Международная акция ночь музеев статья. Ночь музеев. Жемчужины из фондов

фото Майи СимакинойВне времени и пространства. Как прошла «Ночь музеев» в Москве «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Лев Николаевич Толстой .

На протяжении двух последних столетий это утверждение великого русского писателя было абсолютно верным. Сейчас, пожалуй, я бы поспорила.

В третьем тысячелетии, само определение «искусства» стало настолько размытым, что уже сложно найти ту самую грань, где кончается искусство и начинается наука или компьютерные технологии. Современному зрителю уже недостаточно просто пройтись по тихим залам и молча созерцать шедевры мировой живописи или архитектуры. Современный зритель хочет действия, он хочет быть участником процесса. Видеть искусство, слышать искусство, быть частью этого самого искусства.

В этом году «Ночь музеев» я провела в столице и прошлась по трем абсолютно разным музейным площадкам. Вечер, плавно переходящий в ночь. Сонное дождливое утро. Три музея: Центр современного искусства МАРС, Новая Третьяковка и Центр дизайна Artplay. Будущее уже наступило

Центр современного искусства МАРС, пожалуй, одна из самых нестандартных музейных площадок. Здесь представлены принципиально новые арт-форматы: аудиовизуальное искусство, видео арт, видео инсталляции, диджитал арт и VR-арт (виртуальная реальность). В «Ночь музеев» МАРС порадовал «космической» программой и DJ сетом от модного российского трубача Максима Пустовита.

Несмотря на жесткий тайминг, в МАРСЕ я провела два незабываемых часа. Посмотреть на мир глазами инопланетянина? Оказаться на другой планете? Узнать, как выглядят нейронные сети? Невозможное становится возможным благодаря выставке Generative Gallery.

Семь работ digital художников со всего мира в формате видеопроекции. Семь медитативных, завораживающих, полностью трансформирующих сознание проектов.

«Живая» аудиовизуальная сущность, - так художники определили основную идею выставки. Она может существовать одновременно в разных местах, объединяя художников и зрителей в любой точке земного шара.

Кто сказал, что картина должна быть двумерной? На холсте? В рамке? Изображение плоским? Совершенно необязательно.

На выставке «Виртуальные зеркала Константина Худякова» представлены работы с 3D-эффектом. Странные, причудливые композиции, объемные и светящиеся в темноте, оживают в зеркалах, когда ты приближаешься к ним. Вы думаете, что создать свой виртуальный аватар, это что-то из области научной фантастики? Нет, нет и еще раз нет. На выставке «Моя виртуальная скульптура» каждый может стать художником в виртуальном пространстве и создать свою скульптуру.

Надеваем шлем виртуальной реальности, переступаем через лазерную решетку (это совсем не больно, но немного жутковато поначалу) идем к красной точке и.. видим себя. Ты в матрице. Ты и твоя виртуальная скульптура. Очень хотелось остаться в «будущем» еще немного, послушать космические сеты, но нужно было двигаться дальше.

«Вечная классика» с поправкой на время и тренды.

Следующей культурной остановкой стала Новая Третьяковка. Как заметили столичные СМИ, в этом году в «Ночь музеев» Новая Третьяковка установила рекорд посещаемости, превзойдя даже результаты «старой» Третьяковки. Отмечается, что музей на Крымском Валу посетило более 10 тысяч человек. Так чем же привлекла, казалось бы, одна из самых консервативных столичных музейных площадок? А тем, что она давно уже перестала быть консервативной.

Музей стал гораздо современнее, понятнее для массового молодого зрителя. Та зловещая тишина, свойственная олдскульным музеям, сменилась шумной, молодежной толпой, оживленно обсуждающей экспозиции. Во дворе музея звучали треки хип-хопа и r’n’b, молодые ребята танцевали.

Новая Третьяковка порадовала интересной культурной программой для всей семьи. Для детей - воркшопы и мастер-классы, для взрослых - ток-шоу о культуре нулевых с участием Дениса Симачева , Андрея Бартенева и Татьяны Геворкян. Третьяковка специально к акции подготовила экспозицию, посвященную искусству 2000-х. Выставка объединила совершенно разные работы многочисленных стилей и жанров. От масштабных полотен Виноградова и Дубосарского с отголосками соцреализма, нарочито утрированного и слегка абсурдного до восковой Анны Курниковой в прыжке под стеклянным колпаком.

