Приемы составления таблиц умножения и деления. Методика изучения табличного умножения и деления. Изготовление на интегрированном уроке математики и технологии изделий для составления задач и построения их предметных моделей

К табличным случаям умножения и деления относятся все случаи умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления, т.о. все табличные случаи умножения и деления рассматриваются при изучении чисел в пределах сотни.

Основной целью изучения младшими школьниками темы «Табличное умножение и деление» является формирование у них прочных, осознанных, доведённых до автоматизма навыков . Для успешной реализации этой цели необходимо придерживаться следующих требований:

В ключевом этапе 2 проблема слова умножения может быть: шляпа стоит 4 фунта стерлингов, а платок стоит £ Джози покупает 4 шляпы и 6 шарфов. Сколько денег она проводит вообще? Здесь они должны думать о двух отдельных вычислениях умножения и разработать, что после завершения ответы должны быть добавлены вместе.

Знать язык умножения

Очень важно, чтобы ваш ребенок использовался для разных слов, связанных с умножением. Словарь, связанный с умножением, включает в себя: много, группы, раз, умножить, умножить, умножить на, умножить на множитель, коэффициент, продукт, один раз, два раза, три раза и т.д. Время, повторное добавление, массив, строку, столбец и двойное. Практируйте словарь умножения, задавая вопросы разными способами, например.

· создание условий, обеспечивающих осознанность формируемых навыков, которая является основой правильности вычислений (рациональное использование различных средств наглядности в процессе формирования навыков и правильное соотношение между теорией и практикой вычислений);

· систематическое и распределённое во времени закрепление и совершенствование формируемых навыков, обеспечивающие не только сознательность и правильность, но, и необходимую уверенность и быстроту выполнения вычислений;

Факты умножения умножения помогают размножаться в разных единицах

  • Что такое 8, умноженное на 9?
  • Дайте мне три кратных Что такое продукт 3 и 7?
  • Что такое 5 раз?
  • Является ли 7 фактором в 14?
В школах детям будет предложено использовать умножение в разных областях математики. Им нужно знать основные факты умножения, связанные с деньгами и мерами, например.

Практика формальных методов умножения

Может потребоваться некоторое время, чтобы понять эти факты, но как только они узнают их наизусть, они найдут решение проблем с участием мер намного проще. В ключевой стадии 2 один из новых методов умножения известен как метод сетки. В третьем году дети научатся умножать двузначное число на одноразрядное число. Они могут изучить это, используя метод сетки. В 4-й год им нужно умножить двузначные и трехзначные числа на одноразрядное число. В годы 5 и 6 им нужно научиться умножать числа до четырех цифр на двузначное число, используя.

· систематический контроль за уровнем овладения навыками классом в целом и каждым отдельным учеником, и обеспечение на этой основе дифференциации и индивидуализации методики обучения;

· специальное внимание к формированию умений и навыков самоконтроля.

Центральной задачей начальной школы является обеспечение твёрдого сознательного усвоения каждым учеником табличного умножения и деления. Если ученик не усвоил достаточно прочно таблицу умножения во 2 и 3 классе, то в дальнейшем при изучении письменных приёмов умножения и деления у него возникнут значительные трудности в усвоении структуры этих сложных приёмов. Практика работы начальной школы показывает, что даже в 4 классе далеко не все дети твёрдо знают таблицу умножения, т.к. процесс формирования навыков табличного умножения и деления сложный и длительный. Для того, чтобы не допускать такого положения, необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

К тому моменту, когда дети покидают ключевой этап 2, они должны быть компетентными решателями проблем, которые самостоятельно решат, какой метод расчета им нужно использовать для решения всех проблем. Чтобы выработать проценты, дроби и десятичные знаки Чтобы разработать области форм Чтобы решить сложные проблемы с текстом, часто с двумя или тремя шагами, иногда используя калькулятор. Некоторыми примерами проблем, с которыми они могут столкнуться в годы 5 и 6, являются.

  • Какова может быть его ширина и длина?
  • У меня 5 чашек.
Подумайте о доме, в котором вы живете, и о членах семьи, которые живут в этом доме. Ваши члены семьи, как правило, единственные люди, которые живут в вашем доме, не так ли? Ну, это похоже на семейный дом факта или набор из трех чисел, которые имеют одинаковые факты размножения и деления. Например, возьмем номера 2, 7 и 14. Важно помнить, что в семействе фактов вы увидите только те же 3 члена или числа. Кроме того, это важно отметить, что для создания семейного дома фактов вам нужно будет поместить три номера в углах треугольной крыши с наибольшим номером вверху.

