Как стать находчивой и остроумной. Как быть остроумным

М ногие полагают, что остроумие, являясь врожденным качеством человека, не поддается развитию. Однако это не совсем так. Попробуем дать несколько рекомендаций людям, которые хотят заняться развитием этого бесценного качества и понять, как следует правильно шутить.

  1. Учитесь остроумию у людей, которые обладают выдающимися способностями в этой сфере. Обращайте внимание на то, как они формулируют свои мысли, какие логические ходы используют для создания репризы и т.д. Читайте произведения авторов, известных своим остроумием. Смотрите выступления различных комиков, подмечая разные стили и разновидности юмора.
  2. Больше общайтесь с остроумными людьми, пытаясь шутить вместе с ними. Наблюдайте за реакцией других людей, воспринимающих шутки, делая выводы о том, какие слова вашего знакомого вызвали больше всего смеха у других людей.
  3. Когда вы излагаете свои шутки, будьте уверены в себе. Это сильно влияет на их восприятие.
  4. Одной из главных особенностей мышления остроумного человека является умение мыслить нестандартно, находя в обычных вещах необычные особенности. Научитесь смотреть на окружающую действительность под нестандартным углом.
  5. Несмотря на то, что вашей задачей должно быть нестандартное мышление, вы, как ни странно, не должны бояться быть банальным. Лишь позволив себе излагать даже самые бездарные шутки, можно добиться того, что репризы будут получаться по-настоящему оригинальными, ведь они будут идти из глубины вашей души.
  6. Обращайте свое внимание на значения слов, пытаясь играть ими. Ведь материал многих комиков содержит множество подобных явлений.
  7. Формулируйте свои шутки таким образом, чтобы они были понятны окружающим. Подстраивайтесь под восприятие людей, чтобы добиваться самого лучшего результата.
  8. Нет смысла в том, чтобы шутить на неоднозначные темы. Лишь в компании близких людей, которых вы хорошо знаете, вы можете себе позволить шутить на тему религии, политики и т.п.
  9. Не пытайтесь поднять настроение своими шутками, если видите, что человек не настроен на юмор. Это вызовет лишь раздражение и желание не общаться с вами.

Желание показать свою оригинальность и изощренность мыслей не всегда приветствуется в обществе. Иногда таких людей называют умниками, не достойными уважения. Предлагаем разобраться, когда остроумие уместно и как стать остроумным человеком.

Что такое остроумие?

Многие словари говорят, что остроумие – это некая изощренность мыслей, изобретательность, умение находить удачные и очень яркие, красочные, либо смешные выражения, удачные решения и действия. Человек с такой чертой, помимо умения быть остроумным, должен иметь еще одно качество – уметь критически оценивать собственные остроты сразу же после создания. Если же человек не способен вовремя остановить свою не успешную остроту, то вряд ли попадает под категорию тех, кого принято называть остроумными.

Принципы остроумия

Принято различать такие приемы остроумия:

  1. Намек – непрямое указывание на то, о чем хотят сказать. Острым бывает намек, если человек задевает что-то из области неприличного или даже запретного. Когда человек мастерски владеет искусством намека, то общение с ним будет глубоким и изысканным.
  2. Ирония – нередко сравнивается с насмешками. В разной степени с ее помощью можно сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть.
  3. Обратное сравнение - очень смешно, если переносное значение слов употребляется в другом контексте.
  4. Сравнение по неявным признакам – предметы и явления иногда сравнивают, но по неявным признакам. Комичность состоит в том, что в разных вещах подмечаются общие черты.
  5. Абсурд – пошутить можно даже при помощи абсурдно высказанной мысли. Здесь короткая оговорка может в корни изменить весь смысл.
  6. Парадокс – один из замысловатых приемов остроумия. Он может появиться из самых банальных фраз про здоровье, деньги и взаимоотношения.

Остроумие - хорошо или плохо?