Монументальная живопись, странные арт-объекты, граффити, фотоработы - все смешалось в слегка сумбурной, но точно отражающей самобытную культуру первой десятки нового тысячелетия. Кураторы Третьяковки накануне одного из ожидаемых событий 2018 года - чемпионата мира по футболу - организовали выставку, посвященную спорту в искусстве «Футбол и не только». В экспозиции представлены работы известных советских художников и скульпторов, таких как Александр Дейнека и Иосиф Чайков, которые были страстными спортивными фанатами.

Советские футболисты, хоккеисты, гимнасты. Стройные, спортивные физкультурницы и баскетболистки. Строгая статика и пластичная динамика. Ближе к полуночи довольные зрители, получившие мощный «культурный» заряд, стали расходится по домам. Статистика не врет, цифры говорят сами за себя. Более 10 тысяч посетителей за «ночь» и большинство их них те, кому еще не исполнилось 40. Успеть за два часа

Утро наступило, а моя ночь музеев еще не закончилась. Следующей культурной станцией стал центр дизайна Artplay.

Три мультимедийных выставки в одном флаконе. За два часа перед глазами проплывают работы художников импрессионистов и модернистов, великого и ужасного Босха и гремучая смесь из картин известных художников, приправленных психоанализом Зигмунда Фрейда .

Чем же привлекает современного зрителя формат мультимедийных выставок?

Секрет прост. Ты сидишь, развалившись на кресле-мешке, а тебе показывают, а кое-где еще и рассказывают. Ты можешь есть попкорн, пить кофе и делать сэлфи, а в это время на экране эффектно, да еще и с музыкальным сопровождением, проплывают картины известных художников.

Герои на полотнах оживают. Балерины Дега кружатся в танце, абстрактная геометрия Кандинского и Малевича становится динамичной и трехмерной, а безумный мир Босха становится понятнее, когда появляется возможность в мельчайших деталях рассмотреть триптих «Сад земных наслаждений».

Среди огромного разнообразия форматов, стилей, жанров и направлений в искусстве, каждый зритель может выбрать тот арт, который цепляет и вдохновляет, расслабляет и заставляет задуматься, расширяет границы сознания и подсознания.

И как справедливо заметил кто-то из великих философов: «Искусство - как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это статья о международной акции музеев. О фильме смотрите статью Ночь в музее

Ночь музеев - международная акция, приуроченная к Международному дню музеев , во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции - показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997.

Хронология

В 2010 году акция была проведена в ночь с 15 на 16 мая.

В 2011 году акция в Москве прошла в ночь с 14 на 15 мая, в акции приняли участие 159 городских музеев. Кроме похода в музей, москвичи в эту ночь смогли выехать на автобусные экскурсии по городу. В Екатеринбурге приняли участие 40 выставочных организаций, которые открыли 58 площадок в городе. Всего проект «Европейская ночь музеев в Екатеринбурге - 2011» посетили 67 000 людей.

В 2011 году по инициативе Фонда «Покровитель» и компании «Живая вода» к акции впервые присоединились ведущие музеи Оренбурга, сумевшие с 19:00 до 00:00 принять в общей сложности невероятное для своей истории количество посетителей - около 3000 человек за день.

В 2012 году акция прошла в ночь с 19 на 20 мая.

B 2013 году акция прошла в ночь с 18 на 19 мая.

B 2014 году акция прошла в ночь с 17 на 18 мая. В Екатеринбурге работали 73 площадки (в 2011 году - 58), которые посетили 95 тысяч человек (в 2011 году - 67 тысяч) . Таким образом, можно констатировать рост популярности акции в четвертом по величине городе России.

2015

B 2015 году акция состоялась в ночь с 16 на 17 мая. Её главной темой стала строчка из произведения Александра Твардовского : «Мы за Родину пали, но она - спасена». Акция будет приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Москва

Было открыто более 250 учреждений культуры (музеи, галереи и арт-кластеры).

В девятый раз инициатором и организатором «Ночи в музее» выступила Департамент культуры города Москвы, который уделяет особое внимание мероприятиям общегородского масштаба, формирующим образ столицы и преображающим её социокультурный ландшафт.