· заблаговременная систематическая целенаправленная подготовка к составлению и заучиванию таблиц;

· создание у детей специальной установки на запоминание табличных случаев;

· использование всевозможных приёмов, облегчающих нахождение результата, если он забыт;

· повседневная и рационально организуемая тренировка не только в ходе работы над соответствующими темами, но и в течение всех остальных уроков математики;

В дополнение к тому, что у вас есть только три члена или номера, дом семьи фактов будет высоким, потому что он имеет четыре этажа! На двух этажах будет показано числовое предложение умножения или повторное добавление равных групп. На двух других этажах будет показано количество предложений деления или повторное вычитание равных групп. Это происходит потому, что умножение - это обратная или противоположная операция, которая отменяет деление, а деление - инверсная или противоположная операция, которая отменяет умножение.

Например, возьмите числа 3, 5, и когда вы умножаете 3 на 5, вы получаете 15 и 5 раз 3. Затем, чтобы разделить, пройдите в противоположном направлении и начинайте с 15, поэтому 15, деленное на 3, равно 5, и 15, деленная на 5, равна. Иногда вам не присваиваются все числа, которые входят в числовое предложение. Вы можете найти недостающее число, используя обратную или противоположную операцию. Поскольку 60, деленная на 10, равна 6, числа в семейном доме фактов 6, 10, и это будет работать одинаково для умножения.

· обеспечение максимального разнообразия в тренировочных упражнениях, которое должно быть связано с использованием различных средств обучения (таблицы, приборы, карточки с индивидуальными заданиями и т.д.); разных методических приёмов и форм организации занятий (дидактические игры, взаимоконтроль, самоконтроль, самостоятельная тренировочная работа, арифметические диктанты и т.д.).

Просто вернитесь назад в предложение номера деления и вместо этого используйте символ умножения. Семейство фактов представляет собой набор из трех чисел, которые имеют одинаковые факты размножения и деления. Чтобы показать все цифры и факты, вы можете использовать семейный дом фактов. В доме будут три номера в углах крыши, и будет четыре этажа: два, содержащие предложения умножения, и два предложения с разделением. Если какое-либо из чисел или число предложений отсутствует, вы можете просто использовать обратную или противоположную операцию и работать назад, чтобы найти это число или числовое предложение.

В процессе формирования навыков табличного умножения и деления можно выделить два основных этапа:

1 этап. Составление таблиц.

2 этап. Запоминание таблиц.

Особое внимание следует обратить на усиление практической направленности и повышение эффективности работы при подготовке к составлению таблиц и на этапе запоминания этих таблиц. При подготовке к составлению таблиц особое внимание необходимо уделить изучению теоретических вопросов, являющихся основой вычислительных приёмов, которыми будут пользоваться ученики при составлении этих таблиц. К таким вопросам относятся:

Во-первых, нужно скопировать таблицы на листе бумаги, а затем прочитать их вслух. Рекомендуется копировать и перечитывать их несколько раз. Одновременное использование нескольких чувств, таких как зрение, поскольку вы видите, что пишете; слух, так как один слышит то, что читает вслух; и прикосновение, так как умножения написаны, способствует изучению таблиц. Также возможно выбрать использование разных цветов при перезаписи.

Вот второй трюк, чтобы узнать таблицы. Эта вещь называется «хитростью чаши». Вот шаги по его использованию. Скопируйте уравнения, связанные с таблицей, на листе один ниже другого. Вырежьте каждое уравнение так, чтобы было только одно для каждого листа бумаги. Поместите все эти маленькие кусочки бумаги в миску или шляпу. Попросите кого-нибудь взять небольшой кусочек бумаги и спросить у нас уравнение, которое на нем. Если правильный ответ найден, не сбрасывайтесь. Если получен неправильный ответ, лист бумаги возвращается в чашу.

· конкретный смысл умножения как сложения одинаковых слагаемых;

· взаимосвязь компонентов и результата умножения.

Методические подходы к составлению таблиц на современном этапе могут различаться как последовательностью составления таблиц, так и организацией деятельности учеников, направленной на их усвоение.

