государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Подстепки
муниципального района Ставропольский Самарской области
Смешное в рассказах М.Зощенко «Галоша», «Встреча» 6-й класс
Цели урока:
Образовательные : знакомство учеников с произведениями М.Зощенко;
знакомство со средствами создания комического
Развивающие: развивать умение работать самостоятельно с книгой
Воспитательные: овладевать культурой общения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Слайдовая презентация «Биография М.М.Зощенко»; распечатанные рассказы «Встреча», «Галоша», видеоролик «Кошка. А.Филиппенко; презентация «Словарь урока»
ХОД УРОКА
- Организационная часть.
- Сообщение темы и постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с творческой биографией писателя, проанализируем его рассказы «Встреча» и «Галоша», выясним при помощи каких средств М.Зощенко создает смешное в своих произведениях.
Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока:
«Постарайтесь рассмеяться,
(Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.»
Скажите, что он означает, какой у него смысл? (Не бояться смеяться над смешным, знать причину смеха)
IV. Знакомство творческой биографией писателя. (использование Презентации)
1 ученик Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году (по другим источникам – 1894 году) в семье небогатого художника – передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. В семье было 8 детей, Миша был третьим.
Редкая фамилия Зощенко произошла от прадеда. Он был архитектором и строил дома. В старину архитекторов называли зодчими. Отсюда эта фамилия и пошла: Зодченко, а чтобы было легче произносить, превратилась в Зощенко.
Миша с детства знал, что станет писателем. К тому же один гастролирующий гипнотизер, большой умелец гадать на картах, так и предсказал: «Ты станешь большим писателем. Правда, кончишь плохо.»
2 ученик На экзамене на аттестат зрелости Зощенко получил единицу по сочинению. Тогда он в припадке отчаяния проглотил кристалл яда. К счастью его откачали, но о писательстве он больше не мечтал
В 1914 году началась Первая мировая война. В девятнадцать лет он был уже поручиком. В двадцать лет имел пять орденов и был представлен в капитаны. Участвовал во многих боях. Был ранен. Отравлен газами.
1 ученик После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телеграфистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска. Секретарем суда.
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмор был оценен читателями. Книги стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке.
2 ученик Зощенко стал писать об очень серьезных вещах и человеческих недостатках смешно и весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, с трудом, постепенно они расставались с недостойными привычками.
Слава ходила за Зощенко по пятам. Почтальон приносил ему пачки писем. Ему звонили по телефону и не давали проходу на улицах. Выезжая из Ленинграда. Он вынужден был скрываться под чужой фамилией.
V. Знакомство с выставкой книг М. Зощенко VI. Просмотр презентации (со слайда «Обложки книг М.Зощенко) VII. Работа с понятиями ЮМОР и САТИРА - Прежде, чем перейдем к работе с произведениями, давайте вспомним, что такое ЮМОР и САТИРА. ЮМОР – изображение чего – то или кого –то в смешном, комическом виде. (добрый смех) САТИРА – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. (злой смех)
VIII. Работа с текстом рассказа «Встреча» 1. Чтение рассказа «Встреча» хорошо подготовленным учащимся. Напомнить о правильной осанке и положении книги!
2. Инсценирование фрагмента из рассказа «Галоша».
Физминутка: Произношение звуков [а], [о], [и], [о-и];
«Ловим комара».
- Мы прослушали два рассказа М.Зощенко, но в каком же из них присутствует юмор, а в каком – сатира?
Что высмеивает писатель в рассказе «Галоша»? (Ввести понятия ВОЛОКИТА и БЮРОКРАТИЗМ)
Давайте выясним, при помощи каких средств писателю удается создать смешное? Начнем с того, что вызвало смех?