Символом музейной ночи выбрана сова - ночная птица призывает взглянуть на «музейную» жизнь в сумерках, вне привычных рамок восприятия культуры и времени. Её особое «Ночное видение» позволяет рассмотреть даже самые скрытые детали и объекты.

В этом году «Ночь в музее» совпадает с Днем исторического и культурного наследия Москвы - эти акции демонстрируют новые подходы к проведению мероприятий в сфере культуры. Дневные и ночные программы объединяют культурное пространство столицы - в дополнение к музеям, галереям и арт-кластерам, для всех желающих с 10.00 открылись старинные усадьбы, здания министерств и другие памятники архитектуры, обычно недоступные для свободного посещения (список исторических мест, участвующих в проекте, доступен на официальном сайте www.dninasledia.ru).

По сложившейся традиции искусство выйдет на улицы. На территории трех пешеходных зон Москвы будут организованы «Ночные станции» - открытые мультижанровые пространства, где пройдут события параллельной культурно-образовательной программы «Ночи в музее». Центральные темы - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и Год литературы. Эти же площадки станут платформой для открытой коммуникации учреждений культуры с гостями акции: информационные центры «Ночных станций» расскажут о самых ярких проектах музеев, выставочных залов и других институций за последний год. «Ночные станции» работали с 12:00 до 23:00 - для самых маленьких жителей города предусмотрена серия специальных событий.

Впервые в контекст «Ночи в музее» вовлечены бизнес-пространства - в преддверии события в крупнейших деловых центрах Москвы будут установлены специальные информационные стенды, анонсирующие мероприятия акции.

В этом году «Ночь в музее» предложит новую возможность диалога между горожанами и деятелями культуры: впервые в истории акции художники пригласят гостей в свои мастерские (условия посещения «Музейных квартирников» будут анонсированы на официальном сайте акции www.museumnight.org).

В рамках «Ночи в музее» для всех желающих стать арт-волонтерами и принять непосредственное участие в музейной жизни столицы будет открыта «Школа ночного экскурсовода». Заявки на «поступление» будут приниматься на официальном сайте акции. Подготовят ночных гидов-любителей победители и финалисты конкурса Департамента культуры города Москвы «Лучший музейный работник-экскурсовод».

Продолжением экскурсионной программы «Ночи в музее» станут прогулки в компании с известными деятелями культуры и искусств по московским музеям. Необычные туры пройдут в формате беседы с авторитетными журналистами - голоса «звездных экскурсоводов» также можно будет услышать, воспользовавшись специальными аудиогидами.

2016

См. также

Напишите отзыв о статье "Ночь музеев"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ночь музеев

– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.

В Екатеринбурге.

В ночь на 20 мая Екатеринбург вместе со всей Россией традиционно погрузился в массовые народные гуляния по музеям. В 2018 году в столице Урала действовало 113 площадок. На пяти из них побывала корреспондент " ".

Начать культурное просвещение было решено с доселе неизвестного арт-пространства "Палуба", расположившегося на улице Гагарина. Посетителей ждала часовая очередь на входе.

Поскольку "Палуба" находится в недрах офисного здания, вереница желающих попасть в лофт, стилизованный под затонувший корабль, растянулась по всем коридорам первого этажа. Кто-то пришел даже с маленькими детьми. Самые нетерпеливые мамы решили подпортить "арт-пространству" репутацию в Сети.

"Хотите почувствовать себя обманутым, получить массу негативных эмоций, и это за свои деньги!! Вам в галерею Палуба!", - написала одна из жительниц Екатеринбурга в сервисе отзывов "Фламп". Другая рассказала о несоответствии заявленной программы в "Палубе" реальности. "Простояли 1.5 часа в очереди из 200 человек ради того, чтобы ребенок один раз брызнул из медицинского шприца на клеенку! Где обещанное ведро с шариками, наполненными краской?! Где защита одежды?! Никакой организации! Организатор в результате просто сбежала, оставив толпу в недоумении и гневе! Деньги вы обязаны были вернуть!", - поделилась она.

Помочь сгладить впечатление от "Палубы" должен был музей советского быта, спрятанный в подвале неприметного здания на Чебышева, 4. СССР не подкачал.