Возможен подход, при котором сначала изучаются все теоретические вопросы, а затем на этой основе осуществляется одновременное составление таблиц умножения и деления. В этом случае последовательность составления таблиц умножения и деления следующая: сначала составляются 4 таблицы (две из них на умножение, две на деление) с числом 2, затем аналогично с числами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При этом таблицы имеют такой вид (на примере таблиц с числом 2):

Трюк 3 - Битва за карты

Когда миска пуста, мы тогда уверены, что правильно пересмотрели наши таблицы! В чаше можно смешать уравнения сложения, вычитания, умножения и деления. Это упражнение является одним из лучших обзоров! Прежде всего, вам нужна колода карт, из которой удаляются два «джокера». Вы хорошо перемешаетесь, и вы также разделите карты между двумя игроками.

Затем, как и в битве, игроки одновременно поворачивают карту. Цель состоит в том, чтобы размножить два числа, которые будут помещены в таблицу. Первый игрок, который дает правильный ответ, выигрывает обе карты. Тот, кто накапливает большинство карт, выигрывает игру. Наконец, шанс больше не будет играть против нас!

2* 2 = 4 4: 2 = 2

2* 3 = 6 3* 2 = 6 6: 2 = 3 6: 3 = 2

2* 4 = 8 4* 2 = 8 8: 2 = 4 8: 4 = 2

2* 5 = 10 5* 2 = 10 10: 2 = 5 10: 5 = 2

2* 6 = 12 6* 2 = 12 12: 2 = 6 12: 6 = 2

2* 7 = 14 7* 2 = 14 14: 2 = 7 14: 7 = 2

2* 8 = 16 8* 2 = 16 16: 2 = 8 16: 8 = 2

2* 9 = 18 9* 2 = 18 18: 2 = 9 18: 9 = 2

Теоретической основой при составлении первого столбика таблицы умножения (по постоянному первому множителю) является конкретный смысл умножения. Поэтому при нахождении результатов этого столбика дети заменяют произведения суммой одинаковых слагаемых (например, 2* 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 8) или используют предыдущее равенство (например, 2* 4 = 2* 3 + 2 = 8). Теоретической основой при составлении и нахождении результатов второго столбика таблицы умножения (по постоянному второму множителю) является переместительное свойство умножения. При нахождении результатов этого столбика таблицы умножения дети опираются на соответствующее равенство из первого столбика (например, 4* 2 = 8, т.к. 2* 4 = 8).Третий и четвертый столбики таблицы деления (по постоянному делителю и значению частного) составляются на основе взаимосвязи компонентов и результата умножения (если значение произведения разделить на один из множителей, то получим другой множитель). При нахождении результатов этих столбиков таблицы деления дети опираются на соответствующее равенство из первого столбика таблицы умножения (например, 8: 2 = 4, т.к. 2* 4 = 8). При таком подходе составление таблиц не вызывает у детей затруднений, т.к. одни и те же действия повторяются многократно. Каждая новая таблица должна быть рассмотрена в целом, с этой целью полезно использовать печатные демонстрационные таблицы. Только повторив известные уже случаи умножения и деления из той таблицы, изучению которой посвящён урок, можно переходить к рассмотрению новых случаев. Те случаи умножения, которые должны быть усвоены на память (начиная со случаев умножения одинаковых множителей в первой таблице), выделяются цветом или рамкой в демонстрационной таблице и в таблицах, составленных детьми в тетрадях. Учитель, привлекая детей к объяснению, должен довести до сознания каждого ученика, почему остальные равенства (в трёх других столбиках таблицы) можно не заучивать, т.к. результат легко находится с помощью переместительного свойства умножения и взаимосвязи компонентов и результата умножения. Таким образом, на память должно быть усвоено 36 случаев из таблицы умножения.

Значения карт составляют от 1 до 10; камердинеры, дамы и короли все стоят. Это повторение этих трюков несколько раз, что таблицы в конечном итоге будут сохраняться постоянно в памяти! Некоторые дети не могут отсоединиться от бетона и подходят к операции, например, 3 х 6, в отличие от 3. Это сложно, потому что, когда вы делаете дополнение, вы видите все элементы, тогда как при умножении нужно представить себе одно из них. Пример: 3 2 или 3 раза 2.

Чтобы ребенок понял, что знак «умноженный» является упрощенным признаком добавления, воспроизведенного несколько раз. Чтобы работать с запоминанием таблиц умножения, необходимо работать с ними в малых дозах и часто. Для работы умножения: используйте ленту с цифрами, записанными в хронологическом порядке: используйте две цифры 3 и 6, но с 3 полосами по 6, которые ребенок должен будет разместить ниже большой полосы. Таким образом, он находит конечный результат. После нескольких попыток вы можете преобразовать поля, представляющие 6, числом 6, чтобы автоматизировать операцию. У ребенка будет 3 маленьких ленты с 6 написанными на нем. Ребенок использует небольшие группы из 3, которые он размещает на большой полосе до прибытия. Затем он подсчитывает количество полос, которые были помещены. Для изучения таблиц, если ребенок действительно не запоминает их, и с согласия учителя вы можете использовать «заметки» для выгрузки ребенка. Это позволит ему сосредоточиться исключительно на математических задачах, требующих отражения. Поэтому он ищет фигуру внутри операции. Подразделение - самая сложная операция. Он использует знание таблиц умножения, метод вычитания. Внесите таблицы умножения, чтобы облегчить работу ребенка. Работа по разделению часто облегчается, при этом приоритет отдается значению операций. Затем мы будем работать с проблемами. Это правило было сделано ассоциацией родителей детей с дислексией. Его использование в более сложных проблемах или операциях не позволяет ребенку тратить время или уставать в поисках «хороших результатов».

  • Другим препятствием может быть хранение таблиц умножения.
  • Например, вы можете попросить ученика умножить уже полученную таблицу.
  • Предоставьте калькулятор для проблем, если он проинструктирован учителем.
  • Чтобы иметь смысл для умножения и деления, используйте чипы, пучки, войлоки.
  • Истории, которые учитывают все четыре операции, также могут быть предложены.
Исследование исследования, возможно, не является полностью статистическим, но во многих случаях необходимым инструментом сбора информации.

2* 2 =4 3* 3 = 9 4* 4 = 16 5* 5 = 25 6* 6 = 36 7* 7 = 49

3* 2 =6 4* 3 = 12 5* 4 = 20 6* 5 =30 7* 6 = 42 8* 7 = 56

4* 2 = 8 5* 3 = 15 6* 4 = 24 7* 5 = 35 8* 6 = 48 9* 7 = 63

5* 2 = 10 6* 3 = 18 7* 4 =28 8* 5 = 40 9* 6 = 54

6* 2 = 12 7* 3 = 21 8* 4 = 32 9* 5 = 45

7* 2 = 14 8* 3 = 24 9* 4 = 36

8* 2 = 16 9* 3 = 27

8* 8 = 64 9* 9 = 81

После составления таблиц и создания установки на их запоминание наступает ответственный этап запоминания таблиц. Практика работы начальной школы показывает, что довольно часто запоминание таблиц ведётся без должного руководства со стороны учителя. Важно не только поставить перед детьми задачу запомнить результаты, необходимо показать, как дети должны запомнить таблицу. Остановимся на некоторых методических приёмах заучивания таблиц. Заучивать таблицы целесообразно в следующем порядке:

Статистика, которая не может проводить опросы, похожа на ребенка без игрушки или без сахара. Исследование исследований называется целым методом сбора первичной информации путем сбора ответов на ранее подготовленные вопросы, которые даются избранным людям. Определение, поскольку это определение - звучит сложно.

Но, распространяя его на первую часть. Мы просим людей, которых мы выбираем, собирать информацию таким образом. . И эта информация, которую мы собираем, затем может быть проанализирована по-другому. Для проведения опроса мы должны сначала осознать, чего мы хотим достичь в результате этого опроса. Чтобы быть ясным - мы не хотим доказывать тезис любой ценой, но мы должны знать цель исследования. Вам нужно знать, каковы будут его масштабы, как мы хотим провести опрос и т.д. на самом деле это самый важный шаг, потому что он зависит от всех этапов.

· Сначала заучивается первый столбик таблицы умножения. Дети должны научиться воспроизводить равенства по порядку. Для этого они должны понять, с какого равенства начинается таблица, как составляется каждое следующее равенство, каким равенством заканчивается таблица. На этом этапе полезно заучивать и ряды чисел, получающиеся в результате умножения данного числа на 2, 3, 4, … (например, 2, 4, 6, 8, 10, ….; 3, 6, 9, 12, 15, 18, …)

Поэтому стоит подготовить и проанализировать имеющуюся информацию о выбранном нами вопросе. Затем необходимо определить количество и критерии отбора респондентов. Стоит подумать, нужно ли нам. Сколько людей мы должны привлекать к ответу, чтобы у нас были удовлетворительные учебные материалы? Когда мы уже знаем ответ на этот вопрос, нам интересно, как мы захотим проанализировать результаты исследования. Точно так же - мы еще не подготовили вопросник, пока у нас пока нет ответов от респондентов, но мы уже должны знать, как мы хотим, чтобы эти результаты были проанализированы.

