    Европа Плюс Европа Плюс Город Москва Страна … Википедия

    Европа - Европа ♦ Europe Европа – на самом деле не континент, а мыс Азии. Это и не государство, а общность, состоящая к тому же из независимых государств. Сколько войн вели они между собой в прошлом! Какие столкновения интересов и амбиций бушуют… … Философский словарь Спонвиля

    Часть света, зап. часть материка Евразия. Название введено в употребление для обозначения части света др. греч. учеными Гекатеем и Геродотом в VI V вв. до н. э. Существуют два объяснения происхождения этого названия. По одному из них Европа от… … Географическая энциклопедия

    Европа - (Ульяновск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Московский проспект 100A, Ульяновск, Росс … Каталог отелей

    - (Европа), (Е прописное), Европы, мн. Европы (только разг. шутл. ирон.), жен. 1. Название одной из пяти частей света. || Страны, государства, расположенные в этой части света, народы, живущие в ней. || перен. То же, что Западная Европа, зап.… … Толковый словарь Ушакова

    Европа - (Тула,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Болдина 45, Тула, Россия, Опис … Каталог отелей

    Европа - ЕВРОПА, четвертая по размѣрамъ часть свѣта. Собственно континентал. часть Е. заключается въ предѣлахъ: на с. м. Нордъ Капъ въ Норвегіи, на з. м. Рока въ Испаніи, на ю. м. Тарифа въ Испаніи и на в. гора Кайуды пай на Урал. хребтѣ. Въ этихъ… … Военная энциклопедия

    Европа - (Rakhiv,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Мира 42, Rakhiv, 90640, Украина … Каталог отелей

    - (греч. Europe, от ассир. эреб запад; в Др. Греции так именовались территории, лежащие к З. от Эгейского м.) часть света, зап. часть материка Евразии. Общие сведения. Пл. Е. ок. 10 млн. км2, в т.ч. на о ва приходится ок. 730 тыс.… … Геологическая энциклопедия

    - (греч. Europe). По греч. мифологии: дочь финикийского царя Агенора, похищенная Юпитером. По имени её названа одна из 5 ти частей света. 2) образованные народы зап. Европы и их культура. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.

Существует несколько авторских вариаций картины , однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.

Картон, темпера. 71×98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Миф о похищении

Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.

Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса , однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.

Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.


Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.

Картина «Похищение Европы»

Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.

На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.


Смысл картины

Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.

Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.

Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.

Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.

ЕВРОПА

Изложено по поэме Мосха «Идиллии».

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа 1. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.
Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка. Вся шерсть быка-Зевса

1 Миф о похищении Европы Зевсом - пережиток брака путем похищения невесты. Превращение же Зевса в быка - пережиток тотемизма.
121

сверкала, как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно, золотые же рога быка были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались его, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней. Дыхание быка благоухало амврозией, весь воздух был напоен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него.
Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю. Похитил он ту, которую хотел. Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала Их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив ее. Всплыли из морской глубины прекрасные нереиды; они толпятся вокруг быка и плывут за ним. Сам бог моря Посейдон, окруженный морскими божествами, плывет впереди на своей колеснице, своим трезубцем укрощает он волны,

122

ровняя путь по морю своему великому брату Зевсу. Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Одной рукой она держится за его золотые рога, другой же подбирает край своего пурпурного платья, чтобы не замочили его морские волны. Напрасно боится она; море ласково шумит, и не долетают до нее его соленые брызги. Морской ветер колышет кудри Европы и развевает ее легкое покрывало. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Кругом лишь море да синее небо. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей бык-Зевс и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите. Три сына родились у нее и Зевса: Минос, Радаманф и Сарпедон. По всему миру гремела слава этих могучих и мудрых сыновей громовержца Зевса.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

Однажды финикийской красавице царевне, Европе, приснился очень странный сон. Будто стоит она перед двумя женщинами, а они друг перед другом оспаривают право на нее, Европу. И будто знает девушка, что первую женщину зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Но другая, незнакомая чужестранка, утверждает:
- Мне Европа будет подарена самим громовержцем Зевсом, и я стану называться ее именем! - и притягивает девушку к себе, ласково обнимает.

В смятении проснулась царевна. Но уже вскоре запамятовала она это, особенно когда за окном весна, природа расцвела, птички поют. Отправилась Европа с своими подругами на побережье песни петь и резвиться. Одна из девушек стала собирать благовонные нарциссы, другая - фиалки. А Европа собирала ярко алые розы в позолоченную корзинку, изготовленную самим искусником Гефестом. И так прекрасны были цветы в чудесной кошнице, что ими залюбовался сам Зевс, потом обратил внимание и на прекрасную девушку в пурпурном одеянии. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Амура (Эрота), сына богини любви Афродиты. Это именно она послала царевне вещий сон и теперь задумала осуществить его с помощью громовержца.

Вспыхнуло страстью сердце Зевса. Решил он похитить юную красавицу. Но чтобы не напугать ее, а заодно избежать гнева ревнивой супруги Геры, принял он облик чудесного быка. Шерсть его отливала золотом, рога походили на молодую луну, а светлые очи блистали горячей страстью. Девушка приметила в стаде животное необычной красоты, подошла, чтобы лучше разглядеть его и погладить. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Нечего не боясь, уселась царевна к нему на спину. Тут бык внезапно вскочил и помчался к морю. Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. Все дальше оставался родной берег. Дрожащая от страха девушка цеплялась за рога быка, взывала о помощи.

И вдруг из морских волн явился на своей колеснице брат Зевса Посейдон. Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь. А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах. На двух тритонах, запряженных в золотую раковину, скользила по морской глади сама Афродита, осыпая царевну розами.
Царевна успокоилась и улыбнулась, заслышав, как тритоны бездны играют на длинных трубах из раковин брачные песни. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие! Забыла Европа о покинутом доме, о горюющих родителях и подругах.

Наконец вдали показался берег цветущего острова Крит. Сюда, в грот, где сам Зевс рос и мужал, привез он свою возлюбленную и вновь принял человеческий образ. Подарил он молодой жене ожерелье из золота и драгоценных камней.

Спустя положенное время родила Европа троих сыновей - Миноса, Радоманта и Сарпедона. Впоследствии их усыновил критский царь. И дети Зевса стали членами правящей на острове династии.

Легенда о Европе связала зарождение европейской цивилизации с островом Крит. Ее имя приобрело географическое значение. Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк.