Характеристика русской литературы 19 века. Общая характеристика литературы XIX века методическая разработка по литературе (9 класс) на тему. Дунаев М.М. Русская литература XIX века

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

Введение

Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем учителю предстоит решить две задачи:

  • выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;
  • во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Для решения первой задачи учитель может провести фронтальную беседу, выявив общий уровень развития класса. Для определения уровня литературного развития каждого школьника можно предложить им письменно дома ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:

  • ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:
  • Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
  • Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
  • Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

При подготовке к обзорной лекции учителю следует учесть, что для усвоения ее содержания необходимо развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, готовить различные виды сопоставительных таблиц, подбирать цитаты и т. п.

В ходе лекции учитель останавливается на наиболее существенных признаках каждого этапа развития литературы и может составить с учащимися опорную таблицу.

Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров
I.
I четверть (1801—1825)
Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия
II.
Литература 30-х годов (1826—1842)
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
III.
Литература 40—50-х годов (1842—1855)
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
IV.
Литература 60-х годов (1855—1868)
Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
V.
Литература 70-х годов (1869—1881)
Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ
VI.
Литература 80-х годов (1882—1895)
Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
VII.
Литература 90-х годов (1895—1904)
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в мировую культуру и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии общественная жизнь в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе. Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было. Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное движение декабристов и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества. Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды. Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы – ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая характеристика сентиментальной прозы – это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества. Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения социалистического реализма.

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского – неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался. В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов.

Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей. В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика русской классической литературы 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

Девятнадцатый век – эпоха расцвета русской литературы. Она была подготовлена стремительным культурным ростом России после реформ Петра Великого . Блистательное царствование Екатерины поставило перед новой, великодержавной Россией вопрос о создании национального искусства. Среди плеяды екатерининских придворных пиитов возвышается величавая фигура «певца Фелицы » – Державина . Развитие художественного языка и литературных форм происходит в необыкновенно быстром темпе. В 1815 году на лицейском экзамене Пушкин читает стихи в присутствии Державина. В «Евгении Онегине » он вспоминает об этом:

Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя благословил.

Вечерняя заря славной екатерининской эпохи встречается с утренней зарей пушкинского времени . «Солнце русской поэзии», Пушкин стоит еще в зените, когда рождается Толстой . Так на протяжении одного века рождается русская литература, восходит на вершину художественного развития и завоевывает мировую славу. В одно столетие Россия, пробужденная от долгого сна «могучим гением Петра», напрягает таившиеся в ней силы и не только нагоняет Европу, но на грани XX века становится властительницей ее дум.

Дунаев М.М. Русская литература XIX века

Девятнадцатый век живет в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых и тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического «любомудрия» и славянофильского учения ; пятидесятые – появление первых романов Тургенева , Гончарова , Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых; восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

Подготовительный период кончается. Восходит светило Пушкина, окруженное плеядой спутников. Дельвиг , Веневитинов , Баратынский , Языков , Одоевский , Вяземский , Денис Давыдов – все эти звезды сияют своим чистым и ровным светом; они кажутся нам менее яркими только потому, что их затмевает блеск Пушкина. Появление этого гения невозможно объяснить никакой преемственностью литературных форм. Пушкин – чудо русской литературы, чудо русской истории. На высоте, на которую он возносит русское словесное искусство, все линии развития обрываются. Нельзя продолжать Пушкина, можно только вдохновляться им в поисках иных путей. Школы Пушкин не создает.

Волшебное словесное искусство Гоголя вызывает к жизни целое поколение рассказчиков, бытописателей и романистов. Из гоголевской «натуральной школы» выходят все великие писатели 1850 – 1880-х годов. «Мы все вышли из гоголевской "Шинели "», – говорит Достоевский . От «Мертвых душ» идет линия развития романа, победное шествие которого наполняет вторую половину века. В 1846 году появляется первая повесть Достоевского «Бедные люди »; в 1847 году – первый рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч », первый роман Гончарова «Обыкновенная история », первое художественное произведение Аксакова «Записки об ужении рыбы», первая большая повесть

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II .Постановка целей урока.

ХIХ столетие — «золотой век» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока.

III .Словарная работа.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик —

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Реализация домашнего задания.

Сообщение учащихся о важнейших исторических событиях в Европе и России XIXвека, заполнение 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литера-туры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II поло-вина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

I V . Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Это нам предстоит выяснить, прочитав статьи учебника (стр. 112, 214).

Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V .Итог урока

Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI . Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы ХIХ века, подтвердив свои мысли примерами, или сообщение о русской лирике начала ХIХ века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).

Использованная литература:

  1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе: кн. для учителя / Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. — М.: Просвещение, 2009.
  2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Миронова Ю.С. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах /Ю.С. Миронова. - СПб.: Тригон, 2007