Если человек остроумный - это плохо или хорошо? Можно ли сказать, что остроумие - ? Ответ однозначный – быть остроумным похвально, а вот умничать – плохо. Остроумие должно применяться в тех случаях, когда в нем есть необходимость. Такое умение является не только хорошим качеством, но и показателем оригинальности, своеобразности мышления. Такой человек непременно умеет ориентироваться в разных ситуациях и при этом понимает окружающую действительность. Под остроумием часто понимают способность отлично соображать и, буквально, схватывать на лету самое главное.


Остроумие и чувство юмора

Для обычного человека чувство юмора и остроумие является одним и тем же понятием. Однако неслучайно их обозначают разными терминами. Под остроумием понимают изобретательность и нахождение ярких и очень смешных выражений, а чувством юмора называют способность не только видеть, а и понимать смешное. Как не парадоксально это звучит, но остроумный человек может не иметь чувства юмора, а обладающий чувством юмора может быть совершенно неостроумным. Остроумие часто связывают со способностью создавать остроумные шутки, а – со способностью понимать юмор.

Как развить остроумие?

Для всех, кто задается вопросом, как развить остроумие и в речи, предлагаем ценные советы:

  1. Читать как можно больше книг . Пусть это обязательно будет литература самых разных сатириков в разнообразных стилях. Благодаря таким книгам, пополнится словарный запас интересными аллегориями.
  2. Постоянно тренироваться . Сокращать шутки и отрабатывать молниеносные реакции.
  3. Записывать удачные фразы . Можно завести специальную тетрадь и в нее записывать все самые интересные шутки, острые замечания.
  4. Изучать юмор иностранных сатириков . Например, прекрасно проявляется остроумие у англичан.
  5. Позитивные эмоции . Взять себе за правило, что острословие является позитивным и таким, что может вызвать улыбки. Жестокие шутки подавляют и приносят негативные эмоции. Можно применять навык остроумия, как способ выбраться из непростой ситуации.

Упражнения для развития остроумия

Простые и очень интересные упражнения помогут узнать, как стать остроумным:

  1. Лингвистические пирамиды – поможет понять особенности собственного мышления, развить навыки обобщения. Суть упражнения состоит в том, что нужно взять определенный предмет и рассказать к какому классу относится, провести аналогии.
  2. Чем ворон похож на стол? – упражнение позволит научится создавать аналогии по разным классам. Здесь участвуют три человека. Один из них должен назвать живое создание, а другой – неживой предмет, а третий – рассказать, чем же они между собой похожи.
  3. О чем вижу, о том и пою – развивает легкость и ассоциативность в речи. Такое упражнение следует делать в парах. Одному необходимо показать на какой-либо предмет, а второй на протяжении пяти минут должен про него рассказать.
  4. Поток сознания – развивает умение начать беседу с абсолютно любого места и на любую тему. Здесь понадобится зеркало и один человек. Необходимо стать перед зеркалом и говорить обо всем, что придет в голову. Через десять минут будет понятно насколько это легко.

Книги для развития остроумия

Чтобы научиться остроумно выражать собственные мысли, важно читать специальную литературу. Отличными помощниками станут такие книги:

  1. И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев. Золотой теленок».
  2. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки. Повести. Рассказы».
  3. А. Грибоедов «Горе от ума».
  4. П. Вудхаус «Дживс, вы - гений!».
  5. В. Драгунский «Денискины рассказы».
  6. Г. Остер «Вредные советы».

Остроумные фильмы

Всем, кто уверен, что остроумие как эстетический принцип должно иметь место в каждом обществе, понравится такая подборка фильмов:

  1. 99 франков (2007, Франция).
  2. День сурка (1993, США).
  3. Трудности перевода (2003, США).
  4. Чумовая пятница (2003, США).
  5. Шафер напрокат (2015, США).
  6. Несносные боссы (2011, США).
  7. Мы – Миллеры (2015, США).
  8. Небеса обетованные (1991, СССР).

Красивые слова, замысловатые, витиеватые предложения - все это вербальное общение. Оно составляет где-то 10%. Мог ошибиться, но лишь на несколько процентов. Суть все равно остается прежней. Куда-то делись остальные 90%... Все 90% занимает невербальное общении: «тон голоса, язык жестов». Изменять невербалику искусственно почти нереально, потому как все это будет неконгруэнтны. Есть такая замечательная штука, встроенная в нас со дня нашего производства, имя ей - БРЕДОГЕНЕРАТОР! Завести, правда, его можно лишь постоянно тренируя этот скилл. Вкачивая в него так сказать новые очки опыта. Потому сначала придется потрахаться с запуском и совершенствованием бредогенератора. А как правильно работать с бредогенератором, нам расскажет Манкубус, он же Фил Богачев.

Упражнение 1: лингвистические пирамиды.

Цель этого упражнения: понять свои особенности мышления, развить навыки обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям.

Для начала, расскажу, что же такое это есть - «лингвистические пирамиды». Начнем с того, что оглянемся по сторонам. Первое, на что упал мой взгляд - кружка. Сама по себе кружка является просто кружкой, ничем больше. Однако, кружку можно определить в более высокий класс - посуда. Таким образом, мы перешли на 1 класс наверх (обобщили кружку до посуды). С другой стороны, кружка бывает для кофе, чая, полулитровая, алюминиевая, фарфоровая (Разобобщили кружку на различные подвиды кружек).

Это базовая модель лингвистических пирамид - все есть подвидом чего-то и состоит из чего-то. Кроме этого, в пределах одного класса есть аналогичные предметы. То есть, если мы обобщили кружку до посуды, то аналогиями будут тарелки, миски, стаканы и множество других вещей.

Таким образом, можно тренировать навыки обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям. Упражнение делается так. Нужно два человека (ты и твой друг). Один из вас - ведущий, другой - ведомый. Ведомый называет любой предмет, на который падает взгляд. Ведущий начинает показывать, что с этим предметом делать - найти ему аналогию, обобщить до более высокого уровня, разобобщить до более низкого. Чтобы делать это молча, очень хорошо подходит такая система знаков: большой палец вверх - обобщение, вниз - разобобщения, вбок - аналогия. Делать упражнение с 1 предметом около 5 минут, стараясь переходить между классами очень быстро, а не путешествовать только вверх-вниз по посуде. Потом вы меняетесь ролями.

Это упражнение еще не развивает бредогенератор. Это упражнение учит ваш мозг быстро находить аналогии, что будет дальше развиваться следующими упражнениями.

Упражнение: Чем ворон похож на стол

Это упражнение ведет свое начало от знаменитой загадки Льюиса Кэрролла. Она звучит так: «Чем ворон похож на стол?». Сам он ответа на загадку так и не дал, и фанаты этого замечательного человека до сих пор находят новые решения, создавая сайты в сети и ища новые решения. Вот так вот и рождаются упражнения по развитию бредогенератора.

Цель упражнения: научится созданию аналогий по разным классам.

Само упражнение делается просто, прямо как детская игра. Нужно три человека (или один человек и две кучки бумажек). Один человек называет живое создание (ворон), другой человек называет неживой предмет (стол). Третий рассказывает, чем одно похоже на другое. (Ворон похож на стол тем, что такой же черный, может складываться, как крылья и ящики.). После того, как названо сходство, участники меняются ролями. Упражнение делается по 20-30 раз за один день.

Второй, более продвинутый вариант. Один участник называет эмоцию или состояние, другой человек называет первый попавшийся ему на глаза предмет, третий говорит, что у них общего.

После нескольких повторений этого упражнения ты сможешь легко говорить, что общего у души и танка. Это же элементарно: Вертолеты - это души погибших танков! Потом переходи к следующему упражнению.

Упражнение: Продвинутое связывание

Само по себе это упражнение очень похоже на предыдущее. За одним исключением - если в прошлом упражнении ты простраивал одну цепочку аналогий между двумя, на первый взгляд, никак не связанными вещами, то в этом упражнении ты научишься простраивать множественные аналогии. В этом и состоит цель упражнения - умение создавать множественные связи между двумя предметами.