Музей не ограничился простой выставкой предметов времен Союза. Безусловно, кое-где были разложены старые пластинки, заводные игрушки из фильма про Электроника, другие бытовые мелочи… Но тут, в отличие от многих музеев, можно было и попробовать себя. С каким восторгом дети лет 10-12 бросились к компьютерам с еще старыми ламповыми мониторами! А на ПК с Windows 95 и XP были запущены игры начала нулевых. Рядом – старенькие телевизоры с подключенными приставками Sega. Правда, пробиться к ним было почти нереально – очередь.

В других комнатах подвала скрывался красный уголок с воссозданным кабинетом: печатная машинка, телефон, дипломат, плакаты… В углу на плечиках – школьная форма. Кстати, многие рвались на ее примерку. Видимо, в День пионерии нахлынули воспоминания.

Следующим пунктом в нашей "музейной" программе стал зоопарк - ну, негоже изменять традициям, негоже. Хотя, судя по впечатлениям, все же стоило: из всех обещанных активностей здесь обнаружилась лишь возможность подержать в руках таракана или водомерку, а также звериный "футбол".

По заверениям организаторов площадки, обитатели зоопарка весь день играли с футбольными мячами. И мячи действительно в клетках некоторых хищников были – сдувшиеся. В целости мячик сохранился только у черепахи. Она безучастно лежала рядом с ним.

Выйдя из зверинца, решено было вновь попытать удачи с "новинкой" - в Центральной гостинице. Там обещали провести гостей по "пяти эпохам" и показать, как развивался отель.

Галантный экскурсовод поделился, что в этом году, по сравнению с прошлыми, стало больше интерактива, чем истории. Было заметно, что создатели площадки пытались придумать, как и чем занять гостей. Потому и устроили тур по номеру 1928 года с помощью технологий виртуальной реальности, а также убедили загадать желание на падающую с помощью проектора звезду. Кроме того, был урок танцев в духе 80-90-х годов: вместе с "тренером" участники экскурсии разучили короткий танец под зажигательную мелодию о любви хорошей девочки и плохого парня.

Финальным аккордом нашей "Ночи музеев" стал Дом актера и его призраки 19-го века. Гостей провели по гостиным особняка госпожи Тупиковой, познакомили с духами, обитающими в нем, а также дали примерить различные наряды. Это, как обычно, вызвало восторг у публики, отчитавшейся о преображении в соцсетях. Даже ради этого стоило проводить "музейное пати". Глядишь, и люди будут тянуться не только к пабам, но и к культуре.

Двери для посетителей накануне вечером открыли и многие московские музеи, передает корреспондент «МИР 24» Елизавета Генералова.

Очередь в музей изобразительных искусств имени Пушкина люди занимали еще засветло. Ведь главная тема акции в этом году – «Шедевры из запасников». Посетители экспозиции смогли увидеть вещи, которые раньше были скрыты в хранилищах. Например, скульптуру «Бог Вишну с предстоящими», гравюру Кацусики Хокусая, а также картину «Бегство в Египет» Бартоломе Эстебана Мурильо.

Можно было не только полюбоваться на шедевры из запасников, но и узнать их историю. Специальные лекции провели сотрудники музея.

«В частности, я буду представлять картину испанского художника XVII века Мурильо. Она выставлялась в Эрмитаже, ее покупала Екатерина. Чисто художественно она является заключительным акцентом в творчестве Мурильо, поскольку она одна из самых поздних произведений мастера», – говорит заместитель заведующего отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Светлана Загорская.

Вот с постоянной экспозицией гостей познакомили участники клуба юных искусствоведов. «Мне очень интересно работать с людьми, рассказывать им что-то новое об исторических событиях, произведениях искусства», – говорит член клуба юных искусствоведов Виктория Спасенова.

Для этой ночи каждый музей приготовил свою культурную программу. Пока в Пушкинском экскурсии проводят школьники, буквально через дорогу, в галереи Ильи Глазунова, проходит бал.

Здесь можно было погрузиться в атмосферу XIX века и вместе с участниками клуба исторической реконструкции познакомиться с правилами придворного этикета. Все желающие также смогли научиться танцевать вальс, полонез, мазурку и кадриль.

«Я прилетела из США. Мне очень повезло попасть на «Ночь музеев». Здорово, что здесь можно потанцевать и познакомиться с творчеством российских художников», – говорит туристка.

В Москве к акции «Ночь музеев» присоединились около 200 площадок. К некоторым из них выстроились многокилометровые очереди. Так, например, чтобы познакомиться с историей медицины люди были готовы ждать у входа по четыре часа.

Под руководством студентов-медиков тут можно было собственноручно сделать трепанацию черепа, зашить рану и ампутировать конечность.

Посетители тренировались не только на муляжах, но и на частях тел животных. За ночь пациентами импровизированной операционной стали три свиньи.

«Практически вы можете ощутить себя доктором любой эпохи. У нас тут и чумной цирюльник, и кунсткамера, и муляжи XIX века, на которых видны различные кожные болезни. Аптека средневековая, где посетители сами готовят лекарства», – говорит заведующий кафедрой истории медицины музея имени Евдокимова Константин Пашков.

Экскурсоводы признались, что эта часть выставки не для слабонервных: двое посетителей упали в обморок от увиденного. Зато от этой «Ночи музеев» у них точно остались незабываемые впечатления.

Идея праздника возникла в 1970-х гг., когда в Европе музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения с целью привлечения посетителя, который непременно вернётся в понравившейся ему музей, уже купив билет. Тогда эта акция называлась "Весной музеев" и проходила, как и сейчас, в 18 мая в Международный день музеев. В 1997г. в Берлине эта традиция возобновилась в немного трансформированном виде - с целью повышения привлекательности города для туристов и имел название «Длинная ночь музеев» (Lange Nacht der Museen).

В начале в нем участвовали всего пара десятков музеев. Но первая «ночь» имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились еще 20 городов Германии. Со временем «Длинная ночь музеев» приобрела характер фестиваля, который постоянно набирал обороты. Сейчас «Длинная ночь» в Берлине проводится два раз в год и привлекает множество зрителей.

В конце XIX века здесь, в Берлине, был построен уникальный музейный центр, так называемый «остров музеев»: несколько мощных зданий в классицистическом стиле под разные коллекции. К тому времени немецкая археология (и по сей день едва ли не ли не сильнейшая в мире) накопила несметные богатства: целые храмы из Вавилона, сотни египетских мумий, шедевры античного зодчества, да и своя история уже имелась.

Но со временем музеи перестали вызывать определённый интерес у посетителей. Экспозиции стали ассоциироваться с рутиной, скукой и пылью времён.

Тогда сотрудники музеев решили показать посетителям другие музеи - своеобразное развлекательное и культурное действо. «Длинная ночь Музеев» была призвана не просто показать исторические, археологические или живописные коллекции.

В дополнение к обычным экскурсиям по действующим экспозициям, выставочные площадки города приготовили зрителям специальную ночную программу: концерты, лекции, музыкальные выступления, театральные постановки, демонстрации фильмов, чтения, перформансы, мастер-классы, открытые для посещения художественные мастерские.

Превратившись в традицию, впоследствии фестиваль стал общеевропейским проектом и ежегодно проходит не только в Германии, но и во многих странах Европы. Одна из основополагающих целей - ознакомить людей, привлечь и заинтересовать культурным наследием мира.

Современное название ежегодная акция получила в 2005 г.: французы предложили сделать музейно-выставочную акцию "Ночь музеев" международной и в том же году эта идея была утверждена Советом Европы. Акция поддерживается Международным Советом музеев (ICOM) и проводится под патронажем Совета Европы.

В 2005 году в акции приняли участие 750 музеев Франции и 500 музеев Европы. В этом же году к миру присоединилась и Беларусь.

Уже в 2006 г. участниками проекта стали более 2 тысяч музеев из 38 стран мира. В юбилейную 30-ю Длинную ночь Музеев в Берлине (28 января 2012 г.), регулярно проводимую уже на протяжении 15 лет, организаторы встретили почетного миллионный посетителя.

В 2009 году в акции участвуют уже 2300 музеев Европы, в том числе, Франции и России. В России в акции «Ночь в музее» принимает участие более 100 арт-организаций (федеральные, городские и частные музеи и галереи). Мероприятия различались по масштабу: некоторые из них были массовые, а некоторые предназначены для 20-30 человек, и записываться на них нужно заранее.

Ежегодно каждый из музеев пытается создать своё, особенное культурное действо - возможность в неформальной обстановке пообщаться с друзьями и искусством.