Краткое содержание культура византии. Особенности византийской культуры

В эпоху средневековья Византия вступила, сохранив культурное наследие античности. В ее городах продолжали развиваться ремесло и торговля. Христианская религия оказывала сильное влияние на культурную и политическую жизнь страны. В VII-VIII вв. греческий язык стал государственным языком Восточной Римской империи. Несмотря на сокращение владений Византии, в ней продолжало развиваться образование (даже среди крестьян и ремесленников были грамотные люди), открывались государственные и частные школы. В IX в. в ее столице Константинополе действовала высшая школа, в которой преподавались религия, мифология, история, география, литература. Через два столетия в столице был.открыт первый в Европе университет.

Византийцы сохранили и развили античные знания по математике, химии, медицине, географии и истории. Ученый Лев Математик (IX в.) положил начало алгебре. Был изобретен "греческий огонь" - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую невозможно погасить водой (с ее помощью византийцы не раз выигрывали сражения).

Велось строительство христианских храмов. Отличительной их особенностью было богатое убранство и красота внутренних помещений. В плане храм делился на притвор - помещение у западного, главного входа, неф - основную часть храма, где верующие собирались для молитвы, и алтарь, куда могли входить только духовные лица. Алтарь был обращен на восток, к городу Иерусалиму, где был распят Иисус Христос. Храм св. Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе является самым замечательным памятником византийской архитектуры. Его гигантский купол (31,5 м в диаметре) окружен венком из сорока окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Прекрасные мозаики - изображения из разноцветных камешков и кусочков стекла - украшали стены храма. В Х-XI вв. вместо прямоугольного утвердился крестово-купольный тип храма, имевший в плане вид креста с куполом посередине.

Храм был одновременно моделью мира и обителью Бога. В оформлении храмов сложился строгий канон - правила изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и сцен из Библии. Смыслом христианского искусства было наставить верующих, как заслужить райское блаженство после смерти. В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Священного Писания на гладких деревянных досках. Лики Спасителя, Богоматери и святых отражали высокие помыслы и духовную сосредоточенность. Один из лучших образцов византийской иконописи - "Владимирская Богоматерь" была привезена на Русь и стала одной из главных русских святынь.
Византия являлась главной носительницей культуры в средневековой Европе: ее мастера, художники, архитекторы приглашались в другие страны, у византийских мастеров и учены" училась европейская молодежь.
Культура южных и восточных славян испытала на себе сильное воздействие Византии. От Византии Русь приняла христианскую веру. Первые храмы на Руси были сооружены и украшены византийскими мастерами.

Византийская культура имела огромное значение в становле-нии европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пре-делы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отно-шении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры.

Общие особенности византийской культуры. Византийской куль-туре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравни-тельно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV-ХП вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адапти-рованной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусст-вом и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собствен-но греко-латинской культуры с традициями местных культур (еги-петской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточ-ный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традицион-ность, приверженность канону, скрывающая под издревле при-нятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической одно-родностью по сравнению с западноевропейской.

В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Ев-ропе, слились развитые культурные традиции весьма разных древ-них народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство систе-мы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жиз-ни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной поч-те и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвы-чайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, глав-ного для всей империи источника новых идей, критериев и прин-ципов, законодателя мод и вкусов.

Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ ви-зантийской культуры как целостной системы проявлений духов-ной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

До конца существования империи византийское общество со-храняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристи-анскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит рас-пространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по до-статку слоях населения. Резкое падение уровня образования и со-кращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования.

К ак и в других странах средневековья, Византия не знала еди-ной всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреж-дений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от анти-чности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6-9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, рито-рику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и биб-лейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» - главный учебник школяров. Школы были как платными — част-ными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, го-родскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Зна-ния же физических или химических свойств веществ, приобре-таемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С по-бедой христианства науку делили также на священную и свет-скую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По ста-рой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный боль-шинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образо-ванные люди говорили друг с другом и создавали свои сочине-ния. Между языком культуры и живой речью народа увеличивал-ся разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время.

Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями (грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» визан-тийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образован-ных людей. Высших ступеней знания они достигали порой само-стоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV—VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Алек-сандрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они при-шли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Алек-сандрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прослав-ленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпо-хой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города.

Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба по-нятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую бо-гословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские бого-словы были вынуждены опираться на логику и идеалистические учения античности. Как и западные схоласты, византийские мыс-лители уделяли особое внимание логике Аристотеля, однако они изучали и комментировали труды не только Аристотеля, а широ-кого круга философов древности. В создание христианского ве-роучения как системы основополагающий вклад внесли в IV в. «три великих каппадокийца», канонисты-эрудиты Василий Вели-кий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский, а также патриарх Константинополя в 398—404 гг. Иоанн Златоуст. Помимо чисто теологических концепций, они рассмот-рели немало важных и поныне проблем христианской антропо-логии, психологии, этики, возлагавшей главную ответственность за социальный мир на государственную власть и состоятельные круги общества.