· Равенства первого столбика таблицы умножения повторяются вперемежку (не по порядку). При этом ученик сначала закрывает ответы в записанной таблице, а затем проверяет себя, открывая ответ.

· Рассматривается следующий столбик таблицы умножения. Ученик ещё раз осмысливает, как он составлен, т.е. как связано каждое записанное во втором столбике равенство с соответствующим равенством из первого столбика таблицы умножения, например, 2* 8 = 16 и 8* 2 = 16. Для усвоения результатов на память важно заучивать такие пары равенств в сопоставлении их друг с другом.

· Запомнив пары соответствующих равенств из столбиков таблицы умножения, дети переходят к запоминанию состава чисел из двух множителей (например, запомнив, что 2*8 = 16 и 8*2 = 16, ученик должен усвоить, что 16 = 2*8 и 16 = 8*2) – это важный шаг к усвоению таблиц на деление. На этом этапе знание таблиц умножения полезно проверять как в прямой форме (когда задан пример и должен быть дан ответ), так и в обратной (когда задан ответ и должен быть назван соответствующий пример из таблицы). При рассмотрении состава чисел из двух множителей, важно добиваться, чтобы дети вспоминали различные варианты состава данного числа, например: 12 – это произведение чисел 2 и 6, 6 и 2, 3 и 4, 4 и 3.

· Хорошо запомнив столбики равенств из таблиц умножения и состав чисел из двух множителей, дети переходят к запоминанию таблиц деления. Для этого рассматриваются, записанные в тетради равенства в четырёх взаимосвязанных столбиках по строкам, например, 2* 8 = 16, 8* 2 = 16, 16: 2 = 8, 16: 8 = 2. Сначала такие четвёрки взаимосвязанных равенств рассматриваются подряд, строка за строкой, а затем вразбивку.

· Для успешного усвоения табличных случаев работа по их запоминанию должна быть рационально распределена во времени. На каждом уроке, посвящённом составлению и запоминанию таблиц, важно указывать точно, какие из рассмотренных равенств должны быть выучены к следующему уроку.

Возможны и другие подходы к составлению таблиц. Например, возможен подход, при котором составляется только таблица умножения, а табличные случаи деления рассматриваются только после того, как будут изучены все случаи табличного умножения. 2.Методика обучения учащихся начальных классов устным приемам внетабличного умножения и деления и формирование соответствующих навыков.

К устным внетабличным случаям умножения и деления относятся все случаи умножения и деления чисел в пределах сотни, а так же аналогичные случаи вычислений над числами большими ста, сводимые к вычислениям в пределах сотни. Основной целью изучения устных приёмов умножения и деления младшими школьниками является формирование прочных, осознанных, доведённых до автоматизма навыков. Для успешной реализации этой цели необходимо сформировать у младших школьников следующие средства усвоения:

· разрядный состав чисел;

· табличные случаи сложения и вычитания;

· табличные случаи умножения и деления;

· переместительное свойство умножения;

· сочетательное свойство умножения;

· распределительное свойство умножения относительно сложения;

· свойство деления суммы на число.

В начальном курсе математики приёмы устного умножения и деления используются при умножении двузначного числа на однозначное число, при делении двузначного числа на однозначное число и при делении двузначного числа на двузначное число. Изучению всех этих приёмов предшествует усвоение учащимися знаний, являющихся теоретической основой соответствующих вычислительных приёмов. Далее ученики на основе изученного знания знакомятся с новым вычислительным приёмом. Теоретические знания помогают ученикам осознать, какие операции можно выполнить в том или другом случае вычислений, и в какой последовательности.

Учебная литература

основная

1.Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2007.

2.Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие. - М.: Академия, 1998.

3.Истомина Н. Б.Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999.

дополнительная

1.Бантова М.А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение // Начальная школа, 1982, № 8

2.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984

3.Варегина Ф.В. Закрепление навыков табличного умножения и деления // Начальная школа, 1979, № 2

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский музыкально-педагогический колледж»

(ГБПОУ ВО «ВМПК»)

Сезина Н.В.