1) СМЕШНАЯ СИТУАЦИЯ , в которую попадают герои Зощенко;
2) М.Зощенко создает новый «ЗОЩЕНКОВСКИЙ ЯЗЫК», уродливый, смешной, те, кто на нем говорит – люди очень невысокой культуры и морали. Поищем такие примеры в речи героев рассказа «Встреча»;
3)Для создания смешного автор использует КОМИЧЕСКИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ . Я помогу вам их выделить: «Люблю людей, но их боюсь» («Встреча») , а в рассказе «Галоша» на этом несоответствии построен весь сюжет: сколько сил и времени тратит герой на поиски старой галоши, сколько документов надо собрать, чтобы получить ее обратно, потеря другой калоши во время поисков, а также – оставить галошу, как память!
IX. Подведение итогов:
Так при помощи каких средств М.Зощенко удается создать смешное в своих рассказах?
X. Просмотр видео «Театр одного актера. А. Филиппенко. Кошка.»
XI. Игра «Угадай-ка»
М.Зощенко иногда устраивал со своими читателями такую игру: он приводил несколько характерных примеров, выхваченных из речи малокультурных людей. А также из школьных тетрадей. И предлагал угадать, какие фразы он взял из жизни. Какие из его рассказов. Вот и вы попробуйте сейчас угадать. Какие фразы я взяла из рассказов Зощенко. А какие из ваших сочинений.
1) Он продолжал хлестать меня по роже. Тогда я подумал: к чему мне такие варианты? (Зощенко)
2) Услыхав свое имя, помесь таксы с дворянкой вышла из-под верстака, где она спала. (сочинение)
3) В сказке Иван царевич играл роль сына царя, у которого была невеста лягушка. (сочинение)
4) Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивлялся нашему появлению. (Зощенко)
5) Наступило лето. Пора было сажать урожай. (сочинение)
6) Отличная атмосфера, нюхать ее можно, у меня дома атмосфера хуже воняет. (Зощенко)
7) Люблю лес за дикую тишину, где только поют птицы и щебечут кузнечики. (сочинение)
1 из 11
Презентация на тему: Жизнь и творчество М.М. Зощенко
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
«Рисуется замечательная жизнь. Милые, понимающие люди. Уважение к личности. И мягкость нравов. И любовь к ближним, и отсутствие брани и грубости».М. ЗОЩЕНКО«Маленький читатель - это тонкий и умный читатель, с большим чувством юмора».М. ЗОЩЕНКО«Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого».М. ГОРЬКИЙ
№ слайда 3
Описание слайда:
«Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает.Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням - я юморист. О себе я знаю очень мало.Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом этак. По-видимому, один из документов - «липа». Который из них липа, угадать трудно, ибо оба сделаны плохо.С годами тоже путаница. В одном документе указано - 1895, в другом -1896. Определенно липа. Профессий у меня было очень много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе».
№ слайда 4
Описание слайда:
«Осенью 1914 года началась мировая война... Я, бросив университет, ушел в армию.... В девятнадцать лет я был уже поручиком. В двадцать лет - имел пять орденов и был представлен в капитаны. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце». После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда.
№ слайда 5
Описание слайда:
«В 1919 году в литературной студии, которой руководил К.И. Чуковский, появился человек небольшого роста с красивым, темным, как на матовой фотографии, лицом, по фамилии Зощенко...», вспоминал Михаил Слонимский, друг М. Зощенко.В студии при издательстве«Всемирная литература», занимавшей небольшое помещение в известном Мурузи на Литейном проспекте, а позднее в Доме искусств на углу Невского и Мойки, сформировалась литературная группа «Серапионовы братья». В неё входили И. Груздев, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М.Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин
№ слайда 6
Описание слайда:
«К середине 20-х годов XX века Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмористика пришлась по душе широчайшим читательским массам. Книги его стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке. Не было, кажется, такой эстрады, с которой не читались бы перед смеющейся публикой его «Баня», «Аристократка», «История болезни» и пр. Не было, кажется, такого издательства, которое не считало нужным выпустить хотя одну его книгу...».(К. И. ЧУКОВСКИЙ)У писателя была своя, выстраданная тема, он не просто развлекал читателей. Зощенко не думал о том, как стать знаменитым. Он думал о людях. О том, как быстрее и лучше помочь людям избавиться от вредных привычек. Он всей душой страдал, когда видел человеческую жадность, жестокость, равнодушие. И стал писать об очень серьезных вещах смешно, весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, постепенно расставаясь с теми недостойными привычками, которые, как и у героев Зощенко, находили у себя.