Разработка богословских тонкостей сочеталась с примитивиза-цией позитивного античного знания о мироздании и окружаю-щем материальном мире: ничто не должно было противоречить Священному писанию. Гигантский культурный переворот, сопут-ствовавший торжеству христианства, захватил практически все сферы духовной жизни общества, основу которой составляла от-ныне религиозная идея. Примером замещения античной космо-гонии библейским мифом о сотворении и устройстве вселенной является «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (греч. «плававшего в Индию»). Сообщая правдивые данные о путях со-общений, о народах, которых они связывали (а в этих данных всегда нуждались дипломаты и купцы империи), о флоре и фауне Восточной Африки, Аравии и Индии, Косьма пишет о Земле как о плоском четырехугольнике, окруженном водой и накрытом твер-дым небесным сводом.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судо-строения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опы-та. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, рас-ширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное при-знание. Но подобные знания не считались научными, ибо отно-сились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Богословские труды были преобладающим жанром литературы во все века истории империи. Сопоставимой с ним, однако, по общественному значению была историография, продолжавшая как никакой иной жанр византийского литературного творчества бо-гатые традиции античного историописания. Историки империи почти до ее конца сознательно подражали своим великим пред-шественникам (особенно Геродоту, Плутарху, Ксенофонту и Фукидиду). Вершиной историографии ранневизантийской эпохи были труды Прокопия из Кесарии, Менандра Протиктора, Агафия Миринейского. Все они владели аттической речью и все писали свои труды в VI в., в канун крушения высокой культуры импе-рии. По сути дела их творчество не столько «открывает» средне-вековую византийскую историографию, сколько «закрывает» позднеантичную. Наиболее выдающимся среди них был Прокопий Кесарийский, близкий ко двору обладатель высоких постов и ти-тулов, очевидец важнейших событий. Он создал широкую исто-рическую панораму — «Историю войн Юстиниана с персами, ван-далами и готами». Позиция автора, стоявшего на грани двух эпох, отразилась и на его творчестве: прославляя деяния Юстиниана I в своей «Истории» и в трактате «О постройках» как христианней-шего и мудрого правителя, Прокопий в своей «Тайной истории» (для близких и друзей из сенаторской оппозиции) создал образ жестокого и безнравственного самодура, ответственного за все беды империи.

Собственно средневековый жанр исторического повествования — хронография — возник в конце III — начале IV в. и постепенно стал выдвигаться на первый план. Основоположником жанра был церковный писатель Евсевий Кесарийский. Характерными при-знаками созданной им хроники, как и большинства позднейших, были: начало изложения «от сотворения мира» (от Адама) с крат-ким обозрением истории древних (упоминаемых Библией) наро-дов, начиная с халдеев и кончая римлянами, и лишь затем — от-носительно подробный, погодный, рассказ о хронологически близ-ких автору событиях, из которых чисто субъективно отбирались и регистрировались важнейшие. «Мировая хроника» не имела ло-гической концовки: она обрывалась годом, до которого ее до-водил данный автор или его преемник. Предполагалось, что у каж-дой такой хроники в последующем может появиться продолжа-тель. Авторская индивидуальность, аналитичность были чужды хронисту: без какой бы то ни было критики самые разные источ-ники, включая легенды и исторические анекдоты, использовались с равной степенью доверия. Всякого рода чудеса, явления приро-ды, казусы частной жизни героев и крупные сражения, государ-ственные перевороты и народные бедствия излагались как фак-ты, равнозначные по их важности. Авторами хронографов были обычно представители духовенства, в частности — монахи. По своему происхождению, миропониманию и кругу общения они были близки к низшим и средним социальным слоям, их язык и стиль были понятны народу, и хроники стали со временем попу-лярны. Их переводили на свой язык ближние и дальние соседи, как, например, хронику Иоанна Малалы (VI в.).

Христианское мировоззрение постепенно овладевало и другими жанрами византийской культуры, которые можно определить как собственно художественные, но до конца VI в. и в этой сфере преобладали античные традиции. Они пронизывали и любовную лирику, и эпиграммы, и речи по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни, и эротические повествования, и всегда распространенную в империи эпистолографию как особый вид литературного творчества, выходившего далеко за рамки об-мена письменной информацией. Новым, религиозным жанром, сложившимся в то же время, была церковная поэзия, или гимно-графия. Огромную роль в становлении высокого искусства вос-точнохристианского церковного сладкогласия (хорового песнопе-ния) сыграл в первой половине VI в. Роман Сладкопевец — поэт, певец, музыкант. Его гимны (он создал их около 1000) отличали совершенная форма, высокий накал чувств, покоряющая мелоди-ка, близкая по ритму к народной песне.

Яркий колорит поздней античности характерен в IV—VI вв. и для важнейших областей византийского искусства (живописи, архитектуры, мелкой пластики). Новое, христианское идейное содержание облекалось на первых порах еще в старые формы. Наиболее наглядно это проявлялось в мозаичных, как правило - масштабных, изображениях. Мозаики Большого императорского дворца представляют с большим мастерством и реализмом сцены из сельской жизни, выполненные в многоцветной гамме мозаики храма-ротонды в Фессалонике — галерею ликов святых с ясно вы-раженными индивидуальными характеристиками, как и мозаики церкви Сан-Витале в Равенне со знаменитыми изображениями Юстиниана и Феодоры. Однако в других мозаиках того же храма и того же времени уже четко отражена христианская эстетика: изо-бражение воспроизводило не облик конкретного человека, а за-ключенную в нем религиозную идею. Такая же эволюция свойст-венна и другим жанрам византийской живописи: настенной рос-писи (фреске) и книжной миниатюре. Однако особенно полно и выразительно духовная символика воплощена в специально создан-ном в ранней Византии для этой цели жанре живописи — иконе. Она стала наиболее характерным и оригинальным видом восточ-нохристианского изобразительного искусства. Иконописцы владели и отточенной техникой мастеров древности, и искусством переда-чи глубокого психологизма, присущего позднеантичному портре-ту, но они переосмыслили его с позиций новой функциональной роли изображения и новых эстетических принципов, утверждав-ших примат духа над материей: икона запечатлевала не столько облик того или иного святого, сколько присущие ему добродетели.

Византийские архитекторы также в совершенстве усвоили опыт своих древних предшественников. В крупных городах сохрани-лись от античности и водопроводы, и термы, и стадионы, хотя в планировке постепенно восторжествовал средневековый принцип: на центральной площади располагались главный храм и здания администрации, а жилые кварталы разбегались от центра к пери-ферии, возведенные обычно без всякого плана, с использованием особенностей ландшафта. Сохранившиеся доныне шедевры стро-ительной техники, созданные в ранней Византии, свидетельству-ют о глубоких познаниях зодчих в математике и геометрии, в физических и химических свойствах материалов, в законах гар-монии и акустики. Самым выдающимся архитектурным памят-ником ранней эпохи является храм Божественной Премудрости (Св. Софии) в Константинополе. Он был построен в 532—537 гг. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Грандиозные разме-ры храма, залитого светом из сорока окон у основания гигантско-го купола, как небосвод венчавшего здание, мрамор многочис-ленных колонн, золото мозаик, краски фресок — все было при-звано символизировать могущество и единство богоизбранной христианской империи.

Культура ранней Византии находилась на перепутье: она изжи-вала старый, позднеантичный облик, утрачивая немало былых вы-соких ценностей. Она проникалась новыми духовными идеала-ми, используя старые и обретая новые формы. Но процесс был далек от завершения — синтез местных разноэтнических и разно-ликих традиций еще не привел к рождению единой, гомогенной системы.

Культура центрального периода истории империи. В «темные» века глубокий кризис с особой силой отразился именно на куль-турной жизни общества. Именно от VII—VIII вв. сохранилось не-измеримо меньше источников, чем от предыдущих. Круг даже эле-ментарно грамотных людей резко сузился, общий уровень куль-туры упал и в среде высшей знати. Однако образованность высоко ценилась в византийском обществе во все эпохи. Уже в середине VIII в. грамотность снова была достоянием широких слоев горо-жан, включая женщин.

Настоящим гимном науке, в том числе античной, явился со-зданный тогда христианским богословом, проживавшим в Багдаде, Иоанном Дамаскином труд «Источник знания», первый гранди-озный опыт его систематизации. Иконоборческие споры и борь-ба с ересями стимулировали жажду образования и побуждали им-ператорскую власть содействовать развитию школы. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середи-не этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа, названная по имени одного из самых больших залов императорского дворца. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в ор-ганизации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания, независимо от его источника, включая знания древних о природе и материи, счи-тал вредными даже принятые ранее церковью суеверия (включая космогонию Косьмы Индикоплова). Патриаршеством Фотия (858—867, 877—886), совпавшего с правлением Василия I Маке-донянина, основателя новой династии, датируют начало «Маке-донского возрождения» наук и искусств в империи.

Во второй половине IX в. были заложены предпосылки нового расцвета византийской культуры, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Контроль церкви над духовной жизнью общества сохранялся и в этот период, времена-ми он даже ужесточался (например, при Алексее I и Мануиле I Комнинах), однако в целом не был уже столь всеобъемлющим и жестким. Сохранялась и почти безраздельная преданность вос-точнохристианскому исповеданию, но она сочеталась теперь, даже в среде иерархов, с уважением к античному наследию и с глубо-ким его изучением. Под влиянием идеалов античности и культа власти василевса, нуждавшейся в прославлении не только цер-ковными, но и мирскими средствами, относительную независи-мость приобрели светские направления в литературе и искусстве. Среди византийских интеллектуалов уже имелись сторонники идеи о сферичности земли и теорий о геоцентрическом или гелиоцен-трическом строении вселенной. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище, условно называемое универси-тетом, с двумя факультетами (философским и юридическим), где преподавали авторитетнейшие эрудиты того времени, а в конце XI в. — и «Патриаршая Академия» для подготовки высших ие-рархов церкви. В X—XII вв. почти все императоры, независимо от уровня собственной образованности, считали своим долгом содействовать расширению сети школ и помогать им материаль-но. На более высокую ступень культура империи — по широте распространения ее высших форм, по сюжетному, жанровому и стилевому разнообразию — поднялась в XII в., в эпоху так назы-ваемого «Комниновского возрождения». Интенсивность духовной жизни Византии обусловила превращение ее культуры в течение X—XII вв. в единую, типологически однородную систему.

В первое столетие центрального периода главное внимание об-щества было вновь приковано к проблемам богословия. Встала необходимость во всеобъемлющей систематизации христианско-го вероучения. Эту задачу выполнил Иоанн Дамаскин в труде «Точ-ное изложение православной веры», всегда пользовавшемся авто-ритетом у богословов. Следуя принципу «не люблю ничего свое-го», автор привел в стройную систему учение церкви, устранив имевшиеся там противоречия и решительно встав на сторону иконопочитателей.

В философских исканиях X—XI вв. противоборствовали две тен-денции. Первая была связана с увлечением части византийских эрудитов идеями Платона, позволявшими усомниться в преиму-ществах слепой веры перед возможностями просвещенного разу-ма. Поэт Иоанн Мавропод, учитель Михаила Пселла, ученого, писателя, историка второй половины XI в., молил в стихах Бога допустить в рай язычника Платона, который просто не мог знать веры Христовой. Пселла современники-богословы порицали за элементы рационализма в его «Логике», недопустимые, на их взгляд, для «ипата (т.е. главы) философов», каким его назначил император при столичном университете. Ученик же Пселла Иоанн Итал, преемник учителя на посту ипата, за упорство в «платониз-ме» был лишен должности и осужден церковью. Вторая — гос-подствующая — среди мыслителей-богословов тенденция выража-лась в утверждении идеи совершенствования в добродетелях в духе христианской этики. Наиболее оригинальным среди мистиков был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению до-стигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI—XII вв. характерно периодическое появление богослов-ских полемических трактатов, направленных против «заблужде-ний» и неправоверия, как правило, «латинян», армян-монофизи-тов и иудеев. Сложился обычай, побуждавший каждого из вид-ных церковных деятелей создать хотя бы один трактат на эту тему.

Крупными успехами культура Византии в центральный период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). К середине VII в. относится изобретение «греческого огня». Современник Фотия, один из основополож-ников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволявший узнавать в столице о вторжении арабов на восточ-ных рубежах всего через несколько часов, а также механизмы-автоматы, заставлявшие во время приемов трон императора вдруг вздыматься ввысь, статуи львов — бить хвостами и рычать, металлических птиц — порхать и щебетать. Расцвели в это время и такие жанры «искусств» чисто практического назначения, как картография, составление «путеводителей» для путешественников по суше. При Константине VII Багрянородном (913—959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накоп-ленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, во-инскому искусству, дипломатии и т.п. Самому императору при-писывают (частичное или полное) авторство таких трудов, как «О фемах», «Об управлении империей», «О церемониях царско-го двора».

В течение трех с половиной столетий (вторая половина VII—X в.) византийская историография находилась в стадии постепенного возрождения. Видное место на рубеже VIII—IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. — Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах. Подлинный расцвет историографии Ви-зантии приходится на XI—XII вв., когда было создано более полу-тора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких среди них, талантливым повествованием, написан-ным в конце XI столетия, является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии. С блестящим мастерством и беспощадным цинизмом Пселл вскрывает всю под-ноготную личной жизни и государственной деятельности 12-ти венценосцев, воздавая каждому должное за достойные деяния и с лихвой — за все недостойные (восьмерых из них он знал лично, будучи их фаворитом). «Алексиада» Анны Комнины, дочери Алек-сея I, — также историческая биография, но лишь одной личности — ее отца, деятельность которого она посмертно прославляет, демонстрируя высокую образованность, верность аттицизму и литературное мастерство (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII—XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» со-здал свой труд видный сановник Никита Хониат. Его «История» — обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г. (осо-бенно подробное — о падении столицы в 1204 г.). Труд проник-нут гуманистическими мотивами, автору присуща четкая граж-данская позиция, он глубоко переживает события, свидетелем которых был сам. Размышляя над прошлым и лично пережитом, Никита честно ищет причины крушения великой империи.

Византийская литература центрального периода тоже пережила время медленного возрождения в конце VII—VIII в. и последо-вавшего затем расцвета при императорах Македонской и Комни-новской династий. Для конца VII—VIII в. характерно безраздель-ное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Наряду с рассказами о чудесах и мученичествах святых, в житиях отразились яркие картины повседневного быта, условия труда и жизни народа, а порой и исторические события. Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети от-носится творчество поэтессы Касии, бичевавшей невежд и само-дуров среди власть имущих. С середины IX в. в кругах знати ста-ли распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Отвечая широкому интересу к трудам древ-них, патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Сборник получил название «Мириовивлион» («Описание мно-жества книг»). Немало утраченных позднее трудов известны только по выпискам Фотия. Большой популярностью у византийцев и у их соседей пользовался созданный в IX—X вв. на основе народ-ных песен о борьбе с арабами эпос о Дигенисе Акрите, прослав-ляющий подвиги юного воина и его любовь к прекрасной девуш-ке. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием челове-ческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык. Расцве-тает в XII в. и басенный жанр с остро выраженной и социально ориентированной критикой властей и существующих порядков. Важная особенность созданной на базе эпоса литературы состоя-ла в доступности ее языка широким кругам населения империи.

Восхождением к высокой степени совершенства отмечено и изо-бразительное искусство IX—XII вв. Образцов икон VII — первой половины IX в. сохранилось немного: они были уничтожены ико-ноборцами. Мастерство иконописцев X—XII вв. по-прежнему под-чинялось требованиям религиозной эстетики: именно в этой сфере искусства контроль церкви был особенно строгим. Канон, трафа-рет, образец, глубокий спиритуализм и стилизация стали нормой, включая набор сюжетов, галереи образов, расположение фигур, сочетание цветов и светотеней. Все это соединялось, однако, с предельной выразительностью воплощаемой в иконе религиоз-ной идеи. На те же принципы были ориентированы и книжная миниатюра, и фресковая роспись, широко представленная в цер-квах, которые в это время обрели новую форму: на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутрен-ним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась тех-ника, возросло внимание к индивидуальности характеристик. Одной из особенностей творчества византийских живописцев яв-лялась повышенная эмоциональность при восприятии ими обра-за и при воплощении замысла: иконописец выступал в роли не-коего ходатая за слабого человека перед Богом, умоляя его о смяг-чении кары за людские грехи.

В конце XI—XII в., несмотря на углубляющиеся расхождения между константинопольской и римской церквами и все более час-тые столкновения с военными силами Запада, его культурный обмен с империей стал более интенсивным. Стало более актив-ным санкционированное и несанкционированное властями и цер-ковью заимствование неидеологизированных форм западной куль-туры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в му-зыке, одежде, повседневном жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи. Наряду со свойственными ей высокими ценностями общечеловеческого значения, ей по-прежнему были присущи такие черты, как не-приятие нового, традиционализм, внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, надменность и дидактика, по-рождаемые сознанием своего превосходства над культурой наро-дов всего остального мира.

Поздневизантийская культура. После развала империи в 1204 г. развитие культуры в каждом из ее «осколков» совершалось, по крайней мере до 1261 г., изолированно, без живых постоянных связей. Несмотря на это важное обстоятельство, она осталась, как и была до этого, византийской в своей основе, вековые ценности и традиции остались во всем главном непоколебленными. Непо-средственная преемственность с культурой Константинополя была особенно характерна для культурного развития Никейской импе-рии. В никейский период и было в основном подготовлено то «Палеологовское возрождение», которое началось через 20 лет после отвоевания столицы (1261 г.). Именно в никейский период в духовном облике византийца появилась новая черта — осозна-ние принадлежности к греческому этносу, имевшему, помимо «об-щеромейских», свои особые свойства и свое особое место среди других народов.

На территориях, захваченных крестоносцами, темпы развития местной культуры замедлились (ее элита эмигрировала, а у остав-шихся не доставало средств на поддержание прежнего уровня образованности и искусства). Тем не менее и под иноземным владычеством общий культурный облик и внутренний мир насе-ления остались также византийскими, восточнохристианскими. Проявления синтеза местной и западной культур здесь были бо-лее отчетливыми, но и тут он происходил на почве преимущест-венно византийской культуры, даже в кругах высшей знати завое-вателей: «латиняне» огречивались. Латинская Романия сыграла роль посредника в передаче на Запад сочинений античных и ви-зантийских авторов. В свою очередь, под влиянием латинского Запада в Византии возник рыцарский роман, проникали в поэ-зию мотивы куртуазной лирики.

Культурный подъем XIV—XV вв. происходил на фоне быстрого заката империи как могущественного государства, изнемогшего от внутренних бед и ударов внешних врагов. В VII в. сходная си-туация привела к временному культурному упадку, теперь же, напротив, — к активизации культурной жизни. Причина этого отличия состояла прежде всего в более высоком уровне, в боль-шей устойчивости культуры Византии к началу XIII в. На этот раз драматизм общей ситуации вызвал более широкий резонанс в обществе. Вопреки неистребимым представлениям византийцев о «богоизбранности» империи, претендовавшей на первенство в цивилизованном мире, она недавно, на свежей памяти, была раз-громлена и унижена крестоносцами и ныне снова, после непро-должительного укрепления, теряла силы, а в последнее столетие опустилась вообще до положения вассала иноверцев-турок. Все это накаляло эмоциональную сферу, побуждало культурные кру-ги лихорадочно искать выход, жить в постоянном интеллектуаль-ном напряжении. Активные связи с представителями западной культуры, в особенности с итальянскими гуманистами, давали новую пищу для размышлений. В VII в. империя была одинокой перед полчищами варваров, теперь она составляла часть христи-анского мира. Вопреки небеспочвенным опасениям перед Запа-дом, в сознании многих видных византийцев теплилась надежда, представлялась реальной альтернатива: либо купить помощь за-падных держав ценой конфессиональных уступок папству, либо найти компромисс с османами, не поступаясь верой.

Культура эпохи Палеологов свидетельствует о развитии в ее лоне качественно новых процессов и об убыстрении темпов прогресса в самых разных сферах духовной жизни общества. Новое состоя-ло: в большей свободе суждений по вопросам веры и в критике ортодоксального христианства, в большей терпимости к иновер-цам, в более рационалистическом понимании явлений природы, в нарастании внимания к внутреннему миру человека, в уваже-нии к его личности, в признании добродетелью не только благо-честия и смирения, но и порядочности — как нормы поведения и служения отечеству, как нравственного долга. Такова в целом была позиция той части византийских интеллектуалов, которые были носителями гуманистических тенденций. К ним принадлежали выдающиеся ученые Феодор Метохит, Мануил Хрисолор, Геор-гий Гемист Плифон, Виссарион Никейский. Тесно связанные с деятелями итальянского Ренессанса, они однако не стали в под-линном смысле идеологами гуманизма. Почва для этого социо-культурного течения оказалась еще не подготовленной процесса-ми исторического развития империи. Наиболее радикальные идеи высказывал Плифон, а именно: отказ от частной собственности на землю, государственное руководство производственной деятель-ностью, возврат к реформированному античному язычеству как религии подлинных греков, ликвидация монастырей. Позиция «гуманистов», в особенности их тезис, что церковные уступки папству — вполне приемлемая плата за спасение империи, вызва-ли острую критику, получившую общественно-политическое зна-чение. Их непримиримыми оппонентами оказались гораздо бо-лее многочисленные круги и среди образованной светской знати и особенно среди духовенства.

Это были исихасты — последователи популярного в империи в течение последнего столетия ее существования мистического уче-ния. Основы этого учения были заложены много веков назад в монашеской среде, в особенности Симеоном Новым Богословом. Оно долго оставалось теоретической базой истового подвижниче-ства для немногочисленных кругов аскетического монашества. В середине XIV в., в условиях нестабильности и острой тревоги за судьбы империи и веры, оно было обстоятельно развито Григорием Паламой, архиепископом Фессалоники (ок. 1297—1359). Палама учил, что спасение возможно через прижизненное слияние с Бо-гом путем индивидуального религиозного подвижничества и экс-таза, путем углубленной мысленной молитвы в состоянии абсо-лютного физического покоя («исихии») и полного отрешения от материальных помыслов. Против теории Паламы выступили про-исходивший из Калабрии монах Варлаам, отстаивавший примат разума над верой, писатели и теологи Никифор Григора и Гри-горий Акиндин. В споры вокруг исихазма были вовлечены при-дворные круги и сам император. В 1351 г. церковный собор в столице, при активном вмешательстве императора-узурпатора Иоанна VI Кантакузина (1347-1354), не только подверг осужде-нию оппонентов Паламы, но и признал его учение канонически безупречным. Исихазм быстро стал господствующей идеологичес-кой доктриной в империи и скоро широко распространился в других православных странах, пережив на несколько веков своего теоретика.

Общественную роль исихазма нельзя оценить однозначно. Вряд ли исихазм в политической обстановке последнего столетия им-перии оказался своевременной, вызванной жизнью доктриной, способной дать идеологический импульс для мобилизации сил общества в период смертельной опасности. Исихасты, укрепляя верующих в беззаветной преданности православию, проповедова-ли как путь к спасению сознательное отстранение от насущных проблем жизни, в то время когда были необходимы энергичные и решительные действия и трезвая оценка реального положения дел. (Известно, что множество византийцев возлагали все надежды на Бога, до последнего часа борьбы ожидая сверхъестественного чуда). Иначе оценивается культурно-идеологическая роль исихазма. Он утверждал высоко гуманный нравственный кодекс, разработал систему духовного самосовершенствования верующих, создал стройную эстетическую концепцию, сконцентрированную на от-ражении духовного мира человека, оказал влияние на развитие изобразительных искусств, укрепляя их традиционную верность «классицизму». Исихазм не обрел безраздельного господства в жи-вописи: ему противостояло новое течение, тяготевшее к реали-зму. Для этого течения характерны динамизм, экспрессия, эмо-циональность рисунка, как и новые приемы письма — свежая игра светотени, красочная палитра, многомерность пространства и ком-позиций. Ярким образцом поднимающегося к новым высотам византийского изобразительного искусства являются мозаики мо-настыря Хора близ Константинополя (ныне мечеть Кахрие-Джами), который дает представление и о мастерстве зодчих поздней Византии.

Трактуя идеи «гуманистов» как еретичество, а склонность к унии как предательство православия, исихасты при поддержке высшей власти одержали победу, лишив «гуманистов» всякого влияния на общественную жизнь и подтолкнув многих из них к эмиграции на Запад (в основном — в Италию), к чему, впрочем, часть их была и без того готова.

Богатая историография ХШ-ХУ вв. развивала традиции жанра историописания комниновского времени. Среди историков позд-ней эпохи выделяется Иоанн Кантакузин, писавший свой труд после отречения от престола как изворотливую, умную апологию деяний своей персоны, повинной в гражданской войне (он был узурпатором) и в появлении первых орд османов на земле им-перии (они были его союзниками в борьбе с законными импера-торами). Историк XV в. Дука описал трагические дни осады, штурма и падения Константинополя в мае 1453 г. Своеобразен историко-этнографический труд Лаоника Халкокондила. Его сочинение представляет собой серию новелл; в поле зрения ав-тора не только турки, но почти все страны и народы Европы. По характеру изложения материала труд Халкокондила, хотя и отли-чается архаизацией стиля, приближается порой к художествен-ной прозе, которая в эту эпоху отличалась большим разнообра-зием жанров.

Османское завоевание поразило византийскую культуру на не-бывалом взлете. Но закат империи не означал исчезновения ее культуры. Во-первых, она осталась фундаментом дальнейшего развития культуры греков, питая сознание их собственной иден-тичности и этнокультурного своеобразия. Во-вторых, ее тради-ции сохранялись во всех православных странах (Руси, Болгарии, Сербии, Грузии), при всех превратностях их судеб. В-третьих, наследие этой культуры продолжало развиваться в единственной православной стране, остававшейся вне власти мусульман, — в Московской Руси. В-четвертых, наконец, духовные ценности куль-туры Византии составили неотъемлемую часть мировой культуры, обогатив как культуру Ренессанса, так и культуру Европы в це-лом в последующие периоды ее истории.

Византия считала себя законной наследницей Рима. Ее жители называли себя ромеями, хотя как государство она имела неоднородную территориальную и этническую структуру с преобладанием греческого населения. Целостность Византии как культуры определяло православие. В самом названии этого направления в христианстве отразилась убежденность его приверженцев в правильности, изначальной истинности православного вероучения, провозгласившего верность древности. На первых вселенских соборах был принят «Символ веры» («собирание вместе» Священного Писания - Библии и Священного Предания - постановления Вселенских соборов и отцов Церкви), оставляемый в христианстве без изменений. Если дана истина, то в ней ничего нельзя менять, иначе она станет ложью. Отсюда ориентировка византийской культуры на прошлое, на старину, и соответственно, замедление темпов развития. Византийский мир стал результатом овосточивания античной традиции на базе ортодоксального христианства. Синтез, искусное соединение несоединимых, с точки зрения рациональности противоречащих друг другу начал (восточного - мифического и западного - логического), распространенное на все сферы жизни, стало характерной чертой византийской культуры, и до сих пор понимается под туманным термином «византийство».

Переживая мощные подъемы и жесточайшие кризисы, Византия просуществовала почти одиннадцать веков, в течение которых религиозное единство и мощное централизованное государство сохраняли ее целостность. Государственным строем Византии была военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору, наделяемому священными качествами и опирающемуся на разветвленный бюрократический аппарат. Важная роль армии определялась тем, что власть не была наследственной. Императора провозглашали армия, Сенат и народ, хотя часто это было номинально - сильный император обеспечивал власть своему преемнику. Государство в соответствии с чисто восточной традицией вмешивалось и контролировало практически все сферы жизни. Взаимоотношения власти и общества стали строиться на принципах подданства, а не гражданства. Значимость человека определялась той ролью, которую он играл в иерархической системе. Единоличная, ничем не ограниченная власть освящалась церковью. Это противоречило античному представлению о свободе и частной собственности. Выход был найден в том, что свобода стала пониматься как добровольное посвящение себя духовным идеалам, а право собственности освящалось или нет императором, поскольку его власть имела божественное происхождение. Высшие права собственности стали принадлежать государству, но благодаря античному наследию развитие права, в том числе и имущественного, было необычайно высоким. В годы правления императора Юстиниана (527-565 гг.), когда Византия достигла вершин своего расцвета, был создан свод гражданского права, позволивший даже некоторым исследователям характеризовать ее как правовое государство (что сомнительно), но главное, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие права.

В начальный период существования Византии империя и церковь вступили в долгий спор за свое главенство, вылившийся в православную идею симфонии властей. Огромная роль церкви, ее воздействие на все средневековое общество определялось христианским постулатом о том, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может спастись без помощи церкви. Считалось, что наряду с единым богом и единой церковью должна существовать и единая империя, обретающая сакральные функции спасения всего человечества. Особая роль государственного начала в византийской культуре привела к тому, что император в соответствии с симфонией властей не мог вносить изменения в Символ Веры и совершать культовые действия, но, обладая правом назначать и смещать патриархов, стал подлинным главой церкви. Византийские императоры соединяли в своем лице роль законных наследников языческих римских цезарей и боголюбивых покровителей церкви.