Как делается упражнение. Опять желательно три человека в числе участников. Один человек называет любой предмет, который приходит ему в голову, другой назовет любой предмет, на который падает его взгляд. Третий человек говорит, чем одно похоже на другое. Вроде бы все то же самое, что и в прошлый раз? Конечно же нет. После того, как третий участник создал одну аналогию, остальные участники начинают спрашивать, чем часть предмета (или его функция) похожа на то, что есть в другом предмете и как это связано.

Чем часы похожи на плеер?
-Они оба могут отсчитывать прошедшее удовольствие, показывая, как многое мы получили.
-Классно. А вот это колесико сбоку от часов - в плеере это что?
-Это же элементарно! Колесико служит для установки времени, а в плеере это делают специальные кнопки. Если колесико можно вращать вперед и назад, то в плеере есть две кнопки, которые вращают кассету вперед и назад.
-А вот эта стрелка на часах - в плеере это что?
-Это и в часах и в плеере помогает нам понять, что они показывают. В часах - это стрелка, в плеере - индикатор ленты.

Это упражнение желательно делать раза 2-3 в неделю минут по 15-20, пока ты легко не сможешь объяснить девушке, почему автобус и презерватив представляют собой две стороны одной вселенской медали.

Упражнение: О чем вижу, о том и пою.

Цель упражнения: Развитие легкости и ассоциативности в речи.

Упражнение делается в парах. Один человек показывает на любой предмет, который находится в поле зрения. Задача второго - не менее 5 минут рассказывать про этот предмет, его историю, функции и причины его появления на свет. Так же можно затронуть вопрос его жизненной необходимости для сохранения мира во всем мире.

Критерием успешного овладения этим навыком будет получасовой рассказ о предметах в отдельно взятом ночном клубе, где ты оказался первый раз в жизни.

Упражнение: поток сознания.

Цель упражнения: умение начинать разговор с любого места на любую тему.

Как упражнение выполняется: нужен только ты и зеркало. Обоих ингредиентов ровно по 1 экземпляру. Потом ты помещаешь себя перед зеркалом и начинаешь думать. Спустя 3 секунды начинаешь озвучивать ВСЕ, что ты думаешь, то есть думать вслух. Спустя 10 минут подобного монолога просто замечай, как это легко и естественно получается.

Это упражнение стоит делать раза 2-3 в неделю минут по 10. Через пару месяцев твой ясный разум затопит берега любого девичьего сознания.

Упражнение: Продолжить тему

Цель: Развитие навыка общения на произвольную тему.

Выполнение (1 вариант): обираются несколько человек, обычно 6. 5 - участники и один ведущий. Первый участник начинает рассказ (монолог) на любую тему, по сигналу ведущего рассказ продолжает другой участник, которого выбрал ведущий. После 5 минут ведущим становится следующий член группы.

После хорошей отработки этого упражнения становится легко разговаривать и поддерживать беседу.

Выполнение (2 вариант): В отличие от предыдущего варианта, тут ты сможешь тренироваться один. Включи телевизор или радио, на любой канал или станцию. Пару минут послушай ведущего, потом выключай и продолжай рассказ, пока не выдохнешься. Потом снова включай и продолжай. Выполнять раз в день по 20 минут, на протяжении месяца.

Упражнение: оранжевое настроение

Цель упражнения: развитие «альтернативного» взгляда на вещи, умение обсуждать происходящее «под другим углом зрения». В принципе, эти навыки и определяют успешный бредогенератор - умение говорить о привычных вещах непривычным образом.

Выполнение упражнения: нужно 2 человека. Первый человек называет любое существительное, второй называет к этому существительному 5 прилагательных, которые к нему могут подойти, но находятся на грани фола. Фактически, наделяет предмет новыми характеристиками.

Примеры:

Оранжевое настроение
. Кислая шляпа
. Монотонная тарелка
. Звонкие таблетки
. Бледная вилка
. Хрустящее кресло

Выполнять по 20-30 раз в день на протяжении месяца.

Осле этого упражнения образуется дополнительный навык - умение генерировать на лету трансовые синестезии (подробнее про это в главе про метафоры).

Упражнение: Решение проблемы.

Цель: Развитие начального бредогенератора.

Выполнение: Лучше всего выполнять вдвоем. Ведущий рассказывает максимально подробно о какой-нибудь затруднительной ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно. Ведомый начинает подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи. В это время ведомый молчит, это очень важно. Если бы это было все, то было бы скучно. Так вот.

В первый раз для решения проблемы надо воспользоваться абсолютно нереальным предметом или созданием, желательно из другой галактики.

Во второй раз, этот предмет должен помочь с помощью физически невыполнимых действий и неосуществимым способом.

В третий раз к первым двум случаям добавляются описание действий на несуществующем языке. Желательно, чтобы названия этих действий имели вполне понятное звучание, но не имели смысла. Помните, как у Маршака: Варкалось, хливкие шорьки мырялись по наве.

Критерием развитого бредогенератора будет истеричный смех человека, который это слушает.

Упражнение: Альтернативные реальности (базовые)

И тут мы подходим к построению продвинутого бредогенератора, и уже в этом упражнении мы научимся генерировать настоящий бред эталонного качества. Чтобы это упражнение состоялось, потребуется допустить только одну мысль - мы сейчас находимся в альтернативной реальности, которая неуловимым образом похожа на нашу, за одним исключением. Эта реальность состоит не из атомов и молекул, а лампочек. Самых разнообразных лампочек. И все, что мы видим, сделано из лампочек, продуктов их переработки, в специальных лампочкообрабатывающих мастерских и лампочкоперегонных заводах.

И сейчас наступает упражнение. Для этого тебе потребуется друг, к сожалению, они иногда нужны. Твой друг закрывает глаза, и ты начинаешь его водить по комнате, при этом, подводя его руку к любому предмету, и объясняешь, каким образом он состоит из лампочек. Потом дальше. И так - 10 минут. Потом вы меняетесь ролями. Результатом упражнения будет являться переход в альтернативную реальность. Разумеется, что кроме лампочек, это может быть абсолютно любая Альтернативная Реальность, состоящая из чего угодно. Хоть из телепузиков и мобильных плакатов.

Еще раз: твоя задача состоит в ясном и логическом связывании того, что человек ощущает, с тем, что ты придумал. Вроде бы все просто, а вроде бы и нет. Пробуй. Я помню, когда я первый раз сам для себя делал это упражнение, я выбрал Реальность Пупырышков. И подвел человека к стене, и сказал «Это пупырышек. Просто он настолько большой, что радиус кривизны просто так не измерить». Тут такое началось, словами не передать. Продолжили мы минут только через 10 - и я думаю, что это упражнение доставит вам столько же радости, сколько мне в свое время. В общем, это упражнение нужно проделать раз 5-6 для закрепления навыка и переходить к следующему.

Упражнение: Конструирование альтернативных реальностей.

Это упражнение служит вторичным навыком, дополняющим бредогенератор. То есть это упражнение направлено, в первую очередь, на закрепление навыков, развитых многочасовыми потными тренировками (или секундным чтением этой главы по диагонали).

Для этого упражнения тебе потребуется первоначальное состояние Альтернативной Реальности, как, например, после выполнения предыдущего упражнения. И больше ничего. То есть требуется, настоятельно требуется немного измененное состояние сознания.

Выполнение: тебе потребуется только твоя рука. Этой рукой надо касаться любого предмета, перенося его в свою реальность. То есть, если у тебя реальность лампочек, то после того, как ты прикоснешься к любому дереву в своем дворе, тебе нужно будет заметить, как все в этом дереве начинает состоять из лампочек - ветки, листья, кора, корни. После того, как процесс завершится, переходи к другому предмету. Это упражнение делается молча, в одиночестве и минут 15, не меньше. Двух-трех раз на выполнение будет вполне достаточно, и ты почти разовьешь в себе бредогенератор киловатта так на три с полтиной. Завершить этот процесс можно будет с помощью следующего упражнения.

Упражнение: Альтернативные реальности (продвинутые).

После того, как ты научился в альтернативные реальности входить и их конструировать, для полного счастья тебе нужно только одно. Сделать так, чтобы в этой альтернативной реальности появилась хотя бы одна девушка. Вроде бы мелочь какая, мелюзга пузатая, а приятно. В конце концов, не мастурбировать же в этой реальности в гордом одиночестве?

Цель упражнение: создание кокона общения с девушкой, наведение разговорного транса, умение связно и конгруэнтно убеждать в своей точке зрения, свободно простраивать ассоциативные цепочки в разговоре.

Ужас какой. Это я про цели. Теперь про выполнение: твоя задача - опять войти в свою альтернативную реальность. После этого, ты находишь на улице девушку и рассказываешь ей про свой мир, аргументировано описывая любой предмет как состоящий из левых поворотов. Критерием правильного выполнения и работающего бредогенератора будет активное участие девушки в описании мира, то есть она включится в эту игру - начнет спрашивать подробности, подсказывать ответы.

Меры предосторожности: Разумеется, что вот просто так с горящими глазами подбегать к девушке и впаривать ей вселенную телепузиков не стоит. Это я так, на всякий случай сказал. Имея в виду, что сначала стоит подойти и познакомиться. Если во время общения у тебя возникнут затруднения, можно потренироваться с тем же самым многострадальным другом.»

Манкубус, например, свой бредогенерище развивал несколько лет. Так что, как видишь нужно потрудиться. Конечно, я не заставляю тебя годами оттачивать мастерство, но 3 месяца поработать над БГ (бредогенератор) все-таки нужно. ОНО того стоит!

В жизни каждого из нас встречался человек, которого можно назвать по-настоящему остроумным. Он способен шутить в самой суровой ситуации, и точно чувствует подходящий момент. Но есть ли от остроумия практическая польза?

Оказывается, способность вызывать смех окружающих весьма полезна для здоровья. Психологи в один голос утверждают, что восприятие ситуации с юмором эффективно помогает бороться со стрессом. После приступа смеха у человека наблюдается состояние релаксации, сопровождаемое выделением эндорфина, а также снижением кровяного давления и частоты сердечного ритма. К тому же чувство юмора тесно связано с гибкостью мышления.

Гибко мыслящий человек легко считывает настроение аудитории и подаёт информацию в том виде, в котором её воспримут наиболее позитивно. Это вызывает у слушателей положительную отдачу и укрепляет чувство единства.

Юмор укрепляет связи между людьми

В одном из исследований группе незнакомых людей показывали смешной ролик, после чего они более открыты для знакомства, чем те, кто смотрел документальный фильм. Это вполне подтверждает теорию об объединяющей роли смеха. То же самое касается и романтических отношений. Совместный смех воспринимается как ощущение поддержки со стороны партнёра. Пары со схожим чувством юмора, которые часто над чем-то смеются вместе или смешат друг друга, испытывают большее единство и эмоциональную близость, что не может не сказываться на укреплении отношений.

Остроумие даёт преимущества на рабочем месте

Живое чувство юмора определённо способствует движению к успеху, считает доктор психологических наук Джеймика Фалконер. Исследования показывают, что саркастичные люди более успешны. Сарказм воспринимается, как уверенность, и эта уверенность даёт вам преимущество. К тому же сарказм часто идёт рука об руку с креативностью – качеством, которое оставляет ваших конкурентов далеко позади.

Чувство юмора: врождённое или приобретённое?

Но что, если вы никогда не отличались чувством юмора, а теперь решили попробовать? Конечно, остроумие – скорее та черта, которая проявляет себя уже с детства. Однако вполне возможно, что чувство юмора есть и у вас, хотя вы этого и не осознаёте. Полагаете, что саркастические комментарии в чате или шутки над кружкой пива по поводу неприятной ситуации не в счёт? Но именно они и составляют большую часть того, что мы понимаем под словом «юмор». В этой статье супруги-комедианты из Нью-Йорка Вики Куперман и Макс Коэн делятся с вами советами, как разбудить своего внутреннего острослова.

Шесть шагов к умению вызвать смех

Шутите в меру. Если за вами ещё не закрепилась репутация шутника, то это вам на руку, считает Коэн. «Шутка должна быть неожиданной, и ни от кого её не ожидают меньше, чем от тихого скромного парня. Я всегда завидую тем, кто говорит мало, но вызывает взрыв хохота. Так что произносите что-то изредка и с уверенностью, и вас запомнят, как того реально смешного молчаливого айтишника».

Найдите точки соприкосновения. Куперман полагает, что ключ к хорошему смеху – контекст. Будьте актуальны. Не стоит во время обеденного перерыва на работе острить о причудах своей тёщи, если только люди ещё не привыкли к вашей роли шутника. Гораздо проще шутить о том, что у людей на уме, потому что тогда у вас есть общий набор понятий, из которых вы можете черпать вдохновение.

Шутите вовремя. Если вы собираетесь сострить по поводу текущей ситуации, делайте это сразу, особенно в офисе или на вечеринке, утверждает Коэн. Вы не можете сказать: «Помнишь то совещание два часа назад? Так вот я мог бы ответить Джиму…» Это выглядит удручающе.

Обыграйте кульминацию. Когда вы шутите, очень важно, чтобы развязка оказалась неожиданной для ваших слушателей. По мнению Куперман, блестящим примером может служить шутка из фильма «Американский пирог»: «Весь фильм ты ждёшь, что она расскажет ужасно скучную историю про музыкальный лагерь, что она в итоге и делает, но концовка тебя ошарашивает. Она неприличная, пошлая и удивительно смешная, потому что ты никак не ожидал её от этого человека. Для меня это одна из лучших шуток в этом фильме».

Проверьте свой материал. Ещё не готовы шутить прилюдно? Куперман советует попробовать свои силы в чате или в соцсетях, где вы не видите гримасы собеседника, если шутка ему не по душе. «Соцсети великолепная платформа. Я использую их для того, чтобы посмотреть, насколько моя шутка хороша. Если она получает достаточно лайков и ретвитов, я добавляю её в репертуар. Это проще, чем тестировать шутки лицом к лицу».

Будьте готовы к провалу. «Если вы хотите попробовать быть остроумным, то очень важно не унывать в случае неудачи, потому что неудачи обязательно будут», – считает Коэн.

«Будьте готовы принять тот факт, что не каждая ваша шутка окажется блистательной и искромётной, это вовсе не значит, что вы утратили своё чувство юмора. Просто верьте в себя, и вы обязательно выдадите пару замечательных шуток».

Надя Зима

Копирайтер и журналист. Интересы - художественная литература, культура и психология.

От радости и эйфории до злорадства и горечи - в смехе может выражаться весь спектр человеческих эмоций. Если проявления гнева мы стараемся контролировать сознательно, то искренняя улыбка обычно не встречает психологических барьеров и, появляясь на лице стихийно, становится разгадкой личности.

Весёлость человека - это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеётся человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно.

Ф. М. Достоевский, «Подросток»

Как смеются тихони и честолюбцы

Чтобы соотнести манеру смеяться с присущими человеку чертами характера, не обязательно быть психологом. Понаблюдайте за людьми из близкого круга, и вы заметите, что улыбка каждого из них соответствует уже сложившемуся в вашем воображении образу. О личностных качествах красноречиво говорят сопутствующие смеху и мимика.

  • Прикрывание рта ладонью свидетельствует о том, что человек не слишком уверен в себе и старается не привлекать излишнего внимания. Скорее всего, он чувствителен к , склонен к рефлексии и самокопанию.
  • Запрокидывание головы свидетельствует о том, что смеющийся открыт новому, легко вовлекается в происходящее и получает удовольствие от жизни. Он не обижается по пустякам и склонен видеть мир в розовом свете, часто обладает лидерскими качествами.
  • Театральные гримасы и эмоциональные телодвижения говорят о том, что перед вами честолюбец. Он умеет заражать весельем, но жаждет от аудитории полной отдачи в виде всеобщего внимания и комплиментов. Несмотря на кажущуюся открытость, может быть недоверчивым и осторожным.
  • Капризные и инфантильные люди смеются, сморщивая нос. У них семь пятниц на неделе. Они склонны менять взгляды, увлечения и приоритеты.
  • Если человек подавляет улыбку, это говорит о том, что он контролирует эмоции, максимально собран, и это мешает ему наслаждаться моментом. Такие люди умеют добиваться поставленных целей, но тем не менее нуждаются в поддержке близких.

Юмор и его мишени

Развитое чувство юмора относится к самым желательным качествам современного человека. Наше умение реагировать на смешное и шутить проходит тест-драйв на каждом шагу - при трудоустройстве, вливании в новый коллектив, общении с друзьями и завязывании отношений с противоположным полом. Запаситесь парой анекдотов для разных контекстов, и вы сможете оригинально заполнить неловкую паузу и произвести благоприятное впечатление.

Как развить чувство юмора

Хорошее чувство юмора можно считать одной из форм одарённости, однако оно, как и любой другой талант, поддаётся развитию. Даже если вы нуждаетесь в табличке с надписью «Сарказм», шутите невпопад и воспринимаете чужие остроты буквально, у вас есть шанс стать душой компании.

Доступные каждому средства комического описал педагог и изобретатель Юрий Тамберг в книге «Как развить чувство юмора». Вот несколько универсальных советов, следуя которым можно научиться не только искромётно шутить, но и просто радоваться жизни.

1. Научитесь видеть комическое

Остроумие предполагает умение отличать хорошее от плохого - знать нормы поведения и распознавать отклонения от них. Шутить можно над глупостью, ленью, карьеризмом, жадностью, инфантильностью и другими человеческими пороками. Но, высмеивая недостатки, не переходите на личности - юмор должен оставаться добрым.

2. Используйте ассоциации

Учитесь находить общее между разнородными явлениями. Умение проводить парадоксальные аналогии поможет и остроумно шутить, и смотреть на мир под другим углом.

Вспомните школьную программу. Тропы и стилистические фигуры (метафоры, метонимии, гиперболы, олицетворения, риторические вопросы) - отличная основа для остроумного замечания.

3. Не бойтесь абсурда

Произнесённая в нужный момент «непроходимая глупость» может разрядить обстановку. Люди с чувством юмора обязательно заметят логическую ошибку и оценят вашу изобретательность.

4. Попробуйте рифмовать

Шутки в стихотворной форме надолго запоминаются и говорят о разносторонности автора. Немногие знают, что мастером этого жанра был А. С. Пушкин («Я пленён, я очарован, словом - я огончарован!»).

Для тех, кому не поддаётся классическая рифма, есть жанры интернет-фольклора «пирожок» и «порошок» (ленивый толстый и весёлый / лежит тюлень на берегу / я не тюлень но точно так же / могу).

5. Расширяйте кругозор

Развитию чувства юмора способствует широкая эрудиция - , общайтесь с умными людьми, пополняйте словарный запас.

6. Боритесь с врагами юмора

Не позволяйте себе унывать, откажитесь от представления о том, что в мире преобладает негатив, и находите время для отдыха, потому что душевная и физическая усталость обесцвечивают жизнь.

Научившись шутить остроумно и метко, вы сможете завоевать любую аудиторию, избавить себя и окружающих от осенней хандры и пережить любые жизненные невзгоды. Помните, что перед теми, кто идёт по жизни смеясь, открываются многие двери.