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
В самые трудные для себя годы Зощенко пишет рассказы для детей. Это не только «Рассказы о Ленине», написанные по воспоминаниям Анны Ильиничны Ульяновой, это и рассказы о детях на войне, и рассказы о животных, и смешная история о мальчике, чьи ноги попали в одну штанину, и «Показательный ребенок», и «Трусишка Вася». Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».Здесь особенно ярко раскрывается талант писателя говорить с детьми на моральные темы не назидательно, а с юмором. Тут нужен еще и особый дар: садясь за писательскую работу, не думать о читателе свысока, не считать себя умнее и лучше. С. Я. Маршак писал: «Детским писателем Зощенко стал недавно, но уже успел внести в литературу для детей нечто своеобразное и новое. Зощенко не только не прячет в своих рассказах мораль. Он со всей откровенностью говорит о ней в тексте рассказа и даже иной раз в заголовке. Но от этого рассказы не становятся дидактичными. Их спасает победительный, всегда неожиданный юмор и какая-то особенная присущая автору серьезность».
№ слайда 9
Описание слайда:
Рассказы М. Зощенко для детей иллюстрировали самые разные художники, и ни один из них не похож на другого. Больше шестидесяти лет назад Алексей Федорович Пахомов нарисовал иллюстрации к рассказам про Лелю и Миньку. Уже принялись за работу наборщики в типографии, но началась война. Рисунки вернулись к художнику, и даже замысел книги был забыт. Но прошло после войны двадцать лет, и в одном ленинградском журнале появился рассказ о том, как художник Пахомов делал эти рисунки. Оказывается, сам Зощенко отдал Пахомову для работы свой семейный альбом, и это сильно помогло
Описание слайда:
Конспект урока литературного чтения
по теме: М.Зощенко «Самое главное».
Смысл рассказа.
(4 класс, УМК «Перспектива»)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в
рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи.
Задачи урока:
1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.
познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;
регулятивные: учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;
коммуникативные: уметь интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологическая подготовка.
У нас сегодня присутствуют гости. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:
Я мобилизую все силы.
Я буду активно работать на уроке.
Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение.
Научись на свой поступок
посмотреть со стороны,
Будут сразу и удачи,
и неверности видны!
И тогда свои ошибки
ты не станешь повторять,
А разумным и культурным
человеком сможешь стать!
Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором?
3. Актуализация знаний, антиципация чтения.
1) -Как вы понимаете смыслэтого стихотворения? Объясните его строки.
Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Какие задачи мы должны будем решить на уроке?
Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!
2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете? (детская презентация )
Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».)
4. Работа по теме урока.
Я предлагаю вам не просто познакомиться с рассказом в учебнике, а воспользоваться просмотром диафильма. Читать вы будете цепочкой по 1 кадру.
Представьте, что мы с вами переместились в 70-е годы 20 века…Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки…
Чтение рассказа.
Какие чувства вы испытали при чтении?
Физкульминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
1) - Открываем учебник на стр. 122. Где возможно, свои ответы подтверждайте цитатами из текста.
В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа?
Каким был мальчик Андрюша?
Почему грустила мама Андрюши?
А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?
Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?
Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?
Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?
Как Андрюша плыл в лодке?
Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?
А понял ли Андрюша, что самое главное?
2) - На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко.(Приложение 1 )
Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях .
3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему?
4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. (Приложение 2)
5. Домашнее задание.
Подготовить творческий пересказ от лица Андрюши.
6. Рефлексия.
Заполните лист самооценки. (Приложение 3 )
Кому из своих товарищей вы бы поставили за урок «отлично»?
7. Подведение итогов урока.
Так всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?
А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным?
Актуален ли рассказ Зощенко в наше время?
Помогали ли вам знания в трудной ситуации?
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Лист самооценки
Ф.И. учени___ _________________________________________