Общественная система в Византии под влиянием восточных культур возвратила себе корпоративный характер, но на другой экономической основе. Рабовладельческие отношения постепенно сменились раннефеодальными, сформировался государственный феодализм. Крестьянская община, уплачивающая государству налоги, стала корпоративной структурой. К XI в. крестьяне рассматривались властью уже как государственные. К этому же времени ослабла роль крупных земельных латифундий, основанных на рабском труде. Ремесленники и торговцы также организуются в корпорации, находящиеся в полной зависимости от государственной власти. Церковь становится богатой организацией, строящейся по тому же корпоративному принципу.

Духовная жизнь в Византии была чрезвычайно богата, хотя и находилась под контролем церкви и государства. Важную роль играли идеалы монашества, мистицизм, распространены были традиции аскетизма - «жизни на началах духа». Идеи исихазма - особенно сурового аскетизма - обосновывали необходимость внутреннего самоуглубления, которое только и открывает путь к истине и создает состояние покоя. Но традиции грамотности, образования и развития наук, утвердившиеся в Античности, не были утрачены. Достижения византийской культуры в области математики, литературы, книжном деле, живописи, архитектуре оказали мощнейшее влияние на дальнейшее развитие славянского мира и Западной Европы. Византия сохранила достижения древности, создала величайшую православную культуру и погибла под натиском турок-мусульман в 1453 г.

Конспект по культурологии

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Особенности византийской культуры состоят в следующем:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

Культура Византии.

Бесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия - это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Архитектура. Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор (Храм Божественной Премудрости) в Константинополе. Во времена Константина Великого храмы начали строить в форме базилики (здание прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн). Неф - продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркой на главный, более широкий и высокий неф и боковые нефы. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом- апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма - алтарь.

Храм был построен в 532-537 годах Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Интерьер Собора представляет собой грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром кольца 31,5 метра, длина храма 77 метров. В 415 году храм сгорел, но VI в. при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея. В IX –X вв. восторжествовал другой тип храма - крестово-купольный.

Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.
Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).

Живопись. Стены храмов и дворцов украшали мозаики (изображения из разноцветных камешков или кусочков непрозрачного стекла – смальты). Фрески- живопись водяными красками по сырой штукатурке. В храмах и жилищах помещали иконы (объект почитания, каноническое и символическое изображение Бога, девы Марии, святых, выполненное на гладкой деревянной доске).

В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное искусство . Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация ладотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Икосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система икосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально- поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

Мода: прямолинейность и непроницаемость . После того, как римский император Константин Великий в 313 году принял христианство, а в 330-м - перенес свою резиденцию в Византию, здесь возник новый центр Восточноримского государства. Но в огромной истории Византии - несколько периодов: ранневизантийский, средневизантийский и поздневизантийский, в конце которого, в 1453 году, Константинополь был окончательно захвачен турками.

Во все периоды культурная жизнь византийского государства находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких рамках навсегда очерченного церемониала. Традиции связывали ее с одеждой эпохи Римской империи, но ко всему этому было добавлено многообразное влияние Востока.

Как мужчины, так и женщины хранили верность антично-римской одежде. Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Этот плащ был похож на римский сагум или, как его еще называли, ланцерну (верхнее, преимущественно дорожное, платье с капюшоном), однако был несколько длиннее. Для знатных людей такой плащ изготавливался из дорогих материалов с богатой отделкой и четырехугольной вставкой на груди, что являлось знаком высокого положения. Придворные же носили застегивающуюся на груди узкую накидку, которая закрывала даже руки и была без единой складки.

Мотив окутывания в одежде проявляется со временем все сильнее. Постепенно даже туника до пят и с рукавами становится совершенно гладкой, без складок, и напоминает мешок. Помимо туники, носили и другой плащ, который, по преданию, носил только Иисус Христос и апостолы. Он имел ту идеальную форму, которая сохранена в христианских образах современного искусства.

Такие античные формы одежды дополнялись восточными мотивами, которыми являлись богатая отделка, разнообразные краски и блестящие материалы. Восточные шелковые ткани расшивались в Византии узорами и орнаментом, по большей части с христианской символикой. Всю поверхность одежды покрывала богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, что усиливало впечатление прямолинейности и жесткости.

Вот как выглядел наряд знатной византийской женщины. Нижней одеждой ей служила туника (или стола), которая доходила до ступней, плотно прилегала к шее, с длинными рукавами, сужающимися к запястью. Поверх туники надевалась вторая, но с короткими открытыми рукавами. Обе эти туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям, поэтому они почти полностью утратили свой античный характер. Однако к античности плащ приближало то, что он накладывался сзади на оба плеча, а концы – спереди забрасывались назад накрест. Из верхней одежды можно было также встретить и пенулу с вырезом для головы (такие носили женщины из свиты Феодоры).

В зависимости от сословия, модой предусматривались разные варианты верхней одежды. Однако общее настроение византийской моды – это полная непроницаемость одежды. Руки, плечи, шея – все закрыто наглухо. Одежда старалась скрыть все и полностью пренебрегала телом. До Византии законодателями и создателями истории моды были германцы времен Римской империи.

Связь культуры Византии с культурой Древней Руси.

Принятие христианства.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

В 988 г. при Владимире Святославиче., в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол Андрей Первозванный - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Культура.

Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее «отзвуки» наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда «коренной» архаизм провинции «встречается» с воображаемым средневековьем романтизма.

Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце X века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром, имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства - иконы и миниатюры манускриптов.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово «икона» употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Вскоре после завершения главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце X века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии. Основанная в Киеве митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху. Русские княжества были приобщены к византийской культуре в момент, когда точка высшего расцвета восточной империи была уже преодолена, но и закат ее был еще очень далек. Византия оставалась единственной прямой наследницей эллинистического мира, применившей художественные достижения античности к духовному опыту христианства; ее культура, отличалась рафинированностью и утонченностью, искусство - глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов; главным достижением византийской теологии были писания святых отцов церкви. Столь высокий уровень учителей-греков ставил сложные задачи перед Киевской Русью. Однако искусство русских княжеств X века отличалось от Византийских прототипов того же времени. Особенности первых произведений, созданных греками, - масштаб и репрезентативность, демонстрируют амбиции молодого государства и княжеской власти. Кроме того, влияние Византии не могло быстро распространиться на столь обширную территорию; христианизация русских земель затянулась на несколько столетий. В Суздальских и Ростовских землях до XII века происходили восстания, руководимые «волхвами» - языческими жрецами.

Существуют различные представления о соотношении христианства и языческих верований в Древней Руси: среди них концепция «двоеверия» - сосуществования и взаимопроникновения двух религий - «народной» и «официальной». Народная культура, особенно в отдаленных от Киева землях, несомненно, долгое время определялась языческими верованиями, а впоследствии (также как и в культуре Западной Европы) - упрощенным истолкованием христианства и суевериями. Однако наши представления о народной культуре после христианизации во многом базируются на косвенных данных и предположениях. В то же время культура духовной и светской элиты известна по памятникам, которые не дают оснований для уверенных выводов о проникновении язычества в религиозные представления Древней Руси. Вернее говорить о параллельном развитии народной и «элитарной» культуры, не забывая о роли древних традиций восточнославянских (и угро-финских) племен, но и не преувеличивая их значение в формировании специфики культуры Древней Руси.

С принятием христианства русские княжества были приобщены к книжной культуре. Нельзя забывать, что развитие русской письменности, ставшее основой для возникновения литературы, также было связано с христианством - хотя письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение и, что более важно - основу в лице развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для раннего периода характерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых (среди них житие первых русских святых Бориса и Глеба), описания военных походов (знаменитое Слово о полку Игореве); тогда же берет начало русское летописание (Повесть временных лет).

Став частью христианского мира, русские княжества приобрели широкие возможности для развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами. Уже в конце XI века становится заметным влияние романской архитектуры. Украшенные скульптурой белокаменные храмы Владимирского княжества появились благодаря приглашению Андреем Боголюбским мастеров «со всех земель». По сообщению русского историка Татищева (жившего в XVIII веке) зодчие были присланы во Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы не идентичны романским постройкам католической Европы - они представляют собой своеобразный синтез византийской типологии крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства и украшения. Такое смешение греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на русской почве, а одним из его результатов стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры - церковь.

Церковь Покрова на Нерли - сейчас известная всем как символ культурной самобытности Древней Руси. На стадии раннего средневековья русские княжества по типу культуры и направлению исторического развития были близки другим европейским государствам. В дальнейшем пути России и Европы расходятся. Один из первых поводов для этого - схизма, или разделение церквей на западную и восточную, произошедшее в 1054 году. Почти еще неощутимый в XI веке, этот разрыв дал себя знать уже через два столетия в противостоянии новгородцев тевтонскому ордену. На середину XII века приходится начало распада Киевской Руси (далеко не все историки считают возможным называть ее государством в полном смысле этого слова) на отдельные княжества. В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (перевозя с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). Почти в каждом княжестве начинают формироваться свои архитектурные и живописные школы. Поворотным событием для истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в состав монгольского государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских, принципы государственного устройства - в частности, привило принцип всеобщего подчинения и единоначалия (принципиально отличный от системы вассалитета, развившейся в Западной Европе). Разорение русских земель в начале XIII века, памятником которому стал «Плач и пленении и конечном разорении русской земли», стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров - икона, называемая «Ярославская Оранта»). С этого времени можно начинать отсчет «собственного пути» русской культуры. Только к концу XIII века русские земли смогли оправиться от разорения. Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды. Эти торговые города-«республики» с вечевым управлением создали своеобразный вариант культуры, который сформировался не без некоторого участия их западных соседей - балтийских стран. В северо-восточных землях в начале следующего XIV столетия главенствующая роль начинает переходить от Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие пришлось отстаивать свое первенство у Твери. Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве, перенеся сюда, таким образом, резиденцию главы церковной власти русских земель (интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во Владимир состоялся совсем незадолго до этого - в 1299 году). В конце XIV века в Москву была перевезена главная святыня «старой» столицы - икона Владимирской Богоматери. Владимир стал образцом для московского княжества.

Живопись конца XIV - начала XV века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой) культуры - творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой мы знакомы по фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде) отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к поздневизантийской живописи балканских стран XV века. На конец XIV века приходится важнейшее событие русской истории - в 1380 г. в битве на Куликовом поле, объединенное князем Дмитрием Ивановичем под «рукой Москвы» воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людей защитником и покровителем Московского государства, имеет огромное значение для культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200 монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основой для т. н. «монастырской колонизации» малоосвоенных северных земель. Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени - Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев написал знаменитую икону Троицы - величайший шедевр русского средневековья. Середина XV века отмечена тяжелой междоусобной войной за московский великокняжеский престол. Только к концу этого столетия Ивану III удалось объединить русские земли вокруг Москвы (что стоило разорения Новгороду и Пскову) и окончательно покончить с подчинением Орде - бескровное стояние войск на реке Угре (1480), получившей потом поэтическое имя «пояса Богородицы», отметило появление самостоятельного государства во главе с московским князем.

Культура Византии (2)Реферат >> Культура и искусство

Введение 3 Развитие художественной культуры в Византии 4 Особенности византийской эстетики 7 Искусство Византии 9 Список используемой... уникально, многое поучительно. Развитие художественной культуры в Византии Византийское искусство генетически восходило к...