Методика изучения табличного умножения и деления в начальной школе

Одной из самых сложных и центральной тем для детей начальной школы является изучение табличного умножения и деления. Она требует хорошего уровня развития памяти и учёта индивидуальных возможностей её развития у каждого ученика.

Изучение двух новых арифметических действий - умножения и деления - является основой курса математики третьего класса. Изучение темы «Умножение» нельзя сводить к запоминанию, заучиванию таблицы. Безусловно, учащиеся должны овладеть таблицей умножения до автоматизма, но идти к этому надо не через шаблонные упражнения, бездумное заучивание, что, естественно, вызывает негативное отношение учащихся к процессу обучения. Первый шаг глубокого, осмысленного понимания - это раскрытие конкретного смысла действия умножения, осознание связи умножения с уже хорошо знакомым действием сложения. А для этого мало таких заданий, как «замени сумму произведением чисел», «замени произведение суммой чисел». Они в меньшей степени побуждают ребёнка мыслить. Творческая деятельность, гибкость мышления возможны в нестандартных условиях, об этом следует помнить учителю и предлагать такие задания, при решении которых необходим самостоятельный перенос знаний и способов действий в новые условия, использование их в новых ситуациях. Задача учителя - вызвать заинтересованность детей, помочь им увидеть закономерности – «секреты» таблицы умножения.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод недостаточен для решения поставленных задач. Поэтому в практике обучения при изучении данной темы учителя руководствуются результатами психолого-педагогических исследований, а также методическими разработками ведущих специалистов: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Первоначальное изучение умножения и деления целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи в каждом цикле):

I цикл : а, б) умножение при постоянном множимом и деление по содержанию (совместно); в) деление на равные части.

II цикл : а, б) уменьшение и увеличение числа в несколько раз (совместно); в) кратное сравнение.

III цикл : а, б) нахождение одной части числа и числа по величине одной его части (совместно); в) решение задачи: «Какую часть составляет одно число от другого?»

Смысл умножения постигается не столько при самом умножении, сколько при постоянных переходах между умножением и делением, так как деление есть завуалированное, «измененное» умножение. Это и объясняет, почему выгодно впоследствии изучать всегда одновременно умножение и деление (как табличное, так и внетабличное; как устное, так и письменное).

Первые уроки по одновременному изучению умножения и деления должны быть посвящены педантичной обработке самих логических операций, всячески подкрепляемых развернутой практической деятельностью по собиранию и раздаче различных предметов (кубиков, грибов, палочек и т. п.), но последовательность развернутых действий должна оставаться одной и той же.

Табличное умножение и деление - центральная тема 3 класса. Начинают её изучение во 2-ом классе. Подготовка к рассмотрению этих действий начинается в 1 - ом классе. Подготовительная работа связана с реализацией и расшифровкой следующего пункта программы: «Нахождение суммы одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых».

Соответствующие упражнения предусмотрены учебником первого класса, начиная с рассмотрения первых таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Дети учатся присчитывать (прибавлять) по 2 к каждому числу и отсчитывать по 2 от данного числа (Вычитать несколько раз по 2). В связи с этим специальное внимание уделяется усвоению рядов чисел, которые при этом получаются. Аналогично по ходу рассмотрения новых случаев сложения и вычитания рассматриваются случаи прибавления (вычитания) по 3, по 4 и т. д. В заключение этой работы рассматриваются примеры и задачи, связанные с нахождением суммы одинаковых слагаемых. Причём здесь уже ставится цель - научить детей понимать выражения «поскольку взять столько раз. Внимание детей каждый раз обращается на то, что слагаемые одинаковые, каждый раз выясняется, сколько таких слагаемых. Чему равна их сумма. При решений текстовых задач, сопровождаемых каждый раз иллюстрацией, ставятся те же вопросы. Задачи эти по своей формулировке совершенно аналогичны тем, которые будут решаться умножением, но пока дети решают их с помощью нахождения суммы нескольких одинаковых слагаемых. Это прямая подготовка к рассмотрению табличного умножения и деления.

Для подготовки к изучению деления предусмотрены практические упражнения, в ходе которых дети, оперируя множествами предметов, фактически решают задачи на деление на равные части и деление «по содержанию». Иллюстрации учебника дают возможность решать такие задачи, как обратные задачи.

Ознакомлению учащихся со смыслом этих действий, некоторыми свойствами, существующей между ними связью, взаимосвязью между результатами и компонентами этих действий посвящается около 30 уроков